Мероэ судан. Великие цивилизации чёрной Африки: От Кермы до Мероэ

Древний город Мероэ расположен за восточном берегу реки Нил, к северо-востоку от города Хартум в Судане. На протяжение нескольких веков Мероэ был процветающей столицей царства Куш. Город был резиденцией правителей с 592 года до нашей эры по 350 год н.э. До наших дней здесь сохранилось более 200 Нубийских пирамид, известных своими размерами и пропорциями.

Мероэ был главным городом королевства, богатство которого было обеспечено мощной металлообрабатывающей индустрией и торговлей с Китаем и Индией. Железо было самым важным металлом тех времен, а мастера Мероэ считались одними из лучших в мире. В добавок, город экспортировал своим партнерам ювелирные изделия, гончарные изделия и текстиль. Обладая большим политическим влиянием, Мероэ также являлся религиозным центром со множеством храмов и пирамид.


Первым обнаружившим руины Мероэ европейцем был Фредерик Кайо, опубликовавший иллюстрации руин в 1821 году. Карл Лепсиус исследовал руины более детально в 1844, доставив детальный план и некоторые античные находки в Берлин. Раскопки и восстановление руин Мероэ продолжаются и по сей день.


Мероэ является выдающейся достопримечательностью Судана и может предложить туристам очень многое. Около 200 пирамид расположены в древнем месте захоронения царей королевства Куш. Эти сооружения намного меньше, чем Египетские Пирамиды , но их количество производит потрясающее впечатление. Они были созданы из блоков песчаника с более крутым уклоном, чем египетские сооружения. К сожалению, охотники за сокровищами уничтожили многие пирамиды Мероэ в 19-м веке.

Некоторые погребальные часовни и опорные стены сохранили свою сложную гравировку и древние скульптуры. Несмотря на очевидное египетское влияние, в этих скульптурах прослеживается также специфическая культура Мероэ. Это особенно заметно в одежде королей и королев. Лучшие скульптуры были демонтированы в 1905 и отправлены в британский Музей и музей в Хартуме. В 1910 археолог Джон Гарстанг начал раскопки городских насыпей. Благодаря его усилиям были раскопаны руины дворца и нескольких храмов царства Куш .


Сохранение и защита пирамид Мероэ является важной частью плана повышения туристической привлекательности Мероэ. Уже сейчас потоку туристов значительно подрос и вы определенно не будете разочарованы таким путешествием. Во время прогулки среди пирамид и других памятников вы сможете совершить уникальное путешествие во времени на несколько тысячелетий.

Древние цивилизации Бонгард-Левин Григорий Максимович

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕРОЭ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕРОЭ

«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество… Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».

Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г. до н. э. неизвестный автор стелы Пианхи.

Почти столетие именовали себя фараонами Египта пришельцы из Напаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога. Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций. Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древность.

Судьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков. По мнению академика Б. Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс. до н. э. отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Северную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.

Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума - столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей. Населяли Куш земледельческо-скотоводческие объединения.

Уже в III тыс. до н. э. территории к югу от первого порога Нила становятся объектом военных набегов, а затем и прямого завоевания со стороны египетских фараонов. Развитие ранней археологической культуры, известной под названием «группа А», было прервано в самом расцвете набегами с севера. Сменившее и частично поглотившее ее остатки население культуры «группы С» имело уже значительную примесь негроидных элементов. Последние археологические раскопки показали, что носители культур «группы С» Керма тесно связаны по происхождению с районами Южного и Восточного Судана, а также Сахары, что они появляются в долине Нила в середине последней четверти III тыс. до н. э. Судя по археологическим материалам, носители культуры «группы С» в основном занимали территорию собственно Северной Нубии, носители «культуры Керма» - территорию Куша.

Раскопки городища и некрополя Кермы рисуют картину развитого общества: мощный градостроительный комплекс, многоплановые архитектурные сооружения религиозного центра, жилые кварталы, возведенные из обожженного кирпича, имевшие большие зернохранилища, ограда, которая проходила вокруг центра города. Городище Кермы с полным основанием можно считать уникальным для всей Нубии.

