Михаил ульянов - биография, информация, личная жизнь. Тайная жизнь Михаила Ульянова: "Папа был несчастным человеком" Михаил ульянов и его дети

Дочь актера рассказала о его депрессии из-за перемен в стране

Очки, удостоверение Союза театральных деятелей, репертуарный план Театра имени Вахтангова, ключи от старого гаража, сундук, где хранились пьесы и сценарии…

В кабинете Ульянова все как было при нем. Кажется, сейчас он войдет и раздастся этот знакомый всей стране жесткий и властный голос маршала Победы Георгия Жукова. Мы помним его таким.

Но в памяти единственной дочери Михаила Александровича, Елены Ульяновой, он остался совсем другим: тихим, нежным, не очень решительным.

Елена с отцом.

Это мемориальный кабинет, и мне хотелось, чтобы здесь ничего не менялось. Но в 2009 году весь наш подъезд пострадал из-за пожара, который начался на первом этаже, на кухне «Макдональдса». Огонь рванул по воздуховоду, на крыше пламя било фонтаном, будто горела нефтяная скважина, - пожар был виден на пол-Москвы. Все это случилось глубокой ночью. Мама была уже больна, и сиделка Наташа успела ее эвакуировать с восьмого этажа на лифте, пока он еще работал. Никто не успел одеться, и люди в ночных рубашках сидели во дворе. Тушили всю ночь. Когда я приехала, вся квартира была покрыта толстым слоем жирной несмываемой сажи. Обувь прилипала к полу. Пришлось делать ремонт. Отцовский кабинет и гостиную я фотографировала в деталях буквально по сантиметру и восстановила, как было при жизни отца.

Разобрала весь архив: записные книжки, бумажки, записки, дневники. Позвала подругу Машу Зоркую, и мы выпустили книжку «Неизвестный Михаил Ульянов. Жизнь великого актера и человека». Мамы уже не было, и о существовании дневников она не знала. Папа все это делал тайно, никому не показывая, даже маме, которую он любил всю жизнь, с которой всегда советовался.

- Она бы, наверное, удивилась, что там не было ничего ни о ней, ни о вас…

Да, в этих личных дневниках не было так называемой личной жизни. Только творчество, работа, театр, Союз театральных деятелей - и это с 45-го года. Он так жил. Он в дневниках как бы смотрел на самого себя и вечно был собой недоволен. Встречаются фразы: «Миша, ты недоработал!», «Миша, ты недотянул», «Миша, ты сыграл плохо…» Он был самоедом всю жизнь и поэтому несчастным человеком. Это я поняла уже после его ухода.

- В кабинете на ковре целая коллекция холодного оружия. Михаил Александрович собирал?

Это все подарки. Тогда было принято вешать такие вещи на стену. Но однажды, в 70-е, произошла громкая история, когда в квартиру одного академика вломились бандиты и зарубили мечом, снятым со стены комнаты, его дочь и собаку. Когда отец услышал про этот случай, он дико перепугался и все убрал по шкафам.

Был ли в семье культ отца, когда домашние ходят на цыпочках и разговаривают чуть ли не шепотом, чтобы не мешать? Вы могли зайти в кабинет?

Мы не заходили, хотя дверь была открыта. Но мама меня научила оберегать отцовский покой. Он был очень занятой человек, домой приходил поздно, уставший, недовольный, молчаливый: выплескивался на работе. И мы старались его не беспокоить.

- Он сам ходил по магазинам?

Только когда мама категорически, жестким голосом его туда посылала, папа шел на поклон к директорам магазинов. Жили скромно. Нас очень выручали мамины дачные заготовки. Помню, как банки с консервами громоздились в гаражном подвале. А в очереди за ливерной колбасой обычно стояла я. А в последние годы, когда родители состарились, привозить продукты стало моей обязанностью. У меня был близкий приятель Антоша Табаков, сын Олега Павловича. И он, и Денис Евстигнеев, мы все одного возраста, одного круга. Сейчас, конечно, разлетелись в разные стороны, а тогда очень дружили. Когда в магазинах были пустые полки, мы с Антошей садились в две машины и объезжали мои и его торговые точки.

- Вас воспитывали в строгости?

Родители были очень мудрые. При мне никогда не спорили по поводу моего воспитания, не выясняли, кто прав и кто виноват, - выдавали готовое решение. Но жесткость, конечно, присутствовала. К примеру, мне категорически запрещалось приходить после полуночи. Я чувствовала себя взрослой - в старших классах училась в школе рабочей молодежи. Ничего не изменилось, когда я поступила в институт, - родители считали меня ребенком. Это было обидно и оскорбительно, потому что все мои одноклассники, а позже сокурсники спокойно сидели, сколько хотели, а мне надо было бежать домой, и если я приходила позже, то следовал либо жуткий скандал от мамы, либо укоризненные взгляды от папы, что было еще хуже. Однажды я задержалась довольно сильно. Нашему однокурснику из Грузии привезли огромную бутыль молодого вина, и мы поехали в мастерскую праздновать. Это вино было похоже на компот. А потом оказалось, что при ясной голове ноги не ходили. По пояс нормальный человек, а ниже - неподвижность. Я приехала домой на такси в третьем часу ночи. Отец вышагивал по двору от одного подъезда к другому - это было так страшно.


Михаил Ульянов с женой Аллой Парфаньяк и маленькой дочкой.

- Такая родительская опека продолжалась до вашего замужества?

Правило мамы звучало так: мы никогда не будем жить вместе, когда ты выйдешь замуж. Это нужно для того, чтобы сохранить хорошие отношения. И она как в воду глядела. Когда я вышла замуж в первый раз, мы тут же уехали. И дивные отношения сохранялись. Я каждый день звонила родителям - это была семейная традиция. Если я не звонила, отец начинал дергаться и психовать. Звонил мне и спрашивал: «Куда ты пропала?» Мы могли проговорить одну секунду, но непременно каждый день.

