Сказка о зимующих и перелётных птицах. О перелётных птицах (Г.А.Скребицкий) Рассказать о перелетных птицах дошкольникам

На улице повеяло теплом,
Снег очень скоро в воду превратится,
И, позабыв о холоде былом,
Щебечут песни радостные птицы.

(М. Крюков)

Засеребрились в солнечных лучах сосульки, заплакали радостными слезами в ожидании теплых весенних дней. Лес пробуждается от зимней спячки, озера снимают ледовые одежды, готовясь к возвращению перелетных птиц. А на полянах появились первые проталинки, и по ним уже чинно вышагивают грачи, ковыряясь в оттаявшей земле в поисках червей и личинок. Поблескивает черное с синевой оперение, и ярким пятном выделяется на смоляном фоне белый клюв. Грачи не ждут, пока земля полностью освободится от снежного покрова, их не пугает холод и редкие ночные заморозки.

Среди рано вернувшихся птиц заметны скворцы. Хорошо, если люди позаботились о забавных пересмешниках и подготовили уютные скворечники. Прилетевшие птицы спешат занять свободные домики, ведь к концу апреля у шумных скворцов появляется потомство. Суетливо копошатся черные с жемчужным крапом птицы в пожухлой прошлогодней листве, выбирая зимовавших в укромных местах личинок насекомых и дождевых червей.

В апреле, когда весна уже в разгаре, когда позабыты ночные заморозки, возвращаются в родные края лесные птахи трясогузки, готовые полакомиться греющимися в весенних лучах солнца и опьяненными весенним воздухом мухами. Следом за ними прилетают коноплянки, зяблики и жаворонки. В полях для них осталось много прошлогодних семян.

Наконец-то дождались своих обитателей озера и болота. Водоплавающие птицы, радостно хлопая крыльями, заполонили водное пространство. А в небесах бесконечно тянутся косяки уток, гусей и журавлей. До середины мая можно слышать возбужденное курлыканье возвращающихся на родину пернатых.

Среди крылатого населения пока нет пеночек, стрижей и ласточек. Эти теплолюбивые птички вернутся в родные пенаты, когда весна передаст эстафетную палочку жарким летним дням. Но вот что удивительно, в середине мая в городских парках уже можно слышать пение соловья. Эти обладающие удивительными голосами птички прилетают из дальних экваториальных стран, где они пережидали суровые северные морозы. В их весенних песнях звучит рассказ о знойных африканских просторах.

(На иллюстрации картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели" )

Казалось бы, совсем недавно землю покрывал пушистый снег, и вот уже развернулись на тополях клейкие листья, помогая спрятаться крошечным птахам от кровожадных хищников. Не осталось и следа от ледяного покрова озер. В прозрачной воде видно, как работают лапками зеленовато-фиолетовые селезни. Но пройдет несколько месяцев, снова задуют холодные ветра, засобираются птицы в далекие страны, и останутся о жарком лете одни воспоминания.

Мария Анатольевна Котова
Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Перелётные птицы»

Составление описательного рассказа по теме : «Перелётные птицы »

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

1. Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме .

2. Закреплять знания о перелётных птицах , их строении и повадках.

3. Закреплять умение образовывать антонимы.

Коррекционно- развивающие :

4. Продолжать развивать навыки монологической речи.

5. Развивать мелкую и общую моторику.

6. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные :

7. Воспитывать навыки взаимопомощи.

8. Воспитывать умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей .

Материал : конверт с диском, 4 карточки "Назвать перелётных птиц "; 7 карточек с перелётными птицами : утка, скворец, ласточка, грач, соловей, журавль, гусь; схема описательного рассказа ; фишки с птицами .

Ход занятия:

Орг. момент : (Дети входят в зал)

Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители!

Вот подходит наконец-то

День сегодняшний к концу,

Вы устали, но улыбка

Нам поверьте, всем к лицу. (поприветствуем друг друга улыбкой)

Ну, а чтобы вам приятно

Было вечер провести,

Приглашают на занятие

Будущие первоклассники.

