Т 72 модернизированный. Отечественное оружие и военная техника

Модернизация вооружения

На танке Т-72АГ при модернизации возможно сохранить штатную 125-мм пушку 2А46, однако, поскольку в конструкции штатного вооружения заложены значительные погрешности, проявляющиеся при ведении стрельбы, что приводит к снижению точности огня и ухудшению эффективности всей системы вооружения, целесообразно заменить штатную пушку на 125-мм пушку КБМ1 украинского производства с целью обеспечения наивысшей вероятности попадания из танкового вооружения не только при стрельбе с места по месту, но и при стрельбе в движении по движущейся цели. Пушка КБА1 оборудована двумя тормозами отката (на штатной пушке Т-72 - только один тормоз отката). Пушка имеет улучшенные характеристики и легко устанавливается вместо штатной пушки без каких-либо значительных изменений конструкции танка. Ствол пушки КБА1 быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа всей пушки из танка.

Отличительной чертой Т-72АГ является наличие зенитной установки закрытого типа, размещенной на командирском люке.

Зенитный пулемет имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 75° по курсу или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° пулемет стабилизирован.

Боекомплект размещен в 3 магазинах по 150 патронов в каждом с бронебойно-зажигательными и бронебойно-зажигательно-трассирующими пулями.

Модернизация комплекса управления огнем

Вооружение с комплексом управления огнем базового танка Т-72 позволяет эффективно поражать неподвижные цели при стрельбе с места. Эффективность стрельбы с места по подвижной цели или сходу по неподвижной или подвижной цели резко снижается. Этот недостаток устраняется на модернизированном танке Т-72АГ, на котором установлен современный комплекс управления огнем, позволяющий эффективно поражать неподвижные и движущиеся цели как с места, так и сходу. Взамен прицела ТПД-К1 со стабилизацией линии визирования только в вертикальной плоскости установлен прицел 1Г46 с линией визирования, стабилизированной как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Прицел имеет встроенный лазерный дальномер и канал управления ракетой. В состав комплекса управления огнем также входит танковый баллистический вычислитель и датчики входной информации.

Танковый баллистический вычислитель обеспечивает расчет баллистических поправок для различных типов боеприпасов. Для расчета баллистических поправок вычислитель автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, атмосфероное давление и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.Данный вычислитель также обеспечивает возможность оперативного введения баллистических характеристик вновь разрабатываемых снарядов.

Вместо ночного прицела ТПН-1 (ТПН-3) с зависимой линией визирования и дальностью видения в активном режиме ночью 300 ... 600 м установлен ночной комплекс наводчика ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э. Данный прицел обеспечивает дальность видения ночью в пассивном режиме до 1200 м. Линия визирования стабилизирована в вертикальной плоскости и имеет электрическую связь с пушкой. При стрельбе ночью через прицел ТПН-4Э для измерения дальности до цели используется дальномер прицела 1Г46, при этом танковый баллистический вычислитель производит расчет и выработку углов прицеливания и упреждения.

Несмотря на то, что приборы ночного видения с электронно-оптическим преобразователем (ЭОП) позволяют сравнительно легко и эффективно обеспечить видение ночью при приемлемой стоимости, для того, чтобы получить такой же уровень видения ночью, как у современных танков, имеется возможность установки наводчику тепловизионного прицела взамен прицела ТПН-4Э с ЭОП. В отличие от прицела с ЭОП, для функционирования которого необходимо наличие естественной освещенности, пусть даже минимальной, и который мало пригоден для работы условиях дыма и тумана, тепловизор способен "видеть" в полной темноте, в тумане и сквозь дым, в связи с чем обеспечивается возможность вести боевые действия с одинаковой эффективностью как днем, так и ночью в любую погоду. Изображение и служебная информация также выводятся и на монитор командира.

У командира вместо прибора наблюдения ТКН-3 с дальностью видения ночью в активном режиме 300...400 м установлен прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С с комбинированным дневно-ночным прицелом ТКН-4С. Прицел ТКН-4С имеет стабилизированную линию визирования в вертикальной плоскости и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с оптико-электронным преобразователем) и обратно при помощи рычажка. Данный прицел командира обеспечивает дальность видения ночью в пассивном режиме до 700 м, возможность стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета, а также из зенитного пулемета с углами прицеливания до +20° не выходя из башни. Для управления зенитной установкой на углах до +70° установлен прицел зенитной установки ПЗУ-7. Прицел ПЗУ-7 предназначен для поражения воздушных целей, движущихся со скоростями от 100 до 300 м/с, а также наземных целей, находящихся на дальностях до 1600 м.

По желанию заказчика на танк Т-72 при модернизации может быть установлен прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 с прицелом ТКН-5. Прицел ТКН-5 имеет встроенный лазерный дальномер и устройство ввода углов бокового упреждения.

На базовом танке Т-72 командир не может стрелять из пушки. На танке Т-72АГ имеется режим дублированного управления огнем с места командира. При необходимости командир может взять управление комплексом управления огнем на себя и производить поражение цели как из пушки, так и из спаренного с ней пулемета. Обеспечивается также работа экипажа в режиме целеуказания наводчику от командира.При условии установки прицела ТКН-5 командир в режиме дублированного управления огнем может поражать неподвижные и движущиеся цели как с места, так и сходу практически с той же эффективностью, как и наводчик.

Новый комплекс управления огнем танка может включать в себя комплекс управляемого вооружения, при этом 125-мм управляемая ракета эффективно пробивает броню всех находящихся в эксплуатации танков на всех обычных для поля боя дальностях. Управляемое вооружение - такое же, как и на танке Оплот, и позволяет вести огонь управляемой по лазерному лучу ракетой на дальностях до 5 км.


Модернизация прицельного комплекса командира

Обеспечивает командиру:

  • дублированную стрельбу с ходу из пушки через прицел ТКН-4С по целям на дальности до 2000 м и из пулемета по целям на дальности до 1800 м;
  • стрельбу с ходу из зенитной установки при закрытом люке до 2000 м по наземным и низколетящим воздушным целям;
  • повышение дальности обнаpужения цели:
    • днем до 4000 м;
    • ночью до 700 м (через прицел ТКН-4С);
  • целеуказание наводчику с высокой точностью.
Характеристики Т-72 сеpийный Т-72 модеpнизированный
Дневно-ночной прицел
Тип, марка Прибор наблюдения ТКН-3 Прицел ТКН-4С
днем 2000 4000
ночью 400 700
Стабилизация поля зрения отсутствует 1-плоскостная по ВН
Кратность увеличения x6 x1, x8
Дневной зенитный прицел
Тип, марка коллимационный прицел К10Т ПЗУ 7
Дальность обнаружения цели (м) - 2000
- -5 ... +70
Зенитная установка
Калибр (мм) 12.7 12.7
Боекомплект (кол-во магазинов количество выстpелов в каждом) 5x60 3x150
Диапазон углов работы по вертикали (гpадусы) - -3 ... +20
Способ наведения Ручн. Электропривод
Скорости наведения по ВН и ГН (Гpадус/с) - 0.1 to 35
Дальность стрельбы с ходу через прицел (м) нет 2000



Модернизация прицельного комплекса наводчика

Предлагает наводчику:

