Природные зоны мира. Задачи: определить, что такое природная зона; узнать, что влияет на формирование природных зон; дать характеристику природных зон Земли; научиться

Природные зоны Земли

Комплексное научное исследование природы позволило В. В. Докучаеву в 1898 г. сформулировать закон географической зональности, согласно которому климат , воды, почвы, рельеф, растительность и животный мир на определенной территории тесно взаимосвязаны и должны изучаться как единое целое. Он предложил деление поверхности Земли на зоны, которые закономерно повторяются в Северном и Южном полушариях.

Разные географические (природные) зоны Земли характеризуются определенным сочетанием тепла и влаги, почвами, растительным и животным миром и, как следствие, - особенностями хозяйственной деятельности их населения. Это зоны лесов, степей, пустынь, тундры, саванны, а также переходные зоны лесотундры, полупустынь, лесотундры. Названия природным зонам традиционно даются по преобладающему типу растительности, отражающему важнейшие особенности ландшафта.

Закономерная смена растительности - индикатор общего увеличения тепла. В тундре средняя температура самого теплого месяца в году - июля - не превышает + 10°С, в тайге она колеблется в пределах + 10... + 18°С в полосе лиственных и смешанных лесов + 18...+20°С, в степи и лесостепи +22...+24°С, в полупустынях и пустынях - выше +30 °С.

Большинство животных организмов сохраняют активность при температуре от 0 до +30°С. Однако наилучшими для роста и развития считаются температуры от + 10°С и выше. Очевидно, что такой тепловой режим характерен для экваториального, субэкваториального, тропического, субтропического, а также умеренного климатических поясов Земли. Интенсивность развития растительности в природных зонах зависит также от количества осадков. Сравните, например, их количество в зоне лесов и пустынь (см. карту атласа).

Итак, природные зоны - это природные комплексы, занимающие большие площади и характеризующиеся господством одного зонального типа ландшафта. Они формируются преимущественно под влиянием климата - особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной зоне присущ свой тип почв, растительности и животного мира.

Внешний облик природной зоны определяется типом растительного покрова. Но характер растительности зависит от климатических условий - теплового режима, увлажнения, освещенности, почв и т.д.

Как правило, природные зоны вытянуты в виде широких полос с запада на восток. Между ними нет четких границ, они постепенно переходят одна в другую. Широтное расположение природных зон нарушается неравно гомерным распределением суши и океана, рельефом , удаленностью от океана.

Общая характеристика главных природных зон Земли

Дадим характеристику главным природным зонам Земли, начиная от экватора и двигаясь в направлении полюсов.

На всех материках Земли, кроме Антарктиды, расположены леса. Лесные зоны имеют как общие черты, так и особые, свойственные только тайге, смешанным и широколистным лесам или тропическому лесу.

К общим чертам лесной зоны относятся: теплое или жаркое лето, довольно большое количество осадков (от 600 до 1000 и более мм в год), крупные полноводные реки, преобладание древесной растительности. Наибольшее количество тепла и влаги получают экваториальные леса, занимающие 6 % суши. Им по праву принадлежит первое место среди лесных зон Земли по разнообразию растений и животных. Здесь произрастает 4/5 всех видов растений и обитает 1/2 всех видов животных суши.

Климат экваториальных лесов жаркий и влажный. Средние годовые температуры +24... + 28°С. Годовая сумма осадков более 1000 мм. Именно в экваториальном лесу можно встретить наибольшее количество древних видов животных, например земноводных: лягушек, тритонов, саламандр, жаб или сумчатых: опоссумы в Америке, поссумы в Австралии, тенреки в Африке, лемуры на Мадагаскаре, лори в Азии; древними животными являются и такие обитатели экваториальных лесов, как броненосцы, муравьеды, ящеры.

В экваториальных лесах богатейшая растительность располагается в несколько ярусов. В кронах деревьев обитает множество видов птиц: колибри, птицы-носороги, райские птицы, венценосные голуби, многочисленные виды попугаев: какаду, ара, амазона, жако. У этих птиц цепкие лапки и крепкие клювы: они не только летают, но и прекрасно лазают по деревьям. Животные, обитающие в кронах деревьев, также имеют цепкие лапы и хвост: ленивцы, обезьяны, ревуны, летучие лисицы, древесные кенгуру. Самое крупное животное, обитающее в кронах деревьев, - это горилла. В таких лесах обитает множество красивых бабочек и других насекомых: термитов, муравьев и т.д. Разнообразны виды змей. Анаконда - крупнейшая змея в мире, достигает длины 10 м и более. Многоводные реки экваториальных лесов богаты рыбой.

Наибольшие площади экваториальные леса занимают в Южной Америке, в бассейне реки Амазонки, и в Африке - в бассейне реки Конго. Амазонка - самая полноводная река на Земле. Каждую секунду она выносит в Атлантический океан 220 тыс. м3 воды. Конго - вторая по водности река мира. Экваториальные леса распространены также на островах Малазийского архипелага и Океании, в юго-восточных районах Азии, на северо-востоке Австралии (см. карту в атласе).

