Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы. Житие и жизнеописание игнатия брянчанинова Игнатий брянчанинов место упокоения

(Дмитрий Александрович) - епископ кавказский и черноморский, род. 6 февраля 1807 г. в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губ., из дворян, умер 30 апреля 1867 г. Получив хорошее домашнее образование, он в 1822 г. поступил в Петербургское главное инженерное училище и обратил на себя внимание генерал-инспектора инженеров великого князя Николая Павловича, был зачислен пенсионером его Супруги и в продолжение всей своей жизни пользовался вниманием своих высоких покровителей.

В 1824 году переведен в нижний офицерский класс (что ныне Николаевская инженерная академия) и 13 декабря произведен в инженер-прапорщики.

По окончании курса, несмотря на все убеждения родителей и домашних, решил поступить в монастырь, о чем думал с детства, и только вмешательство самого Государя удержало его от этого шага. В январе 1827 г. он был назначен в динабургскую инженерную команду; но 6 ноября того же года, после тяжкой болезни, он уволен от службы с чином поручика и немедленно отправился в Александро-Свирский монастырь.

Около четырех лет проходил он различные послушания в Площанской пустыни Орловской губ., в Оптиной Введенской пустыни Калужской губ., в Кирилло-Новоезерском монастыре Новгородской губ., в Семигородной пустыни Вологодской губ. и в Глушицком Дионисиевом монастыре. 28 июня 1831 г. в вологодском Воскресенском соборе он принял пострижение в монашество с именем Игнатия и 25 июля рукоположен в сан иеромонаха, а 6 января 1832 г. он был назначен в Пельшемский Лопотов монастырь Кадниковского уезда строителем; за возобновление и благоустройство Лопотовой обители (он между прочим завел хороший хор) 28 мая 1833 г. был возведен в сан игумена.

Государь в конце декабря 1833 г. велел переместить его настоятелем в Сергиеву пустынь с Производством (1 января 1834 г.) в архимандрита.

Около 24-х лет управлял он этою пустынью и много потрудился для устройства обители: воздвиг три храма и несколько корпусов келий, приобрел земля, леса и поля, завел огородничество, садоводство, скотоводство и хлебопашество, увеличил штат монашествующих; при нем обитель была возведена в число первоклассных.

С 22 июня 1838 г. состоял благочинным всех монастырей с.-петербургской епархии; 27 октября 1857 г. посвящен епископом в г. Ставрополь кавказский, 5 августа 1861 г. по расстроенному здоровью, после натуральной оспы и горячки, он уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь с пенсиею в 1500 руб.; там он и скончался.

По образу жизни преосвященный Игнатий был в полном смысле слова аскет. Сочинения его в 6 томах: "Аскетические опыты"; "Аскетическая проповедь"; "Приношение современному монашеству - правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания", и др. выдержали несколько изданий. "Сочинения" Игнатия, изд. 1885 г., т. I. 1-80. {Половцов} Игнатий Брянчанинов (Дмитрий Александрович, 1807-1867) - сначала военный инженер, затем инок и архимандрит Сергиевой пустыни близ Петербурга; впоследствии епископ костромской и кавказский; известен аскетическими сочинениями: "Отечник" (избранные изречения св. иноков, изд. 1880), "Полное собрание сочинений" (аскетические опыты, 4 т., СПб., 1865-1867). H. Б. {Брокгауз} Игнатий Брянчанинов (Дмитрий Александрович) - святитель, епископ Кавказский и Черноморский. † 1867, память 30 апреля/13 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в дворянской семье. С ранних лет будущий епископ очень любил природу особенной вдумчивой любовью и в общении с нею находил удовольствие и отраду.

В детские годы обнаружилась и его исключительная религиозность.

Дмитрий получил прекрасное домашнее воспитание и образование.

В 1822 году (когда ему исполнилось 15 лет) он, по настоянию отца, поступил в Петербургское военное инженерное училище, хотя уже в то время запросы души его были совсем другие.

Сын высказал отцу свое желание "поступить в монахи", но это его пожелание было воспринято как шутка. В училище Дмитрий проявил незаурядные способности. 13 декабря 1824 года ему было присвоено звание инженера-прапорщика.

В 1826 году он окончил училище первым учеником.

Происхождение, воспитание, блестящие способности и родственные связи молодого инженера открывали пред ним блестящую светскую карьеру.

Но никакие блага мира не могли удовлетворить его души. Стремление к монашеству не ослабело в нем с годами.

Единомышленником в этом стремлении был лишь его друг Михаил Чихачев, с которым объединяло их родство душ. Сразу после окончания училища Дмитрий Александрович подал прошение об увольнении от службы.

Это прошение не было принято.

Кроме того, Дмитрию Александровичу было приказано в течение 24 часов выехать из Петербурга к месту назначения в крепость Динабург.

Целый год он трудился в крепости.

За это время у него очень сильно пошатнулось здоровье, и по вторичном прошении (в 1827 году) он был уволен от военной службы.

В этом же году Дмитрий уехал к своему духовнику отцу Леониду в Александро-Свирский монастырь, где был принят послушником.

Началась новая страница в жизни будущего епископа.

В течение нескольких лет ему пришлось странствовать из одного монастыря в другой вслед за своим старцем отцом Леонидом. 28 июня 1831 года в Вологодском Воскресенском соборе Дмитрий был пострижен в монашество с именем Игнатий, 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 25 июля - во иеромонаха. 6 января 1832 года иеромонах Игнатий был назначен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря Вологодской епархии.

Этот монастырь находился в очень запущенном состоянии, и молодому настоятелю предстояла большая и трудная работа по восстановлению хозяйства монастыря и поднятию подвижнического духа в среде братии.

С ревностью взялся иеромонах Игнатий за порученное дело и вскоре добился больших успехов. 28 января 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена.

Вскоре он заболел изнурительной лихорадкой.

Для восстановления здоровья требовалась перемена климата. 6 ноября 1833 года он был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря под Москвой (по ходатайству митрополита Московского Филарета).

Но это назначение осталось только на бумаге.

В это время отец Игнатий уже приобрел известность как настоятель.

Хорошо знавший его и прежде император Николай I вызвал игумена Игнатия в Петербург. 25 декабря 1833 года он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга с возведением в сан архимандрита.

В должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни он трудился в течение 24 лет. А трудиться было над чем. Троице-Сергиева пустынь находилась в очень грустном состоянии; нравственный уровень братии служил соблазном для посетителей и соседей монастыря.

Этому духовному запустению соответствовал и внешний вид обители, многие здания которой пришли в такую ветхость, что в них опасно было войти. Новый настоятель с большим старанием и терпением взялся за капитальную перестройку монастырских зданий, благоустроение монашеского общежития и восстановление благолепия в богослужении.

Все эти задачи были с большим успехом выполнены архимандритом Игнатием.

Обитель обстраивалась и благоукрашалась.

Богослужение, совершавшееся здесь, сделалось образцовым.

Монастырские напевы были предметом особых попечений архимандрита Игнатия.

Он заботился о сохранении старинных церковных мелодий.

Известный церковный композитор протоиерей Петр Турчанинов, проживавший с 1836 по 1841 год в Стрельне, рядом с Троице-Сергиевой пустынью, проводил по просьбе отца Игнатия занятия с монастырским хором и написал для него несколько лучших своих произведений.

М. И. Глинка также написал для этого хора несколько песнопений.

Он был глубоким почитателем архимандрита Игнатия; по его просьбе он занимался изучением древней русской музыки и своими советами способствовал повышению музыкальной культуры хора обители.

Живое участие в организации хора Сергиевой пустыни принимал и директор придворной капеллы А. Ф. Львов. Друг отца Игнатия М. Чихачев, обладавший замечательным музыкальным талантом, в свою очередь, немало потрудился для благолепия совершаемой в обители службы.

Келейник отца Игнатия И. Малышев (впоследствии архимандрит Игнатий), отличавшийся незаурядными художественными способностями, много содействовал украшению обители и собственными иконописными работами и умелым выбором икон и священных изображений.

Монастырское братство благодаря неусыпным трудам и попечениям своего настоятеля сделалось настоящей духовной семьей.