Папин принцип: я всего должна добиться сама. И он никогда мне не помогал, ни в профессии, ни в учебе. Я в молодости очень обижалась. Мне было больно, потому что всех моих друзей поддерживали. При этом все вокруг считали, что я блатная и что меня на ладошках под попу везде суют. Поэтому отношение ко мне всегда было предвзятым. Я, конечно, обижалась на отца. Мы с мамой много раз говорили об этом, она меня понимала, но ничего поделать было нельзя. В результате я пробилась сама. Поступила в институт на общих основаниях, сделала карьеру художника-графика и беспредельно благодарна отцу и маме за такое воспитание. И за то, что не стала актрисой, отцу до сих пор в ноги кланяюсь.

Да, Михаил Ульянов писал: «И то, что Лена не актриса, как часто бывает в актерских семьях, наша заслуга…» Но возьмите любой театр, включите телевизор - везде знакомые фамилии.

Да, 95 процентов актерских детей идут по стопам родителей. Из меня бы актриса не получилась. Сейчас я это понимаю. Я ведь была очень зажата в юности, страшно стеснялась и роста, и носа, и огромного размера ноги. Раскрепощенность наступила значительно позже, когда я сама чего-то достигла. Да, у меня есть внешние данные и голос, многие спрашивают: «Вы актриса?» Я могу выступать со сцены, но сыграть - нет. Меня всегда бы сравнивали с папой, и явно не в мою пользу. Бог не дал мне такого таланта. Если бы я пошла по стопам родителей, давно бы погибла: спилась, стала бы наркоманкой. Я ведь вращалась в компании золотой молодежи, где случались и попойки, и травка.

- Если у вас были проблемы, к кому вы шли: к папе или к маме?

Смотря что. Если надо было отпроситься на вечеринку, я бежала к маме. А если мне требовались денежки, я бежала к папе. У него в кабинете, в ящике, были две коробки из-под индийского кофе, набитые металлическими рублями, которые он собирал. А если серьезно, то с отцом меня связывали более близкие отношения. Мама была человеком взрывным, и часто возникали ситуации, которые отец называл «нашла коса на камень». С возрастом мама стала мягче.

Ваши родители были личностями, с непростыми и очень разными характерами. Вода и пламень. Михаил Александрович, мне кажется, все держал в себе, а Алла Петровна взрывалась, но, наверное, через пять минут отходила.

Так оно и было, но только не через пять минут. Мама могла не разговаривать сутками. Родители подстраивались друг к другу. Но верховодила, конечно, мама, хотя папа не был подкаблучником в полном смысле этого слова. Люди видели одного Ульянова, а мы - другого. Он всегда был самим собой, но, когда приходил домой, снимал с себя, как пальто, весь этот рабочий груз и оставался не очень решительным, тихим, молчаливым. Но при этом очень крепким. Мама называла его «Четыре «Н» - Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично». Он никогда не просил ничего для себя. За других ходил: кому квартиру, кому в больницу, кому роль. У нас в передней, под зеркалом, всегда висел «Список добрых дел». Сейчас продолжаю эту традицию - возглавляю благотворительный фонд «Народный артист СССР», чтобы помогать старым актерам, чьи имена ушли в забвение.


Маршал Жуков нашего кино.

Читала где-то, будто ваша мама его ревновала к первой любви - актрисе Нине Нехлопоченко. Странно, потому что Алла Петровна Парфаньяк была одной из самых красивых женщин Москвы. Ей ли ревновать?

Это «легенды и мифы Древней Греции». Мама была слишком мудрой женщиной, уверенной в себе и в отце. За всю жизнь он ни разу не дал ей повода. И она тоже, при всей ее бурной молодости, а за ней ухаживали Марк Бернес, Леонид Утесов, Александр Вертинский, Рубен Симонов, повода для ревности не давала. Но любила подковырнуть, в частности, отца, который никогда на эти реплики не отвечал. Могла сказать прилюдно: «Вот я ему всегда говорила: «Если я умру, пусть он возвращается к Нине, потому что она хорошо готовит!»

Ваша мама была женой знаменитого актера Николая Крючкова и вдруг выбрала вашего папу, которого тогда мало кто знал. Для общества это был, наверное, шаг вниз.

Даже не шаг. Мама просто рухнула с олимпа, когда рядом с ней вместо небожителя Крючкова оказался никому не известный молодой мужик из общаги, плохо одетый, необеспеченный. Для меня до сих пор тайна: как она его выделила?

Он писал: «Алла руку протянула, но поставила условие: никаких ярмарок, никаких купцов… Этой рукой она вытащила меня из омута, когда я уже пускал пузыри…» У него ведь были проблемы с алкоголем?

Я такие моменты помню смутно, но в молодости папа любил повеселиться. Кто тогда в творческой среде не пил? У него была компания с Юрием Васильевичем Яковлевым. Мама была категорически против загулов. У нее имелся уже опыт с Крючковым, с которым она и развелась из-за того, что он пил по-черному. И вдруг все стало повторяться с папой. Но все эти рассказы, будто она встала на подоконник, грозясь покончить с собой, если папа не бросит пить, - вранье. У нас в семье не принято было изливать душу, но однажды папа мне рассказывал: «В какой-то момент я вдруг очнулся на трамвайных рельсах, а надо мной в миллиметре стоял трамвай, который мне все-таки немножко наехал на ногу. Шрам на голени остался. В этот момент я понял, что это даже не звонок, а набат». Отец был сильный, волевой человек и после этого случая с алкоголем отрезал раз и навсегда. Как и с курением. Бросил железобетонно и больше никогда не брал в руки сигарету.

