Социология молодежи. Семигин Г.Ю
Маннгейм (Mannheim) Карл (27.03.1893, Будапешт - 09.01.1947, Лондон) - нем. философ и социолог, один из создателей знания социологии .
Учился в ун-тах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды М. формировались под влиянием идей Д. Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка, Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера, Шелеpa - в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача). После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г.- приват-доцент философии Гейдельберг-ского ун-та, с 1929 г.- проф. социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте. С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г.- в Ин-те образования при Лондонском ун-те, где в 1945 г. стал проф. педагогики. Незадолго до смерти - руководитель отдела ЮНЕСКО. Явл. инициатором и редактором "Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции", способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.
В первый, "немецкий", период, наиболее продуктивный с творческой т. зр., М. занимался проблемами интерпретации "духовных образований", теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную филос.-социол. методологию - социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах М. углубляет свою социол. методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале - исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.
Во второй, "английский", период занимался гл. обр. популяризацией социологии познания, развивал ее идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости обществ, сознания от обществ, бытия и социальной обусловленности познания, М. вслед за Шелером полагал, что обществ, бытие не сводится только к "экономическим отношениям производства".
"Социальное бытие", по М.,- это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные “центры систематизации” - реальные жизненные доминанты, которые могут носить не только экономический, но и, как, например, в средние века, религиозный или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках опред. эпохи могут существовать различ. социальные "констелляции" - естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций". Специфическая задача социологии познания - соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различ. образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различ. позициях. Поэтому социология познания, считает М., должна отбросить "метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с "точки зрения вечности", и признать тот факт, что различ. положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания - односторонность их познавательных "перспектив", относительную ложность их точки зрения. (Историцизм).
Если правящий класс выдает свою идеемыслительную "перспективу" за единственно истинную и пытается обосновать ее, как таковую, теоретически, то налицо,-по М., "духовное образование", которое называется "идеологией". Любая "идеология", по М.,- это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии", как правило недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные “духовные образования”, порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии". По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся выдать "часть за целое" - свою одностороннюю правоту за абсолютно истинную точку зрения. С приходом к власти ранее угнетенных слоев “утопии” автоматически превращаются в “идеологии”.
Называя свою социол. методологию "реляционизмом", М. пытается доказать, что она не тождественна историческо-социол. релятивизму. По М., существует особая социальная группа, потенциально способная вырваться из порочного круга "связанности бытием", - творческая, "свободно парящая" интеллигенция. С интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение демократий в эпоху "массовых об-в", подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа.
Идеи М. оказали большое влияние на социол. мысль Запада. Хотя у М. не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования М. признаны классическими (Историческая социология).
Книги
- Ideologic une Utopie. Bonn, 1929.
- Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. L., 1943.
- Freedom, power and democratic planning. L., 1950. 4) Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. B. und Newied, 1964.
Франкфуртского университета (1930). В 1933 эмигрировал в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук).
М. пытался создать последовательную концепцию, объясняющую природу социального знания и специфику отражения социальной действительности; заимствовал у К. Маркса положения о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, однако интерпретировал их вульгарно-идеалистически. Он полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы лишь их экономической заинтересованностью и прочими эгоистическими соображениями. Отвергая какой-либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений, М. пришёл к позиции исторического релятивизма. Называя свою точку зрения «реляционизмом», М. изображал историю обществ, мысли как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», то есть заведомо искажённым отражением социальной действительности, а все в совокупности ‒ «тотальной (общей) идеологией». Согласно М., любая идеология представляет собой апологию существующего строя, взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, которым противостоит столь же необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев населения. В случае прихода последних к власти утопия, по М., автоматически превращается в идеологию, и так далее. В конечном итоге концепция М. подменяет подлинно классовое сознание партикулярными интересами профессиональных слоев, поколений и т. п., среди которых он выделяет творческую интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М.
связывал надежды на сохранение буржуазной демократии в условиях так называемого «массового общества»
, подверженного социальной демагогии и опасности установления тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование так называемой «демократической элиты», М. особое внимание в этой связи уделял проблемам подготовки личности (воспитание и образование) к исполнению предназначенной ей социальной роли и интеграции в буржуазно-демократической системе управления обществом. Старый экономический либерализм, по М., исчерпал свои возможности, и поэтому он призывал к расширению вмешательства буржуазного государства в экономику и другие сферы общественной деятельности. Взгляды М. оказали серьёзное влияние на буржуазную социологию, в частности служили обоснованием концепции «деидеологизации» общественных наук.
