План открытого урока по академическому вокалу в детской музыкальной школе. План открытого урока по академическому вокалу в детской музыкальной школе "кантилена-основа пения на дыхании" Открытый урок по народному вокалу в дши

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №1 г. Тайшета.

Преподавателя

Попкович Оксаны Олеговны

« ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

План-конспект
урока по специальности
«Вокальное исполнительство»/академический вокал
с учащимся 4 класса Бырдиным Марком

Тема урока: «Кантилена – как основа пения на дыхании»
Цель урока: Познакомиться с вокально-техническими терминами. Закрепление и проработка термина «кантилена» в разных жанрах вокальной музыки.
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дыхание – основа пения»;
- углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие: создать условия для развития у учащегося
- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные: создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.

Дата проведения: 18 октября 2017 года
Время проведения урока: 14.45-15.30
Место проведения: ДМШ № 1 г. Тайшета, каб. № 33
Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
-
наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало, кроссворд для выполнения домашнего задания.
Используемая нотная литература:
1.Г. Зейдлер «Вокализ № 9» (D-es dur)
2. «Серенада Трубадура» слова Ю. Энтин, музыка Г.гладков
3. «Тридцать три коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» слова Н.Олев, музыка М. Дунаевский

Ход урока.

I. Приветствие .

Представление преподавателя: Попкович Оксана Олеговна (преподаватель по классу вокала) Стаж работы – 3 года.

Представление концертмейстера: Микушина Ирина Владимировна

Знакомство с учащимся.
Объявление темы, цели и задач урока .

II. Основная часть. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1.Выпонение упражнений для активизации речевого аппарата. Часто у вокалиста бывают проблемы с тем, чтобы найти место для распевания и подготовки вокального аппарата, нет инструмента для распевания. Я предлагаю упражнения, которые помогают мне и моим учащимся настроить свой инструмент:

    Активизация зевка, купола, искуственно вызывая зевоту. Повторять несколько раз в течении минуты.

    Упражнение для дыхания «Собачка». Работаем с дыханием, немного вытащив язык и делаем быстрые вдохи вниз диафрагмы, при этом руки ставим вниз ребер, контролируем процесс. После упражнения предлагаем попить чистой воды комнатной температуры, так как можно испытать неприятное ощущения сухости в горле.

    Упражнение «трубочка». Язык формируем трубочкой, выполняем движение вперед-назад

    Покусывание языка от корня до кончика

    Чередование команды улыбка-трубочка

    Пятачок. Вытянуть губы вперед, затем перемещать их вправо-влево, выполнять также круговые движения.

    Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно, с силой «приклеивая» язык к небу (следить, чтобы губы были в широкой улыбке, подбородок оставался спокойным, не «скакал»)

    Вращение языка круговыми движениями по зубам в одну и в другую сторону

2. Распевание. Рассказ учащегося что такое «певческая установка»
Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, пропевание скороговорки на примарном тоне, удобном для ребенка с различным эмоциональным откликом (радость, грусть, гнев, безразличие) Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа(Г.Зейдлер «Вокализ №9»).

Предложить учащемуся после первого исполнения выбрать карточку с наиболее подходящим термином техники исполнения этого произведения.

Продолжение работы над задачами, а именно: добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), точности в ритмических аспектах, напомнить, что вокализ отличается ровностью и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.

4.Работа над исполнением произведения Г. Гладкова «Серенада Трубадура».

Предложить для просмотра и прослушивания фрагмент из мультфильма «По Следам Бременских Музыкантов» в исполнении знаменитого певца Муслима Магомаева. Дать учащемуся насладиться качественным вокальным звучанием голоса мэтра, отдохнуть и настроиться на работу. Обратить внимание на образ данного произведения.

Задачи работы над серенадой: отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения.

Используя образное мышление, воображение учащегося, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет ученика к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5. Работа над исполнением произведения М. Дунаевского «33 коровы»

Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащегося к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, заключенное в теме урока. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата.

Важно! При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные, независимо от послогового построения слова, переносятся к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

III . Заключительная часть
1. Закрепление нового материала.
2. Формирование домашнего задания.
3. Декламация трактата о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

План – конспект урока

Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1. Обучающие

Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у учащегося

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для:

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска учащихся в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии; исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

Используемая нотная литература:

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

2.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д. Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта -

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I. Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ учащегося).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя скороговорку «Бобры добры идут в боры» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ № 10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

В процессе работы учащиеся вспоминают теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды № 12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

III . Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY . Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами песен.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

Улучшают дренажную функцию бронхов,

Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

Улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение № 2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез.

- «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иго­лочка». Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чис­тим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).

