Южные славяне. Черногорцы — прекрасный народ Монтенегро

Черногорцы являются южнославянским народом, проживающим на территории Черногории и Сербии. Их отличает сложное происхождение и сравнительно недавнее обретение независимости. В значительной мере черногорский народ сформировался под влиянием соседей и войн, в том числе с Османской империей.

Название

Ранее черногорцев называли зетами, поскольку на территории страны находится река Зета. Дословно ее название можно перевести как «урожай». В 1439 году сюда приходят завоеватели из Венеции, которые называют местность в честь горы Ловчен, имевшей черный цвет. Причем эта «чернота» обусловлена произрастанием здесь хвойных лесов, имеющих темный окрас. По другой версии, название произошло от 1296 года и впервые было упомянуто королем сербов Стефаном Урошем Вторым. Итальянцы также называли область Монтенегро.

История

В истории черногорцы прославились как воинственный и смелый народ. Это напрямую связано с постоянной угрозой со стороны захватчиков. Историки считают, что появление Черногории произошло после 6 века нашей эры с приходом сюда славянских племен. Первое славянское государство, образованное на территории страны, называлось Дукля и входило в Византийскую империю. В 11 веке страну стали называть Зета. Народ Зеты сумел получить независимость в начале 11 века, но буквально через 2 сотни лет сербские завоеватели взяли государство. Позднее (примерно в 15 веке) сюда вторгаются венецианцы, прозвавшие страну Черногорией.
После этого начитается самый сложный периода войн, связанный с регулярным нашествием османов. Черногория оказывается под влиянием империи турков и обретает независимость только в 1645 году. В 17 веке ей удается достигнуть расцвета торговли, заняв прочную позицию. Здесь проходило множество торговых и транспортных путей.
К концу 19 века Черногории приходится вступить в войну с Турцией и принять участие в русско-турецкой войне. История страны прочно связана с Российской империей. Ведь именно дочери князя Николы Первого были выданы замуж за русских царей. Так продолжалось до последних дней Российский империи - черногорские правители регулярно выдавали своих дочерей замуж за российских представителей.
В Первую мировую войну Черногория объединилась с сербами и хорватами, впоследствии став Югославией. Во время Второй мировой черногорцы активно противостояли силам немецко-фашистской армии и сумели дать серьезный отпор, не позволив захватить важные территории. Окончательная независимостью страной была обретена совсем недавно - в 2006 году.

Культура

Подобно другим странам, Черногория, испытывавшая влияние завоевателей и соседей, вобрала культурные особенности других народов. Так, прибрежные районы страны демонстрируют влияние романского стиля, неоготики, барокко и позднего ампира. Находясь в Черногории, вы непременно увидите улицы, созданные по образам Венеции, о чем свидетельствуют аутентичные витражи, резьба, экстерьеры.
Значительную роль в архитектурном облике играют монастыри и церкви, а также старинные крепости. Самые знаменательные архитектурные памятники расположены на Которском побережье.
В конце 19 века большое внимание стали уделять писателям, что обуславливается правлением Петра Второго Негоша. Именно он написал «Горный венец», в котором можно почерпнуть интересные сведения о культуре черногорцев. 20 век стал веком авангардистов. В стране прославились Михайло Лалич и Щипанович, написавшие произведения, которые получили положительные отзывы во всем мире.
Почитатели изобразительного искусства непременно оценят Петара Лубарда - прославленного черногорского художника, а среди скульпторов ярче всех в мире выделился Ненат Шошкич, который прославился в скульпторском деле как мастер, использующий разные материалы для изготовления своих работ.
Долгое время музыка в Черногории находилась под влиянием этнических мотивов. Сейчас она стала многожанровой. Черногорцы предпочитают слушать зарубежных исполнителей и находятся в курсе модных тенденций, смотрят современные голливудские фильмы. Тем не менее влияние глобализации практически не затронуло местные коммуны, бережно хранящие и чтящие традиции страны.

Танцы

Традиционных танцев в Черногории насчитывается три: Шота, Оро и Коло.

  • Коло является групповым танцем, который напоминает русский хоровод. Музыка во время танца разнообразная, может быть очень динамичной;
  • Наиболее популярными стали танцы Оро, поскольку именно в них проявляется задор и веселье. Оро считается не просто танцем, а способом развлечения. Танец проходит с построением в кольцо и последующим выбором мужчинами партнерш для танца;
  • Шота считается наиболее сложным танцем, поскольку требует соблюдения координации;
  • Таким образом, проявить себя в танцах могут как профессионалы, так и новички. Для черногорцев танцевать - значит, показывать себя во всей красе. Здесь вы сможете стать и орлом, и продемонстрировать гордость, и как следует развеяться.

Характер


Часто черногорцев отождествляют с сербами. Это совсем не случайность, ведь они происходят от одного этноса. Однако характер черногорцев в целом отличается довольно сильно.

  1. Жители страны чрезвычайно горды и одновременно миролюбивы. По отношению друг к другу черногорцы всегда вежливы, их не волнуют политические взгляды, погоня за прибылью, религиозность, стремление к богатству.
  2. Важнейшим качеством черногорец считает храбрость.
  3. Сохранение и приверженность традиции особенно заметны на примере местных кланов, которые чтят коллективизацию.
  4. Черногорцы, как и другие южные славяне, характеризуются гостеприимством. Самыми любимыми темами для разговора являются спорт и сельское хозяйство. Больше всего черногорцы не любят обсуждать войну. Люди благосклонно относятся к выходцам из СНГ. Здороваются черногорцы рукопожатием, когда ходят в гости, непременно дарят подарки.
  5. Самым любимым занятием у жителей страны остается общение. Черногорцы любят встречаться в барах, сидеть в кафе или ресторанах.
  6. Среди черногорцев немало тех, кто любит выпить, однако пьянство в стране не в почете.