  • повышение дальности эффективной стрельбы днем до 5000 м и ночью до 1200 м с места и с ходу;
  • увеличение дальности обнаружения и распознавания цели за счет установки прицела типа 1Г46 (1Г46-М) с кратностью увеличения до x12;
  • измерение дальности днем до 5000 м с вероятностью 0,9 за счет применения лазерного дальномера со схемой амплитудно-временной селекции (АВС);
  • стрельбу управляемой ракетой до 5000м;
  • автоматический учет отклонений условий стрельбы от нормальных с помощью высокоточного цифрового баллистического вычислителя.
Характеристики Т-72 до модернизации (СУО типа 1А40) Т-72 после модернизации(СУО типа 1А42)
Дневной прицельный комплекс
Марка ТПД-К1 1Г46
Дальность обнаружения цели (м) 4000 5000
Стабилизация поля зрения 1-плоскостная (только по ВН) 2-плоскостная (по ВН и ГН)
Лазерный канал наведения ракеты Нет Имеется (дальность стрельбы до 5000 м)
Лазерный дальномер
Вероятность достоверного измерения дальности (ВДИ) до цели типа "танк" при дальности
500...2500 м 0,9 0,9
2500...3000 м 0,7 0,9
3000...4000 м 0,5 0,9
ВДИ при наличии экранирующих предметов 0 0,9
ВДИ до малоразмерных целей 0 0,8
Систематическая ошибка измерения дальности (м) 25 10
Кратность увеличения x8 x2,4...x12
Погрешность стабилизации линии визирования (мрад) < 0,5 < 0,2
Ошибка передачи углов от пушки к прицелу (угл. мин) 5 2
Скорость увода стабилизи-рованной линии визирования (мрад/мин) <16 < 12
Встроенная выверка прицела (УВКВ) отсутствует полуавтоматическая
Cистема наведения ракеты
Наличие отсутствует имеется
Способ наведения - по лазерному лучу
Вероятность попадания на дальности 5000 м - 0,8 (0,9 на дальности 4000 м)
Ночной прицел
Марка ТПН-1 ТПН-4Э
Дальность видения при ЕНО (3…5)x10- 3 люкс (м) 600 1200... 1400
Режим работы активный пассивный
Увеличение x5,5 x6,8
Поле зрения (градусы) 6,0 5,4
Способ наведения линии визирования механическая связь с пушкой следящий электропривод за стабилизированной линией визирования основного прицела наводчика 1Г46
Стабилизатор вооружения
Привод пушки Электрогидравлический Электрогидравлический (с улучшенными характеристиками)
Точность стабилизации по вертикали (мрад) 0,8 0,4
Возможность стрельбы с ходу отсутствует имеется
Привод башни Электрогидравличееский Электромеханический
Точность стабилизации по горизонту (мрад) 1,2 0,6
Баллистический вычислитель
Ввод угла прицеливания полуавтоматический автоматический
Ввод угла бокового упреждения ручной автоматический
Учет паpаллакса для пушки и пулемет не предусмотрен автоматический на всех дальностях
Расчет углов пpицеливания и упpеждения для спаpенного пулемета не предусмотрен автоматический, с учетом бокового ветpа
Формирование зоны разрешения выстрела обеспечивается с по мощью мех. контактов обеспечивается вычислителем с возможностью регулировки
Учет отклонений условий стрельбы от нормальных отсутствует учитываются: боковой ветер, крен, угловая и линейная скорость цели, угол места цели, температура и атмосферное давление, температура заряда, износ канала ствола пушки
Учет индивидуальных угловвылета не предусмотрен предусмотрен
Вероятность попадания в цель типа "танк" на дальности 2000 м 0,2...0,5 0,55...0,8
Точность системы указания цели (мрад) 40 2...4
Дополнительно
Система дублиpованного упpавления огнем отсутствует имеется, обеспечена возможность стрельбы командиром из пушки и спаренного пулемета с ходу днем и ночью, в т.ч. при отказе основного прицела наводчика
Автоматизиpованная гидpопневмоочистка стекол пpицелов и смотpовых пpибоpов пpедусмотpена очистка только основного пpицела с ручным порционированием предусмотрена очистка всех прицелов, в т.ч. у командира с обеспечением автоматического порционирования от реле времени (0,2 с)



Повышение защитных характеристик

Для повышения уровня защиты на танке Т-72АГ устанавливаются дополнительные броневые модули на лобовые части корпуса и башни, встроенная динамическая защита (ВДЗ) на корпус и башню, а также бортовые экраны с ВДЗ в передней части корпуса.

Схема бронирования

При модернизации танка Т-72АГ применяется модульная схема бронирования, которая имеет следующие преимущества:

  • возможность переоснащения бронирования танка по мере усовершенствования броневых материалов и разработки новых видов защиты;
  • новый подход при восстановлении брони после снарядных поражений, когда предоставляется возможность замены пораженных модулей вместо проведения восстановительных работ в полевых условиях;
  • возможность эксплуатации танков в условиях мирного времени с облегченной броней, без элементов ВДЗ, что позволяет сэкономить топливо, при необходимости экипаж танка может быстро установить элементы ВДЗ на танк;
  • с точки зрения производства - возможность изготавливать модули на специализированном производстве, а на корпусе производится только приварка элементов крепления.

Эффективность

Установка броневых модулей и ВДЗ повышает уровень защиты танка Т-72:

  • по защите от кумулятивных поражающих средств - в 2 раза;
  • по защите от кинетических поражающих средств - в 1,6 раза.

ВДЗ обеспечивает защиту танка от следующих поражающих средств в пределах курсовых углов обстрела:

  • от ручных противотанковых гранат, снарядов ручных и станковых гранатометов и безоткатных орудий;
  • от противотанковых управляемых ракет типа "Штурм-С", "ТОУ-2", "Милан";
  • от кумулятивных снарядов, 125 мм пушек;
  • от бронебойных подкалиберных снарядов 125мм пушек и 120мм пушек при обстреле с дистанции 100м.

Расположение элементов динамической защиты внутри броневых ячеек позволяет избежать их повреждения от пуль стрелкового и автоматического оружия калибра 7,62 мм и 12,7 мм и от осколков артиллерийских снарядов.

Элементы динамической защиты не детонируют при попадании в них автоматических пушек калибра до 30 мм, а также от воздействия зажигательных смесей типа "Напалм" и поражающих факторов объемного взрыва.

Технические характеристики комплекса дополнительной защиты

Масса комплекса дополнительной защиты с установочными и крепёжными деталями, а также с элементами динамической защиты составляет 3150 килограммов.

Время замены комплекта ЭДЗ на одном танке силами экипажа с учётом их извлечения, мойки и установки составляет 5,5 ... 6 часов.

ЭДЗ, установленные на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждается.

Для проведения работ по оборудованию танка комплексом дополнительной защиты не требуются нестандартизированное технологическое оборудование и оснастка, специальный инструмент и специалисты высокой квалификации.

Комплект поставки, необходимый для модернизации бронезащиты танка Т-72:

  1. передний защитный модуль носа корпуса;
  2. детали и сборочные узлы дополнительной бронезащиты башни;
  3. детали и сборочные узлы, необходимые для модернизации надгусеничных полок;
  4. бортовые экраны и щитки корпуса;
  5. элементы динамической защиты.

Повышение защищенности башни

Накладная броня устанавливается на лобовых и бортовых участках башни. ВДЗ устанавливается на лобовых, бортовых участках и крыше башни.



Дополнительные средства защиты

Комплекс оптико-электронного противодействия "Варта"

Дополнительно на Т-72АГ может быть установлен комплекс оптико-электронного противодействия "Варта", который обеспечивает:

  • срыв наведения на танк ПТУР за счет постановки световых помех в секторе ±20° относительно канала ствола основного вооружения по горизонту и ±2° в вертикальной плоскости;
  • подавление систем управления ПТУР с лазерными полуактивными головками самонаведения, использующими лазерный подсвет целей, за счет дистанционной постановки быстрообразующихся аэрозольных завес в секторе ±45° относительно канала ствола основного вооружения.

Основными компонентами комплекса оптико-электронного противодействия "Варта" являются станция оптико-электронного подавления и система постановки аэрозольной завесы.

Станция оптико-электронного подавления включает два осветителя, два модулятора и пульт управления. Осветители и модуляторы размещены снаружи танка в защитных корпусах, пульт установлен внутри танка.

Система постановки аэрозольной завесы состоит из следующих основных элементов:

  • четыре датчика для регистрации факта лазерного облучения танка. Датчики установлены в защитных корпусах на крыше башни;
  • блок управления, два пульта управления и пульт индикации. Один пульт устанавливается у наводчика и служит только для постановки завесы в ручном режиме. Второй пульт управления размещен у командира и служит для управления системой в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах с места командира. На этом пульте также отражается информация о функционировании системы и направлении облучения танка. Пульт индикации размещен у командира во вращающемся люке. На нем отражается информация о направлении облучения;
  • двенадцать гранатометов для постановки завесы установлены на бортах башни по шесть справа и слева.

Система коллективной защиты

С целью повышения защиты экипажа от оружия массового поражения на танк Т-72АГ устанавливается система коллективной защиты (СКЗ), предназначенная для герметизации обитаемого отделения. Система срабатывает автоматически с одновременной выдачей звуковой и световой сигнализации. При этом, находясь в условиях радиоактивного заражения местности, система позволяет проводить измерения мощности гамма излучения в пределах 0,9...150 Р/час.

Для стран - пользователей основного боевого танка Т-72 Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова предлагает программу модернизации танка до конфигурации Т-72АГ, при этом используются многие основные компоненты танков и . Программа модернизации предусматривает устранение отставания Т-72 по боевым характеристикам, огневой мощи и живучести от современных боевых танков.