ЛИТЕРАТУРА

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

преподавателя

МБУДО «Детская школа искусств №5 г. Йошкар-Олы»

Филимоновой Нины Андреевны

«ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»
1

План-конспект

урока по специальности

«Вокальное исполнительство»/академический вокал

с учащейся 2 класса Пироговой Марией

Дата проведения:
3 февраля 2016 г.
Время проведения урока:
9.00-9.40
Место проведения:
ДШИ № 5 г. Йошкар-Олы, Корпус № I , каб. № 8.
Дисциплина:
«Специальность»/вокальное исполнительство/
Сведения об учениках:
Пирогова Мария класс: второй, срок обучения -7лет,
специальность:
вокальное исполнительство
образовательная программа: общеразвивающая

Продолжительность урока
(по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока:
индивидуальная
Тип урока:
комбинированный
Методы ведения:
наглядный (слуховой и зрительный); · словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения); · фонетический; · вокальные упражнения; · проблемно – поисковый; - объяснительно – иллюстративный; - методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование:
рояль, ноты песен «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой, «Эрос, что медлишь» сл. и муз. Дж. Каччини.
Тема урока
: «Формирование певческого тона на начальном этапе обучения»
Цель урока
: освоение основных приемов звукоизвлечения в практической певческой деятельности учащегося.
Задачи урока
Работа над:  певческим дыханием и опорой звука;  высокой вокальной позицией;  точным интонированием;  ровностью звучания на протяжении всего диапазона голоса;  использованием различных видов звуковедения;
Структура урока
1. Начало урока – организационный момент. 2. Основная часть урока: - «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой; - «Эрос, что медлишь» Дж.Каччини; 3. Заключительная часть урока: 2
- домашнее задание, выводы.
Ход урока.
Пирогова Мария, 8 лет, 2 класс по 7-летнему году обучения.
Характеристика ученицы:
Маша поступила в школу искусств с неплохими музыкальными данными: голосовой диапазон - октава, хорошее чувство ритма. Тембр голоса - несильный, но приятный. В процессе обучения - на уроках собрана, выполняет указания педагога, дома занимается, приходит на урок подготовлена. Осуществляется контроль со стороны родителей.
Ход урока
: Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.
1.Организационный момент:
Педагог задает вопросы ученице - что такое дикция, артикуляция.
2
.
Упражнения:
-Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики по В.В. Емельяновой, дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, упражнения для дыхания, скороговорки. -Для подготовки голосового аппарата выполняем вокальные упражнения.
Пояснение:
В качестве вокальных упражнений мы используем русские народные песенки - попевки, что помогает вызвать интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.
3. Работа над репертуаром:

«Колыбельная»
на слова и музыку А.С. Наумовой. Ученица исполняет произведение. Преподаватель кратко напомнила, что автор «Колыбельной» - наш современник, живет в городе Гомеле - Алла Семеновна Наумова. Алла Семеновна педагог по образованию: в 70-х годах XX века закончила Гомельское музыкальное училище, в 80-х годах - руководила музыкальным театром на Севере в г. Полярный. Затем вернулась в родной город Гомель. Работает преподавателем в музыкальной школе. В 2007 – 2008 г.г. были изданы сборники музыкальных сказок «Сказка в сказке» и «Новогодние музыкальные сказки». Затем педагог ставит
задачи перед ученицей
– пропеть, обращая внимание на выразительность исполнения - вести фразу к самому яркому звуку.
Вопрос к ученице
– в каких случаях, кому исполняется колыбельная и как ее нужно спеть (быстро-медленно, громко-тихо, спокойно-взволнованно) - для этого подготовить карточки, ученица выберет нужные по ее мнению. Необходимо помнить о ясной артикуляции. 3
Обратить внимание на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
«Эрос, что медлишь?»
сл. и муз. Дж. Каччини. Ознакомление с новым произведением. Сначала педагог исполнила произведение, назвала авторов музыки и слов, заметила, что это произведение написано в 17 веке. Затем попросила ученицу проговаривать текст песни. Сначала проговаривали по фразам текст 1куплета, а потом послушали мелодию и попробовали спеть ее со словами. Во время работы над вокальным произведением «Эрос, что медлишь?» необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук «ми 2 » должен быть округлен, поставлен на опору. (полнозвучность, экономия дыхания).
Объяснение

запись

домашнего

задания
: «Эрос, что медлишь?» сольфеджировать и петь со словами вокальную строчку. Выучить слова.
Итог занятия:
педагог хвалит Марию за сформированные хорошие навыки исполнения, говорит, что с поставленными перед ней задачами она успешно справилась. Поясняет, что необходимо продолжать работать над ровностью звучания, точным интонированием, работать над певческим дыханием и опорой звука.
Выводы:
ученица хорошо работает над ровностью звучания, точно интонирует, умеет пользоваться певческим дыханием и опорой. Успешно справляется с исполнением «Колыбельной» и «Эрос, что медлишь».
Список использованной литературы:
1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики /Л. Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2007. 2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В 3. Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань. 4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой продолжает творить чудеса / М. Н. Щетинин. – М. : АСС – Центр: ЮНИВЕСТ, 2009. 5. Развитие детского голоса / под редакцией В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1970. 4

Методическая разработка открытого занятия

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна

Концертмейстер: Ким Татьяна Инхвановна

Тема урока: Опора дыхания как здоровье сберегающие

технологии на занятиях вокала.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 4

Тип урока: комбинированный

Открытое занятие

предмет: вокал (4 года обучения)

Тема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Ц ель: – Осознание учащимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

Обучающие:

приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,

этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,

разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:

развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия,

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,

Воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:

развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,

развитие навыков концентрации внимания,

развитие навыков единой дыхательной техники,

развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.

