Презентация к уроку русского языка имя прилагательное. Презентация к уроку русского языка на тему "имя прилагательное"

Cлайд 1

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Вдовина С. И. МОУ СОШ №2 ст. Каневская 2009 год

Cлайд 2

Цели урока: повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»: - отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных; - углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования; - определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.

Cлайд 3

Повторяем теорию Какая часть речи называется прилагательным? Назовите морфологические признаки имеет прилагательное? Какие прилагательные называются полными, а какие краткими? Назовите разряды имён прилагательных по значению? Какова синтаксическая функция имён прилагательных? Какие правила орфографии вы изучали по теме «Имя прилагательное»?

Cлайд 4

Произведите синтаксический разбор предложения время работы 4 минуты Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. Морфологический разбор слов 1вариант – мягкий 2вариант - янтарный

Cлайд 5

Определите разряд прилагательных по значению Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.

Cлайд 6

Проверьте себя! Качественные: великолепный, грустный, тихий, голубой, талантливый Относительные: каменные, вчерашняя, городской. Притяжательные: мамино, лисий, соловьиная.

Cлайд 7

Образуйте краткие формы прилагательных. ПОМНИТЕ! краткие формы могут быть образованы не от всех прилагательных время работы 3 минуты Медвежий Пригожий Казачий Кипучий Могучий Жгучий Ребячий Птичий Горячий

Cлайд 8

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Пригожий – пригож Кипучий – кипуч Могучий – могуч Жгучий – жгуч Горячий - горяч

Cлайд 9

Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. В морозн... воздухе чист... полем январск... днем в темн... лесу зимн... вечером кудряв... березой рыж... белку душист... черемухой соснов... бором жгуч… морозом на мохнат... ели погож... утром

Cлайд 10

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! В морозном воздухе чистым полем январским днем в темном лесу зимним вечером кудрявой березой рыжую белку душистой черемухой сосновым бором жгучим морозом на мохнатой ели погожим утром

Cлайд 11

Н и НН в суффиксах прилагательных Н В суффиксах: -ин-, -ан-, -ян- Например: Звериный, песчаный, кожаный. Исключения:стеклянный,оловянный, деревянный НН В суффиксах: -енн-, -онн- Например: обеденный 2) …н+н Например:карманный Исключение: ветреный

Cлайд 12

От существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК. Брат - … немец -… матрос - … апрель -… герой - … Ростов - … француз - … университет - …

Cлайд 13

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Брат -братский матрос -матросский герой - геройский француз – французский Немец – немецкий Апрель – апрельский Ростов – Ростовский Университет - университетский

Cлайд 14

Определи: НЕ – приставка или НЕ - частица (Не)близкий путь; (не)приятное происшествие; совсем (не)интересная игра; река (не)широкая, а узкая; (не)сочные ягоды; (не)уклюжий медведь; (не)большой, а маленький зверь.

Cлайд 15

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Неблизкий путь; неприятное происшествие; совсем не интересная игра; река не широкая, а узкая; несочные ягоды; неуклюжий медведь; не большой, а маленький зверь.

Разработал учитель русского языка:

Бутова О.В. (г.Пятигорск)


«Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.»


- Что такое имя прилагательное?.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

  • Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род?
  • Какова роль в предложении полных прилагательных?
  • Чем в предложении являются краткие прилагательные?


Среди садово-паркового ожерелья Петербурга Павловский парк занимает особое место. Здесь нет обилия фонтанов, как в Петродворце, нет большого количества малых форм и пластики, как в Екатерининском парке, но есть что-то особенное, неуловимое, притягательное для ценителей природы. Гениальному архитектору Чарльзу Камерону удалось связать в единое целое огромную территорию, создав неповторимый ландшафт , объединенный общим художественным замыслом. Лесистые районы и швейцарские горки чередуются с зелеными лабиринтами и регулярными планировками в виде кругов, от которых радиально расходятся многочисленные дорожки. Широкая долина реки Славянки оформлена в пейзажном стиле. Большие водные пространства организованы искусственными плотинами и прудами. Окружающие детали и элементы пейзажа формируют парковые композиции, расцвеченные осенней палитрой.


Определите тип текста.


- Каковы тема и основная мысль текста?

  • Определите тип текста.

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?



- На какие разряды делятся имена прилагательные?

  • Что обозначают качественные прилагательные?

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

  • Что обозначают относительные прилагательные?

- Что обозначают притяжательные прилагательные?

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные?



Второй привал: Молочный домик.

Какие прилагательные можно использовать для описания этого фото?


1.Молочный домик (Молочня) был построен в 1782 году архитектором Ч. Камероном Камероном в «швейцарском вкусе». 2. Он схож с планом Молочни герцога Вюртембергского.3. План был выслан лично Марией Федоровной из заграничной поездки по Европе. 4.В письме к К.И. Кюхельбекеру (директору Павловска) А.Л. Николаи, являвшийся в то время секретарем императрицы, помимо плана Молочни было написано и о пожелании Марии Федоровны, в каком месте ее разместить. 5.Ей хотелось, чтобы домик стоял в отдаленном углу парка, на берегу, чтобы коровы прямо из хлева могли идти в лес, и чтобы он был хорошо спрятан, чтобы о нем нельзя было догадаться, пока не окажешься возле него.