Общество Кермы имело уже значительную классовую дифференциацию. Правители владели большими стадами быков и коз. Среди различных типов керамики наряду с египетской выделяются вещи, отделанные перламутром с Красного моря, и предметы из слоновой кости, доставленной из Центрального Судана, что свидетельствует о широких связях и значительном уровне развития общества. Декор керамики свидетельствует о сильном влиянии Черной Африки. Население Кермы поддерживало тесные контакты с Египтом, населением Восточной Сахары, областями Хартума и пограничными районами Эфиопии. Некоторые гробницы метрополии и территории, на которую распространялась власть Кермы, достигали 100 м в диаметре, что дает еще одно доказательство мощи ее владык.

В эпоху своего расцвета, совпадающего с периодом Среднего царства и II Переходного периода, Керма контролировала территорию от второго до четвертого нильского порога. Даже в период египетской колонизации, как это показывают самые последние раскопки французского археолога III. Бонне, Керма, очевидно, сохраняла свой статус региональной метрополии. Наиболее устойчивым оставался местный обряд захоронения. В более поздний период конструкции новых центров кушитской цивилизации Кавы, Напаты и Мероэ показывают сходство с сооружениями Кермы, что доказывает местные (кермийские) корни этой цивилизации.

Большое количество природных ресурсов, среди которых важнейшее место занимали месторождения золота, располагавшиеся, в частности, в Вади Аллаки (здесь в 1961 -1962 гг. вела раскопки советская археологическая экспедиция во главе с академиком Б. Б. Пиотровским), а также возможность разведения скота, ценных пород деревьев, угона пленных определили политику Египта в отношении этой страны. Эпоха господства египтян в Куше существенным образом сказалась на его развитии и надолго определила его судьбу. Уже к концу II Переходного периода египтизация кушитского общества доходит до такой степени, что практически трудно отделить местные черты от египетских. И с уходом египтян тень великой державы навсегда сохраняется здесь даже в тех районах, где они никогда не воцарялись.

Процесс культурного взаимодействия в самом широком смысле слова при доминирующей роли Египта на первом этапе (от начального периода завоевания до XXV династии) проходил не только путем насильственного внедрения отдельных элементов культуры (типы храмов, египетские культы, атрибутика, стиль изображения, язык, социальная терминология и отчасти институты государственной власти, жречество), но и избирательно - сохранялись и вживались лишь те черты, которые соответствовали местным традициям и взглядам.

Однако египетская основа, трансформируясь на местной почве, обретала иной колорит, а порой и вовсе не свойственные ей в Египте черты. В период XXV династии результат длительного воздействия египтян на развитие кушитского общества бумерангом возвратился в Египет, завоеванный правителями Куша, обладавшими теми же титулами фараона (сын Ра, «властелин Обеих Земель», находящийся под покровительством Хора и богинь коршуна и змеи), проповедовавшими те же формулы религиозной борьбы по повелению Амона, которые в свое время оправдывали египетские завоевательные походы.

Пребывание на египетском престоле, казалось бы, усилило влияние Египта, но это был лишь внешний момент - стремление к подражанию и копированию величия бывшего властелина. Так, над могилой Пианхи была сооружена пирамида, хотя в самом Египте их не строили уже примерно за тысячу лет до этого. Не исключено, что тело Пианхи мумифицировали, ибо в гробнице были обнаружены канопы. Однако тело покоилось не в саркофаге, а на ложе, как это характерно для могильников Кермы.

Преемник Пианхи Шабака оставил добрую память о своем владычестве в Египте. По его приказу был переписан древнейший богословский трактат Мемфиса. Старания оказались ненапрасными. Еще долго после смерти Шабаки, вплоть до птолемеевского времени, одна из улиц Мемфиса носила его имя. Апогея своего величия династия достигла при Тахарке. Его коронационная стела была установлена не только в достроенном и отделанном им великолепном храме Гемпатон (у третьего порога), но и в северной части Дельты, в Танисе. Последнему представителю XXV династии, Танутамону, несмотря на предсказание воцариться в Египте, полученное во сне, недолго пришлось наслаждаться славой. Мощь и натиск ассирийских войск развеяли в прах амбиции фараонов из Куша.

Видимо, в связи с угрозой вторжения иноземцев с севера или по каким-то иным причинам главные центры кушитской цивилизации отодвинулись значительно южнее, в Напату и Мероэ, к четвертому и пятому нильским порогам. Резиденция царской семьи с VI-V вв. до н. э. находилась в Мероэ, но Напата оставалась главным религиозным центром. Здесь происходил основной обряд коронации властелина, после чего он совершал поездки по другим крупным святилищам Куша.