- Как же он терпел двух курильщиц в доме: вас и маму?

Папа к курению относился очень плохо. Я закурила в школе, еще в девятом классе, кажется. И мама курила всю жизнь. Она тысячу раз бросала, но начинала злобить, поправляться и опять закуривала. А я даже не пробовала перестать. Папа с нами боролся как мог. На кухне оставлял с вечера вырезки из газет о вреде курения. При отце я никогда не могла курить и обычно уходила на кухню. Если он видел мою дымящуюся сигарету в пепельнице, делал зверское лицо. Но, когда мама перестала выходить в свет, отец брал меня на разные банкеты, фуршеты, приемы, и у нас с ним была негласная договоренность: если мне хотелось закурить, он поворачивался в одну сторону, а я - в другую!


«Приход Горбачева папа воспринял как солнце, а потом разочаровался».

Понимаю, что Михаил Ульянов был сдержанным по природе человеком, вряд ли склонным к бурному выражению чувств, но какие-то зримые знаки любви к жене подавались?

В Москве у него всегда была тяжелейшая жизнь, но когда они уезжали в отпуск вдвоем, начиналась их золотая пора. Они совершенно преображались: гуляли, взявшись за руки, хохотали. Папа на каждый день рождения писал маме стихи, причем не стишок какой-то, а поэму. Получалось совершенно непрофессионально, но так трогательно. Он аккуратно переписывал в тетрадочку на нескольких листах и читал вслух.

- Он ведь долго и тяжело болел в последние годы.

Очень долго. Мы ездили по профессорам, шаманам. Папа ходил с огромным трудом, но долго сопротивлялся палочке. Он остро стеснялся своей немощи и, только когда стало совсем невмоготу, вырезал в лесу грубую палку, которая, на его взгляд, соответствовала образу деревенского мужика.

- Как мама пережила его уход?

Для нее это был конец жизни. Два месяца она металась, завесила всю квартиру его портретами. А потом случился микроинсульт. Звоню утром: никто не подходит. Рванулась сюда - никто не открывает. Вызвала МЧС, вскрыли дверь. Мама лежала пластом. Она еще прожила два года, но уже в своем мире - не в нашем. Отца не стало, и ее не стало.

- Осталось что-то из отцовского архива, что вы никогда не сможете опубликовать?

Конечно, осталось. Это личные письма, записки. Они уйдут вместе со мной. Меня поразило одно письмо 1960 года, которое папа прислал с гастролей. Это было признание в любви, длинное, на целый лист, адресованное мне, в ту пору годовалому ребенку…

Мы смотрим на артистов сквозь призму ролей. Михаил Ульянов всегда казался убежденным коммунистом. Для многих стало неожиданностью, что он поддержал и Горбачева, и Ельцина.

Он был настоящим коммунистом, но потом, по прошествии времени, когда понял больные точки, многое изменилось. Родители очень дружили с Алексеем Аджубеем и Радой Никитичной (зять и дочь Никиты Хрущева), я хорошо помню эти разговоры на даче. В перестройку папа вышел из партии, но билет не уничтожил. Приход Горбачева он воспринял как солнце. Ему показалось, что теперь страна сможет свободно дышать. Он очень переживал за судьбу родины. Они с Горбачевым были в достаточно дружеских отношениях. Михаил Сергеевич бывал в Вахтанговском театре, присутствовал на папином юбилее, когда праздновали 75 лет. А потом пришло понимание, что это не тот путь. В Ельцине отец быстро разочаровался и впал в жуткий мрак и внутреннюю депрессию. Последние годы родители смотрели телевизор, весь этот негатив, и воспринимали как чистую правду. Любая страшная новость на них действовала, особенно на отца.

- Это, наверное, трансформировалось в страх за дочь, внучку?

Да, в 90-е Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее. Отсюда и «Ворошиловский стрелок». Он не играл эту роль, он ее прожил. Поэтому получилось так остро и пронзительно.

Прошло десять лет после смерти отца. Михаила Александровича мало кто помнит из молодых. Это естественный процесс. У меня есть такая игра. Заходит в квартиру посторонний человек, тот же курьер, и начинает оглядываться, потому что у нас чисто актерская прихожая. Спрашиваю: «Знаете такого актера Михаила Ульянова?» - «Нет». - «Вопрос номер два: фильм «Ворошиловский стрелок» видели?» 99,9 процента людей любого возраста говорят «да». И тут я задаю последний вопрос: «Помните старика, который отомстил за внучку? Это и есть Михаил Ульянов!» Немая сцена.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

«Подъезжаем к дому, таксист говорит: «Здесь живет Михаил Ульянов… А вы знаете, что у него роман с Юлией Борисовой?» Я лишь усмехнулась», - рассказывает дочь великого актера.

В ноябре прошлого года я ездила в город Тару Омской области на открытие памятника отцу к его 85-летию. Вообще-то папа родился в селе Бергамак, но вскоре семья переехала в Тару, где папа и рос.

Поэтому отдать дань памяти великому земляку решили именно там. Объявили конкурс на лучший памятник, каждый проект активно обсуждался в местной газете, жители даже собирали деньги, очень помогло омское правительство - в общем, это был народный памятник. Я впервые приехала в Тару. И даже не представляла, как это далеко! Четыре часа на самолете от Москвы до Омска. Затем 300 километров по раздолбанной дороге. Вокруг бесконечный снег. В Москве еще листики желтые опадают, а тут уже пурга так метет, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Кстати, когда я в Таре спросила про Бергамак, мне сказали: «Можно съездить, это близко, километров двести пятьдесят». К стыду своему, я не поехала. Впрочем, на первый раз мне и в Таре хватило впечатлений. Маленькие покосившиеся домишки. На их фоне огромное, ультрасовременное, подсвеченное прожекторами здание Северного драматического театра имени Михаила Ульянова смотрится совершенно неожиданно.

