Святой филипп утешитель души молитва. Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский

3 молитвы апостолу Филиппу

4.4 (88.89%) 9 голос.

Молитва первая

«О, преславный апостоле Филиппе, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.»

Молитва вторая

«О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.»

Молитва третья

«О, святый и всехвальный провозвестниче Евангелия Христова, славный учениче Христов апостоле Филиппе. Ты проповедуя слово Божие, многия труды, многия петешествия, многия страдания претерпел еси, последи же веру твою крестною смертию запечатлел еси. Ныне же предстоя престолу Учителя твоего и Господа Иисуса Христа, вознеси о нас моление к Нему, да не тща будет в нас искупительная жертва Его, да обратит нас от тьмы греховныя к свету заповедей и на путь правый наставит нас. Умоли Его, святый апостоле, веру Православную в нас до конца дней наших непоколебиму сохранити, Церковь Свою святую непреобориму от ересей и расколов до скончания века утвердити, болящия исцелити, от бесных бесы отгнати и всем нам на всяку потребу полезную милость Свою ниспослати. Да тако мы, в верности Евангельскому учению пребудем и сотворив вся повеленная нам, сподобимся непостыдной, мирной, Святых Таин причастной христианской кончины, и во Царствии Небеснем с тобою и всеми святыми прославим Христа Бога, Ему подобает честь и поклонение вкупе со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Святой апостол Филипп , уроженец города Вифсаиды (Галилея) был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя () он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце ().

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока,- раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними . По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память ), же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Византия. X.

Св. Филипп. Икона. Византия. X в. 32,8 х 20,2. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет.

Константинополь. 985.

Ап. Филипп. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Византия. 1133.

Ап. Филипп. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины.

Афон. XIV.

Апостол Филипп. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

ПАЛОМНИЧЕСТВО


ФИЛИПП, УТЕШИТЕЛЬ ДУШИ

«Один вздох»

Много-много лет назад, в конце 80-х, шел я по этой старинной улице Череповца и как бы забыл, где нахожусь. Ведь точно такие же улочки в Калуге, Саратове, Костроме... Такие же домишки с каменным низом и деревянным верхом. Высокое трехэтажное здание из темно-красного кирпича со стрельчатыми окнами – бывшую гимназию, а может, Дворянское Собрание – все это я уже видел! А вот арка между домами, за ней солнечный, поросший чахлой травой дворик. Откуда-то сверху, непонятно из какого окна, каплятся фортепианные звуки. Почему мне все это знакомо?

Спустя годы вновь я на этой улочке. Ничего-то здесь не изменилось. Хотя если присмотреться... Вот на домах новые таблички появились: под надписью «Советский проспект» теперь красуется приписка «бывш. Воскресенский». Иду по Советскому-Воскресенскому куда глаза глядят и оказываюсь у часовни с золотым крестом. Раньше ее здесь тоже не было.

Притворилась дверь за спиной, и после уличного шума оглушила тишина. Потрескивают свечки, слышно, как тихонько вздыхает женщина, склонившаяся у раки с чьими-то мощами. На огромной иконе изображен святой в полный рост с клеймами – рисуночками вокруг. Один рисунок (внизу) показался мне загадочным: с коня падает человек, а рядом троица неизвестных как бы о чем-то вопрошает его.

Пока женщина молилась у мощей, взял я со столика журнал чудотворений. Поначалу ничего особенного в них не увидел. Перечисляются исцеления – от глухоты, от камней в почках (после молитвы над мощами камни сами вышли), от зубной и головной боли... Но, вчитываясь дальше, подивился я какой-то обнаженной простоте чудес:

«Раба Божия Анна. Постоянно приводила своего мужа Петра, 45 лет, к мощам преподобного Филиппа Ирапского. У него были запои, потерял работу из-за пьянки. Теперь живут хорошо, устроился на работу».

«Куркова Надежда Николаевна. Болела 6 месяцев, у нее был рак. Сделали операцию, через 2 недели стало еще хуже. Соседка, р. Б. Вера, лет 40, стала ходить молиться преподобному в часовню. Надежда Ивановна стала спокойна и вскоре ушла в мир иной тихо и спокойно. Ее дочь Ольга удивляется, так как и у нее тоже спокойно, и нет скорби после ее кончины».