Наиболее выдающимся памятником местной архитектуры и искусства является религиозный комплекс в Мусавварат-эс-Суфра, где почитался местный львиноголовый бог Апедемак. Рельефы этого храма по стилю исполнения внешне еще очень напоминают египетские, хотя при внимательном изучении уже здесь наблюдается отход от принципов египетского канона. Гимн Апедемаку, начертанный, правда, египетскими иероглифами, по своему содержанию является чисто мероитским. В многочисленных изображениях льва на рельефах религиозного комплекса Мусавварат-эс-Суфра отразилась типично африканская символика царя-льва, связанная с представлениями о мощи и физической силе правителя, носителя плодородия, обеспечивающего благополучие своих подданных.

На рубеже нашей эры в честь бога Апедемака был построен другой храм, в Нага. Архитектура его была выдержана в местном стиле. На рельефах Апедемак представлен в виде трехглавого и четырехрукого львиноголового бога, а также в облике львиноголовой змеи с телом человека и головой льва. Эти образы целиком явились продуктом творчества местных мастеров и отражали функции львиноголового бога войны и вместе с тем бога плодородия.

Греческая традиция сохранила воспоминание о мероитском царе Эргамене (Аркамани), жившем во времена Птолемея II, который получил греческое воспитание и философское образование. Он осмелился уничтожить старые обычаи, согласно которым стареющий властелин по повелению жрецов должен был умереть. «Возымев образ мыслей, достойный царя,- писал Диодор,- он… перебил всех жрецов и, уничтожив этот обычай, переделал все по своему усмотрению». В современной науке с именем этого правителя иногда связывают и происхождение мероитской письменности.

Первые надписи, составленные мероитским письмом, дошли до нас от II в. до н. э., хотя язык, безусловно, существовал много ранее. Это древнейшее на Африканском континенте алфавитное письмо возникло под непосредственным воздействием египетского, как иероглифического, так и демотического его варианта.

Вся история развития мероитской культуры проходила во взаимодействии с крупнейшими державами древности. В Куше были восприняты многие из их традиций и достижений. Синкретизм в культуре Куша является, таким образом, исторически обусловленным. Среди внешних факторов ведущая роль в становлении культурной традиции, безусловно, принадлежит Египту, целый ряд черт которого укоренился в Куше без изменений. Это относится к отдельным образам египетских богов, к стилю изображения рельефных и статуарных композиций, к атрибутике царей и богов - форме короны, скипетрам, приставному бычьему хвосту, к жертвенным формулам и ряду других элементов заупокойного культа, к некоторым храмовым ритуалам, к титулатуре царей.

Определенную роль в поддержании традиции играла постоянная прослойка египетского населения в Куше - непосредственного носителя культуры. Особенностью процесса была адаптация черт египетской культуры до такой степени, что они уже механически воспринимались населением и осознавались уже не как пришлый, а как местный элемент.

В греко-римский период процесс культурного влияния проходил опосредованно - через эллинистический и римский Египет, а также непосредственно - через греческое и римское население, находившееся в Мероэ. Наиболее яркими проявлениями этого влияния считаются так называемый римский киоск в Нага, остатки римских бань в Мероэ, фигуры богов анфас, по стилю сходные с греческими изображениями. Сюда же следует отнести поэтические произведения в честь местного бога Мандулиса, составленные по различным формам греческого литературного канона.

Уже со времен Александра Македонского Куш занимал вполне определенное место в эллинистической, а позднее и в римской литературе. Куш связывался с путешествиями, мнимыми или реальными географическими открытиями, считался местом убежища для теснимых и гонимых из Египта правителей. Перед читателем предстает сказочно богатая золотом страна, место средоточия богов, почитаемых в греко-римском мире. Так в синтезе различных элементов, но при устойчивом сохранении местной основы на протяжении веков складывалась и развивалась качественно новая культура - цивилизация Куша, оказывавшая влияние на те страны, с которыми непосредственно соприкасалась.

Традиции глубокой древности сохранялись веками в народной памяти. Даже в современном фольклоре Судана имеется предание о царе Напа из Нафты, этимологически явно восходящее к мероитскому топониму, о древних обычаях умерщвления царей и отмене их царем Акафом, о змеях- хранительницах храма и многие другие. В сказаниях присутствуют воспоминания о сокровищах Кермы, а местное население до сих пор окружает легендами и почитает руины - остатки древнего городища Кермы. Самобытная и оригинальная культура Куша внесла свой вклад в общее культурное наследие стран древнего Востока, явилась истоком современной культуры народов Судана.