Тип урока : интегрированное занятие по вокалу

Наглядные средства:

с текстами распевов,

2. картинки к вокальному упражнению «Гласные буквы» с изображением духовых деревянных инструментов: флейта, фагот, гобой, кларнет.

3. CD – диски авторских песен «Есть сказка одна…»

4. Плакат – пособие: «Грудная клетка певца, вокалиста»

Технические средства

1. типовой учебный класс

2. пианино,

3. классная доска, мел.

4. фотоаппарат

План - конспект открытого занятия

(45 минут)

1. Организационный момент – ( 2 мин.)

– Приветствие

Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Дыхательная гимнастика (5 мин)

    Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

    Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

    Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. (5 мин)

    «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Задача для исполнителя: внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы. Задача для слушателей: – внимание на текст, правильно назвать древние буквы распева.

3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. Таблица типов дыхания. ( 10 мин.)

Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.

Различают следующие типы дыхания:

    Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

    Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

    Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

    Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

4. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)

Вопросы педагога:

Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответ учащегося:

(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),

Что влияет на дыхание? – ответ учащегося:

(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация),

Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответ учащегося:

(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)

Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответ учащегося:

(косто - абдоминальное, абдоминальное)

Задача : – развитие умственной активности, активизация памяти.

5. Физкульт – минутка . (5 мин.)

Музыкальная игра «Самый ловкий»

Практическая работа.

6. Разучивание вокального произведения– ( 5 мин.)

Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Солистка: Хамидова Дарья.

7. Отработка певческого дыхания

( на примере песни «Колыбельная» из кинофильма «Цирк») – (5 мин.)

«Колыбельная» – исп.Юля Ли. Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у учащейся в процессе работы над произведением.

8. Подведение итогов: – анкетирование – ( 3 мин.)

Задача – вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить

9. Домашнее задание. (2 мин)

Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.

Дополнительные сведения для педагога:

Тема : Дыхание в пении как основа вокального исполнительства

Различают следующие типы дыхания:

1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

2. Грудное дыхание , при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

    Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания?

ответы учащихся:

    концентрация внимания

    быстрый вдох

    задержка дыхания

    медленный выдох

    Что влияет на дыхание?

ответы учащихся:

  • постоянная тренировка на занятиях

    концентрация

    Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее?

ответы учащихся:

    развивается грудная клетка

    дыхание устойчивое

    пластичное

    Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца?

ответы учащихся:

    косто – абдоминальное

    абдоминальное

Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти

МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»

г.Кингисепп

Конспект открытого занятия на тему :

.

Педагог дополнительного образования

    Общие сведения:

Дата проведения: __________

Помещение: класс эстрадного пения

Год обучения: 2 год обучения

Возраст: 7 лет

    Тема открытого учебного занятия

Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения

    Цель учебного занятия и задачи

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

* обучение правильному певческому дыханию

*обучение правильному произношению скороговорок

* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

Развитие музыкальных и творческих способностей учащегося

Развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

Развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

Раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

Формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

    Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

    Форма организации работы . Индивидуальная.

    Структура учебного занятия (этапы).

Вводная часть. 5 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 30 мин

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

VII . Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» .

Артикуляция как важнейшее условие работы

над вокальным произведением 5 мин

2. Основной этап:

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 5 мин

Артикуляционная гимнастика. 8 мин

Вокальные упражнения 8 мин

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин

3. Заключительный этап

Подведение итогов 4 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.

V Ш. Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

IX . Методы обучения .

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)

X . Оборудование и материалы.

Учебный класс

Фортепиано

Микрофон

Ноутбук

XI . Методическое обеспечение.

Литература:

    Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

    Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.

    Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

    Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Сайты в интернете:

1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru

Наглядные пособия. Дидактический материал.

Презентация с иллюстрацией по теме.

Рисунки

Конспект открытого занятия.

Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке

В класс входит ученик 2 класса ЦЭВ и ОД Мусиенко Георгий.

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Георгий! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

(краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

    Вводная часть. Введение в тему. 5 мин

(П – преподаватель, Г – учащийся)

П: Гоша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Г.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Г: без чёткой дикции и слов

    Основной этап. 30 мин.

Объяснение темы

П.: совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тем нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала ».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Г. дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 5 мин.

П. А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П. А от чего она зависит?

Г. (Ответ ученика)

П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

Г. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует) . Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П. , Г.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

(Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..

Артикуляционная гимнастика 8 мин

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.(« Футбол» -«Расчёска» -«Киска») «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки .

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

Рекомендации : в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

П.: молодец, Гоша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям .

П. Гоша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Г. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения : 8 мин

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы.( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

П.: молодец. Гоша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Г. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин

П.: Гоша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко )

Заключительный этап 4 мин

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Г. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за урок. Ты сегодня большой молодец. До встречи!