Исследовательские роботы. Исследовательская работа "изучение состава чая"

Разделы: Биология

Творческий процесс неотделим от личности педагога. Успех школьного дела в решающей степени зависит от эрудиции и культуры, развития творческих способностей учителя.

Творчество - это всегда созидание нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его поручения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская работа одна из самых эффективных.

Исследовательские работы занимают особое место в группе инновационных педагогических методов и средств. В них содержится огромный развивающийся потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Проектная деятельность как один из методов развивающего обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений. Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления. Умения и навыки исследователя, полученные на занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания. а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определённой области учебного предмета и учит их применять на практике.

Исследовательская работа позволяет учащимся обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретенные при изучении других предметов и курсов; высказывать свою точку зрения и предложить пути решения той или иной проблемы.

ВВЕДЕНИЕ

Ухоженная кожа и роскошные волосы, красивая фигура и грация из древне считались индикаторами красоты и успешности. Многие считают внешность своей визитной карточкой и уверены, что чем более им удастся подчеркнуть, приукрасить или любым образом выделить свою внешность, тем более успешная роль в обществе им уготовлена. Лицо для каждого из нас является одним из основных средств межличностной коммуникации и появление каких-либо высыпаний на коже лица, несомненно, влияет на психо-эмоциональное состояние. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда происходит формирование социальной и психологической сфер. Еще в 1948 году известный ученый дерматолог Сульцбиргер сказал: «Вероятно, нет другого такого заболевания, которое бы вызывало больше психического стресса, непонимания между детьми и родителями, большей общей неуверенности в себе и чувства неполноценности, а также множество психических страданий, как угри».

Вульгарные акне - одно из наиболее распространенных заболеваний кожи, которым страдает от 70 до 90% населения земного шара (Адаскевич В.Н., Джесс Рассел, Самцов А.В. ). Высыпания при акне локализуются на лице, груди и спине и являются значимым косметическим дефектом, который влияет на психоэмоциональное состояние и снижает внутреннюю самооценку. По данным отечественных и зарубежных дерматологов вульгарные акне сопровождаются психологическими проблемами, включая замкнутость, раздражительность, депрессию, значимо влияя на качество жизни пациентов.

Вульгарные акне или угри обыкновенные - это воспалительное заболевание пило-себоцейного комплекса, связанное с его функциональной активностью и развитием воспалительных и невоспалительных высыпаний на участках кожи, богатых сальными железами (Альбанова В.И., Забненкова О.В.). Чаще всего высыпания локализуются на коже лица, спины и груди. Проявления акне могут быть как воспалительными, так и невоспалительными, все зависит от того, насколько большую роль играют бактерии Propionibacterium acnes в воспалении фолликула.

Невоспалительное акне проявляется в виде камедонов – это неинфекционные жировые пробки, расположенные плотно в устье фолликулов. Они, в свою очередь, делятся на белые и черные. Если фолликул закрыт или сужен на поверхности кожи, то угри будут белого цвета, а если открыт, то роговые массы продвигаются вверх, в устье фолликула, и из-за окисления и попадания пыли и грязи на его поверхность он будет черного цвета. Воспалительное акне включает в себя папулы, пустулы, узелки и кисту. Комедоны с белыми головками (закрытые комедоны) – это мягкие пальпируемые образования белого цвета размером от 1 до 3 миллиметров в диаметре, а комедоны с черными головками (открытые комедоны) внешне похожи на закрытые, но имеют черный центр. Пустулы и папулы – это красные конусообразные точки от 2 до 5 миллиметров в диаметре. При этих случаях заболевания эпителий фолликулов повреждается из-за накопления лимфоцитов и нейтрофилов. Содержимое комедонов при разрыве эпителия вызывает очень сильную воспалительную реакцию дермы. Папулы же образует относительно глубокое воспаление, они носят более поверхностный характер. А вот узлы больше, глубже и плотнее папул, они напоминают воспаленную кисту, хотя не имеют кистозной структуры. И наконец, киста – это узлы, которые подверглись гнойному расплавлению. Иногда даже киста инфицируется и из нее образуется абсцесс. Если кистозная форма заболевания длится долго, тогда после заживления на местах пораженных участков появляются обезображивающие рубцы, они проявляются в виде углублений, неровностей, неглубоких западаний кожи (Аравийская Е.А., Ахтямов С.Н., Монахов С.А., Самцов А.В.).

По статистике вульгарные акне являются одним из самых распространенных дерматозов. Несмотря на используемые средства для профилактики и лечения акне, отмечается увеличение распространенности. Согласно последним эпидемиологическим данным акне страдают от 80 до 85% лиц в возрасте от 12 до 25 лет. Первые симптомы заболевания приходятся на ранний подростковый возраст. Пик частоты этого заболевания у девочек наблюдается в 12-14 лет, а у мальчиков в 14-16 лет (Родионов А.Н., Смирнова И.О., Корнишева В.Г.). Возникновению акне в этот период способствует изменение гормонального статуса организма, под влиянием чего происходит стимуляция секреции сальных желез, изменение состава кожного сала, что и приводит к развитию заболевания именно в этот период. Заболевание часто приобретает затяжное течение, которое может проявляться различными клиническими формами - от легких до тяжелых. На сегодняшний день учеными доказано, что у 20% женщин и 10% мужчин угревые высыпания принимают постоянный характер и не поддаются лечению. По данным литературы нередко на месте высыпаний возникают обезображивающие рубцы и пигментированные пятна, которые остаются на лице на всю жизнь (Майорова А.В., Шаповалов В.С., Ахтямов С.Н. ). Именно поэтому особенно важным является проведение профилактических и лечебных мероприятий в подростковом возрасте, обучение правильному уходу за кожей лица, предоставление информации о необходимости своевременного обращения к врачам.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния вульгарных акне на качество жизни подростков и разработка рекомендаций по уходу за кожей лица.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи :

  • изучить распространенность и особенности течения вульгарных акне у учащихся 7-11 классов
  • выявить взаимосвязи между проявлениями акне и психо-эмоциональным состоянием подростков (общительность, взаимоотношение со сверстниками, успеваемость в школе)
  • провести анализ информированности подростков о заболевании, методах профилактики и лечения, изучить уровень обращаемости подростков с акне за специализированной помощью и проведения лечения
  • разработать памятку по уходу за кожей лица в подростковом возрасте

Новизна выбранной темы объясняется отсутствием в доступной литературе сведений о проведении аналогичных исследований школьниками. В ходе проведения исследования нами была установлена высокая распространенность вульгарных акне у подростков, сопоставимая с международными данными. Выявлены особенности течения заболевания с преобладание средне-тяжелых форм заболевания. Анкетирование показало, что вульгарные акне влияют на качество жизни подростков. Получены данные о недостаточном уровне обращаемости к врачам и невысоком показателе охвата лечением школьников с симптомами акне, что явилось основанием для разработки памятки с рекомендациями по уходу за кожей лица в подростковом возрасте.

Дизайн исследования предусматривал проведение анонимного анкетирования учащихся 7-11 классов (12-17 лет), статистическую обработку данных, полученных в ходе анализа анкет, разработку памятки по правильному уходу за кожей лица.

Материалы и методы исследования: В исследовании приняло участие 108 школьников в возрасте от 12 до 17 лет, из них мальчиков - 61% (66), девочек - 39% (42). Разработанная нами анкета включала 17 вопросов, касающихся длительности и тяжести течения заболевания, обращаемости за специализированной помощью в медицинские учреждения, применения лечебных средств и средств камуфляжа, источников получения информации о методах лечения заболевания, а также среднего балла по успеваемости, особенностей взаимоотношений со сверстниками, степени общительности, желания полностью избавиться от проявлений акне и изменения внешности.

В анкетировании приняло участие 108 человек, в ходе которого все школьники анонимно отвечали на вопросы анкеты. По завершении анкетирования было собрано 108 анкет, 2 анкеты были признаны испорченными и не вошли в статистическую обработку. Таким образом, в статистическую обработку было принято 106 анкет обучающихся.

На основании результатов исследования была разработана памятка с рекомендациями по уходу за кожей лица в подростковом возрасте (Приложение 2).

ГЛАВА 1.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ТЕЧЕНИЕ ВУЛЬГАРНЫХ АКНЕ У ПОДРОСТКОВ

Вульгарные акне - одно из наиболее распространенных заболеваний, которым страдает от 70 до 90% населения земного шара (Адаскевич В.Н.).

По данным зарубежной и отечественной литературы в последние годы отмечается рост заболеваемости во всех странах. В России среди подростков и лиц молодого возраста заболеваемость акне составляет 65-85%. За рубежом этим заболеванием страдают в среднем 75-90% подростков и молодых людей. Пик заболеваемости приходится на возраст 12-16 лет, при этом у девочек он наблюдается в 12-14 лет, а у мальчиков в 14-16 лет. Возникновению акне в подростковом возрасте способствует гормональная перестройка организма. В этот период происходит стимуляция секреции сальных желез и изменение состава кожного сала, что и является основной причиной заболевания.

Вульгарные акне или угри обыкновенные представляет собой воспалительное заболевание сальных желез. Вульгарные акне характеризуются образованием различных высыпаний на коже лица, верхней трети груди и спины. Количество высыпаний также может быть различным. Чаще всего к 20-25 годам заболевание стихает. Иногда на месте высыпаний остаются обезображивающие рубцы и пятна. У некоторых заболевание сохраняется на всю жизнь приобретая хроническое течение (Ахтямов С.Н.) .

В ходе проведения анкетирования нами было выявлено, что 67% школьников ы возрасте от 12 до 17 лет страдают вульгарными акне (рис1.), из них 61% мальчиков и 39% девочек.

Рисунок 1. Распространенность вульгарных акне
среди школьников 7-11 классов по данным анкетирования

В разработанную нами анкету вошли вопросы, касающиеся возраста начала и длительности течения акне, а также тяжести течения заболевания. Тяжесть течения заболевания оценивалась согласно Американской шкале, учитывающей количество высыпных элементов. При анализе анкет было установлено, что в 76% случаев длительность заболевания составляла от 6 мес до 2 лет, более 3-х лет - у 24% (17) подростков. При этом, 28% школьников имели легкое течение заболевания, 59% подростков - средне-тяжелые формы, а 12% учащихся – тяжелое течение заболевания.

Таким образом, результаты анкетирования показали высокий уровень распространенности симптомов акне, сопоставимый с международными данными, с длительностью заболевания более 6 месяцев и преимущественно средне-тяжелым течением.

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ О ЗАБОЛЕВАНИИ И УРОВЕНЬ ОБРАЩАЕМОСТИ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Вульгарные акне формируются в подростковом периоде и зачастую приобретают хроническое течение, приводят к развитию осложнений и оставляют косметические дефекты на коже лица. Проявления угревой болезни может быть различным: в начале заболевания возникают так называемые «черные точки» или закупорка сальных желез. В дальнейшем появляются воспалительные и гнойные элементы. В тяжелых случаях образуются рубцы и гиперпигментированные пятна. Появление первых симптомов заболевания требует обращения за помощью к врачам для проведения лечения и профилактики развития нежелательных обезображивающих осложнений.

Особую актуальность в подростковом возрасте имеет информированность о причинах возникновения заболевания, факторах, способствующих развитию тяжелых форм, вариантах и способах лечения и возможности косметической коррекции высыпаний.

Анализ анкет показал, что из источников получения информации о заболевании и методах его лечения школьники в 58% случаев используют интернет-ресурсы, в 18% - советы друзей, в 14% - СМИ (телевидение, журналы, газеты) и только в 10% - обращение за помощью в лечебные учреждения и консультации профильных специалистов (рис.2).