Традиции


В Черногории довольно много праздников. Наиболее яркие проходят в Которе. Например, именно там можно увидеть праздник мимозы, который жители отмечают весь февраль. Камелии тоже посвятили отдельный праздник - это маленький цветок, напоминающий розу. Его день отмечают в апреле. Главным религиозным праздником остается Пасха. Ее празднуют во всей Черногории. Примечательной особенностью Пасхи являются богатые пиры. Люди водят хороводы на улицах, устраивают концерты и выступают с оркестрами прямо на улицах города. Черногория славится ярмаркой вина, которая проходит в Подгорице.
А если вы предпочитаете книги или кино, вам нужно отправиться на книжную ярмарку и фестиваль киноиндустрии, который начинается в мае. Одновременно с ними проходят фестивали танца.

Еда


В Черногории доминирует балканская кухня, в которой прослеживается влияние Средиземноморья, Турции, Германии и Венгрии. Конечно, в ней есть и славянские мотивы. Самым распространенным блюдом среди сербов и черногорцев стало мясо со специями вешалица. Очень любят в Черногории колбасы, название которых покажется многим очень знакомым - чевапчичи.
Удивительно, но в Черногории даже печенье является мясом. Именно так называется мясо, приготовленное на вертеле.
Основными ингредиентами черногорской кухни считаются сыр и овощи. Большим уважением пользуются сыры сенички и липский. Овощи же едят постоянно - с мясом, рыбой, во время завтрака и ужина, в качестве закуски, дополнительного блюда.
В Черногории также популярны рыбные блюда и морепродукты. Форель фаршируют черносливом, карпа запекают в сливках, плов подают с морепродуктами - фантазия местных поваров не знает границ.
Самый популярный десерт черногорцы называют сладкишей - это пирог с творожной начинкой, у него есть аналог бурек с сыром и мясом. Сыр черногорцы настолько любят, что готовят его со сливами, а еще здесь популярны ореховые палочки.
Излюбленным напитком черногорцев стал кофе. Чай пьют обязательно с медом и травами. А еще здесь много свежих соков. Любителям вин следует попробовать «Вранац». Из винограда делают не только вина, но и самогонку ракия.

Внешность

Одежда


Национальный костюм Черногории изготавливается из материалов высшего качества, в том числе шелка и атласа. Для декорирования используются золотые нити. Именно черногорский национальный костюм считается одним из самых дорогих в Европе. Многие путники, бывавшие в Черногории в 18 веке, удивлялись, насколько велик контраст между национальной одеждой и интерьером. Если костюм отличался роскошью, то дома черногорцы всегда сохраняли скоромными, как в плане утвари, так и в плане экстерьера.
Сами жители связывают роскошь костюма с внутренней гордостью. Неудивительно, ведь им приходилось бороться с Османской империей. Турки не только навязывали традиции, но и стремились искоренить культуру народа. Захватчики обязывали людей носить черные одежды. Люди противились и надевали яркие костюмы в знак протеста. Конечно, многие за подобную дерзость погибали.
Сейчас национальные костюмы надевают по случаю свадьбы или во время государственных праздников. Особой честью считалось быть похороненным в таком прекрасном костюме. Наиболее дорогой частью костюма считают чемер (пояс). И совсем неслучайно, ведь эта часть украшена драгоценными камнями и серебром.

Мужчины носили на поясе пистолеты, сделанные вручную. Некоторые были отняты у турков, что делало их предметами особой гордости. Красный цвет является основным и символизирует пролитую кровь. Черный - цвет трагедии, символ скорби по ушедшим.

Жилье

Традиционно основным материалом для постройки жилья в Черногории выступал камень. Крыши делали из черепицы. Венецианский стиль можно видеть в Которе и Будве (старые районы). Муниципалитеты стараются сберечь архитектурный облик, поэтому дома подвергаются регулярной реставрации. Здания построены таким образом, чтобы в холодное время года отапливать только одно помещение - первый этаж и кухню. Для отопления использовалась печь. Сейчас ее заменили камины. Благодаря каменным стенам тепло в доме сохранялось длительное время. Черногорцы подходят к выбору домов рационально. Например, для молодой пары достаточно однокомнатной квартиры, когда же у нее рождаются дети, выберут двух-, трехкомнатную. А когда они станут старше - четырехкомнатную.

Черногорцы стали очень популярным народом в Европе благодаря гостеприимству и красивой стране. Они стараются поддерживать престиж, чтобы привлекать как можно больше путешественников каждый год. Страна считается одной из самых благополучных в Европе и пользуется неизменной популярностью у туристов из Украины и России.

Видео

Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории (380,4 тыс. человек, 1991). Общая численность в Югославии - свыше 520 тыс. человек. 15 тыс. человек живут в США, куда они эмигрировали в XIX - начале XX вв., 5 тыс. человек - в Албании. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Письменность на основе кириллицы. Верующие - в основном православные; есть мусульмане.

