Православная электронная библиотека. Священник Давид Григорьев О

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского - «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII-XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского, в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Основные работы:

  • Проблема психической причинности. 1914.
  • Психология детства. 1923.
  • Религиозное движение среди русской молодежи за границей. 1925.
  • Delacroix. La religion et la foi и др. книги. 1926.
  • Автономия и теономия. 1926.
  • Русские мыслители и Европа. 1926.
  • Свобода и соборность. 1927.
  • Факты и наблюдения (психология современной молодежи). 1927.
  • Дар свободы. 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • Система культурного дуализма. 1929.
  • Съезд в Афинах. 1930.
  • Преодоление платонизма и проблема софийной твари. 1930.
  • Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge. 1931.
  • Hoyle. The teaching of Karl Barth. 1931.
  • Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века. 1931.
  • H.О. Лосский: Ценность и бытие. 1931.
  • Heiler. Im Ringer um die Kirche. 1931.
  • О значении воображения в духовной жизни. 1932.
  • Типы мировоззрений Н. О. Лосского. 1932.
  • Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо? 1932.
  • Maritain. Le songe de Descartes. 1932.
  • Facing a World Crisis. 1932.
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. 1933.
  • E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch. 1934.
  • Кризис протестантизма в Германии. 1934.
  • Basil Mathews John R. Mott. World citizen. 1934.
  • Oecumenica. 1934.
  • Памяти проф. Г. И. Челпанова. 1936.
  • Irenikon. 1937.
  • Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen. 1937.
  • Зло в человеке. 1938.
  • Вера и знание. 1953.
  • Принципы православной антропологии. 1953.
  • Идея всеединства Владимира Соловьева. 1955.
  • Наша эпоха. 1955.
  • На пороге зрелости. 1955.
  • Апологетика. 1957.
  • Педагогика. 2002.
  • Русская педагогика в XX веке. 1960.
  • Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. 2002.
  • Церковь и школа.
  • Н. В. Гоголь. 1961.
  • Основы христианской философии. 1961-1964. Т. 1-2.
  • Е. В. Спекторский// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С. 317-321
  • История русской философии. 1948. (Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. - М., 2001. - 880 с.)
  • Судьба халкидонских определений.1955.
  • Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия). 1951.
  • Чаадаев как религиозный мыслитель. 1947.
  • Памяти Митрополита Евлогия. 1947.

Источники и литература

  • Зеньковский В. В. Собрание сочинений. - Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957).
  • Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти: Воспоминания / Под редакцией М. А. Колерова. М.: Издательский дом REGNUM, 2011. 648 с. (Серия «Исследования по истории русской мысли». Том 15).

Василий Васильевич Зеньковский

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) - православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал свое понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 44.

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Современное состояние психофизической проблемы. Киев, 1905;

Проблема психической причинности. Киев, 1914;

Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918;

О педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. Прага, 1923. № 4;

Психология детства. Лейпциг, 1924;

Русские мыслители и Европа. Париж, 1926

О чуде. Париж, 1928

Дар свободы. Париж, 1928

Об иерархическом строе души // Научные труды русского народного ун-та в Праге. Т. 2, Прага, 1929;

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Общие принципы. Париж, 1934;

История русской философии. Т. 1. Париж, 1934; Т. 2. Париж, 1950;

Проблема философской антропологии // Современные записки. Кн. 66. Париж, 1936;

Знание и вера // Православие в жизни. Нью-Йорк, 1954;

Русские мыслители и Европа. Изд. 2-е. Париж, 1955;

О мнимом материализме русской философии. Мюнхен, 1956

Апологетика. Париж, 1957;

Русская педагогика в ХХ в. Париж, 1960;

Основы христианской философии. Т. 1-2. Париж, 1961-64;

Н.В.Гоголь. Париж, 1961

Русское религиозное Возрождение ХХ в. Париж, 1991

История русской философии. Т. 1. Ч. 1-2; Т. 2. Ч. 1-2. Л., 1991;

Основы христианской философии. М., 1992;

Природа личности ребенка // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

Предмет педагогической психологии // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

О педагогическом интеллектуализме // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

Психология детства. М., 1996;

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (антология включает кроме одноименной монографии также работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Об иерархическом строе души; Беседы с юношеством по вопросам пола); Основы христианской философии М., 1996;

Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Литература:

Некрологи: «Вестник Русского студенческого христианского движения», 1962, № 66-67;

«Новый журнал», 1962, № 70;

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991;

Зернов Н. Русское религиозное возрождение 20 в. Париж, 1991 (библ.).

Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), священнослужитель Константинопольского Патриархата, русский философ, богослов, педагог.

Родился в г. Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 году он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии, а также педагогики Зеньковский будет заниматься в течение всей жизни. Вскоре после окончания университета он стал директором киевского Института дошкольного воспитания. В 1913-1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 защитил докторскую диссертацию Проблема психической причинности. В 1916 Зеньковский стал профессором Киевского университета. С 1910 он был председателем киевского Общества по изучению религии и философии.

Существенную роль в судьбе и духовной эволюции Зеньковского сыграло его знакомство с С.Н. Булгаковым, под влиянием которого он обратился к творчеству Гоголя. (В своей Истории русской философии он назовет Гоголя «пророком православной культуры».)

В 1918 году В.В. Зеньковский занимал пост министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П. Скоропадского.

В 1920 году эмигрировал в Югославию. В 1920-1923 был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте. В 1923 в Берлине вышла его книга Психология детства. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской православной студенческой молодежи и была создана общественная организация «Русское студенческое христианское движение». Председателем РСХД на протяжении многих лет был Зеньковский.

В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже. Основал Религиозно-педагогический кабинет в Париже. В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

С 22 марта 1942 — иерей. В марте 1942 — феврале 1943 и в июле 1943 — августе 1962 — помощник настоятеля Введенской церкви в Париже, в феврале-августе 1943 — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже. С 7 января 1944 — протоиерей. В 1946, во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа. С 7 января 1955 — протопресвитер. С 1936 — член епархиального совета, в 1953—1958 — его председатель.

Умер протопресвитер Василий Зеньковский в Париже 5 августа 1962 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (16 июля) , Проскуров , Подольская губерния , Российская империя - 5 августа , Париж , Франция) - русский религиозный философ , богослов , культуролог и педагог , белоэмигрант . Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата . Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм .

Биография

Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником.

Образование

Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского - «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII-XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что,

приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского,

в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина , а потом Жуковского , приходит Пушкин , в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Б. Н. Тихомиров писал, что скромные по объему, но исключительно весомые по своей значимости работы о Достоевском из богатого литературного наследия В. В. Зеньковского вошли в «золотой фонд» отечественного достоеведения XX века .

Труды

  • Проблема психической причинности. - Киев, изд. ун-та св. Владимира, 1914. - VIII, 435 с.
  • Россия и православие. - Киев, 1915.
  • Психология детства. - Берлин: Русская книга, 1923. - 348 с. - Переизд.: Лейпциг: Сотрудник, 1924. ()
  • // Путь . - 1925. - № 1. - С. 121-127
  • // Путь. - 1926. - № 2. - С. 149-152
  • // Путь. - 1926. - № 3. - С. 46-64
  • Париж, Ymca-press . - 1926. - 291 c.
  • // Путь. - 1927. - № 7. - С. 3-22
  • // Путь. - 1927. - № 8. - С. 73-88
  • // Православная мысль. - 1928. - 1. - C. 219-222
  • Дар свободы. Париж, 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • , 1929.
  • // Путь. - 1930. - № 22. - С. 116-125
  • // Путь. - 1930. - № 24. - С. 3-40
  • // Путь. - 1931. - № 26. - С. 127-129
  • // Путь. - 1931. - № 28. - С. 101-102
  • // Путь. - 1931. - № 28. - С. 102-104
  • // Путь. - 1931. - № 30. - С. 110-111
  • // Путь. - 1931. - № 31. - С. 89-91
  • // Путь. - 1932. - № 32. - С. 90-102
  • // Путь. - 1932. - № 32. - С. 107-109
  • // Путь. - 1932. - № 33. - С. 76-77
  • // Путь. - 1932. - № 34. - С. 71-72
  • // Путь. - 1932. - № 34. - С. 72-73
  • // Путь. - 1933. - № 37. - С. 36-60
  • // Путь. - 1934. - № 38. - С. 81-82
  • // Путь. - 1934. - № 42. - С. 56-67
  • // Путь. - 1934. - № 43. - С. 82-83
  • // Путь. - 1934. - № 44. - С. 75
  • // Путь. - 1936. - № 50. - С. 53-56
  • // Путь. - 1937. - № 53. - С. 85-86
  • // Путь. - 1937. - № 54. - С. 76-77
  • // Путь. - 1938. - № 56. - С. 19-36
  • // Православная мысль. - 1947. - 5. - C. 19-22
  • // Православная мысль. - 1947. - 5. - C. 75-94
  • Париж, YMCA-PRESS , Т. 1. 1948. - 470 с.; Т. 2. 1950 - 478 с.
  • Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко . - М., 2001. - 880 с.
  • // Православная мысль. - 1951. - 8. - C. 35-46
  • // Православие в жизни. - 1953. - С. 27-53
  • Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
  • // Православная мысль. - 1955. - 9. - C. 51-64
  • // Православная мысль. - 1955. - 10. - C. 45-59
  • Наша эпоха. Париж, 1955.
  • На пороге зрелости. Париж, 1955.
  • . Париж, 1957. - 262 с.
  • Париж:, 1960.
  • Н. В. Гоголь. Париж, YMCA-press, 1961.
  • . Франкфурт, 1961-1964. Т. 1-2.
  • // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С. 317-321
  • Клин, 2002.
  • Клин, 2002.
  • - Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957)
  • Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти: Воспоминания / Под редакцией М. А. Колерова. М.: Издательский дом REGNUM, 2011. 648 с. (Серия «Исследования по истории русской мысли». Том 15). ISBN 987-5-91887-013-6