Рисунок 2. Источники получения информации подростков о заболевании и методах лечения

По данным анкетирования только 24% (17) учащихся обращались когда-либо за консультацией к врачу-специалисту. В 54% случаев проводилось лечение. Анкетирование показало, что только 45% учащихся с проявлениями акне ежедневно используют какие-либо лечебные или косметические средства, при этом девочки в 94% случаев.

Таким образом, основным источником получения информации о заболевании и методах его лечения на сегодняшний день у подростков являются интернет-ресурсы. Анкетирование выявило низкий уровень обращаемости за медицинской помощью и невысокий показатель охвата лечением школьников с симптомами акне.

ГЛАВА 3.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ С ВУЛЬГАРНЫМИ АКНЕ

Высыпания при вульгарных акне локализуются на лице, верхней трети спины и зоны декольте. Лицо для каждого из нас является одним из основных средств межличностной коммуникации и появление угревых высыпаний, несомненно, влияет на психо-эмоциональное состояние. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда происходит формирование социальной и психологической сфер. Отечественными и зарубежными учеными доказано, что воспалительные высыпания на открытых частях тела снижают личную самооценку и способствуют формированию различных психосоматических расстройств, прежде всего депрессий (Аравийская Е.А., Монахов С.А.). Даже угри легкой степени могут приводить к развитию выраженного стресса. Подростки считают внешность своей визитной карточкой и уверены, что чем более им удастся подчеркнуть, приукрасить или любым образом выделить свою внешность, тем более успешная роль в обществе им уготовлена. Лицо и фигура без изъянов всегда и в любом возрасте воспринимаются как признак успешности в обществе. Психологические проблемы у подростков с акне сказываются на учебе, а в дальнейшем и на рабочей карьере, и на семейной жизни, влияя на качество жизни. Качество жизни - это обобщающее понятие, включающее материальные, духовно-творческие, психо-физиологические и экологические стороны жизни. Качество жизни является индикатором степени реализации возможностей человека (Адаскевич А.В., Монахов С.А.).
В связи с вышеперечисленным для нас было интересным изучить влияние заболевания на успеваемость, степень общительности, взаимоотношения со сверстниками, желание изменить внешность.

Анкетирование показало, что 62% школьников с акне считают, что наличие «прыщей» значимо влияет на их взаимоотношения со сверстниками. При этом, 34% подростков уверены, что проявления акне не влияют на отношения, т.к. их друзья тоже имеют «прыщи». Однако, 52% респондентов уверены, что у них было бы больше друзей, если бы у них не было «прыщей» (рис.3). Влияния на показатели успеваемости в ходе проведения исследования выявлено не было.

Наряду с этим, выявлено, что все девочки используют маскирующие средства (тональный крем, пудра, консилер, корректор и др.), из них ежедневно - 88% и периодически - 12%. Эти результаты, по нашему мнению, указывают на особое значение внешности на взаимоотношения со сверстниками и необходимость полной маскировки высыпных элементов.

По данным анализа анкет установлено, что подростки с проявлениями акне в 96% случаев хотят полностью избавиться от прыщей и иметь чистое и красивое лицо. 63% школьников с акне считают, что им необходимо изменить внешность, 31% не против изменить свою внешность в лучшую сторону и только 6% довольны своей внешностью.

Рисунок 3. Влияние акне на отношения со сверстниками

Вульгарные акне с высыпаниями на лице оказывают значимое влияние на психо-социальный статус подростков. На наш взгляд, профилактические и лечебные мероприятия, своевременное обращение за помощью к специалистам позволят полностью избавиться от угревых высыпаний и снизить риск развития нежелательных обезображивающих осложнений, что в свою очередь улучшит качество жизни подростков.

ГЛАВА 4.
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ ЛИЦА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Для того чтобы предотвратить появление юношеских угрей и сыпи в подростковом возрасте, важным профилактическим моментом является правильный уход за кожей и своевременное лечение. В настоящее время терапия акне представлена различными методиками, комбинацией наружных и системных препаратов, в назначении которых учитывается вид акне, тяжесть течения заболевания, причинные факторы, психосоматический статус (Альбанова В.И., Забненкова О.В., Терри Дж.Даброу, Аравийская Е.А. ). Для каждого пациента врачами разрабатывается индивидуальная программа лечения и уходовых процедур. Наличие современных высокоэффективных средств позволяет успешно проводить терапию при любых формах акне, как легких, так и тяжелых. Правильный и регулярный уход за кожей подростка, своевременное лечение при первых проявлениях акне являются залогом чистой и красивой кожи без признаков воспаления и косметических дефектов (Альбанова В.И., Забненкова О.В., Ахтямов С.Н., Самцов А.В).

Выявленные в ходе исследования низкая обращаемость школьников за специализированной медицинской помощью с одной стороны, влияние заболевания на взаимоотношения со сверстниками и желание иметь чистое и красивое лицо – с другой, послужили основой для разработки памятки-рекомендации по уходу за кожей лица в подростковом возрасте.

Нами совместно с врачом-дерматологом разработана памятка для школьников с рекомендациями по уходу за кожей лица. Памятка содержит правила по уходу за кожей в подростковом возрасте, краткий алгоритм действий при появлении первых симптомов заболевания, а также пошаговую инструкцию в зависимости от проявлений акне. В памятке имеется наглядная шкала акне для определения степени тяжести заболевания и алгоритма действий. Все предлагаемые профилактические и лечебные мероприятия сгруппированы в программы в зависимости от типа кожи и тяжести акне и включают: уход за кожей в домашних условиях, рекомендации по режиму питания, обращение к специалисту, основные принципы лечения.