«Бойко Тамара Васильевна, 60 лет. Два года назад похоронила маму. После этого не могла плакать, в груди как бы пружина закрутилась. Ходила в храм, исповедовалась, но оставалась в таком же состоянии. Совершенно случайно зашла в часовню, постояла, потом подошла к раке и неожиданно для себя легла в ноги преподобному Филиппу и начала плакать, слезы сами текли. «Я не рыдала, только тихо вздыхала, промочила носовой платок, налила лужицу слез на раку. Потом успокоилась, вытерла слезы, помолилась всем святым, поставила свечи. Пошла домой спокойная, радостная». Теперь она ходит в часовню часто».

«Девушка 22 лет. Однажды, проходя мимо часовни, она решила зайти, не зная сама, зачем и почему. У нее было тяжело на душе, и это очень сильно томило, мучило. Просто, стоя у мощей, она подумала, как бы хорошо, если бы это все исчезло. И, действительно, преподобный услышал ее один вздох, одно обращение. Вся тяжесть куда-то пропала, и ей стало хорошо».

– Какие у вас исцеления-то все простые, – обратился я к молодой матушке, что стояла за свечным киоском. – От задержания слез, от тяжести на душе...

– А наш батюшка Филипп сам такой, немудрящий, – ответила та. – Вы Житие его почитайте, там о чудесах ничего и не сказано. Просто жил в лесу, молился, суеты бежал – даже ученика к себе не хотел принимать, чтобы не мешал затвору.

– Значит, обычный был отшельник?

– Обычный-то обычный, да особенный! – улыбнулась м.Юлия (так, оказалось, звали мою собеседницу). – Я полтора года здесь работаю – и как в раю. Не знаю, почему, но легко на сердце, когда сидишь перед мощами. Помню, полтора года назад, когда только открыли часовню, мы с Фомаидой, женой настоятеля о.Александра, первые сюда дежурить пришли. В семь часов надо было часовню закрывать, а мы до десяти вечера просидели – хорошо, никак не уйти. Нас домашние уж искать начали...

Подарила мне матушка ксерокопию, всего один листок, с Жития преподобного. Филипп (в миру Феофил) родился в 1482 году. Круглый сирота, 12 лет, поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий Комельский принял его в братию и позже удостоил священства. Через некоторое время о.Филипп удалился в леса и близ реки Ирапы, что в 45 верстах от Череповца, поставил часовню во имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келью. Позже здесь образовался монастырь. Почил преподобный в 1527 году, память – 27 ноября, церковная служба ему составлена где-то в конце XVI века.

Господи, сколько таких подвижников дала Русская земля! Особенно здесь, на Севере.

Переворачиваю страничку – там молитва святому. Интересно, что в ней фактически одно лишь прошение преподобному: «Молися о нас... да избавимся всяких скорбей и болезней душевных». А ведь именно «избавление от скорбей душевных» и стоит на первом месте в списке современных его исцелений! О чем просят – то и исполняет.

В тот же день, после посещения часовни, узнал я еще одну подробность. Оказывается, даже в советское время, когда монастырь был закрыт, преподобный утешал душевнобольных – в стенах его лесной обители размещался... интернат для психохроников. После того, как его закрыли и больных увезли, ушел оттуда и сам преподобный – мощи его были обретены и перевезены в Череповец. Теперь монастырь пустует. А присматривать за ним остался бывший главврач. Он, как мне рассказали, стал церковным человеком, собирается даже рукополагаться во священники.

К нему в гости на следующий день я и отправился.

Живая земля

Чтобы попасть в Никольское, где находится Филиппо-Ирапский монастырь, нужно ехать 50 километров до Кадуйского райцентра, а оттуда – еще 12 км пешком или на местном автобусе, который ходит весьма редко. Дорога довольно однообразная – все лес да лес, жилье редко встречается. Да и само Никольское оказалось маленьким одноэтажным поселком.