Массовое переселение славянских племён на Балканы происходило в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцы и население Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захумляне, наречане) заняли бассейн южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южная часть побережья Адриатики. Территориальные и государственные объединения на территории Черногории (до XI века - Дукля, затем Зета, с XV века - Черногория) на протяжении средних веков были самостоятельными или входили в состав других югославских государств, а также Византии, Болгарии и Венеции. В 1499 Черногория была включена в состав Османской империи, но черногорцы вели упорную борьбу с Турцией, не признавая власти завоевателей. В этот период Черногория занимала территорию между Которской бухтой и Скадарским озером на юге и истоком реки Морача на Севере. Эта борьба, поддерживаемая с XVIII века Россией, привела к 1796 к фактической независимости черногорцев. До середины XIX века власть в Черногории носила светско-церковный характер (глава государства - владыка-митрополит). В 1918 Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), с 1945 - Народная Республика, затем - Социалистическая Республика в составе СФРЮ, после её распада в 1991 - Республика Черногория в составе Югославии (СРЮ).

По происхождению, культуре и языку черногорцы близки сербам, хотя длительная борьба с иноземными вторжениями, военизированный быт, географическая изоляция в горных областях и т. д. наложили отпечаток на их культуру.

Основу традиционного хозяйства составляло отгонное скотоводство, преимущественно овцеводство, а также земледелие (главным образом зерновые, а позднее и технические культуры - табак, конопля, хлопок и др.). Для земледелия черногорцы расчищали и огораживали участки в предгорьях, приносили землю в корзинах. На склонах гор, в долинах и особенно на побережье Адриатики выращивали фрукты, в том числе цитрусовые, виноград и маслины. Занимались рыболовством. Развиты искусство резьбы по дереву и камню (резная мебель, посуда), ювелирное ремесло (украшения, оружие, пояса и т. д.).

В XX веке у черногорцев развивается промышленность, меняется социальный состав, формируется интеллигенция.

Традиционное сельское поселение имело преимущественно разбросанную планировку, позднее появились скученные сёла. Оно обычно делилось на кварталы, населённые родственниками. Временные поселения были на горных пастбищах. Жилище в различных областях различается по строительному материалу и планировке. На побережье и в горных областях - каменное, двух-, иногда трёхэтажное, верхний этаж (первоначально - однокамерный) - жилой, в нижних помещается кладовая, иногда - хлев. Встречаются одноэтажные однокамерные дома. Сохраняются дома-башни (кула). В северо-восточных лесных районах строились срубные дома (теперь почти повсеместно сменённые каменными) на высоком каменном фундаменте, с двух- или четырёхскатными крышами (жилые помещения - на первом, кухня и очаг - на втором этаже). Основное помещение в доме - куча, с очагом, где в основном проходила жизнь семьи.

Основу мужской одежды составляют белые рубаха и штаны, жилет, куртка (гунь), кафтан, маленькая круглая шапочка, гетры, обувь из цельного куска кожи с завязками (опанки). Женская одежда - туникообразная рубаха с разрезом на груди, жилет, юбка, фартук, шапочка. Существуют локальные варианты традиционного мужского и женского костюма. И мужчины, и женщины носили длинные матерчатые пояса и шерстяные покрывала (струка), различающиеся по рисунку и величине. Одежда, особенно праздничная, богата вышивкой, металлическими украшениями, в том числе монетами. Отдельные элементы национального костюма, например опанки, шапочки, сохраняются у современных крестьян.

Традиционная пища - хлеб, каши, кукуруза, картофель, фасоль, капуста. В Приморье едят больше овощей и рыбу, в горах - молочные продукты, особенно из овечьего молока. Свежее мясо ели мало, его заготавливали впрок на зиму - солили, сушили, коптили. На праздник жарили на вертеле барана или поросёнка.

Характерной особенностью Черногории ещё в XIX веке было существование родо-племенной организации. По-видимому, это позднее явление, возможно, связанное с османским завоеванием. Стара Черногора разделялась на четыре области - нахии, каждая из которых состояла из 10 и более "племён" (цекличи, цуци, негуши, озриничи, белопавличи, кучи, васоевичи и др.). "Племена" складывались из различных этнических компонентов, включая беженцев из других областей, особенно из Сербии и Герцеговины. Среди черногорцев велик и албанский компонент (особенно в племени кучей), в то время как часть черногорцев вошла в состав албанцев. Но, по народным представлениям, члены племени восходили к общему предку. Они делились на братства и роды, до образования централизованного государства имели своё управление и суд, до XIX века - военную организацию. Пользование племенными угодьями (коммунице) регулировалось обычным правом. Преобладала малая семья, местами встречались большие семьи (задруги). Женщина должна была беспрекословно подчиняться мужчине - отцу, брату, мужу и его родственникам и просто мужчине, уважаемому в обществе. Были распространены обычаи побратимства и посестримства. Сохраняются некоторые календарные и семейные обряды (с участием широкого круга родственников), празднуется семейная слава. Дольше, чем в других областях Югославии, у черногорцев сохранялся юнацкий эпос.

Но претендующей, как и Черногория, на полную самостоятельность, на востоке – с Албанией. Южные границы Черногории омывает Адриатическое море.

Численность населения – около 700 тысяч человек. Страну населяют черногорцы (около 62 %), сербы (10 %), албанцы (6,5 %), бошняки (14 %), другие народы.

Основным вероисповеданием в Черногории является православное христианство, однако албанцы и бошняки исповедуют ислам.

Официально государственным языком в Черногории является черногорский, который на деле представляет собой один из диалектов сербскохорватского языка.

После состоявшегося 21 мая 2006 г. референдума Черногория является самостоятельной республикой, возглавляет которую президент. Высший орган законодательной власти – Скупщина.


Столица – Подгорица (Черногория).

