Теперь или никогда обломов и штольц. "Обломов и Штольц" - сочинение по роману Гончарова И.А

Обломов и Штольц. Обломов и Штольц-главные герои романа Гончарова«Обломов». Они-люди одного класса, общества, времени.Казалось бы, что живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи.Но читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их различными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как это заклкдывает основы их характеров. Штольц.Он воспитывался в небогатой семье.Отец его по происхождению был немец.Мать-русская дворянка.Все дни семьи проходили в работе.Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать.В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку.Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями,«и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах».Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей. Обломов.Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам.Самое главное в их жизни была еда.Ей посвящали много времени.Они всей семьёй решали,«какие блюда будут в обед или ужин».После обеда следовал продолжительный сон.Весь дом засыпал.Так проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию.Родителей не интересовали знания Илюши.Они мечтали получить справку, доказывающую то, что«Илья прошёл все науки и искусства».Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу.Боялись, как бы он не убился, не заболел.Итак, Обломов вырос забитым маль+ чиком, без образования, но добрым в душе. Теперь проанализируем их взгляды на жизнь.Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием.Он не гнушался даже самой чёрной работы.Для Обломова это было бремя.Он был барин, а это значит, что труду он не должен уделять ни капли времени.Я не говорю даже о физическом труде. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались.О характере героев говорит и их образ жизни.Обломов проводит свою жизнь в существовании на диване.Он ничего не делает, ничем не интересуется(он до сих пор не может заставить себя дочитать книгу«Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц ведёт деятельную жизнь.С того момента, как он ушёл из дома, он живёт трудом.Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей.Идеал счастья Обломова-полное спокойствие и хорошая еда.И он достиг этого: он спокойно спал на диване и хорошо питался.За ним убирали слуги и дома у него больших проблем с хозяйством не было.Идеал счастья Штольца-жизнь в труде.Это у него есть.Он много трудиться, жизнь его кипит действием.Но несмотря на все имеющиеся между ними различия, они друзья, друзья с детства.Их сближают самые хорошие части характера: честность, доброта, порядочность.Ещё можно рассказать о любви Обломова к Ольге, если это, конечно, можно назвать любовью.Для достижения её любви он стал читать, ездить по музеям, гулать.Но это изменение только внешнее.Внутри Илья Ильич остаётся прежним Обломовым. Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучьшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесёт счастье.##


Иван Андреевич Гончаров в произведении «Обломов» знакомит нас с необыкновенным человеком. При чтении романа остается только поражаться тому, какими же неповторимыми свойствами наделил писатель своего главного героя – Илью Ильича Обломова.

Большое значение в формировании этой незаурядной личности сыграло детство Обломова. Он рос в родовом имении, где имел место весьма необычный порядок жизни: хозяин деревни проводил свой досуг за табаком и размышлениями; хозяйка надзирала за внимательностью няньки и беспокоилась о том, чтобы единственный сын Илюшенька всегда был хорошо накормлен.

Триста душ, которые имелись у Обломовых, так же себя не перетруждали. В деревне царил мир и покой.

Когда Илюша стал чуть взрослее, его отправили в пансион при имении Ивана Штольца. У того, в свою очередь, имелся сын одного возраста с Обломовым, но воспитанный абсолютно иначе.

Маленького Андрея Штольца отец начал учить с самого детства. Уже в десять лет мальчик имел представление о том, что такое хозяйство и как с ним справляться. Отец пытался сделать из юнца стоящего деятеля, в то время, как мать грезила о том, чтобы сын читал романы и говорил по-французски.

Андрей Штольц прилежно учился в пансионе, а Обломов же редко радовал альма-матер своим присутствием из-за «мутных глазок» или очередного домашнего праздника.

Со временем дети выросли. Жизнь Штольца активизировалась на ура – он постоянно был занят делом, часто куда-то ездил. И в целом, этот человек никогда не сидел на месте. В то же время Обломов переехал в Петербург, недолго прослужил в должности и, ссылаясь на продолжительную болезнь, заперся в своей квартире.