ВЫВОДЫ

  1. Установлен высокий уровень распространенности вульгарных акне среди школьников 7-11 классов, сопоставимый с отечественными и мировыми данными
  2. Выявлены особенности течения заболевания с преобладанием средне-тяжелых форм акне
  3. Основными источниками информации о заболевании и методах его лечения среди подростков являются интернет-ресурсы
  4. Получены данные о недостаточном уровне обращаемости к врачам и невысоком показателе охвата лечением школьников с симптомами акне
  5. Анкетирование показало, что вульгарные акне у подростков влияют на взаимоотношения со сверстниками
  6. Разработанная памятка включает информацию о правилах ухода за кожей лица в подростковом возрасте и пошаговый алгоритм действий при наличии угревой болезни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило установить высокий уровень распространенности вульгарных акне среди учеников 7-11 классов, сопоставимый с мировыми данными. Нами было установлено, что 67% школьников в возрасте от 12 до 17 лет имеют симптомы акне. При этом, 28% школьников имеют легкое течение заболевания, 59% подростков - средне-тяжелые формы, а 12% учащихся – тяжелое течение заболевания. В ходе анализа анкет получены сведения о влиянии на качество жизни школьников: 62% школьников с акне считают, что наличие «прыщей» значимо влияет на их взаимоотношения со сверстниками, 52% опрошенных уверены, что у них было бы больше друзей, если бы у них не было «прыщей». Выявлено, что все девочки используют маскирующие средства (тональный крем, пудра, консилер, корректор и др.), из них ежедневно - 88% и периодически - 12%. Безусловно, все это доказывает влияние акне на психо-эмоциональное состояние подростков, указывает на особое значение внешности на взаимоотношения со сверстниками и необходимость полной маскировки высыпных элементов.

Наряду с этим, нами получены данные о низкой информированности подростков о заболевании и методах его лечения, а также установлен низкий показатель обращаемости к врачам-специалистам. По данным анкетирования только 24% учащихся обращались когда-либо за консультацией к врачу-специалисту, в 54% случаев проводилось лечение. Все это несомненно свидетельствует о необходимости проведения просветительской работы среди школьников. Разработанная нами памятка дает возможность подростку определить степень тяжести заболевания и при необходимости своевременно обратиться за помощью к специалисту.

Введение Учебно - исследовательская работа школьников как особый вид деятельности Подготовка к проведению учебного исследования Изучение литературы и уточнение темы Определение гипотезы Цель и задачи исследования Определение методов исследования Проведение учебного исследования Оформление учебно - исследовательской работы Защита учебно - исследовательской работы Приложение


Основные компоненты исследования: Постановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; Планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; Получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику.


Исследовательская работа - особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций. Все действия делятся на 3 группы: интеллектуально - исследовательская - В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Здесь происходит проектирование научного исследования, информационно - рецептивная - включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения продуктивная - составляют действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте


Объектная область исследования это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу.


Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы, она « указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект » Приемы, помогающие выбрать тему: Аналитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов. Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их. Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин. Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико - аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве. Поиск темы может вестись в « естественных » условиях научно - творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно - исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т. п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.


1. Проведение поиска нужной информации. 2. Составление предварительного списка изданий 3. Непосредственная работа с источниками Овладение понятийным аппаратом: 1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. 2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. 3. Классифицировать понятия по каким - либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.


Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Основные свойства гипотезы: 1. Неопределенность истинного значения 2. Направленность на раскрытие данного явления; 3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4. Возможность выдвинуть « проект » решения проблемы. Основные требования к формированию гипотезы: В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области. Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам. Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.


Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Можно поставить целью: выявить … установить … обосновать … уточнить … разработать … Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач


Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки. Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация. Математические методы Статистические методы Методы и модели теории графов и сетевого моделирования Методы и модели динамического программирования Методы и модели массового обслуживания Метод визуализации данных (функции, графики)




Формы представления результатов учебно - исследовательской работы: текст научного сочинения, статья, тезисы, доклад, научное сообщение, отчет и т. д. Исследовательская работа имеют строго определенную структуру: Титульный лист Оглавление Введение Основная (содержательная часть) Заключение Библиографического список Приложение Иллюстрации Таблицы, Цитаты в тексте работы


Подготовка доклада: Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы Во второй части, самой большой по объему, Вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за изучаемыми явлениями. Сравнивая различные данные изучаемого процесса, исследователь выявляет закономерности его протекания, ищет возможности им управлять, вызывать или предупреждать появление.

Для того чтобы определить направление исследования и уточнить его возможные результаты, исследователь должен иметь определенные знания и опыт работы. Поэтому научной работе предшествует период практической деятельности, накопление знаний и опыта в данном виде спорта.

Первым этапом научной работы является изучение того, что уже сделано в этой и в смежных областях деятельности. Может оказаться, что интересующая проблема исследована и решена. Если проблема изучена в общем виде, можно использовать известные данные и сосредоточить усилия на исследовании отдельных вопросов. Изучение состояния смежных наук поможет исследователю получить дополнительные и вспомогательные данные, облегчающие работу над избранной темой.

Очень ценные данные дает изучение опыта практической работы.

Следующий этап научной работы - анализ данных, полученных при изучении литературных источников и опыта. Этот этап завершается окончательным выяснением основного направления исследования, уточнением предположений (гипотез) и определением организационных форм работы и методик получения объективных данных. Этап оканчивается уточнением плана исследования.

Основной этап - это, как правило, экспериментальные исследования. Исследователь проверяет в специально организованных условиях эффективность того или иного метода тренировки, варианта техники и т. п. Данные должны отражать наиболее существенное в изучаемом явлении. Некоторые темы могут разрабатываться и без постановки экспериментальных исследований, например темы по истории развития бокса или отдельным вопросам методики. В этих случаях исследователь углубленно изучает литературу и опыт практической работы.

Заканчивается научное исследование анализом данных с выводами и предложениями для внедрения в практику.

Выводы и предложения надо доводить до широких масс практических работников и проверить практикой.

Обобщение опыта

Основными методами обобщения опыта являются изучение литературы и исследование опыта практической работы.

Изучение литературы. Прежде всего нужно составить список книг, брошюр, статей и рукописей, в которых могут быть материалы, интересующие исследователя. Список литературы должен быть по возможности полным, включать работы за последние 10-15 лет (в том числе капитальные труды по смежным наукам).