Предлагаемую модернизацию технически возможно проводить на производственных мощностях в стране заказчика. Более того, это даже желательно с целью сокращения стоимости, поскольку программа модернизации была разработана исходя из того, что простота реализации и минимальные затраты - самые важные факторы. В стремлении свести себестоимость к минимуму ставка делается на привлечение местных производственных мощностей, при этом программа модернизации предусматривает кооперацию между украинскими и местными предприятиями на уровне систем танка.

Предполагается использование как можно большего количества компонентов и узлов местного производства, большая часть работы будет проводиться в стране заказчика, и лишь наиболее сложные компоненты будут закупаться, при этом окончательная сборка будет производиться в стране заказчика. Дополнительное снижение общей стоимости проекта может быть достигнуто при условии охвата модернизацией значительного числа танков Т-72, поскольку увеличение объёмов неизбежно приведёт к снижению стоимости одного модернизированного образца. Таким образом, модернизация может быть осуществлена с высокой эффективности и с низкой стоимостью, если будет найдена местная компания, которой не потребуется много усилий по перепрофилированию её производственных мощностей на работу по модернизации Т-72.

Конструкция Т-72АГ обеспечивает оптимальное соотношение между огневой мощью, маневренностью и защитой. Характеристики Т-72АГ аналогичны характеристикам современных танков, тогда как стоимость модернизированного Т-72АГ - значительно ниже стоимости современных танков - фактор, заслуживающий внимания. Поэтому может оказаться, что, в случае принятия вышеуказанной программы модернизации, местная армия сможет довести боевой потенциал своего парка танков Т-72 до такого высокого уровня, какой только возможен для них, и при этом продлить срок службы нынешнего поколения танков Т-72 на 15-20 лет - и все это по разумной цене.

Т-72АГ впервые был показан на выставке "IDEX"97" (Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты) в 1997 году.

Параметр Т-72 Т-72АГ
Основные характеристики
Масса, т 41 46
60 65
(75 с ускоренной БКП)
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч 32...38 40...45
Мощность двигателя, л.с. 780 1000 (1200 с двигателем 6ТД2)
Удельная мощность, л.с./т 19 21.7 (26.08)
Удельный расход топлива, г/кВт.ч 245 218
300 1000
Глубина водных преград, преодолеваемых без подготовки, м 1,2 1,8
Прицел командира
Тип ТКН-3 прибор наблюдения ТКН-4С дневно-ночной прицел
днем 2000 5000
ночью 400 700
Стабилизация поля зрения нет одно плоскостная
нет есть
Прицел наводчика дневной
Тип ТПД-К1 1Г46
Дальность обнаружения цели, м 4000 5000
Стабилизация поля зрения одно плоскостная двух плоскостная
Погрешность стабилизации линии визирования, мрад 0,5 0,2
Увеличение, крат 8 (фиксиров.) от 2,7 до 12 (плавное)
Прицел наводчика ночной
Тип ТПН-3 пассивно- активный ТПН-4Э пассивный (или тепловизор)
Дальность обнаружения цели, м 400 (без подсветки) 1200 (3000)
Другие характеристики
Дальность эффективной стрельбы, м:
бронебойно-подкалиберным снарядом 1800 2500
управляемой ракетой нет 5000
нет есть






Модернизация танков Т-72 проводится по трем основным направлениям:

  • увеличение подвижности с установкой двигателя мощностью 1000 или 1200 л.с.;
  • модернизация защиты с установлением дополнительных броневых накладок на лобовые части корпуса и башни и установлениием динамической защиты;
  • повышение огневой мощи за счет установления современных прицельных комплексов, приводов управления вооружением, баллистического вычислителя и другие мероприятия.
Основные характеристики
Параметр T-72 T-72МП
Масса, т 41.5 45.5
Удельная мощность, л.с./т(квт/т) 19 (14) 21.7 (16)
Мощность двигателя, л.с.(кВт) 780 (547) 1000 (736)
Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях, км 300 не менее1000
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 65
(70 с ускоренной БКП)
Глубина водных преград преодолеваемых без подготовки, м 1.2 1.8
Максимальная температура окружающего воздуха +40 +55
Защита
Броневые накладки нет есть
Встроенная динамическая защита нет есть
Тепловая защита крыши над силовым отделением нет есть
Деформирующее окрашивание нет есть
Система взрывопожароподавления только ППО есть
Комплекс управления огнем
Прицел наводчика дневной
Тип, марка ТПД-К1 SAVAN-15
Дальность обнаружения цели, м 4000 5000
Стабилизация поля зрения одно-плоскостная двух-плоскостная
Прицел наводчика ночной
Тип, марка ТПН-1 (c ЕОП) SAVAN-15 (с тепловизором)
Дальность обнаружения цели, м 400 3000
Стабилизация поля зрения нет двух-плоскостная
Прицел командира
Тип, марка прибор наблюдения
ТКН-3
VS 580 панорамный прицел и монитор тепловизора от SAVAN-15
Дальность обнаружения цели днем, м 2000 5000
Дальность обнаружения цели ночью, м 400 3000
Стабилизация поля зрения нет двух-плоскост.
Дублированное управление огнем нет есть
Танковый баллистический вычислитель нет цифровой с системой встроенного контроля
Зенитно-пулеметная установка, тип открытый закрытый
Стабилизация нет двух-плоскостная
Условия ведения огня только с места с хода и с места

ХКБМ имени А.А. Морозова разработало вариант модернизации основного вооружения основного боевого танка Т-72 с применением пушки калибра 120 мм и боеприпасов стандарта НАТО. Возможна установка на основной боевой танк Т-72 пушек калибра 120-140 мм, при этом объем работ по танку незначительный, т.к. эти пушки имеют габариты аналогичные габаритам пушек 2А46, 2А46М, . Предложенная с быстросъемным стволом максимально унифицирована по казенной части с пушкой, установленной на танке Т-72.

Для использования в танке унитарного 120 мм выстрела стандарта НАТО автомат заряжания для пушки размещен в изолированном автономном отсеке в корме башни. Уровень бронирования автономного отсека автомата заряжания аналогичен уровню основных боевых танков “Леопард” и “Абрамс”.

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г


(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )


последовательный РМШ ()


В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.


Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (

На вооружении многих стран мира находится большое количество устаревших танков Т-72 различных модификаций. Эти танки не соответствуют современным требованиям по показателям защиты, подвижности и огневой мощи. Существует большое число предложений по модернизации Т-72 от различных разработчиков во многих странах, например Т-72М2 "Модерна" (Словакия), Т-72М4CZ (Чехия), Т-72АГ (Украина) и другие. Но большинство из предложенных вариантов модернизации отличаются достаточно высокой сложностью и высокой стоимостью.

Модернизация Т-72АГ предусматривает замену штатного двигателя мощностью 780 и 840 л.с. двигателем серии 6ТД мощностью 1000- 1200 л.с. Такая модернизация требует достаточно серьезных переделок кормовой части корпуса танка и имеет высокую стоимость из-за цены нового двигателя 6ТД.

В результате наиболее оптимальным и экономически привлекательным вариантом модернизации Т-72 стала установка модернизированного двигателя 5ТДФМА мощностью 1050 л.с. с сохранением штатной системы охлаждения и без значительных доработок корпуса танка. Компактные размеры двигателя позволили разместить в МТО вспомогательную силовую установку ЭА - 10-2 мощностью 10 кВт при часовом рас ходе топлива 3,8 кг/ч. Такой вариант был впервые изготовлен на харьковском БТРЗ №115 совместно с ХКБД. Впоследствии серийная модернизация осуществляется на киевском ремонтно-механическом заводе (7 БТРЗ). Наряду с новым МТО на танке так же была существенно усилена защита.


1,2, 3 - На фото видно хорошее перекрытие башни блоками динамической защиты "Нож". Ближний контейнер к люку водителя выполнен откидным для обеспечения удобства вождения с открытым люком. Тем не менее, сохранение старого ИК-прожектора справа от пушки не позволило создать идеального прикрытия башни современной динамической защитой.

Ходовая часть танка Т-72Б осталась без изменений, за исключением установки более совершенной гусеницы от танка Т-80УД/Оплот с обрезиненной беговой дорожкой. Огневая мощь танка возросла благодаря возможности применения современных управляемых ракет «Комбат».


1 - на танке по просьбе заказчика вместо зенитного пулемета НСВ-Т установлен пулемет ДШК-М, для унификации с существующим у заказчика парком танков Т-55; 2 - внешнее отличие Т-72УА1 в перенесенном выхлопе с левого борта на правый; 3 - изменение кормовой части Т-72УА1 по сравнению с Т-72Б


1- Дизель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с промежуточным редуктором; 2 - Доработанный корпус вентилятора с установкой специально спрофилированных ребер; 3 - ВСУ ; 4 - вид на МТО.