Краткий очерк истории

Первые славяне на территории современной Черногории появляются в VI – VII веках н.э. в связи с великим переселением народов. Их племена приходят из-за Карпатских гор и сталкиваются с исконным населением – иллирийцами , а также пришедшими сюда в первых веках нашей эры римлянами, остготами, греками . В VII веке на Балканы приходят очень сильные племена двух славянских народов – сербов и хорватов , которые достаточно быстро подчиняют себе другие славянские племена и ассимилируют или теснят неславянское население. На новых территориях расселения сербы и хорваты создают ряд небольших государственных образований, которые не только охраняют внешние границы, но и стремятся расшириться за счет захвата территории других славянских и неславянских государств.

На территории современной Черногории сербское племя дуклян в начале IX века создает небольшое княжество Дукля , или Диоклея . Оно, как и другие сербские княжества, ведет завоевательную политику, но уже в конце IX века Дукля попадает в зависимость от Византии. В это время здесь утверждается христианство по восточному, православному образцу. При князе Воиславе (годы правления: 1031 – 1051) дукляне выходят из подчинения Византии. Вскоре они завоевывают сербские жупы Хум и Травунию (1) и в 1077 году образуют королевство Зета , получившее название по реке Зета, притоку р. Морача. Первым королем Зеты становится князь Михаил , который ведет активную завоевательную политику, покоряя сербские государства Рашку, Боснию, Требине. При его преемнике, короле Бодине (приблизительные годы правления: 1082 – 1101), под властью государства Зета объединяются все сербские земли. Однако уже в конце 80-х годов XII века расстановка сил меняется, и Зета входит в состав сербского государства Неманичей и вновь приобретает независимость только во второй половине XIV века после смерти Стефана Душана (1355). Независимым государством Зета управляют жупаны (князья) Балшичи (1366 – 1421) и Черноевичи (1430 – 1499). Во время правления последних на территории Зеты начинают претендовать Венеция и Османская империя. Поначалу славянам удается удержать свои земли, однако в 1444 году жители приморских городов вынуждены были признать верховную власть Венеции. Зета получает новое название – Монтенегро, что переводится с венецианского диалекта итальянского языка как «Черная Гора», «Црна Гора».

В конце XV века Черногорию, за исключением некоторых приморских городов, остававшихся во владении венецианцев, захватили турецкие войска (2). Однако черногорцы активно выступали против турок и уже к началу XVII века после войны между империями Габсбургов и османов (1593 – 1606) добились частичной независимости.

Во время турецкого правления в стране возобновились и усилились племенные отношения, при которых власть сосредоточивалась в руках племенных старейшин. Между племенами нередко возникали ссоры за земельные владения, вражда между черногорцами-христианами и черногорцами, принявшими ислам (потурченцами), имела и религиозную, и экономическую, и культурную основу. Сдержать эту борьбу смог только митрополит Данило Петрович Негош (годы правления: 1696 – 1735), сосредоточивший в своих руках власть не только церковную, но и политическую. Он стал основателем династии Негошей, во время правления которой власть переходила от дяди к племяннику. При Негошах – Петр I Петрович Негош (годы правления: 1782 – 1830), Петр II Петрович Негош (1830 – 1851) – укрепляются связи между Черногорией и Россией. В ходе австро-русско-турецкой войны (1781 – 1830) черногорцы выступают на стороне России против Османской империи и добиваются полной независимости от османов. В первой половине XIX века в Черногории укрепляется центральная власть, создается черногорская гвардия, учреждается Правительственный сенат старейшин племен, открываются светские начальные школы. Данило II (1851 – 1860) отказывается от духовного сана и становится первым светским правителем Черногории. Он провозглашает Черногорию наследственным княжеством, а его преемник Николай I (1860 – 1918) в 1910 году получает от Народной скупщины титул короля.

В начале ХХ века Черногория оказывается втянутой в балканские войны (1912 – 1913) и расширяет свои территории. Во время Первой мировой войны она выступает на стороне Сербии против Австро-Венгрии, но в январе – феврале 1916 года ее территория была оккупирована австро-венгерскими войсками. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 года Великая скупщина принимает решение о вхождении Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). При этом не учитывается мнение той части черногорцев («зелёных»), которая выступала за автономию своего государства и оставалась лояльной по отношению к свергнутой с трона в 1918 году династии Петровичей Негошей. В 1919 году «зелёные» подняли восстание против сербской армии и «белых» – черногорских сторонников сербской армии. Восстание было подавлено, однако раскол внутри Черногории сохранился и давал о себе знать во все последующие годы.

В апреле 1941 года территория Черногории оккупирована итальянскими, а в 1943 – немецкими войсками, однако уже в ноябре 1943 было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 – в Народную скупщину Черногории. В 1945 Черногория вошла в состав Югославии. 31 декабря 1946 была принята конституция Народной Республики Черногории.

Дальнейшая судьба Черногории тесно связана с судьбой Югославии в целом.

Новые трения между сторонниками автономии Черногории и сторонниками просербской ориентации возникли в середине 50-х годов ХХ века, затем – в конце 60-х годов. Однако тоталитарному правительству И. Б. Тито их удавалось сдерживать. После смерти правителя (1980) новым политическим лидерам Югославии не удается разрешить этнические, религиозные и политические противоречия, накопившиеся за много лет искусственного сосуществования югославских народов. В 1990 году к власти в югославских республиках приходят националисты, в связи с чем начинается стремительный распад государства, сопровождающийся военными действиями, и СФРЮ покидают Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В 1992 году Черногория вместе с Сербией сформировали Союзную Республику Югославии (СРЮ), однако Черногория так же, как и другие республики, стремится к политической самостоятельности. Идеи самостоятельности Черногории укрепляются после военного конфликта в Косове и бомбардировок НАТО территории Югославии в 1999 году. 5 августа 1999 правительство Республики Черногории опубликовало Платформу новых отношений с Республикой Сербией, призывавшую к пересмотру статуса Черногории и избирательного законодательства. Конституционный суд СРЮ признал такой пересмотр неправомочным.