Дверь в настоятельские кельи была всегда открыта для всех, начиная от старшей монастырской братии и кончая самым юным послушником: каждый мог прийти к своему архимандриту, обратиться к нему с любым вопросом и получить на него отеческий совет, назидание и утешение. "Вы знаете, - писал отец Игнатий в одном из своих многочисленных писем, - как я живу в монастыре: не как отшельник, а как глава семейства". В это время значительно возрос круг знакомств (личных и письменных) отца Игнатия.

Духовное просвещение от отца Игнатия получали и монахи и миряне, люди самого высокого культурного уровня и простецы.

Для каждого он находил тот ключ, которым открываются двери сердца.

Отец Игнатий в совершенстве обладал искусством принимать исповедь помыслов, здесь сказывалась его всесторонняя духовная опытность.

Он сам умел владеть собой во всех случайностях жизни и учил этому же самообладанию и терпению своих духовных детей. Плоды его многолетнего внимательного наблюдения над собой составляли его огромное духовное богатство: он научился распознавать и различать все страстные движения человеческой природы и врачевать их благодатию.

Имея в виду прежде всего духовные потребности своих близких, а также религиозные интересы всех, ищущих ответа на запросы духа, отец Игнатий часто стал браться за перо, чтобы возможно более раскрыть свой духовный опыт. В это время им написаны многие из его лучших аскетических произведений.

В этих произведениях с особой отчетливостью выступают те отличительные черты, которыми характеризуется духовный облик их автора.

Особенностью его жизни и миросозерцания явилось полное самоотвержение ради точного исполнения евангельских заповедей в скрытом от любопытствующих взоров иноческом подвиге.

На этом жизненном опыте, на этом личном подвиге основано все то, чему учил в своих писаниях отец Игнатий.

Главная тема его сочинений - учение о внутреннем совершенствовании человека, приступающего к аскетическим подвигам, и о его взаимоотношениях с людьми и с существами духовного мира. К многопопечительной деятельности настоятеля архимандрита Игнатия добавилось еще одно ответственное и трудное послушание. 22 июня 1838 года он был назначен благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии.

На этом поприще ему пришлось, в частности, потратить много энергии для наведения порядков среди братии Валаамской обители.

Между тем отец Игнатий тосковал по уединению, по аскетическим подвигам.

Постоянно отвлекаемый от своего идеала множеством служебных обязанностей и приемом многочисленных посетителей, он вел самый суровый образ жизни. Но человеческая зависть и злоречие распространяли об архимандрите Игнатии разные нелепые слухи. Однажды в гости к архимандриту Игнатию приехал его давний друг отец Софония.

До последнего не раз доходили слухи о том, что отец Игнатий живет в "роскошном" монастыре, в придворном великолепии.

Увидев обстановку парадных настоятельских келлий в Троице-Сергиевой пустыни, отец Софония с грустью подумал, что слышанное им вдали от Петербурга подтверждается фактами на месте. И он спросил друга: "Что же, отец Игнатий? Где наши мечты о пустыни, о строгих подвигах и лишениях?" Отец Игнатий молча повел гостя в самую дальнюю комнату своих настоятельских келлий, и там отец Софония увидел одни пустые стены, икону с лампадой и рогожу на полу... Таков был ответ отца Игнатия на вопрос друга. Много пришлось пережить и вытерпеть отцу Игнатию в годы настоятельства в столичном монастыре.

В сыром приморском климате усилились его болезни.

Но тяжелее болезней было переносить обыденную клевету и людское злоречие, вызванные завистью человеческой.

Вот как вспоминал этот период сам епископ Игнатий в статье "Плач мой". "В 1833 году я был вызван в Сергиеву пустынь и сделан ее настоятелем.

Негостеприимно приняла меня обитель - Сергиева пустынь.

В первый же год по прибытии в нее я поражен был тяжкою болезнью, на другой год другою, на третий третьею; они унесли остатки скудного здоровья моего и сил и сделали меня изможденным, непрестанно страждущим.

Здесь поднялись и зашипели зависть, злоречие, клевета; здесь я подвергался тяжким, продолжительным, унизительным наказаниям без суда, без малейшего исследования, как бессловесное животное, как истукан бесчувственный; здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей... Опытно познал я таинственное значение молчания Христова перед Пилатом и архиереями иудейскими..." Изнуряемый тяжелыми недугами, архимандрит Игнатий просился на покой, но его просьбы остались неисполненными.

За все 24 года настоятельства в Троице-Сергиевой пустыни он только три раза получил отпуск для поправки здоровья.

Самым продолжительным и благотворным был отпуск, полученный им в 1847 году и продолжавшийся в течение года. Все это время он провел на берегу Волги в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии.

Здесь он и лечился и трудился над своими аскетическими произведениями, вел переписку с братией Троице-Сергиевой пустыни.

Возвращение из тихой Бабаевской обители в шумный Петербург представлялось отцу Игнатию "отвратительнейшею микстурою", но ему еще долго пришлось нести это тяжелое послушание.

Среди многих и тяжких испытаний и переживаний приходили к нему и новые утешения: все более ширился круг лиц, настроение которых гармонично сочеталось с высокой духовностью архимандрита Игнатия.

Они видели в нем истинного духовного отца, а он радовался сердцем и усматривал в этом общении с духовными детьми исполнение своего жизненного призвания.

Вот что писал он по этому поводу: "Служение братии словом Божиим! Какою восхитительною, насладительною картиною представляется очам души моей это служение!.. Бесконечно милосердный Бог подал мне в руки это служение.

Не только подал мне в руки, но и извещает многим душам искать от меня этого служения.

Теперь все время мое взято этим служением.

Как утешительно перекликаются со мною многие души! Иная с одра болезни, другая из изгнания, иная с берега Волхова, иная с берега Двины, иная с поля Бородинского, иная из хижины, иная из дворца... Душа, где бы она ни была поставлена, если не убита нечувствием, везде ощущает нужду в слове Божием, везде падение гнетет ее, давит. Произношу слово Божие в беседах личных, пишу его в беседах заочных, составляю некоторые книги, которые могли бы удовлетворить нуждам нынешнего христианства". Такое понимание отцом Игнатием его жизненного призвания соединялось с его постоянной мечтой об уединении.

Он стал задумываться о том, где же ему водвориться на жительство, когда, наконец, он получит желанное увольнение на покой. Но этим мечтам отца Игнатия еще не суждено было осуществиться.

В 1856 году архимандрит Игнатий предпринял путешествие в Оптину пустынь, предполагая совсем переселиться туда, но это намерение не осуществилось, ибо Господу было угодно, чтобы Его избранник послужил Святой Церкви еще и в епископском сане. В 1857 году по представлению Петербургского митрополита Григория архимандрит Игнатий был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского.

Хиротонию совершил митрополит Григорий с сонмом других иерархов.

Это назначение было столь неожиданным для архимандрита Игнатия, что он был потрясен им, но принял его за послушание, как принимал все предыдущие назначения.

В своей речи при наречении во епископа он говорил: "Страшен для меня сан епископа при мысли о немощи моей. Страшусь, чтоб вместо назидания не принести мне соблазна братиям моим и не уготовать себе большего осуждения на суде Христовом.

Счел бы я более сообразным с силами моими провести остаток дней моих, как и начало их, в безмолвии пустынь, в созерцании греха моего. И опять я страшусь! Страшусь воли моей, чтобы, последуя ей, не последовать вместо Бога самому себе и тем не навлечь на себя непредвиденного бедствия.

В недоумении моем отрицаюсь себя, предаю и временную и вечную участь мою в руце Бога моего. Связанный избранием вашим... с покорностью и трепетом преклоняю главу под бремя, могущее сокрушить недостойного". 4 января 1858 года прибыл епископ Игнатий на место своего нового назначения в г. Ставрополь и в канун Богоявления совершил здесь первое свое служение.

Епархия, во главе которой был поставлен епископ Игнатий, требовала от него крайнего напряжения сил. Учреждена она была сравнительно недавно (епископ Игнатий был третьим архиереем на этой кафедре).

