Сын исаака. Библия, изложенная для семейного чтения исаак и иаков

Библейские сюжеты всегда интересны тем, что нам, простым людям, открывают глаза на правду благодаря великой мудрости, зашифрованной в них. Таким образом Бог учит нас главной истине жизни, через постижение которой человек найдет спасение в вечности.

И теперь, прежде чем разобрать ветхозаветную историю об Исааке и Ревеке, у которых появятся на свет близнецы-мальчики, сразу остановимся на том, что имя Исаак переводится как "смех". Он был сыном пророка Авраама и родился, когда тому было 100 лет. Его матери Сарре на тот момент было 90 лет, и у нее не было детей. Однажды она невольно рассмеялась, когда услышала пророчество Бога о рождении у нее сына. И он родился, через восемь дней был обрезан и через три года отнят от груди. Авраам был очень рад этому событию и даже устроил большой пир, на котором другой сын Авраама, рожденный от служанки Сарры (Агари) Измаил, насмехался над Исааком, после чего Агари с сыном выгнали из дома.

Жертва и вера

Так Бог засвидетельствовал Аврааму, что от Исаака должен произойти Мессия - Спаситель мира. Исаак подрос, и ему было уже 25 лет, но прежде, чем у него родились сыновья - два брата-близнеца, его отец Авраам получил от Бога повеление о том, чтобы тот принес своего единственного сына Ему в жертву для всесожжения. Так Господь испытывал веру Авраама, и он достойно выдержал это испытание, так как был уверен в том, что его Бог всесилен и воскресит Исаака из мертвых.

Когда Исааку было 37 лет, его мать Сарра умерла, ей на то время было 127 лет. Авраам был праведником, и Господь послал ему долгие годы жизни. Когда он состарился, то позвал к себе своего старшего слугу Елиезера и дал ему указание, чтобы тот нашел для его сына Исаака жену в Месопотамии. Слуга нагрузил десять верблюдов разными богатствами для невесты и отправился в Месопотамию в город, где жил Нахор, брат Авраама.

Ревекка

Когда Елиезер остановился возле колодца, то сразу стал молиться Богу, чтобы Он указал ему невесту для Исаака. И сразу решил для себя, что какая девушка наклонит кувшин и даст ему напиться, а потом напоит и его верблюдов, та и будет женою Исаака.

Через некоторое время подошла к колодцу очень красивая девушка, которую звали Ревеккой. Она дала путнику испить воды из своего кувшина, а затем стала черпать воду и для его верблюдов. После этого слуга дал ей золотую серьгу и надел на руки два драгоценных запястья.

Ревекка, прибежав домой, рассказала обо всем, что с ней случилось, своим родным. Тогда брат ее Лаван пошел к источнику и пригласил гостя в дом. Он предложил ему отдохнуть с дороги, а потом расседлал верблюдов, дал им соломы. Слуга Елиезер перед тем, как вкусить предложенную ему пищу, не стал тянуть время и рассказал, зачем он пришел в их края. А потом попросил родителей Ревекки отпустить ее с ним. Девица была согласна. Они же, прежде чем отпустить ее, попросили его, чтобы она побыла с ними хотя бы еще десять дней.

Исаак же незадолго до встречи вышел в поле на раздумья и вдруг увидел слугу отца и прекрасную девушку рядом с ним. Так познакомился Исаак со своей женой Ревеккой, которую он полюбил и которая смогла утешить его в печали по умершей матери.

Аврааму было 175 лет, когда он умер. Его тело погребли рядом с женой Саррой на поле Ефрона. По смерти благочестивого Авраама Бог благословил Исаака.

Дети Исаака и Ревекки

Исааку было 40 лет, когда он женился на Ревекке, которая долгое время оставалась бесплодной (около двадцати лет). Тогда Исаак начал усердно молиться своему Господу, и Он услышал его молитвы, и жена забеременела. В ней забились сразу два младенца. Бог сказал ей, что из ее утробы появятся близнецы-мальчики, от которых произойдут два народа, один народ будет сильнее другого, больший будет служить меньшему.

При родах первым вышел Исав - косматый и красный. А потом вышел его брат Иаков, держа Исава за пятку. Так появились на свет близнецы Исав и Иаков. Отцу их Исааку тогда было 60 лет.