Виталий Тонков, бывший главврач, живет с семьей в барачном домике, половину которого занимает амбулатория.

– Вот что, сегодня вы в райцентр не выберетесь, – сразу же деловито сообщил он, – придется тут заночевать. Так что время у нас есть. Вот сапоги, надевайте, пойдем прогуляемся до монастыря.

Сопротивляться было бесполезно. Так – твердо и убедительно – он, наверное, разговаривает и со своими пациентами. Внешне Виталий напоминает Чехова в молодости: коротенькая (докторская) бородка, круглые очки на носу.

– Итак, что могу вам рассказать? – начал он экскурсию, едва мы вышли на улицу. – Село Никольское. Вотчина Рюриковичей...

– Неужели такое древнее? – удивился я.

– А наш край, Белозерский, вообще древний, исконно русский. Сначала Белозерье принадлежало Синеусу, а после его смерти перешло брату Рюрику. Потомками их были князья Иван и Андрей Шелешпанские. С ними такая история вышла.

Когда преподобный Филипп пришел сюда искать уединения, то он обратился к Ивану за разрешением. Тот посохом очертил ему место под келью в лесу, в трех километрах отсюда. А брат его Андрей, узнав об этом, очень рассердился. Мол, что ты без моего ведома землей распоряжаешься? Сел на коня и поехал выгонять Филиппа прочь. А тут две речки текут – Ирап Большой и Ирап Малый. Доехал до Ирапа, и лошадь у него встала, не хочет переходить на ту сторону, где Филипп обосновался. Стал князь хлестать лошадь плеткой – та и понесла, едва князь в седле удержался. Перенесла через реку, вломилась в лес, кружила, кружила и вынесла в село, прямо к Никольской церкви. Вот там она стояла, – Виталий показал на центр села Никольского.

– Сейчас-то церкви нет, разрушили. А щера, о которую князь ударился, до сих пор лежит. Щера – это плоский камень, у нас в земле таких много, красный шпат. Ими раньше выкладывали мостовые, лестничные ступени. Вот такая щера и лежала ступенькой у входа в храм. Конь перед ней резко остановился, так что князь кубарем слетел и – головой о камень. Смертельный исход.

– Так вот в чем дело, – вдруг вспомнил я. – На иконе преподобного нарисован человек, падающий с лошади. Я еще подумал, что это с именем Филиппа связано: ведь по-гречески «фило» – любить, «иппо» – лошадь.

– Любитель лошадей? – заинтересовался мой проводник. – Да, лошадь послужила ему. После смерти брата князь Иван приехал к Филиппу и предложил ему денег. Видно, понял, что инок-то не простой, раз за него животные заступаются. Преподобный от денег отказался, а попросил земли... Вот здесь как раз угодья Филиппо-Ирапской пустыни и начинаются.

Миновав лес, мы вышли к обширной поляне, на которой лежали трубы огромного диаметра.

– Это тоже монастырские?

– Нет, трубы газовики оставили. Они в двух километрах отсюда газопровод чинят и попросили у меня площадку. Я им выделил кусок заросшей пахоты, на которой уже березки выросли – с условием, что они ее расчистят.

– Вы бы денег попросили на восстановление пустыни.

– Пусть лучше землю окультурят, – рассмеялся Виталий. – Просить мы не можем, потому что деньги некуда складывать. Община при молитвенной комнате в монастыре хоть у нас и создана, но не зарегистрирована. Так что ни юридического лица, ни счета у нас нет. Да и под что деньги просить? До сих пор не понятно, как монастырь будет использоваться. Я вам позже расскажу, эта история на хороший детективный роман тянет. А пока постройки и земля, которой около 50 гектаров, считаются сельхозучастком череповецкого Воскресенского собора. Фактически же брошенная земля.

Вскоре вышли мы на улочку небольшого поселка. Единственным признаком жизни был оставленный кем-то, видимо, газовиками, гусеничный вездеход. За ним я и увидел Филиппову пустынь – низенькую крепостцу с высокими сторожевыми башнями. На верхушке одного из шлемовидных шатров установлен непомерно огромный восьмиконечный крест.