В тот период еще не закончена была Кавказская война, продолжалось заселение этого обширного края. Население края было многонациональным и разноверным.

Духовенство по своему развитию часто мало соответствовало своему назначению.

Много затруднений возникало из-за того, что в казачьих станицах духовенство было изъято из ведения епархиального архиерея и подчинялось военному "обер-священнику". Бюрократический консисторский аппарат также был постоянной помехой для епископа.

Однако, несмотря на все трудности, владыка ревностно приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей.

Он заботился об устроении богослужения и о нормальных отношениях духовенства и мирян. Когда в состоянии его здоровья наступало временное, хотя и очень относительное улучшение, он совершал объезды своей обширной епархии.

Несмотря на множество дел, связанных с управлением епархией, преосвященный Игнатий и на Кавказе продолжал свои духовно-литературные труды и вел обширную переписку.

Но здоровье его все ухудшалось.

В июле 1861 года он почувствовал полное изнеможение и невозможность продолжать управление епархией и подал прошение об увольнении на покой с определением ему места жительства в Николо-Бабаевском монастыре.

Прошение его было удовлетворено 5 августа 1861 года, а в октябре того же года он приехал в избранную им пустынную обитель, которую получил в управление.

Этой же обители суждено было стать его последним земным пристанищем.

Епископ Игнатий быстро привел обитель в образцовый порядок и, наконец, получил возможность полностью отдаться своему любимому делу - заняться духовно-аскетическими писаниями, продолжая питать свою душу молитвой и богомыслием.

В этих трудах и провел он свои последние годы; дух его был постоянно бодр, но плоть, сокрушаемая болезнями, часто изнемогала.

Жизнь его в Николо-Бабаевском монастыре была жизнью затворника.

Он только один раз (в 1862 году) выезжал из обители.

Все свободное время его было наполнено молитвой и занятиями, связанными с подготовкой к изданию его творений.

В первые три года владыка принимал посетителей.

Но силы его все более оскудевали, и он решительно готовился к переходу в иной мир и говорил об этом окружающим.

Он молился, чтобы ему был открыт день кончины, и получил просимое. 16 апрелА.867 года, в первый день Пасхи, владыка с большим трудом отслужил последнюю литургию.

Уклоняясь от общения с людьми, он жил еще на земле, но душой уже был в другом мире. Наступил воскресный день 30 апреля - Неделя святых жен-мироносиц.

Владыка рано утром причастился Святых Тайн в своей келлии и по причине крайнего изнеможения прилег на постель с Канонником в руках. Войдя к владыке перед благовестом к поздней литургии, келейник Василий нашел его уснувшим смертным сном. Лицо его сияло светлой радостью.

Погребение владыки Игнатия было совершено по пасхальному чину 5 мая 1867 года в Николо-Бабаевском монастыре епископом Кинешемским Ионафаном, викарием Костромской епархии.

Епископа Игнатия можно назвать светлой личностью, отличительную черту которой составляет ее внутренняя сосредоточенность и самособранность.

В нем постоянно чувствуется преобладание жизни внутренней над внешней.

Игнатий Брянчанинов - это самособранный, сосредоточенный аскет-подвижник, искатель и ревнитель душевного спасения для себя и ближних.

В душе этого Божьего избранника никогда не гас яркий благодатный светильник веры во Христа.

Его вера, к какой он призывал всех своих духовных детей, была та, которая может родиться только в детски чистом сердце, которая все принимает с любовью и этим входит в любовь к ближним, а ею в любовь к Богу. Он был наделен светлым и глубоким умом, но этот могучий светлый ум был соединен не с гордым превозношением и дерзким самомнением, а с истинно-монашеским смирением, он считал и называл себя "непотребным грешником" и постоянно плакал о грехах своих. Он не стремился к благам земным, но неизменно желал только одного блага - душевного спасения. "Ничто тленное, преходящее не может удовлетворять человека, - говорил он. - Если оно кажется удовлетворяющим, - не верьте ему: оно только льстит.

Не долго будет льстить, обманет, ускользнет, исчезнет, - оставит человека во всех ужасах нищеты и бедствия.

Божие - положительно, вечно". К этому вечному, к познанию истины он стремился всю свою жизнь и шел не отступая ни на шаг от избранного пути. Святитель Игнатий был прославлен в лике святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Мощи святителя почивают в Свято-Введенском соборе Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии.

Труды: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1905. Отечник. - 3-е изд. - СПб., 1891. О покаянии // Русский паломник. - 1888, № 11, с. 125-126. Письма преосвященного к близким ему лицам. - СПб., 1881. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. - 1872. Правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния. - 7-е изд. - СПб., 1907. Слово о смерти и прибавление к нему. - 6-е изд. - СПб., 1906. Приготовление к таинствам исповеди и Святого причастия. - 3-е изд. - СПб., 1900. О терпении скорбей. (Учение святых отцев). - 4-е изд. - СПб., 1904. О кончине мира. (Три поучения). - 5-е изд. - СПб., 1907. Литература: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов: его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: в 2 т. - Киев, 1915. Путинцев М., протоиерей.

Черта из жизни епископа Игнатия Брянчанинова // Душеполезное чтение. - 1878. Михаил (Чуб), архиепископ.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) // Журнал Московской Патриархии. - 1967, № 5, с. 75-77; № 6, с. 58-73. Ковалевский А. Игуменья Емилия, основательница Верхне-Харьковского девичьего монастыря // Душеполезное чтение. - 1885. Лесков Н. С. Инженеры-бессребреники // Собрание сочинений: в 11 т. - М., Гослитиздат, 1956-1958, т. 8. Тихон (Ципляковский), игумен.

Искатель непрестанной молитвы или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве. - М., 1889, с. 48-50. Савва (Тихомиров), архиепископ.

Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. - Харьков, 1877, с. 62-64. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1-3; 5-8). - Пг., 1917, с. 314. Вербицкий В. Поездка на Валаам // Исторический вестник. - 1913, март, с. 988-1015, пр. 997. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии.

Историко-статистический очерк. - Кострома, 1895, с. 62-74. Савва (Тихомиров), архиепископ.

Хроника моей жизни: в 9 т. - Сергиев Посад, 1897-1911, т. 3, с. 358; т. 5, с. 451-741; т. 6, с. 58. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 348. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 273,1026. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 141,323. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 77. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 348. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1869-1885,10 т. Записки русского инока-афонца // Душеполезный собеседник. - 1901, с. 179. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря [Пимен (Благово)]. - М., 1872, с. 109. Историческое описание Московского Богоявленского монастыря. - М., 1902, с. 18. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. - 1896, с. 37-38. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. - М., 1877, с. 22-24, 406, 407. Церковный вестник. - 1891, № 34, с. 532. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, январь, с. 77-81; апрель, с. 310-326, том доп. 1, с. 249. Душеполезный собеседник. - 1895, апрель, с. 120. - 1914, с. 289-290. Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1903, № 31, с. 1162-1171. Русская старина. - 1879, апрель, с. 657. - 1880, ноябрь, с. 608. - 1885, июль, с. 168. - 1904, июнь, с. 559. Исторический вестник. - 1885, июль, с. 218-219; декабрь, с. 34. - 1906, август, с. 527-530. Русский паломник. - 1916, № 8, с. 127-128. Русский инок. - 1910, №№ 9-10, с. 131-138. - 1911, февраль, 63; вып. 8, апрель, с. 18-19; вып. 9, май, с. 16-17; № 10, май, с. 12-13. - 1912, вып. 50, с. 8-11. - 1913, вып. 88, с. 999-1004; вып. 90-92, с. 118, пр. 12,1187, пр. 14,1188, пр. 15. - 1915, № 8, с. 448, пр. Татьяна Васильевна Шлыкова // Русский архив. - 1889, кн. 1, с. 518. Из писем Игнатия Брянчанинова к С. Д. Нечаеву // Русский архив. - 1893, кн. 2, с. 153-158. Из писем А. П. Дубовицкого к Н. И. Буличу // Русский архив. - 1897, кн. 2, с. 443. Русский архив. - 1900, кн. 3, № 10, с. 235-236. Екатеринославские епархиальные ведомости. - 1872, № 10. Мариуполь и его окрестности.

Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии. - 1892. Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 3, с. 73. - 1958, № 1, с. 57-69. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 5, с. 797; т. 7, с. 641-642. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 926. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. - СПб., 1900- 1905, т. 9, с. 781. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 8, с. 45. Игнатий Брянчанинов (в миру Дмитрий Александрович) - еписк. Кавказский; р. 6 февр. 1807 г., † 30 апр. 1867 г. {Половцов}

27 октября 1857 - 5 августа 1861 Предшественник: Иоанникий (Образцов) Преемник: Феофилакт (Губин) Имя при рождении: Дмитрий Александрович Брянчанинов Рождение: 5 (17) февраля 1807(1807-02-17 )
Покровское, Вологодская губерния Смерть: 30 апреля (11 мая) 1867(1867-05-11 ) (60 лет) Отец: Брянчанинов, Александр Семёнович (7.5.1784-19.4.1875) Мать: Брянчанинова, София Афанасьевна (1786-25.7.1832) Принятие священного сана: 20 июля 1831 Принятие монашества: 28 июня 1831 Епископская хиротония: 27 октября 1857

Епи?скоп Игна?тий (в миру - Дми?трий Алекса?ндрович Брянчани?нов ; 5 (17) февраля 1807(18070217 ) , село Покровское, Грязовецкий уезд Вологодская губерния - 30 апреля (11 мая) 1867, Николо-Бабаевский монастырь, ныне в Ярославской области) - епископ Православной российской церкви. Богослов, ученый и проповедник.

Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном Соборе РПЦ 1988 года. Память - 30 апреля по юлианскому календарю.

Биография

Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области) ; принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых.
До него в семье родилось двое детей, умерших на первых днях младенчества. После Дмитрия родились: Александра (1808-18.05.1858), в замужестве - Жандр; Петр (1809-25.06.1891), самый близкий по духу старшему брату; Софья (1810-21.12.1833), в замужестве - Боборыкина, умерла во время родов; Михаил (23.08.1811-17.01.1887), в конце жизни - монах Оптиной пустыни, Павел; Елизавета (род. 1813 г.), в замужестве - Паренсова; Александр (01.05.1814-07.04.1835), перед смертью пострижен в монахи старшим братом; Семён (03.12.1815-07.12.1863) и Мария (род. 1817 г.), в замужестве - Купреянова .

Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1822 году, по настоянию отца, Димитрий поступил в Военное инженерное училище, которое закончил в 1826 году. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он ещё до окончательного экзамена подаёт прошение об отставке, желая принять монашество. В годы учения он познакомился с монахами Валааского подворья и Александро-Невской Лавры. Определяющей в принятом решении была встреча с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем:
„Сердце вырвал у меня о.Леонид; теперь решено: прошусь в отставку от службы и последую старцу, ему предамся всею душею и буду искать единственно спасения души в уединении“, - так он высказал своё впечатление от беседы другу М.Чихачёву :47 .
Но прошение не было удовлетворено, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку.

Немедленно он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь - под духовоное руковдство о.Леонида. Спустя год он последовал за своим руководителем, вместе с другими его учениками, в Площанскую пустынь. Своё духовное состояние в это время Дмитрий Брянчанинов позже отразил в миниатюрах «Древо зимою пред окнами келлии» и «Сад во время зимы». В это время некоторые поступки его учителя стали казаться ему не согласными с учением святых отцов, не все недоумения мог разрешить о.Леонид :60 .

Когда в апреле 1829 года о.Леонид с учениками отправился в Оптину пустынь, Брянчанинов с Чихачёвым направили свой путь через Свенский монастырь к Белобережской пустыни, где встретился с делателем умной молитвы иеросхимонахом Афанасием, учеником прп. Паисия Величковского. Отсюда они отправились в Оптину пустынь, где пробыли недолго: в конце 1829 года Брянчанинов с другом оказался под кровом родительского дома, в Покровском.

Конец 1830 - начало 1831 года Дмитрий Александрович Брянчанинов провёл Семигородней Успенской пустыне, где написал «Плач инока», о котором его современник писал:

„Едва ли кто поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей“ :90 .

28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном Д. А. Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 5 июля был рукоположён в иеродиакона, а 20 июля - в иеромонаха. В самом конце 1831 года был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.

28 мая 1833 года был возведён в сан игумена. В ноябре 1833 года митполит Филарет предложил игумену Игнатию настоятельство в Николо-Угрешском монастыре, но император Николай I решил иначе его судьбу, поручив управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом. 1 января 1834 года, в Казанском соборе, игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита. В должности настоятеля пустыни он оставался до 1857 года и за это время ему удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении.

Весной 1847 года, после тяжелой болезни, архимандрит Игнатий подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Ему был разрешен лишь отпуск на 11 месяцев, который он и провел в этом монастыре. Здесь он написал несколько очерков. В 1848 году он возвратился в Троице-Сергиеву пустынь.

В 1847 году впервые появились в печати его литературные произведения: в журнале «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи: «Валаамский монастырь» (1847. Т. 82. С. 66-90) с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» (Т. 85. С. 121-122) с подписью «И».

21 апреля 1851 года архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Владимира 3-й степени :199 .

27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского ; 4 января 1858 года он прибыл в Ставрополь. Обустройство епархии потребовало больших трудов, у архиерея не было своего дома, половина населения епархии (линейные казаки) была выведена из ведения епископа, Синод не выделял достаточных средств, значительное число раскольников проявляло враждебность по отношению к епископу. Активным помощником стал его брат П. А. Брянчанинов (1809-1891), занимавший должность ставропольского вице-губернатора. За недолгий четырёхлетний срок управления епархией Святителю удалось наладить её жизнь.

Занятия по управлению епархией не отвлекли его от иноческого делания: он продолжал внимательно изучать монашество как науку жизни, ведущую к христианскому совершенству. Здесь он написал книгу «Приношение современному монашеству», составившую 4-й том его творений, изданных в 1867 году. Здесь написаны: «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери» (написано в связи с новым догматом Католической церкви о рождестве Богородицы).

За заслуги перед Отечеством архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Анны 1-й степени.

Болезнь заставила просить архимандрита Игнатия об увольнении на покой. В 1861 году прошение было удовлетворено и он 13 октября 1861 года приехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь. В это время были созданы и изданы многие известные сочинения: «Слово о смерти» (1862), «Отечник» (издан после смерти святителя - в 1870 году), продолжал переписку с духовными детьми. Здесь, в усиленное занятие пересмотром, исправлением, приведением в одно целое всех статей, написанных ранее, епископа Игнатия ввёл книгопродавец и издатель И. И. Глазунов. Первые 2 тома сочинений под названием «Аскетических опытов» были изданы в 1865 год :515 .

16 апреля 1867 года, в Светлый день Пасхи, он отслужил свою последнюю литургию; 21 апреля были получены, только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений; 30 апреля 1867 года, в воскресный день, в праздник Жен Мироносиц, он скончался.

К 2018 году прошло 30 лет, как архимандрит Русской православной церкви, преосвященнейший Игнатий Брянчанинов, причислен к лику святых, благодаря подвигам его строгой иноческой жизни и аскетическому образу жизни.

Житие святого

Святой Игнатий Брянчанинов - святитель девятнадцатого века, названный красой иночества. Его биография составлена благодаря воспоминаниям и письмам родных и учеников, они до конца жизни подвижника сохранили верность святителю, живя с ним в уединении, которое даровал Николо-Бабаевский монастырь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Много материала представил схимонах Сергиевой пустыни Михаил Чихачев, с которым Брянчанинов начал путь иночества, вместе они прошли трудную дорогу до обретения епископства через самоотверженность ради познания и исповедания Божьих заповедей.

Детские годы и семья

5 февраля в 1807 году в семье дворян Брянчаниновых, родился сын, крещенный Дмитрием. Местом его рождения стало село Покровского, Грязовецкий уезд, губерния Вологодская.

