Продажа госимущества: физические лицо – не налоговый агент по НДС. Ндс при реализации имущества казны физическим лицам Приобретение муниципального имущества в собственность ндс

ООО провело торги на продажу имущества. В конкурсной документации цена была указана без НДС. Общество является плательщиком НДС. Оформление первичной документации в части НДС.

Вопрос: Вопрос: ООО провело торги на продажу имущества. В конкурсной документации цена была указана без НДС. Фактически Общество является плательщиком НДС. В договоре общая стоимость так же указана - без учета НДС. При реализации и выставлении с-фактуры нужно начислить НДС сверху или определить его расчетным путем?

Ответ: Если сумма НДС в договоре не выделена, при этом в договоре прямо не сказано «Без НДС» или это не следует из условий договора, то сумму налога организации-продавцу нужно определить по расчетной ставке НДС.

Если же в договоре прямо указано, что объект договора НДС не облагается, то в этом случае сумму налога следует начислять сверх общей цены договора.

Обоснование

Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

Реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС . Перечень таких операций приведен в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Начислять НДС к уплате в бюджет нужно применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).

Налоговая база

В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке (). Это касается следующих ситуаций:

  • реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям ;
  • реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе ;
  • реализации имущества, которое ранее учитывалось с учетом НДС ;
  • реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупленной у граждан ;
  • реализации автомобилей, приобретенных ранее у граждан для перепродажи ;
  • производства товаров из давальческого сырья ;
  • реализации имущественных прав ;
  • реализации посреднических услуг ;
  • реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг)

В январе текущего года ООО «Альфа» (продавец) отгрузило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (покупатель) партию готовой продукции, облагаемой НДС по ставке 18 процентов. Себестоимость этой партии по данным бухгалтерского и налогового учета «Альфы» - 80 000 руб.

Цена готовой продукции (без НДС), согласно заключенному договору, - 100 000 руб. Эта цена соответствует рыночному уровню.

Таким образом, сумма НДС, предъявленная продавцом («Альфа») покупателю («Гермесу»), составляет:
100 000 руб. ? 18% = 18 000 руб.

Цена партии готовой продукции с учетом НДС равна:
100 000 руб. + 18 000 руб. = 118 000 руб.

По результатам этой сделки в I квартале текущего года бухгалтер «Альфы» должен начислить НДС в сумме 18 000 руб.

Авансов в счет предстоящей поставки продавец от покупателя не получал.

В бухучете продавца («Альфы») реализация готовой продукции была отражена так:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от реализации партии готовой продукции;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 18 000 руб. - начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-2 Кредит 43
- 80 000 руб. - списана себестоимость реализованной готовой продукции.

Ситуация: как начислить НДС при продаже здания вместе с земельным участком. Стоимость каждого объекта в договоре не выделена

НДС рассчитайте исходя из балансовой стоимости каждого объекта (здания и участка) с учетом поправочного коэффициента.

В рассматриваемой ситуации следует применять порядок, предусмотренный Налогового кодекса РФ. То есть налоговую базу по НДС нужно определить отдельно по каждому виду имущества (земельному участку и зданию).

Поправочный коэффициент рассчитайте так:

Поскольку реализация земельных участков НДС не облагается, налог нужно начислить только со стоимости здания.

НДС со стоимости здания рассчитайте по формуле:

НДС = Стоимость здания : 18/118

Реализацию участка вместе с расположенным на нем зданием оформите сводным счетом-фактурой. В нем укажите стоимость каждого объекта в отдельности. При этом в итоговой строке по графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего» укажите общую стоимость участка со зданием. Поскольку продажа земельного участка НДС не облагается, в графах 7 «Налоговая ставка» и 8 «Сумма налога» по строке, где указана стоимость земельного участка, поставьте прочерки. К сводному счету-фактуре приложите акты инвентаризации с указанием балансовой стоимости каждого из объектов (п. 4 ст. 158 НК РФ).

Так рекомендует поступать Минфин России в письме от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86 .

Пример: как начислить НДС при продаже здания вместе с земельным участком

ООО «Альфа» продает земельный участок вместе с расположенным на нем зданием склада. Общая цена реализации - 160 000 000 руб.

Балансовая стоимость земельного участка - 45 000 000 руб., здания склада - 72 000 000 руб.

Чтобы определить налоговую базу, бухгалтер рассчитал поправочный коэффициент:

160 000 000 руб.: (45 000 000 руб. + 72 000 000 руб.) = 1,36752137

Налоговая база по зданию склада равна:

72 000 000 руб. ? 1,36752137 = 98 461 538 руб.

С этой суммы бухгалтер начислил НДС по ставке 18/118 процентов.

98 461 539 руб. ? 18/118 = 15 019 557 руб.