Фото: Фото из личного архива Елены Ульяновой

Вот перед этим театром, на площади, и поставили памятник. На открытие собрались все жители городка, пришли и те, кто знал Ульянова в детстве и юности, приехала из Омска сестра его - тетя Рита с его двоюродной внучкой Машей, из Москвы - актеры Александр Филиппенко и Марина Есипенко, тоже сибирячка. И когда на открытии я сдернула занавеску с памятника, люди в толпе ахнули: «Миша! Как живой!»

Я никогда не знала, кто мои прабабушка и прадедушка по папиной линии. Отец почему-то не рассказывал. Помню только дедушку Александра Андреевича, бабушка Елизавета Михайловна, в честь которой названа моя дочь, очень рано ушла из жизни. И вот в краеведческом музее Тары обнаружилась анкета, которую когда-то заполнял мой дед.

В ней в графе «родители» указано: «Были сосланы за болото и там померли». Оказывается, в свое время большевики целыми деревнями свозили людей на Васюганские болота. Не разбирались даже, кто богатый, кто бедный. Впрочем, в Сибири бедных по определению не было: если ты работаешь - что-нибудь да наживешь, а не работаешь - не выживешь. Никаких попрошаек и бродяг, только выносливые, крепкие, работящие люди. И вот их забирали кто в чем был за 30 минут, сажали на телеги и увозили в топь, на гибель. Кого-то расстреливали, кто-то сам с голоду умирал. Наверное, поэтому папа не хотел о своей родне говорить. Для него это было больно… В годы войны в Тару был эвакуирован украинский театр. Юный Миша Ульянов бегал туда на спектакли, и именно тогда в нем зародилась мысль поступать в театральное училище.

Труппа преимущественно состояла из людей среднего возраста, мало играющих, стариков, - вспоминает дочка актера Елена Ульянова. - Но отец никого не увольнял, хотя большинство коллективов Москвы уже перешли на контрактную систему. Теперь, когда отца не стало, в театре многих уволили и одну из первых - мою мать, вдову Михаила Александровича...

- Ваш отец был всегда не только любимым, но и очень успешным актером. Сегодня труд актеров подобной востребованности оплачивается очень высоко...

Я хорошо помню, как отец с мамой постоянно ездили на концерты, так называемый актерский «чес». Они вкалывали, потому что зарплата актеров была смешной. Отец получал в театре 200 рублей, будучи уже народным артистом СССР, Героем Соцтруда, лауреатом множества премий. Он вообще был неделовым человеком и очень стеснительным в вопросах финансов. Многие продюсеры этим пользовались. Однажды я решила стать папиным агентом на его последней картине «Подмосковная элегия», потому что видела, что отца просто «кидают». И очень гордилась собой, что удалось выбить «особые условия» - маму бесплатно поселили с отцом в санатории, где размещалась съемочная группа. И еще отцу выписали гонорар в тысячу долларов за съемочный день. В понимании молодых звезд уже тогда это были не очень большие деньги. Но отец и их мог не получить, если бы не мое участие.

Мама всегда называла отца четыре «н», что расшифровывалось: нет, нельзя, неудобно, неприлично. Это была формула папиного поведения в отношении себя, хотя он помогал многим, выбивал квартиры, строил медицинский центр для актеров.

- Ваши родители дожили до золотой свадьбы, не собрав никаких сплетен. Как им это удалось?

Когда-то пытались сосватать отцу актрису Юлию Борисову. Но эти разговоры основывались на том, что они вместе играли. Хотя в отца влюблялись многие. Он производил впечатление крепкого, надежного мужика, который не предаст, не продаст... При том что по характеру был мягким человеком, очень сомневающимся. Представьте себе, что отец писал стихи, смешные, трогательно-беспомощные. На мамин день рождения он обязательно посвящал ей целую поэму. Для него это было непросто, он мучился, сочинял по ночам. Как ни банально звучит, родители любили друг друга. В последнее время, когда отец почти постоянно находился в больницах, мама брала его под руку и прогуливала по больничным коридорам, практически тащила на себе. Много лет назад она фактически отказалась от профессии, чтобы быть его плечом и поддержкой.

- Где-то читала, что Ульянов был из числа актеров, которые с большим трудом заучивают текст. Когда он понимал роль, как говорится, по первому снегу, тогда уже начинал просто учить.

Часто он учил роль по дороге на дачу. Я давала реплики, а он отвечал. До сих пор помню наизусть «Ричарда III» и «Скупого», которые мы с ним учили. Отец не репетировал дома, но всегда у него в руках были листы текста, который он постоянно повторял.

Лучшие дня

- 1 марта у Михаила Ульянова родились правнуки - двойняшки Настенька и Игорь. Когда они появились на свет, Ульянов уже находился в больнице, но все-таки дождался правнуков.

Отец был такой мощный человек, что вместо него на этот свет пришел не один человек, а сразу двое. Лично я для себя это так объясняю. Существует поверье, если человек дождался правнуков, он обязательно попадает в рай. Я думаю, что отец сейчас в раю и оттуда за нами наблюдает.

Если бы Михаил Ульянов появился на свет в сибирском поселке Бергамак годом раньше, неизвестно, как повернулась бы его судьба. По страшной военной статистике, ребята 1922-1926 годов рождения были уничтожены войной почти подчистую. В 10 классе будущий актер получил повестку в военкомат. Но вышедший к мальчишкам офицер сказал: «Езжайте по домам, ваш 1927 год решили пока не призывать».
Сын председателя колхоза и домохозяйки Ульянов пережил настоящее потрясение, побывав на спектакле Тобольского театра. Поэтому, когда эвакуированные актеры Львовского театра имени Заньковецкой организовали в Таре драматический кружок, юный Миша стал там самым прилежным и талантливым учеником. В конце концов режиссер театра Евгений Просветов посоветовал Ульянову поступать в Омский театральный институт.