Очень редко Илья Ильич куда-либо выбирался. Да и в том случае, если он намеревался порадовать своим присутствием свет, то ограничивался походом к Ивану Герасимовичу, который хорошо его покормит, а после они красноречиво помолчат. Иногда гости к Обломову приходили сами. Как мы наблюдали в самом начале романа, он встречает их не самым радушным образом – в кровати, в халате, не умыт, не причесан, не одет, он и вставать-то не собирался: «Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить… С пол часа он все лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели… Так и сделал». Очевидно: Обломов все свои проблемы решает в голове, а их устранение на деле откладывает в долгий ящик.

Штольц совсем не такой. Он по приезде к своему другу мигом поднимает его с постели и заставляет одеваться да причесываться, мимоходом рассказывая о своих делах, планах и намерениях. Андрей Иванович к пассивному образу жизни не привык – он и Обломова пытается настроить на тот же лад, хоть тот и не в восторге от этого: Илья Ильич лениво поддается и, похоже, готов сделать все, чтобы только от него отстали.

Возьмем для примера еще один случай, когда Тарантьев и Мухояров надули Илью Ильича. Тот и внимания не обратил на то, что его обсчитали и продолжали обсчитывать в дальнейшем. Да даже если бы и обратил, заметил, то по лености своей никаких мер не принял бы. Сам по себе Илья Ильич мягкого характера и притом заметно не уверен в себе и своих действиях. Штольц же в этом отношении умен, внимателен, практичен, целеустремлен и тверд в своих решениях. Потому ему без особого труда и удалось разоблачить двух жуликов, лишь ненавистью которых он был вознагражден.

Когда же дело коснулось любви и глубоких чувств, то не было тут равных Обломову. В нем пробудилась внимательность ко всем действиям его возлюбленной Ольги. Он хранил в памяти и постоянно прокручивал в голове какие-то мимолетные события. Здесь Илья Ильич был сентиментален до крайности. Отсюда его нежность, и забота, и невероятная глубина чувств - качества, покорившие такую молодую и прекрасную Ольгу Сергеевну.

Обломов мог не помнить, в какое платье она одета, но он запомнит каждый её взгляд, жест, вздох. Он впечатлителен и мечтателен. Он хочет счастья для себя и для своей возлюбленной. И в то же время такой мнительный Обломов осознает, что Ольге не будет с ним счастья. То ли дело Штольц….

Со Штольцем Ольге Ильинской не скучно, нет. Тот вкладывает в нее знания, воспитывает и выращивает такой, какая она ему нужна. Притом веселит ее, не терзаясь после всего от переизбытка чувств. Ему некогда. Андрей Иванович не ставит любовь на первое место, потому что оно уже занято. Там дела государственной важности: «Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». В своих мечтах он также, как и в жизни, внимателен и точен до мелочей: «… лишь проснется утром, первый образ в воображении – образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках».

Штольц - деятель, Обломов – созерцатель. И если второй живет грезами да размышлениями, то Штольцу совсем не до этого. Печально, но пока Илья Ильич мечтает, то Андрей Иванович берет карьерные высоты и завоевывает сердце прекрасной дамы. Пожалуй, оно и есть очевидное различие.

Текст сочинения:

В романе Обломов И. А. Гончаров рисует традиционный для русской литературы ҭип героя русского патриархального барина Илью Ильича Обломова, обладающего от природы честным и верным сердцем, но не сумевшего противостоять жизни и ставшего одним из лишних людей в ней. Обломову противопоставлен его друг, Андрей Штольц, герой очень интересный и глубоко задуманный. Если Обломов воплощение патриархального дворянского уклада русской жизни, то в образе Штольца сочетаюҭся черҭы, характерные и для России, и для европейской буржуазной цивилизации. Здесь выражены воззрения И. А. Гончарова на взаимные различия России и Запада, причем если Обломов это русский национальный характер, которому свойственны доброта, честность, естественность и глубина чувств, а также лень и безынициативность, то европейский менталитет воплощает в себе отец Штольца, Иван Богданович. Для него характерны трудолюбие, педанҭичность, пунктуальность, скупость в проявлении эмоций, рационализм. Его сын Андрей, друг Обломова, получил от отца именно такое рациональное воспитание: ему все позволялось, но с него строго требовали выполнения своих обязанностей. Оҭца не встревожило, что сын на неделю пропал из дому, напротив, он сам выгнал его, когда узнал, что тот, вернувшись, не сделал заданного латинского перевода. Ребенка с детства приучали к труду, к практической деятельности, а дав ему образование, отец отправил его от себя и предупредил, чтобы на его помощь больше не рассчиҭывал. Сын оправдал надежды отца, добившись благосостояния и прочного положения в жизни, но ущербность такого немецкого воспитания показана в сцене прощания отца и сына, когда чувства, не получившие выхода при прощании с отцом, прорываюҭся наружу от слов старой женщины, по-матерински пожалевшей Андрея. Его характер вышел не европейский благодаря влиянию матери русской дворянки. Она вложила в сына душу умение чувствовать, любить и понимать музыку, искусство, поэзию. Она рано умерла, но в память о ней сын кладет в свои дорожные сумки не только ненавидимый ею рабочий плащ, подаренный отцом, но и изящный фрак, и тонкие рубашки. Мать мечтала о незаурядной роли в обществе, какая достанется ее сыну, и именно влияние двух тенденций разных народов сформировало характер Андрея Штольца. Сыграли свою роль и Обломовка с ее обильно расточаемыми на немецкого мальчика добрыми, жирными ласками, и княжеская усадьба в Верхлеве, где отец служил управляющим, с широким раздольем барской жизни, и все это, по выражению автора, обратило узенькую немецкую" колею в такую широкую дорогу, какая даже не снилась немецким предкам Штольца. В отличие от Обломова, Штольц ведет деятельный образ жизни: служиҭ в какой-то торговой компании, часто ездиҭ за границу, осуществляет разные проекты, бывает и в свете, много читает, в курсе всех собыҭий и все успевает. Он не забыл Обломова: их прочно связываюҭ детство и юность, причем Штольц всегда играл роль сильного. Так и теперь он покровительствует другу, пытаясь растормошить его, убедить поехать вместе за границу, знакомиҭ Обломова с Ольгой. Между ними цариҭ полное доверие, но по своему отношению к жизни они анҭиподы. Если Обломов бездеятелен и ленив, то, по признанию Штольца, труд образ, содержание, стихия и цель жизни. И он последний раз пытается расшевелить Обломова, заставить его изменить свою жизнь и самого измениться: Теперь или никогда. И действительно, полюбив Ольгу, Обломов меняется внутренне, он ведет активный образ жизни, рано встает, много читает. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но Штольц уехал, и некому поддержать Обломова, когда он устает морально. Он не может не согласиться с точкой зрения Ольги, что жизнь долг, но сам он не способен на такую напряженную постоянную самоотдачу, лирикому порыв его угас, неверие в свои силы усугубилось финансовыми проблемами. Став жерҭвой мошенников Тарантьева и Мухоярова, Илья Ильич отказался от борьбы, от слова, данного Андрею. И хотя Андрей пытается помочь другу и действительно помогает ему разобраться в финансовой сиҭуации, но он также отказался от борьбы, от надежды пробудить в Обломове живую душу и жажду жизни и деятельности.
Образ Штольца криҭикой оценивается, как правило, негативно. Начиная с Н. А. Добролюбова, криҭики упрекали его за эгоизм, сухость, рассудочность. Но дело, скорее, не в этом. Штольц фигура нетипичная для русской жизни. Хотя автор и выражает свою надежду: Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!, но образ героя более декларативен, чем реален. Штольц ищет в своей жизни равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Обломов как-то сказал Штольцу, криҭикуя петербургское общество: Или я не понял этой жизни, или она никуда не годиҭся. Штольц как раз и воплощает в себе тот авторский идеал, который понял эҭу жизнь, для которого главное труд, движение и, наконец, любовь, последнее счастье человека, ставшее для Андрея возможным, когда он получил согласие Ольги выйҭи за него замуж. Но именно это декларированное счастье героев неубедительно. Они живуҭ в любви и согласии, но Ольга отчего-то грустиҭ, чувствует неудовлетворенность, какую-то странную хандру. Их дом полная чаша, но жизнь замкнута, и нельзя сказать, что это счастье, о котором они мечтали. Даже сам автор признает, что Штольц не живой, а просто идея, и художественное воплощение этой идеи далеко от совершенства. Мягкосердечный, инерҭный Илья Ильич действительно не понял этой жизни, не смог достичь в ней смысла, что было бы и невозможно без проявления энергии и воли. Но и волевой, решительный Штольц не сумел добиться идеала счастья для себя и для Ольги. Эта задача философского порядка слишком сложна для обычного человека. Автор тоже понял утопичность идеи создания образа гармоничного человека и такой же любви. В одном из своих писем он приходиҭ к такому печальному выводу: Между действительностью и идеалом лежиҭ... бездна, через которую еще не найден мост, да едва ли и построиҭся когда. Для современной Гончарову действительности проблема оказалась неразрешима.

