Программа тренинга по развитию памяти. Методики тренировки памяти и внимания

Мозг нуждается в тренировках, так же как и тело. Собрали для вас пять упражнений и лайфхаков, которые помогут развить память и внимание.

Телесные папки

Запомнить длинный список продуктов или имена ваших новых знакомых помогут папки… на вашем теле. Представьте, что какая-то часть вашего тела, - папка для хранения информации. В книге «Развитие мозга» приводятся такие примеры телесных папок:

  1. Стопы (ваших ног)
  2. Ваши бедра.
  3. Ваши ребра.
  4. Ваш живот.
  5. Ваш лоб.


Каждая часть вашего тела - папка для хранения информации.

Как работать с этими папками? Попробуем «расфасовать» в них продукты из списка для магазина. Каждую покупку «кладите» в ту или иную телесную папку и мысленно представляйте этот процесс.

  • подсолнечное масло;
  • авокадо;
  • грецкие орехи;
  • семгу;
  • шпинат;
  • чернику;
  • бобовые;
  • брокколи;
  • зеленый чай.

Запоминайте расположение продуктов минуту-две, а затем через некоторое время попробуйте по памяти вспомнить, где что «лежит». Вы удивитесь, насколько легко запоминать по этой простой системе.

Арифметические примеры

В книге «Одна привычка в неделю» есть глава, посвященная работе мозга. Если вы введете себе привычку тренировать память, внимание каждый день, то быстро почувствуете результаты.

Самое доступное и простое упражнение - решение математических примеров.

Арифметические вычисления помогают быстрее думать и анализировать. Рассчитывая в уме примеры, вычисляя чаевые в ресторане или обдумывая, насколько выгодной будет скидка в сезон распродаж, мы тренируем мозг.

Смысл теста Струпе - называть вслух цвет слов, делая это как можно быстрее. Будьте внимательны: вы должны не читать слова, а называть их цвет. Если ошибетесь, назовите цвет еще раз.

Система

Хорошее упражнение для памяти, которое научит запоминать числа и формы. Представьте, что вы шпион и вам передали секретный код для досту­па к зашифрованному файлу. Посмотрите на эти де­вять символов. Как быстро вы сможете их запомнить?

Вот вам способ запомнить их мгновенно из книги «Как запоминать (почти) все и всегда» . Для начала нарисуйте сетку для игры в «крестики­ нолики».

Теперь начните с верхнего левого угла и идите сверху вниз в каждой колонке. Узнаете форму? Чтобы запом­нить девять символов, нужно лишь представить сетку для «крестиков­ноликов» и идти сверху вниз в каждой колонке.

Видеть систему в хаотичном, на первый взгляд, наборе цифр или форм - умение, которое можно развить практикой.

Запоминание слов

В течение двух минут постарайтесь запомнить как можно больше записанных ниже слов. Затем запишите все слова, которые вспомните, и сосчитайте. Повторяйте упражнение каждый день, следите за прогрессом.

Мы нередко жалуемся на плохую память — и свою, и особенно у детей. Специалисты единодушны: развитием памяти надо просто заниматься. Чтобы дело пошло веселее, мы выбрали 8 головоломок из новой книги, которая вся посвящена . Надеемся, эти игры скрасят ваш семейный досуг.

Скрипка, ножницы, жираф...

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, запишите на листе бумаги, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

Запоминая предметы, следуйте определенному порядку. Произносите их названия вслух.
Сначала запомните одну группу из пяти предметов, потом добавьте еще одну и так далее.

Что на афише?

Внимательно рассматривайте афишу в течение минуты.

Теперь, не подглядывая, ответьте на вопросы.

  1. Сколько лошадей изображено на афише?
  2. Речь идет о США или Великобритании?
  3. Что анонсирует эта афиша — кинофестиваль или цирк?
  4. Сколько звездочек находится в самой нижней части афиши?

Свеча и снеговик

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте картинку.

Ответьте на предложенные вопросы.

  1. Какая цифра соответствует снеговику?
  2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
  3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
  4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Всем купаться!

Изучайте и запоминайте детали фотографии в течение полутора минут. После этого закройте ее и ответьте на вопросы.

  1. Где происходит действие — на пляже или в горах?
  2. Все ли женщины в купальниках?
  3. Есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем?
  4. Все ли люди находятся на переднем плане или на заднем тоже кто-то есть?

Когда родился Галилей?

