Я старый солдат и не знаю слов любви. Я старый солдат и не знаю слов любви И не знаю слов любви

―Донна Роза! Донна Роза, я старый солдат, и не знаю слов любви. Но когда я впервые увидел вас, донна Роза, я почувствовал себя утомлённым путником, который на склоне жизненного пути узрел на озарённом солнцем поле нежную, донна Роза, нежную фиалку.

―Я, кажется, начинаю догадываться. Неужели нежная фиалка - это я?

―Вы разгадали мой секрет, донна Роза.

―Это была моя маленькая шутка. А-ха-ха! Я вообще такая проказница!

―Нет, нет, нет, я ему не верю! Он любит не меня, а мои миллионы.

―Но почему же ты, скотина, не отказала сразу?!

―Вы ничего не понимаете. Должна же я была его чуточку помучить. Именно так ведут себя порядочные женщины.

―Этот ваш опекун - такая сво… Простите, у нас в Бразилии все знатные женщины так ругаются!

―Мы пропали - она знает моего бразильского мужа!

―Бетти, на протяжении жизненного пути у всякого мужчины встречаются роковые мгновения, когда он беспощадно рвёт со своим прошлым, и в то же время трепещущей рукой сбрасывает таинственный покров будущего.

―Вам ясно?

―Нет. Скорее, туманно.

―У тебя есть совесть, животное?

―Мне очень стыдно. Я стыдливая.

―Ох, ты меня пугаешь, я женщина нервная!

―Мой отец собирается жениться.

―На здоровье. А на ком?

―На тебе, негодяй!

―Нет, это чересчур.

―Ах, вы та-акой любезный мужчина. Это что-то!

―Ах да. И что, это чувство настолько велико и глубоко?

―Глубоко. Как океан! Ах... Я даже брошу пить.

―Так... Спокойно. Брассет! Бритву, мыло, горячую воду. Быстро.

―Хорошо, сэр.

―Предупреждаю, я просто так не дамся.

―О, как я люблю и ценю вас.

―Вы полюбили бы и оценили меня ещё больше, моя крошка, ... если б познакомились со мной поближе.

―Я клянусь, я заслужу вашу любовь.

―Здесь только одна девушка...

―Как вам не стыдно пугать слабую женщину?

―Тётушка, позвольте предложить вам маленький кусочек ростбифа.

―Спасибо, дружочек, спасибо. Только кусочек можно побольше. Кладите мне всё. Я хочу сказать, побольше гарниру.

―Я тётушка Чарли из Бразилии, где в лесах живет много-много диких обезьян.

―Всемирно известная миллионерша. Жениться на ней - мечта моего детства.

―Вы меня смертельно оскорбили! Но я люблю дерзких мужчин. Если вы сумеете вымолить прощение, я возвращу вам жизнь.

―Что такое? Пахнет моими сигарами. Ты не чувствуешь, Брассет?

―Нет, не чувствую.

―Как сюда попала этот сэр?

―Джин, бренди, ром?

―Я на службе, сэр.

―Значит, виски.

―Сэр, кто будет разливать чай?

―Кто же как не я, самая старшая из присутствующих здесь дам?

―Узнай, не хочет ли кто сахару или сливок?

―А кто не хочет сахару или сливок?

―Ох, дон Педро... Ох! Это был такой мужчина! Это что-то.

―Она любит выпить. Этим надо воспользоваться.

―Дон Педро? А вы, вы знаете вообще что это был за мужчина? Что это был за мужчина? Это был... Это был жестокий, коварный деспот! Тиранил жену, детей, служанку...

―Так у вас и дети имеются? Да! Штук шесть или пять. Я точно не помню сейчас.

―Но ведь дон Педро умер.

―Какая неприятность.

―Мало ли в Бразилии Педров? И не сосчитаешь!

―Давайте закурим. По-нашему, по-бразильски!

―Превосходная страна! Это... Превосходная страна. М-да. Там в лесу столько диких обезьян! Они... ... Они как прыгнут!

―Я спою вам.

―Браво! Браво! Народную бразильскую песню. Дон Педро их просто обожал.

―Бразильская народная песня "Любовь и бедность"! Слова Роберта Бернса.

―За дона Педро!

―Ну что такое, пупсик? Ну вы можете мне объяснить, зачем вам это надо? Зачем?

―Это мой маленький каприз!

―Форменный идиот. Мы, женщины, можем делать с мужчинами всё что хотим. Это что-то!

―Чертовски хочется курить.