На модернизированном тмнке проведена доработка корпуса вентилятора путём установки в него специально профилированных рёбер. Данное конструкторское решение позволило увеличить в два раза КПД центробежного вентилятора, что обеспечило увеличение расхода воздуха на 20% при той же потребляемой мощности. Учитывая, что удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло двухтактного дизеля 5ТДФМА-1 на 30% меньше, чем у четырёхтактного дизеля В46-6, увеличение расхода воздуха вентилятора позволило при сохранении штатных радиаторов танка Т-72 обеспечить работу дизеля без снижения мощности до температуры окружающего воздуха +55 0 С. Благодаря сохранению штатной вентиляторной системы охлаждения удалось значительно уменьшить стоимость модернизации, несмотря на ее ряд недостатков по сравнению с эжекционной системой охлаждения.



Компоновочное размещение узлов и систем силовой установки с 5ТДФМА-1

1 - основной дизель (ОД); 2 - коробка передач; 3 - бортовая передача; 4 - ведущее колесо; 5 - компрессор высокого давления; 6 - компрессор; 7 - патрубок; 8 - жаровые трубы; 9 - воздухоочиститель; 10 - маслобак ОД; 11 - стартер-генератор ОД; 12 - маслобак системы гидроуправления и смазки передачи; 13 - стартер-генератор ВСУ; 14 - ВСУ; 15 - дизельВСУ; 16 - подогреватель; 17,19,20 - трубы; 18 - эжекционный клапан; 21 - труба выпускная; 22 - турбина ОД; 23 - система охлаждения; 24 -конический редуктор; 25 - направляющие ребра; 26 - центробежный вентилятор; 27 - корпус вентилятора; 28 - рессора; 29 - передача ОД

Существенную модернизацию претерпела и защита танка. Вместо устаревшей ДЗ установлена современная высокоэффективная динамическая защита на основе устройств ХСЧКВ применяемых в комплексах «Нож» и «Дуплет».
Хотя на КП «донецкий завод химических изделий» и ведет выпуск устройств 4С22, более требовательные заказчики выбирают современные устройства ХСЧКВ имеющие в 1,5-2,5 раза большую эффективность.

Кроме модернизации подвижности танк Т-72УА1 получил глубокую модернизацию защиты с заменой устаревшего навесного комплекса динамической защиты «Контакт» на современный «Нож» разработанный БЦКТ «Микротек». На башне устройства ХСЧКВ размещены в новых модулях разработанные БЦКТ "Микротек". На лобовых и бортовых участках корпуса устройства ХСЧКВ устанавливаются в доработанные штатные контейнеры навесного комплекса ДЗ. На бортах корпуса сохранена старая схема установки контейнеров, применяющаяся на Т-72Б с креплением непосредственно на резинометаллические экраны. Подобное решение объясняется ограниченными финансовыми возможностями заказчика.


В целом модернизация Т-72Б с установкой нового МТО с двухтактным двигателем 5ТДФМА-1 и современной динамической защитой «Нож» дает большие перспективы для дальнейшего совершенствования обширного парка устаревших танков этого типа во многих странах мира. Особенно модернизация актуальна для стран с теплым климатом, где штатные двигатели танков Т-72 и его модификаций типа В-46, В-84, В-92 испытывают значительное снижение мощности.

Дополнительные источники по установке 5ТДФА-1 на танк Т-72 и Т-55:

  1. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, В.В. Салтовский, инж., В.И. Прокопович, инж. СИЛОВАЯУСТАНОВКАДЛЯ БРОНЕТЕХНИКИ
  2. Вакуленко В.В., Зарянов В.А., Горожанин Ю.Г., Жменько Р.В., Кузьминский В.А.,Чучмарь И.Д. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДВИЖНОСТИ ТАНКА Т-72 ПРИ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
  3. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, Г.К. Попов, инж., В.В. Салтовский, инж. ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА НАЗЕМНОГОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Усиленная бронезащита, мощный двигатель и новый подкалиберный снаряд - в части и соединения российской армии поступает Т-72Б3М, последняя модификация основного боевого танка. Модернизация позволит подтянуть до современного уровня огромный парк танков-ветеранов Т-72 и существенно повысит ударные возможности армии. Об особенностях Т-72Б3М и его отличиях от Т-72Б3 - в материале РИА Новости

Ветеран танкового биатлона

Танки Т-72Б3 - это обновленная версия Т-72Б, принятых на вооружение Советской армии еще в середине 1980-х. Сегодня в войсках более тысячи «трешек». У этого танка многоканальный прицел «Сосна-У» с автоматом сопровождения целей и тепловизионным каналом с камерой французского производства Thales Catherine, обновленная система управления огнем (СУО), модернизированная пушка 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ряд других новшеств. Однако не обошлось и без недостатков. В частности, на первые Т-72Б3 установили морально устаревшую динамическую защиту «Контакт-5», принятую на вооружение в 1986 году. У Т-72Б3М гораздо более толстая «шкура». Есть и другие преимущества.

«Основное отличие Т-72Б3М от «классических» Т-72Б3 - новый дизельный двигатель и усиленные элементы защиты, - рассказывает РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. - На Б3 стоит «движок» B-84-1 мощностью 840 лошадиных сил, на Б3М - B-92С2Ф на 1130 лошадиных сил. Внешне новая модификация отличается благодаря дополнительным модулям современной динамической защиты «Реликт» на бортах, корпусе и башне».

Кроме того, у Т-72Б3М обновленная версия прицела «Сосна-У», цифровой баллистический вычислитель и панорамный прицел на рабочем месте командира машины. Все это позволяет танкистам быстрее обнаруживать цели и уничтожать их. Усовершенствован и боекомплект с удлиненными подкалиберными снарядами повышенной бронепробиваемости. Еще одно важное новшество - гусеничные траки с улучшенными эксплуатационными характеристиками и увеличенным ресурсом.

Российские танкисты, стабильно занимающие первые места в танковом биатлоне, выступают как раз на Т-72Б3М. Машина прекрасно показала себя на всех этапах соревнования, оставив соперников далеко позади.

В одном строю

Т-72Б3М в целом гораздо «дружелюбнее» к механику-водителю: его отделение оборудовали дисплейным комплексом и телевизионной камерой заднего обзора. Автоматизированная коробка переключения передач существенно повышает скорость заднего хода: как показывает опыт сирийской гражданской войны (да и всех недавних вооруженных конфликтов), это может спасти машину и экипаж. В сети хватает видеороликов, где танки правительственных войск, едва выехав из укрытия и выстрелив, не успевали откатиться назад и поражались противотанковыми средствами противника. Кстати, модернизированные Т-72Б3М, по ряду сообщений СМИ, использовались сирийскими войсками весной 2017-го и были замечены в боевых порядках САА в районе граничащих с Израилем Голанских высот.

«Отрадно, что Т-72Б3 поступают в войска хорошими темпами - по 150-200 машин в год, - продолжает Виктор Мураховский. - Надеюсь, что их модернизируют до Т-72Б3М. До начала массовых поставок машин на платформе «Армата» нужно поддерживать высокий технический уровень той техники, что уже есть в войсках. Полагаю, и Т-14, и Т-72Б3М будут поставлять в армейские части параллельно».

Эксперт напомнил, что Минобороны заключило контракт на 120 машин на платформе «Армата». Речь идет о двух батальонных комплектах танка Т-14 и одном комплекте тяжелой БМП Т-15. Кроме того, действует контракт на модернизацию танков Т-90 до модификации Т-90М. Сегодня в войсках есть лишь один батальонный комплект. Эту машину спроектировали в рамках опытно-конструкторских работ «Прорыв-3».

По ранее заявленным планам, модернизации подвергнут 400 танков Т-90, стоящих на вооружении. Кроме того, предусмотрена закупка новых машин. На танк установили новую башню и гладкоствольную 2А82-1М, такую же, как у Т-14, систему управления огнем нового поколения «Калина», дистанционно управляемую зенитную установку «УДП Т05БВ-1» с 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд-МТ», радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук» и вспомогательную силовую установку ДГУ7-27.

Управление - на основе штурвала, есть система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручное. Двигатель - В-92С2Ф, аналогичный дизелю Т-72Б3М. Для защиты от огня противника - противокумулятивные решетчатые экраны и комплекс динамической защиты «Реликт». В корпусе с целью повышения живучести оптимизировано размещение топлива и боекомплекта, установлены экраны, защищающие экипаж, боекомплект и оборудование от поражения вторичным потоком осколков. Есть кондиционер. В ближайшем будущем Т-90М планируют оснастить комплексом активной защиты «Арена-М», способным перехватывать и уничтожать противотанковые ракеты и выстрелы, выпущенные РПГ, на подлете к танку.