Летопись знатной фамилии началась со времен знаменитого князя Москвы Дмитрия Донского, у которого оруженосцем служил родоначальник дворянской фамилии Брянчаниновых Михаил Бренко. Согласно летописям тех лет именно этому оруженосцу приписывается подвиг гибели, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Смелый воин переоделся в одежды Донского и повел войска на татар, держа в руках знамя князя. В этом Бою Михаил Бренко погиб.

Отцом будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского Александром Семеновичем Брянчаниновым строго соблюдались обычаи старины. Дворянская семья была верной Православной церкви, на средства Александра Семеновича был возведен Покровский сельский храм. Мать Дмитрия, София, была воспитана в интеллигентной семье, давшей девушке образование соответственно ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка София Афанасьевна отдала семье всю жизнь.

Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и наставниками, которые отмечали удивительные способности Димитрия, с самого раннего возраста он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал, великолепно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество, но в послушании уступил воле отца. В возрасте 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший о монашестве, становится кадетом Военно-инженерного училища в Петербурге.

Годы учебы

Несмотря на то что инженерная профессия не привлекала молодого человека, он прошел курс обучения, проявив и при этом свои таланты, став лучшим студентом.

О его таланте и достижениях заговорили в окружении царя.


Интересно! Встреча старца Леонида, беседы с ним при посещении Александро-Невской Лавры меняют жизненные планы молодого Брянчанинова, он решает уйти в монастырь, но снова вмешивается отец.

2 года лучший студент училища находится под надзором. В возрасте 19 лет Димитрий, окончив военное училище, сразу стал просить об отставке, которую не приняли.

По проведению Божьему или по стечению обстоятельств молодой инженер заболевает туберкулезом. Вердикт врачей ставит крест на мечтах о монашестве, Димитрий отправляется служить в крепость Динабург, стоящей на реке Двина, отказавшись уехать на юг России, где теплый благоприятный климат. Отслужив положенное время инженером, Димитрий уходит в монастырь.

От инока до архимандрита

В 1827 году в Александро-Свирский монастырь прибыл юноша, который параллельно с приобретением духовных знаний, выполнял монашеские обязанности:

  • работал пекарем;
  • ловил рыбу;
  • возил людей.

Житийная икона святителя Игнатия

Душепопечителем, духовным наставником Бог поставил для Димитрия, жаждущего познания Его славы, старца Льва, который в 1828 году отправился в Площанскую пустынь. Молодой инок последовал за наставником, а затем переехал в пустынь Оптину. Через 2 года Димитрий служит в Семигородной Пустыни, в 1831 году переходит в Глушицкую Сосновецкую обитель.

Монах Игнатий

Бог видит верность Димитрия, в возрасте 24 лет юноша принял монашество под именем Игнатий. Чудеса продвижения по лестнице служителя Божьего просто поражают.

  • Через месяц молодой монах рукополагается диаконом, через 15 дней иереем с правом служить в доме архиерея.
  • Через 2 года, в 1833 году уже игумен Брянчанинов возглавляет обитель Григорьева-Пельшемского Лопотова.

Видя в стремительном росте сына волю Божью, родители прощают ему непослушание, даруют свое благословение. По состоянию здоровья игумен Брянчанинов переводится настоятелем монастыря в Углеш, но сразу отзывается, ибо рекомендован самим царем Николаем Первым на настоятеля Троицко-Сергиевской пустыни в Санкт-Петербурге.

Настоятель Троицко-Сергиевской пустыни

По воле Творца верный Божий подвижник, архимандрит Игнатий с 1834 по 1857 год возглавляет пустынь, которая за этот период приобрела много новых насельников и уважение местного населения, приносящее значительные пожертвования на содержание храмов.

С 1838 года вся Россия знала благочинного Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Свято-Сергиевской обители. Митрополит Московский Филарет прислушивался к советам архимандрита Игнатия, восхищаясь его образом служения и жизнедеятельности.

Писателем Н. Лесковым был написана повесть «Инженеры бессребреники», посвященная жизнеописанию святителя.

Важно! Благодаря величественной внешности, благородству, одухотворенности и рассудительности Святитель приобрел паству, состоящую из множества людей, которые духовно кормились через проповеди праведника.

В простоте и красоте Святого Писания Игнатий Брянчанинов направлял людей на путь нравственного совершенства, показывая истинность и величие православной Церкви.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — место служения святителя Игнатия

Обладая великим даром руководителя, новоназначенный настоятель начал восстановление пришедшей в запустение пустыни с восстановления храма и монашеских келий. 15 насельников Троице-Сергиевской обители давно забыли о строгости монашеской жизни, 27-летнему архимандриту пришлось начинать все с самого начала.

Вскоре не только благоустроенная территория монастыря, но и образцовые богослужения, наполненные старинными церковными мелодиями, стали привлекать прихожан с самых дальних округ.

Интересно! Под руководством церковного композитора отца Петра Турчанинова монастырский хор, для которого свои лучшие произведения написал Михаил Глинка, стал еще одной достопримечательность пустыни.

Архимандрит был открыт для всех прихожан. Во время службы в Троицко-Сергиевской обители у него под душепопечительством более восьмисот человек. Обладая многосторонней опытностью, особым даром видеть мир через призму духовности, Бог наделил его даром пророчества и исцеления физических и душевных болезней.

Кавказская кафедра

В 1857 году Игнатий начинает архипастырское служение, как епископ Кавказский и Черноморский.

В начале года 1858 года жители Ставрополя во главе с губернатором П. Брянчаниновым, родным братом Димитрия, устроили торжественную встречу новому епископу. Будучи третьим владыкой Кавказским и Черноморским, в условиях войны, ведущейся на Кавказе, среди многонационального и разноверного населения, архиепископ Игнатий начал свое непростое служение.

Икона Игнатия Брянчанинова, епископа Кавзского

Особый акцент своего служения святитель поставил на апостольстве и мире, через богослужения повышал образовательный уровень христиан.

Важно! Свт. Игнатий способствовал основанию в 1846 году Ставропольской духовной семинарии, которая процветала при его архипасторстве.

Несмотря на Кавказскую войну, владыка постоянно объезжал пределы епархии, постоянно подвергаясь опасности. Понимая, что каждый день может стать последним, архипастырь не расставался с дароносицей в случае последнего причастия.

В 1859 году открывается Иоанно-Мариинский монастырь, заложенный первым владыкой Кавказа Иеремиею, где в 1861 году был основан Храм Покрова Богородицы. Владыка Игнатий был настоящим отцом для ближних, он занимался повышением денежного содержания священников, введением торжественных церковных служб, устройством архиерейского хора и помещений.

Окончание земного пути

В том же году, в результате ухудшения здоровья, владыка подал прошение об отставке, отошел на покой, получив назначенную пенсию. Живя в Николо-Бабаевской обители, святой Игнатий участвовал в богослужениях, принимал нуждающихся в слове и исцелении, оставаясь преосвященнейшим.

Последняя Литургия была проведена архипастырем Игнатием Брянчаниновым 16 апреля 1867 года, 30 апреля он покинул грешную землю. На прощание с любимым владыкой прибыло более 5 тысяч людей.

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова в Толгском монастыре

Неоценимое наследие для потомков

Всей своей аскетической жизнью святой демонстрировал подвиг самоотверженности, борьбы со страстями человеческими:

  • скорби;
  • болезни;
  • испытания;
  • соблазны.

По обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, даровавшую ему дары Святого Духа.

Многострадальное и многоскорбное шествие святого к духовному познанию и пониманию водительства Творца вызывает уважение потомком через века . Святитель положил основание для нового направления, наполненного аскетически-богословского учения, нашедшего отражение в литературе и христианской жизни. В своем учении подвижник делает акцент на внутреннее совершенство человека через отношение его к другим людям.

Важно! Епископ Ставропольский и Кавказский святитель Игнатий Брянчанинов в летописи Русской Церкви назван строгим ревнителем, выдающимся ученым, миротворцем, творцом бессчетных посланий, которые обрели бессмертие.

Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты. Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

  • аскетического воспитания;
  • православной догматики;
  • видения духов;
  • ереси и раскола.