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Мероэ. Шлак плавильных печей Громкая слава страны фараонов, богатство искусства и величие памятников Египта затмили память о странах, лежавших южнее, занимавших территорию нынешнего Судана. И в первую очередь о стране Куш…Пепи II, фараон шестой династии, живший почти за

автора

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мероэ Историческую область в среднем течении Нила – от Асуана на севере до суданского города Дабба на юге – принято называть Нубией. Название это скорее всего происходит от древнеегипетского слова «нубу», что означает «золото». Примыкающие к Нилу невысокие скалистые

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

33. Цивилизация II–IV вв Древние историки охотно и подробно описывали события им известные, причем их осведомленность была довольно велика. Но если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два видных географа, а потом -

автора

§ 5. Китайская цивилизация Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао.

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 6. Иудейская цивилизация Существенное место в истории Древнего мира и мировой цивилизации в целом занимают евреи и созданная ими иудейская цивилизация. Евреи – семитский народ, состоявший из 12 кланов (родов, колен) потомков двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 7. Персидская цивилизация Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Византийская цивилизация В учебниках и книгах по всемирной истории и истории мировых цивилизаций нередко возникает некоторая прерывность в изложении материала. В действительности исторические события продолжали происходить примерно на одной и той же территории,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. НТР и мировая цивилизация Под научно-технической революцией (НТР) обычно понимается качественное преобразование современных производительных сил на основе достижений науки и техники. Считается, что научно-техническая революция зародилась еще в 1930-х гг., получила

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Мероэ Руины древнего города Мероэ принадлежат к величайшим памятникам древности, чья история составляет важную часть развития человечества. Но, несмотря на заявления об интересе со стороны их потомков, о жизни Мероэ и соседних городов Куша сейчас известно не больше, чем

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы Африканского континента и

автора Дэвидсон Бэзил

Загадка Мероэ

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Мероэ Руины города Мероэ – один из величайших памятников древности. История этого города – важная глава в истории человечества. Этого никто не оспаривает. Однако до сих пор о жизни Мероэ и других городов царства Куш нам известно не многим больше, чем узнал о них Геродот

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

1.2. Культура и цивилизация Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Цивилизация?! Нет - цивилизация! Ах, сколько про неё говорено, писано, спорено! Сколько Гордости по теме своей первоосновности в цивилизационном ряду - и неподдельной, и фальшивой - выказано ярчайшими представителями самых разных Наций, Народов, Народностей, племен, а

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же деле, черные африканцы могут похвастаться куда более древними корнями своей великой культуры, чем большинство европейцев. Керма — государство такое же древнее, как Египет.