Цена земельного участка равна:

45 000 000 руб. ? 1,36752137 = 61 538 462 руб.

Поскольку реализация земельных участков не облагается НДС, налог с него бухгалтер не начислял.

В сводном счете-фактуре бухгалтер отразил стоимость каждого объекта. При этом по земельному участку в графах 7 и 8 счета-фактуры бухгалтер поставил прочерки.

На стоимость реализованного участка с расположенным на нем зданием бухгалтер оформил сводный счет-фактуру .

2. Из Письма ФНС России от 05.10.2016 № СД-4-3/18862@

НДС: цена договора сформирована без НДС
Вопрос:
О ставке НДС при реализации услуг, если цена договора сформирована без НДС.

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу, касающемуся порядка применения нормы пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.
Как следует из запроса, при реализации услуг налогоплательщиком необоснованно применена льгота, предусмотренная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса . Налоговая база определена налоговым органом как сумма реализации по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), умноженная на налоговую ставку 18 процентов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 , и 4 статьи 164 Кодекса .
В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Кодекса , сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса , к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 , при расчете суммы НДС, подлежащего уплате, следует учитывать, что по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 Кодекса сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Таким образом, согласно выводам суда, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Кодекса , необоснованно.
Кроме того, пункт 4 статьи 164 Кодекса , устанавливающий перечень случаев применения расчетной ставки, не предусматривает такого основания для ее применения, как обложение налогом выручки (ранее не включенной в объект налогообложения) в связи с неправомерным использованием налоговой льготы (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.12.2012 по делу № А40-133513/10-129-398).
В этой связи при реализации услуг с применением освобождения от налогообложения НДС и формировании цены договора без НДС налог начисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 18 процентов.
При этом обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае в ходе мероприятий налогового контроля на основании доказательств в их совокупности и взаимной связи.

ФНС назвала случай, когда нужно доплатить НДС из денег компании

Надо доплатить налог по ставке 18 или 10 процентов сверх цены товара, если компания по ошибке освободила выручку от НДС. Такой вывод сделала ФНС России в письме от 05.10.16 № СД-4-3/18862@ (ответ на частный вопрос).

Операции, которые освобождены от НДС, названы в статье 149 НК РФ. Перечень закрытый, а потому применять льготу по любым сделкам нельзя. Но компания может ошибиться и определить цену в договоре без НДС, хотя операция облагается налогом. Например, путаница бывает с гарантийным и обычным ремонтом. Гарантийный НДС не облагается, а на услуги по обычному ремонту льгота не действует.

Если компания ошиблась, то налог надо доплатить. Но не ясно, как его рассчитать. Есть два варианта: начислять налог сверх общей цены либо выделить внутри стоимости по ставке 18/118 или 10/110.

В письме ФНС уточнила, что компания не вправе применять расчетную ставку, если в договоре изначально записала цену без налога. Например, уточнила — «без НДС» или «НДС не облагается». Поэтому начислите НДС сверх стоимости товара по ставке 18 или 10 процентов (п. , ст. 164 НК РФ).

Продавец может предъявить НДС покупателю. Но добиться оплаты налога сверх цены договора удается только в суде (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.16 № Ф09-2459/16).

На цифрах

В 2016 году компания ремонтировала оборудование. Общая стоимость услуг в договоре — 600 тыс. рублей. Организация записала, что цена услуги без НДС, поскольку считала, что ремонт гарантийный. С услуг надо начислить НДС сверх цены — 108 000 руб. (600 000 руб. ? 18%).

Расчетную ставку применяйте, если в договоре не записали, включает ли цена НДС (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Во врезке мы привели случаи, когда надо применять расчетную ставку.

Ст. 154 НК РФ), и др.

Отказ в возврате НДС.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция отказала в возврате налога, так как отсутствует.

Позиция предприятия

Общество по договору, заключенному в 2010 году с администрацией закрытого административно-территориального образования, приобрело в общую долевую собственность муниципальное имущество - нежилое помещение с условием рассрочки оплаты цены, подлежащей внесению покупателями ежемесячно равными долями не позднее десятого числа каждого следующего месяца в течение пяти лет.

Фирма, исполняя обязанность налогового агента, в период с апреля 2011 года по октябрь 2012 года перечислила на счет Управления Федерального казначейства НДС по данному договору купли-продажи.

Полагая, что данная сумма НДС является излишне уплаченной в связи с освобождением с 1 апреля 2011 года субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанностей налогового агента при покупке муниципального имущества (), общество в 2012 году обратилось в инспекцию с заявлением о на расчетный счет.

Суд решил

Суд указал, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога (). В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества (за исключением физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При этом 1 апреля 2011 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса был дополнен подпунктом 12.

Так, согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации на территории России государственного или муниципального имущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.