―О чём шепчет мой пупсик?

―О том, что наконец пришёл мой Кригсик!

―Я тебя поцелую... Потом... Если захочешь.

―Леди энд зе джентльмены! Я должен сделать важнейшее сообщение из нашей жизни.

― Браво! Браво! Народную бразильскую песню. Дон Педро их просто обожал.

― Бразильская народная песня "Любовь и бедность"! Слова Роберта Бернса.

Любовь и бедность навсегда

Меня поймали в сети.

По мне, и бедность - не беда,

Не будь любви на свете.

Зачем разлучница-судьба

Всегда любви помеха?

И почему любовь - раба

Достатка и успеха?

Богатство, честь, в конце концов,

Приносят мало счастья.

И жаль мне трусов и глупцов,

Что их покорны власти.

Твои глаза горят в ответ,

Когда теряю ум я,

А на устах твоих совет

Хранить благоразумье.

На свете счастлив тот бедняк

С его простой любовью,

Кто не завидует никак

Богатому сословью.

Ох, почему жестокий рок

Всегда любви помеха?

И не цветёт любви цветок

Без славы и успеха.

«Атас, Атас! – кричу я (это не окрик из словаря воровского жаргона, а котовье имя). – Атасинька, мальчик, ну пойдем перекусим, чем Бог послал».

Так начинается каждый приезд на дачу, когда я вижу своего кота, хромающего, полуслепого, бредущего за кошкой и издающего призывные горловые звуки. Ну как тут не вспомнить гениальных Джигарханяна и Казакова из «Здравствуйте, я ваша тетя!» Но котяра наш ведь что-то пытается важное сказать этой кошке, которая является яблоком раздора между всеми кошачьими мужеска полу в округе. Хороша…

Нет, героев фильма я вполне понимаю. И «любовь» здесь «с интересом», да и зачем «старым солдатам» знать какие-то нелепые слова. Одна трудность с ними.

Жанр жизни предполагает некие чувства, которые мы с разной интенсивностью испытываем в течение всей непростой нашей жизни. А сказать не можем, то ли уже не знаем, то ли не помним, то ли боимся. И с телевизора – «Зайка моя, я – твой зайчик!». Сплошная джага-джага.

– Ну что с ним поделать! – жалуется соседка. – Два месяца прошу, прошу: «Серега, ну прибей ты чертову полку в туалет, как следует!».
– А ты попробуй: Возлюбленный супруг наш! Не соблаговолите ли удостоить наш дом своим высочайшим вниманием – и так далее...

Серега от изумления даже ужинать не стал. Полочка больше не падает.

А какими ласкательными словами мы обмениваемся? Все те же зайки, заиньки, зайчишки серенькие, хорошо – не кролики. А вы попробуйте даже в этой системе координат что-то сделать, например, детализировать...

«Какая рыбка? Кистеперая? Которой миллион лет? Мне тоже миллион лет, пусть буду кистеперой. Зато никогда меня уже не забудешь. Вовек.»

«Ах, птичка? А какая? Райский удод? Нет. Я – глупыш, доверчивый полярный глупыш. Совсем другое дело.»

«Как хорошо-то. Я – тростинка-былинка? А какого вида? Сахарный тростник? Ох, как много можно из него сделать…»

«Сегодня я кто? Кто-кто? Какой ужас...»

Если ваш возлюбленный или, паче чаяния, муж будет сильно напрягать мозги, пытаясь детализировать свое к вам обращение, – сей тяжкий труд точно не пройдет даром. А если еще ему и помочь? Труд сближает – доказано.

А как вы сами обращаетесь? Прикиньте, подумайте. Русский язык настолько богат, что даже и придумывать ничего не надо. Ведь находим же мы огромное количество самых разнообразных слов, чтобы обидеть....

А можно ведь о своей любви сказать и «шиворот-навыворот».

Среди миров, в мерцании светил,
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что мне темно с другими.

И если мне на сердце тяжело,
Я у неё одной ищу ответа,
Не потому, что от неё светло,
А потому, что с ней не надо света.

Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия.

Когда я увидел тебя, я влюбился. А ты улыбнулась, потому что ты знала.

Груз будущего, прибавленный к грузу прошлого, который вы взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже самых сильных.

Здравствуй, родная! Я не Кот Базилио, но могу показать тебе Поле Чудес!

А я стою на правильном пути...
Стою...
А надо бы идти.

Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен.

Я ждал годы, что моя жизнь изменится, но сейчас я знаю, что это она ждала, когда изменюсь я.

В один прекрасный день я понял, что не хочу никому ничего доказывать. Я снял очки и посмотрел на людей через призму цинизма: есть те, кто рядом и те, кому не по пути. Любят меня или ненавидят - дело каждого.
Главное, что я знаю, ради кого я куплю билет даже в ад, а к кому и в рай не поднимусь.

Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту, а дальше - чтобы жить надежно - полагайтесь на себя. Я никак не приуменьшаю могущество медицины, поскольку служу ей всю жизнь. Но также знаю толк в здоровье - теоретически и практически.

Я дал себе обещание, что буду продолжать идти вперед и сделаю все, от меня зависящее, чтобы не соглашаться на компромиссы. Я никому не позволю покушаться на мою неприкосновенность и распускать руки. И лучший совет, который я когда-либо мог бы дать, это все время идти вперед, и не обращая внимания на то, что думают другие, просто идти вперед и делать то, что вы для себя сочтете нужным.

Из чего складывается «военная» риторика? О метафорах и не только будем говорить 7 мая, в канун Дня Победы, с доктором филологических наук, профессором Анатолием Барановым, заведующим отделом экспериментальной лексикографии ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН, одним из ведущих специалистов в области политического дискурса.

Почему-то первой приходит на ум цитата из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»: старый солдат Френсис Чесней, персонаж Михаила Казакова, лучше говорил о войне, но не был чужд и поэтического. И тут вспоминается изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Так насколько военно-политический дискурс далек от поэтического? И далек ли? Вот и первый вопрос.

Ответ дает сама поэзия, которая сегодня пишет о внешней и внутренней политике, о насилии и страхе, военных конфликтах и самоопределении, границах дозволенности, как в России (о чем свидетельствуют тексты, публикуемые в рубрике «Новая социальная поэзия» журнала «Новое литературное обозрение» и публицистически заостренные стихи и проза таких известных поэтов, как Татьяна Щербина и Лев Рубинштейн), так и в Европе (особого внимания заслуживает реализованный в 2011 году проект газеты «Zeit» – публиковавшаяся на полосе «Политика (Politik)» колонка «Политика и поэзия (Politik und Lyrik)»). В стихах действует солдатня , которая жжет, убивает, поливает свинцом , поэты же, как, например, Кирилл Медведев, видят в использовании оружия – признак бессилия. Война, трупы в новостях, вооруженные силы, испуг, страх, паника, гражданская оборона занимают в современной поэзии довольно значительное место. И именно в прямом, а не в переносном смысле, не метафорически.

А вот в политических речах и публицистике как раз используются метафоры.

До 2000-х «военные» образы по отношению к России использовались довольно редко, причем в них представало либо правительство (в нем работали саперы ), либо государственные институты (упоминалась мина административно-национальных структур). Но встречались и образы мощи России: танк; таран для разрушения европейских твердынь .

В 2000-2015 гг., как показывает Национальный корпус русского языка, акценты несколько сместились. «Конфликтные» образы ассоциируются с Россией по-прежнему редко, но Россия начинает бороться и воевать , как на фронте . Вот один из примеров в речи В. Путина: Я думаю, что не самым лучшим образом является вести борьбу на двух, на трех фронтах. <...> Но если наши партнеры хотят, действительно хотят не использовать Россию, а совместно с ней работать и совместно с ней бороться с терроризмом , тогда мы готовы к этому. Но тогда мы вместе должны бороться и на этом фронте, на котором сегодня Россия борется . Мы готовы в этом случае рассмотреть возможность нашего участия на других направлениях борьбы с террором . [Интервью Президента В.В. Путина журналу «Фокус» // Комсомольская правда , 2001.09.22]. В военный контекст погружаются и образы спора, соревнования, а вот атакуем вовсе не мы, мы отражаем атаки Запада (Атакует ли Запад мозг наших детей ?) и традиционно агрессивных группировок – террористов, бритоголовых, антиглобалистов…

И даже сейчас, когда градус противостояний повысился до критических отметок, политики стараются не произносить слово «война»: спираль напряженности – звучит не так страшно, зачем убивать , если можно обезвредить или просто вывести из игры ? Это уже не о метафорах, а об эвфемизмах. Политики стараются говорить помягче, а народ-то прекрасно понимает, о чем речь.

И в обыденной речи наших сограждан «военная риторика» проявляется сейчас с необыкновенной силой. Говорят, как старые солдаты, не знающие слов любви.