Пирамиды Мероэ. Картинка фонда wikimedia

В древнеегипетских документах часто упоминается область Нубия к югу от страны фараонов. Она располагалась между первым и шестым порогами Нила и была населена чернокожими людьми. Нубия – египетское название, произошедшее от слова «нуб», то есть золото. Именно золото, рабы, слоновая кость и прочие дорогие для египтян товары поступали с юга. Египтяне организовывали туда военные экспедиции и захватывали части этой страны. Однако случалось и обратное. Около 760 года до нашей эры в Египте воцарился фараон-нубиец Кашта. Он основал двадцать пятую династию, которая успешно правила страной на Ниле около ста лет.
Кто же были эти нубийцы? Что мы вообще знаем о них? Первые археологические раскопки в верхнем течении Нила начались еще в XIX веке. Археологи довольно быстро установили, что имеют дело с развитой цивилизацией, строившей собственные пирамиды, имевшей письменность и обширные торговые связи не только с Египтом, но и другими областями Африки. Изначально предполагалось, что эта цивилизация выросла в результате общения нубийцев с древними египтянами, заимствования с севера передовых технологий, форм правления и хозяйствования. Но раскопки второй половины XX – начала XXI века постепенно заставили пересмотреть эту концепцию.
Во-первых, археологи установили, что чернокожие жители южной части долины Нила сами были создателями передовых технологий. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры они перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. То есть примерно тогда же, когда и жители ближневосточного «плодородного полумесяца», считавшегося до недавних пор прародиной всех земледельческих и скотоводческих культур. В 1977 году группа швейцарских археологов приступила к раскопкам древнего города Керма, расположенного на восточном берегу Нила . Швейцарцы установили, что город был основан в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры превратился в крупный по тем временам мегаполис, вполне сравнимый по размерам с египетскими столицами. Были обнаружены просторные помещения, по-видимому являвшиеся жилищами вельмож. При них жили ремесленники. Сельскохозяйственные продукты хранили в глиняных горшках, на узких горлышках которых делались специальные утолщения. Как полагают, для того, чтобы ставить на них печати. Это говорит о развитой системе учета благосостояния древних африканцев. В середине третьего тысячелетия до нашей эры на берегу Нила был построен крупный порт.
В 2600 году до нашей эры Керма превратилась в центр большого и сильного государства. Когда в 1786 году до нашей эры пришедшие из Синайского полуострова скотоводы-гиксосы захватили дельту Нила, кермиты (назовем их так) воспользовались ослаблением Египта и подчинили себе его южные области. Естественно, они что-то заимствовали у египтян, но, как уверены современные археологи, египтяне тоже перенимали многие черты культуры своих чернокожих соседей. В 1550 году до нашей эры фараон Яхмос изгнал гиксосов, а затем приступил к завоеванию златообильной Нубии. Керма пала под ударами армии этого талантливого полководца.
Завоевав Нубию, египтяне столкнулись с другими государствами к югу и западу от Кермы. В египетских документах перечисляются их названия: Вават, Темех, Ирджет, Сетджу и Ям. Возможно, ранее они находились в зависимости от Кермы, но затем начали вести независимую политику. В XVI веке до нашей эры египтянам удалось продвинуться дальше на юг, создав наместничество под названием Куш. Оно управлялось египетскими чиновниками. В 1070 году до нашей эры кушиты избавились от пришельцев с севера и провозгласили независимость.
Первой столицей Куша стал богатый город Напата на Голубом Ниле примерно . Его правители успешно расширяли свои владения, и один из них Кашта даже завоевал Египет. Но об этом я уже написал выше. Примерно в то же время второй столицей Куша стал соседний с Напатой город Мероэ . К 280 году до н. э. Мероэ вытеснил Напату, так что в дальнейшем принято говорить о государстве Мероэ.
Мероиты создали вполне независимую от Египта цивилизацию. Они разработали собственную систему иероглифического письма, строили пирамиды, намного меньше египетских, но при этом применяли совершенно отличные от египтян технологии. Основой существования Мероэ было сельское хозяйство. Земледелием занимались лишь вдоль долины Нила, а на бескрайних саваннах доминировало пасторальное скотоводство. Однако в другие страны мероиты вывозили не зерно, не молоко и не мясо. Они научились добывать и обрабатывать железо, которое и превратилось в их главный товар. Кроме того, из Мероэ вывозили ткани и ювелирные изделия.
После завоевания Египта римлянами в 30 году до н. э. у Мероэ начались серьезные проблемы. После короткого периода столкновений римляне и мероиты заключили мирный договор, разделив между собой южные области Египта. При императоре Нероне в Мероэ с исследовательскими целями была послана преторианская когорта. Но на этом контакты мероитов с севером ограничились. Торговля постепенно угасла. Богатое государство пришло в упадок. В начале нашей эры археологи зафиксировали исход из этой части Судана племен пастухов-нилотов в Восточную Африку. Среди них были предки современных масаев. Что заставило людей бросать насиженные места? Возможно, внутренние войны. Или изменение климата, который становился все более прохладным, и на место саванн с севера надвигалась пустыня. Город Мероэ просуществовал до 330 года нашей эры, пока не был завоеван более могущественной африканской империей Аксум. Но остатки его древних зданий и пирамид сохранились до нашего времени и, между прочим, внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Цивилизация возникла 29 в. назад.

Цивилизация остановилась 17 в. назад.

Мероитская цивилизация, относимая исследователями к древней Африканской цивилизации, возникла в VIII в. до. н.э. в районе современного города Мероэ в Судане на восточной стороне Нила между Асуаном и Хартумом.

Хотя первые культурные поселения здесь возникли ещё в III тыс. до н.э.

На территории Мероэ в разное время существовали также Кермитская, Кушитская, Нубийская и Египетская цивилизации. Влияние Египетской цивилизации было наиболее значительным и долговременным.

Язык цивилизации мероитский.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата.