После ухода с поста президента СРЮ С.Милошевича и прихода к власти В.Коштуницы снова возник вопрос о предоставлении Черногории самостоятельности. В феврале 2003 года СРЮ была ликвидирована, а вместо неё возникло Государственное Содружество Сербии и Черногории (СиЧ). Полной самостоятельности Черногория добилась только спустя три года, после проведения 21 мая 2006 г. референдума, на котором большинство жителей Черногории проголосовало за отделение от Сербии.

Примечания
1. Хум , или Хумская земля , - область, расположенная между г. Дубровником (Хорватия) и р. Неретвой (Босния и Герцеговина). Впервые упоминается в текстах Х века как жупа (округ, небольшое племенное княжество), управляемая сербским князем Михаилом Вишевичем. В конце Х века входила в государство западноболгарского царя Самуила, в начале XI века – Византии, со второй половины XI века – государства Дукля (Зета), с конца XII века – государства Неманичей, с 20-х годов XIV века – Боснии. С середины XV века территория, подвластная сербскому герцогу Степану Вукчичу (в том числе и Хум), стала называться Герцеговиной.
Травуния – одна из жуп, существовавших к Х веку на территории современной Боснии.
2. В 1499 г. Черногория официально включена в состав Османской империи.

Литература
XVIII век: Славянские и балканские народы и Россия. М., 1998.
Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856 гг.). М., 1998.
Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.
Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.
Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). М., 1990.
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990.
Грачев В.П. Сербская государственность в Х–XIV вв.: Критика теории «жупной организации». М., 1972.
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998.
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991–1995 гг.). М., 1998.
Достян И.С. Россия и балканский вопрос: Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX в. М., 1972.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963.
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.
Лещиловская И.И. Сербская культура XVIII века. М., 1994.
Международные организации и кризис на Балканах. Документы, т. 1–3. М., 2000.
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992.
Павлюченко О.В. Россия и Сербия. 1888–1903. (Дипломатические отношения, общественные связи). Киев, 1987.
Писарев Ю.А. Тайны первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915 гг. М., 1990.
Раннефеодальные государства и народности // Южные и западные славяне, VI–XII вв. М., 1991.
Современная история Югославии в документах, т. 1–2. М., 1992–1993.
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000.
Хитрова Н.И. Россия и Черногория. Русско-черногорские отношения и общественно-политическое развитие Черногории в 1878–1908 гг., вып. 1–2. М., 1993.
Черногорско-русские отношения. 1711–1918, т. 1. Подгорица, 1992.
Шемякин А.Л. Радикальное движение в Сербии: зарождение, становление, первые шаги. М., 1993.

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

Происхождение термина «славяне», вызывающее большой интерес общественности в последнее время, является весьма сложным и запутанным. Определение славян как этноконфессиональной общности, в силу весьма большой территории, занимаемой славянами, часто бывает затруднено, а использование понятия «славянской общности» в политических целях на протяжении веков вызывало серьезное искажение картины реальных взаимосвязей между славянскими народами.

Происхождение самого термина «славяне» современной науке неизвестно. Предположительно, он восходит к некоему общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди». Существует также две теории, одна из которых выводит латинские названия Sclavi, Stlavi, Sklaveni от окончания имен «-слав», которое, в свою очередь связывается со словом «слава». Другая теория связывает наименование «славяне» с термином «слово», приводя в подтверждение наличие русского слова «немцы», производного от слова «немой». Обе эти теории, однако, опровергаются практически всеми современными лингвистами, утверждающими, что суффикс «-янин» однозначно указывает на принадлежность к определенной местности. Так как местность под названием «Слав» истории неизвестна, то и происхождение названия славян остается невыясненным.

Основные знания, имеющиеся у современной науки о древних славянах, основываются либо на данных археологических раскопок (которые сами по себе не дают никаких теоретических знаний), либо на основе летописей, как правило, известных не в оригинальном виде, а в виде позднейших списков, описаний и толкований. Очевидно, что подобного фактического материала для сколько-нибудь серьезных теоретических построений совершенно недостаточно. Источники сведений об истории славян рассмотрены ниже, а также в главах «История» и «Лингвистика», однако следует сразу оговориться, что любое исследование в области жизни, быта и религии древних славян не может претендовать ни на что большее, чем на гипотетическую модель.

Следует также заметить, что в науке XIX-XX вв. произошло серьезное расхождение во взглядах на историю славян между русскими и зарубежными исследователями. С одной стороны, оно было вызвано особыми политическими отношениями России с другими славянскими государствами, резко возросшим влиянием России на европейскую политику и необходимостью исторического (или псевдоисторического) обоснования этой политики, как и обратной реакции на нее, в том числе со стороны откровенно фашистских этнографов-теоретиков (к примеру, Ратцеля). С другой стороны, имелись (и имеются) принципиальные различия научных и методологических школ России (особенно советской) и западных стран. На наблюдаемое расхождение не могли не повилять и религиозные моменты – претензии российского православия на особую и исключительную роль в мировом христианском процессе, корнями уходящие еще в историю крещения Руси, также требовали определенного пересмотра некоторых взглядов на историю славян.

В понятие «славян» те или иные народы зачастую включаются с определенной долей условности. Ряд народностей за свою историю претерпел настолько значительные изменения, что они могут называться славянскими лишь с большими оговорками. Многие народы, преимущественно на границах традиционного славянского расселения, имеют признаки как славян, так и их соседей, что требует введения понятия «маргинальные славяне». К таким народам определенно относятся дакорумыны, албанцы и иллирийцы, лето-славяне.