Моментом определения налоговой базы, если иное не установлено законодательством, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг), передачи имущественных прав ()

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

Заключение

Таким образом, положения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса применяются в отношении операций по реализации муниципального недвижимого имущества и выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, право собственности на которое передано с 1 апреля 2011 года.

Следовательно, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС.

Суд указал, что право собственности у общества на приобретенное муниципальное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в 2010 году. Поэтому фирма обязана исчислить и уплатить НДС. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2013 г. № А33-2770/2013).


НДС от А до Я

В бераторе «НДС от А до Я» предусмотрено все, что нужно для удобной и комфортной работы. Комплексно рассмотрены абсолютно все вопросы: порядок расчета и уплаты НДС, отражение в учете, отчетность, проверки и т.д.

В то же время следует учесть, что передача в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями, облагается НДС (Письма Минфина России от 3 августа 2010 № 03-07-11/334, от 30 июля 2010 № 03-07-11/325, от 17 марта 2010 № 03-07-11/65).

Организации, приобретающие указанное имущество, признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) и в соответствии с пунктом 3 статьи 161, обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом как выкупная цена имущества с учетом НДС (абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ). Сумма НДС рассчитывается по расчетной ставке (18/118) согласно пункту 4 статьи 164. НДС уплачивается налоговым агентом в бюджет не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом (кварталом), в котором произведена оплата за имущество (ст. 163, п. 1 ст. 174 НК РФ). Подобное мнение содержится в письмах Минфина России от 19 марта 2010 № 03-07-11/72, от 07 июля 2009 № 03-07-14/64.

При исчислении НДС возникает вопрос правильности определения налоговой базы. По этому поводу существуют разъяснения финансового министерства. В письме от 23 июля 2009 № 03-07-11/175 указанно, что при определении налоговой базы по НДС в отношении муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что оценочная стоимость включает сумму НДС.

Следовательно, НДС по реализованному государственному (муниципальному) недвижимому имуществу исчисляется расчетным методом исходя из указанной в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.

Пример

Организация приобретает на аукционе по продаже муниципального имущества здание, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Договорная стоимость приобретенного здания составила 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.). В месяце приобретения организацией уплачены государственные пошлины за государственную регистрацию прав организации на здание в размере 15 000 руб.

Приобретенное здание учитывается организацией в бухгалтерском учете в качестве основного средства по первоначальной стоимости (п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 № 26н). В первоначальную стоимость здания включаются договорная цена здания (за вычетом НДС) и сумма государственной пошлины, уплаченная при приобретении здания (абз. 3, 8 п. 8 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации организация приобретает здание, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования и, как сказано выше, признается налоговым агентом по НДС.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Отражены вложения в приобретение внеоборотного актива

Дебет 08-4 Кредит 60 - 500 000 рублей (590 000 — 90 000).

Отражена сумма НДС, по приобретенному зданию

Дебет 19 Кредит 60 - 90 000 рублей.

Удержана сумма НДС с доходов от реализации здания

Дебет 60 Кредит 68 НДС - 90 000 (590 000 х 18/118).

Перечислена выкупная цена здания (за вычетом удержанной суммы НДС)

Дебет 60 Кредит 51 - 500 000 рублей.

Уплачена государственная пошлина

Дебет 68 Кредит 51 - 15 000 рублей.

Государственная пошлина включена в состав первоначальной стоимости приобретенного здания

Дебет 08-4 Кредит 68 - 15 000 рублей.

Приобретенное здание принято к учету в составе объектов ОС

Дебет 01 Кредит 08-4 - 515 000 рублей (500 000 + 15 000).

Принята к вычету сумма НДС по приобретенному зданию (после перечисления НДС в бюджет)

Дебет 68 Кредит 19 - 90 000 рублей.

НДС при льготной («малой») приватизации

Однако для субъектов малого и среднего предпринимательства , которые арендуют недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, и выкупают указанное имущество в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено исключение. С 1 апреля 2011 года указанные операции не признаются объектом обложения НДС. При этом операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Покупатели имущества в таком случае признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС независимо от даты оплаты имущества. Такой вывод подтверждает Письмо Минфина России от 23 марта 2011 № 03-07-14/17.

До 1 июля 2013 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества при возмездном отчуждении такого имущества из государственной или муниципальной собственности (ст. 3, ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ).


Комитет считает незаконным решение налогового органа о доначислении ему НДС при реализации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя. Ведь казенные учреждения, обеспечивающие реализацию полномочий органа местного самоуправления, не обязаны платить НДС в федеральный бюджет.

Почему жалобу не приняли

Конституционный Суд РФ данную жалобу к рассмотрению не принял. И вот почему.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что объектом НДС признаются операции по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг). Он определяет перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения. К таким операциям, в частности, относятся операции по реализации государственного или муниципального имущества, составляющего государственную казну, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и выкупаемого ими в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Во всех остальных случаях при реализации казенного имущества НДС подлежит уплате.