Ценные породы деревьев: красное дерево, черное, желтое - богатство экваториальных лесов. Заготовка древесины ценных пород ставит под угрозу сохранение уникальных лесов Земли. Космические снимки показали, что в ряде районов Амазонии уничтожение лесов идет катастрофическими темпами, во много раз быстрее, чем их восстановление. При этом исчезают многие виды уникальных растений и животных.

Переменно-влажные муссонные леса

Переменно-влажные муссонные леса также можно встретить на всех материках Земли, кроме Антарктиды. Если в экваториальных лесах все время лето, то здесь ярко выражены три сезона: сухой прохладный (ноябрь-февраль) - зимний муссон; сухой жаркий (март-май) - переходный сезон; влажный жаркий (июнь-октябрь) - летний муссон. Самый жаркий месяц - май, когда солнце стоит почти в зените, пересыхают реки, деревья сбрасывают листву, желтеет трава.

Летний муссон приходит в конце мая ураганными ветрами, грозами, проливными дождями. Природа оживает. Из-за чередования сухого и влажного сезонов мус- сонные леса называют переменно-влажными.

Муссонные леса Индии расположены в тропическом климатическом поясе . Здесь произрастают ценные породы деревьев, отличающиеся прочностью и долговечностью древесины: тик, сал, сандаловое дерево, атласное и железное дерево. Древесина тика не боится огня и воды, она широко используется для строительства кораблей. Сал также имеет долговечную и прочную древесину. Сандаловое и атласное деревья используют при изготовлении лаков и красок.

Животный мир индийских джунглей богат и разнообразен: слоны, быки, носороги, обезьяны. Много птиц и пресмыкающихся.

Муссонные леса тропических и субтропических областей характерны также для Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки, северных и северовосточных районов Австралии (см. карту в атласе).

Муссонные леса умеренного пояса

Муссонные леса умеренного пояса распространены только в Евразии. Уссурийская тайга - особое место на Дальнем Востоке. Это настоящая чаща: леса многоярусные, густые, перевиты лианами, диким виноградом. Здесь растут кедр, орех, липа, ясень, дуб. Бурная растительность - результат обилия сезонных осадков и довольно мягкого климата. Здесь можно встретить уссурийского тигра - самого крупного представителя своего вида.
Реки муссонных лесов имеют дождевое питание и разливаются в период летних муссонных дождей. Крупнейшие из них - Ганг, Инд, Амур.

Муссонные леса сильно вырублены. По подсчетам специалистов, в Евразии сохранилось только 5 % от прежних лесных массивов. Муссонные леса пострадали не столько от лесного хозяйства, но и от земледелия. Известно, что крупнейшие земледельческие цивилизации появились на плодородных почвах в долинах рек Ганга, Иравади, Инда и их притоков. Развитие земледелия потребовало новых территорий - леса вырубались. Земледелие веками приспосабливалось к чередованию влажных и сухих сезонов. Главный сельскохозяйственный сезон - период влажного муссона. К нему приурочены посевы важнейших культур - риса, джута, сахарного тростника. В сухой прохладный сезон сажают ячмень, бобовые, картофель. В сухой жаркий сезон земледелие возможно только при искусственном орошении. Муссон капризен, его запаздывание приводит к сильным засухам, гибели посевов. Поэтому необходимо искусственное орошение.

Леса умеренного пояса

Леса умеренного пояса занимают значительные площади в Евразии и Северной Америке (см. карту в атласе).

В северных районах - это тайга, южнее -смешанные и широколиственные леса . В лесной зоне умеренного пояса ярко выражены сезоны года. Средние температуры января повсеместно отрицательные, местами до - 40°С, июля + 10... + 20°С; сумма осадков 300-1000 мм в год. Вегетация растений зимой прекращается, в течение нескольких месяцев лежит снежный покров.

Ель, пихта, сосна, лиственница растут как в тайге Северной Америки, так и в тайге Евразии. Животный мир также имеет много общего. Медведь - хозяин тайги. Правда, в сибирской тайге он называется - бурый медведь, а в тайге Канады - гризли. Можно встретить рыжую рысь, лося, волка, а также куницу, горностая, росомаху, соболя. Через таежную зону протекают крупнейшие реки Сибири - Обь, Иртыш, Енисей, Лена, которые по величине стока уступают только рекам зоны экваториальных лесов.

К югу климат становится более мягким: здесь произрастают смешанные и широколиственные леса, состоящие из таких пород, как береза, дуб, клен, липа, среди которых встречаются и хвойные. Характерными для лесов Северной Америки являются: белый дуб, сахарный клен, желтая береза. Благородный олень, лось, кабан, заяц; из хищников - волк и лисица - известные нам представители животного мира этой зоны.

Если северная тайга относится учеными-географами к зоне слабо измененной человеком, то смешанные и широколиственные леса почти повсеместно вырублены. Их место заняли сельскохозяйственные районы, например «кукурузный пояс» в США, в этой зоне сконцентрировано много городов и транспортных магистралей. В Европе и Северной Америке природные ландшафты этих лесов сохранились лишь в горных районах.