Большая часть славянского населения, испытав многочисленные исторические перипетии, так и или иначе смешалась с другими народами. Многие из этих процессов происходили уже в новое время; так, русские поселенцы в Забайкалье, смешавшись с местным бурятским населением, породили новую общность, известную как чалдоны. По большому счету, есть смысл выведения понятия «мезославяне» в отношении народов, имеющих прямую генетическую связь лишь с венедовами, антами и склавенами.

Использовать лингвистический метод при идентификации славян, как это предлагается рядом исследователей, необходимо с крайней осторожностью. Имеется масса примеров подобного несоответствия либо синкретизма в лингвистике некоторых народов; так, полабские и кашубские славяне де-факто говорят на немецком языке, а многие балканские народы только за последние полтора тысячелетия несколько раз изменили изначальный язык до неузнаваемости.

Такой ценный метод исследований, как антропологический, к славянам, к сожалению, практически неприменим, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, так и не сформировался. Традиционно-бытовая антропологическая характеристика славян относится преимущественно к северным и восточным славянам, которые на протяжении веков ассимилировали с прибалтами и скандинавами, и не может быть отнесена к восточным и тем более к южным славянам. Более того – в результате значительных внешних воздействий со стороны, в частности, мусульманских завоевателей, существенно изменялись антропологические признаки не только славян, но и всех жителей Европы. К примеру, коренные жители Аппеннинского полуострова в период расцвета Римской империи имели внешность, характерную для жителей Центральной России XIX в.: светлые кудрявые волосы, голубые глаза и округлые лица.

Как уже было сказано выше, информация о праславянах известна нам исключительно из античных, а позднее – византийских источников начала I тысячелетия н.э. Греки и римляне давали праславянским народностям совершенно произвольные названия, относя их к местности, внешнему виду или боевым характеристикам племен. Вследствие этого в названиях праславянских народов наблюдается известная путаница и избыточность. При этом, однако, в Римской империи славянские племена обобщенно назывались терминами Stavani, Stlavani, Suoveni, Slavi, Slavini, Sklavini, имеющими очевидно, общее происхождение, однако оставляющими широкий простор для рассуждений о первоначальном значении этого слова, как уже было сказано выше.

Современная этнография достаточно условно делит славян нового времени на три группы:

Восточных, к которым относит русских, украинцев и белорусов; некоторые исследователи выделяют лишь русскую нацию, имеющую три ветви: великорусскую, малорусскою и белорусскую;

Западных, к которым относит поляков, чехов, словаков и лужичан;

Южных, к которым относит болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев, черногорцев.

Легко заметить, что это деление соответствует скорее лингвистическим различиям между народами, чем этнографическим и антропологическим; так, разделение основного населения бывшей Российской империи на русских и украинцев носит весьма спорный характер, а объединение в одну национальность запорожцев, галицийцев, восточных поляков, северных молдаван и гуцулов относится скорее к политике, чем к науке.

К сожалению, исходя из вышесказанного, исследователь славянских общностей вряд ли может основываться на ином методе исследований и следующей из него классификации, чем лингвистический. Однако, при всем богатстве и эффективности лингвистических методов, в историческом аспекте они весьма подвержены внешним воздействиям, и, как следствие этого, в исторической перспективе могут оказаться недостоверными.

Безусловно, основной этнографической группой восточных славян являются так называемые русские, как минимум в силу своей численности. Однако в отношении русских мы можем говорить только в обобщающем смысле, так как русская нация представляет собой весьма причудливый синтез мелких этнографических групп и народностей.

В формировании русской нации принимали участие три этнических элемента: славянский, финский и татаро-монгольский. Утверждая это, мы, однако, не можем определенно сказать, каким именно был первоначальный восточнославянский тип. Аналогичная неопределенность наблюдается и в отношении финнов, которые объединены в одну группу лишь вследствие некой близости языков собственно балтийских финнов, лопарей, ливов, эстов и мадьяров. Еще менее очевидно генетическое происхождение татаро-монгол, которые, как известно, имеют достаточно отдаленное отношение и к современным монголам, и тем более к татарам.

Ряд исследователей считает, что социальную верхушку древней Руси, давшей имя всему народу, составил некий народ русов, который к середине X в. подчинил себе словен, полян и часть кривичей. Существуют, однако, значительные расхождения в гипотезах о происхождении и самом факте существования русов. Норманнское происхождение русов предполагается от скандинавских племен периода экспансии викингов. Эта гипотеза описана еще в XVIII в., однако была в штыки воспринята патриотически настроенной частью русских ученых во главе с Ломоносовым. В настоящее время норманнская гипотеза рассматривается на западе как базовая, в России – как вероятная.

Славянская гипотеза происхождения русов сформулирована Ломоносовым и Татищевым в пику норманнской гипотезе. Согласно этой гипотезе, русы ведут свое начало из Среднего Поднепровья и отождествляются с полянами. Под эту гипотезу, имевшую в СССР статус официальной, подогнаны многие археологические находки юга России.

Индо-иранская гипотеза предполагает происхождение русов от сарматских племен роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами, а название народа – от термина ruksi - «светлый». Эта гипотеза не выдерживает критики, в первую очередь, по присущей захоронениям того времени долихокефальности черепов, что присуще только северным народам.