В течение полутора минут запоминайте имена исторических личностей и год их рождения. Затем закройте список.

Теперь все имена и даты перемешаны. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны.

Сколько стоит шкаф?

Вам нужно меблировать комнату ваших детей. На рисунке — цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты. Теперь закройте этикетки и ответьте на вопрос:

Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?


Представьте, что вы можете избирательно запомнить всё что угодно. Телефон девушки, Дни рождения всех друзей и коллег, количество забитых шайб в каждом матче этого сезона НХЛ. Вы поражаете окружающих кругозором и эрудированностью, а они даже не подозревают в чем ваш секрет.

В популярном сериале «Форс-мажоры» одному из главных героев удалось сделать головокружительную карьеру именно за счет феноменальной памяти. И этот сюжет не так уж далек от реальности. На что способна ваша память? Как развить ее до феноменальных показателей с помощью 2-3 упражнений? Об этом далее.

Как мы запоминаем информацию и почему забываем ее

С научной точки зрения память – это процесс получения, хранения и воспроизведения информации. В ходе запоминания какой-либо информации наш мозг сначала получает ее, потом кодирует и отправляет на хранение, чтобы воспроизвести в момент, когда эти данные будут необходимы. Замечаете сходство с компьютерами? Ведь они записывают, хранят и воспроизводят информацию точно по такому же алгоритму. Только вот машины способны воспроизводить данные наверняка (если процессор работает корректно), а люди нет. Почему так происходит? Почему мы забываем то, что заучиваем и отчаянно стараемся запомнить?

Наш мозг – не компьютер, и многие из происходящих в нем процессов до сих пор не изучены на 100%. Существует ряд гипотез, которые пытаются объяснить феномен «забывчивости». Здесь речь идет о забывании того, что мы смогли «записать» в свой мозг, то есть запомнить. Самая популярная – теория извлечения. По ней забывание – это не всегда утрата информации из памяти. Просто отсутствуют стимулы и эффекты, позволяющие извлечь данные. Соответственно вспоминание зависит от ключей – это может быть запах, звук, образ и многое другое.

На что способна человеческая память

  • Китаец Чао Лу смог запомнить все цифры числа «пи». Это 67980 цифр, которые 24-летний студент воспроизводил в течение суток, не отвлекаясь даже на посещение уборной.
  • Художник-аутист Стивен Уилтриш смог в деталях изобразить на холсте вид Лондона, который открывается со смотровой площадки, расположенной на высоте 224 метра.

И это лишь два примера феноменальной памяти савантов – именно так называют людей, чьи способности к запоминанию принято считать фантастическими. Эти феномены пока не может объяснить наука. Среди савантов есть здоровые люди и те, кто страдает от различных заболеваний, в частности от психических. При этом четырехкратный победитель соревнований по запоминанию в США, Нелсон Деллис, говорит об отсутствии какой-либо уникальности в его личности. Мужчина уверяет, что никогда не отличался феноменальной памятью и все достигнутое им – результат регулярных и упорных тренировок.

Ученые из института биологических исследований Солка провели ряд экспериментов и создали компьютерную модель работы гиппокампа – участка мозга, который отвечает за хранение запомненной нами информации. После комплексных расчетов им удалось установить конкретные величины: один нейрон гиппокампа может хранить примерно 4.7 бита информации.

Наш мозг способен вместить в себя объем данных, сопоставимый со всей размещенной в Интернете информацией. То есть в теории, мы можем уместить в своей памяти всю Всемирную сеть.

Как развить память взрослому человеку

Прежде всего, определить цель: вы должны понимать, для чего хотите развивать память. Конкретная цель обуславливает мотивацию, которая необходима для эффективного запоминания и одновременно служит стимулом для ее дальнейшего воспроизведения. Например, вы хотите улучшить память, чтобы повысить качество ответов на экзамене или перестать забывать покупать все необходимое в магазине. Это примеры конкретизированных целей, которые вам необходимы.

  • Упражнения для развития памяти.
  • Мобильные приложения.
  • Комплексные методики.
  • Модели поведения.

Наука пока не дает точных ответов и не объясняет, как быстро развить память. Мы можем руководствоваться только человеческим опытом и говорить о методиках, упражнениях, моделях и программах, которые помогли улучшить память миллионам людей. Однако никаких гарантий в этом случае быть не может: многое будет зависеть от индивидуальных особенностей вашей памяти, от образа жизни и вида запоминаемой информации. В любом случае, говорить об эффективности каждого конкретного упражнения можно только после его «тестирования» в течение 1-2 месяцев.