Первородство

Первый сын Исаака и Ревекки Исав стал искусным охотником и звероловом. В отличие от своего брата, Иаков был человеком кротким и жил в шатрах.

Однажды Иаков готовил и в это же время с охоты вернулся Исав, который стал просить у брата покушать «красного». В обмен на чечевичную похлебку Иаков попросил продать свое первородство. Исав же был настолько голоден, что чуть не умер, и поэтому с легкостью согласился.

Сын Исаака и Ревекки Иаков

Исаву было сорок лет, когда он взял в жены двух хеттеянинок, и они были в тягость Исааку и Ревекке. Пришло время, и Исаак состарился, зрение его сильно ослабло. Тогда он позвал своего старшего сына Исава и попросил его наловить дичи и приготовить вкусное кушанье, чтобы перед приближающейся смертью благословить его. Ревекка все слышала, однако она хотела, чтобы муж благословил Иакова. И сказала она младшему сыну, пока в доме не было старшего, чтобы тот принес из стада двух козлят, из которых она приготовит кушанье.

Сын Исаака и Ревекки Иаков же сказал, что он человек гладкий, а Исав - косматый. Если отец дотронется до руки его, то сразу поймет, кто это, и вместо благословения будет ему проклятие. Мать успокоила сына, сказав, что его проклятие ляжет на нее. И тогда, надев на Иакова нарядную одежду Исава и обвязав его руки и шею кожею козлят, отправила с кушанием к отцу. Тот, отведав с удовольствием приготовленную еду, благословил сына со словами, чтобы подал ему Бог множество хлеба и вина, и поклонились племена, чтобы он был господином над братьями его, и сыны его матери поклонились ему, проклинающие его будут прокляты, а благословляющие - благословлены.

Ненависть и примирение

В это же время первый сын Исаака и Ревекки Исав вернулся с охоты, приготовил кушанье, пришел к отцу, а потом, узнав, что Иаков хитростью получил благословение, вознегодовал и возненавидел его за это. Тогда-то он и решил, что убьет брата, как только отец умрет. Ревекка, узнав об этом, предложила Иакову бежать к ее брату Лавану в Харан и пожить у него некоторое время, пока ярость брата не пройдет. А когда он позабудет обиду, она пришлет за Иаковом. Ревекка боялась лишиться сразу обоих сыновей.

Много всего произойдет за это время, но в конце концов братья Исав и Иаков со слезами на глазах встретятся и примирятся.

Долго не имел детей от законной жены Сары. Но когда Аврааму было уже почти сто лет, Бог возвестил ему, что у него и 90-летней Сары скоро родится сын. Ни он, ни она не поверили этому – даже когда в их шатер зашли три таинственных странника (ангелы Божьи) и предсказали, что через год они будут держать на руках своего сына. Однако год спустя Сара родила мальчика, которому дали имя Исаак (Ицхак), означающее по-древнееврейски: «будет смеяться».

Ещё раньше у Авраама родился побочный сын Исмаил, от египетской рабыни Агари. Поначалу Исаак и Исмаил воспитывались как равные. Но Саре не нравилось, что её сына ставят рядом с сыном рабыни. Она настояла, чтобы Авраам выгнал Исмаила и Агарь из дому. Агари пришлось забрать своё дитя и идти с ним в пустыню . Они едва не погибли там от голода и жажда, но были спасены посланником Бога. Согласно легенде Библии, Исмаил стал родоначальником народа арабов.

Жертвоприношение Исаака

Авраам был горячо предан вере в единого Бога. Однажды Бог захотел испытать Авраама и приказал, чтобы он принёс ему Исаака в жертву . На следующее утро Авраам повёл сына к горе Мориа, не говоря зачем. Там он приготовил костёр для жертвоприношения. Исаак дивился, что дрова уже разложены, и огонь разведён, но овцы для жертвы нет. Однако Авраам положил на жертвенник его самого и уже взял в руку нож, как вдруг услышал голос с неба: «Авраам, не трогай мальчика. Теперь Я знаю, как сильно ты почитаешь Меня, раз не пожалел ради Меня даже единственного сына». Обрадованный Авраам тут же снял Исаака с костра.