Список составляется на основании библиографических справочников и каталогов библиотек. 1:глм и каталоге ш: указаны журнальные статьи, следует просмотреть перечни статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год. Затем составить перечень вопросов и подготовить карточки для выписок.

Изучая книгу или статью, не следует при первом же чтении делать выписки и конспекты. Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя карточки для картотеки.

В одну карточку заносится мнение автора книги по одному вопросу. Таким образом, после обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги и т. д.

Карточки складываются не по названиям книг, а по вопросам. Закончив изучать литературу, исследователь получит картотеку с мнением всех авторов по каждому из интересующих вопросов.

В заключении исследователь обобщает изученную литературу и делает выводы о состоянии вопроса в литературе (в каком плане освещен, что более разработано и т. д.).

Работу над литературой можно закончить составлением сводной таблицы литературных источников.

Обобщение опыта практической работы. Изучение опыта работы проводится путем бесед с преподавателями, тренерами, научны ми работниками, спортсменами, анкетирования; изучения документов планирования и учета; наблюдения за практикой работы; организации учета практической работы по специальным формам.

К беседе и опросу нужно подготовиться заранее, составив вопросник на специальном бланке. Результаты разнести по карточкам и составить картотеку.

При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д. Так, например, изучая технику прямого удара, не следует писать в анкете - «Как выполняется удар?». На такой вопрос можно ответить целой статьей, причем упустить как раз ту деталь, которая интересует исследователя.

До рассылки анкет желательно их проверить на нескольких товарищах, сотрудниках (попросить заполнить), не объясняя вопросов и не давая каких-либо советов. Анализ ответов обнаружит, правильно ли составлена анкета.

Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт работы многих боксеров.

Используя данные других исследователей, следует иметь в виду, что они могли допустить ошибки вследствие того, что:

    оценка результатов исследования давалась разными людьми и вразличных условиях;

    данные получены при помощи непроверенных измерительных приборов;

    квалификация лиц, проводивших измерения, была неодинаковой;

    учет велся небрежно.

Понятие научного исследования. Статическая и динамическая структура научного исследования

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.
Научное знание вырабатывается в процессе научно- исследовательской деятельности. Именно исследование является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Исследовательская работа - это главная движущая сила производства научных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть структуру научно- исследовательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её динамика и уровни?

К структурным компонентам научно-исследовательской деятельности относятся субъект, объект и средства.

Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях. На первом из них субъект выступает как индивид - исследователь, ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый - это не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована. На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщество, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действует как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.). Наконец, на третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.

Таким образом, вычленение уровней позволяет отразить объективную диалектику индивидуального и коллективного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представлен в науке, и каждый важен по-своему.

Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта познания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта.

Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально- гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных разных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, например, в случае кибернетики, экологии, общей теории систем, синергетики. Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отражение существенных параметров некоторого множества объектов, взятых в определенном отношении. Так, предмет химии - превращения различных веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения; предмет физиологии - функции различных живых организмов (рост, размножение, дыхание и др.), регуляция и приспособление организмов к внешней среде, их происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития.

Средства научной деятельности включают материально- технические приборы, инструменты, установки и т. д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык - специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изменение всех средств научной деятельности в связи с происходящим техническим перевооружением науки информационной техникой, радикальным совершенствованием технических средств в области общественного обмена информацией.

Принципиальными моментами становятся наличие персональных компьютеров и Интернета, подключающих исследователя не только к базам данных, но и к экспертным системам для консультаций; возможность интегрировать национальные и международные информационные базы данных и обеспечить принципиально новый уровень знаний в различных областях.

Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в динамике предполагает вычленение основных этапов научного исследования. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы: постановку проблемы, вычленение объекта и предмета исследования; эксперимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, - создание гипотезы (теории); предсказание и проверка полученного знания.

Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости от специфики науки естествознания, математики или социально-гуманитарных дисциплин.

Для структурного разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности в методологии существуют понятия эмпирического и теоретического уровней. Рассмотрим эти понятия. Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.


Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на

фундаментальные,

прикладные.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях поведения неравновесных неустойчивых динамических систем.
Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Например, исследование системы управления конкретной неустойчивой динамической системой. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По источнику финансирования различают

научные исследования бюджетные,

хоздоговорные

и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
По срокам выполнения научные исследования можно разделить на

долгосрочные,
краткосрочные

экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

Классификация НИ по различным основаниям

3.2. Этапы научно-исследовательской работы

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ - технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

Можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных исследований студентами.

^ Подготовительный (первый) этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны.

Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, при написании диссертационных исследований - список тем диссертаций, а при невозможности посмотреть весь текст диссертации можно в некоторых случаях ограничиться изучением авторефератов диссертаций.

Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, программ, оборудования и др.

Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

^ Исследовательский (второй) этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора статистической информации, обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

^ Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

^ Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность и в учебный процесс

Этапы НИР

1. Подготовительный

Тема и обоснование, степень изученности, актуальность

Список нормативных актов, литературы, диссертаций

Методика исследований, подготовка средств НИР

2. Исследовательский

Изучение литературы

Теоретические и эмпирические исследования

Обобщение и анализ результатов

Объяснение новых фактов

Формулировка выводов и предложений

3. Работа над рукописью

Композиция (внутренняя структура работы)

Заглавие

Названия глав и параграфов

Подготовка черновой рукописи

Оформление текста и списка литературы

4. Внедрение результатов (возможные варианты)

Новые процессы (в том числе учебные)

Агрегаты и устройства

3.3. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Объектом исследования является система как некая совокупность предметов, признаков, свойств и отношений между ними. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы, её место в ряду других систем. Объект исследования должен быть вычленен из прочих. Перед тем как начать исследование надо ясно представить себе, что именно мы хотим исследовать.