Поныне епископ Игнатий является примером личности, к которой не угасает интерес христиан. В его писаниях черпается сила огня преданности и братской любви, умение оставаться верными Богу в любой ситуации.

Важно! В июне 1988 года решением Собора Русской православной церкви во время заседания в Троицко-Сергиевском монастыре, владыка Игнатий причислен к лику святых.

Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области.

Житие святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

Игнатий (Брянчани́нов) епископ Кавказский и Черноморский, святитель (1807–1867)

Биография

Детство, юношество, молодость

Святитель Игнатий Брянчанинов родился в селе Покровском Вологодской губернии, 5 февраля 1807 года. Он происходил из старинного дворянского рода Брянчаниновых, восходившего к Михаилу Бренко, боярину, соратнику и оруженосцу великого князя Димитрия Донского. В крещении будущему святителю Игнатию было дано имя Димитрий.

Отец Димитрия, Александр Семенович, человек верующий, был когда-то близок ко двору, а с течением времени, к моменту появления на свет будущего святителя Игнатия сделался небогатым помещиком. Мать Димитрия, Софья Афанасьевна, была образованной женщиной с добрым нравом. Замуж она вышла достаточно рано и с тех пор старалась уделять свои силы заботе о семье.

С детства Димитрий воспитывался в благочестивых традициях, получал хорошее, соответствующее возрасту образование. Своими дарованиями он выделялся среди других своих братьев и сестёр. Помимо прочего Димитрий проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению, игре на скрипке. Вероятно, он мог бы построить хорошую карьеру, но его привлекало другое: уже с юности в нём зародилось желание связать свою жизнь с монашеским подвигом. Димитрий много молился, часто бывал в храме. Однако когда он поведал о своём желании отцу, тот не выразил сочувствия, да и не отнёсся к этому желанию серьёзно.

Когда Димитрию исполнилось пятнадцать лет, отец отвёз его в Петербург, чтоб устроить в Главное инженерное училище. Будучи патриотом, героем войны 1812 года, Александр Семенович желал видеть сына военным инженером. И сын не перечил отцу. Димитрий настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех прочих конкурсантов. Его сразу же определили во второй класс. Шёл 1822 год.

Учился он прилежно и на протяжении обучения не раз восхищал товарищей и преподавателей своею подготовкой. Успехи Димитрия сделали его известным даже и великому князю Николаю Павловичу, генерал-инспектору Инженерных войск. В декабре 1824 года Димитрия произвели в чин инженера-прапорщика.

За годы обучения он был вхож в аристократические дома. Сказывалось его происхождение, родственные связи, хорошая образованность и воспитанность. Кроме того он был замечательным декламатором. К примеру, он познакомился с И. А. Крыловым, В. А. Жуковским, А. С Пушкиным, К. Н. Батюшковым, М. И. Глинкой. Несмотря на лежащие перед Димитрием возможности хорошей карьеры, сам он не прельщался такой перспективой.

В этот период Димитрий настойчиво искал для себя ответы на насущные вопросы о жизни. Но ни физика, ни философия таких ответов дать не могла. Он стал обращаться к творениям святых отцов Церкви, сблизился с монахами Валаамского подворья, иноками Александро-Невской Лавры. Его сердце стремилось туда, где и внешняя слава, и материальное благополучие почитается за ничто. В Лавре он познакомился со старцем Леонидом и при его поддержке утвердился в мысли уйти в монастырь. Отец, узнав о том, какие перемены происходят с сознанием его сына, вознегодовав, обратился к руководству училища, и за Димитрием установили надзор.

Закончив, в 1826 году, инженерное училище, он, к изумлению многих, подал прошение об отставке. Это прошение было отвергнуто.

Весной Димитрий заболел туберкулезом. Император прислал к нему врачей, которые вынесли неутешительный вердикт: при таком состоянии здоровья монашество ему противопоказано. Между тем Димитрий всё же поправился. Вместо отставки ему была предложена возможность перевода в любой из гвардейских полков, расположенных в южных частях России, отличавшихся благоприятными климатическими условиями, но он твёрдо стоял на своём. В результате, Димитрия направили в инженерное подразделение крепости Динабург на берегу западной Двины.

На пути к монашеству. Начало монашеского пути

В ноябре 1827 года он, вопреки желанию родителей, вышел в отставку по состоянию здоровья, а вскоре поступил в Александро-Свирскую обитель. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей. Его духовным руководителем в этот период был старец Лев.

В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора.

В 1830 году Димитрий, помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь.

В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена.

Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения.

В виду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря.

Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы.

С 1838 года архимандрит Игнатий был назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Архипастырское служение

В октябре 1857 года состоялась хиротония отца Игнатия во епископа, а в январе 1858 года он прибыл в Ставрополь, чтобы взять в управление Кавказскую и Черноморскую епархию. Когда он приехал на Кавказ, епархия находилась в страшном запустении. Здесь святитель Игнатий столкнулся с многочисленными трудностями, начиная от недостаточности финансирования и заканчивая враждебностью раскольников, коих в то время было немало.

За время его руководства в епархии установился должный порядок богослужения, наладилось просвещение. Многие известные люди помогали епископу в его деятельности, но встречались и те, кто относился к нему недружелюбно. В 1861 году он подал прошение об уходе на покой. В августе 1861 года он был уволен с назначением пенсии.

В октябре того же года святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, помимо способствования хозяйственной и богослужебной деятельности обители, он предавался уединению, работал над своими сочинениями, принимал посетителей, нуждавшихся в его архипастырском попечении.

16 апреля 1867 года святитель совершил последнюю в своей земной жизни Божественную Литургию. 30 апреля 1867 года он тихо отошёл к Богу. После смерти в кармане его подрясника обнаружили несколько копеек. Вот и всё материальное богатство.

Творческое наследие

Святитель Игнатий оставил в назидание верующим множество произведений разной направленности. Среди его опубликованных сочинений встречаются проповеди и серьёзные трактаты. Кроме того до нас дошли многие из его посланий частным лицам (см.: ). Он писал и об аскетической жизни (см.: ; ), и о различных вопросах Православной Догматики (см.: ; ; ), и против ересей и расколов, и на прочие, злободневные темы.

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) - один из самых значительных, ярких, порой даже противоречивых мыслителей и богословов XIX века. Он был «духовным аристократом», консерватором, человеком, который всю жизнь оставался в полном одиночестве, трагически выпадая из реалий своего времени.

О его богословской и общественной мысли, об эпохе, в которой развернулась судьба святого, «Фома» поговорил с доктором богословия, деканом богословского факультета ПСТГУ, священником Павлом Хондзинским.

Середина XIX века - период наиболее активного служения святителя Игнатия - это время формирования интеллигенции, с ее вопросами, проблемами, поисками. Как соотносила себя «ищущая общественность» с Церковью, существовал ли диалог между интеллигенцией и духовенством?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться назад - в начало XVIII века, во времена петровских реформ. То, что произошло в стране после их реализации на деле (а «на бумаге» Петр хотел увидеть страну по-европейски просвещенной) можно назвать социальным разломом. Император рассчитывал на то, что культурные преобразования затронут все слои общества. Но, как и во многих других преобразованиях, ему не удалось довести задуманное до конца.

Европейская культура и быт проникли только в высшие слои общества. При этом само ментальное содержание этой культуры было уже не сакральным, не церковным, так как процесс секуляризации (отделения общественной и частной жизни от Церкви) в Европе на тот момент завершился. Сложилась модель светской культуры, жизни, в которой отношения человека с Богом - его личное дело. В таком виде она и проникла в Россию. И если элита через некоторое время ее усвоила, то русский народ в своей массе остался в старом, допетровском жизненном укладе. Сложилась ситуация, которую можно было бы назвать «двоебытием».

Одновременно, помимо этого социально-культурного расслоения, произошло еще и расслоение сословное. В результате духовенство замкнулось в особое закрытое сословие со своими незыблемыми устоями, традициями, принципами. Если раньше епископы были зачастую выходцами из знатных семей (например, святители Московские Алексий, Филипп происходили из боярских родов), то русские архиереи синодальной эпохи – уже выходцы именно из сословия духовного.