Известность пришла к Уль­янову благодаря кино. На счету Михаила Александровича более 70 ролей, среди которых «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Простая история», «Председатель», «Бра­тья Ка­рамазовы», «Бег», «Тема», «Част­ная жизнь», «Мас­тер и Мар­гарита», «Сочинение ко Дню Победы», «Во­роши­ловский стрелок», «Анти­киллер», «Охота на изю­б­ря». Но сердце его принад­лежало Театру имени Вах­тангова, куда он пришел после окончания первого послевоенного курса в Театральном училище имени Щукина да так и остался.
На вахтанговской сцене Ульянов сыграл Бригеллу в «Принцессе Турандот», Серегина в «Иркутс­кой истории», Сталина в «Уроках мастера», Марка Антония в «Антонии и Клеопатре», Цезаря в «Мартовских идах» и Ричарда III. Последние 20 лет Михаил Алек­сан­д­ро­вич являлся художественным руководителем театра.

Ульянов был однолюбом и в личной жизни. Несмотря на при­писываемые ему романы с красавицами-партнершами - в том числе с блистательной Юлией Борисовой, - у него была только одна женщина - актриса Алла Парфаньяк. В 2004 году Михаил Александрович и Алла Петровна отпраздновали золотую свадьбу. Секретом их семейного долголетия сам Ульянов считал «огромную любовь, которая с годами не угасает, а усиливается».
Михаил Ульянов умер весной 2007 года, не дожив до 80-летия. За три недели до кончины у актера родились правнуки - двойняшки Игорь и Анастасия. Считается, что человек, дождавшийся правнуков, попадает сразу в рай. Близкие артиста уверены, что сейчас он находится именно там...

Об отце рассказывает дочь Михаила Александровича художник и журналистка Елена Ульянова.

«НА РОЛЬ МАРШАЛА ЖУКОВА ОТЦА БЛАГОСЛОВИЛИ ДОЧЕРИ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА»

Елена Михайловна, сейчас, когда вашего отца не стало, маршала Жукова играют разные актеры, но родственники Георгия Константиновича недовольны и в один голос твердят: «Это не он!». А вот к трактовке образа, которую пред­ложил Михаил Александрович, сыгравший Жукова в двух десятках фильмов, похоже, ни у кого претензий не возникало?
- Когда отцу первый раз предложили сыграть Жукова, ему очень важно было с маршалом встретиться. Но оказалось, что это не так просто. Вроде бы Жуков не возражал, но каждый раз что-то не складывалось - будто злой рок мешал. Или кто-то из них заболевал, или еще что-то происходило. А в последний раз, когда папа собирался в гости к Жукову, тот умер. И отца на эту роль благословили дочери Георгия Константиновича. Я с ними, к сожалению, не знакома, но папа общался. Он много читал о маршале Победы - наша библиотека была забита книгами о войне.
Отец вообще очень серьезно относился к каждой своей роли. Он ничего не умел делать вполсилы: дескать, как сыграю, так и будет. Когда папы не стало, я нашла на антресолях тетрадки, связанные веревочкой, - это были его дневники. Я даже не знала о том, что он их ведет.

Это был не банальный пересказ жизненных событий о том, что «Саша любит Машу, а Маша любит Петю», а рассуждения о творчестве и жизни. Он анализировал спектакли, в которых играл, и фильмы, в которых снимался: «Председатель», «Бег», «Братья Карамазовы». Выбрав самое интересное, я выпустила книжку.

Михаил Александрович всю жизнь проработал в одном театре, что, учитывая специфику театральных коллективов, очень и очень непросто. Как это ему удалось?

Конечно, во все подробности его театрального существования я не посвящена, но многое знаю по разговорам дома, по рассказам актеров Владимира Этуша и Юрия Яковлева. Прискорбно, но факт: театральная жизнь тяжела - в ней слишком много зависти, злобы и негатива.
«Когда я была совсем маленькой, отец просто любил меня - слепо, а когда подросла, все делал, чтобы вырастить из меня личность», 1964 год
Не хочу сказать, что отец был выше этих чувств и эмоций, но он умел им не поддаваться. В отличие от других актеров никогда не поддерживал интриг, более того, ненавидел их.

Многие актрисы, которые выросли при Ульянове (например, Маша Аронова, Марина Есипенко), рассказывают, что он держал их на ладошке, как птенцов: оберегал от театрального негатива, не давал упасть, помогал «опериться», чтобы потом сказать: «А теперь, деточка, лети!». Сегодня в театре работает целое поколение замечательных актеров (среди них - Сережа Маковецкий и Максим Суханов), которое, по большому счету, вырастил папа, будучи художественным руководителем театра. Они вспоминают о нем с благодарностью, потому что таких, как отец, больше нет.

Насколько я знаю, не менее уважительно он относился и к театральным старикам?

«МЫ С АНТОШЕЙ ТАБАКОВЫМ НАБИРАЛИ ПО БАГАЖНИКУ ПРОДУКТОВ И ОТВОЗИЛИ ДОМОЙ - У НАС ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ «КОРМИТЬ СЕМЬЮ»

Вы очень похожи на Михаила Александровича - признайтесь, были папиной дочкой?

Стопроцентно! Когда я была совсем маленькой, отец просто любил меня - слепо и, безусловно, когда подросла, все делал для того, чтобы вырастить из меня личность - серьезную, самодостаточную. И когда в результате эта личность выросла, он уже не только любил, но и уважал меня. К тому же со временем мы с ним поменялись местами - он стал стареньким и слабым, а я - сильной. Уже не он тащил меня на себе, а я его.

Правда, что в последние годы вы даже решали все его финансовые вопросы?