Цель исследования это критерий его эффективности. Это конкретное конечное состояние или искомый результат, который предполагается достичь в процессе исследования . Цель, как известно, должна быть конкретной и должна формализоваться в контрольные параметры или критерии достижения цели. Обычно это описывается в следующих выражениях: изучить …, описать …, установить …, выяснить …

Заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей. Необходимо уметь анализировать иерархию целей и выделять главную и второстепенные цели. При анализе целей не стоит забывать о целеустремлениях участников научной разработки. Для успеха дела необходимо эти целеустремления согласовать с генеральной целью. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его генеральной цели. Цель должна быть значимой. Она не должна противоречить общечеловеческой морали и этике. Цель должна быть достижимой в том интервале времени, которым ограничено исследование.

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к появлению других, которые порождают множество новых проблем. Истинная научная проблема отличается тем, что ответ на неё не может быть получен путём преобразования имеющейся информации. Решение научной проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть получено по каким-то готовым правилам и методам. Это не исключает возможности и целесообразности планирования исследований. Проблемные ситуации в науке возникают тогда, когда обнаруживаются новые факты, которые не могут быть объяснены с точки зрения имеющихся теорий и представлений. Научная проблема это форма научного знания, содержание которой составляет то, что ещё не познано (знание о незнании)

Цель, объект и предмет исследования должны быть взаимоувязаны и составлять сущность одного исследования. Если не будет соблюдаться это условие, то результат может быть и противоположным, как в известной присказке: «Казнить нельзя помиловать», в которой нужно определиться, где ставить запятую. В некоторой области знаний (системе управления) может быть выполнено множество исследований, объект может быть один и тот же, но каждому исследованию (теме) должны соответствовать своя цель и предмет исследования (рис. 1.7).

Должна быть сформулирована задача исследования , которая определяет отношение субъекта исследования к его объекту и предмету исследования . Задача в конкретных случаях (исследовательских срезах системы управления) получает различные интерпретации: исследование свойств объекта, конструирование, реструктуризация, создание объекта, его использование.

Связи между объектом, предметом, исследователем и задачей (рис. 1.4) устанавливает язык исследования , с его помощью исследователь может отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи. Язык здесь понимается в общенаучном смысле как совокупность тезауруса (комплекса понятий и взаимосвязей между ними), знаковой системы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций), семантики (правил осмысления знаковых конструкций, т.е. соотнесения их к элементам и связям тезауруса) .

3.4. Формирование гипотезы, методики и рабочего плана исследования

Особое значение при проведении исследования (рис. 1.8) придается разработке гипотезы. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной истиной (теорией) .

После разработки гипотезы формируется концепция исследования, или, другими словами, - единый определяющий замысел (идея) исследования . Концепция, как известно, рассматривается как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, фактов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии, установлению правил поведения личности.

Концепция исследования авоматизированной системы управления (АСУ) может содержать следующие смысловые разделы :

  • общее определение исследуемой проблемы;
  • местоположение проблемы в АСУ (подсистема, элемент, компонент);
  • цель исследования;
  • основная идея решения проблемы;
  • общее определение методов исследования;
  • укрупненная оценка потребности в ресурсах для проведения исследования (людские, временные, финансовые).

На основе концепции исследования разрабатывается программа (или план) исследования , в соответствии с которой определяют порядок выполнения, включающий три этапа исследования :

  • сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);
  • классификация, анализ и интерпретация;
  • выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.

Программа исследования должна быть сбалансирована по срокам, исполнителям, используемым методам исследования и обработки исходных данных, средствам, а также увязана с другими исследовательскими планами и программами.

В программе могут быть определены следующие цели исследования :

  • теоретические (фундаментальные);
  • практические.

Теоретические цели исследования системы управления - это анализ отношений и ограничений, которыми определяется АСУ.

Практические исследования , в свою очередь, могут проводиться в целях совершенствования системы управления:

совершенствование алгоритмической структуры;

совершенствование технического обеспечения;

совершенствование информационного обеспечения;

совершенствование методов автоматизированного управления;

изменение функций управления и т.д.

Таким образом, научный метод или научные разработки обслуживают практику. Наука выполняет роль инструмента для построения абстрактных заместителей реально действующих АСУ и их составляющих элементов, позволяя разрешать практические задачи, тем самым обеспечивая развитие АСУ. В этом заключается функциональная роль научных исследований в развитии автоматизированных систем управления .

3.5. Результаты научного исследования: виды и требования

Научно-исследовательская работа (НИР): Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (ТЗ) на выполнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком - в случае наличия заказчика.
Этапы выполнения НИР

1. Выбор направления исследований

Проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам

2. Теоретические и экспериментальные исследования

Проводят с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований для решения поставленных перед НИР задач

3. Обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации - ОНТД

Проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг

4. Предъявление работы к приемке и ее приемка

Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте

К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотрении этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, предусмотренные ТЗ и контрактом

На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

Утвержденное ТЗ;

Утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

Утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

Макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

Другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки НИР.

По результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком

Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте на ее выполнение.

Задание на семинарское занятие №2

По теме дипломной работы написать вводную часть автореферата, включающую следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Актуальность темы

3. Цель и задачи исследования

4. Объект исследования

5. Предмет исследования

6. Методы исследования

7. Практическое значение работы

8. Структура (основные разделы) дипломной работы

МБОУ «Карагайская СОШ №2»

Исследовательская работа

«Как мы изучали воду»

Ученики 3 «б» класса

МБОУ «Карагайская СОШ №2»

Руководитель: Новикова Анастасия Алексеевна,

учитель начальных классов

Карагай -2017 год

Аннотация.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами». Эти замечательные слова сказал . О воде уже много написано и сказано великими людьми. Вода всегда была интересна людям. На уроках окружающего мира мы изучали основные свойства воды. Нам стало интересно, а какими свойствами воды мы пользуемся каждый день и сможем ли мы прожить без воды. Что бы это выяснить мы решили подробнее изучить свойства воды и провести наблюдение, где и как используем их.

В процессе работы исследовательская деятельность способствует формированию:

Личностных УУД

    испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

    формируется мотивационная основа учебной деятельности;

    вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивных УУД:

    дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательных УУД:

    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативных УУД:

    строить понятные для партнёра высказывания;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Планируемый результат:

Изучить свойства воды, которые мы используем каждый день;

Оформить исследовательскую работу.