Саванна

Саванна - природная зона низких широт в субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах Северного и Южного полушарий. Занимает около 40 % территории Африки (к югу от Сахары), распространена в Южной и Центральной Америке, Юго-Восточной Азии, Австралии (см. карту в атласе). В саванне преобладает травянистая растительность с отдельно стоящими деревьями или группами деревьев (акации, эвкалипт, баобаб) и кустарниковыми зарослями.

Животный мир африканских саванн удивительно разнообразен. Чтобы приспособиться к условиям бескрайних сухих пространств, природа наделила животных уникальными свойствами. Так, например, жираф считается самым высоким животным на Земле. Его рост превышает 5 м, у него длинный язык (около 50 см). Все это нужно жирафу для того, чтобы дотягиваться до высоких ветвей акаций. Кроны акаций начинаются на высоте 5 м, и жирафы практически не имеют конкурентов, спокойно объедая ветки деревьев. Типичными животными саванн являются зебры, слоны, страусы.

Степи

Степи встречаются на всех материках Земли, кроме Антарктиды (в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушарий). Они отличаются обилием солнечного тепла, небольшим количеством осадков (до 400 мм в год), а также теплым или жарким летом. Основная растительность степей - травы. Называются степи по-разному. В Южной Америке тропические степи называют пампой, что на языке индейцев означает «большое пространство без леса». Характерные для пампы животные - лама, броненосец, вискача - грызун, похожий на кролика.

В Северной Америке степи называют прериями. Расположены они как в умеренном, так и в субтропическом климатических поясах. «Королями» американских прерий долгое время были бизоны. К концу XIX века они были практически полностью истреблены. В настоящее время усилиями государства и общественности численность бизонов восстанавливается. Другой житель прерий - койот - степной волк. По берегам рек в кустарниковых зарослях можно встретить пятнистую крупную кошку - ягуара. Пекари - небольшое животное, похожее на кабана, также типично для прерий.

Степи Евразии расположены в умеренном поясе. Они сильно отличаются от американских прерий и африканских саванн. Здесь более сухой, резко континентальный климат. Зимой очень холодно (средние температуры - 20°С), а летом очень жарко (средняя температура + 25°С), сильные ветры. Летом растительность степей скудная, зато весной степь преображается: расцветает множеством сортов лилий и мака, тюльпанов.

Пора цветения длится недолго, около 10 дней. Затем наступает засуха, степь высыхает, краски тускнеют, и к осени все обретает желто-серый цвет.

В степях расположены самые плодородные почвы Земли, поэтому они почти полностью распаханы. Безлесные пространства степей умеренного пояса отличаются сильными ветрами. Здесь очень интенсивно происходит ветровая эрозия почв - часты пыльные бури. Для сохранения плодородия почв сажают лесополосы, применяют органические удобрения, легкую сельскохозяйственную технику.

Пустыни

Пустыни занимают огромные пространства - до 10% суши Земли. Они расположены на всех материках и в разных климатических поясах: умеренном, субтропическом, тропическом и даже полярном.

В климате пустынь тропического и умеренного поясов есть общие черты. Во-первых, обилие солнечного тепла, во-вторых, большая амплитуда температур зимы и лета, дня и ночи, в-третьих, малое количество осадков (до 150 мм в год). Впрочем, последняя особенность характерна и для полярных пустынь.

В пустынях тропического пояса средняя температура лета +30°С, зимы + 10°С. Величайшие тропические пустыни Земли расположены в Африке: Сахара, Калахари, Намиб.

Растения и животные пустынь приспосабливаются к сухому и жаркому климату. Так, например, гигантский кактус может запасать в себе до 3000 л воды и «не пить» до двух лет; а растение вельвичия, встречающееся в пустыне Намиб, способно поглощать воду из воздуха. Верблюд - незаменимый помощник человека в пустыне. Он может долгое время находиться без пищи и воды, запасая их в своих горбах.

Крупнейшая пустыня Азии Руб-эль-Хали, расположенная на Аравийском полуострове, также находится в тропическом поясе. Пустынные районы Северной и Южной Америки и Австралии находятся в тропическом и субтропическом климатических поясах.

Пустыни умеренного пояса Евразии также характеризуются малым количеством осадков и большой амплитудой температур как годовой, так и суточной. Однако для них характерны более низкие зимние температуры и ярко выраженный период расцвета - весной. Расположены такие пустыни в Средней Азии к востоку от Каспийского моря. Животный мир здесь представлен различными видами змей, грызунов, скорпионами, черепахами, ящерицами. Типичное растение - саксаул.

Полярные пустыни

Полярные пустыни расположены в полярных областях Земли. В Антарктиде зарегистрирован абсолютный минимум температур - 89,2 °С.

В среднем зимние температуры -30 °С, летние - 0°С. Так же, как и в пустынях тропического и умеренного поясов, в полярной пустыне выпадает мало осадков, преимущественно в виде снега. Почти полгода здесь длится полярная ночь, почти полгода - полярный день. Антарктида считается самым высоким материком на Земле, если учитывать толщину его ледяного панциря в 4 км.

Коренные обитатели полярных пустынь Антарктиды - императорские пингвины. Они не умеют летать, зато прекрасно плавают. Они могут нырять на большую глубину и проплывать огромные расстояния, спасаясь от своих врагов - тюленей.

Северная полярная область Земли - Арктика - получила свое название от древнегреческого arcticos - северный. Южная, как бы противолежащая полярная область - Антарктика (anti - против). Арктика занимает остров Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага, а также острова и акваторию Северного Ледовитого океана. Весь год эта территория покрыта снегом и льдом. Хозяином этих мест по праву считается белый медведь.

Тундра

Тундра - безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелящихся кустарников. Тундра распространена в субарктическом климатическом поясе только на территории Северной Америки и Евразии, отличающихся суровыми климатическими условиями (мало солнечного тепла, низкие температуры, короткое холодное лето, малое количество осадков).

Лишайник ягель называли «оленьим мхом», потому что он является главным кормом северного оленя. В тундре обитают также песцы, лемминги - мелкие грызуны. Среди скудной растительности встречаются ягодные кустарники: черника, брусника, голубика, а также карликовые деревца: береза, ива.

Вечная мерзлота в почве - характерное для тундры, а также сибирской тайги явление. Стоит начать копать яму, как на глубине около 1 м встретится мерзлый слой земли толщиной в несколько десятков метров. Это явление необходимо учитывать при строительстве, промышленном и сельскохозяйственном освоении территории.

В тундре все очень медленно растет. Именно с этим связана необходимость внимательного отношения к ее природе. Например, потравленные оленями пастбища восстанавливаются только через 15-20 лет.

Высотная поясность

В отличие от равнинных территорий, климатические пояса и природные зоны в горах сменяются по закону вертикальной зональности, т. е. снизу вверх. Это связано с тем, что с высотой температура воздуха понижается. Рассмотрим, как пример, величайшую горную систему мира - Гималаи. Здесь представлены практически все природные зоны Земли: у подножия растет тропический лес, на высоте 1500 м его сменяют широколиственные леса, которые в свою очередь переходят в смешанные на высоте 2000 м. Далее, по мере подъема в горы начинают преобладать хвойные леса из гималайской сосны, пихты и можжевельника. Зимой здесь подолгу лежит снег и держатся морозы.

Выше 3500 м начинаются кустарники и высокогорные луга, их называют «альпийскими». Летом луга покрыты ковром ярко цветущих трав - маков, примул, горечавок. Постепенно травы становятся ниже. Примерно с высоты 4500 м лежат вечные снега и льды. Климатические условия здесь очень суровы. В горах обитают редкие виды животных: горный козел, серна, архар, снежный барс.

Широтная поясность в океане

Мировой океан занимает более 2/3 поверхности планеты. Физические свойства и химический состав вод океана относительно постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Особенно важно для жизни растений и животных то, что в воде растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Фотосинтез водорослей происходит, главным образом, в верхнем слое воды (до 100 м).

Морские организмы обитают, главным образом, в поверхностном, освещенном Солнцем слое воды. Это мельчайшие растительные и животные организмы - планктон (бактерии, водоросли, мельчайшие животные), разнообразные рыбы и морские млекопитающие (дельфины, киты, тюлени и др.), кальмары, морские змеи и черепахи.

На морском дне тоже есть жизнь. Это придонные водоросли, кораллы, ракообразные, моллюски. Они называются бентос (от греч. benthos - глубинный). Биомасса Мирового океана в 1000 раз уступает биомассе суши Земли.

Распределение жизни в Мировом океане неравномерно и зависит от количества солнечной энергии, поступившей на его поверхность. Полярные воды бедны планктоном из-за низких температур и длинной полярной ночи. Наибольшее количество планктона развивается в водах умеренного пояса летом. Обилие планктона привлекает сюда рыбу. Умеренные пояса Земли - самые рыбные районы Мирового океана. В тропическом поясе количество планктона опять уменьшается из-за высокой солености воды и высоких температур.

Образование природных зон

Из сегодняшней темы мы с вами узнали, насколько разнообразны природные комплексы нашей планеты. Природные зоны Земли пестрят и вечнозелеными лесами, бескрайними степями, разнообразными горными массивами, жаркими и ледяными пустынями.

Каждый уголок нашей планеты отличается своей неповторимостью, разнообразным климатом, рельефом, растительным и животным миром, и поэтому на территориях каждого материка формируются различные природные зоны.

Давайте попробуем разобраться, что же такое природные зоны, как они образовались, и что явилось толчком для их образования.

К природным зонам можно отнести такие комплексы, у которых имеются подобные почвы, растительность, животный мир и схожесть температурного режима. Свои названия природные зоны получили по типу растительности, и носят такие наименования, как зона тайги или широколиственных лесов и т.д.