Напомним, в феврале 2017-го главком Сухопутных войск Олег Салюков заявил о планомерном переоснащении войск современными танками. По его словам, к 2020 году доля современной техники в танковых войсках достигнет 70 процентов. Имеются в виду танки Т-72Б3, Т-72Б3М, Т-80У, Т-90А и Т-90М. Вопрос о заключении крупных контрактов на поставку Т-14 будет решаться также в 2020-м.

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 10/2009, стр. 17-31

ТАНК Т-72БА: ПОСРЕДСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО СРЕДСТВАМ?

Алексей Хлопотов

История появления в Вооруженных Силах Российской Федерации модернизированного танка Т-72БА восходит своими корнями к началу 1990-х гг. В 1991 г. на нижнетагильском Уралвагонзаводе (УВЗ) продолжался выпуск танка Т-72Б («объект 184») и его экспортной модификации Т-72С; совместно с УКБТМ велись работы по модернизации и совершенствованию Т-72Б, готовилось серийное производство Т-90 («объект 188»). Параллельно шли работы по более перспективным машинам. В это же время изготовлением «Бэш-ки» занимался еще и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ).

Однако развал Советского Союза перечеркнул эти планы. Резкое прекращение финансирования оборонных программ поставило предприятия на грань выживания. Серийный выпуск Т-72Б был свернут на обоих заводах. Причем на ЧТЗ производство танков завершилось навсегда. На УВЗ какое-то время продолжали сборку экспортной продукции, инженерных машин и лелеяли надежды на развертывание крупной серии Т-90. Но обвальная конверсия 1992 г. вынудила Уралвагонзавод заняться новым для себя делом - освоить ремонт танков Т-72Б, а также Т-72А (с модернизацией до уровня Т-72Б).

Это, казалось бы, несложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где следовало разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов, организовать слив топлива, масел и многое другое. В конце концов, УВЗ - это, прежде всего, завод-изготовитель. Танкоре-монтом в СССР занимались специальные танкоремонтные заводы (ТРЗ) Министерства обороны, под которые были созданы и давно освоены технологии, оборудование, оснастка, инструмент, имелись специально обученные кадры.

За 1992 г. УВЗ в целях эксперимента отремонтировал 10 машин в вариантах Т-72Б и Б11. При этом стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б или Б1, по разным оценкам, тянула на 44-58% стоимости от нового танка.

Качество ремонта непосредственно на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта, проводимого силами ТРЗ МО, однако его высокая стоимость по сравнению с теми же ТРЗ была отпугивающей. Объяснялось это просто: УВЗ - это гигантское предприятие, с огромным уровнем накладных расходов и всевозможных издержек. При массовом выпуске танков эти расходы пропорционально «размазывались» на всю серию, ну а в данном случае при резком сокращении серийного выпуска танков все расходы приходилось списывать на то мизерное количество машин, что прошло через ремонт. Кроме того, свою лепту в рост себестоимости вносили так называемые «покупные» изделия. Уралвагонзаводу приходилось бороться с поставщиками комплектующих за каждую копейку. И это при том, что в условиях рухнувшей системы госзакупок многие контрагенты просто начали сворачивать выпуск продукции. Тем не менее руководство Уралвагонзавода в лице Генерального директора B.C. Серякова пребывало в благостных надеждах, планируя осуществлять в1993г.ремонтдо40машин в месяц. Совместно с УКБТМ были проработаны три варианта глубокой модернизации:

Вариант «Б» - с установкой встроенной динамической защиты (ВДЗ) и КОЭП «Штора»;

Вариант «Б1» - с установкой ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Свирь»;

Так называемый «идеальный» вариант - с установкой СУО 1А45, закрытой ЗУ, ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Рефлекс»2.

Только этим благим намерениям не суждено было сбыться, поскольку программа глубокой модернизации не получила продолжения в силу полного отсутствия средств у заказчика. Вместо этого в 1993 г. небольшими партиями проводились простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 г. включительно модернизация и ремонт Т-72 не осуществлялись. Необходимо подчеркнуть, что действия B.C. Серяко-ва в этот период поставили объединение на грань существования. Со сменой Генерального директора (в июле 1997 г. на эту должность вступил Николай Александрович Малых) работы в области ремонта и модернизации Т-72 возобновились.

В 1998 г. для отработки навыков по модернизации было решено взять 20-30 танков на капитальный ремонт. В марте 1998 г. была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-В»3. К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби4. Однако данный вариант опять-таки признали слишком дорогим. Кроме этой машины, ставшей прототипом для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 «объектов 184» и «172М». Объем доработок на них, как и 5 лет назад, был невелик.

Машина, прошедшая капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г. На ней установлен двигатель В-84МС и «старая» гусеница с последовательным РМШ. Обращает на себя внимание демонтированный датчик метеоусловий ДВЕ, хотя его крепление находится

на своем штатном месте.

Машины, прошедшие капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г., по внешнему виду легко спутать с танками Т-72С, поступившими в нашу армию в 1993 г. после срыва ряда экспортных поставок. Единственным внешним отличаем между «эСкой» и ремонтным Т-72Б 1998 г. является отсутствие антинейтронного надбоя на башне. Второй отличительный признак - меньшее число контейнеров НДЗ на бортовых экранах - не является показательным: в войсках вполне могут навесить штатные экраны от Т-72Б, либо вообще обходиться без них. «Голова» датчика ДВЕ на этих машинах в войсках чаще всего была демонтирована (вероятно, экипажи не имели понятия, как с ним работать, и от греха подальше снимали, предпочитая действовать по старинке).

В 1999 г. на Уралвагонзаводе отремонтировали уже 30 танков Т-72Б и Т-72Б1, имевших ряд отличий от машин ремонта 1998 г. Эти танки получили обновленную ходовую часть с гусеницей с параллельным РМШ, а некоторые машины оснащались комплексом ВДЗ «Контакт-В». В рамках опытно-конструкторской работы, проводимой УКБТМ, решались задачи усиления огневой мощи, улучшения защищенности и подвижности серийных машин. Учитывая широкий круг поставленных задач, большое количество задействованных соисполнителей и сложности с финансированием тема затянулась на долгие годы, представляя собой в конечном итоге нескончаемую череду отдельных этапов.

Черту под этой работой подвели государственные испытания, проводимые с целью проверки мероприятий по модернизации и, прежде всего, по модернизации СУО. Испытания проходили в три этапа, в период с 15 октября по 26 ноября 2000 г.5 Головным предприятием по организации работ и проведению государственных испытаний был ОАО ВНИИТМ. На первом этапе состоялись стационарные и стрельбовые испытания. Второй этап предусматривал испытания климатические, а третий - пробеговые. Все испытания прошли в установленные сроки с положительными результатами, подтвердившими характеристики, заложенные в тактико-технических заданиях. Основная цель модернизации СУО заключалась в повышении точности ее работы при минимальных доработках объектов, которые должны быть проведены в местах эксплуатации. И эту задачу выполнили. После успешного завершения испытаний модернизированный танк Т-72Б был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» по внутризаводской документации).

Спецификация на Т-72БА предусматривала установку на машины СУО 1А40-1М, модернизированную красногорским «Зенитом». Отличительными особенностями модернизированного комплекса являются:

Наличие танкового баллистического вычислителя (ТБВ) на микропроцессоре;

Учет бокового ветра, крена, угловой скорости цели, индивидуальных углов вылета и отклонения начальной скорости снарядов;

Автоматический ввод углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;

Полуавтоматическое слежение за движущейся целью;

Расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира6.

Внешне машина с доработанной СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, ввод суммарной поправки осуществляется с помощью устройства 1В217.

Установка этого комплекса повышает эффективность стрельбы за счет поправок на следующие параметры:

Боковую составляющую ветра;

Температуру воздуха;

Атмосферное давление;

Износ канала ствола;

Относительную скорость перемещения цели;

Учета индивидуальных углов вылета и баллистики всех типов и индексов снарядов.

В состав 1А40-1М входит КУВ «Свирь» с ракетами 1М119, 1М119М и 1М119М-1. Прибор наведения управляемого снаряда встроен в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49.