Напишите отзыв о статье "Зеньковский, Василий Васильевич"

Примечания

Литература

  • Адрес прот. Василию Зеньковскому от профессоров Св. Владимирской Духовной Академии // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения ». - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1961. - № 61
  • Верховский С. С. Василий Зеньковский // «Новый Журнал». - 1962. - № 70. - С. 271-285
  • Верховский С. С. К восьмидесятилетию отца Василия Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк. - 1961. - № 61
  • Григорьев Д., священник. О. Василий Зеньковский // Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Сборник статей. - Питтсбург. - 1975. - С. 231-239
  • Зайцев Б. Ушедшему // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - 1962. - № 66-67. - С. 22-24
  • Зандер Л. А. Отец Василий как общественный деятель // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 24-22
  • Иоанн (Шаховской), архиепископ. 80-летие отца Василия // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5
  • Князев А., протоиерей. Отец Василий Зеньковский // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 15-19
  • Морозов И. В. Отец Василий - друг молодежи // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 27-33
  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М.: Русский путь ; Париж: YMCA-Press , 2007. С. 209-211. ISBN 978-5-85887-206-1
  • Памяти отца Василия Зеньковского / Вступ. Е. Н. Берга. - Париж. - 1984. - 124 С.
  • Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский. Биографический очерк. Текст сочинения. Библиография // Русские философы: Проблемы христианства и культуры в истории духовной критики ХХ века. Биографические очерки. Тексты сочинений. Библиография. / РГБ; Сост. Л. Г. Филонова. - М.: Пашков дом. - 2002. - С. 89-148
  • Ребиндер А. А., протоиерей. Проф. Прот. В. Зеньковский. Апологетика // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1958. - № 51
  • Струве Н. А. Памяти Отца Василия // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 33-35
  • Струве Н. А. Отец Василий Зеньковский. Последние дни // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 5-7
  • Тихомиров Б. Н. Дискуссионные вопросы интерпретации христианского мировоззрения Достоевского в свете работ В. В. Зеньковского // Достоевский и XX век: в 2 т. / Под ред. Т. А. Касаткиной . - Научное издание. - М . : ИМЛИ РАН, 2007. - Т. 1. - С. 199-216. - ISBN 978-5-9208-0284-2.
  • Юрьев В. А. протоиерей. Юбилей о. Василия Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5
  • Юрьев В. А., протоиерей. К кончине протоиерея В. Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 20-22

Ссылки

Отрывок, характеризующий Зеньковский, Василий Васильевич

– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

Василий Васильевич Зеньковский — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.

Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Образование

Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»). Учёный и министр

В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского. Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.

В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.

В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. Жизнь во Франции

В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже.

В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогического кабинета по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась.

С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов.

В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.

С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С июля 1943 года по август 1962 года - вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже.

В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа.

В 1953—1958 года — председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.