Папа был человеком непрактичным и отстаивать свои интересы не умел категорически.
Михаил Александрович с Аллой Петровной, Еленой и внучкой Лизой
Когда режиссер Валера Ахадов предложил отцу сыграть в его фильме «Подмосковная элегия», я поначалу не вмешивалась - все-таки я не специалист в этих делах. Но когда жизнь стучит тебе по голове, ты очень быстро всему учишься: увидев, что съемочный день папы оценен в 100 (!) долларов, я поняла, что нужно что-то делать, - времена были уже совсем другие, даже средние актеры получали гораздо больше. «Пап, - спросила я его, - это что?! Ты же народный артист СССР, Герой Соцтруда, твое имя стоит очень дорого». На что он беспомощно ответил: «Я не умею торговаться...».

Тогда я позвала своего друга, бывшего директора Киностудии имени Горького, мы пошли к продюсеру, постучали кулаком по столу, хотя я не умею этого делать. Нам удалось выбить Ульянову ставку в тысячу долларов за съемочный день, хотя, наверное, она могла бы быть и больше - для нынешних актеров это не такие уж и большие суммы.

Отец никогда в жизни не гонялся за деньгами - материальная сторона была для него далеко не на первом месте в жизни. И добытчиком в общепринятом смысле он не был. Очень хорошо помню, как в 90-е годы я в магазине в соседнем переулке выстаивала огромные очереди за ливерной колбасой. В то время это была норма, как и то, что мы ели сосиски из туалетной бумаги, а мама готовила на три-четыре дня кастрюлю постного борща, потому что мяса не было. А еще мы с моим хорошим приятелем, ушлым человеком Антошей Табаковым, сыном Олега Павловича Табакова,
С Нинелью Мышковой в фильме «Дом, в котором я живу», 1957 год
перед праздниками садились на свои «жигули» (у него была «восьмерка», у меня - «девятка») и объезжали все кафе и рестораны, где работали какие-то наши знакомые директора, набирали по багажнику продуктов и отвозили домой. У нас это называлось «кормить семью».

Вы ведь отцу и роли помогали учить?

Он любил это делать в машине, по дороге на дачу: я подавала ему реплики, он на них отвечал. «Ричарда III» до сих пор помню наизусть.
- Как ваш отец отнесся к тому, что произошло с людьми и страной в 90-е годы?

Он чудовищно тяжело все это переживал, и самой большой его болью была моя дочь Лиза. Ей тогда было 15-16 - самый тяжелый подростковый возраст. Как раз в это время Станислав Сергеевич Говорухин снял «Ворошиловского стрелка», в котором отец сыграл самого себя. Хотя он там и не играл - про­сто жил. Папа ужас­но боялся, что с Лизой может произойти то же, что и с внучкой его героя. В этом фильме он показывал, как это страшно, когда надругались над близким тебе человеком, а ты ничего не можешь сделать. Он тоже ничего не смог бы, несмотря на то, что был Михаилом Ульяновым и народным артистом Советского Союза. Бог нас миловал, с Лизой ничего не случилось, но я помню, как отец не спал ночами и звонил по 10 раз на дню: «Где Лиза?! Куда она пошла?! Она еще не при­шла?!».

«КОГДА ПАПА ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАМОЙ, ОН БЫЛ ОБОРВАНЦЕМ - ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК БОМЖ, ТОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО»

Ваш папа отбил вашу маму, красавицу-актрису Аллу Парфаньяк, - страшно сказать! - у самого Николая Крючкова!

Многие истории из жизни нашей семьи я знаю не от родителей, а от Галины Львовны Коноваловой - актрисы, а впоследствии завтруппой Театра имени Вахтангова. Сейчас ей 96 лет, а когда-то она выносила меня из роддома и всю жизнь была подругой мамы и папы. Моя мама была очень красивой женщиной, за ней ухаживали Вертинский, Утесов, Бернес. Первый раз она была замужем за знаменитым Николаем Крючковым, с которым снималась в фильме «Небесный тихоход», но ее женская судьба с ним не сложилась.

Когда папа познакомился с мамой, он был, как бы это помягче сказать, оборванцем - такого понятия, как бомж, тогда не существовало. «Кто я был для нее? - писал потом папа в своих воспоминаниях. - Сибирский малообразованный мужичок, у которого не было ни кола ни двора?». Но мама его заметила и, как говорится, положила на него глаз.

Галина Львовна вспоминала, как однажды, когда они стояли в холле театра, мама, показав на папу, вдруг спросила ее: «Как тебе этот актер?». Тетя Галя пожала плечами: «Да никак, актер и актер». И вдруг услышала: «А это почти мой муж!». Тетя Галя, конечно, обалдела, но в 59-м году они сыграли свадьбу, а вскоре родилась я.

Уйти от звезды советского кино к никому тогда еще не известному актеру - это поступок!

Мама была человеком решительным, с серьезным женским характером. Если она говорила: «Да!», это значило «да», если говорила: «Нет!», значило «нет». Никаких полутонов и подтекстов в ее словах не существовало.

С Анатолием Папановым, «Живые и мертвые», 1963 год

Зато папа был в крайней степени мягким. Мама в шутку называла его человеком «четырех «н»: нет, нельзя, неудобно, неприлично. Это были главные слова, которыми Михаил Ульянов руководствовался в жизни. На сцене он мог играть суровых маршалов и императоров, а в жизни был абсолютно безотказным.
- Ваши родители прожили вместе более 50 лет. Это были счастливые годы?

Конечно. Хотя они, как все, - и ссорились, и мирились. Когда-то давно мама ради папы бросила свою актерскую карьеру: она понимала, что в семье может быть только один состоявшийся актер. А отец каждый год на мамин день рождения обязательно посвящал ей стихи. Он не был поэтом, и каждая строчка давалась ему не­просто - сочинял их по ночам и очень мучился.