Оглавление

1. Введение. 2-3

2. Основная часть. "Вода в жизни человека". 4-8

2.1 Возможна ли жизнь без воды?

2.2 Три состояния воды в природе.

2.3.Деятельность человека и свойства воды.

3.Исследовательская часть. Изучение свойств воды. 8-10

Опыт №1 "Вода увеличивает предметы".

Опыт №2 "Откуда берётся радуга?".

Опыт №3 "Водонепроницаемая ткань".

Опыт №4 " Тепло - холодно ".

Опыт №5 " Зеркальная вода ".

Опыт №6" Куда исчезла вода? ".

Опыт №7 " Перемешиваем-растворяем ".

Опыт №8 " Вода для жизни ".

4.Заключение. 12

5. Библиографический список. 13

    Введение.

Суша на планете Земля занимает всего 20%. Остальная часть покрыта мировым океаном - морями, реками, озерами, болотами, ледниками, подземными реками. Водное пространство является средой обитания множества живых организмов. По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет 2,5-3 %. Около 85-90 % запасов пресной воды содержится в виде льда. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере. Население жарких, засушливых мест на нашей планете не понаслышке знает настоящую ценность природной жидкости.

Нам известно, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она текуча, не имеет формы, растворяет другие вещества. Но все ли это свойства, которыми обладает простая вода и где эти свойства встречаются в нашей жизни? Мы решили провести некоторые опыты, чтобы узнать какими ещё свойствами обладает обычная вода, и как мы её применяем в жизни.

Цель: Выяснить какие свойства воды мы используем каждый день.

Задачи: - найти информацию о воде в различных источниках;

Узнать значение воды в жизни человека;

Выявить состояние воды в природе;

Провести опыты, наблюдения;

Обобщить и сделать выводы.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Гипотеза: Все свойства воды необходимы в жизни человека.

Методы исследования:

1. Теоретический:

Сравнение, сопоставление;

Наблюдение;

Обобщение.

2. Эмпирический:

Изучение литературы;

Экспериментирование;

Обобщение, вывод.

Практическая значимость исследования:

Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.

    Основная часть. «Вода в жизни человека».

2.1. Возможна ли жизнь без воды?

При представляет собой прозрачную , не имеющую (при малой толщине слоя), и вкуса. Около 71 % поверхности покрыто водой ( , , , , льды) . На Земле примерно 96,5 % воды приходится на океаны, 1,7 % мировых запасов составляют грунтовые воды, ещё 1,7 % - ледники и ледяные шапки и , небольшая часть находится в реках, озёрах и , и 0,001 % в облаках (образуются из взвешенных в воздухе частиц льда и жидкой воды). Бо́льшая часть земной воды - солёная, непригодная для и питья. Доля составляет около 2,5 %, причём 98,8 % этой воды находится в ледниках и . Менее 0,3 % всей пресной воды содержится в реках, озёрах и , и ещё меньшее количество (0,003 %) находится в живых организмах.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Трудно вспомнить, где она не применяется. Во всех сферах жизнедеятельности присутствует вода.

В медицине – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.

В сельском хозяйстве – применяется для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы.

В быту вода – средство гигиены. Ею моют, стирают, используют в приготовлении пищи.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Наш организм примерно на 70% состоит из воды.

Кроме того, вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных, рыб, растений.

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

Вода - это чудо природы, без которого не смогло бы выжить ни одно живое существо на нашей планете.

    1. Три состояния воды в природе.

Вода бывает в трёх состояниях: жидкая форма; парообразное состояние; твёрдая агрегатная форма - лёд.

Вода – жидкость . Жидкое состояние воды в природе встречается нам чаще всего. В этой форме вода может находиться в диапазоне температур от 0 до 100 градусов по Цельсию. Именно это агрегатное состояние имеет вода в реках, морях, океанах и во время дождя. Эта прозрачная субстанция не имеет ни вкуса, ни запаха, ни собственной формы. Жидкость кажется самой податливой, но в то же время она имеет колоссальную силу. Жидкое состояние воды в природе даёт ей возможность растворять многие вещества. Потоки воды могут разрушить горные породы, создать пещеры, и таким образом поменять рельеф планеты.

Вода из жидкого переходит в твёрдое агрегатное состояние при снижении температуры ниже 0 градусов по Цельсию. Интересно то, что почти все предметы при охлаждении уменьшаются в объёмах, а вода, наоборот, замерзая, расширяется. Если так она прозрачная и бесцветная, то при замерзании может приобретать белый цвет из-за попадания частичек воздуха внутрь льда. Твёрдое состояние воды в природе - это гигантские айсберги, блестящая корка льда на реке, белые хлопья снега, сосульки, висящие на крышах.

Лёд имеет огромное значение для хозяйственной деятельности человека и оказывает большое влияние на поддержание жизнедеятельности многих организмов. Например, при замерзании реки он выполняет защитную функцию, сохраняя водоём от дальнейшего промерзания, этим самым оберегая подводный мир. Но также лёд может стать причиной разрушительных стихийных бедствий. Например, град, обледенение зданий и летательных аппаратов, промерзание почвы, ледяные обвалы.

Нагревая жидкость до 100˚С, мы можем увидеть переход в газообразное состояние воды. В природе нам может встречаться такая вода в виде облаков, тумана, испарений над реками, озерами и морями при смене погоды или просто повышенной влажности. В атмосфере всегда находятся капельки воды, крохотный размер которых позволяет им удерживаться на весу. Мы можем заметить присутствие влаги в воздухе только тогда, когда её количество увеличивается, и появляются облака или туман.

Переход воды из одного состояния в другое играет роль масштабного очистительного процесса. Только во время испарения, замерзания и таяния большие массы воды способны самоочиститься.