Греко-католическая духовная семинария. XVIII век

Каким был социальный лифт внутри этой сословной группы? Духовное образование. Человек поступал в семинарию, затем в академию. После успешного окончания выпускнику предлагали остаться при семинарии или инспектором, или преподавателем. В дальнейшем он мог подниматься по должностной лестнице вплоть до ректора. Параллельно он принимал монашество и таким образом становился готовым кандидатом в архиереи. А уже став епископом, такой человек по петровской «Табели о рангах» приравнивался по статусу к генералу, а значит, имел доступ к высшим слоям общества.

Здесь, правда, возникала еще одна проблема. Дело в том, что европейские университеты всегда имели в своей структуре богословские факультеты - в отличие от русских, которые начали появляться в XVIII веке и никогда богословских факультетов не имели. И это спровоцировало в России еще одно разделение между образованным обществом и духовенством, так как духовное (то есть богословское) образование можно было получить, только принадлежа к духовному сословию. Сам святитель Игнатий Брянчанинов, между прочим, очень много претерпел в связи с этим, о чем я скажу позднее.

Крещение. Гравюра 1811 г.

Получалось так, что высшие круги общества, которые получили светское образование и жили европейским культурным бытом, говорили на разных языках с духовенством, имевшим особое духовное образование и сохранившим допетровские, сакральные устои жизни. Кроме того, возникла и парадоксальная ситуация в отношениях между прихожанами из общества и духовенством. Фактически образованная паства смотрела на своего пастыря, на священника сверху вниз.

То есть те, кого мы могли бы назвать интеллигенцией, в целом смотрели на священников и на Церковь свысока?

В целом, да. В связи с этим, известна одна характерная история. Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812) преподавал Закон Божий будущему императору Павлу I. И когда Павел стал императором, он решил отблагодарить своего учителя государственной наградой - орденом, что в принципе было не принято. Духовенство не получало таких светских наград. Сам митрополит Платон ужасно расстроился, что его сейчас, на старости лет, так «опозорят». Он просил Павла отказаться от своего решения. И тогда император решил обратиться за советом к Ивану Владимировичу Лопухину - известному духовному писателю, сенатору, масону. Павел спросил его, можно ли давать ордена архиереям. Сенатор ответил, что вообще-то, конечно, не положено, не к лицу архиереям Церкви Божией такие награды, но нынешняя Церковь уже как бы и не совсем Церковь, и нынешние архиереи скорее администраторы, чем духовные лица, поэтому ничего страшного в этом нет. Мне кажется, что этот случай ярко иллюстрирует то, как образованное общество в целом воспринимало духовенство.

Митрополит Платон (Левшин)

Были, конечно, и исключения. Например, святитель Филарет (Дроздов; 1783–1867), которого любил простой народ, и которого уважали и в среде образованных людей (Петр Яковлевич Чаадаев, например, очень ценил общение с ним), и в высшем свете. Известно, что практически все иностранные послы, которые приезжали в Москву, считали своим долгом представиться московскому митрополиту - это был жест уважения к конкретной личности.

Святитель Филарет (Дроздов). Художник В. Гау, 1854

В целом же отношение к церковному духовенству было презрительным. На это позднее наложился еще один процесс. В начале XIX века начало формироваться богословие мирян. В светской среде появились люди, которых интересовали богословскими проблемами. Не имея семинарской базы, они начали богословствовать на свой страх и риск. Кроме того, у них сформировалось резко негативное отношение к академическому богословскому образованию. И более всего их возмущал тезис о том, что существует так называемая «Церковь учащая». Получалось, что то самое духовное сословие, к которому относились так свысока, находилось по отношению к образованным людям - в положении наставника и учителя. Именно поэтому некоторые верующие миряне стали выстраивать свое, если угодно «альтернативное» по отношении к духовно-академическому, богословие. Один из ярких примеров - Алексей Степанович Хомяков, который в своих богословских трудах твердо настаивал, что в Церкви первенствующее место принадлежит не духовной иерархии, а общине. Кроме того, русские писатели и поэты в это же время начинают развивать мысль о своем пророческом предназначении - собственно, быть может, отсюда и берет свое начало мысль об особой роли русской интеллигенции. Здесь немало потрудился Николай Васильевич Гоголь, проложивший в этом отношении дорогу остальным.

Религиозно-философские собрания. Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов. Фото начало XX века

Одним словом, перед нами целый клубок разнообразных проблем, процессов, которые в итоге привели к радикальному недопониманию между Церковью и образованным обществом. Между ними образовалась ментальная и ценностная пропасть, преодолеть которую так и не удалось, и когда в начале XX века состоялись так называемые «Религиозно-философские собрания», призванные наладить диалог между Церковью и интеллигенцией, в итоге затея провалилась и каждый остался при своем.

Что в таком случае особенно выделяло святителя Игнатия Брянчанинова на фоне других религиозных, богословских мыслителей XIX века? Почему на него было направлено такое пристальное внимание?

Многие особенности судьбы святителя как раз были обусловлены тем, о чем мы с вами говорили выше. Святитель Игнатий был одним из немногих в то время исключений. Он принадлежал к высшим общественным классам. Его отец был пажом (человек на придворной гвардейской службе) при императоре Павле I. По настоянию отца будущий святитель поступил в Военное инженерное училище в Санкт-Петербурге - одно из самых элитных на тот момент. Дмитрий (его мирское имя) был знаком с тогдашним высшим светом: с Александром Пушкиным, с Василием Жуковским, с великими князьями, с будущим императором Николаем I. Но несмотря на то, что Дмитрий с самого детства был полностью включён в светскую жизнь, его тянуло к монашеству. И когда, уже будучи студентом, он окончательно решил уйти в монастырь, случился характерный для его жизни эпизод. Отговаривать юношу от этого шага поручили великому князю Михаилу Павловичу. Встретившись с молодым человеком, тот сказал ему, что «гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире», - мысль сама по себе была не крамольной. Но будущий святитель ответил со свойственной ему категоричностью, что «остаться в мире и желать спастись - это, Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть».

Петербургское Инженерное училище («Михайловский замок»). Художник И. И. Шарлемань, XIX в

С этого начался очень непростой путь. Человек из светского круга, аристократ, всеми силами пытался проникнуть в духовное сословие, в церковную среду. Само монашество в XIX веке по большей части было простонародным, и святитель Игнатий (тогда еще послушник Димитрий) оказался здесь совершенно чужим. Это осознание своей «неприкаянности» он носил в себе всю жизнь. Да, с одной стороны, образованное общество в целом оторвалась от христианский традиций народной жизни, но с другой - для тех, кто хотел вернуться обратно, вход тоже не всегда оказывался открытым. Поэтому святитель Игнатий так долго не мог прижиться ни в одном монастыре. Поэтому он хоть поначалу и был духовным учеником преподобного Льва Оптинского, в конце жизни признавался, что его в монашеской жизни вели неправильно - через изнурительный физический труд, внешнее смирение и абсолютное подчинение духовнику. Это было нормально и привычно для человека из простого народа, но оказалось неприемлемым для него, человека, сформировавшегося в совершенно других условиях. Неслучайно мы читаем у него: «Богодухновенных наставников у нас нет сегодня». И святитель пишет это при жизни знаменитых оптинских старцев…

Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век

Хотя о святых людях говорить так не принято, но все же, мне кажется, что у святителя в каком-то смысле была трагическая жизнь. Он не вписывался в реалии своего времени. Он словно бы оказался на обочине жизни той эпохи: покинув светское общество, приняв монашество, святитель оказался чужим и в церковной среде, и в высших, образованных слоях. Потому и Святейший синод не хотел его рукополагать на том основании, что у него не было «правильного» духовного образования. И только по личному настоянию императора Александра II, архимандрит Игнатий был поставлен во епископы.

Преподобный Лев Оптинский. Гравюра неизвестного автора, XIX в.

Вот эта невписанность в общественную жизнь эпохи в сочетании с незаурядными интеллектуальными и художественными способностями и духовными дарами святителя Игнатия выделяла его из церковной и общественной среды XIX века.