Жертвоприношение Исаака. Художник Тициан, 1542-1544

Женитьба Исаака на Ревекке

После смерти Сары Авраам стал думать о выборе жены для Исаака. Позвав своего верного раба и домоправителя Элиезера, он велел, чтобы он шёл искать достойную девушку на древней родине еврейского племени, в Месопотамии. Элиезер взял десять верблюдов, наложил на них много всякого добра и отправился в путь. Вскоре он добрался до города, где жили родственники Авраама со стороны брата его Нахора.

Элиезер остановился за городом, у колодца. Тем временем городские девушки вышли к колодцу за водою. Элиезер решил: если я попрошу у одной из них напиться и она напоит не только меня, но и моих верблюдов, – то я буду знать, что Бог назначил ее в жены Исааку. Вдруг пред ним появилась молодая девушка, с кувшином на плече. Она наполнила из колодца кувшин и хотела уходить. Элиезер побежал к ней и сказал: дай мне напиться из твоего кувшина. Девушка дала Элиезеру воды и сказала: теперь стану черпать и для твоих верблюдов – и стала поить тех. С умилением смотрел верный слуга на добрую девушку. Когда она напоила всех верблюдов, он дал ей золотую серьгу и два кольца, спросив: чья ты дочь, и есть ли в доме твоего отца место нам для ночлега? Девушка отвечала, что она – Ревекка, дочь Бетуила и внучка Нахора, и что в их доме есть место и достаточно корму для скота.

Ребекка у колодца. Художник Н. Пуссен, ок. 1648

Она побежала домой и рассказала своей матери обо всем случившемся. Брат Ревекки, Лаван, вышел к Элиезеру и привел его в дом родителей. Тронутый гостеприимством, Элиезер рассказал родителям и брату Ревекки о цели своего приезда и объявил, что сам Бог судил Ревекке быть женою Исаака. Бетуил и Лаван отвечали: возьми Ревекку, и пусть она будет женою сына господина твоего. Элиезер вынул серебряные и золотые вещи и одежды и дал невесте, ее матери и брату. На другое утро родители благословили Ревекку и отпустили ее с Элиезером в Ханаан. Подъезжая к шатрам Авраама, Элиезер и Ревекка встретили в поле Исаака. Он ввел девушку в шатер своих родителей, и она стала его женой.

Сыновья Исаака – Иаков и Исав

Авраам умер в возрасте 175 лет, и после его кончины старейшиной (патриархом) евреев стал Исаак. Как и отец, он жил на юге Ханаана (Палестины), занимаясь скотоводством и земледелием. От Ревекки Исаак имел двух сыновей-близнецов. Первого звали Исавом, а второго Иаковом (Яковом). Они сильно разнились друг от друга наклонностями. Исав любил охотиться на зверей и был «человек степной», а Иаков любил мирную пастушескую жизнь и был «человек шатра».

Однажды Исав вернулся с охоты, усталый и голодный. Увидев у Иакова похлебку из чечевицы, он попросил поесть. Иаков сказал: уступи мне за это свое старшинство (Исав был старшим братом и должен был после смерти отца стать начальником семьи). Исав сказал: я умираю с голоду, на что мне старшинство? Иаков накормил брата, а Исав и не жалел, что продал право старшинства за чечевичную похлебку. Но Исаак продолжал обращаться с Исавом, как со старшим сыном. Исав приносил с охоты свежую дичь и подносил отцу. Он был любимцем Исаака, а скромный Иаков был любимцем своей матери, Ревекки.

Когда Исаак состарился и почти ослеп, он призвал Исава и сказал ему: «Сын мой, я скоро умру; возьми же свое оружие, иди в поле, налови мне дичи и приготовь из нее мое любимое кушанье; тогда я благословлю тебя перед смертью». Ревекка, услышав это, забеспокоилась, что родительское благословение достанется Исаву, а не ее любимцу, Иакову. Она посоветовала Иакову хитростью получить у отца благословение раньше брата. Иаков принес из стада пару козлят, из мяса которых Ревекка изготовила любимое кушанье старика. Она одела Иакова в охотничье платье Исава, наложила ему на руки и на шею шкуры козлят и велела нести кушанье отцу. Иаков пришел к отцу и сказал: «Вот я – Исав, твой старший сын; я сделал, что ты велел мне; теперь покушай и благослови меня». Слепой Исаак ощупал сына и с удивлением сказал: голос твой похож на голос Иакова, а руки твои косматые, как у Исава. Но старец поверил, что перед ним Исав, и благословил сына: «Пусть даст тебе Бог изобилие хлеба и вина, пусть служат тебе народы, и будешь ты господином над братьями твоими».