6.Камероном были учтены эти пожелания. 7.И в наше время неожиданная встреча с Молочным домиком вызывает у гостей парка неизменный восторг. 8.Стены Молочни – массивные, выполнены из кирпича, снаружи облицованы булыжником. 9.Фундамент – совсем низкий, крышу когда-то покрывала солома, с широким навесом, который опирался на стволы деревьев.


ПОДГОТОВКА К ГИА

А1.Когда был построен Молочный домик?

1.В 1780 2. в 1782 3. в 1882 4.в 1800

А2. Кто был архитектором Молочного домика?

  • Растрелли 2. Бове 3. Камероном 4. Бернардацци

А3. Определить значение слова хлев

  • Сарай для коров 2.Кухня 3. конюшня 4. столовая

А4. Найти слово, приставка которого зависит от последующей согласно

1.Пожелании 2.заграничной 3. догадаться 4.разместить


А5. Определите художественно – изобразительное средство словосочетания «неизменный восторг» в предложении № 7.

а) гипербола;

б) литота;

в) метафора;

г) эпитет

А6. Назовите слово, в котором суффикс указывает на неопределённость:

а) жили; б) когда-то; в)пришла; г)явились.

А7. Определить ошибочное суждение:

а) в слове «были» все согласные звонкие;

б) в слове «парка» все согласные звонкие;

в) в слове «поездки» все согласные глухие;

г) в слове «нельзя» все согласные звонкие.


В1. Замените в предложении №9 слово «фундамент» синонимом.

В2. Замените словосочетание «стволы деревьев», построенное по типу управление, словосочетанием, построенным по типу согласование.

В3. Из предложения № 6 выписать грамматическую основу.

В4. Назовите номер простого предложения, осложненного однородными членами.

В5. Назовите номер сложноподчиненного предложения.

В6. Укажите номер предложений с разными видами связи.


Ответы на тест

В1 – основание

В2 – деревянные стволы

В3 – были учтены пожелания


Физминутка

Если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.


Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.


Самопроверка

Самый морознейший – самый морозный или морознейший

Более лютее – более лютый или лютее

Снежнейших – снежных

Более лучше – лучше

Более вкуснейший – более вкусный, вкуснее


Динамическая пауза

Отгадайте кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь )

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз )

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко )

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

Слайд 1

Клецко Надежда Павловна пгт. Опарино

3 класс Русский язык

Слайд 2

Тема урока
Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё …

Слайд 3

?
Имя прилагательное
?
?
?
?
?
?
?
?
?

Слайд 4

Чистописание
Работа в тетради
Пугливый белый трусливый
Трусливый зайчишка быстро убегает от волка.

Слайд 5

Б…тинки, помощ…, п…лянка, в…езд, в…юга, горес…ный, мя…кий, королевич… . Вставьте пропущенные буквы. Объясни орфограмму.
Орфограммы Безударный гласный, проверяемый ударением. Безударный гласный, непроверяемый ударением. Парный согласный. Непроизносимый согласный. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
орфографическая минутка

Слайд 6

Имя прилагательное

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мужской род - присядете, женский род - похлопаете в ладоши, средний род - поднимите руки.

Слайд 8

Под кустом притаился… зверек. У него … уши, … хвост. Тело покрыто… шерстью. Есть …зубы, но обороняться ими он не может.

Слайд 9

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слайд 10

Алгоритм Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить род и число имени существительного. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Слайд 11

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Заяц Под кустом притаился маленький зверек. У него длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью. Есть острые зубы, но оборонятся ими он не может.
ед. ч., м. р.
ед. ч., м. р.
ед. ч., ж. р.
мн. ч.
мн. ч.

Слайд 12

Рефлексивно - оценочный этап. Тест 1. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. А) - ие; Б) - ее; В) - яя. 3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная.... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая. 4. Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) глагола; В) местоимения. 5. Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

Слайд 1

Подготовила ученица 6 класса «Б» МБОУ СОШ № «28» Беделева Альбина.
Имя прилагательное!!!

Слайд 2

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В предложении прилагательные выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого. Синтаксическая функция имени прилагательного. В предложении прилагательные могут выступать в роли: - определения (У девочки была очень красивая кукла), - именной части составного именного сказуемого (Кукла была красивой).
Имя прилагательное.

Слайд 3

Разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, красивый, добрый), имеют формы сравнения и краткие формы; Относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (лабораторный, деревянный); Притяжательные прилагательные - обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов). Краткие прилагательные образуются от полных качественных прилагательных и соотносятся с ними семантически. Краткими называются такие имена прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания -а, -я (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания -о, -е (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания -и, -ы (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. ("Как хороши, как свежи были розы...").
Разряды имен прилагательных!

