Марья болконская и ее отец отношения. Марья болконская

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал различные характеры. В повествовании особое место занимает характеристика Марьи Болконской, сестры князя Андрея.

Портретная характеристика

Писатель особое внимание уделяет описанию внешности Марьи Болконской. Подчеркивается то, что героиня - девушка совершенно некрасивая. Если брат Марьи - Андрей Болконский - на протяжении всего повествования описывается с помощью прилагательного «красивый», то сама княжна, наоборот, характеризуется следующими описаниями: «некрасивое, слабое тело», «богатая уродливая наследница», «некрасивое, болезненное лицо». Походка героини «тяжелая», что неоднократно подчеркивается при описании княжны Марьи. Она «неграциозная и неловкая». Даже самые красивые платья не могли скрыть «некрасивость» героини: «нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны». Из-за внешнего вида Марьи Болконской никто из девушек даже не думал соперничать с ней: «Ей уродовать себя нечего - и так дурна».

Даже отец героини - Николай Болконский - говорит про внешние недостатки дочери: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Несмотря на «некрасивость всего лица», княжна Марья имеет красивые, «большие, глубокие и лучистые» глаза, которые «делались привлекательнее красоты». В этих глазах, делающих все лицо «прекрасным», были «и любовь, и грусть».

Отношение к обществу

Марья Болконская является дочерью довольно знаменитого и влиятельного князя. Семья Болконских, имеющая древние корни, занимает знатное положение в обществе.

Отсюда следует, что княжна Мари имеет полное право на светскую жизнь и на уважение знатными людьми. Однако героине не нравится находиться в обществе, она всю свою жизнь вместе с отцом провела в деревне. Несмотря на «беспричинный гнев» отца, она любит его. Героиня счастлива, что имеет такой образ жизни: «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни». Марья Болконская не умела кокетничать, как это делали другие девушки. Она не имела играть. Княжне Марье чуждо общество, в котором ценится лишь внешний облик, а на внутренние качества никто не обращает внимания.

Внутренние качества

Марья Болконская является одним из любимых женских образов Л. Н. Толстого. Несмотря на внешнюю непривлекательность, героиня имеет доброе сердце. И ценит людей героиня именно за характер человека, а не за его внешность: «Прекрасное сердце – это то качество, которое я более всего ценю в людях».

Княжна Марья была «кроткой и робкой» девушкой, однако сразу казалась всем «старым другом».

Большую роль в жизни героини играла религия. “Религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек”, – так говорила Марья Болконская. «Тайно от князя» княжну Мари посещают «божьи люди», которым она искренне помогает.

Для героини свойственно милосердие. Она заботится о своем племяннике, который так рано потерял своего отца. Семья для княжны Марьи имеет большое значение, она всю жизнь заботилась об отце и мечтала о любящем муже и детях. То, о чем она мечтала, воплотилось в жизнь: она обрела счастье с Николаем Ростовым.

Искренность - вот что подчеркивают другие люди, когда говорят о княжне. Героиня не способна на обман и предательство, ее душа слишком добра к другим людям.

Марья Болконская - самый чистый образ в романе.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Марьи «Война и мир», рассмотрит портретную характеристику Болконской Марьи, ее характер и отношение к светскому обществу.

Тест по произведению

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Волконские — старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом; строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Княжна Марья лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Княжна Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Она постоянно окружена «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них...», часто посещает ее.

Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком. Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.

Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.

Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.

Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. «Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения».

С твердостью, стойкостью Болконских княжна. Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право на существование.

Здесь писатель «как бы ведет упорный спор с аскетами и ханжами всех видов, напоминая о том, что человек не может не жить чувственной жизнью. Чувственность перестает быть человеческой, если человек в своей любви к ней, к нему не любит весь мир. Тогда это грубая чувственность Элен, страшная чувственность „Крейцеровой сонаты" — чуждость и враждебность жизни».

Рассудочную жертвенность княжны Марьи Толстой отнюдь не поэтизирует, противопоставляя ей «непосредственность эгоизма», «способность жить самозабвенно, ...радостно отдаваться естественным влечениям, инстинктивным потребностям». Здесь писатель сопоставляет христианскую, жертвенную любовь ко всем людям и любовь земную, личную, открывающую человеку все многообразие жизни. Как замечает В. Ермилов, «Толстой не знает, какая любовь является истинной. Быть может, христианская, одинаковая любовь ко всем выше, совершеннее грешной, земной любви... однако лишь земная любовь есть живая жизнь на земле».

Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни». Образ КНЯЖНЫ Марьи в романе сопровождает тот же самый мотив, который является необычайно значимым для князя Андрея, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу. Внутренний, глубинный смысл этого мотива — роковая несовместимость героя с жизнью.

Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко дает волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».

Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров детей и действенность тех или иных приемов воспитания. Ростов восхищается своей женой: «...главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене... это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения. «Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.

Марье Болконской кажется, что «кроме счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни». Здесь вновь возникает мотив смерти, связанный с образом данной героини. В. Ермилов замечает, что «этот подспудный мотив имеет и некоторое личное значение для Толстого, связывавшего с образом княжны Марьи кое-что из своих представлений о своей матери, о ее нежной любви к... детям, о ее высокой духовности, о ее преждевременной смерти...».

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.

Лев Николаевич Толстой особое внимание уделяет Марье Болконской в «Войне и мире». Это любимый автором образ милосердной девушки с добрым и искренним сердцем.

Характер

Внутренние качества Марьи Болконской описываются Л. Н. Толстым с помощью приема контраста. Хотя внешность героини не отличается привлекательностью и красотой, душевные качества делают героиню приятной в общении девушкой, которая привлекает к себе внимание окружающих.

Несмотря на то что робкая и скромная княжна Мари чуждается общества, она умеет строить отношения с другими людьми. Героиня дружественно настроена относительно всех тех, кого встречает на своем пути.

Героине свойственно милосердие и сострадание. Княжна Марья никогда не обманывает других людей, она не способна и на предательство. Важным в ее жизни является помощь знакомым и незнакомым ей людям. Марья Болконская в тайне от своего отца принимает в доме «божьих людей», которым от всей души старается помочь. К религии девушка относится очень трепетно. Для Марьи Болконской именно религия, а также семья являются главными в жизни.

Отношение к семье

Образ Марьи Болконской в «Войне и мире» во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Героиня всю жизнь провела в деревне рядом со своим строгим отцом. Несмотря на то что он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее», она уважала, ценила своего отца и искренне его любила. Она не представляла жизни без него и была по-своему счастлива.

Сам отец понимал, что гнев его «беспричинный», он знал, что причиняет своей дочери очень много боли. Но это не значит, что он не любит княжну Марью. Маска строгости и жестокости скрывала настоящие чувства героя: он искренне любил свою дочь. Николай Болконский смог это показать лишь в финале своей жизни, когда прощается с Марьей.

Отец научил героиню трепетному отношению к собственной семье. Чтобы ни случилось, семейство всегда защищало друг друга. Княжна Марья смогла сохранить теплые отношения со своим братом Андреем. А когда он умирает, Марья Болконская берет на воспитание его сына - Николеньку. Для нее мальчик становится целым миром.

Любовь

Марья Болконская всю свою сознательную жизнь жила с отцом, ухаживала за ним и помогала ему. Семья для героини была всем в жизни. Поэтому она мечтала, чтобы у нее был муж, который бы ее любил, и дети, которым она бы отдавала всю себя. Внешне некрасивая, героиня не имела возможности выбирать себе жениха. И когда она встретила Анатоля Курагина, все ее мечты и желания воплотились в его образе. Он понравился ей, но, возможно, потому что она хотела кого-то полюбить.

Предательство Курагина не сломило ее характер, а, наоборот, показало всю душевную доброту героини. Она прощает и Анатоля Курагина, и мадемуазель Бурьен и даже хочет устроить их счастье вместе.

Встретившись с Николаем Ростовым, когда он фактически спас ее, она понимает, что именно в нем соединились все черты, которыми должен был владеть ее будущий муж. Еще одним сближающим фактором было то, что встреча героев произошла в трудное время для Отечества, которое играло большую роль в жизни и княжны Марьи, и Николая Ростова.

Брак с Николаем сделал княжну Марью по-настоящему счастливым человеком. Любовь между героями отличается своей чистотой и искренностью.

В эпилоге романа Л. Н. Толстого Марья предстает перед читателем как любящая жена и заботливая мать. То, о чем она мечтала, воплотилось в реальную жизнь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Марья Болконская», рассмотрит характер героини, ее отношение к семейным ценностям.

Тест по произведению

Меню статьи:

В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
Одним из таких персонажей является Мари Болконская.

Происхождение Мари Болконской

Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

Их семья очень богата.

Семья Марьи Болконской

Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

Матери Марии уже нет в живых.

Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.

Внешность княжны Мари

Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.

Морально-нравственный облик княжны

Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.

Отношение Мари к членам семьи

Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.


Отношение Мари к высшему обществу

По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.

Готовность проявлять дружеские отношения

Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.


Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.

Мари Болконская и Анатоль Курагин

Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.