Город Мероэ стал столицей государства Куш после разорения Напаты в 590 г. до н.э. Псамметихом II.

Во второй половине VI в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда - Мероитское царство). После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы - пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами.

Развитие Цивилизация Мероэ было приостановлено в связи с непрерывными рейдами аксумитов в первой четверти IV в. н.э.

Около середины III в. до н. э. царь Мероэ Эргамен (Ирк-Амон) положил конец политическому влиянию напатских жрецов, которые до того имели возможность низлагать неугодных им царей и выдвигать кандидатуры их преемников. Сохранились сведения о том, что царь эллинистического Египта Птолемей IV и царь Эргамен поддерживали постоянные дипломатические связи. С этого времени власть царя, как полагают, становится наследственной, Мероэ превращается также в религиозный и культурный центр.

Греческая традиция сохранила воспоминание о мероитском царе Эргамене (Аркамани), жившем во времена Птолемея II, который получил греческое воспитание и философское образование. Он осмелился уничтожить старые обычаи, согласно которым стареющий властелин по повелению жрецов должен был умереть.

В период персидского господства в Египте Мероитское царство утратило ряд своих северных территорий.

Уже со времен Александра Македонского Куш занимал вполне определенное место в эллинистической, а позднее и в римской литературе.

В современном фольклоре Судана имеется предание о царе Напа из Нафты, этимологически явно восходящее к мероитскому топониму, о древних обычаях умерщвления царей и отмене их царем Акафом, о змеях - хранительницах храма и многие другие. В сказаниях присутствуют воспоминания о сокровищах Кермы, а местное население до сих пор окружает легендами и почитает руины - остатки древнего городища Кермы.

Первые надписи, составленные мероитским письмом, дошли до нас от II в. до н. э., хотя язык, безусловно, существовал много ранее. Это древнейшее на Африканском континенте алфавитное письмо возникло под непосредственным воздействием египетского, как иероглифического, так и демотического его варианта.

Вся история развития мероитской культуры проходила во взаимодействии с крупнейшими державами древности. В Куше были восприняты многие из их традиций и достижений. Это относится к отдельным образам египетских богов, к стилю изображения рельефных и статуарных композиций, к атрибутике царей и богов - форме короны, скипетрам, приставному бычьему хвосту, к жертвенным формулам и ряду других элементов заупокойного культа, к некоторым храмовым ритуалам, к титулатуре царей.

Определенную роль в поддержании традиции играла постоянная прослойка египетского населения в Куше - непосредственного носителя культуры. Особенностью процесса была адаптация черт египетской культуры до такой степени, что они уже механически воспринимались населением и осознавались уже не как пришлый, а как местный элемент.

Во II-I вв. до н. э. в связи с упадком политического могущества державы Птолемеев и обострением социальной борьбы внутри Египта Мероитское царство стало вмешиваться в египетские дела, поддерживая народные движения на юге Египта.

В греко-римский период процесс культурного влияния проходил опосредованно - через эллинистический и римский Египет, а также непосредственно - через греческое и римское население, находившееся в Мероэ. Наиболее яркими проявлениями этого влияния считаются так называемый римский киоск в Нага, остатки римских бань в Мероэ, фигуры богов анфас, по стилю сходные с греческими изображениями. Сюда же следует отнести поэтические произведения в честь местного бога Мандулиса, составленные по различным формам греческого литературного канона.

Когда римляне в 30 г. до н. э. овладели Египтом и население Фиваиды пыталось организовать им отпор, поднимая восстания, отряды эфиопов под предводительством кандаки вторглись в Египет, но были отброшены, а египтяне усмирены.

В 23 г. до н. э. войска римлян во главе с префектом Гаем Петронием овладели Напатой, присоединили северную Эфиопию к римской провинции Египет.

С III в. н. э. царство начало приходить в упадок. На территории Мероитского царства образовались государства Алва, Мукурра, Нобатия.

+++++++++++++++++++++++++++

В далёкой жаркой Африке в давние времена
В загадочном Куше город Мероэ существовал,
Где по традиции властвовала женщина сполна,
В названии – гиперборейскую гору Меру напоминал!

Впервые Куш в XIX веке до н.э. царём XII династии упоминается.
Фараон Сенусепт III четыре похода на Куш совершил.
С кушитов дань, прежде всего, золотом взимается.
В крепости Икен главный центр египетской торговли был!