Как только Иаков вышел, вернулся с охоты Исав, приготовил кушанье из дичи и принес отцу. Исаак спросил: кто же прежде был здесь и принял от меня благословение? Исав понял, что брат опередил его, и в отчаянии воскликнул: «Отец мой, благослови и меня!» Но отвечал Исаак: «Я уже благословил Иакова, чтобы он был господином над братьями своими; тебе же я пожелаю, чтобы ты защищался мечом, и если власть брата будет тяжела, ты силою сбросишь с себя его иго».

Исаак благославляет Иакова. Мозаика из собора. Мозаика собора в Монреале, Италия, 1180-е гг.

С тех пор Исав возненавидел Иакова и задумал убить его, как только отец умрет. Узнав о замысле Исава, Ревекка сказала Иакову: «Беги к моему брату Лавану, в Месопотамию, и поживи у него, пока не утихнет гнев брата твоего». Исаак тоже советовал Иакову идти к Лавану, и там найти себе жену.

Иаков отправился в дальний путь. В Месопотамии он был хорошо принят Лаваном и женился на его дочерях, Рахили и Лии. Лаван дал Иакову часть своих стад, тот разбогател и вернулся на родину. Там он примирился с Исавом и поселился близ своего отца, жившего в Хевроне.

По словам Библии, Исаак умер в возрасте 180 лет. Он и Ревекка были похоронены в пещере Махпела, близ Хеврона, в семейной гробнице его отца, Авраама. После смерти Исаака старейшиной и начальником еврейского племени (патриархом) стал Иаков.

И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность — эта цитата из книги Бытия (15, 6) трижды встречается в Новом Завете (Рим. 4, 3, Гал. 3, 6 и Иак. 2, 23). Об истории Авраама, Исаака, Иакова и его сыновей, о том, чему учит эта ветхозаветная хроника нас, христиан, мы беседуем с библеистом, кандидатом богословия, автором учебного пособия для семинарий «Священное Писание Ветхого Завета» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета — Книге Бытия. Отец Аврама Фарра — прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть — с акта безусловного послушания Богу. Что она есть — та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность?

— Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама — это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека — покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет — с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет — без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле — это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16 , 16), и после этого целых тринадцать лет не было ничего — никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя (Быт. 17 , 1-7).

Бог дает Авраму новое имя — Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом — обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак — печать праведности через веру (4 , 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама (4 , 11-12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20-21).

— Но для чего же — насколько мы можем об этом судить — Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)?

— Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2 , 9). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений — как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22 , 3). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится.

На самом деле Господь не проверял Авраама — Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом — свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22 , 2), подготовило его к подлинному познанию Бога.

— Почему жертвоприношение Авраама считается прообразованием Крестной Жертвы?

— Здесь очень много параллелей, и они, конечно же, неслучайны. Авраам приносит в жертву любимого и, заметим, единственного сына. Христос тоже единственный, Единородный сын Бога Отца. Особое внимание христианские толкователи Ветхого Завета обращали на поведение Исаака, на его добровольное участие в жертве отца, на отсутствие всякого сопротивления или протеста. В сыне Авраама мы видим то же доверие к Богу, что и в его отце. Исаак несет на себе дрова (см.: Быт. 22 , 6) — так и Спаситель наш нес на Себе Свой крест. Исаак, хотя он, вероятно, сильнее своего дряхлого отца, позволяет ему себя связать и уложить на костер (см.: Быт. 22 , 9). Так и Христос мог призвать Себе на помощь легионы Ангелов, но Он добровольно принес Себя в жертву. Исаак, приговоренный, обреченный, лежащий уже на жертвеннике, остался в живых и вернулся домой вместе со своим отцом на третий день (см.: Быт. 22 , 19) — в этом также видят прообразование трехдневного пребывания Христа во гробе, хотя это — параллель уже несколько натянутая, ведь Исаак не умирал.