Брак с Николаем Ростовым

Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

Мари имеет влияние на своего мужа и учит его поступать с крепостными не по порядкам принятым на службе – в ее понятии грубость и жестокость – это низкие чувства.

Подведем итог: в образе Мари Болконской, впоследствии Ростовой, воплотились высокоморальные порывы к достижению идеала человека. Благородство и добропорядочность – вот главные критерии, определяющие сущность Мари.

Девушка не только придерживается сама этих принципов, но и пытается объяснить окружающим, почему проявление грубости и несдержанности является проявлением низких чувств.

В своем произведении Толстой отразил судьбы многих людей. Отдельного внимания в романе заслуживают женские образы. Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» полностью соответствуют представлениям Л.Н Толстого о своей матери, которую автор совсем не помнил. Воображение нарисовало четкий образ той, которая будет одной из главных героинь романа. Дочь князя Болконского сумела преодолеть множество испытаний на своем пути, прежде чем стать счастливой женой и матерью.

Внешность

Несмотря на то, что Марья Болконская является одним из любимых персонажей автора, красивой внешностью он решил ее не награждать. Без слез на нее не взглянешь. Болезненная худоба, бледность кожных покровов, удлиненной формы лицо все в ней отталкивало.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна»

Думал про нее Курагин.

Единственным, что могло привлечь внимание мужчин к ее персоне, были глаза. Они словно лучились изнутри, окутывая собеседника теплом и мягкостью. Большие, манящие. В них можно утонуть, но слишком грустные для такой молодой особы.

« В прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…»

Марья всегда казалась печальной. Даже походка девушки была, как у мужика. Тяжелая, неуклюжая.

«Она вошла своей тяжелой походкой».

Грация и утонченность отсутствовали напрочь. Марья прекрасно понимала, что шансы выйти замуж у нее невелики, но как любая другая девушка втайне мечтала о любви и о том человеке с кем можно пройти, взявшись за руки по длинной дороге судьбы.

Семья

Марья дочь князя Николая Болконского, человека влиятельного и обеспеченного. Есть родной брат Андрей Болконский. Николай был строгим отцом и, воспитывая дочь, не делал никаких поблажек. Его жестокие методы в воспитании Марьи наложили отпечаток на ее характер. Со стороны можно было принять Болконскую за домработницу, функции которой заключались в командах: принеси, подай, убери. Оставаясь одна, она часто лила слезы в подушку от обиды и досады. Несмотря на грубое отношение отца, девушка любила его, принимая таким, какой он есть. С кем у нее сложились отношения, так это с братом. Андрей относился к сестре с любовью. Между ними установились теплые отношения, основанные на доверии и уважении. Андрей рано овдовел. После смерти жены Марья взяла на себя все заботы о любимом племяннике.

Характер

Характер у Марьи был ангельский и кроткий. Она вела замкнутый образ жизни. Не посещала балов, не сплетничала с подружками, перемывая кости близкому их обществу людей. Общение с ровесниками ей смогла заменить фанатичная вера в религию. Книги, «божьи люди», заглядывающие к ним в дом на огонек, часто становились причиной насмешек со стороны отца и брата, не понимающие, когда Марья успела стать такой религиозной.

Любовь

Анатолий, сын Василия Курагина, был непутевым и беспечным. Василий посчитал, что женитьба на Марье Болконской пойдет ему на пользу. Наивная, свято верящая в искренность чувств, Марья увидела в этом парне идеал мужчины. Девушка уже рисовала в воображении картины будущей, счастливой семьи, когда оказалось, что Курагиными двигал только расчет. Они знали, что Болконская с хорошим приданым и посчитали, что она выгодная партия для Анатоля. Анатоль не оценив старания отца, положил взгляд на компаньонку Мари, чем обрубил себе блестящее будущее.

Следующим мужчиной в жизни Марьи стал Николай Ростов. Он смог оценить в ней не внешность, а богатый внутренний мир девушки, душевную красоту. Это произошло не сразу. Николай с необыкновенным трепетом относился к Марье, еще не понимая для себя, что влюблен по-настоящему. В какие-то моменты даже боялся лишний раз подойти к ней. Такой она казалась неприступной и серьезной.

Сбылись мечты Марьи. С Николаем она почувствовала себя любимой и желанной. Предложение руки и сердца приняла без раздумий, о чем ни разу не пожалела. В браке с Ростовым у них родилось несколько детей. Она смогла стать для Николая верной, надежной и любящей женой, способной в трудную минуту стать надежной опорой. Николай оправдал все ее ожидания от брака, став заботливым мужем и прекрасным отцом.