Основная часть :

Логопед : (дети стоят у интерактивной доски) Дети, я сейчас нашла в зале конверт. Как вы думаете, что в нём? (рассматривают конверт , трогают его, там диск) Это электронное письмо. Хотите узнать, что на нём и от кого оно? «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Хочу прилететь к вам в гости и услышать рассказ о птицах , которые весной возвращаются к вам. А пока высылаю вам фотографии этих птиц и задания , которые вам помогут составить рассказ . Ждите. С приветом, Кар Карыч»

Логопед : Скажите от кого нам пришло письмо? (Кар Карыча) О чём он нас просит? (составить рассказ о птицах )

Логопед : А вот и первое задание в парах. Обведите на карточках в круг только перелётных птиц ? Назовите их. (правильные ответы на экране)

Логопед : Следующее задание от Кар Карыча : найдите картинки, на которых изображены части тела птиц . Назовите их.

Логопед : Следующее задание от Кар Карыча "Скажи наоборот". Отвечайте по цепочке :

Лебедь белый, а грач. (чёрный)

У журавля длинные ноги, а у скворца. (короткие)

У соловья тонкий клюв, а у утки. (толстый) .

У гуся короткий хвост, а у кукушки. (длинный)

У ласточки маленькая голова, а у журавля. (большая)

У скворца черная грудка, а у ласточки. (белая)

У чижа есть пятнышки на туловище, а у грача. (нет)

Логопед : Предлагаю немного размяться и построить скворцам домики-скворечники.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Скворечник»

Распилю пилой дощечки :

Вжик-вжик, вжик-вжик. (Пилим дощечки) .

Сколочу из них скворечник :

Тук-тук, тук-тук. (Работаем молоточком) .

Прилетайте, птицы , в гости

К нам, к нам. (Обеими руками зовем птиц к себе ) .

Я скворечники развешу

Тут и там, (движение вправо,

Тут и там. (движение влево) .

Логопед : Дети, скажите, а где поселятся другие перелётные птицы , когда к нам прилетят весной? (ответы детей : в гнезде, в траве, в камышах) (появляется Кар Карыч и схема рассказа- описания )

Кар Карыч : Здравствуйте, мои друзья! Я к вам в гости спешил, и вижу вы справились со всеми моими заданиями. Мне очень хочется послушать ваши рассказы о перелётных птицах .

Логопед : Кар Карыч, наши будущие первоклассники буду рады рассказать тебе о перелётных птицах . Дети, выберите себе картинку с перелётной птицей , о которой вы хотите рассказать . (дети выбирают картинки и составляют рассказы )

Логопед : Кар Карыч, тебе понравились рассказы наших детей ? (очень понравились)

Заключительная часть :

Логопед : Мне хотелось бы, чтобы вы назвали того, чей рассказ о перелётных птицах вам понравился больше всех и подарили бы ему фишку с птичкой. Выбираем лучшего рассказчика о перелётных птицах .

Публикации по теме:

Конспект занятия по составлению рассказа об игрушке с использованием элементов мнемотехники Цель: Развитие связной речи детей. Задачи. Связная речь: Учить детей описывать игрушку, называя ее характерные признаки, ее внешний вид,.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по игрушке «Чебурашка» Конспект по развитию речи детей средней группы Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке – Чебурашка» Задачи: 1) закреплять навыки.

«Подиум». Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум». Цель: 1. Упражнять.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Федорино горе» Конспект открытого занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "Федорино горе" в старшей логопедической группе. Цель: обучение детей.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Роголева Елена Геннадьевна
Сказка о перелетных птицах «На озере»

На дальнем озере , среди зелёных камышей жили-были разные птицы . Дикие гуси , пестрые утки-кряквы и белые лебеди всё лето плавали по озеру , ловили своими широкими клювами пролетающих бабочек и стрекоз, ныряли под воду за мелкой рыбешкой, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку.

По самому краю воды ходили длинноногие цапли, ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.

Хорошо они жили, дружно! Вили гнёзда, откладывали яйца, высиживали птенцов. А потом учили их плавать и летать, ловить бабочек и стрекоз, чистить клювом свои перышки.