Соч.: Ideologic und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of knowledge, N. Y., 1952; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays of the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.
Лит.:
Шафф А., «Социология знания» Мангейма и проблема объективной истины, «Вопросы философии», 1956, № 4; Григорьян Р. Г., Критика «социологии знания» Карла Мангейма, в сборнике: Проблемы познания социальных явлений, М., 1968; Москвичев Л. Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность, М., 1971; MiIIs С. W., Power, politics and people. The collected essays, N. Y., 1963; Merton R. K., Social theory and social structure, N. Y.,1968; Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y., 1970.
Э. А. Араб-оглы.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Манхейм Карл" в других словарях:
- (Mannheim, Karl) (1893–1947) Немецкий социолог, внесший существенный вклад в социологию познания, начиная со своей широко известной книги Идеология и утопия (1929). Подобно Марксу (Marx), Манхейм хотел соотнести системы убеждений и умонастроений … Политология. Словарь.
- (Mannheim) (1893 1947), немецкий социолог, с 1933 в Великобритании. В духе учения К. Маркса об идеологии как «ложном сознании», служащем оправданию статус кво, противопоставил её утопии как иллюзорному сознанию оппозиционных слоёв («Идеология и… … Энциклопедический словарь
Манхейм, Карл - МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (1893 1947), немецкий социолог. С 1933 в Великобритании. Переосмысливая марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами определенного класса, занимающего господствующие позиции, оправдывающими статус кво… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия
Манхейм, Карл - (Mannheim), (1893 1947), немецкий социолог. Родился 27 марта 1893 в Будапеште. В 1930 33 профессор социологии Франкфуртского университета. После прихода нацистов к власти покинул Германию и перебрался в Великобританию; доцент (1933) и профессор… … Энциклопедия Третьего рейха
- (Mannheim) Карл (1893 1947) нем. философ и социолог, один из основателей социологии знания, известен своими работами по теории идеологии и динамике культуры. Род. в Венгрии. Учился в ун тах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. На развитие… … Философская энциклопедия
- (1893 1947) немецкий социолог, с 1933 в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами, оправдывающими статус кво и противостоящими утопии, ложному сознанию оппозиционных слоев. Утверждал, что к… … Большой Энциклопедический словарь
- (Mannheim) Карл (1893 1947), немецкий социолог. С 1933 в Великобритании. Переосмысливая марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами определенного класса, занимающего господствующие позиции, оправдывающими статус кво и… … Современная энциклопедия
- (Mannheim) Карл (1893 1947) немецкий социолог и философ. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. В 1919 эмигрировал из Венгрии в Германию. С 1925 приват доцент философии в Гейдельбергском университете. С 1929 профессор… … Новейший философский словарь
Книги
- Избранное. Диагноз нашего времени , Манхейм К.. Карл Манхейм - выдающийся немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Книга содержит обширный историко-культурный материал. Многие идеи носят прогностический характер.…
Биография
Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.
Сочинения
- «Идеология и утопия » (Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.)
- Социологическая теория культуры в ее познаваемости. ()
- О специфике культурно-социологического познания. ().
- Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. - L., 1943.
- Freedom, power and democratic planning. - L., 1950.
- Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. - B. und Newied, 1964.
- Структурный анализ эпистемологии: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.»: К XIX Всемир. филос. конгр. / Сокр. пер. и предисл. Е. Я. Додина; Рос. акад. наук, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме РАН. - М.: ИНИОН, 1992.
- Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. - М., 1993
- Диагноз нашего времени - М.: Юрист, 1994.
- Избранное: Социология культуры. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000.
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся 27 марта
- Родившиеся в 1893 году
- Умершие 9 января
- Умершие в 1947 году
- Родившиеся в Будапеште
- Философы Венгрии
- Философы Германии
- Философы XX века
- Социологи Германии
- Социологи Великобритании
- Социальная философия
- Социология культуры
- Феноменологи
- Марксисты
- Умершие в Лондоне
- Социальные философы
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Тоскана
- Гершенович, Марина Иосифовна
Смотреть что такое "Маннгейм, Карл" в других словарях:
Маннгейм, Карл - (Манхейм (Mannheim) (1893 1947) немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания, с 1933 в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами, оправдывающими статус кво и… … Политология. Словарь.