Произведена замена морально устаревшего прибора наблюдения командира ТКН-3 на модернизированный прибор ТКН-ЗМК7 с применением ЭОПII +, что позволяет существенно повысить боевые возможности танков Т-72Б при низких освещенностях цели. Опознавание цели через ночную ветвь обеспечивается по всему полю зрения, в то время как в приборах предыдущего поколения ТКН-3 и ТКН-ЗМ уверенное опознавание возможно только в центральной зоне, не превышающей 20% от видимого поля. Для улучшения комфортности работы и обеспечения безопасности личного состава в приборе предусмотрены различные сменные фильтры, обогреватели окуляров и специальная диафрагма ночного канала. Ночной прибор ТКН-ЗМК конструктивно обеспечен взаимозаменяемостью со своими предшественниками ТКН-3 и ТКН-ЗМ и устанавливается в стандартное посадочное место на объектах бронетанковой техники.

Башня танка Т-72БА, продемонстрированного на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. На машине еще не установлен комплекс ДЗ.

Бронировка прицела 1К13-49.

Прибор ТКН-ЗМК представляет собой перископический комбинированный электронно-оптический пассивно-активный прибор, который устанавливается в стандартное посадочное место в командирской башенке танков Т-72Б.

Для улучшения условий работы механика-водителя ночью на машину монтируется прибор механика ТВН-58. Он представляет собой монокулярный электронно-оптический пассивно-активный прибор наблюдения с дальностью видения в пассивном/активном режимах работы - 80/180 м, как в условиях естественной ночной освещенности (в пассивном режиме), так и при подсветке фарой, закрытой инфракрасным фильтром (в активном режиме). Подсветка фарой применяется также при неблагоприятных условиях наблюдения за дорогой (низкая прозрачность атмосферы, малоконтрастный рельеф).

Для подсветки целей при работе ночных прицелов и приборов наблюдения вместо устаревших ИК-осветителей типа ОУ-3 и Л-4 предполагается применение инфракрасного лазерного прожектора ПЛ-1, что позволит не только увеличить дальность видимости в активном режиме работы, но и повысить помехоустойчивость и эффективность работы комплекса в целом в условиях эксплуатации9.

Вверху: модернизированная 125-мм пушка 2А46М5 и ее отличительные особенности.

Слева: 125-мм пушка 2А46М, устанавливаемая на модернизированные танки Т-72БА,

с экспериментальным вариантом крепления устройства учета изгиба ствола.

Прожектор ПЛ-1 характеризуется меньшим энергопотреблением и повышенным ресурсом работы по сравнению с существующими аналогами, имеет меньшую массу и габариты. При этом исключаются такие дефекты ламповых прожекторов, как взрыв лампы, незажигание, нестабильность яркости, разрушение отражателя и светофильтра при взрыве лампы и др.

Штатный стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим в вертикальных плоскостях, обеспечивает срединное значение точности стабилизации в основном режиме по вертикали 0,4 т.д., по горизонтали 0,6 т.д.

В рамках мероприятий по увеличению точности стрельбы предполагается установка пушки 2А46М-510. Эта пушка является модернизированной версией широко известного орудия Д-81ТМ (2А46М). При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 мот дульного срезасО,8доО,4мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.

Установка лазерного прожектора ПЛ-1 на опытном образце Т-72БА.

Прожектор ПЛ-1 формирует удобное для оператора пятно излучения прямоугольной формы с однородным распределением энергетической яркости излучения, в то время как ламповые прожектора формируют колоколообразное распределение.

Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений.

Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» (L = 740 мм) БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ23 с БПС ЗБМ60 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания"".

Вид на башню Т-72БА оснащенного КДЗ «Контакт-В».

По результатам анализа боевых действий в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике были разработаны мероприятия по повышению защищенности и живучести. В первую очередь это касалось применения на всех машинах, выходящих из ремонта, комплекса динамической защиты «Контакт-В». Предполагалось внедрение локальной защиты экипажа и боекомплекта, для чего вместо пожароопасного антинейтронного подбоя и надбоя (а в условиях низких температур вдобавок дающих вторичные осколки) планировалось внедрить противоосколочные экраны на внутренних поверхностях корпуса и башни из баллистического материала типа «Кевлар» разработки НИИ Стали, а также устройство защитных щитков ограждения вращающегося транспортера A3. Был разработан механизм экстренного открывания люка механика-водителя для его скорейшей эвакуации в случае серьезного боевого повреждения машины. В районе расположения места механика-водителя была усилена ПМЗ днища по типу применяемой на танках Т-72Б поздних серий выпуска и Т-90. Усилены днище корпуса, кромки аварийного люка, открывающегося наружу, и подбашенный лист. Рядом с сиденьем механика-водителя установлены две съемные распорные стойки, уменьшающие прогиб днища, а само сиденье подвешено к крыше корпуса12.

Установка на танк элементов тепловой защиты, аналогичных применяемым на танках Т-90С и Т-90А, особенно в комплексе с маскировочным комплектом «Накидка», обеспечивает снижение заметности машины в ИК-диапазоне в 1,5 раза, а также существенно снижает вероятность обнаружения и захвата танка инфракрасными ГСН.

Для борьбы с возгораниями применена автоматическая система пожаротушения ЗЭЦ13. Система пожаротушения 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1, 10 оптических датчиков ОД1-1С в обитаемом отделении и 15 термодатчиков ТД1 в МТО. Она обеспечивает автоматический и ручной способ включения. Кроме этого имеются два ручных огнетушителя. Время от обнаружения очага пожара в боевом отделении до выброса 90% состава - не более 150 миллисекунд. Основной принцип действия основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов13. Кроме того, в состав системы введен генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2БТ» в силовом отделении, обеспечивающий гарантированное тушение пожара.

Завершают картину мероприятий по улучшению защиты предложения о применении дополнительных резинотканевых и решетчатых экранах на башне и корпусе танка, нового деформирующего покрытия, индивидуальной защитной экипировки танкистов 6Б15 «Ковбой» со шлемофоном TTTT-.S «Луноход».

В целях унификации с новыми танками Т-90А и улучшения подвижности на Т-72БА применено МТО с четырехтактным турбодизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. (735 кВт). По сравнению с использовавшимися ранее двигателями В-84-1 и В-84МС этот мотор обеспечивает увеличение удельной мощности танка (до 22,5 л.с./т) и средней скорости движения по сухим грунтовым дорогам (с 35 до 40 км/ч), а также улучшение разгонных характеристик до 12% (на дистанции 400 м). В-92С2 имеет лучшие характеристики по крутящему моменту (4150 Нм против 3400 Нм) и коэффициенту приспособляемости (1,25 против 1,13) по сравнению с двигателем В-84МС и при этом отличается меньшим удельным расходом топлива (156 г/л.с. ч. против 182 г/л.с. ч.)14.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-92С2. Машина прошла ремонт в 2005 г.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-84МС.

Следует заметить, что МТО с В-92С2 не является моноблочным, как того требует современная бронетанковая мода. Это является серьезным недостатком машины, но скорее в маркетинговом плане, нежели в боевом и техническом. Прямое сравнение скорости замены двигателя в МТО В-92С2 с моноблочными установками, казалось бы, явно не в пользу уральской конструкции. Однако не следует забывать, что МТО В-92С2 обладает в разы большей надежностью, ремонтопригодностью и, что немаловажно в современной ситуации, - существенно более низкой стоимостью. Высокие скоростные показатели замены моноблочного МТО в сложной полевой обстановке, на маршах, в условиях отсутствия механизированной технической поддержки не могут служить серьезным аргументом. В то же время экипаж российского танка всегда может устранить неисправность или выполнить несложный ремонт самостоятельно, не дожидаясь подхода машин техподдержки, и продолжить выполнение боевой задачи.

Учитывая важность сокращения времени на монтаж (демонтаж) силовой установки, конструкторами УКБТМ были разработаны организационно-технические мероприятия, позволившие сократить этот цикл для В-92С2. Так, время демонтажа двигателя уменьшено до 3,5 ч, что было наглядно продемонстрировано на территории инозаказчика15. Как пример можно отметить внедрение быстро-разъемных соединений трубопроводов. Наряду с новым двигателем в состав унифицированного МТО вошли модернизированный входной редуктор (гитара), усиленная бортовая коробка передач (БКП) и усовершенствованная система охлаждения.

Усиление БКП заключается в увеличении числа пар трения во фрикционных элементах управления, линейных размеров роликов на осях сателлитов и количества сателлитов в планетарном ряде бортового редуктора, замене подшипника опоры солнечной шестерни на подшипник, имеющий большую динамическую грузоподъемность. Усилена заделка шпилек фрикционов, произведена унификация манжет и шариков разгрузочных устройств фрикционов.