– Теперь хоть на монастырь похоже, – перекрестился я на возрождающуюся монашескую обитель.

– Вы крест имеете в виду? – удивился Виталий. – Так он и раньше стоял, когда я психинтернатом заведовал. В 90-м году, помню, мы ремонт затеяли, и крышу на башнях взялся покрыть Василий Горбухин – человек сурьезный, лет 15 на зоне отсидел. В драке на танцах четверых человек убил вроде. А как вернулся, жил здесь. Непредсказуемый. Покрыл крышу и крест сверху поставил. Захотел – и поставил. Самочинно.

– Верующий был?

– Не знаю, никогда мы с ним про это не говорили. Сам-то я только в 94-м крестился, за несколько дней до закрытия психинтерната.

Как оказалось, пустынь стоит на мысу, который с трех сторон омывает Андога. Несколько шагов в сторону от крепостной стены – и крутой обрыв в реку. Почти рядом с обрывом в землю врыт еще один крест.

– Вот здесь мощи преподобного мы и нашли, – остановился мой гид.

– Как здесь?! За монастырской оградой?

– Земля ведь тоже живая, на месте не стоит. Из года в год осыпался берег, и ограду перенесли подальше. А могила святого Филиппа осталась на прежнем месте. Мы об этом не сразу догадались, почему и долго велись поиски.

Начались они в 99-м году. Отец Александр, бывший тогда настоятелем череповецкого Воскресенского собора, привез местных археологов. Они ничего не нашли. Потом приехала бригада специалистов и Генпрокуратуры. Перед этим они в Кириллове на горе Маура пытались обнаружить мощи расстрелянного епископа Варсонофия. Там не получилось, а тут повезло. К тому же о.Александр документы поднял и выяснил, что церковь, построенную Филиппом и под которой он был похоронен, перенесли в глубь мыса.

Нашли мы фундамент старой церкви, и когда начали расчищать площадку, мощи тут и вышли. Оказывается, они всего в полуметре от поверхности земли лежали. Сначала нашли плечевую кость, потом гроб – осиновую колоду. Когда собрали останки вместе, то не досчитались костей позвоночника, ребер, некоторых частей рук. Это поляки постарались – в 1610 году они захватили пустынь, выкопали мощи и разбросали в разные стороны. Потом уже благочестивые люди собирали их...

– Шизофреническая какая-то «любовь» у поляков к святым мощам, – возмутился я. – Также они поступили и с останками Стефана Пермского, когда вошли в Москву.

– А в Киеве – раскидали мощи святой княгини Ольги, крестительницы Руси. Только это не шизофрения, я вам как психиатр говорю. Потому что их действия логичны и объяснимы. Какая у них была цель? Сделать Русскую землю своей. Но земля-то наша, покуда жива, ни за что не отдастся иноверцам. А живой ее делают именно мощи святых, которые не просто лежат в земле, а чудотворят – уже сейчас предваряют собой всеобщее воскрешение и вечную жизнь.

Насельники

Виталий проводил меня по монастырю. В плане он представляет собой замкнутый четырехугольник, составленный по периметру из зданий и крепостных стен. Внутри каре поделено на две части – хозяйственный двор, где были конюшни, мастерские и т.д., и жилой двор с церквями. Все устроено с умом, рационально. Такой хозяйственно-жилой комплекс удобен и для монахов, и для православной сельской общины, и для лечебного учреждения. Бери – и пользуйся. Но пустуют здания...

Еще меня расположение келий удивило – для каждой из них сделан отдельный вход. Обычно-то монастыри у нас «гостиничного» типа, этакий длинный коридор со множеством дверей. А тут каждый наособицу. Видимо, это остатки киновийного образа жительства, который был очень распространен у нас, на Севере. Такой киновией изначально был и главный наш монастырь – Троице-Сергиева лавра. В Житии преп.Сергия Радонежского описан случай, когда он, чтобы заработать себе кусок хлеба, подряжался ремонтировать жилища у своих же братьев по монастырю. Там монахи жили совсем отдельно, встречаясь только на соборных службах и общих послушаниях. Сейчас, наверное, такое невозможно. Обычно это объясняют тем, что искушений стало больше, твердости же в вере – меньше; сейчас, мол, легче спасаться не в одиночку, а под постоянным надзором духовников.