Маннгейм Карл
МАННГЕЙМ Карл - (1893 1947) немецкий философ и социолог, ученик М. Вебера, один из основателей социологии знания, автор многочисленных работ по проблемам образования, воспитания и культуры. С 1933 г. эмигрировал в Великобританию. В центре научных интересов… … Политологический словарь-справочник
МАННГЕЙМ КАРЛ - (Mannheim, Karl) (1887 1947) – венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе –… … Большой толковый социологический словарь
Маннгейм - Маннгейм, Карл Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в… … Википедия
Карл - (Carl) Иноязычные аналоги: англ. Carl, Charles Связанные статьи: начинающиеся с «Карл» все статьи с «Карл» … Википедия
Маннгейм (значения) - Мангейм (нем. Mannheim, произносится Манхайм), он же Маннгейм, Манхейм, Маннхейм, Мангайм, Маннгайм, Манхайм, Маннхайм немецкое имя собственное. Состоит из корней Mann (человек) и Heim (дом, родной дом, приют). Это название носят несколько… … Википедия
Карл Маннгейм - (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга,… … Википедия
Карл Мангейм - Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия
Карл Манхейм - Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия
1893-1947) - немецкий философ и социолог, ученик М. Вебера, один из основателей социологии знания, автор многочисленных работ по проблемам образования, воспитания и культуры. С 1933 г. эмигрировал в Великобританию. В центре научных интересов - изучение сущности идеологии и утопического сознания. Согласно Маннгейму, любая идеология - это теоретизированное отражение воли правящей политической элиты. Идеологии, в свою очередь, всегда противостоят «утопии» - неустойчивые, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных социальных групп. Надежды на сохранение демократии в эпоху «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа, Маннгейм связывал с существованием в каждом обществе творческой интеллигенции. Основные работы: «Идеология и утопия» (1929); «Человек и общество в эпоху преобразования» (1935); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом» (1943).
Отличное определение
Неполное определение ↓
Маннгейм, Карл
Манхейм (Mannheim) (1893-1947)
немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания, с 1933 в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами, оправдывающими статус-кво и противостоящими утопии, ложному сознанию оппозиционных слоев. Утверждал, что к истинному социальному познанию способна лишь творческая интеллигенция, стоящая вне классов, с которой Манхейм связывал надежды на сохранение демократии в условиях угрозы фашизма. Автор работ «Идеология и утопия» (1929), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1935), «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом» (1943). В своей работе «Идеология и утопия» Маннгейм подчеркнул, что любая идеология - это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» - как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев и групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и «идеологии». По существу «утопии» ничем не отличаются от «идеологий», поскольку также стремятся «выдать часть за целое» свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». Маннгейм выделяет и характеризует четыре идеально-типических формы утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов», «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею» и «социалистически-коммунистическую утопию».
Мангейм (Mannheim) Карл (27.03.1893, Будапешт – 9.01.1947, Лондон) – немецкий социолог, сформировавший оригинальную концепцию социологии знаний. С именем Мангейма связана одна из ведущих линий в разработке теорий молодежи.
Получивший образование в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа, Мангейм воспринял идеи по крайней мере трех основных для его времени направлений общественной мысли, каковыми были марксизм, неокантианство и феноменология. Его научные взгляды формировались под влиянием таких и значительных в то же время разных мыслителей, как К. Маркс и Г. Риккерт, Д. Лукач и Э. Гуссерль, М. Вебер и М. Шеллер. Участвовал в установлении Венгерской советской республики, после падения которой в 1919 г. эмигрировал в Германию, где преподавал в университетах Гейдельберга и Франкфурта. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал в Великобританию, где продолжил преподавание социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1942 г. он работал профессором педагогики в Институте образования при Лондонском университете, а в последние годы – в ЮНЕСКО.
Особую известность получила книга Мангейма «Идеология и утопия» (Mannheim, 1929), в которой дал трактовку идеологий как апологетического оправдания правящим классом своей власти и утопий как духовных образований, порождаемый оппозиционными силами общества (угнетенные классы и др. социальные группы, стремящиеся установить свою власть). С приходом к власти оппозиции утопии естественным путем превращаются в идеологии. Эта концепция оказала большое влияние на социологическую и политологическую мысль Запада и в то же время подвергалась активной критике со стороны марксистов.
В современной социологии молодежи особое значение придается статье Мангейма «Проблема поколений» (Mannheim, 1928; Мангейм, 2000), в которой он показал, что поколение представляет собой целостность, которая характеризуется определенным «положением», специфической «взаимосвязью» и известным «единством» (Generationslagerung, Generationszusammengang, Generationseinheit). У каждого поколения, таким образом, есть свое пространственно-временное измерение, и рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство».
Это положение развито в книге Мангейма «Диагноз нашего времени» (Mannheim, 1943). Одна из глав этой книги, ставшей важным теоретическим ориентиром для огромного числа исследователей молодежной тематики, полностью посвящена проблеме молодежи в современном обществе. Мангейм сообщает, что эта глава была написана в апреле 1941 г. в качестве приветственной речи к конференции по новому образованию в Оксфорде. В мае того же года она была прочитана как лекция в Ассоциации Масарика в Оксфорде и в июле - на конференции молодежныхъ лидеров в Оксфорде, которая была организована министерством образования (Манхейм, 1994: 413). Автор обосновывает социологический подход к молодежи, новизна которого состоит, по Мангейму, в следующем: «Во-первых, социология больше не рассматривает образование и обучение как чисто надвременные и вневременные методы, а придает большое значение конкретному характеру общества, в котором воспитывается молодежь и в жизнь которого она должна будет внести свой вклад... картина будет достаточно полной лишь тогда, когда общий подход будет сочетаться с анализом исторической обстановки и конкретных условий, в которых придется действовать молодежи. Во-вторых, новизна подхода заключается в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. Это значит, что ответ на вопрос, чему и как надо учить молодежь, в большой степени зависит от характера того вклада, который ожидает от молодежи общество. В рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества» (Манхейм, 1994: 441–442).
Мангейм показывает изменчивость значения молодежи в обществе в зависимости от его характера и социальной структуры. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность (там же: 443).
Мангейм делает важные выводы:
1. Динамичные общества опираются на связь с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам» (там же: 444).
2. Функция оживляющего посредника социальной жизни, каковую выполняет молодежь, имеет своим важным элементом («помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени») неполную включенность в status quo общества.
3. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию» (там же: 445).
Концептуальная сила положений, выдвинутых Мангеймом, определялась его внимательным наблюдением за процессами в молодежном движении Германии, затем Великобритании. Для социологов немарксистской ориентации Манхейм выполнил по сути ту же роль, что и Маркс, Энгельс, Ленин, Грамши - для социологов-марксистов: он стал источником целого ряда новых концепций молодежи. При этом между позициями Маркса, с одной стороны, и Мангейма, с другой, в осмыслении молодежной проблематики различия можно обнаружить в довольно узкой зоне некоторых исходных философских принципов. В главном же Мангейм следует за Марксом: он признает зависимость общественного сознания от общественного бытия и социальную обусловленность познания. Но в его концепции более широко поставлены вопросы соотношения поколений, функциональности молодежи в общественной системе, концептуальный характер приобрело положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации (Ковалева, Луков, 1999: 83; Луков, 2012: 246).
Соч .: Mannheim, K. (1928) Das Problem der Generationen // Kölner Vierteljahreshefte für Soziologie. Nr. 7. S. 158–187; Mannheim, K. (1929) Ideologie und Utopie. Bonn: Friedrich Cohen. XV, 250 S.; Mannheim, K. (1943) Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist. London: K. Paul, Trench, Trubner & co., ltd. xi, 179 p.; Манхейм, К. (1994) Диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М. : Юрист. 700 с.; Мангейм, К. (2000) Проблема поколений // Мангейм, К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции: пер. с англ. / ИНИОН РАН. М., 2000. 164 с. С. 8–63.
Лит .: Кеттлер, Д., Мейя, Ф. (2003) Карл Мангейм // Немецкая социология / отв. ред. Р. П. Шпакова. СПб. : Наука, 2003. 562 с. С. 275–288; , А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация». 528 с.