В последние годы жизни он сильно болел, а мама была уже очень старенькой, она ведь на несколько лет его старше. Папа постоянно ложился в больницу. И как только это происходило, моя слабенькая и немощная мама собирала себя в кулак, заказывала в театре машину и ехала к нему. А ведь к тому времени она вообще на улицу уже не выходила - ей просто не хватало на это сил.

«Ворошиловский стрелок», 1999 год. «В этой картине отец сыграл самого себя»

У отца была болезнь Паркинсона, а таким больным нельзя лежать - это верная смерть, ему нужно было много ходить. У меня до сих пор стоит перед глазами эта картина: маленькая, сухонькая мама держит папу под руку и, приговаривая: «Миша, и - раз, и - раз!», тащит его по больничным коридорам... Формально она пережила мужа на полтора года, на самом деле - на два месяца. После тяжелейшего инсульта, который сразил ее вскоре после его смерти, она так и не пришла в сознание и вскоре умерла.

Вы успели попрощаться с отцом?

К счастью, да. Я же постоянно ездила к нему в больницу, для меня в тот момент это было самым главным в жизни. А потом произошла очень странная история... С утра я вдруг неожиданно для себя решила: «Поеду к папе!». Хотя папа к тому времени уже был без сознания и необходимости в этом не было. Тут же позвонила моя дочь Лиза: «Что ты сегодня собираешься делать?». - «Да вот, - говорю, - к деду собираюсь». - «Я с тобой». Лиза заехала за мной, мы с ней пришли к нему в реанимацию, постояли около него. И я вдруг поняла: «А ведь он уходит...». Так вдруг стало страшно и жутко! Попрощались мы с ним и уехали. А через полчаса мне позвонила реаниматолог и сказала, что отец ушел.

Всегда хочется верить, что любимые люди не уходят от нас насовсем. Папа помогает вам?

Не то слово! Каждый мой жест, каждое мое движение, каждое мое дело как будто продиктовано отцом. Сегодня разговаривала с журналистом, который спросил: «Почему вы занимаетесь памятниками?». - «Понимаете, - говорю, - дружочек, это не я, меня просто к этому кто-то сверху подталкивает, подсказывает мне: «Ленка (именно так называл меня папа), а займись-ка ты этим!». И знаете, удивительная штука: у меня всегда все получается. Находятся деньги, находятся люди, которые приходят на помощь. «Господи, - думаю я, - меня же кто-то ведет!». И этот кто-то - мой папа.

Одним из мэтров советского и российского кино был Михаил Александрович Ульянов. С его уходом из жизни окончилась целая эпоха в киноискусства. Мужчина сыграл в большом количестве кинофильмов, каждый из которых его участие делало незабываемым. Кто не помнит его роли в «Освобождении», «Битве за Москву» и многих других.

Этот сильный мужчина всю жизнь любил одну женщину – свою супругу - Аллочку, любовь к которой пронёс через всю свою жизнь. С её именем на устах Ульянов ушёл из жизни.

Киноактёру удалось воплотить на экране образ великого полководца Жукова так правдиво, что многие зрители визуально представляют на его месте Михаила Ульянова. Заслуги перед Отечеством артиста были так высоки, что ему были отданы воинские почести.

Михаил Ульянов, фото в молодости и сейчас которого собираются до сих пор почитателями его таланта, обладал высоким ростом, равным 181 сантиметру. Весил же актёр 93 килограмма.

После выхода на экраны страны «Битвы за Москву», «Освобождения» и других значимых картин у киноактёра появились многочисленные поклонники. Они доподлинно знали всё об артисте, в том числе рост, вес, возраст. Годы жизни Михаила Ульянова тоже узнать довольно легко. Наш герой прожил долгую жизнь, он одного года не дожил до 80-летнего юбилея.

С подросткового возраста Ульянов имел пагубную привычку. Он выкуривал по 2 пачки сигарет в день. Ради любимой Аллочки мужчина отказался от курения в течение одного дня. Он стал заниматься спортом, считая, что именно это ему поможет прожить долго.

Биография 👉 Михаила Ульянова

Биография Михаила Ульянова началась в 1927 году. Его отец - Александр Ульянов руководил бригадой по обработке древесины. Мать - Елизавета Ульянова занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. У Михаила была младшая сестра Маргарита.

Первые три годика жизни мальчик провёл в небольшом селе Бергамак. После этого семья жила в Екатерининском, а затем – в Таре, где провёл детские и юношеские годы будущий киноактёр. Миша учился посредственно. Гораздо больше ему нравилось играть в театральных постановках и заниматься спортом.

В первые дни войны отец нашего героя отправился на фронт добровольцем. Мужчина несколько раз был ранен. Получил орден Красной Звезды.

В 10 классе будущий артист получил повестку в армию. Но на фронт он так и не попал. Вышел приказ, по которому юноши 1927 года рождения должны были доучиться в школе.

В 15-летнем возрасте Михаил Ульянов побывал в театре. Именно в это время он принимает решение стать актёром. Талантливый парень отправляется в Омск. Он первоначально учится в театральной студии при драмтеатре. Параллельно юноша устроился на работу на радио. Он вёл по утрам программы. В это время он сорвал свой голос. После лечения получился неповторимый тембр, который запомнился многим поклонникам советского кино.

После окончания Омской театральной студии Михаил получает благословение отца и отправляется покорять Москву. С первой попытки юноша не смог стать студентом театральных вузов. Но всё же ему удалось поступить в Щукинское училище. После института Ульянов стал работать в Театре имени Вахтангова.

В начале нового тысячелетия популярный киноактёр стал болеть. Здоровье его становилось всё хуже. Вскоре врачи диагностировали онкологическое заболевание, от которого Михаил Александрович и умер. Похоронили великого артиста на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями.