Но ведь нам известно, что, например, Михаил Глинка и Карл Брюллов поддерживали тесное и теплое общение со святителем?

Эта была просто личная дружба. Кстати сказать, вопросы художественного творчества занимали святителя, и он старался нарисовать в своих статьях и заметках идеал подлинно христианской культуры, возможной, с его точки зрения, только при внутреннем аскетическом самоотвержении художника. А сам признавался в одном из писем, что старается брать пример с Пушкина в чистоте и ясности языка.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Можно ли говорить о единой, магистральной мысли святителя Игнатия, которая подчеркивала его самобытность, невписанность в ту или иную богословскую традицию?

Существовал один аспект, который принципиально отделял святителя Игнатия от духовно-академической школы того времени. Школа настаивала, что основным и уникальным по своему значению богословским источником, к которому необходимо апеллировать при решении тех или иных теологических проблем, является Священное Писание. Святоотеческое же наследие должно испытываться на свое согласие или не согласие с Писанием, то есть на отцов надо смотреть через Писание.

Святитель Игнатий же предлагал иную богословскую модель. Он говорил, что, поскольку мало знать Евангелие, но нужно его еще и понимать , то и следует обращаться к тем, чья жизнь была воплощенным Евангелием. По мысли святителя, это прежде всего отцы-аскеты, авторы, чьи сочинения вошли в . Иными словами - на Писание надо смотреть через отцов.

Добротолюбие. Издание XIX века

В богословии святителя была и еще одна заметная черта, по-своему совершенно уникальная. Для того чтобы ее понять, необходимо сделать небольшое отступление. В XVII веке в Европе формируется новый по своему содержанию философский язык. Появляется и язык положительной науки (которая объясняла мир с позиции его познаваемости), на котором расшифровывались новые открытия в области физики, химии, астрономии и так далее. Язык же античной философии, на котором были написаны богословские сочинения древних отцов Церкви, ушел в прошлое. Необходимо было как-то реагировать на это. Нужно было понять, как создать «интерфейс» (поле взаимодействия) между древним языком богословия и новыми философскими и научными языками.

Святитель Игнатий был, пожалуй, единственным в то время мыслителем, который к своим богословским рассуждениям активно подключал язык положительной науки. Святитель стремился облечь таким образом богословское высказывание в форму, которая была бы понятна и близка образованному человеку его времени.

Урок Закона Божия в церковно-приходской школе при Троице-Сергиевой Лавре. Фото конца XIX в.

Например, в полемике со святителем Феофаном Затворником о природе души святитель настаивал на том, что она (душа) тоже является материальной, хоть и очень тонкой, недоступной нашим органам чувств. Святитель Игнатий писал, что понятие «дух» или «духовный» во всей полноте относится только к Богу. Все, что сотворено (будь то природа, ангелы, человеческая душа или тело) - принципиально материально, а Бог, Который является нетварным, по Своей природе - Дух. И для доказательства этого тезиса он привлекал математику и химию, указывая, например, на то, что в мире существуют такие вещества, которые чувственно не воспринимаются, хотя при этом они материальны, или что бесконечный ряд чисел никогда не станет актуальной бесконечностью.

Мне кажется, что сам опыт такого подхода, пусть даже он был не всегда богословски безупречен, может быть интересен и в наше время, учитывая, какие изменения произошли в языке философии и науки за прошлый век.

Подвергался ли святитель Игнатий в условиях синодальной эпохи (с ее государственными регламентациями, стандартизацией), критике или нападкам за те или иные свои, может быть, не совсем «общепринятые» богословские позиции?

Речь скорее идет не о богословских позициях святителя Игнатия (хотя его позицию в споре о природе души критиковали достаточно резко), а о том, что он в целом не вписывался в реалии своего времени. Я уже говорил: он был одиноким человеком, который при этом вполне недвусмысленно высказывался о своем положении и тогдашнем обществе. Так, например, когда Николай I лично назначил святителя игуменом Троице-Сергиевой пустыни, чтобы тот сделал из нее «образцовую обитель», святой впоследствии резко отзывался о тех двадцати годах, что он провел здесь. Сам монастырь находился, можно сказать, на «проходном дворе» - прямо на шоссе между Санкт-Петербургом и Петергофом, сами представьте, каково было в таком месте жить монахам.

Перов В. Г. Проповедь в селе. 1861

Когда архимандрит Игнатий был хиротонисан в епископы, его поставили на Кавказскую кафедру. И здесь у него вскоре возник конфликт с протоиереями из местной консистории (причем по сути он был прав), потом он выступил против проекта миссионерского общества, который представил кавказский наместник князь Барятинский, предполагавший встать во главе его. Кончилось тем, что святитель ушел на покой. В это время у него уже было слабое здоровье. Но при этом важно отметить, что, судя по письмам, святитель Игнатий преодолевал все эти невзгоды глубокой молитвенной жизнью. В ней он находил свое главное утешение и радость. В этом отношении замечательно его письмо к художнику Карлу Брюллову - человеку, казалось бы далекому от монашеской жизни, которому он доверяет свои самые сокровенные религиозные переживания.

Была ли у Игнатия Брянчанинова своя общественная, гражданская позиция? Каким он видел будущее Российской империи?

Он не много ждал от социальных перемен, считая, что нет власти без насилия и нет подчинения без страдания, и что так будет всегда. С этой точки зрения он оценил и отмену крепостного права, за что, кстати, удостоился даже статьи в герценовском «Колоколе» под хлестким названием «Во Христе сапер Игнатий».

Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Б. Кустодиев. 1907

А в отношении будущего России святитель Игнатий высказался однажды в переписке с военачальником и дипломатом Николаем Муравьевым-Карсским. В связи с поражением России в Крымской войне (1853–1856) святитель писал, что не стоит из-за этого падать духом, так как России принадлежит всемирное будущее. И никакие войны, экономические или социальные потрясения не смогут помешать предназначенному, поскольку это «всемирное будущее» предсказано в Священном Писании. А далее святитель давал ссылку на 38-ю и 39-ю главы пророка Иезекииля, где говорится о народе, который в 20-й главе представлен как народ антихриста (хотя в письме об этом прямо и не говорится). Таким образом святитель Игнатий осторожно намекал в своем письме Муравьеву-Карскому, что именно из России произойдет антихрист. И здесь мы снова замечаем эту надломленную черту, присущую судьбе и мировоззрению святителя: в самой России все было дорого его сердцу, но ее будущее он видел трагическим, можно сказать, роковым.

Что, по Вашему мнению, из огромного наследия святителя Игнатий Брянчанинова может быть наиболее близким современному человеку?

Известно, что, как ни странно, особенно любят читать епископа новоначальные. По всей видимости им импонирует категоричность и резкость мысли святого, когда кажется, что все ясно и понятно: это черное, а это белое. Но очень важно понимать, что сам Игнатий Брянчанинов принципиально писал не для мирян, а для монахов. Можно сказать, что его целевая аудитория - это люди, которые уже достигли определенной духовной зрелости.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты

Человек, открывающий его наследие, должен отдавать себе отчет в том, что само чтение и понимание богомыслия святого потребует от него соответствующих серьезных внутренних не только интеллектуальных, но и духовно-нравственных усилий. Святитель Игнатий по факту своего рождения был аристократом и, став монахом, им остался - в лучшем, конечно, смысле слова, как был, например, «духовным аристократом» святитель Григорий Богослов. Об этом нельзя забывать.

Свт. Игнатий (Брянчанинов), клеймо иконы. Иконописец Алексей Козлов

Для тех, кто чувствует в себе готовность «вступить в общение» с таким текстом, я бы посоветовал начать с двух томов «Аскетических опытов». Они состоят из небольших размышлений, в которых святитель Игнатий дает важные советы относительно духовной жизни. При этом нельзя читать эти книги просто из любопытства или ради расширения кругозора. Действительную пользу от «Аскетических опытов» святителя Игнатия можно получить только тогда, когда в процессе чтения понимаешь, что нашел ответы на те вопросы, которые долгое время тебя тревожили, когда ощущаешь связь между мыслью святого и своей жизнью.