— Вернемся в те годы, когда Исаака не было еще на земле: кто явился Аврааму, когда он сидел у входа в свой кочевой шатер возле дубравы Мамре? Кто предсказал испуганной Сарре рождение сына? Авраам видит трех мужей, но обращается явно к одному из них: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). А в дальнейшем говорит и о двух других: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (Быт. 18, 5). Развитие диалога и дальнейшие события заставляют предположить, что это был Сам Господь и с Ним два Ангела…

— Или Сама Пресвятая Троица. Заметьте, Господь говорит: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (Быт. 18 , 21), после чего Двое из Троих уходят в Содом, к Лоту. А Один — Господь — остается, чтобы беседовать с Авраамом, и происходит знаменитый диалог о справедливости, о судьбе праведников в грешном городе (см.: Быт. 18 , 23-33). Конечно, это очень трудное место, и здесь невозможно дать исчерпывающий ответ. Увидеть в трех гостях Авраама Троицу — это можно воспринимать как образ, подобранный для выражения догматической идеи Троичности. До преподобного Андрея Рублева никто не рассматривал это событие как явление Троицы. То есть это трактовка русского позднего Средневековья. В святоотеческой литературе есть две версии: три Ангела и Господь с двумя Ангелами. Последняя более вероятна. Большинство толкователей склоняется к тому, что Аврааму являлся Христос — второе Лицо Троицы, не воплотившееся еще Слово, Ангел Великого совета.

— Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном — Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне?

— Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сары, с определенного момента — Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17 , 15-16). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока — время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий — посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами — госпожой и рабыней — возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила — проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21 , 11-21).

— Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей — одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24)?

— Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22 , 23), она доводится ему двоюродной племянницей. Она — носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего (Быт. 24 , 17) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

— Ревекку никто не принуждает покинуть родной дом и идти со слугой Авраама в далекую Ханаанскую землю. Родители спрашивают ее согласия. И она сразу отвечает: пойду (Быт. 24, 58). И в этом «пойду» слышится уже грядущее се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— По крайней мере, решимость Ревекки сравнивают с решимостью Аврама, покинувшего Харран (см.: Быт. 12 ). Он так же оставил своего отца и свой род, чтобы последовать велению Божию. Так и Ревекка с готовностью отзывается на призыв оставить свою семью и идти в землю Ханаанскую, то есть для нее — неизвестно куда. Таким образом, она становится участницей обетований, данных Аврааму и его потомству. Надо учитывать, что тогда ведь не было никаких средств связи, и юная Ревекка расставалась со своими родителями, братьями и сестрами навсегда. Почему она приняла такое решение? Напрямую об этом в Библии не говорится, но мы можем предположить, что благодать Божия тронула сердце девушки, что она услышала голос Бога и откликнулась Ему. После того как Исаак женился на Ревекке, Господь является ему и подтверждает обетования, данные его отцу Аврааму: …умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии (Быт. 26 , 4).

— Мы переходим к поколению внуков Авраама — Ревекка рождает Исааку сыновей-близнецов. Исав, вышедший на свет первым, продает свое первородство брату Иакову за чашку красного, красного этого (Быт. 25, 30) — варева из чечевицы. Исав просто смертельно устал и проголодался на охоте, и он не видит особого смысла в своем первородстве. Смысл уясняется позже, и даже не Исавом, но Церковью: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси…» — это из Великого Покаянного канона Андрея Критского. Каков духовный смысл продажи первородства?

— Такого рода контракты — когда старший брат продавал право первородства младшему — были в то время распространены. Это чисто материальная сделка, не имеющая никакого духовного подтекста: старший (или как бы ставший старшим) брат получал преимущества при разделе отцовского наследства. Удивление здесь вызывает ничтожная цена — миска похлебки. Это говорит о легкомыслии Исава: он во власти сиюминутных желаний и не думает о ценностях долговременных. Но в данном случае — в потомстве Авраамовом — первородство несет еще и духовную нагрузку: это ведь наследование Божиих обетований. Исав этого не понимает. В Покаянном каноне нерассудительность Исава — символ нерассудительности человека, предпочитающего свои временные желания спасению души, жизни вечной.


— Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство — она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом?

— Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца — Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1 Цар. 16 , 1). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого (Быт. 25 , 27) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь — это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна — его самого жестоко обманут, и кто же — его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29 , 20-27). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт. 29 , 20). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили.

События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех, но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою (Быт. 31 , 41). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили — Иосифа (см.: Быт. 30 , 22). Все библейские патриархи переживали такие периоды — испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25 , 21). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом — награду.

Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву — Быт. 32 , 10). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз (Быт. 33 , 3-4). Это очень трогательное место — И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали . Прощение, примирение, мир — это то, чего Господь ждет от праведных людей.

Легко ли Исаву простить брата-близнеца, с которым он боролся еще в материнской утробе (Быт. 25 , 22)? Наверное, еще труднее, чем Иосифу — своих братьев в Египте, потому что Иосиф к моменту их встречи достиг высокого положения; то, что по своей глупости и жестокости сделали с ним братья, уже обернулось к лучшему для него; а братья находятся фактически в его власти. С Исавом всё иначе. Конечно, прошло достаточно времени, и боль его, может быть, утихла. Но главная причина того, что он прощает брата, — Господь касается его сердца. В следующей книге Ветхого Завета — книге Исход — там, где говорится о казнях египетских, Господь говорит Моисею: Я ожесточу сердце фараона (Исх. 14 , 4). Иногда люди спрашивают: в чем же виноват фараон, если Сам Бог ожесточил его сердце, не мог же он противостоять Богу. Но, когда Бог милует человека, он обращается к лучшему, что в нем есть, чтоб оно принесло человеку добрые плоды; а когда наказывает — к худшему, и человек получает горькие плоды своего зла. Бог ожесточил сердце фараона, но смягчил сердце Исава. Еще и потому, что Иаков своими страданиями заслужил право вернуться в Землю обетованную, заслужил, чтобы его здесь приняли по-доброму.

— Давайте поговорим о чудесных событиях, происходивших с Иаковом. Уходя от родителей в Месопотамию, к своему дяде Лавану (см.: Быт. 28), он засыпает в дороге и видит Небесную Лествицу, по которой восходят и нисходят Ангелы и на которой стоит Господь, вновь подтверждающий Свое благословение потомству Авраама (см.: Быт. 12-16). Почему именно лестница (лествица), как это понимать?

— Более точный перевод древнееврейского слова «суллам» — не лестница даже, а насыпь или возвышение. В Древней Месопотамии храмы строили в виде таких ступенчатых насыпных башен — зиккуратов; язычники считали, что по этим ступеням боги спускаются на землю. О видении лестницы Иакову напоминает Сам Христос, когда говорит Нафанаилу: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1 , 51). Видение таинственной лестницы — знак того, что сообщение Неба с землею после отпадения человека от Бога не прекращено; что от Бога на землю посылаются Ангелы (о чем в Ветхом Завете говорится многократно), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь ко спасению. Святые отцы Церкви видят в Лествице Иакова прообраз Божией Матери, соединившей и примирившей Небо с землею: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия» — Канон утрени на Благовещение.

— В главе 32 Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль. Смысл этой борьбы представляется загадочным…

— Значение этой таинственной борьбы приоткрывается в словах, услышанных Иаковом: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32 , 28). Иаков в это время боится мести своего брата Исава. Он должен понять, что бояться не нужно, что Бог его, Иакова, не оставил, кротость и любовь помогут ему заслужить прощение брата. В борьбе Иаков получает травму — Соперник повреждает сустав его бедра (см.: Быт. 25 ), делая его на всю жизнь хромым. Это нужно для уверения Иакова в реальности события, в том, что оно ему не приснилось. Слова Господа: Отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт. 26 ) означают, возможно, что Иаков уже достаточно укреплен для предстоящих ему испытаний. Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя — Израиль («Бог борется» или даже «Боровшийся с Богом»); впоследствии оно станет именем целого народа. Наречение нового имени говорит о новом духовном рождении человека; имя Израиль должно внушить Иакову твердое осознание того, что Бог даст ему силы вынести любое испытание. Борьба очистила Иакова от грехов и слабостей (таких, например, как тяга к земному богатству): отныне он твердо идет по стопам своих отцов.

— Но почему Бог не открыл Иакову Своего имени?

— Вообще, имя Божие — сложное для человеческого разума понятие, и оно не может быть открыто человеку неподготовленному, тем более что он всё равно не способен вместить всю глубину этой тайны; аналогичный ответ получает в Библии отец Самсона Маной (см.: Суд. 13 , 18). Также нужно учитывать: Иаков спросил об имени не потому, что не знал, с Кем он имеет дело. Он догадывался об этом, иначе не попросил бы своего Соперника его благословить (см.: Быт. 32 , 26) и не сказал бы сразу после поединка: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (30). Просьба назвать имя говорит о желании Иакова знать о Боге больше, чем ему дано; проникнуть в то, что нельзя знать другим людям. А Господь дает Иакову понять, что он должен довольствоваться тем, что ему открыто. Кроме того, у Иакова мог возникнуть соблазн использования имени Бога в магических целях.

— Уходя из отцовского дома вслед за мужем, Рахиль украла домашних богов — идолов (см.: Быт. 19, 32); из этого следует, что семья Лавана, родственная роду Авраама, не чуждалась идолопоклонства. Значит, с Рахилью язычество пришло и в семью Иакова тоже?

— Возможно, это так, хотя мы не знаем, как сам Иаков относился к этим идолам. На вопрос, почему Рахиль украла терафимов (так называли домашних богов — покровителей рода), толкователи дают разные ответы: возможно, обладание идолами давало право претендовать на наследство или же дочь Лавана считала их талисманами, хранящими путников в дальней дороге. Поэтому не исключено, что и Рахиль не считала домашних богов отца объектами поклонения; что ее отношение к ним было чисто прагматическим.

Дальнейшая же судьба этих божков такова: переживший столь близкую встречу с Богом Единым Иаков заставляет своих домашних отдать ему всех идолов и закапывает их под дубом (см.: Быт. 35 ). Дом Иакова должен очиститься от язычества, переменив одежды; затем Иаков устраивает жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (Быт. 35 , 3). После этого Господь вновь является Иакову и еще раз (см.: Быт. 35 , 10) подтверждает наречение имени Израиль. Он говорит Израилю: плодись и умножайся: народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию (35 , 11-12).


— Иаков становится отцом двенадцати сыновей, а они — родоначальниками двенадцати колен Израилевых; из колена Иуды произойдет Иисус Христос. Но история этого, четвертого уже после Авраама, поколения (см.: Быт. 37) начнется с драмы: братья тайком от отца продадут в египетское рабство Иосифа, предпоследнего из сыновей Иакова, одного из двух сыновей Рахили, человека, с юности отмеченного чудесными духовными дарами. Почему в истории Иосифа и его братьев видят прообраз истории Христа?

— Это совершенно очевидный прообраз, об этом поется в песнопениях Страстной Седмицы: «На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный» (икос Великого понедельника). Иосифа братья ненавидят, ревнуя к нему отца, завидуя его вещим снам (см.: Быт. 37 , 3-11); так же и Иисуса ненавидели за то, что Он называл Бога Своим Отцом, за те чудеса, которые Он творил. Иосифа братья продали чужеземцам (см.: Быт. 26 -28) — так и Иисус был предан Своими соплеменниками римской власти. Иосиф со дна страданий поднимается к вершинам власти в Египте; так и Иисус восходит к Отцу, перенеся муки распятия, приняв смерть. Наконец, Иосиф прощает, более того, спасает от голода своих братьев, находящихся в полной его власти, как и Христос простил Своих распинателей. История о том, как сыновья Иакова пришли в Египет, чтобы купить хлеб, и встретились там с неузнанным ими Иосифом, которого фараон перед тем поставил над всею землею Египетскою (Быт. 41 , 41), о тех испытаниях, которым Иосиф подверг братьев, дабы убедиться, что в них жива совесть и им не чуждо раскаяние, рассказывается в 42-45-й главах книги Бытия. Сцена прощения Иосифом братьев и воссоединения семьи — одна из самых пронзительных в Ветхом Завете: Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое (45 , 1-11). Так Израиль пришел в Египет, который станет для него впоследствии местом плена и жестокого угнетения. Но это уже другая история — история Исхода.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)