Любили птицы свое озеро , далеко не улетали.

Но как-то раз подул холодный ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки . Молодые утки и гуси закричали :

Смотрите, как много бабочек! Ловите их!

Они стали хватать бабочек клювом, но те оказались совсем невкусными.

Га-га-га! – загоготала старая мудрая Гусыня. – Это не бабочки, это – желтые листья с деревьев. Наступила осень.

С каждым днем становилось всё холоднее. Насекомые исчезли, рыба уплыла глубоко на дно, лягушки спрятались под коряги, трава пожелтела и засохла.

Заволновались молодые птицы .

Что такое? Нам совсем нечего есть! Наши лапки замерзают в холодной воде! Мы погибнем от голода и холода!

Га-га-га! – снова загоготала старая мудрая Гусыня. – Скоро зима. Вода на озере замерзнет и превратится в лёд. Нам пора собираться в дальний путь!

Га-га-га! Кря-кря-кря! – зашумели молодые птицы . – Куда? Почему? Мы не хотим!

Мы полетим в теплые края, ведь мы – перелетные птицы . Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно, на своё озеро , - успокоила всех старая мудрая Гусыня.

Сказано-сделано . Стали птицы в дальний путь собираться. Первыми полетели цапли. Они покружились над озером , помахали своими большими крыльями и исчезли за лесом.

За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак , а за ней ровным клином остальные птицы . Прокричали свою прощальную песню и скрылись вдали.

Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере , холодно и печально…

Но не будем грустить! Пройдет снежная, морозная зима, и перелетные птицы снова вернутся на озеро , на свою любимую родину.

Вопросы по сказке .

Любили птицы своё озеро или нет ? Как они там жили?

Почему птицы улетели со своего любимого озера ?

Как называют птиц , которые улетают в теплые края?

Кто улетел первым?. Кто за цаплями?. Кто последним?

Почему птицы возвращаются обратно?

Назовите других перелетных птиц , которых вы знаете.

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.

Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные передвижения из мест гнездования в зону зимовки. Миграция перелётных птиц – это наследственно зафиксированный, веками сложившийся процесс, возникший под влиянием изменения условий существования в родных краях.

О перелётных птицах нам известно немало. С самого раннего детства мы узнаем о жизни удивительных пернатых из рассказов взрослых, а также из замечательных книг, написанных настоящими любителями природы, такими как, например, Георгий Алексеевич Скребицкий.

«Дедушкой-юннатом» называли его дети. Писатель, следопыт, охотник, Скребицкий, как никто другой, знал и понимал, любил родную природу. Рассказы о пернатых занимают в его творчестве особое место.

«Пришла весна. Растаял снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы… ». Весной у птиц начинается настоящий переполох. Весна – горячий период для птиц. Всё нужно сделать — подобрать себе пару, выстроить или подыскать гнездо или дупло, навести в нём порядок, утеплить. В общем, приготовить всё для того, чтобы появившемся на свет молодым, крохотным птенцам было комфортно и удобно.

« - Скорей, скорей домой! - кричали птицы на все лады, торопясь в родные края.

С их прилётом поля и леса сразу ожили. Сколько повсюду песен, свиста, крика!

Над полем высоко в небе, словно серебряные колокольчики, звенели жаворонки. В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи… Всех птенцов и не перечесть.

Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда - стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. Здорово получается, словно барашек в небе заблеял: бе-э-э!.. Так бекас на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку.

А пёстрый дятел уселся на самый верх сухой, сломанной ёлки да как начнёт колотить клювом по дереву: трррр, трррр! Далеко разносится по лесу частая барабанная дробь.

Так разные птицы, каждая по-своему, но все одинаково радостно приветствовали весну».
Из рассказа Скребицкого «Хитрая птица»

«Кругом по деревьям птицы поют: зяблики, овсянки, скворцы, дрозды… Вдали кукушка кукует. Каждый певец на свой манер старается. Одни звонкую трель выводят, другие свистят, третьи щебечут».
Из рассказа Щербицкого «Зеленый путь»