Как делать анализ текста: план и шаги. Ежедневный анализ как технология развития

Анализ любого произведения начинается с восприятия - читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения - это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.

Составление плана

Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание - это прежде всего тематика и проблематика. Затем - пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.

Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.

Схемы для анализа

Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные художественные образы во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.

Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.

Детали

При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.

Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.

План характеристики персонажа

Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно - его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.

Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир - все виды воздействия.

Следующий этап - анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.

Анализ лирического произведения

Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.

Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика - всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.

Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.

Профессиональные детали

Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем - развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития - по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.

Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.

Анализ произведений Лермонтова, Пушкина, да и любого другого поэта, невозможен без характеристики основных особенностей ритмики. Необходимо обозначить прежде всего, что именно использовал автор: тонику, силлабику, силлабо-тонику, дольник или свободный стих. Затем определить размер: ямб, хорей, пеон, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий или спондей. Рассматривается способ рифмовки и строфика.

Схема анализа произведения живописи

Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется вид живописи: станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.

Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель - и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.

Схема анализа: скульптура

Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.

Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.

Описывается выбор модели - это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.

Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.

Анализ музыкального произведения

Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.

Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.

Как сделать качественный анализ

Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:

  • О чём эта музыка?
  • Какое название можно ей дать? (Если сочинение не программное.)
  • Есть ли в произведении герои? Какие они?
  • Есть ли в этой музыке действие? Где происходят конфликты?
  • Каким образом проявляются кульминации? Нарастают ли они от вершины к вершине?
  • Каким образом композитор объяснил нам всё это? (Тембры, темпы, динамика и т. д. - то есть характер произведения и средства создания данного характера.)
  • Какое впечатление производит эта музыка, какое настроение передаёт?
  • Какие ощущения испытывает слушатель?

Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает данный стих впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.

Шаги

Часть 1

Анализ формы

    Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стих. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или удивили. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.

    • Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму стиха. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
  1. Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?

    • Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
    • Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения и делайте кратковременные остановки.
    • Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи чтения такого стиха. Прослушайте записи и при этом активно следите за текстом. Не полагайтесь только на звуковое восприятие.
  2. Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стиха есть ритм и размер, если он написан по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты стиха. Единственный вид стиха, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.

    • В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждое последнее слово в строке? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
    • Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
  3. Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стиху определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.

    Проанализируйте литературные приемы. В контексте формы стихотворения поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стих более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.

    • Рифмы - повторение конечных звуков в словах (например, "лицо" и "крыльцо"). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
    • Ономатопея - звукоподражание посредством слов (например, “жужжание” пчелы).
    • Аллитерация - повторение начальных согласных звуков (например, “вздохи ветра”).
    • Ассонанс - повторение гласных звуков в любой части слова (например, “папаха”).
    • Консонанс - повторение гласного звука в конце нескольких слов (например, “кедр” и “бодр”).
    • Метафора - сравнение предметов или явлений в переносном значении (“я - печальная птица”).
    • Сравнение - уподобление предметов или явлений со словом “будто” или “как” (например, “Я будто одинокая пташка на ветвях”).
  4. Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты , баллады, акростихи , белые стихи, хайку , синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.

    • Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.

    Часть 2

    Анализ содержания
    1. Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста стиха. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте остального текста стиха? Название добавляет основной мысли глубины?

      • Иногда название указывает на целевую аудиторию стихотворения. В качестве примеров можно привести названия “Матери” или “Моей возлюбленной”. Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения (например, “Сонет 18” или “Копающие”).
    2. Определите повествователя. Поэт и повествователь - не всегда одно и то же лицо. Таким лицом в стихотворении может выступать даже второстепенный персонаж. Автор стиха может рассказать сюжет от первого (“я”), второго (“ты”) или третьего лица (“она, он, они”).

      • Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Постарайтесь правильно уловить тип повествования, чтобы точно проанализировать значение стиха.
    3. Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, то сделайте паузу и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.

      • Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
      • Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
      • Используйте такой же подход для имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
    4. Определите тон и настроение стиха. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.

    5. Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью этот стих был написан, чтобы уловить контекст. Возможно, автора стиха вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.

      • Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Учитывайте год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
    6. Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.

      • Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: “(и) больше ничего”. Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
    7. Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении - еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?

      • Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
      • Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.

Как сделать анализ работы

Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.

Цель

Целью работы является желаемый конечный результат

Задачи

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата

Направления деятельности

Направления деятельности это пути решения поставленных задач

Формы и методы

Формы и методы это те «Инструменты», с помощью которых библиотекарь решает поставленные задачи по различным направлениям деятельности (беседы, выставки, обзоры, литературные утренники, викторины, конкурсы, анализы чтения и пр.)

Анализ работы

В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению

Главной целью работы школы вообще и библиотеки в частности является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный, воспитанный, здоровый человек).

Исходя из этого, основными задачами работы библиотеки являются:

Содействие учебно-воспитательному процессу . Включает в себя следующие направления, которые могут быть поставлены как самостоятельные задачи:
    Информационная культура. Обучение навыкам поиска и использования информации Преодоление неуспешности в обучении Работа по поддержанию и сохранению родного языка Приобщение к ценностям общемировой культуры Воспитание культуры поведения
Патриотическое воспитание . Включает в себя следующие направления, которые могут являться самостоятельными задачами:
    Русская культура Семья Малая Родина Земля наш общий дом. Экология Защита своей Родины
Здоровый образ жизни .

Анализ работы начинается с перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Самостоятельной задачей так же является методическая тема школы.

После перечисления задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной за отчетный период работы.

Как уже было сказано выше, рекомендуемся объединить проделанную работу по группам в соответствие с определенными задачами. Т. е. сначала говорится о деятельности, относящейся, например, к направлению «Содействие учебно-воспитательному процессу» и оценивается ее результативность, затем анализируется работа по «Патриотическому воспитанию» и т. д.

В этом разделе указывается и анализируется совместная работа с преподавателями различных дисциплин, классными руководителями по решению определенных задач и результативность этой деятельности (информирование о наличии и новых поступлениях методической и предметной литературы, подготовка и проведение общешкольных и классных мероприятий и пр.)

Работа с родителями

В данном разделе указывается и анализируется работа, проведенная с родителями (обсуждение проблем детского чтения, выступления на классных часах с обзорами детской литературы и анализом чтения учащихся, индивидуальные консультации, участие родителей в подготовке и проведении школьных и классных библиотечных мероприятий и пр.)

Работа с массовыми библиотеками и другими государственными, частными и общественными организациями

В данном разделе следует указать виды совместной деятельности с городскими массовыми библиотеками, клубами и пр. Так же можно отразить участие сторонних организаций в работе библиотеки (например, оказание спонсорской помощи)

Повышение квалификации

В этом разделе указывается, каким образом библиотекарь повышал свою профессиональную квалификацию (обучение на курсах, изучение специальной литературы, знакомство с опытом работы коллег и пр.) Но нужно не только перечислить где и как были получены знания, но и указать, каким образом они были, или будут, применены на практике.

В конце каждою раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная но данному направлению работа. указывается. какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач и наметить перспективные направления деятельности.

Кому и для чего нужен SWOT-анализ. Как его правильно проводить. Какие виды SWOT-анализа существуют и в какой ситуации их применять.

Начиная какой-либо бизнес-проект, многие сталкиваются с необходимостью планирования своих действий на короткий или длительный промежуток времени. Для того чтобы планирование было адекватным текущей ситуации, необходимо учесть собственные возможности, которые можно использовать для достижения цели, недостатки, могущие помешать этому, а также влияние внешних факторов на успех предприятия. Одним из эффективных методов оценки является SWOT-анализ, который позволит, учитывая все реалии, построить наиболее эффективную стратегию продвижения, сбыта, рекламных кампаний и любой деятельности, касающейся жизни проекта.

Что такое SWOT-анализ

В настоящее время существует несколько методов оценки текущего положения компании, доказавших свою практическую эффективность при стратегическом планировании. Самыми популярными являются SNW-анализ и SWOT-анализ.

SNW-анализ позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. В то же время SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.

SWOT-анализ заключается в оценивании плюсов и минусов компании в перспективе достижения цели или выполнения поставленной задачи, а также все возможности и риски внешней среды, в которой эта компания существует. Этот метод незаменим при стратегическом планировании и постановке целей и задач организации, а также для выбора способов их достижения и решения.

Название SWOT представляет собой английскую аббревиатуру: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Именно эти параметры оцениваются в анализе.

Какие вопросы решает применение SWOT-анализа

SWOT-анализ в первую очередь направлен на оценку всех факторов, которые могут повлиять на достижение компанией поставленной цели. Поэтому выполнять этот анализ нужно, опираясь на конкретную задачу.

SWOT помогает ответить на такие вопросы:

  • какими ресурсами располагает компания и что будет необходимо для достижения поставленной цели;
  • какой ресурс будет потрачен на достижение цели;
  • какие ресурсы можно привлечь из внешней среды;
  • что препятствует достижению цели внутри компании;
  • какие факторы во внешней среде могут замедлить или затруднить достижение поставленных целей;
  • в качестве общего вывода - достижима ли поставленная перед компанией цель и при каких условиях это возможно;

Проще говоря, применяя этот метод, аналитик ясно видит, что можно сделать для достижения цели, какими средствами располагает компания для этого, и есть ли средства достижения цели, которые можно взять из внешнего мира. Также оцениваются факторы риска и способы их предотвращения.

Видео: что такое SWOT-анализ и как его сделать

Суть и разновидности SWOT-анализа

SWOT-анализ представляет собой описание всех вышеназванных факторов, а его результаты чаще всего визуализируют в форме таблицы.

Таблица SWOT

Внутри компании Во внешнем мире
Преимущества Сюда вносится всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании) Сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.
Недостатки В эту ячейку вносится всё, что может ограничивать
в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании)
В эту ячейку вписываются экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (угрозы)

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ - это самая простая и быстрая форма проведения анализа. Она включает учёт и оценку внутренних и внешних факторов из таблицы, приведённой выше. Все эти факторы анализируются и сводятся в следующую таблицу, которая называется перекрёстной матрицей. В эту матрицу вносятся только те факторы, которые можно соотнести между собой. Например, высокие темпы производства (сильная сторона предприятия) позволят воспользоваться высоким спросом на товар (возможность). Или недостаточность опыта (слабая сторона) может помешать реализовать поставленные задачи в условиях высокой конкуренции (угроза).

Преимуществом экспресс-анализа является его простота и возможность сделать быстро. А также такая форма SWOT-анализа позволяет отразить внутренние и внешние факторы в их взаимодействии, что немаловажно для формирования стратегии организации.

Недостатком такого анализа является его поверхностность и тот факт, что в матрицу не попадают те элементы, которые также могут иметь важное значение для развития компании, но их нельзя связать с возможностью или угрозой.

Таблица: перекрёстная матрица SWOT

Сводный анализ

Сводный анализ - это анализ как настоящего момента, так и длительных перспектив развития компании или продукта. Этот вид анализа чаще всего используется в комплексе с другими инструментами исследования рынка. Для проведения сводного анализа необходимо выписать все факторы в таблицу SWOT, затем оценить каждый фактор с точки зрения его веса для компании и вероятности его возникновения в будущем.

Сводный анализ делается тщательно, в процессе используются данные, полученные путём других исследований, по возможности ситуация исследуемой компании сравнивается с ситуацией конкурентов. А также разрабатываются методы улучшения ситуации.

Смешанный анализ

Смешанный тип анализа попросту объединяет в себе два предыдущих. Это детальное исследование позиций фирмы на перспективу, результаты которого вносятся в перекрёстную матрицу.

Принципы проведения

Чтобы результаты SWOT-анализа имели достоверность, важно придерживаться некоторых принципов при его проведении:

  1. Избегать субъективности. Если вы оцениваете продукт, то его уникальность и полезность должны быть не вашим личным мнением, а результатом опросов, фокус-групп или других исследований, позволяющих статистически достоверно оценить мнение рынка. Сильные и слабые стороны должны считаться таковыми не по мнению аналитика, а по результатам проведённых исследований и в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов.
  2. Ставить максимально конкретные цели. Просто оценивать ситуацию бессмысленно, если нет критерия оценки, которым становится значимость исследуемых факторов для цели. Надо от чего-то отталкиваться. Чем конкретнее будет цель, тем достовернее и полезней в практическом применении будет результат.
  3. Чётко классифицировать элементы SWOT по таблице. Не стоит путать внешние угрозы со слабыми сторонами или возможности с ресурсами. Мода на ваш продукт будет вашей возможностью увеличить продажи, а высокое качество продукта (опять же, в сравнении с конкурентами и по мнению рынка) будет вашей сильной стороной.
  4. Комбинировать SWOT с другими методами исследования. Важно, чтобы элементами матрицы были не домыслы аналитика, а реально подтверждённые практикой или исследованиями факты. Чем больше информации доступно аналитику, тем точнее будет результат.
  5. Анализировать только те факторы, которые будут нужны для достижения поставленных задач и выстраивания нужной стратегии.

Все слабые и сильные стороны, угрозы и возможности определяются фактическими данными и результатами маркетинговых ислледований, имеющимися в открытом доступе или полученными аналитиком

В некоторых случаях необходимо учитывать только те слабые и сильные стороны внутри компании, на которые можно повлиять. Один знакомый маркетолог рассказывал о том, как был выстроен SWOT-анализ деятельности производственной организации, с которой он работал. При этом было решено оценивать максимально очерченную и поддающуюся влиянию область: деятельность отдела продаж. Ни продукт, ни производственная деятельность при этом не учитывались, так как реконструировать планировали именно менеджмент данного отдела с целью увеличения продаж (на тот момент компания работала себе в убыток). Цель была также поставлена максимально конкретная и доступная для понимания в цифровом эквиваленте: разработать стратегию увеличения продаж уже существующего продукта без модернизации производства (на это в тот момент у компании просто не было ресурса). Именно такая конкретная постановка вопроса привела к эффективности стратегического планирования в дальнейшем.

Для чего и кому нужен SWOT-анализ

SWOT-анализ - инструмент, имеющий нужный эффект при верном его применении. Как и топор, который будет отлично рубить дрова, но совершенно не подходит для приготовления каши (хотя у русских солдат на этот счёт может существовать другое мнение), SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту.

При этом во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.

В каких случаях SWOT-анализ не помешает:

  • при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);
  • в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;
  • в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.

Несмотря на то что в теории SWOT-анализ стоит делать при начинании любого проекта, так как это покажет целесообразность начинания, позволит взвесить все риски и оценить возможности, соразмерив их с внутренним ресурсом, на практике чаще всего новички этим пренебрегают. Многие бизнес-проекты с нуля начинаются абы как, без построения стратегии и уже потом, после первых успехов руководители обращаются к маркетологам. Тем не менее определённый процент таких проектов, созданных на энтузиазме, приходит к прочному положению на рынке. Чаще всего к SWOT-анализу прибегают уже те, кто набил шишки на своих первых бизнес-проектах, а также предприниматели, обладающие достаточным опытом и знаниями для того, чтобы понять необходимость исследования рынка и собственного продукта (организации).

SWOT-анализ позволяет сформировать план действий по достижению цели

Инструкция

Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом ?». Стихотворные произведения могут быть , патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.

Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.

Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.