Фильмография 👉 фильмы с участием Михаила Ульянова в главной роли

С этого времени начинает Михаил Александрович активно сниматься. Его фильмография включает более 70 работ в различных кинокартинах. Он запомнился своими работами в «Добровольцах», «Освобождении» и многих других. Киноактёр воплотил на экране большое количество самых различных образов, но в особенности ему, по мнению его поклонников и критиков, удался образ Героя Советского Союза, Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова.

Ульянов был награждён большим количеством премий и наград. По его собственному признанию, сделанному незадолго до ухода из жизни, самой большой наградой для него стало признание зрителей и удовлетворённость его личная своей работой.

Личная жизнь 👉 Михаила Ульянова

Личная жизнь Михаила Ульянова проходила на глазах его многочисленных поклонников. В 50-е годы артист влюбился в девушку Аллу, которая на тот момент времени была женой другого популярного киноактёра Николая Крючкова. В семье рос сын, названный в честь супруга, но взаимная любовь между Михаилом и Аллочкой смогла преодолеть все преграды. Женщина ушла от прежнего супруга, забрав с собой сына. Последующие 50 лет она прожила счастливо вместе с Ульяновым.

Счастье супругов было безоблачно. Они ни разу не поссорились. В 2005 году отметили золотую свадьбу.

После смерти любимого мужа Алла прожила совсем недолго. Она впала в кому и умерла. Похоронили женщину рядом с могилой любимого мужа.

Семья 👉 Михаила Ульянова

Семья Михаила Ульянова состояла из него самого, его любимой жены Аллочки, дочки Елены и внучки Елизаветы. Долгое время, несмотря на известность популярного киноактёра, они проживали в небольшой однокомнатной квартире. Лишь в начале нового тысячелетия им удалось приобрести трёхкомнатную квартиру.

Свою дочь и внучку артист любил до безумия. Внучке, названной в честь его матери, необходима была операция на сердце. Михаил Александрович нашёл деньги. После успешно проведённого вмешательства девочка стала здоровой. Незадолго до ухода деда из жизни у него появились правнуки, которых решили назвать Настей и Игорем. По рассказам дочери Ульянова, мальчик очень похож на своего прадедушку.

Дети 👉 Михаила Ульянова

Популярный киноактёр стал отцом только один раз. У него доченька Леночка, которая много для него значила.

Своим сыном артист называл Николая – сына супруги от первого брака. В подростковом возрасте он был неуправляемым. Разговоры с отчимом вызывали у парня неприязнь. В 70 годы молодой человек уехал на пмж в Германию. Лечился в психиатрической больнице. Что с ним стало сейчас, почти никто не знает.

Дети Михаила Ульянова – это и многочисленные стихи, написанные в честь любимой супруги и дочери, которые недавно были опубликованы Еленой Ульяновой.

Дочь 👉 Михаила Ульянова – Елена Ульянова

Дочь Михаила Ульянова – Елена Ульянова появилась на свет в конце 50-х годов прошлого столетия. Её любимый папа очень радовался, что у него родилась именно доченька. Всё свободное время популярный актёр проводил с Леночкой. Девочка в детские годы занималась в различных кружках. Она любила рисовать, петь, участвовала в театрально-драматических постановках. В школе девочка считалась одной из лучших учениц класса. Её всегда ставили в пример другим ученикам.

В старших классах девочка решила поступать в театральный вуз. Но её знаменитому отцу удалось переубедить Елену. Он проводил с ней многочасовые беседы на тему. Получив аттестат, вчерашняя выпускница отправляется получать образование в художественно-графической сфере. После вуза Елена работает в одном из самых лучших издательств современной России.

После смерти знаменитого отца женщина организовала Фонд его имени. Все средства идут на оказание помощи бедствующим актёрам.

После смерти родителей Елена всё своё внимание уделяет дочери и внукам, один из которых очень похож на прадедушку.

Жена 👉 Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк

Знаменитая в своё время киноактриса Алла Парфаньяк сводила всех мужчин Советского Союза. В начале 50-х годов в неё был влюблён Николай Крючков, который тоже был знаменитым актёром. Он снялся в большом количестве кинокартин. Счастье было недолгим. После рождения сына Коли женщина стала встречаться с другими мужчинами, о чём не раз узнавал Крючков. Но он считал, что это сплетни недоброжелателей, которые стремятся поссорить его с любимой Аллочкой.

Она же в это время встречалась с Марком Бернесом, Леонидом Утёсовым, Александром Вертинским, Алексеем Арбузовым. Полюбив Михаила Ульянова, женщина оставляет Крючкова. После развода она становится женой Михаила Александровича.

С конца 50-х годов Алла и Михаил прожили вместе. Они не могли провести друг без друга ни одного дня. Жена Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк заботилась о нём и дочери. Она оставила театр и стала заниматься домашним хозяйством. До последнего дня супруги были счастливы.

После ухода из жизни мужа женщина прожила недолго. Через несколько дней после его смерти у неё случился инсульт, после чего она впала в кому и умерла. Похоронили её, по её завещанию, рядом с любимым супругом.

Википедия 👉 Михаила Ульянова

Википедия Михаила Ульянова позволяет узнать всю самую подробную информацию о жизни и творчестве великого артиста. Здесь собраны все самые достоверные данные о его семье, родителях. На странице перечислены все кинофильмы с указанием года выхода, в которых принимал участие Ульянов.

В социальных сетях есть страницы, которые рассказывают о нашем герое. Они ведутся почитателями его таланта. Есть официальный блог киноактёра, на котором собраны фотографии, сделанные в различные моменты его жизни. Здесь же можно просмотреть видеофрагменты из кинофильмов с участием Михаила Александровича.