Существует устойчивое (и не только в быту) убеждение, что на формирование русской нации оказала влияние некая нация, именуемая скифами. Между тем в научном смысле этот термин не имеет права на существование, так как понятие «скифы» не менее обобщенно, чем «европейцы», и включает в себя десятки, если не сотни кочевых народов тюркского, арийского и иранского происхождения. Естественно, эти кочевые народности, в той или иной мере, оказали определенное влияние на формирование восточных и южных славян, но считать это влияние определяющим (или критичным) совершенно неверно.

По мере распространения восточных славян они смешались не только с финнами и татарами, но и, несколько позднее, с немцами.

Основной этнографической группой современной Украины являются так называемые малороссы, проживающие на территории Среднего Поднепровья и Слобожанщины, называемые также черкасами. Также выделяются две этнографические группы: карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки). Формирование малоросской (украинской) народности произошло в XII-XV вв. на основе юго-западной части населения Киевской Руси и генетически мало отличалось от коренной русской нации, сформировавшейся к моменту крещения Руси. В дальнейшем произошла частичная ассимиляция части малороссов с венграми, литовцами, поляками, татарами и румынами.

Беларусы, называющие себя так по географическому термину «Белая Русь», представляют собой сложный синтез дреговичей, радимичей и частично вятичей с поляками и литовцами. Изначально, до XVI в., термин «Белая Русь» применялся исключительно к Витебщине и северо-восточной Могилевщине, в то время как западная часть современной Минской и Витебской областей вместе с территорией нынешней Гродненской области назывались «Черной Русью», а южная часть современной Белоруссии – Полесьем. Эти районы намного позднее вошли в состав «Белой Руси». Впоследствии беларусы поглотили полоцких кривичей, а часть из них оттеснили в Псковские и Тверские земли. Русское название беларусско-украинского смешанного населения – полищуки, литвины, русины, руськие.

Полабские славяне (венды) – коренное славянское население севера, северо-запада и востока территории, занимаемой современной Германией. В состав полабских славян входят три племенных союза: лютичи (велеты или вельцы), бодричи (ободриты, ререки или рароги) и лужичане (лужицкие сербы или сорбы). В настоящее время все полабское население полностью онемечено.

Лужичане (лужицкие сербы, сорбы, венды, сербья) – коренное мезославянское население, проживает на территории Лужицы – бывших славянских областей, ныне находящихся на территории Германии. Ведут свое происхождение от полабских славян, оккупированных в X в. немецкими феодалами.

Крайне южные славяне, условно объединенные под названием «болгары», представляют собой семь этнографических групп: добруджанци, хърцои, балканджии, тракийци, рупци, македонци, шопи. У этих групп существенно различается не только язык, но и обычаи, общественное устройство и культура в целом, и окончательное формирование единой болгарской общности не завершено даже в наше время.

Изначально болгары жили на Дону, когда хазары, после перемещения на запад, основали большое царство на нижней Волге. Под давлением хазар часть болгар переместилась на нижний Дунай, образовав современную Болгарию, а другая часть – на среднюю Волгу, где впоследствии смешались с русскими.

Балканские болгары смешались с местными фракийцами; в современной Болгарии элементы фракийской культуры прослеживаются к югу от Балканского хребта. С расширением Первого Болгарского царства в состав обобщенного народа болгар вошли новые племена. Значительная часть болгар ассимилировала с турками в период XV-XIX вв.

Хорваты - группа южных славян (самоназвание – хрвати). Предки хорватов – племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи, кроаты, которые переселились вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII вв, и затем расселились на севере Далматинского побережья, в южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии.

Собственно кроаты, составляющие костяк хорватской группы, более всего родственны славонцам.

В 806 г. хорваты попали под власть Фраконии, в 864 г. – Византии, в 1075 г. образовали собственное королевство.

В конце XI – начале XII вв. основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерсколго королевства, в результате чего произошла значительная ассимиляция с венграми. В середине XV в. Венеция (еще в XI в. захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В 1527 году Кроация получила самостоятельность, попав под власть Габсбургов.

В 1592 г. часть хорватского королевства была завоевана турками. Для защиты от османов была создана Военная граница; ее жители, граничары – хорваты, славонцы и беженцы-сербы.

В 1699 г. Турция уступила Австрии захваченную часть в числе других земель по Карловицкому миру. В 1809-1813 гг. Кроация была присоединена к иллирийским провинциям, уступленным Наполеону I. С 1849 по 1868 гг. она составляла, вместе со Славонией, береговой областью и Фиуме, самостоятельную коронную землю, в 1868-м г. вновь соединенную с Венгрией, а в 1881 г. к последней была присоединена и Словацкая пограничная область.

Небольшая группа южных славян – иллирийцы, позднейшие обитатели древней Иллирии, находившейся к западу от Фессалии и Македонии и к востоку от Италии и Реции вплоть до реки Истра к северу. Наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи, япиги, мессапы.

В начале III в. до н. э. иллирийцы подверглись кельтскому влиянию, в результате чего сформировалась группа иллиро-кельтских племен. В результате Иллирийских войн с Римом иллирийцы подверглись быстрой романизации, в результате чего исчез их язык.

От иллирийцев ведут свое происхождение современные албанцы и далматинцы.

В формировании албанцев (самоназвание шчиптар, известны в Италии как арбреши, в Греции как арванитес) приняли участие племена иллирийцев и фракийцев, а также на нем сказалось влияние Рима и Византии. Общность албанцев сформировалась сравнительно поздно, в XV в., однако подверглась сильнейшему влиянию османского господства, разрушившего хозяйственные связи между общинами. В конце XVIII в. сформировались две основные этнические группы албанцев: геги и тоски.

Румыны (дакорумыны), до XII века представлявшие собой пастушеский горный народ, не имеющий стабильного места проживания, не являются в чистом виде славянами. Генетически они представляют собой смешение даков, иллирийцев, римлян и южных славян.