Проводник мой ведет меня по гулкому коридору, опоясывающему восточное крыло монастыря. Заглядываем в комнаты. Некоторые из них прекрасно сохранились, другие требуют небольшого ремонта. Виталий кивает на одну из дверей:

– Это единственное обитаемое сейчас помещение, не считая молитвенной комнаты. Александр с семьей живет. Потихоньку все тут ремонтирует, денег мы ему не платим – за жилье работает... А вот келья странника нашего, упокой его, Господи...

Входим в низенькую комнату. Аккуратно заправленная постель, иконка на стене. Почти никакой домашней утвари.

– Здесь он умер. Божий странник Николай Алексеевич Живушкин.

– А как он к вам попал?

– Ногами пришел. Всю Россию исходил, а помирать почему-то к нам подался. Про себя он что рассказывал? Родился не так далеко отсюда, в поселке Ниеров Бор. Это на реке Суда, у Рыбинского водохранилища. Родители его – крепкие крестьяне. Когда соседи подсказали, что завтра их будут раскулачивать, бежали в Череповец. Еще я знаю, что во время войны, когда Живушкину было 14-16 лет, он носил еду священнику, который в лесу на кордоне скрывался. За это дело его посадили. Где-то в Перми, на Урале срок отбывал. Потом у него семейная жизнь не сложилась, начал странствовать – из монастыря в монастырь. У нас чуть-чуть только и пожил... Очень богомольный был старичок, Живушкин.

Заходим в другую келью. В нос шибает терпкий запах... табака.

– Ну и дела, – Виталий посмотрел под ноги: весь пол усыпан какими-то бурыми ссохшимися лопухами. – Давно сюда не заходил, надо убрать. Жил тут один товарищ, курящий, махорку сушил. Я его и принял-то скрепя сердце, уж очень он просил: «Прими, мне деваться некуда». Я ему: «Ты же озорничать будешь?» Он: «О, да ты меня не знаешь! Чтобы я да воровал?!» Да чего ж я не знаю? У него все на лице написано. Принял его. Он воровать начал. Выгнал... А вот здесь был медпункт, где я психбольных лечил.

Входим в просторную комнату. Запах лекарств отсюда давно уже выветрился.

– А что за детективную историю вы упоминали? – спрашиваю врача.

– Ну, может, и не детектив, но история занятная...

М.СИЗОВ

Молитва Святому Духу Царю Небесный

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Эта молитва поется в храме перед началом молебна, а также читается или поется перед началом всякого дела для призывания Святого Духа в помощь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Молитвы от депрессии, тоски и уныния

Депрессия и отчаяние, по определению медиков, входят в разряд наиболее распространенных психических расстройств. Они, как правило, возникают как следствие негативных событий, произошедших в жизни человека, но случается, что развиваются без всякой на то причины. Депрессивное состояние характеризуется подавленным настроением, чрезмерной утомляемостью, тревогой, страхом, раздражительностью, неспособностью концентрировать внимание, потерей аппетита, нарушенным сном. Иногда людей посещают мысли о своей ненужности, бессмысленности жизни, они хотят закончить свой земной путь самоубийством.

Кому молиться

В православной религии депрессия, отчаяние, тоска обозначаются термином «уныние».

Поможет справиться с негативным состоянием молитва от депрессии и отчаяния.

Таких молитв много, но прочитав одну из них «с души как бремя скатится» и человек поймет, что это именно «его» молитва.

Каждая из молитв обращена к определенному святому, и именно этот святитель будет ходатайствовать перед Всевышним за молитвенника.