Час независимости Куша в XVIII веке до н. э. настал.
Завоевательная политика Египта развитие Куша задержала.
Тутмос I вторгся на земли Куша, столицу завоевал.
Пятьсот лет политика Египта своим давлением досаждала!

Под руководством Панехси против Египта восстание поднялось.
От зависимости поработителей государство Куш освобождается.
В IX-VIII веках до н. э. Мероитское царство создалось -
Царство Куш, вплоть до раннего средневековья так называется!

В 330 году царь Аксоум руины Мероэ нашёл,
Они наполовину под жгучим песком находились.
Исследователь XIX века почти к «концу пира» пришёл:
Грабители растащить многие ценности умудрились!

Культура Мероэ интересной и загадочной мнится.
Удивительность города – раскопки подтверждают.
Мероэ – древнейшего государства Куш столица.
На территории Судана корни её прорастают!

Мероитская цивилизация к древней африканской относится.
В далёкой древности её в районе города Мероэ основали.
Мысль – поселения здесь были в III тыс. до н. э. – просится.
В разное время на земле Мероэ разные цивилизации обитали!

***
В 671 году до н. э. Ассирия Египет завоевала.
В области Куш с центром в городе Напата царство образовалось.
После падения Напаты – Мероэ столицей стала,
Но за Напатой значение религиозного центра осталось!

Через столетия - эта земля Нубией называлась.
Мероэ – город в плодородной долине Нила прописался.
Нубия для египтян «воротами в Африку» считалась,
Теряла независимость – лишь Египет на неё ополчался!

В Куше большое количество природных ресурсов имелось.
Важнейшее место месторождения золота занимали.
Поэтому соседней стране – Египту – очень хотелось
Захватить Куш. Египтяне постоянно на эту страну нападали!

Судьба кушитов и египтян на протяжении веков переплеталась.
Верхний Египет и Северную Нубию сперва культура объединяла.
Это археологическими находками обосновалось.
Потом культура каждой страны по своему пути зашагала!

Куш между третьим и пятым нильскими порогами обосновался.
Названия страны и её составных частей неодинаковыми были.
Куш скотоводческими объединениями постоянно пополнялся.
С III века до н. э. земли Куша после набегов - к Египту переходили!
***

Нубийцы и египтяне между собой постоянно конфликтовали.
Не редкими были и вооружённые стычки, нападения.
Предполагают, в 591 году до н. э. египтяне на север уйти пожелали.
Кушиты – ушли на юг, избежав от соседа разорения!

Нил хорошо защищал новое место поселения,
У шестого порога Нила, в степи, свершилось Мероэ основание.
III век до н. э. ознаменован королевства Куш окрылением,
Которое в последующие века познало процветание!

Сказочной землёй место города Мероэ оказалось:
Вовремя нужные для земледелия дожди выпадали.
Жить независимо от влаги Нила удавалось:
На этом месте восемьсот водоёмов воды существовали!

Столицей город с VI века до н. э. до IV века н. э. прослужил.
Меройцы сорго выращивали, плодовые деревья садили.
Быков и слонов мероец на личной земле заводил.
Хозяйственными, трудолюбивыми древние людьми были!

На золотых приисках золото умело добывали,
Из которого прекрасные ювелирные изделия получались.
Статуэтки из слоновой кости их жилища украшали.
Редкие украшения караванами в Египет отправлялись!

Изделия древних меройцев великолепием впечатляли.
В пирамиде царицы Аманисхакето уникальные украшения были-
Декоративные золотые нашивки, кольца, браслеты представляли.
Итальянцу Ферлини потом они богатством знатно служили!

Основной клад древнего Мероэ похитителям не достался.
В 1963 году обнаружена скульптурная мужская голова,
Статуя бога, которой вход одного из храмов украшался,
Чаша из голубого стекла, что разбита на 40 частей была!

В Мероэ, впервые в Африке, письменность появилась,
Её до сих пор не удалось до конца расшифровать.
Некоторых подвижек это стремление добилось:
В 1909 году англичанин Гриффит начал алфавит составлять!

Количество букв мероитского алфавита точно не определено,
Слова, составленные из букв алфавита, смысла не имеют.
Взаимовлияние культур Египта и Мероэ подмечено давно,
Хоть государства между собой зёрна вражды часто сеют!