Слайд 4

Степени сравнения имен прилагательных Степени сравнения имен прилагательных - это грамматическая категория прилагательных, которая выражает относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам. В русском языке противопоставляется три формы: - положительная, - сравнительная - превосходная. ЗАПОМНИТЕ!
Степени сравнения.

Слайд 5

Положительная степень имени прилагательного -называет признак без какого-либо противопоставления другому признаку. Сравнительная степень указывает на признак, который имеется у данного предмета в большей или меньшей степени. Превосходная степень прилагательных указывает на высшую степень проявления данного качества по сравнению с другими предметами (ср.: добрый -добрее - добрейший) Образование форм сравнения. простая форма сложная форма. Сравнительная степень - основа положит. степ. + суффикс -ее (быстрее, добрее) - основа положит. степ. + суффикс -е (тверже) основа положит. степ. + суффикс -ше (раньше) более + форма положит. степ. менее (более красивый, менее интересный) превосходная степень основа полож. степ. + суффикс -ейш-, -айш- (после г, к, х): быстрейший, ближайший самый наиболее + форма пол. степ. (наиболее быстрый, самый близкий)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя прилагательное Кирякова М.В. Гимназия № 513 Санкт-Петербург

Самостоятельная часть речи Обозначает Признак предмета Отвечает на вопросы Какой? Чей? Изменяется по Родам, числам и падежам

Главное существительное Мама Дом Лето Портфель Сумка Вопрос Какая? Какой? Какое? Чей? Чья? Зависимое прилагательное Заботливая Уютный Жаркое Витин Машина

Чтобы правильно выбрать окончание имени прилагательного, надо От главного существительного МАМА задать вопрос КАКАЯ? И посмотреть на окончание вопроса (АЯ), в большинстве случаев такое же будет и в прилагательном КрасивАЯ. МАМА какая? (женский род, ед. число) красивая кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже. Дом какой? (мужской род, ед. число) уютный

Потренируемся Дима позвал котенка любим Девочка решила задачу сложн Ира любуется деревом высок Мы подошли к зданию красив ого (какого?) Ую (какую?) Им (каким?) Ому (какому?)

ВНИМАНИЕ Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого, -его: ближнего, веселого, но слышится како [во]?

Степени сравнения прилагательных Сравнительная обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом Этот фильм интереснее (чем вчерашний фильм) Превосходная обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку (этот фильм самый интересный)

Сравнительная степень Простая образуется от прилагательных с помощью суффиксов - ее (-ей), -е, - ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы. красивый - красив-ее (красив-ей) мудрый - мудр-ее (мудр-ей) составная образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее. Более красивый Менее красивый

Внимание Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Нельзя сказать Более красивее, более умнее Надо говорить более красивый, более умный

Превосходная степень Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса - ейш - (- айш -). мудрый - мудрейший Составная превосходная степень К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее (красивый - самый красивый) К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего и всех (дерево выше всех в городе)

Внимание Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Неправильно говорить Самый добрейший, надо говорить либо добрейший, либо самый добрый

Потренируемся… образуйте степени сравнения Жаркий Высокий Удачный Низкий Сильный Грубый Жарче, более жаркий, самый жаркий, жарче всех, Выше, более высокий, самый высокий, высочайший Удачнее, более удачный самый удачный, удачнейший Ниже, менее низкий, самый низкий, нижайший Сильнее, более сильный, самый сильный, сильнее всех, сильнейший Грубее, менее грубый самый грубый, грубейший, грубее всех

Распределите по степеням сравнения Самый знаменитый Любимейший Милее всех Ласковее Наиболее удачный Менее светлый Более покладистый

Проверим себя Самый знаменитый Любимейший Милее всех Ласковее Наиболее удачный Менее светлый Более покладистый Составная превосходная Простая превосходная Составная превосходная Простая сравнительная Составная превосходная Составная сравнительная Составная сравнительная

Разряды прилагательных

Качественные прилагательные указывают на качество самого предмета Отличительные особенности Есть краткая форма (каков? Какова?) Обычно есть антонимы Есть степень сравнения (более- менее) могут сочетаться с наречием очень Имеют синонимы Примеры Красив, красива Уродлив Красивее, красивейший Очень красивый Красивый -прекрасный

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Нет степени сравнения Нет краткой формы Нет антонимов Нельзя соединить со словом ОЧеНЬ Деревянный Медицинский Спортивный школьный

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные имеют суффиксы - ов (-ев), -ин (- ын), - ий. Петров портфель, мамина брошь, заячья норка

Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные прилагательные могут переходить в качественные Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных Золотая посуда- золотые руки(умелые) Медвежья берлога- медвежья услуга(неудачная попытка помочь) Лисья норка- лисья шуба (из меха лисы)

Потренируемся определите разряд Зимний день Радостная девочка Удачная покупка Слабый ответ Кошкин дом Светин браслет Каменный замок Относительное Качественное Качественное Качественное Притяжательное Притяжательное относительное