Самые эффективные методики

  • Бытовая . Эта методика предполагает некоторые перемены в образе жизни. Предлагается отказаться от списков покупок, от записных книжек – необходимо стараться запоминать и пытаться вспомнить всё, что необходимо. Перечень покупок, номера телефонов, Дни рождения друзей и прочее.
  • Изучение иностранных языков . По мнению психологов, изучение языка одновременно развивает память, быстро и интенсивно. Некоторые специалисты даже рекомендуют учить одновременно 2 языка. Но об эффективности такого обучения они умалчивают.
  • Книги и стихи . Читайте больше книг – в момент чтения мозг всегда концентрируется на деталях и запоминании. Не менее эффективно заучивание стихов и текстов песен. Идеально, если они будут на иностранном языке.
  • Не сдавайтесь . Не спешите открывать телефонную книжку, если забыли номер телефона. Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы вспомнить его, а потом сверьтесь с точной информацией. Делайте так постоянно.
  • Считайте . Решайте в уме максимально сложные арифметические задачи, на которые вы способны. Складывайте цифры на номерах автомобилей, которые вы встречаете в потоке (но только если вы не водитель). Считайте количество птиц в пролетающей стае. Чем больше вы будете считать, тем лучше для вашей памяти.

Упражнения развивающие память и внимание

Как развить память и внимание у взрослого при помощи упражнений? Выполнять их регулярно. Также важно подобрать упражнения, которые бы вам нравились и не вызывали интуитивного отторжения. Если вы будете пытаться улучшать память, одновременно страдая и оказываясь в состоянии стресса — занятия будут выводить вас из себя и ничего не выйдет. Мы подобрали для вас несколько наиболее эффективных, по мнению специалистов, упражнений.

Таблицы Шульте

Они помогают не только улучшить память, но и освоить скорочтение. Наибольшее распространение получила таблица Шульте, представляющая квадрат с 25 клетками, в которой в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. Необходимо беззвучным счетом найти все числа по порядку максимально быстро. Для каждой тренировки нужно использовать новую таблицу с другим расположением чисел.

Метод Айвазовского

Сложно представить, как Айвазовскому удавалось мысленно останавливать движение волны и переносить его на картину. Ваша задача изначально будет более простой: в течение нескольких моментов смотрите на объект, после чего закрывайте глаза и пытайтесь представить его во всех деталях. Постепенно усложняйте задачу: если для начала вы решили запомнить электрический чайник, то после нескольких тренировок постарайтесь воспроизвести в памяти сложные барельефы здания, которое вы увидели воочию или на фотографии.

Кинолента

Суть этого упражнения заключается в ежедневных попытках вспомнить все, что происходило с вами за день. Обеспечьте тишину, разбейте день на временные отрезки (для начала на часы, потом на каждые 10-15 минут). Не пропускайте отрезки сразу – прилагайте максимум усилий, чтобы вспомнить каждый телефонный звонок и каждое чаепитие.

Игра в отличия

Помните детские развивающие игры, в ходе которых ребенку предлагают найти отличия на двух картинках? Оказывается, что они максимально эффективны для развития памяти и внимания. Причем масса таких упражнений ориентирована на взрослых – найти отличия здесь невероятно сложно. Вы без труда найдете их в сети на профильных ресурсах и даже в мобильных приложениях.

Запоминание блоков информации

Не только упражнение, но и частая необходимость. Это случаи, когда нам необходимо запомнить блок информации, например, в ходе подготовки к экзамену. Здесь важно задействовать механическую память. Соответственно слова и фразы рекомендуется изображать, показывать жестами. При этом информацию необходимо проговаривать или переписывать. Важно, чтобы в ходе запоминания вы меняли обстановку – например, переходили из комнаты в комнату, из одной аудитории в другую и так далее.

Как развивать мозг и память, меняя образ жизни

Ученые убеждены: наша способность к запоминанию, хранению и воспроизведению информации во многом зависит от физического и психического состояния.

Ваш мозг должен находиться в «боевой готовности» и располагать всеми необходимыми ресурсами для эффективной работы. И чтобы развить феноменальную память часто необходимо поменять образ жизни. Вот что нужно сделать в первую очередь:

  1. Правильно питаться. Получать достаточное количество белков и сложных углеводов – включить в рацион каши, орехи, овощи и фрукты.
  2. Высыпаться. Не стоит ограничивать сон часами – спите столько, сколько необходимо вашему организму. Если вы хотите спать спустя час после того, как встали – вы не выспались.
  3. Избавиться от стрессов. Часто стоит сменить нелюбимую работу, перестать общаться с раздражающими вас людьми, выходить из конфликтов. Словом, делать все возможное, чтобы не подвергать себя стрессам.