Вода в любом агрегатном состоянии – это наивысшая ценность . Бедуины, которые ведут кочевую жизнь в пустынях, говорят, что она дороже золота.

    1. Деятельность человека и свойства воды.

Человек использует воду во всех её состояниях.

Во-первых, каждому живому существу, в том числе и человеку, необходимо ежедневно потреблять определённое количество воды. Во-вторых, она нужна нам для поддержания гигиены. Мы ежедневно принимаем ванну или душ, несколько раз в день моем руки, выращиваем овощи и фрукты на своих огородах, обеспечивая им полив, стираем свою одежду. Даже не задумываясь, для всех этих процедур мы используем жидкую воду.

Замёрзшую воду используем как хладагент, бросая небольшие кубики льда в напитки для их охлаждения. Подобным образом могут охлаждаться пищевые продукты и медицинские препараты.

Человек использует пар для облегчения глажки белья после стирки. В последнее время появились специальные приспособления, в основу работы которых положено образование водяного пара. Это парогенераторы. Они имеют множество функций, основные из которых – борьба с загрязнениями и микробами. Также процесс парообразования можно проследить на примере работы бытового увлажнителя воздуха.

    Исследовательская часть. Изучение свойств воды.

Опыт №1. "Вода увеличивает предметы".

    Потребуется:

    1 пустой стакан;

    1 стакан с водой;

    Ракушка.

В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой - ракушка значительно увеличилась.

Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.

Опыт №2. "Откуда берётся радуга?"

Потребуется:

1 стакан с водой;

Полоска из салфетки;

Фломастеры.

На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.

Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.

Опыт №3. "Водонепроницаемая ткань"

Потребуется:

Бутылка или стакан;

Вода;

Марля;

Зубочистки.

Мы наполнили стакан водой, намочили марлю, накрыли ею стакан и хорошо натянули. Быстрым движением мы опрокинули стакан, и оказалось, что вода не выливается из стакана. Даже после того, как мы проткнули марлю зубочистками. Если механически нарушить поверхность, (например, щёлкнуть по ткани или наклонить стакан), то вода выльется из стакана.

Вывод: когда мы предварительно смочили марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана. (Приложение №2 рисунок 14) После этого опыта стало понятно, почему из мокрого песка можно строить замки, а из сухого нет, и почему водомерки могут скользить по воде.

Опыт №4. "Тепло- холодно".

Потребуется:

2 стакана с холодной водой;

2 стакана с теплой водой;

2 небольших листа картона;

Краски и кисточка.

Возьмем два стакана с холодной и два стакана с теплой водой. Холодную воду покрасим желтой краской, а теплую - черной. Возьмем стакан с черной теплой водой накроем его листом картона и аккуратно перевернем на стакан с желтой холодной водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода осталась в стаканах как и была. Теперь возьмем лист картона и накроем им стакан с желтой холодной водой и перевернем его на стакан с черной теплей водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода начала смешиваться.

Вывод: теплая вода, как менее плотная, поднимается вверх, а холодная вода опускается вниз. Пример тому вода в реке. Сверху она теплая, а снизу холодная.

Опыт №5. "Зеркальная вода".

Потребуется:

Таз с водой.

Необходимо взять таз, налить воду и рассмотреть, что отражается в воде.

Вывод: в воде отражаются окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Опыт №6. "Куда исчезла вода?"

Потребуется:

Тарелка;

Губка, ткань, газета, вата, пластилин, деревянный кубик;

Стакан воды.

Нальём в тарелку воду. По очереди будем опускать перечисленные предметы в воду и наблюдать, какие из предметов впитали воду, а какие нет. После этого (если необходимо добавить воду), отметить границу воды и оставить на сутки. Вода частично исчезнет.

Вывод: вода может впитываться, но не все предметы могут впитать воду. Пластилин и деревянный кубик не впитали воду. Губка, ткань, газета и вата впитывают воду. Вода испаряться. В быту это свойство используем, когда вода проливается. Чаще используем ткань или губку для сбора воды.

Опыт №7. "Перемешиваем- растворяем".

Потребуется:

Сахар, соль, растительное масло;

- ёмкость для воды;

Ложка.

Размешать в воде сахар, в другой ёмкости соль, в третьей ёмкости растительное масло. Оставить на 1-2 минуты. Рассмотреть, что произошло с водой и веществами. Воду, где растворили сахар и соль можно попробовать на вкус.

Вывод: в воде растворились сахар и соль. Вода изменила вкус. Растительное масло не растворилось, оно плавает на поверхности. Каждый день это свойство мы используем, когда пьём чай, солим пищу.

Опыт №8. "Вода для жизни ".

Потребуется:

2 стакана;

2 луковицы;

Вода.

Взять два стакана. В один стакан налить воды. В стаканы поставить луковицы и поставить на подоконник. Наблюдать за луковицами.

Вывод: Луковица с водой пустила корни и луковое перо. Луковица без воды завяла. Вода даёт жизнь всему живому. Все домашние растения нуждаются в поливе. Т.к. человеку необходимо каждый день пить чистую воду.

На основе моих опытов можно сделать вывод:

Во-первых, вода может течь не только вниз. Она самопроизвольно может подниматься вверх по капиллярам.

Во-вторых, вода может впитываться.

В-третьих, вода зрительно увеличивает предметы.

В-четвертых, узнали, куда может исчезать вода.

    Заключение.

На основании проведённых опытов наша гипотеза подтвердилась, а ещё мы узнали много нового и интересного. Вода – это уникальное вещество, так как существует одновременно в трех состояниях. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволяют нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь.

Знания, которые мы приобрели, работая над опытами, пригодятся не только на уроках окружающего мира, но и в жизни.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование. Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Библиографический список.

1. Е.Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно- экспериментальной деятельности № 1,2». ООО «Детство-Пресс»,С-П., 2017г.

2. «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

3. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка». ООО Виктория плюс. Санкт – Петербург, 2009 г.

4. «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.

6. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек». Москва, 1998г.

Интернет ресурсы:

1.

5. ...