Диктант леса в мещере разбойничьи глухие. Леса в Мещере глухие

Тематические диктанты. 6 класс.

УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.

6 класс

Рассмотрено на МО Утверждено

Согласовано Директор__________

Завуч_____________ Приложение к приказу № от____

Входной контрольный диктант № 1.

ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 5 класса.

Время: 45 минут

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе», М.: Просвещение, 2011 г.)

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

    орфограф, и 8 пунктуац.

    орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За деревней расстилаются широкие поля.

2в. Они готовятся к отлёту на юг.

2 РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.

Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование и орфография».

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)

Грамматические задания

1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ.

2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

6 класс

Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»

ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)

Грамматические задания

1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.

6 класс

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»

Цель : проверить уровень усвоения данной темы.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – осенью 2в. – камыша

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели дорожки и крыши домов.

2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

6 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5 ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛЬ : проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

РУССКАЯ ЗИМА.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Грамматическое задание

1в. – шубкой 2в. – по дереву

6 класс

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».

Цель:

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.

Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)

Грамматические задания

1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.

2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в.- под раскидистой (елью)

2в.- около смолистого (пня)

6 класс

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

Цель: проверить знания учащихся по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

Грамматические задания

1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

6 класс

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя числительное».

Цель: проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)

2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот

6 класс

Контрольный диктант № 9 по теме «Местоимение».

Цель: проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)

Грамматические задания

1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце

2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – моей 2в. – у меня

6 класс

Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол».

Цель : проверить знания детей по данной теме.

БИТВА ВО РЖИ.

Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.

Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)

Грамматические задания

1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать 2в. – играть

6 класс

Контрольный диктант № 11 по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме .

(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ» 2009 г.)

МУРАВЬИ.

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.

В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то торопятся.

Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет.

Муравьи хорошо знают свой дом.

Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.

Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьёв. Они защищают своё жилище.

Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (113 слов.)

Грамматические задания

1. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ В РАЗНЫХ НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ ИХ.

2. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ.

1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные

2в. – ударьте, защищают, еловую

3. СДЕЛАЙТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1в. – забегает 2в. - защищают

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

«2» - 5 орфограф, и 9 пунктуац.

6орфограф, и 8 пунктуац.

    орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

Итоговый контрольный диктант

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Цель: проверить лексические и грамматические знания

Время: 45 минут

Утро ранней весной.

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (112 слов.)

Грамматические задания

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ .

1в. – утренней, выскочил, ветерок 2в. – серебряными, прилегает, речкой

2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. – Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами.

2в. – Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Леса в Мещере

Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслята, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду - ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь дым костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко, кажется, за краем земли, хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский) 241 слово

Где найти итоговый диктант " Мещера "? и получил лучший ответ

Ответ от Леночка[активный]
МЕЩЕРА






Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где найти итоговый диктант " Мещера "?

Ответ от юля кардапольцева [новичек]
мещера


Ответ от Кристина Тихонова [новичек]
Мещера – остаток лесного океана.
Леса в Мещере глухие. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и лесные сумерки.
В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.
Так мы и живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.
Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Материалы к итоговой аттестации учащихся. 6 класс(трад.)

Нулевой срез.

Русский лес.

Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса стройными рядами. Они ждут тепла. Ветерок весело бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались.

В воздухе пахнет свежестью. Слышно журчание ручейка. У ручья красуется ива. Над ее золотистым пушком жужжат пчелы. На поляне раскинулся могучий дуб. Хорошо передохнуть под его тенью. Скоро все зазеленеет, зацветет, оживет.

Лес-богатство нашей страны. Берегите лес!

Диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс (трад.).

1. Какое из данных слов является устаревшим?

а) коробейники; б) бурак; в) былинный; г) мольберт.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

а) крепостник; б) перст; в) кольчуга; г) конка.

3.В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)?

а) лисий след; б) кухонный нож; в) корабельный кок; г) морская вода.

4. Какое слово является неологизмом?

а) колхоз, б) челобитная; в) спутник; г) файл.

5. Найдите ответ. Диалектные слова-это: а) словарный запас языка; б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности; в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности; г) новые слова, возникшие в языке; д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

6. Отметьте неправильное словоупотребление: а) первый снег; б) первый класс; в) первое боевое крещение; г)первый день.

7. Как называются слова, объединенные в данные группы слов: начало-конец, холод-жара, свет-тьма?

а) профессионализмы, б) неологизмы; в) синонимы; г) антонимы.

8. Укажите верное толкование слова ПУНКТУАЛЬНЫЙ.

а) аккуратный, точный; б) прерывающийся; в) точечный; г) местный.

9. Признаком заимствованного слова НЕ ЯВЛЯЕТСЯ: а) приставка контр-; б) сочетания хт, шт ; в) наличие гласной в начале слова; г) наличие в слове корня био.

10. Какие слова являются заимствованными?

а) полотер; б) весна; в) акварель; г) станция; д) благородство.

11. В каких предложениях есть фразеологические обороты?

А) «Я тебе покажу, где раки зимуют»,-- сказал рассерженный папа.

Б) Птицы зимуют в теплых краях.

В) Герасим стоял как вкопанный.

Г) Капли росы поблескивали на солнце.

12. Объясните значение фразеологических оборотов : а) кожа да кости; б) на всех парусах; в) рукой подать; г) из рук валится.

13. Закончите фразеологические обороты: а) дрожит как….; б) знать как…; в) сидеть…

14. Отредактируйте предложение, вычеркнув лишнее . Художник написал свой автопортрет.

Диктант по теме « Словообразование и орфография».

Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах-это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда их мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография».

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Имя существительное.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»--радостно говорят люди.

Русская зима.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Имя прилагательное.

Пятые сутки геолог пробирался через непроходимый лес. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костер около смолистого пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рев машины. «Неужели близко дорога?»--подумал он.

Он поднялся, затоптал костер и пошел на шум машины.

Глагол.

Солнце-самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.

Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Если звезда горячая, то ее цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

Ноябрь-предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Ноябрь-начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

Тест по теме « Имя числительное» 6 класс.

1.Какие из этих слов являются числительными?

1) пять; 2) пятерка; 3) впятером; 4) пятый; 5) пятеро; 6) пятерня.

2.Распределить числительные по группам и записать их в колонки.Надписать заголовки колонок.

Семь тетрадей,трое ребят,три пятых класса,двое щенят,пять флагов,пятеро ножниц,две седьмых площади,одна девятая леса,шестнадцать дней,три четверти груза,десять домов,четверо суток.

3.Найдите « третье лишнее» слово, выпишите его.

А) двадцать пять, сорок шесть, двести двадцатый;

Б) четвертый, двенадцатого, восьмым, пятьсот одиннадцать;

В) восемнадцать, пятого, двое,четыре;

Г) тринадцать, сорок,трехсот,десятый.

4. Найдите числительные,которые изменяются по родам:

1) один, 2) два, 3) третий, 4) оба), 5) четверо, 6) три седьмых.

5. Напишите словами следующие количественные числительные:

55, 77, 82, 517, 629, 979.

6. Напишите словами следующие порядковые числительные:

7, 10, 11, 15, 22, 48.

7.Найдите по 3 ошибки в склонении сложных количественных числительных :

Им. п.семьсот восемьдесят шесть Им. п. пятьсот семьдесят четыре

Р. п. семиста восьмидесяти шести Р. п. пятисот семидесяти четырех

Д. п. семистам восьмидесяти шести Д.п. пятиста семидесяти четырем

В. п. семьсот восемьдесят шесть В.п. пятьсот семьдесят четыре

Т. п. семистами восьмидесятью шестью Т. п. пятьюстами семидесятью четырьмя

П.п. семистах восьмидесяти шести П. п. пятиста семидесяти четырех

8. Найдите « третье лишнее» слово, выпишите его:

А) обоих учеников, обоих собак, обеих книг;

Б) обеих стен, обоих шалашей, обоих учениц.

9. Составьте словосочетания и запишите их:

50 (килограммы) (томаты) более 90 (килограммы) (абрикосы)

11 (тонна) (баклажаны) 2,5 (тонна) (апельсины)

18 (место)

10. Запишите предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

Три-нечетное число.Семь и семь – четырнадцать.Картины эти нарисовал один художник.Семеро ребят отправились в поход. Первый луч солнца разбудил девочку.

11. Заполните таблицу, записав следующие количественные числительные словами.

Им.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

Тест по теме «Местоимение». 6 класс.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите местоимения, определите разряд, подчеркните их как члены предложения.