Природные зоны разнообразны, благодаря неравномерному перераспределению солнечной энергии на поверхности Земли. В этом и кроется главная причина неоднородности географической оболочки.

Ведь если рассмотреть какой-то один из климатических поясов, то можно заметить, что те части пояса, которые расположены ближе к океану, более увлажнены, чем континентальные его части. И такая причина кроется не столь в количестве осадков, а сколько в соотношении тепла и влаги. Из-за этого на одних континентах мы наблюдаем более влажный климат, а на другом – засушливый.

И с помощью перераспределения солнечного тепла, мы видим, как одинаковое количество влаги в некоторых климатических поясах приводит к избыточному увлажнению, а в других – к их недостатку.

Так, например, в жарком тропическом поясе недостаток влаги может стать причиной засухи и формирования пустынных территорий, тогда, как в субтропиках, избыток увлажнения способствует образованию болот.

Вот вы и узнали, что из-за разницы в количестве солнечного тепла и увлажнения, были сформированы различные природные зоны.

Закономерности размещения природных зон

Природные зоны Земли имеют четкие закономерности своего расположения, простираясь в широтном направлении и сменяясь с севера на юг. Чаще всего смена природных зон наблюдается в направлении от побережья пробираясь вглубь материка.

В горных местностях существует высотная поясность, которая меняет одну на другую зону, начиная от подножья и продвигаясь к горным вершинам.



В Мировом океане смена зон происходит от экватора к полюсам. Здесь изменения в природных зонах отражается на поверхностном составе вод, а также различии растительности и животного мира.



Особенности природных зон материков

Так как планета Земля имеет поверхность в виде шара, то и Солнце ее нагревает неравномерно. Те участки поверхности, над которыми Солнце стоит высоко, получают больше всего тепла. А там, где солнечные лучи лишь скользят над Землей – преобладает более суровый климат.

И хотя на различных материках растительность и животные имеют схожие черты, но на них оказывает влияние климат, рельеф, геология и человек. Поэтому так исторически сложилось, что из-за изменения рельефа и климата на разных континентах обитают и разные виды растений и животных.

Есть материки, где встречаются эндемики, на который обитает только определенный вид живых существ и растений, которые свойственны именно этим материкам. Так, например, белых медведей можно в природе встретить только в Арктике, а кенгуру – в Австралии. А вот в африканских и южноамериканских саванах встречаются схожие виды, хотя и имеют определенные различия.

Но деятельность человека способствует изменениям, которые происходят в географической оболочке, а под таким воздействием меняются и природные зоны.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Составьте схему взаимодействия природных компонентов в природном комплексе и объясните ее.
2. Как соотносятся между собой понятия «природный комплекс», «географическая оболочка», «биосфера», «природная зона»? Покажите схемой.
3. Назовите зональный тип почв для тундры, тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов.
4. Где почвенный покров труднее восстанавливается: в степях Юга России или в тундре? Почему?
5. С чем связано различие в толщине плодородного слоя почвы в различных природных зонах? От чего зависит плодородие почвы?
6. Какие виды растений и животных характерны для тундры и почему?
7. Какие организмы обитают на поверхности вод Мирового океана?
8. Каких из перечисленных ниже животных можно встретить в африканской саванне: носорог, лев, жираф, тигр, тапир, павиан, лама, еж, зебра, гиена?
9. В каких лесах невозможно узнать по срезу спиленного дерева его возраст?
10. Какие меры, на ваш взгляд, помогут сохранить сферу обитания человека?

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

МОУ ООШ п.Осаново-Дубовое

МАСТЕР-КЛАСС
по географии

7 класс
тема:

«ПРИРОДНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ»

Учитель географии

МОУ ООШ п.Осаново-Дубовое

Лигоцкая С.И.

2010 год

Цель: изучить причины формирования природных зон на Земле, особенность их расположения на суше и в Океане.
Задачи:

1. Сформировать основные закономерности и причины формирования природных зон от климата, геологической истории материков, рельефа, человеческой деятельности;

2. развивать умения анализировать, сравнивать статистические материалы, разные типы карт (карта климатических поясов и областей мира и природных зон мира);

На основе анализа делать выводы, обобщения.

3. воспитывать экологическое мировоззрение при изучении воздействия человеческой деятельности на природные зоны и образования антропогенных природных комплектов.
Оборудование:

1) карта климатических поясов и областей мира;

2) карта природных зон Земли;

4) тетрадь-тренажер;

5) тетрадь-практикум;

6) электронное приложение к учебнику.

Ход урока.
1. Цель и задачи урока.

1) Почему внутри географических поясов образуются природные зоны?

2) Что влияет на распределение и особенности природных зон?


2. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вспомним материал 6 класса по теме «Природные комплексы» и некоторые данные по теме «Климаты Земли».

1) Что такое природный комплекс? (Устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории).

2) Приведите примеры природных комплексов, различных по своим размерам, начиная с самого большого.

Самый крупный природный комплекс – географическая об. Природные комплексы второго порядка – суша и мировой океан. То же крупные природные комплексы отдельных материков и океанов, на которых формируются природные или географические пояса, в них природные зоны, а на территориях природных зон мелкие: болото, озеро, овраг, сосновый бор и т.д.


Вывешивается схема:

Географическая

оболочка

Болота, озеро, овраг, сосновый бор и др.

Цель нашего урока ответить на вопрос «Почему внутри географических поясов образуются природные зоны».

Географический пояс – это (Слайд №1 – мультвидео). Как видите, названия географических поясов совпадают с какими названиями? (климатических поясов).

А в чем причина формирования на земле разных климатических поясов? (Формирование климатических поясов зависит от географической широты, движения воздушных масс и характера подстилающей поверхности).

Какой климатический фактор изменяется от географической широты? (Температура, которая зависит от количества солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли). Слайд 2 – поступление солнечной энергии на поверхность Земли.

Тогда почему границы климатических поясов не проходят строго по параллелям? От чего зависит еще очень важный климатический фактор, увлажнение? (На климат большое влияние оказывают воздушные массы, подстилающая поверхность, это близость или удаленность от океана, рельеф, морские течения, ледниковый покров. Поэтому внутри климатических поясов формируются области).

Приведите примеры.

Ученики на карте климатических поясов показывают области умеренного, субтропического, тропического поясов.

А увлажнение территории зависит только от количества осадков. Например, 200 мм в год выпадает в субарктическом климатическом поясе и в тропическом. Но в субарктическом увлажнение избыточное, а в тропическом – скудное. От чего это зависит? (От температуры. Чем выше температура, тем больше влаги испаряется, ничего практически не остается в земле, поэтому в тропическом поясе увлажнение скудное, а в субарктическом температуры низкие, влаги испаряется мало, поэтому увлажнение избыточное).

Вернемся к схеме: внутри географических поясов, названия которых совпадают с названием климатических поясов, формируются природные зоны.

Слайд №3 – определение «природная зона».

Слайд №4 - названия природных зон и их местоположение.
3. А теперь, чтобы ответить на вопрос «Почему внутри географических поясов образуются природные зоны?», выполним практическую работу в тетрадях-практикумах, стр.18.

Цель: выявить взаимосвязь между размещением климатов и природных зон мира на основе анализа карт климатических поясов и карт природных зон.

На основе этого сравнения и анализа заполнить 2 таблицу в тетради-практикуме. Покажите смену климатических поясов и природных зон по 20 о в.д. и 50 о с.ш.

Ученик показывает 20 0 в.д. и 50 0 с.ш. на картах у доски.

Ученики самостоятельно выполняют работу. (5 минут)

Проверка: исправляют сами красной ручкой.

А теперь сделайте вывод на основе сравнения этих карт.

Зачитывают вывод: (Каждому климатическому поясу и области соответствует своя природная зона. Причина их смены с С на Ю и с З на В. является разное количество соотношения тепла и влаги).

Т.О. в распределении природных зон на земной поверхности имеется определенная закономерность. Природные зоны, как и климатические пояса покрывают сплошь нашу планету, располагаясь от экватора к полюсам, но и азонально в умеренных, субтропических и тропических поясах, их чередование зависит от количества солнечного тепла и режима осадков.

А теперь по карте природных зон мира и по рисунку, где даны статистические данные определить, какие природные зоны преобладают на каждом материке.

Ответьте на вопросы с.21. и на вопросы учебника с.35 «Мои географические исследования».

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка. Исправление красной ручкой.


4. Расположение природных зон на материках нарушаются горами.

Слайд – высотная поясность.

Выполнение работы на листе контроля:

1) Широтная зональность, это………………………………………….

2) Высотная зональность, это………………………………………….

3) Сформируйте закономерность: чем выше и ближе к экватору горы, тем ……………….высотных поясов. Чем ниже и дальше от экватора горы, тем……………………высотных поясов.


4. В каких горах количество высотных поясов больше:

5. Природные зоны формируются и в Мировом океане: от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительного и животного мира.

Слайд – природные зоны океана.

Слайды – животный мир экваториальных умеренных и приполярных областей океана.

Существует и вертикальная зональность: поверхностных, срединных и глубинных вод.

Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.
6. В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты.

Тайга, смешанный лес Северной Америки и Евразии схожи. Есть сходство в степях Северной Америки и Евразии, прериях Северной Америки и пампе Южной Америки.

Вместе с тем, на особенность распространения растений и животных помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материка, рельеф и особенности горных пород, человек.

Объединение и разъединение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом, стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках, обитают разные виды растений и животных.

Слайд африканские саванны – характерны: жирафы, зебры, страусы, леопарды; растения: акации, масличные пальмы, баобабы, пальмы дум., злаки, высотой до 2-3 метров.

Слайд – Южноамериканские саванны – птица нанду, мелкие олени,свиньи-пекари,броненосцы, муравьеды; более беден растительный мир: низкорослые деревья и кустарники, унизанные шипами, жесткие травы, распространены кактусы, невысокие акации, мимозы.

На состав органического мира материка сильно влияет время отделения материка от остальной суши.

Так, отчленение Австралии от Гондваны произошло до появления на Земле высоких млекопитающих. Это привело к расцвету в Австралии приметивных млекопитающих-сумчатых и яйцекладущих.

Слайды – животный мир Австралии.

На каждом материке встречаются эндемичные виды, свойственные только данному материку.


7. Под воздействием человеческой деятельности, географическая оболочка и природные зоны претерпевают изменения, природные комплексы преобразуются в природно-антропогенные и даже полностью антропогенные.

Слайды – антропогенные и природные комплексы.

Какие антропогенные и природно-антропогенные комплексы возникли в нашей местности.

Дорисовываем схему, которая помещена на стене:

Природная зона

Но на этих местах очень много торфа, горючее вещество, поэтому знойным летом легко могут возникнуть пожары.

Нам всем необходимо быть очень аккуратными в этом плане, не допускать разжигания костров, не бросать непотушенные сигареты, так как вы знаете, что торфяные пожары очень страшны.

Можно еще решать данную проблему на уровне руководства района, например обводнение торфяных полей, у нас их называют картами, снять шлюзы у канав, которые выкопали для осушения болот, таким образом через несколько лет здесь опять образуются болота. Природа сама себя восстановит.


8. Для закрепления того, что изучили, выполним тестовую работу через мультивидио.
9. Анализ ответов учащихся и их работы на уроке.
10. Домашнее задание: Описать природную зону по плану:

1) Географическое положение.

2) Климатические условия.

4) Растительность.

5) Животный мир.

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами её природы.

Используйте карты в атласе, дополнительные источники, книги в библиотеке, Интернет.

Моя малая родина - Республика Марий Эл. Это край озёр и сосновых лесов. Она находится на стыке лесной и лесостепной природных зон. Но, кроме неё есть ещё множество других природных зон. Каждый уголок земли по-своему неповторим своим климатом, рельефом, животным и растительным миром. И каждый материк имеет свои природные зоны. Я расскажу об этом детальнее. :)

Что такое природные зоны

Это природные комплексы со схожими почвами, флорой и фауной, температурными режимами . Названия природных зон определяется типом растительности, например, субтропический лес. Обычно природные зоны широкими полосами тянутся с запада на восток. У них нет чётких границ и они плавно переходят одна в другую. Основные природные зоны таковы:

  • арктическая пустыня;
  • тайга;
  • тундра;
  • смешанный лес;
  • степи;
  • пустыни;
  • субтропический лес;
  • саванны и редколесье;
  • тропический сезонно влажный лес;
  • тропический постоянно влажный лес.

Основоположником природной зональности, как науки, по праву, считается русский геолог и почвовед В. В. Докучаев. Он определил зональность, как закон природы, одинаково проявляющийся на суше и на море, в горах и на равнинах.


Причина образования природных зон

Причиной большого разнообразия зон является энергия Солнца, которая прогревает землю неравномерно. Так, в пределах одной природной зоны, видно, что та её часть, которая находится ближе к океану, увлажнена больше, чем её континентальная часть. Причина кроется в соотношении солнечного тепла и влаги. Таким образом, одни континенты имеют влажный климат, а другие – засушливый. В субтропиках избыточное увлажнение ведёт к образованию болот, а недостаток влаги в жарком тропическом поясе является причиной образования пустынь.


Особенности природных зон материков

Мы выяснили, что Земля, имея форму шара, прогревается солнцем неодинаково. Те участки, где Солнце стоит высоко прогреваются всех сильнее, а там, где лучи скользят по поверхности – более прохладнее и даже холодно. И хотя растения и животные разных материков схожи, климат и рельеф накладывают свой отпечаток. Есть материки с присущими только им видами животных (эндемиками ). В Австралии это утконос, кенгуру, коала, вомбаты. А в Арктике - белый медведь.

Класс: 7

Цели урока:

  • продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли;
  • введение и отработка понятий “ коэффициент увлажнения”, “географический пояс”, “широтная зональность”, “высотная поясность”.

Задачи урока:

  • развивать умения обобщать знания, делать логические выводы;
  • продолжить формирование навыков и умения работы с географическими картами, анализировать статистические материалы.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа),
  • наглядный (компьютерный),
  • частично-поисковый и исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, настенная карта “Природные зоны мира”, карта атласа “Географические пояса и природные зоны”, диск “География. Земля и люди” (стр.34).

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. На данном этапе идет беседа с учащимися по темам “Природные комплексы” (6 класс) и “Климаты Земли” (7 класс) по следующим вопросам:

  • Какие компоненты входят в состав географической оболочки?
  • К чему приводит изменение хотя бы одного из них? Приведите примеры.
  • Что такое природная зона?
  • По облику какого природного компонента дают название природной зоне?
  • Какие климатические пояса существуют на Земле?
  • Что является главной причиной многообразия климатов?

В помощь учащимся показана таблица (слайд ) “Поступление солнечной энергии на поверхность Земли на разных географических широтах (за год)”.

По окончании беседы и обсуждения таблицы учитель совместно с учащимися делает вывод.

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. Почти в каждом климатическом поясе суши приокеанические части увлажнены лучше, чем континентальные. Увлажнение зависит и от соотношения тепла и влаги.

Учащиеся анализируют таблицу (слайд ) “Среднегодовые показатели природных зон”.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 150-200мм в холодной тундре избыточна (образуются болота), а в жарких тропических пустынях – резко недостаточна: слайд “Коэффициент увлажнения по природным зонам”.

Слайд “Коэффициент увлажнение, определение”, учащиеся записывают в тетрадь. Учащиеся рассматривают рисунки на слайде “Коэффициент увлажнения и природные зоны мира”.

Учитель делает вывод (учащиеся записывают его в тетрадь): закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам - общепланетарный закон географической зональности, который вывел великий русский ученый В.В. Докучаев. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса. Слайд “Географический пояс, определение” учащиеся записывают в тетрадь.

Внутри географических поясов формируются природные зоны. Учащиеся слушают диктора (слайд ) “Природная зона, определение”. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что смена природных зон на суше подчиняется законам географической зональности. Закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам является широтной зональностью (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель. Приведите примеры широтной зональности.

Учащиеся работают с картой атласа “Географические пояса и природные зоны мира” и интерактивной картой Диска “Природные зоны мира”, ищут ответы на вопросы учебника, стр.35 “Мои географические исследования”.

Обсуждение итогов работы с атласом и учебником. Учитель обращает внимание учеников на меридиональное расположение природных зон на примере Северной Америки, рассматривая слайд “Примеры субмеридионального простирания природных зон”.

Учитель. В горах широтная зональность уступает место высотной поясности. Это обусловлено специфическими природными условиями гор:

  • изменение температуры с высотой,
  • влияние экспозиции склонов, различное
  • увлажнение наветренных и подветренных склонов.

Закономерная смена природных зон и растительности с высотой называется высотной поясностью (определение записывается в тетрадь).

Учащиеся анализируют слайд стр.90 “Высотная поясность в Северных Андах”.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: характер высотной поясности зависит от высоты гор и от того, в какой природной зоне они располагаются. Высотные пояса в горах последовательно сменяются по высоте аналогично смене природных зон на равнине. Нижний высотный пояс в горах будет соответствовать природной зоне, в которой находится подножие гор.

Учитель. Природные зоны формируются и в Мировом океане.

Учащиеся анализируют таблицы слайда “Широтные зоны Мирового океана”, делают вывод: свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира изменяются от экватора к полюсам.

IV. Заключительная часть урока.

Учитель закрепляет знания учащихся по теме, предложив им определить, как изменяются природные зоны Африки. Учащиеся работают с картами атласа “Африка. Природные богатства”, стр.50, слайдом “Природные зоны Африки”, стр.68.

Учитель оценивает знания и умения учащихся. Выставляет отметки.

V. Домашнее задание: §9, раздел “Формирование природных зон”, тренажер стр.12, №8.

Земной поверхности и условий увлажнения в разных частях материков природные зоны не образуют непрерывных полос, параллельных экватору. Лишь в и на некоторых больших по площади равнинах они простираются в широтном направлении, сменяя друг друга с севера на юг. Чаще они сменяются в направлении от побережий океанов в глубь материков, а иногда протягиваются практически вдоль меридианов.

Природные зоны формируются и в : от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира. Существует и . Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.

На Земле велико разнообразие . Однако на фоне этого многообразия выделяются крупные части - природные зоны и . Это связано с различным соотношением тепла и влаги, которые получает земная поверхность.

Формирование природных зон

Неравномерное распределение солнечного тепла по поверхности Земли - основная причина неоднородности географической оболочки. Почти в каждом суши приокеанические части увлажнены лучше, чем внутренние, континентальные районы. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 200 мм в холодном субарктическом поясе избыточна (образуются болота), а в жарких тропических поясах резко недостаточна (существуют пустыни).

Из-за различий в количестве солнечного тепла и увлажнения внутри географических поясов формируются природные зоны - большие территории с однородными условиями температур и увлажнения, особенностями поверхностных и подземных вод, схожими , и животным миром.

Особенности природных зон материков

В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты.

Вместе с тем на особенности распространения растений и животных, помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф и особенности горных пород, человек. Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды растений и животных. Для африканских саванн, например, характерны антилопы, буйволы, зебры, африканские страусы, а в южноамериканских распространены несколько видов оленей, броненосцы и похожая на страуса нелетающая птица нанду. На каждом материке встречаются эндемичные виды (эндемики), свойственные только данному материку.

Под воздействием человеческой деятельности географическая оболочка претерпевает существенные изменения. Для сохранения представителей органического мира и типичных природных комплексов во всех природных зонах мира создают особо охраняемые территории - , заповедники и др. В национальных парках, в отличие от , охрана природы сочетается с туризмом и отдыхом людей.