Так, на основании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при реализации имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Взимание НДС при реализации публичного имущества обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения - операция по реализации товаров. Освобождение таких операций от налогообложения противоречит общему правовому режиму налогообложения. Поэтому законодатель вправе определить элемент НДС – его субъект. А поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица, они могут быть признаны субъектом налога (определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О).

Правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС и возлагать на них обязанность по исчислению и уплате налога, если публичное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Данный подход является устоявшимся в правоприменительной, в том числе судебной, практике (письмо ФНС РФ от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, согласованное с Минфином России; постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).

Поэтому неопределенности в правовом положении органов местного самоуправления в рассматриваемой ситуации нет. А значит, спорные нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие специальные случаи исчисления НДС, в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права Комитета.

По делу № А09-10032/2015 Судебная коллегия по экономическим спорам признала неправомерными выводы судов трех инстанций, которые указали на невозможность взыскания с предпринимателя – налогового агента суммы НДС, не удержанной и не перечисленной им в бюджет при приобретении в собственность муниципального недвижимого имущества.

Инспекция в рамках налоговой проверки установила, что ИП, применяющий УСНО, по договорам купли-продажи с Комитетом по управлению муниципальным имуществом систематически приобретал недвижимое имущество для последующей сдачи в аренду и в целях перепродажи. Указав, что в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ предприниматель не удержал и не перечислил в бюджет суммы НДС с цены сделки, указанной в договорах купли-продажи такого имущества, ИФНС начислила , пени и штраф.

Предприниматель, не согласившись с инспекцией, обратился в суд.

Суды трех инстанций решили:

    инспекция правомерно начислила штраф за неисполнение обязанностей налогового агента в размере 20% от взыскиваемых сумм налога;

    доначисление НДС и уплата налога в бюджет за счет собственных средств ИП приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения;

    обязанность по перечислению НДС в доход федерального бюджета лежит на муниципальном образовании в связи с получением им спорной суммы НДС в составе платежей по договорам купли-продажи.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд. Аргументы ИФНС представлены в виде схемы.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ встала на сторону ИФНС, признав правомерным взыскание налога и пени с ИП, как лица, обязанного перед бюджетом. При этом коллегия указала, что суды не исследовали все обстоятельства дела, в частности не было установлено, включают ли договоры купли-продажи муниципального имущества сумму НДС, поскольку рыночная оценка имущества по одному из договоров производилась без учета НДС. В связи с этим дело было направлено на новое рассмотрение.

Таким образом, сформирована следующая правовая позиция:

    при реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС лежит на покупателях этого имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Указанная обязанность не может быть возложена на продавца имущества;

    тот факт, что подлежащая перечислению в бюджет сумма НДС была уплачена в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает покупателя (предпринимателя) от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет;

  • исполнив обязанность налогового агента, предприниматель вправе обратиться в суд и потребовать от муниципального образования возврата неосновательно полученных денежных средств в виде суммы НДС.

Обратите внимание: покупатель недвижимости, обратившись в суд, может рассчитывать не только на возврат суммы НДС, но и на получение компенсации – процентов за пользование чужими денежными средствами. Например, из Определения ВС РФ от 25.05.2017 № 304-ЭС17-5195 по делу № А67-1716/2016 следует, что ИП добился взыскания в качестве неосновательного обогащения НДС (в размере свыше 1,4 млн руб.), а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения по день фактического исполнения обязательства (возврата суммы налога).

Отметим, что суммы процентов, уплачиваемых покупателем – налоговым агентом при покупке в рассрочку имущества казны, не включаются в базу по НДС и не облагаются этим налогом (письма Минфина России от 17.06.2014 № 03-07-15/28722, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/13219@).

Важно, что когда организация получает от городской администрации права требования у застройщика обязательства по передаче квартир, у нее не возникает обязанности выступать в качестве налогового агента по НДС. Дело в том, что п. 3 ст. 161 НК РФ не применяется в отношении операций по передаче городской администрацией имущественных прав , в том числе прав требования у строительной организации обязательства по передаче квартир (Письмо Минфина России от 12.08.2016 № 03-07-11/47448).

А вот при передаче налогоплательщику имущества в виде доли участия Российской Федерации в объекте незавершенного строительства такой признается налоговым агентом. Дело в том, что передаваемая доля участия Российской Федерации в объекте незавершенного строительства, являющемся полезным эффектом инвестиций, является имуществом (Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03-07-10/37242).

В заключение напомним, что право налогового агента применить вычет по НДС обусловлено наличием документов, подтверждающих уплату сумм налога в бюджет (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).