Права на сочинение "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова Обломов)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Роман "Обломов" И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.

Илья Обломов и Андрей Штольц - главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Штольц, в отличие от Обломова, показан писателем деятельным человеком, у которого разум преобладает над чувством. Гончаров делает попытки разобраться в том, почему эти люди столь различны, и истоки этого он ищет в происхождении, воспитании и образовании, так как это закладывает основы характеров.

Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать - русская дворянка. Мы видим, что все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, то есть воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах". Писатель показывает нам, как рьяно, настойчиво тот самый человек развивает в Андрее хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

А что же Обломов? Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, "какие блюда будут в обед или ужин". А после обеда весь дом засыпал, погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Но мы видим, что родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы только освободить обожаемое чадо от учебы, мечтали получить справку, доказывающую, что "Илья прошел все науки и искусства". Его даже не выпускали лишний раз на улицу, потому что боялись, как бы он не покалечился, не заболел. Поэтому Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.

Но давайте заглянем глубже в характеры первостепенных героев. Переосмыслив по-новому прочитанные мною страницы, я поняла, что и у Андрея, и у Ильи есть своя трагедия в жизни.

Штольц на первый взгляд новый, прогрессивный, почти идеальный человек. Труд для него - часть жизни, удовольствие. Он не гнушается даже самой черной работы, ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом, благодаря чему стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Штольца - материальный достаток, комфорт, личное благополучие. И он добивается своего упорным трудом. Его жизнь кипит действием. Но несмотря на внешнее благополучие, она скучна и однообразна.

В отличие от Обломова, человека тонкой души, Штольц предстает перед читателем как некая машина: "Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул...цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца". Штольц живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно. И мы видим, что трагедия этого человека заключается именно в однообразии его жизни, в однобокости его мировосприятия.

А теперь давайте обратимся к Обломову. Труд для него - это бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен был уделять ни капли времени. И я не говорю уже о физическом труде, ведь ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрали. Он проводит всю свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (никак не может заставить себя дочитать книгу "Путешествие по Африке", даже страницы этой книги пожелтели). Идеал счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг своего идеала. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. И перед нами раскрывается еще одна трагедия - нравственная смерть героя. На наших глазах внутренний мир этого человека беднеет, из доброго, чистого человека Обломов превращается в нравственного калеку.

Но несмотря на все имеющиеся между Штольцем и Обломовым различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые прекрасные черты характера: честность, доброта, порядочность.

Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека.

Обломов и Штольц Обломов и Штольц - главные герои романа Гончарова "Обломов".

Они - люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их различными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как это закладывает основы их характеров. Штольц. Он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец. Мать-русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах". Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

Обломов.

Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам.

Самое главное в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, "какие блюда будут в обед или ужин". После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что "Илья прошёл все науки и искусства". Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу. Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак, Обломов вырос забитым мальчиком, без образования, но добрым в душе. Теперь проанализируем их взгляды на жизнь. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой чёрной работы. Для Обломова это было бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен уделять ни капли времени. Я не говорю даже о физическом труде. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь в существовании на диване. Он ничего не делает, ничем не интересуется(он до сих пор не может заставить себя дочитать книгу "Путешествие в Африке", даже страницы этой книги пожелтели). Штольц ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: он спокойно спал на диване и хорошо питался. За ним убирали слуги и дома у него больших проблем с хозяйством не было. Идеал счастья Штольца - жизнь в труде. Это у него есть. Он много трудиться, жизнь его кипит действием. Но несмотря на все имеющиеся между ними различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые хорошие части характера: честность, доброта, порядочность. Ещё можно рассказать о любви Обломова к Ольге, если это, конечно, можно назвать любовью. Для достижения её любви он стал читать, ездить по музеям, гулать. Но это изменение только внешнее. Внутри Илья Ильич остаётся прежним Обломовым. Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучьшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесёт счастье.