Арумыны (аромуны, цинцары, куцовлахи) являются потомками древнего романизованного населения Мезии. С высокой долей вероятности предки арумын до IX – X веков проживали на северо-востоке Балканского полуострова и не являются автохтонным населением на территории настоящего проживания, т.е. в Албании и Греции. Лингвистический анализ показывает практически полную идентичность лексики арумын и дакорумын, что свидетельствует о том, что эти два народа длительное время находились в тесном контакте. О переселении арумын свидетельствуют и византийские источники.

Происхождение мегленорумын полностью не изучено. Нет сомнений, что они относятся к восточной части румын, подвергшейся продолжительному влиянию дакорумын, и не являются автохтонным населением в местах современного проживания, т.е. в Греции.

Истрорумыны представляют собой западную часть румын, в настоящее время в незначительных количествах проживающих в восточной части полуострова Истрия.

Происхождение гагаузов, народа, проживающего практически во всех славянских и сопредельных им странах (преимущественно в Бессарабии), весьма спорно. По одной из распространенных версий, эта православная народность, говорящая на специфическом гагаузском языке тюркской группы, представляет собой отуреченных болгар, смешавшихся с половцами южнорусских степей.

Юго-западные славяне, в настоящее время объединяемые под условным наименованием «сербы» (самоназвание – срби), а также вычленяющиеся из них черногорцы и боснийцы, представляют собой ассимилированных потомков собственно сербов, дуклян, тервунян, конавлян, захлумян, наречан, занимавших значительную часть территории в бассейне южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, юж. часть побережья Адриатики. Современные юго-западные славяне делятся на региональные этнические группы: шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане.

Боснийцы (босанцы, самоназвание – муслимане) проживают в Боснии и Герцеговине. Фактически представляют собой сербов, смешавшихся с хорватами и принявших ислам во время османской оккупации. С боснийцами смешались переселявшиеся в Боснию и Герцеговину турки, арабы, курды.

Черногорцы (самоназвание – «црногорци») проживают в Черногории и Албании, генетически мало отличаются от сербов. В отличие от большинства балканских стран, Черногория активно сопротивлялась османскому игу, в результате чего в 1796 г. получила независимость. Вследствие этого уровень турецкой ассимиляции черногорцев минимален.

Центром расселения юго-западных славян является историческая область Рашка, объединяющая бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава, где во второй половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество; в X-XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад от Рашки, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. Затем, в конце XIV – начале XVвв., Сербия вошла в Османскую империю.

Западные славяне, известные под современным названием «словаки» (самоназвание – словаци), на территории современной Словакии стали преобладать с VI в. н.э. Двигаясь с юго-востока, словаки частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Южные районы расселения словаков в VII в., вероятно, входили в границы государства Само. В IX в. по течению Вага и Нитры возникло первое племенное княжество ранних словаков – Нитранское, или княжество Прибины, которое около 833 года присоединилось к Моравскому княжеству – ядру будущей Великоморавской державы. В конце IX в. Великоморавское княжество распалось под натиском венгров, после чего его восточные области к XII в. вошли в состав Венгрии, а позже Австро-Венгрии.

Термин «словаки» появился с середины XV в.; ранее жители этой территории назывались «словени», «словенка».

Вторая группа западных славян – поляки, образовавшиеся в результате объединения западно shy;славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Вплоть до конца XIX в. единой польской нации не существовало: поляки делились на несколько крупных этнических групп, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе – великополяне (к которым относились куявяне), ленчицане и серадзяне; на юге – малополяне, в группу которых входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы; в Силезии – слензане (слензаки, силезцы, среди которых различались ляхи, силезские гурали и др.); на северо-востоке – мазуры (к ним относились курпи) и вармяки; на побережье Балтийского моря – поморяне, причем в Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры.

Третья группа западных славян – чехи (самоназвание – чеши). Славяне в составе племен (чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи) стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI-VII вв., ассимилировав остатки кельтского и германского населения.

В IX в. Чехия входила в состав Великоморавской державы. В конце IX – начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, в X в. включившее в свои земли Моравию. Со второй половины XII в. Чехия вошла в состав Священной Римской империи; далее на чешских землях прошла немецкая колонизация, в 1526 г. установилась власть Габсбургов.

В конце XVIII – начале XIX вв. началось возрождение чешского самосознания, завершившееся, с распадом Австро-Венгрии в 1918 г., образованием национального государства Чехословакия, которое в 1993 г. распалось на Чехию и Словакию.

В составе современной Чехии выделяются население собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков.

Лето-славяне считаются самой молодой ветвью северо-европейских арийцев. Они проживают на восток от средней Вислы и имеют значительные антропологические отличия от литовцев, проживающих в той же местности. По мнению ряда исследователей, лето-славяне, смешавшись с финнами, дошли до среднего Майна и Инна, и лишь позднее были частично вытеснены, а частично ассимилированы германскими племенами.

Промежуточная народность между юго-западными и западными славянами – словенцы, занимающие в настоящее время крайний северо-запад Балканского полуострова, от верховьев рек Сава и Драва к восточным Альпам и побережью Адриатики вплоть до Фриульской долины, а также в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии. Эта территория была занята ими во время массового переселения славянских племен на Балканы в VI-VII вв., образовав два словенских региона -альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне).

С середины IX в. большая часть словенских земель оказалась под господством южной Германии, вследствие чего там стало распространяться католичество.

В 1918 г. произошло создание королевства сербов, хорватов и словенцев под общим названием Югославия.