Как развить память человека, который постоянно находится в состоянии стресса, сидит на кофейной диете, ограничивает себя в углеводах и хронически не высыпается? Никак. Вашему мозгу нужно отдыхать и находить ресурсы для работы. Эти ресурсы – питательные вещества и витамины. Питайтесь правильно, не истощайте организм взятыми из Интернета диетами и регулярно высыпайтесь. Только тогда упражнения будут максимально эффективными.

Тренируйтесь регулярно

Практика показывает, что только систематические тренировки приносят результат. Об этом говорят не только исследования, но и опыт победителей чемпионатов разных стран по запоминанию. Все они отмечали средние качества своей памяти до момента, пока не начали тренировать регулярно.

Делайте то, что нравится

Если вас раздражает упражнение – не выполняйте его. Найдите методики, которые не будут вас напрягать. В сети сотни вариантов, для смартфонов разработаны десятки приложений. Ищите упражнения, которые будут вам по душе. Важно, чтобы вам нравилось заниматься.

Развивайте внимание и логическое мышление

Это так же важно, как читать и учить стихи. Логическое мышление построено на поэтапном восприятии. Откройте учебник по логике – он во многом поможет вам не только направить мышление в правильное русло, но и улучшит память, внимание, концентрацию.

Тренируйтесь и чаще гуляйте

Для хорошей памяти крайне важно качество мозгового кровообращения. Оно, в свою очередь, напрямую зависит от кислорода. Поэтому рекомендуется выполнять как можно больше аэробных упражнений (бег, приседания) и чаще гулять.

Ставьте цели

Важно понимать, для чего конкретно вы тренируете память. Поставьте четкие цели, определите проблемы, которые сможете решить. Мотивация очень важна не только для регулярности тренировок, но и для их эффективности.

Резюме

Не каждый человек может развить феноменальную память – запомнить все цифры числа «пи» могут лишь единицы даже при условии регулярных тренировок. Но пока процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации не изучены наукой в деталях, нельзя определить перспективы. Вы сможете узнать о перспективах только опытным путем.

Начните тренировки, чтобы понять, на что вы способны. Прогресс будет заметен уже через 1-2 месяца, но только при условии, что вы сможете обеспечить регулярность занятий, и будете хорошо чувствовать себя во время тренировок. Не забывайте, что вы должны правильно питаться, хорошо высыпаться и как можно реже попадать в стрессовые ситуации.

Евгения Кузинер

Редактор портала Info-Profi, сотрудник центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Спб, специалист по профессиональной ориентации.

Прекрасная память - ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.

Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам - высокий уровень мотивации, взрослым людям - регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.

Виды памяти

Психологи классифицируют память следующим типам:

  1. Зрительный тип . В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
  2. Слуховой тип . При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
  3. Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
  4. Смешанный тип . В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.

Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.

Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.

У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.

Приёмы тренировки памяти

Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти. Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости. Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.

  • Метод взаимосвязи внимания и впечатления . Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
  • Метод использования ассоциаций . Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода - ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
  • Метод структурирования . Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации. Здесь выделяют следующие способы структурирования:

  1. Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
  2. Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) - использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
  • Метод повторения - самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
  • Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.

Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.

Замечено, что очищение ума, улучшает, как память, так и когнитивные способности в целом . Используйте самую быструю для этой цели систему – .

Тренировка памяти в повседневной жизни

  1. Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
  2. Пересказывайте прочитанные книги - не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
  3. Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию - изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
  4. То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
  5. Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
  6. Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
  7. Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.

Англичанин Доминик О`Брайан, обладает невероятной способностью. Победитель Чемпионата мира по памяти 1994 года, способен за час выучить более 300 иностранных слов, а спустя несколько дней, говорить на новом языке. При этом, О`Брайану запрещено появляться во всех казино мира, уникально развитая память, помогает считывать оставшиеся в колоде карты и срывать огромный денежный куш.

Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.

Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.

Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности

  • негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
  • комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
  • ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
  • негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
  • и многое другое

А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?

Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.

Для ускоренного очищения ума используйте систему – . Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet