Нужны ли школьникам домашние задания? Финская школа: без предметов и домашних заданий Какой школе задают домашние задания.

Круглый стол совместно готовили редакция «АиФ-Челябинск» и сетевого издания сайт. Это уже второй опыт такой совместной работы (дай Бог не последний!). В ходе первого круглого стола обсуждалась тема

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт. Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны. Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования. Другой участник круглого стола, Марс Вахидов, учитель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» на базе лицея № 77 , напомнил, что школа перегружена экспертизами и проверками: «Вы посмотрите, сколько сегодня экспертиз и проверок! А ведь все эти ЕГЭ, НИКО (национальные исследования качества образования - Прим. ред .) и ВПР (всероссийские проверочные работы ) не дают нам спокойно работать! На прошлой неделе все второклассники и пятиклассники писали ВПР по русскому языку. Нас успокаивали, что ВПР - не экспертиза. Но де-факто по этой ВПР нас оценивают и родители, и руководители. И подвести мы не можем ни тех, ни других. Вопрос качества знаний с нас никто не снимал! Условия таковы, что мы вынуждены задавать уроки. Поэтому наш минимум далеко за пределами максимума». Так что вопрос к организаторам образования в России остается. И вопрос огромный.


Вечер в семье - время для радости, а не для домашних заданий

Не так давно в соцсетях появился «крик души» мамы одной из школьниц, который собрал более 2000 перепостов и более 500 комментариев. «Да, я плохая мать! - пишет женщина. - Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже - грех какой - посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание. Дочь их делать не хочет. А я не могу стоять над её головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины. Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники. Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечер - это время для радости, а не для скандала!».

«То, что крик души этой женщины нашёл такой отклик у других родителей, говорит о многом, - уверена еще одна участница круглого стола, председатель регионального отделения «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва . - Ни у нас с вами, ни у наших родителей в их школьное время не было проблем с выполнением домашнего задания. Значит, что-то пошло не так, значит, система образования дала сбой».

Многие учителя ставят этот сбой в вину родителям, которые непременно желают контролировать выполнение уроков и тем самым лишают своего ребёнка самостоятельности в этом деле. «Многие взрослые велят детям дожидаться их с работы, чтобы сделать уроки вместе, - констатирует факт декан факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ (ЧГПУ), кандидат педагогических наук, доцент Наталья Лукиных . - Но во сколько сегодня современные родители приходят домой? Поздним вечером. Причём, сначала они сделают кучу звонков, просмотрят соцсети, решат массу дел и только потом перейдут к урокам. Само собой, вслух выражается отношение к урокам, ребёнок, который уже очень хочет спать, становится свидетелем полемики между родителями, что не добавляет положительных эмоций по отношению к школе. До этого времени школьник бы уже мог сделать уроки сам, возможно не так успешно, но это были бы его успехи, его достижения!».
«Когда-то все мы учились по одной системе, она называлась традиционной системой образования, - вспоминает Лукиных. - Учились достаточно успешно, получали приличные аттестаты с медалями, и гулять успевали. Но всё изменилось. Сегодня мы имеем очень много разных образовательных систем, за каждой стоит книгоиздатель, а это серьёзный бизнес. Самое интересное, что многие родители выбирают конкретные системы, стремясь отдать своё чадо именно в эту систему, они готовы обивать пороги школ не по прописке, стоять в очередях. Чем они при этом руководствуются, сказать сложно: ведь даже мы, специалисты, и то до конца не понимаем каких-то моментов в разных образовательных системах! Значит, они делают осознанный выбор и, видимо, понимают, на что обрекают ребёнка, отдав его в ту или иную школу, к тому или иному педагогу. Откуда же тогда жалобы?!.»
С таким утверждением можно поспорить. Многие родители, включая автора этих строк, все-таки вечером дома уделяют первостепенное внимание детям и домашним заданиям. Однако проблема не решается. Любовь к учебе посредством чрезмерно насыщенной школьной программы (включая домашние задания) детям не привить. И о получении серьезных знаний тоже говорить не приходится. Информация после сдачи очередного зачета или контрольной тут же улетучивается из памяти ученика. Школьники все чаще задают вопрос: «Как мне это в жизни пригодится?».
Стоит сказать, что и учителя начинают вызывать в школу родителей, когда ребенок начинает получать «двойки». То есть учителя тоже, выходит, не сторонники самостоятельности в работе учеников. Или это вопрос к тому или иному конкретному учителя? Может ли он научить ребенка так, чтобы тот работал самостоятельно?

Кстати, тут возникает и другой вопрос - а нужны ли в современной школе оценки, какой в этом смысл?

По этому поводу Евгений Бунимович, заслуженный учитель России , высказался так: «Родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку».


О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей , говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому - победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.
На это хочется возразить, что побеждают на мировых олимпиадах (как и летают в космос) единицы. Значение этих побед для общества в целом больше моральное (хотя, конечно, не будем забывать. что некоторые виды лекарств были созданы именно в условиях космоса). Тогда как практикоориеннтированная система, если она есть, касается ВСЕХ, кто занимается по такой системе. Кроме того, достижения «фундаментальности» российского образования можно поставить под сомнение. В том числе на основе данных российского парламента. Вот что заметил по этому поводу на страницах АиФ два года назад Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

«Разработчикам школьных программ следовало бы умерить пыл. Они забывают концепцию великого педагога и психолога Л. Выготского: если материал слишком лёгкий - ребёнок не развивается, слишком сложный - он не осваивает даже то, что мог бы. Получается, с одной стороны, дети перегружены, а с другой - не знают элементарного. Когда в ГД рассматривались итоги прошлого ЕГЭ, меня поразил пример, приведённый Рособрнадзором. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б. Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников (!) школ не смогли её решить. Когда я учился, в школьной программе не было элементов высшей математики типа теории вероятности и статистики и прочего. Но в нашем классе (подчеркну - незрячих детей) не было ни одного, кто не решил бы такую задачу. Чтобы повысить качество обучения, надо уменьшать сложность».


Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

После прихода ребёнка любого возраста из школы, он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

Приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

После выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.


Об отношении российского государства к образованию

Здесь достаточно привести всего одну цитату. Всеволод Луховицкий,член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», высказался так: «Во всех странах, которые выходят на первые места, есть три компонента. Первый компонент — хорошее образование — ценность, а, значит, в образование надо вкладывать деньги. Наша власть сокращает финансирование образования. Необходимо передать власть над конкретными школами местному сообществу и учителям, и только у нас этим управляет департамент образования. И третий момент — спросите у любого ребенка или любого взрослого в Сингапуре, что такое учитель? Они тут же встанут, вытянутся по струнке и скажут: «О, это самый уважаемый человек». Извините, ничего этого у нас нет».


Как строится домашняя работа школьников в других странах

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал книгу «Мифы о домашнем задании». Он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.
Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.) - на домашние задания уходит еще меньше - 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии - они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия - в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается. Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов. В Америке где-то нет школьных заданий до середины пятого класса, где-то от них отказались вовсе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался радикально: «Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя».

Школьники в России выполняют задания на дом по 10 и более часов в неделю. При этом Россия занимает в мировых рейтингах образования место в четвертом десятке стран. О практикоориентированности нашей системы образования говорить не приходится в принципе. В одной из публикаци "Комсомольской правды" пару лет назад отмечалось, что школьники в России трудятся больше, чем взрослые! Это ненормально.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить. Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила более 60 лет назад наш, отечественный специалист. Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, - это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе - первый краеугольный принцип нашей системы - школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 - 6 часов в день!), а остальное время - на лично выбранное дополнительное образование», - вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово», на страницах КП ставил вопрос ребром:

«Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет. Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю. Максимум, что можно успеть в этих рамках, - дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне. Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов. Вот только вопрос - нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?».

Школьники лишены детства

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится учить уроки едва ли не до полуночи

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.

Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения. Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

90 заданий в неделю по всем предметам максимум получают бразильские школьники

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

В Бразилии в школах хотят оставить три обязательных предмета: английский, португальский и математику

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников. "Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских".

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.

Кутмина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ильинская СОШ"
Населённый пункт: г. Красногорск, п.Ильинское-Усово
Наименование материала: Статья
Тема: "Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно организовать домашнюю работу?"
Дата публикации: 16.06.2018
Раздел: начальное образование

Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно

организовать домашнюю работу?

Извечный вопрос нужно ли задавать

ребятам домашнее задание? Как повысить

уровень знания? Как мотивировать

учеников? Как сделать так, чтобы дети

хотели учиться?

Все эти и многие другие вопросы мучают

учителей, родителей и министерство

образования.

Давайте представим, что мы перестали

задавать домашнее задание.

Во-первых - это очень обрадует родителей, ведь основная задача(как считают некоторые

родители) в современном мире – заработать денег, чтобы вырастить детей, чтобы наш

ребенок был одет не хуже чем его одноклассники, чтобы он мог вкусно покушать, чтобы

хотя бы раз в год отвезти ребенка на море и т.д. А другие наоборот, помимо школы

стараются развивать детей и посещают различные секции и кружки, которые тоже

занимают немало времени. Дети должны развиваться на различных уровнях и все не

должно сводиться только в школе.

Сейчас, работая по ФГОСам появилась уйма рабочих тетрадей, дополнительной

литературы, что непосредственно способствует обучению…НО в связи с этим и домашние

задания увеличились в несколько раз и дети не могут выполнять их самостоятельно!

Вместе с этим падает самооценка ребенка, он не чувствует себя успешным, ведь сегодня

мама (или папа) не успели распечатать доклад или оплатить интернет, а значит завтра «2».

А исправить по новым стандартам уже практически не реально! О «5» можно уже и не

мечтать, дай бог, что будет «4». Так и получается, что родители стали часто обращаться к

учителю, о том, что не успели помочь ребенку подготовить ту или иную информацию.

Я конечно «за» доклады, поиск дополнительной информации и т.д., но не так часто это

должно быть! Мы как родители, как учителя обязаны вести наших детей к успеху!

Конечно, дети сейчас все чаще стали отказываться от учебы и это не смотря на ЕГЭ, они

стали просто ненавидеть школу! А значит что-то срочно нужно менять!

И для того, чтобы совсем не задавать домашние задания – нужно будет полностью

пересмотреть школьные часы, предметы и дополнительные занятия. А так же увеличиться

время проводимое в школе, но при всем при этом это может освободить значительную

часть времени для ребенка и родителей. Может быть больше детей захотят идти в школу?

И если домашние задания созданы для того, чтобы закрепить полученные знания, то что

твориться сейчас с домашними заданиями – это ужас! Дети до глубокой ночи сидят с

уроками, заполняя кучу различных рабочих тетрадей, делая доклады и еще нужно

написать несколько упражнений по русскому языку и математике! И это только начальная

Возможно нужно пересмотреть систему оценивания, не 5-ти бальная шкала? Допустим,

что за год (за четверть) ребенку нужно набрать50 баллов – это «3», 70 баллов это будет

«4», а если больше 70 – это уже «5», а если меньше 50 баллов стоит обратить внимание на

этого ученика, вызывать школьного психолога, родителей и смотреть – почему у этого

ребенка нет мотивации. (При условии, что домашних заданий нет.)

И тогда, если баллы учеников будут складываться, а домашних заданий не будет, то

исчезнут «двоечники» и «отличники», дети смогут относиться к друг другу на равных.

Конечно творческие задания нужно делать дома, как групповые так и индивидуальные.

Такое задание можно давать раз в неделю или раз в 2 недели, только тогда наши дети

захотят исследовать! Только тогда им захочется самим добывать информацию!

Вот и стоит задуматься, что для того, чтобы наши дети перестали выполнять огромную

домашнюю работу, стоит полностью пересмотреть образование.

Я, как учитель стараюсь задавать своим детям только те задания, с которыми они смогут

справиться сами и без помощи взрослых. Да, если бывают творческие задания, то помощь

родителей будет необходима. При нашей системе образования мы просто сейчас не можем

работать по другому! Хотя мое мнение, что все возможно!

Сейчас, мы с вами работаем (учимся) по-другому, а значит нужно помочь маленькому

человечку справляться с домашней работой, настроить его на успех и зарядить мотиваций.

Многим учителям это удается сделать, а значит и мы сможем.

Для начала мы должны объяснить родителям, а потом уже детям для чего нужны

домашние задания и почему сейчас при нашем образовании мы не сможем вырастить

успешного образованного человека без домашних заданий.

Ведь в школе идет в основном фронтальная работа с учениками и невозможно отработать

навыки самостоятельной работы, так как часов для этого недостаточно, а значит

необходимо выполнять домашнюю работу. Другое дело, сколько этой работы должно

быть?! Учителя не должны перекладывать на родителей полное обучение и отработки

дополнительных тем. Все дети разные и каждый ребенок проводит за уроками разное

количество времени. Один ребенок сделает всю домашнюю работу за час, другой за два

часа, а некоторые дети за теми же самыми работами могут просидеть до глубокой ночи. Не

секрет, что родители не просто помогают детям в обучении, а пытаются даже писать за

возможно, что их ребенок может справиться с этой работой сам, что чаще всего так и есть,

но родители не знают, для чего и почему детям задают задания. Такие дети часто

вырастают несамостоятельными и им очень тяжело жить в современном мире.

И если мы все вместе начнем задавать домашнее задание, но в меньшем количестве и

объясним зачем ее необходимо выполнять на сегодняшний день – это путь к успеху!

Итак, первое – это 99% самостоятельное выполнение, второе – отработка изученного

материала, третье – это закрепление и расширение материала, который дети изучали на

Работа в классе, в группе сильно отличается от самостоятельной работы. На уроках

ребенок старается быстро выполнить свою работу, заработать хорошую оценку. А вот

времени на отработку нового материала не хватает. А для этого необходимо повторение.

Если у вас есть желание помочь своему ребенку выполнять домашнюю работу быстро и

качественно, тогда вам нужно выстроить четкий план выполнения домашних заданий.

Стараться следовать этим правилам в течении некоторого времени вместе с ребенком,

контролируя и объясняя ему каждый шаг. Для чего мы начинаем с этого и почему

заканчиваем именно этим. Ваш ребенок поймет и будет дальше выполнять именно так!

Сначала вы делаете домашнюю работу вместе, а затем постепенно переводите ребенка на

самостоятельное выполнение все домашней работы. И очень важно, чтобы переход был

плавный! И помните, что проверка домашнего задания – обязательна на всех этапах!

Помните, что нужно замечать успехи вашего ребенка, хвалить его за успех, пусть даже

самый незначительный. А когда ваш ребенок начнет готовить самостоятельно домашнее

задание, постарайтесь присутствовать где-то рядом – это оказывает моральную поддержку.

Помочь, если потребуется разобраться в непонятном материале и организовать процесс.

Наша задача помочь ребенку стать успешным в современном мире! Он должен

чувствовать свои собственные возможности и вашу поддержку!

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

Однако существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку, потому лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся можно будет достигнуть образовательную и воспитательную цели. Еще Кант говорил, что занятия в школе могут только «вдолбить все прави­ла, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домаш­ний самостоятельный труд». Как же быть? Как, учитывая интересы и пожелания школьников, сделать правильный выбор, чтобы дети были здоровы физически и умственно развиты? Где та грань и тот баланс, которые нужно учитывать, задавая домашнее задание? И нужно ли оно вовсе?

Против

Недавно появилась информация, что вВеликобритании отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. По действовавшим до сихпор правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей.Так, детям отсеми до одиннадцати лет приходилось выделять на выполнение уроков как минимум полчаса в день. Теперь объемы заданий будут определяться только учителями. В одних школах традиционные домашние задания уже заменили специальным клубом, в котором раз в неделю все ученики делают дополнительные задания. В других под домашней работой для малышей подразумеваются прогулки по сельской местности, настольные игры и приготовление пищи.Все это, по мнению родителей и учителей, поможет избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.

Вслед за британскими родителями против домашнего задания выступили мамы и папы французских школьников (Федерация родителей FCPE). И если в Великобритании домашнее задание отменили только для младшеклассников, то во Франции предлагают отменить для всех школьников. В младших классах французских школ итак запрещено давать детям домашние задания. Родители предложили провести двухнедельный эксперимент, в ходе которого дети будут освобождены от выполнения домашних заданий. Мотивация все та же – выполнение «домашки» отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.

Председатель FCPE Жан-Жак Азан пояснил инициативу так: «Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома. Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям».

В свою очередь член организации Afev Кристов Парис отметил, что домашняя работа «может привести к вспышкам насилия или напряжению между родителями и детьми».

Организация французских учителей Icem поддержала предложение родителей, пояснив, что взрослые не всегда могут делать задания вместе со своими детьми, что сказывается на общем уровне знаний школьников.

Солидарен с французами и норвежский детский врач Фредриксен , он заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание - это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают сон детей. Это так глупо, это даже просто больно. Дети должны играть: жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

За

Однако и в Великобритании, и во Франции, и в Норвегии, и у нас, в России, существуют сторонники домашнего задания.Например, в Великобритании школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведения опасными, поскольку школы могут в действительности намного уменьшить объем работы на дому, а это сильно понизит успеваемость учеников. По его словам, чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира, тогда даже учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане. Кроме того, далеко не все английские родители могут с пользой для ребенка провести свободное время после уроков.

По поводу нового педагогического приема в английских школах негативно высказалась выпускница МПГУ имени Ленина, автор многих учебников для младших школьников Ольга Узорова : «Дети младших классов имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Когда школьник возвращается домой после занятий, то до сна у него есть еще как минимум шесть свободных часов, и если он потратит из них час-полтора на выполнение уроков, то ничего страшного не произойдет».

Многие из российских педагогов уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов.Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Любое домашнее задание, если школьник выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Еще Чарлз Дарвин говорил: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».

Золотая середина

Конечно, проблема домашней работы ненова. В спорах на эту тему скрещивали шпаги учителя и сто, и более лет назад. И всегда были как сторонники, так и противники отмены домашних заданий. Однако как среди учителей, так и среди родителей,есть такие, которые ищут реальную альтернативу, новое решение старой проблемы. Все они убеждены в том, что домашнее задание не нужно категорически отменять, его необходимо правильно организовать.

Ведь очень часто бывает так, что учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение – мать учения» абсолютна. А коли так, тоесли и задашь чуть больше, то это не страшно. Но в этом и может крыться проблема, которая оттолкнет школьника: «Зачем начинать, если итак ничего не успеешь?» И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут изнурять себя, сидеть до двенадцати ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать.

Учитель, задавая повторить несколько параграфов (все то, что не успели на уроке), забывает о том, что у школьников помимо этого предмета есть и другие и все преподаватели задают на дом. Однако не следует забывать о нормах СанПиНов,которые предусмотрены для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности». Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3-х классах должен составлять полтора часа, в 4–5-х классах - два часа, в 6–8-х классах - 2,5 часа, в 9–11-х классах - до 3,5 часа.

ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ

Ефим Рачевский , директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:

Что можно сделать уже сейчас? Я бы задался вопросом, а нужно ли по каждому предмету давать домашнее задание? У нас в школе от такой практики постепенно отходят. Например, есть учитель - математик, он дает детям 50 задач и говорит: «Если не решите ничего, никому «два» не поставлю. Но если решите хотя бы 10 задач, поставлю «пять». Решить все 50 невозможно в принципе, и даже решение двух-трех может научить многому - задачи сложные. Даются эти 50 задач не на один день, а на неделю, чтобы можно было распределить время. Мне кажется, нам нужно уйти от домашних заданий типа «выучите два параграфа». Нужно ликвидировать задания по части предметов вовсе. А по остальным давать длительные творческие проекты, интересные детям.

Александр Чермошенцев, директор московской школы №1981:

Отчасти это правильно, что британцы спустили эти рамки на школы. Все дети разные, и нельзя подгонять всех под одну гребенку. Но стоит отметить, что вместе с этим имеет смысл ввести профильную систему, когда по основным, то есть профильным, предметам будет задаваться задание, а по дополнительным - нет. Тогда нагрузка будет распределяться более равномерно.

Игорь Шапошников, учитель математики:

Моя трактовка по данной теме такова: проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. И еще, наряду с общими для всех учащихся я, например, нередко даю индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, я даю задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Конечно, выполнение домашней работы не может всегда доставлять удовольствие, нужно учить формулы, даты и определения, доказательства теорем… Однако при подготовке к уроку учителю необходимо продумать и домашнее задание. Конечно, оно во многом зависит от хода урока, и все же задавать домашнюю работу созвонком не следует. Ученик должен понимать, для чего и как он должен выполнить задание. Ведь продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. Необходимо, чтобы школьник, выполняя работу, почувствовал вкус лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не робот, обязанный выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.