В системе охлаждения применены новые алюминиевые водяные и масленые радиаторы повышенной теплоотдачи. По сравнению с медно-латунными радиаторами с сердцевиной трубчато-ленточного типа, которые применяются на танках Т-72Б в системах охлаждения и смазки, радиаторы пластинчато-ленточного типа обеспечивают в габаритах штатных радиаторов больший отвод тепла. Кроме того, был модернизирован фрикцион вентилятора системы охлаждения.

Конструктивные особенности двигателя В-92С2 позволили перекомпоновать систему выпуска отработанных газов, что привело к существенному снижению сопротивления выпуску (с 0,22 кг/см2 до 0,15 кг/см2), а также добиться лучших аэродинамических условий прохода воздуха на участке между воздухоочистителем и турбокомпрессором.

Модернизированная ходовая часть Т-72БА, унифицированная с ходовой частью Т-90С/А, включает следующие элемены:

Гидроамортизатор повышенной на 30-40% энергоемкости, заправленный специальной амортизаторной жидкостью 132-316;

Высокопрочный торсионный вал с повышенным уровнем допустимых значений за счет применения обработки методом ДСМ (деформационное старение мартенсита) для обеспечения увеличенных полных ходов опорных катков;

- уширенный опорный каток 750x190У с повышенным уровнем механических свойств, с пониженным уровнем тепловых напряжений, с наружным пониженным массивом из резины 4Э-1386, с креплением массива резины клеями «Хемосил»;

Ведущее колесо со специальной подпорной поверхностью, выполняющей роль ледорубов для очищаемости траков гусеницы от образования льда в периоды с отрицательными температурами;

Направляющее колесо с усиленными дисками с измененными ледорубами, с подковообразными отбуртовками вокруг окон и ребрами жесткости переменной высоты, расположенными под ледорубами, с наибольшей высотой у ступицы;

Гусеницу с повышенным ресурсом, параллельными резинометаллическими шарнирами (РМШ), со штампованными траками, дающими возможность установки асфальтоходных башмаков, со стальными иглами на пальцах гусеницы, обеспечивающими электропроводность и снятие статического электричества с РМШ при движении танка;

Отбойник для предотвращения схода гусеницы с ведущего колеса в сторону бортовой передачи (борта); на корпусе в районе ходовой части приварен дугообразный упор, расположенный против входа гусеницы на ведущее колесо16.

При ремонте надгусеничные полки дорабатываются до варианта, принятого на Т-72Б с 1989 г., при этом передние металлические грязевые щитки заменяются на «мягкие» резиноме-таллические17.

Для обеспечения командной управляемости на танке установлен комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Вышеперечисленные мероприятия, несомненно, носят прогрессивный характер и существенно повышают возможности модернизированного танка Т-72Б, однако не стоит забывать, что большая их часть - всего лишь воплощение наработок и заделов десяти, а то и 20-25-летней давности! Мало того, реалии жизни современной России внесли существенные коррективы в указанную спецификацию. Так, первые серии танков, прошедшие ремонт в 1998-2000 гг., в основной массе были оснащены комплексом навесной динамической защиты «Контакт» и лишь часть из них имела встроенную ДЗ «Контакт-В». Все машины, проходившие ремонт с 1998 по 2002 г., оснащались МТО с двигателем В-84МС мощностью 840 л.с, а не В-92С2. Такие двигатели впервые были установлены на экспортный вариант Т-72Б - танк Т-72С «Shilden» в 1991 г. Унифицированная с Т-90С ходовая часть с гусеницей с параллельным РМШ и возможностью установки асфальтоходных башмаков на Т-72БА была введена при ремонте только с 1999 г. (самое интересное, что в войсках есть как минимум одна машина, прошедшая ремонт в середине 2000-х гг., имеющая МТО с В-92С2, но со старой ходовой частью!). Унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2, отработанное на Т-90С индийского заказа, на Т-72БА появилось только с 2003 г. (это объясняется фактическим отсутствием в наличии данных двигателей - 100% их выпуска тогда шло на обеспечение экспортного контракта). В 2005 г. после проведения очередных доработок принят на вооружение и начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40-М218.

К большому сожалению, в ходе модернизационных ремонтов в полном объеме на Т-72БА удалось внедрить только унифицированные МТО с В-92С2 и ходовую часть, а также модернизированное СУО, которое, впрочем, к концу первого десятилетия XXI века является уже давно морально устаревшим. Мероприятия, связанные с усилением огневой мощи и повышением уровня защищенности и живучести, остались нереализованными.

Все танки, выходящие с завода после модернизации, окрашиваются стандартной защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях. При этом схемы деформирующего окрашивания являются вариациями схем, предписанных инструкцией еще 1978 г. Современные схемы деформирующего окрашивания, разработанные НИИ Стали совместно с УКБТМ, по непонятным причинам не применяются (исключения составляют мероприятия, связанные с большими парадными мероприятиями - только в этих случаях на машины наносится камуфляж) .

Демонстрация Т-72БА под чехлами на тягаче КЗКТ «Русич», снабженная соответствующим комментарием, породила миф о показе «перспективного танка Т-95» (видеозахват передачи канала ОРТ).

Первая публичная демонстрация раннего варианта Т-72БА на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. Отличительной особенностью является наличие модернизированной ходовой части. На машине еще не установлен комплекс ДЗ и бортовые экраны.

Лучшие наработки в направлении совершенствования танков Т-72Б в последующем были реализованы в ходе создания модернизированного танка Т-72Б (ОКР «Рогатка-1») под обозначением «Объект 184М»19. Эта уникальная машина в ходе государственных испытаний, завершившихся в 2006 г., наглядно продемонстрировала высочайший уровень и соответствие лучшим мировым образцам в области танкостроения20. Однако заказы на этот современный и вполне полноценный вариант модернизации со стороны Министерства обороны до сих пор отсутствуют.

Танки Т-72БА, прошедшие ремонт в 2000 г., на параде в г. Екатеринбурге. 9 мая 2008 г.

Очередную годовщину Победы танкисты встретили в новой форме от Валентина Юдашкина и шлемах нового образца ТШ-4 (в просторечии «Чебурашка»). Несмотря на весьма эстетический внешний вид, такая экипировка все же не защищает экипажи.

Урезание заказчиком изначальной проектной спецификации предопределило появление в производственной документации обозначения этих субмодификаций как «Объект 184А1» (войсковое наименование «Т-72БА1»).

Следует заметить, что на капитальный ремонт и модернизацию поступают танки Т-72Б самых различных серий выпуска и субмодификаций. При этом в процессе ремонта происходит их «обезличивание» и доведение до единого стандарта. Так, например, в 2006 г. на ремонт поступили два танка, произведенные весной 1991 г. по спецификации «Объект 184 с ТШУ». В ходе осмотра машин было принято решение комплекс ТШУ не восстанавливать, а ремонт проводить по стандартной ремонтной документации.

Единственные отличия, которые сохраняются у машин, прошедших ремонтно-модернизационные работы, касаются уровня защиты. Так, в ходе серийного выпуска Т-72Б с 1985 по 1991 г. неоднократно менялась конструкция комбинированной преграды ВЛД корпуса и башни. Ремонтная документация на «Объект 184А» и «Объект 184А1» не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования. При наличии боевых повреждений корпуса и башни производится их ремонт, в крайних случаях башня может быть заменена на аналогичную, снятую с ранее утилизированного танка.

Не так уж и редки случаи ремонта машин с боевыми повреждениями. Как наглядную иллюстрацию можно вспомнить работы по ремонту пяти машин с «дырами» в корпусе и башнях, пришедших на Уралвагонзавод в 2005 г. Среди них была «семьдесятдвойка», принимавшая участие в боях 1996 г. за г. Грозный. Во время боя, в момент, когда орудие уже было заряжено, танк «словил» в боковую проекцию башни гранату РПГ. Экипаж в башне погиб. Машину отправили вначале на сборно-эвакуационный пункт, а после на хранение. Там на одном из ремонтных заводов машина простояла практически 9 лет с ОФС в стволе. Весной 2005 г. она в составе партии из приблизительно 30 машин поступила на «Уралвагонзавод» для ремонта. Тут же был обнаружен в каморе пушки и своеобразный «подарочек». Машину эвакуировали на артиллерийско-боеприпасный полигон ФКП «Институт испытания металлов», где с соблюдением необходимых мер безопасности снаряд был обезврежен.