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему - безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, в великих чудесех возсиявый, источаяй цельбы притекающим к тебе с верою и сущия в скорбех человеки заступаяй, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в какой-либо нужде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву, в Риме граде от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель. И идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно прославляем Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Господь - уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый - Простое существо - Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молебен от тоски по любимому

В отношениях между мужчиной и женщиной случаются непредвиденные обстоятельства, в результате которых любовь приносит лишь страдания, невыносимые муки от любовной тоски. В итоге, у одних пар все же теплится надежда на восстановление отношений с помощью Небесных Сил, у других же итог отношений безнадежен и остается лишь умолять Всевышнего, чтобы Он помог остудить неуемный любовный пыл и помог забыть любимого человека.

Безнадежная любовь - это опасное чувство, которое лишает уверенности в самом себе, вселяет уныние, способно довести до сумасшествия и суицидальных мыслей.

В таком состоянии редко кто думает о Боге и часто опускается на самое «дно» жизни, где его душой овладевают демонические силы, способные направить «сломанную» и израненную душу на совершение смертного греха.

Чем можно помочь

Православная Церковь приравнивает таких влюбленных к душевнобольным и советует родственникам контролировать их состояние и адекватно оценивать поступки.

Замечательно, если «больной» правильно оценивает свое состояние, жаждет избавиться от него и сам молит Отца Небесного о спасении своей души.

Над больным человеком следует непрестанно читать молитвы от душевной тоски, умолять Христа исцелить его тело и душу. А если страдалец может молиться самостоятельно, то желательно это делать стоя на коленях пред Ликом святого и молить его о даровании душевного успокоения.

Важно! Все мы творения Божии и нам необходимо уповать лишь на Его Волю, только тогда возможно получить спасение от Него.

Результаты от молитв

После прочтения молитвословий от тяжелых душевных состояний:

  • улучшается общее физическое и душевное состояние;
  • настроение становится позитивным и человек по-другому смотрит на окружающую его действительность;
  • тоска по любимому человеку унимается;
  • пропадает болезненная привязанность;
  • возникает желание заняться чем-нибудь приятным и полезным;
  • появляется способность концентрировать внимание на работе или другом занятии.
  1. Влюбленному рекомендуется посетить храм Божий, но если нет желания молиться - то нужно пересилить себя и хотя бы просто посидеть в его стенах и подумать, переосмыслить свою жизнь. Вскоре появится желание молитвы.
  2. Купите церковную свечу, зажгите ее и поставьте в подсвечник. Обратитесь ко Христу, Его Матери или к любому святому, прочитайте молитву или попросите помощи своими словами и помощь с Небес обязательно прибудет.
  3. О болящем можно заказать сорокоуст о здравии - это специальная церковная служба. На протяжении 40 дней клир церкви будет молиться о здравии страдальца.
  4. Рекомендуется заказать молебен о здравии. Для этого на специальном бланке в свечной лавке нужно написать имя недугующего человека (в родительном падеже).

Внимание! Обычно молебны служатся по окончанию Литургии. Дату и время проведения молебна необходимо уточнить у служителей. Присутствие на молебне самого влюбленного или его родственников обязательно.

При депрессии и отчаянии особо важна исповедь - раскаяние во грехах. Плакать о них нужно не на груди у подруги, а перед священником, который является неким «проводником» между Отцом Небесным и исповедником. После исповеди душа очищается, после чего необходимо испросить благословения у батюшки на принятие Причастия - Крови и Плоти Христовых.

Об унынии написаны целые тома православной литературы. Поэтому читайте ее, изучайте факты, укрепляйтесь духовной мудростью святых отцов.

Совет! Практически при каждом крупном соборе созданы православные паломнические службы. Поездки к святыням православия рассчитаны на любой кошелек.

Так что не стоит тянуть время, покупайте путевку и путешествуйте, укрепляйтесь в вере, окунайтесь в святые источники, прикладывайтесь к мощам великих святых, молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь. А если необходимо, то не отказывайтесь от помощи традиционной медицины, ведь лекари тоже от Бога.

Молитва первая

О, преславный апостоле Филиппе, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Тропарь апостолу Филиппу

Тропарь, глас 3:

Благоукрашается вселенная, Ефиопиа ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе, вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелиа. Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:

Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, Богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных Церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, Многомилостиве.