Кто..вляет..ся автором н..родных сказок? Созд..вались они (не)извес..ными сказочниками и перед..вались из поколения в поколение из уст в уста. Эти сказки л..гли в основу тех сказок, которые по..же созд..вались п.сателями.

У каждого народа свои сказки. Они различны и чем(то) похожи.Различны потому, что в..зникли

в разных странах, и в них отразились м..чты народов о счасть.., их вера в победу добра над злом.

Самые ра..ие сведения о русских сказках относ..тся к две..адцатому веку.

2.Образуйте от данных в первой колонке вопросительных местоимений относительные, неопределенные, отрицательные. Таблицу перечертите в тетрадь.

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Образец: что?

Что

Что-то, кое-что, что-нибудь.

Ничто, ничего

Кто?

Сколько?

Какой?

Чей?

3.Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Кое) о ком вспомнить, (кто)нибудь поможет, кого(либо) позвать, кому(то) позвонить, что(либо) привезти, (кое) в чем сомневаться, (кое)кого расспросить, (кое) (в) чем не согласиться, кому(нибудь) довериться, кого(нибудь) разыскать.

4.Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Н..) какого впечатления, (н..) кого (не) пригласил, (н..) (о) чем (не) расспрашивал, (н..)(к) кому обратит..ся, (н..) от кого (не) получал писем, по какому(то) (не)доразумению, о чем(то) спр..сить,

(н..) (в) (чем) (не) хочет помоч.., (н..)чем удивить, (н..) (у) кого (не) узнавал, (н..)чьими советами не пренебрегал, (н..) (о) чем (не) вспомнил, (н..)(за) что (не) отвечает, (не) боится (н..)каких пр..пятствий.

5.Отгадайте загадки! Запишите отгадки.

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?
  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
  3. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?
  4. Первый слог-личное местоимение, второй-детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте.
  5. Первый слог-личное местоимение, второй-звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

6.Найдите и выпишите «лишнее» слово, учитывая разряд местоимения.

А) этот, таков, иной, столько. Б) свой, собой, мой, наш.

В) никакой, ничто, кто-то, нисколько. Г) меня, нами, у него, у себя.

Итоговый диктант.

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.


367. Прочитайте текст. Объясните постановку или отсутствие тире.
Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы.
Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.
В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. В одном озере вода фиолетовая, в другом - желтоватая, в третьем - оловянного цвета, а в озёрах за Прой - чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Но большинство озёр всё же - чёрные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва даёт тёмный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озёр - чем старее торф, тем темнее вода.
(По К. Паустовскому)
1. Определите тип речи текста.
2. Укажите особенности синтаксического строя предложений в третьем абзаце. Как называется подобное синтаксическое построение?
3. Найдите метафоры и эпитеты.
4. Какое место в жизни и творчестве К. Паустовского занимала Мещёра?
5. На какие особенности Мещёры обращает внимание автор и какова роль цветовой гаммы в описании озёр Мещёры?
К.Г. Паустовский часто и подолгу бывал в Мещере. Он так писал об этом крае: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда». Очень многие его произведения были либо посвящены описаниям Мещерского края, либо же написаны во время его пребывания там. Впервые о Мещере Паустовский написал в 1931 году (в журнале «Наши достижения» был выпущен очерк К.Г. Паустовского «Мещерский край»). В дальнейшим им были написаны еще несколько очерков о Мещере. Среди крупных произведений Паустовского, в Мещере им были написаны повесть «Судьба Шарля Лонсенвиля» и «Исаак Левитан», рассказ «Медные доски», несколько глав «Колхиды» и «Северной повести», пьеса «Поручик Лермонтов», воспоминания о Гайдаре и Фраермане и первая книга из автобиографии «Повести о жизни». Также мещерскому краю был посвящен целый цикл рассказов, вошедших в книгу «Летние дни» и описывающих события, свидетелем или участником которых являлся сам автор.
Следует помнить, что место действия всех сказок Паустовского происходит именно в Мещерском краю, а их герои – люди и звери, живущие в мещерских лесах. Всего более 50 произведений было посвящено Паустовским Мещере.
Автор описывает мещерские леса и озера. Автор обращает внимание читателя на красоту и величественность мещерских лесов, а также на разнообразие местных озер. В цветовом описании автор прибегает к использованию антонимов: белые грибы – черная вода. Также при описании цветовой палитры озер автор использует прием контраста – желтоватая вода оловянного цвета– синеватая, фиолетовая, зеленоватый морской цвет.