К сожалению, существующая сегодня схема модернизации и ремонта ведет к более высоким затратам по отношению к выпуску новой машины. Технологически модернизация, по сути, получается тождественной созданию новой машины. Разница в затратах заключается только в том, что в случае модернизации имеют место расходы на разборку машины и подготовку корпуса с башней к последующим монтажным работам, а при новом производстве - на заготовку материалов и изготовление корпуса и башни. Может показаться, что изготовление с нуля - это более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако это не так. Конструкция машин советской генерации предусматривает конвейерное поточное серийное производство с высоким уровнем автоматизации и механизации работ. Это приводит к существенному снижению себестоимости корпусных работ и, как следствие, - машины целиком. Кроме того, государство посредством института военной приемки очень жестко контролирует стоимость производимых работ и уровень их рентабельности, даже в наших современных вполне рыночных условиях. Работы по демонтажу и разборке пришедшей на капитальный ремонт машины по большей части ручные и трудозатратные. Весьма трудозатраты и ручные корпусные работы при проводимой модернизации - резка и сварка. Все это делает для завода-изготовителя простой капитальный ремонт совершенно нерентабельным, а ремонт с модернизацией -невыгодным для заказчика. Не случайно для целей капитального ремонта в СССР в структуре Министерства обороны была создана целая сеть танкоремонтных заводов центрального подчинения. Более низкая стоимость ремонта на них обуславливалась отсутствием коммерческих затрат предприятия и минимальным уровнем плановой рентабельности. Запчасти и оборудование, необходимые для ремонта, поставлялись либо с хранения и Госрезерва, либо за счет массовых серийных заказов. Кроме того, эти ТРЗ, как правило, не выполняли сложные корпусные работы.

Примерно аналогичная схема проведения капитальных ремонтов и модернизаций существует и за рубежом, в частности, в США. Там, помимо того, что все работы, связанные с ремонтом и модернизацией БТТ, производятся на государственных арсеналах, их рентабельность обуславливается еще и более высокой коммерческой стоимостью новой машины. Парадокс ситуации заключается в том, что в СССР и России, экономя на закупках новой техники, жестко контролируя ее стоимость, мы своими руками делаем дальнейшее совершенствование машин и их модернизацию в ходе капремонтов нецелесообразной с экономической точки зрения. Хотя модернизация той же «семдесятдвойки», но поставляемой на экспорт (скажем, в Индию или Алжир), вполне выгодное мероприятие как для исполнителя, так и для заказчика. Но только потому, что изначально машины продавались по более высокой, «коммерческой» цене.

Еще одной весьма парадоксальной и тревожной ситуацией является вывод существующих танкоремонтных заводов из системы Министерства обороны, их акционирование и перевод на коммерческую основу, осуществляемый в этом году. Последствия этого шага очевидны: ремонт БТТ на этих предприятиях в самом ближайшем будущем существенно подорожает, объем работ в условиях все сокращающегося парка боевых машин на данных заводах упадет до критической точки. Российская Армия попросту лишается танкоремонтной базы!

Однако вернемся к модернизированному Т-72БА. Его первое появление на публике состоялось в июле 2000 г. во время проведения выставки вооружений «Урал Экспо Армс-2000» на нижнетагильском артиллерийском полигоне «Старатель». Для демонстрации возможностей курганских тягачей «Русич» Уралвагонзавод на правах радушного хозяина предоставил машину для «нагрузки» транспортера. Этой машиной оказался Т-72БА, готовившийся к сдаче в войска. На нем к тому моменту еще не был смонтирован комплекс НДЗ, отсутствовали бортовые экраны. Дабы «семьдесятдвойка» своим несколько «недоделанным» видом не смущала публику и высоких гостей, машину старательно укутали в брезент, да так, что различить можно было только часть ствола. Поэтому не обошлось без курьеза: видео с этой демонстрации показанное в одной из TV-передач цикла «Ударная сила» 1-го канала, сопровождавшееся комментариями о скором появлении в России нового перспективного танка, породило волну слухов о том, что под брезентом скрывалась принципиально новая боевая машина. Реальность была на много проще и банальнее...

С 2000 по 2009 г. в Нижнем Тагиле по вариантам Т-72БАиТ-72БА1 прошли модернизацию более сотни танков21. В настоящее время большая часть модернизированных Т-72БА находится в частях ПУрВО22. На данный момент танки Т-72БА «засветились» в 276-м мсп, 239-м тп 34-ой МСД, а также в 81-ом мсп и 152-ом тп 27-ой МСД. Практически ежегодно их можно увидеть на демонстрациях боевой техники, приуроченных к празднику Дня Победы, в Екатеринбурге и Самаре. Т-72БА регулярно участвуют в учениях ПУрВО, в том числе в таких крупномасштабных, как «Южный щит-2006», учения лета 2008 г. в Ашулуке, осенние маневры «Центр-2008». Причем на учениях был замечен следующий факт: Т-72БА, как правило, являются машинами командиров взводов. В соответствии с новой структурой и штатами Вооруженных Сил РФ танки Т-72БА имеются на оснащении омсбр ПУрВО23. Дальнейшие поставки Т-72БА, судя по некоторым сообщениям, планируются в части СКВО (Владикавказ, Буйнакск и Майкоп24).

Для обучения экипажей танков Т-72БА был разработан компьютеризированный тренажерный комплекс в контейнерном исполнении, получивший обозначение «МКТ-184А»25. На момент публикации известно о поставках как минимум двух комплектов этого комплекса в воинские части, дислоцированные, соответственно, в Екатеринбурге и Владикавказе. Тренажерные комплексы ТТВ-172К вождения танка Т-72БА в 2008 г. должны были поступить в г. Владикавказ (1 ед.), Буйнакск (1 ед.), Майкоп (1 ед.), п. Тоцкое (3 ед.) - итого 6 единиц26.

Давать оценку варианту модернизации Т-72БА довольно сложно. По своей идеологии он устарел лет на 15, но вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на условия эксплуатации в современной Российской Армии. Особенно сильной критике, по-видимому, нужно подвергнуть СУО за отсутствие в его составе тепловизора. Однако такой вариант СУО реализован УКБТМ в нескольких более совершенных вариантах модернизации Т-72. Но не стоит обвинять УВЗ и УКБТМ в консервативности подходов, технической отсталости. На данный момент они лишь выполняют требования заказчика при весьма скудном финансировании.

Примечания:

1Шпак М. Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном 1950 -2000 гг. - Музей УВЗ.ФПИ. Eg.xp.34.

2 Шпак М. Т. Указ соч.

3 Шпак М. Т. Указ соч.

4 Реально была закончена модернизацией только одна машина, показанная в августе 2000 г. под наименованием «Т-72М1» премьер-министру РФ СВ. Степашину.

5 Колмаков Д.Г. Легендарная тридцатьчетверка. - Н. Тагил, 2006.

6 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П. -М., 2005.

7http://www.npzoptics.ru/market/shopping/Ud=104. http://otvaga2004.narod.m/otvaga2004/caleidoscope/report_2005_04.htm.

8 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П. - М., 2005.

http://lzos.ru/index.php.

9 http://st. ess.ru/"publications/"2_2005/volkov/"volkov.htm.

10 Патент РФ RU 2218536 С2.

Журнал «Техника и вооружение» №8/2007. " Патент РФ RU 2204776C2.

12 Защита танков. Под ред. Григоряна В.А. - М., 2007.

13 Бронетанковая техника. 4.1. Т-90 / Под ред. Ямова В.А. (рекл.издание).

14 Конструктор танковых дизелей И.Я.Трашутин. Уральская школа двигателестроения. Путин В.А. и др. - Челябинск, 2006.

http://chtz-uraltrac.ru/catalog/items/19.php.

15 Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Вавилонский Э.Б., Куракса О.А. Неволин В.М. - Н. Тагил., 2008.

16 Патент РФ RU2177421C1.

17 Каталог узлов и запасных частей на танк Т-72С. - УВЗ, 2002.

18Газета «Патриот» 20.07.2006.

19 Журнал «Техника и вооружение» №8/2007.

20 Неволин В.М. Бронетанковая техника в грузино-осетинском конфликте 2008 г. // Техника и вооружение. - 2009, №8.

21 Там же.

22 Военная мощь России на учениях «Центр-2008» Желтоножко О., Белогруд В. - М., 2009.

23 http://www.ryadovoy.ru/forum/index.php?topic=340.420.

24131-я омсбр в настоящее время перевооружена новейшими танками Т-90А1 и передислоцирована в Гудауту и Очамчир - Республика Абхазия.

25 http://www.gostorgi.ru/2006/239/10. l.xml.

26 http:/"/www.mytenders.info/Jullinfo.php?id= 155162&раде=334. http://ru.dgmarket.com/tenders/np-notice.do~2317685.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте