Пропущенные намазы как нужно читать. Нужно ли возмещать пропущенные намазы

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]» . В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв , рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую . Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом) .

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов .

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность .

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время .

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов . Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) . Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну .

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются .

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

Там же. С. 246.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

Неофит – новый приверженец определенной религии.

Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Как я могу возместить намазы, не совершенные мной ранее?

Намаз является обязанностью каждого мусульманина.

Как взятые в долг деньги необходимо возвращать вовремя, так же следует исполнять свой долг по отношению к намазу.

Намаз может быть пропущен умышленно, или же по уважительной причине. Умышленное невыполнение обязательного намаза вовремя считается большим грехом.

Нужно всячески сторониться этого. В случае такого проступка следует как можно скорее совершить пропущенный намаз, выполнив своё обязательство.

Потому что неизвестно, когда наступит наша смерть. Если она застигнет нас внезапно, мы будем вынуждены отправиться в потусторонний мир с невозвращённым долгом. Несмотря на то, что невыполненный вовремя намаз можно наверстать, и человек избавится от бремени его долга, необходимо отдельно покаяться в совершённом грехе и попросить у Аллаха прощения. Намаз, не сделанный по забывчивости, из-за сна или по уважительной причине, должен быть возмещён без промедлений, как только об этом вспомнили или после исчезновения препятствующих ему обстоятельств. Кроме того, есть ряд причин, по которым намаз пропускается без его возмещения, (например, в критические дни у женщин).

Шариатом требуется обязательное восполнение пропущенного обязательного намаза, а также намаза-витр, состоящего из трёх ракаатов и совершаемого после ночного намаза. Если был пропущен утренний намаз, то сунна восполняется до обеда вместе с фарзом. После обеда сунна не выполняется, возмещается только обязательный намаз. Не выполненные своевременно сунны, которые привязаны к определенному часу, также восполняются позже.

Например, если первые сунны полуденного намаза в мечети не были выполнены дабы не отстать от других верующих, то они выполняются отдельно после фарза и двух последующих ракатов сунн. Если первая сунна пятничного намаза не была сделана до хутбы - проповеди, то она выполняется как пропущенная после двух обязательных ракатов. Если первые сунны дневного и пятничного намаза были сделаны наполовину, то они возмещаются таким же образом в виде четырех ракатов. Сунны других намазов, привязанных ко времени, в случае их невыполнения своевременно не возмещаются. Например, если сунны третьего и ночного намаза не были сделаны перед фардом, то их не делают и позднее.

Пропущенные намазы делаются в том же виде, что и совершенные вовремя: утренний намаз - 2 раката, полуденный - 4, предвечерний - 4, вечерний ¬- 3, ночной - 4 и витр - 3 раката. Определенное время и место для каждого намаза не выбирается. Например, нет ограничений по поводу того, что возмещение пропущенного третьего намаза должно совершаться только в послеобеденное время. Вы можете сделать его в любой удобный для вас час. Не существует также никакого условия возмещать третий намаз до совершения вечернего, а утренний до полуденного.

21:45 2016

Как следует совершать намазы, пропущенные по уважительной причине

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил её!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб)”. аль-Бухари 598, Муслим 209.Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.

Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить намаз

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал её, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.

Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать намазы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!

Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение намаза из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили её только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Аййуб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит её без причины в установленное время, и откажется её возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!” См. “аль-Истизкар” 2/149.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?

Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан её восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание: Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).

Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит её после окончания её времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.

Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!”См. “Фатхуль-Бари” 5/148.

Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления её времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682. Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, её совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины её восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил её без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать её возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в её время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но её нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186. А что касается мусульман, которые пропустили молитву сознательно без уважительной причины, то вот что говорят ученные.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил её без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.

Время тех намазов и постов упущено. Вам просто нужно сделать ИСКРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ и не возвращаться к этому, наверстывать упущенное выполнением добровольных (необязательных) поклонений. А правильное искреннее покаяние стирает прошлый грех. Условиями такого покаяния является:

  • сожалеть, чувствовать угрызение совести, досаду и печаль по поводу совершенного греха;
  • Прекратить и отказаться от совершения греха;
  • Иметь твердое намерение и решение не возвращаться к таким проступкам.

Не следует впредь оставлять намаз или пост, кроме как по приемлемой шариатом причине. По поводу оставления намаза без шариатской причины, согласно более правильному мнению, такой намаз нельзя возместить или искупить - а спасение в ПОКАЯНИИ.

И да убережет нас Аллах от таких действий!

Чтобы прочитать намаз, необходимо совершение определенных действий телом. Намаз, каждый должен совершать сам за себя. Намаз, совершенный в свое время называется - Ада . Перечитанный по какой либо причине намаз, (например был совершен неправильно, или с какими-либо ошибками) пусть даже совершен в свое время, или после выхода своего времени, называют -Иаде .

Восполнение не прочитанных вовремя; «Фарзов» и «Уаджибов», называют, «Совершать каза». Выполняя ежедневные пятикратные намазы, а также делая «каза», необходимо соблюсти все правила. Того у кого нет долгов больше чем по пяти намазам, называют «Обладатель порядка ». Фарз пятничного намаза, нужно прочитать во время намаза Зухр. Пропустивший утренний намаз, если вспомнить об этом даже во время хутбы, должен будет немедленно сделать «каза». Пока не совершен какой-либо намаз, нельзя совершать последующие пять намазов. Сказано в хадисе: «Проспавший время намаза, или забывший о нем, если вспомнит о нем во время намаза за имамом, должен закончить намаз за имамом. Затем прочитать пропущенный намаз. Затем пусть заново прочитает намаз, прочитанный за имамом ».

Восполнение пропущенных обязательных намазов, является фарзом. Восполнение уаджибов, является уаджибом. Восполнять сунну, не нужно. Единодушное мнение ученых мазхаба Ханафи таково: «Суннаты было приказано читать только в свое время. Несовершенные вовремя суннаты, не остаются висеть долгом на мусульманине. Поэтому было сказано, что по прошествии времени, суннаты не восполняются. А вот сунна намаза Ссубх больше похожа на уаджиб. Поэтому ее нужно восстанавливать до намаза Зухр, вместе с фарзом утреннего намаза. Если, сунна Ссубха была просрочена до времени когда уже прочитан намаз Зухр, то восстанавливать его уже не надо, как и остальные просроченные суннаты. Восполнив пропущенную сунну, уже не получить за нее вознаграждения, сауабы. Будет прочитано как дополнительный, -нафиля - намаз. В книге « İbni Âbidîn » в разделе « Tergîb-üs-salât », (Таргиб-ус-салят) на стр. 162, говорится: «Суннаты можно прочитать сидя, не имея на то Узра. Не совершать их вообще, грех. Фарзы тоже можно прочитать сидя, но только если есть Узр, (уважительная причина)».

Большой грех, не совершить фарз намаз, без какой бы то ни было причины. Такие намазы, нужно восполнить. Фарзы и уаджибы можно оставить на Каза можно только если есть две причины. Первое, стоять перед лицом врага. Второе, опасность поджидающая путника (даже, если намерение быть в пути, меньше трех дней), в виде преступника, дикого зверя, сели, бури, шторма. Оказавшийся в такой ситуации, может совершать намаз, в любом направлений. Может читать намаз, встав напротив зверя, и делая намаз жестами. Если так сделать нет возможности, то можно оставить намаз на Каза. Оставление намаза на Каза по этим двум причинам, и оставление по причине забывчивости или сна, не является грехом.

В книге «Ашбах», сказано: «Занятый спасением утопающего, или попавшего в другую подобную ситуацию, и вследствие этого пропустившего намаз, прочитает намаз после ». То есть, когда заканчивается уважительная причина Узр, нужно восполнять пропущенные намаза. Можно отсрочить выполнение фарзов, кроме трех времен, когда читать намазы Харам, чтобы добыть пропитание своим детям, с намерением прочитать в свободное время. Отсрочивание на еще более позднее время, начнет вводить в грех. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уассалам), и его сахабы, в битве «Хандак », несмотря на смертельную усталость и полученные тяжелые ранения, восполнили в ту же ночь пропущенные Каза намазы. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Приблизить друг к другу два фарз намаза, большой грех ». То есть, не прочитать во время один намаз, прочитать его во время другого намаза, самый большой грех. Сказано в хадисе: «Прочитавшего намаз после выхода времени, Всевышний Аллах отправит в Ад на 80 хукба ». Одна хукба, равна 80-и годам на том свете. Один день на том свете равен, 1000 годам в нашем мире. Нужно подумать, если таково наказание за один пропущенный намаз, то каково будет наказание того, кто не совершает намаз вовсе.

Наш Пророк сказал (саллаллаху алейхи уассалам): «Намаз, опора религий. Совершающий намаз, укрепляет Ислам. Тот, кто не совершает намаз, разрушает Ислам ». Еще в одном хадисе говорится: «В Судный День, в первую очередь спросится за веру человека. Вторым же вопросом будет, совершал ли человек намаз ». Всевышний Аллах сказал: «О, мой раб! Если спасешься после вопросов о намазе, ты спасен. Я облегчу для тебя остальное ». В 45 аяте суры «Анкебут », сказано: «, и исполняй молитву, потому что молитва предохраняет от скверны и зла ». Наш Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Больше всего, человек приближается к своему Господу, во время намаза ».

Несовершение намаза в свое время, бывает двух видов: 1 - По уважительной причине. 2 - Зная что намаз приказ сверху, не совершать его по лености.

Мусульманин совершает большой грех, оставляя намаз без уважительной причины, и совершая его после выхода времени. Это харам. Этот грех не прощается, даже после прочтения намаза в другое время. После совершения Каза этого намаза, прощается грех за неисполнение намаза. Этот грех не прощается, только если раскаяться. Если раскаяться после совершения Каза, то можно надеяться на прощение. Раскаявшись, нужно восполнить пропущенные намазы. Тот, у кого есть силы для восполнения пропущенных намазов, не станет этого делать, совершит особенный грех. Этот грех, начнет увеличиваться, через каждые шесть минут свободного времени, (6 минут, время достаточное для прочтения одного намаза). Потому что, мусульманин, должен восполнять пропущенные намазы, как только выпадет свободное время. Не придавшие значения восполнению пропущенных намазов, удостоятся вечного огня. В книгах « Umdet-ül-islâm » и « Câmi’-ül fetâvâ » сказано: «Если отказаться от совершения фарза на поле боя, имея на то возможность, то это подобно совершению 700 больших грехов ». Откладывание «Каза», еще больший грех, чем несовершенный вовремя намаз. Как только вознамериться и совершить «Каза», сразу прощается грех за неисполнение оного.

МОЖНО ЛИ ЗА МЕСТО СУННЫ, СОВЕРШАТЬ «КАЗА»

В книге сеийда Абдулкадира Гейлани « Fütûh-ul gayb » (Футух-уль гайб) сказано: «Верующий, в первую очередь, должен совершить фарзы. После окончания фарзов, должен читать, сунну. После этого, может читать нафиля (дополнительные) намазы. Читать сунну, имея долги по фарзам - большая глупость ». В хадисе, переданном от Али бин Абу Талиба (радиаллаху анх) говорится: «Зря старается тот, кто читает нафиля, когда у него есть долги по фарзам. Пока он не восполнит долги по фарзам, у него не будут приняты нафиля намазы ».

Ученый мазхаба Ханафи Абдулхак Дехлеви, разясняя этот хадис приведенный Абдулкадиром Гейлани, сказал: «Этот хадис говорит, что не примутся суннаты и нафиля намазы, пока есть долги по фарзам. Мы знаем что сунна, дополняют фарзы. Смысл этого в том, что если, при совершений фарза, была совершена ошибка, которая может послужить причиной непринятия фарза, то совершенные затем сунны, восполняют место этих ошибок, тем самым служат причиной принятия фарзов. А у кого есть долги по фарзам, то совершение сунны для него, не приносит никакой пользы».

Шариатский судья Иерусалима, Мухаммед Сыддик Ефенди, объясняя о восполнений намазов «фаийта» сказал: «У великого ученого Ибни Нуджайма спросили, - Если у человека есть долги по намазам, и во время утреннего, обеденного, предвечернего, вечернего и ночного намазов,сунну этих намазов будет читать с намерением восполнить пропущенные фарзы, то не получится ли так, что он отверг эти сунну. Он ответил, что суннаты этим самым, не будут отвергнуты. Потому что, совершение сунны пяти намазов, это совершение еще одного намаза, помимо фарза. Желание шайтана таково, чтобы намазы не совершались вовсе. Мы же, совершая кроме фарза, еще один намаз, тем самым унижаем шайтана. Совершая «Каза» фарза во время сунны, тем самым совершается и сунна. Тот, у кого есть «Каза», во время любого намаза, остальные намазы кроме фарза, должен возмещать пропущенный намаз, чтобы избавится от долга непрочитанного фарза. Этим самым совершаются и суннаты. Потому что, многие вместо того чтобы прочитать «Каза», читают сунну. Такие отправятся в Ад. Ну а те, которые вместо сунны, читают фарзы, спасутся от Ада ».

КАК СОВЕРШАТЬ «КАЗА». ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Нужно как можно быстрее восполнять пропущенный намаз, и тем самым оберечь себя от неминуемого тяжелого наказания. Для этого, и сунну нужно читать с намерением возместить фарз намаз. Те кто не совершал намаз по лености, те у кого есть несколько лет пропущенных намазов, когда начинают постоянно совершать намазы, сунну читают с намерением возместить, первый пропущенный фарз намаз. Во всех четырех мазхабах, сунну разрешено читать с намерением возместить, пропущенный фарз. По мазхабу Ханафи, оставлять намазы на «Каза», без уважительных причин, большой грех, (Акбар-и Кабаир). И этот грех, все возрастает и возрастает, в геометрической прогрессии, с каждой свободной минутой, когда человек мог бы совершать намаз. Потому что пропущенный намаз нужно совершать как только выдастся свободная минута.

Чтобы избавится от мучений, не поддающемуся счету, нужно первую сунну намаза «Зухр», читать с намерением, возместить первый пропущенный «Зухр» намаз. Два ракаата сунны после полуденного фарза, читать с намерением, возместить первый пропущенный «Ссубх» намаз. Четыре ракаата сунны «Асра» читать с намерением возместить первый пропущенный «Аср». Сунну «Магриба», с намерением возместить пропущенный «Магриб». Во время первой сунны «ишаа», читать пропущенный «ишаа». Вторую сунну, читать с намерением возместить, пропущенный «уитр» намаз. Таким образом, возмещаются пропущенные намазы за один день. Сколько лет не совершался намаз, столько лет и нужно возмещать. Возмещение, так же нужно приблизить, читая пропущенные намазы в свободное время. То что, за несовершенные намазы грех возрастает в геометрической прогрессий, мы сказали выше.