Грекам – мероец человеком с «горящим лицом» представлялся.
Геродот о «Большом городе» с гуляющими верблюдами упоминал.
Страбон о портрете меройской королевы по-своему отозвался.
Город Мероэ след первой африканской цивилизации создал!
***

Всё, что в древних меройских пирамидах-могилах находится,
Засыпанное известняком и песком – дело времени и ветров,
К сокровищам блистательной цивилизации Мероэ относится,
Уничтоженной безжалостным безмолвием веков!

Архитектура Мероэ древнеегипетские строения напоминает.
В бескрайних горячих песках археологи раскопки организовали:
Великолепие пирамид, фресок, статуй впечатляет,
Глиняные сосуды, ювелирные изделия - изысканностью блистали!

Культура Мероэ свои неповторимые особенности имеет:
Пирамиды размерами и формами от египетских отличаются.
Женские фигуры на фасадах храмов дороднее и пышнее,
Чем, всем известные, египетские красавицы изображаются!

При небольшом сходстве, Мероэ от Египта отличается.
Кушиты оригинальную, своеобразную цивилизацию образовали.
Постройка зданий меройцев, как египетская, не воспринимается.
Они своё искусство, не похожее ни на какое другое, создали!

Городище Керма картину развитого общества представляет:
Жилые кварталы из обожжённого кирпича возводились.
Зернохранилища были. Крепкая ограда центр города окружает.
Строения Куша как уникальные при раскопках определились!
***

Правители Куша теми же титулами, что и египтяне, обладали:
Сын бога Ра, «властелин Обеих Земель» - величались.
По повелению бога Амона соседние земли воевали,
Покровительством сильных богов наслаждались!

Власть в Мероэ от брата к брату или сестре переходила.
А от отца к сыну – когда братьев и сестёр не оставалось.
Торговлю Мероэ с Египтом и Римской империей производила,
Для покупки боевых слонов договорное соглашение заключалось!

Из-за угрозы вторжения – кушитская граница южнее оказалась.
Царская семья в VI – V веках до н. э. в Мероэ находилась.
Напата - главным религиозным центром оставалась,
Здесь основная коронация фараонов проводилась!
***
Кушиты своему Богу с головой льва поклонялись.
Бог меройцев – Апедемак – покровителем воинов считался.
Две религии у кушитов странным образом воедино сливались:
В сердцах меройцев жил Апедемак, и бог Амон в душе уживался!

Жрецы Мероэ могущественнее самого фараона были.
Они избирали царя. Срок жизни царя от жрецов зависел.
В III веке до н. э. новый культ бога Апедемака установили:
Бога – хранителя царя. Он силу и власть фараонов возвысил!

Под напором царя Эргамена влияние напатских жрецов затихает,
Властью которых неугодный им царь низвергался.
В этот период власть царя наследственность представляет.
Мероэ - в культурный и религиозный центр превращался!

Мусавварат-эс-Суфра памятником кушитской религии является.
Здесь о боге Апедемаке гимн начертанный славу гласит,
Африканская символика царя – льва отражается,
Что о силе и мощи правителя, носителя плодородия, говорит!
***
После завоевания Египта – кушиты владыками в нём стали.
Правитель Шабака добрую память о себе оставил.
По его приказу богословский трактат Мемфиса переписали.
После смерти – Шабака в названии улиц помнить себя заставил!

Греки о мероитском царе Эргамене воспоминания сохранили,
Который греческое воспитание и образование получил,
Уничтожил старый обычай, что в Мероэ веками чтили,
По которому старый правитель – умереть должен был!

Династия кушитов при фараоне Тахарке величия достигла.
Его коронационную стелу в нескольких местах установили.
Представителя XXV династии – Танутамона – злая участь настигла:
Натиск и мощь ассирийских войск династию Куша прекратили!
***

В начале IV века н. э. следы цивилизации Мероэ исчезают
После завоевательных походов соседей – есть мнение.
Археологические раскопки на территории Мероэ – продолжают.
Африканская цивилизация Мероэ – удивительное явление!

Несметные богатства сказочной цивилизации возродились,
Благодаря археологам, свою красоту воссоздали.
Пирамиды из песчаника 15 метровой высоты взору открылись.
В древние времена они греков, египтян, римлян восхищали!

Культура Куша в страны Древнего Востока свой вклад внесла,
Источником культуры современного Судана стала.
Через века воспоминания о традициях древности пронесла.
На развитие культуры ближайших стран повлияла!