Али ибн абу талиб четвертый праведный халиф. История рождения имама али ибн абу талиба

Аль-Куфа – древний город, расположенный к югу от столицы Ирака Багдада, один из главных городов, построенный мусульманами во время правления халифа Уумара ибн Хаттаба, в 17 году по Хиджре.

Превратившись в центр управления в Ираке и место расположения крупного военного гарнизона, противостоявшего персидской армии, он тем самым стал домом для мусульман-мухаджиров.

А в 36 году по Хиджре – и в столицу халифата, в связи с переездом сюда четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который остался здесь до конца своей жизни.

Перенос столицы халифата из Медины в Куфу явился важнейшим событием не только в истории исламского государства,но и главным событием, произошедшим во время правления господина Али (да будет доволен им Аллах).

В этом городе был маленький домик, в котором халиф Али жил со своими детьми а в его дворе – колодец, водой из которого пользовалась семья, и который сохранился до сегодняшнего дня.

Али (да будет доволен им Аллах) провел в этом городе четыре с лишним года, перенеся сюда государственную резиденцию амира, которая размещалась в соборной мечети Аль-Джами’а.

В мечети находилась и скамья подсудимых для решения проблем конфликтующих сторон.

После Пророка (мир ему и благословение) не было красноречивее человека и лучшего проповедника, чем Али ибн Абу Талиб.

Во время проповедей с языка этого мудреца изливались хикматы, наполняя слух и сердца людей.

19 числа месяца рамазан в 40-м году по Хиджре в минарете этой мечети на ли было совершено покушение.

Отсюда дети забрали его домой до того, как он совершил свой последний вздох. Внутри его дома есть маленькая скамья, на которую уложили Али. На ней он и скончался через два дня после покушения.

Здесь же его и омыли. Место захоронения тщательно скрывали. Говорят, что перед смертью он завешал своим сыновьям, Хасану и Хусейну, похоронить его в определенном месте в Неджефе, что в 10 километрах от Куфы.

Так как действия по его захоронению были строго засекречены, это место десятки лет оставалось неизвестным, и о нем не знал никто, кроме самых близких и родных.

Причиной такой секретности явился тот факт, что хавариджи (да воздаст им Аллах тем, что они заслуживают), один из которых, по имени Абдуррахман ибн Мульждим, и стал убийцей Али, жаждали мести. Поэтому сподвижники и жители Куфы боялись, что если место захоронения станет известным людям, хавариджи повредят могилу.

Когда Али было примерно 5 лет, его отец Абу Талиб (дядя Пророка (мир ему и благословение)) обеднел.

Пророк (мир ему и благословение) (еще до начала пророчества) предложил ему взять Али под свою опеку, оставил мальчика в своем доме и воспитывал. Именно его воспитанию Али ибн АбуТалиб обязан своими лучшими нравственными качествами.

В результате этого баракатного воспитания Али не разделял господствовавших в Мекке языческих убеждений и ни разу в жизни не поклонялся идолам.

Поэтому, упоминая его имя, произносят: «КАРРАМА ЛЛАХУ ВАДЖХАХУ», т.е. «Да возвеличит Аллах его лицо».

Он еще в детстве заметил особенности Пророка (мир ему и благословение). Поэтому задолго до того, как Пророк провозгласил о своей миссии, Али узнал и полюбил его. Известие же о пророчестве лишь усилило те чувства к Пророку, что были в его сердце. Поэтому ничто не помешало ему уверовать в него и последовать за ним.

Али оставался с Пророком (мир ему и благословение) в Мекке, претерпев вместе с ним все неприятности, в том числе и блокаду, устроенную курайшитами.

Известно, что курайшиты хотели убить Пророка (мир ему и благословение) в ночь, когда он решил совершить хиджру в Медину. Чтобы враги не догадались об отсутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение), именно Али лёг в его постель, в результате чего план курайшитов провалился. Среди всех сподвижников Пророк (мир ему и благословение) избрал для этого именно Али, не только из-за его храбрости, но и потому, что у Али находились его аманаты и был уверен, что, опасаясь за их сохранность, язычники не убьют Али.

После совершения хиджры, в Медине, Али продолжал играть важную роль в жизни мусульманской общины.

Во втором году по Хиджре, Пророк (мир ему и благословение) выдал за него замуж свою дочку Фатиму и она родила ему Хасана, а потом Хусайна.

Пророк (мир ему и благословение) назвал их этим именам и радовался.

Потомство Пророка (мир ему и благословение) осталось только от них (зурият Хасана и Хусайна).

Выдавая свою дочь, госпожу Фатиму, за Али, хотя желающих засватать ее было очень много, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Она является частью меня! Мне неприятно то, что неприятно ей, и меня радует то, что радует ее. Она будет у тебя аманатом ».

Поистине, Али участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) во всех сражениях, совершая героические поступки. В Медине ему поручались многие ответственные дела.

Он говорил: «В разгар самых ожесточенных битв мы искали защиты возле Пророка (мир ему и благословение), прятались за ним. И никто из нас не оказывался ближе к врагу, чем он. Ведь он – лучший из воинов, знающий свое дело.

До сих пор сохранились следы пребывания Али в районе Хандака, указывающие на то, какую роль он сыграл, находясь на передовой в происходивших здесь битвах.

Спускаясь от мечети аль-Фатх, в которой во время сражений Ахзаба (или Хандака) размещался штаб командования Пророка (мир ему и благословение), мы подошли к мечети имени Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), расположенной в том месте, где он командовал одним из полков.

Именно здесь был выкопан хандак (т.е. широкий окоп), имевший в том бою такое важное зачение. Али сыграл в этой битве очень важную роль, показав себя настоящим героем.

Пророк (мир ему и благословение) тогда спросил у сподвижников: «Кто заберет у меня этот меч, заслуживая его?», т.е. обещая мне сражаться врагами, пока не сломает его.

И тем, кто взял этот меч из его рук, был Али ибн Абу Талиб.Али (Да будет доволен им Аллах и каррамаху ваджахагьу) проявил в бою при Хандаке свою мощь, когда убил Аамра ибн Вуд аль-Амири, который перепрыгнул через ров в сторону мусульман, тем самым бросив им вызов. Это была вершина героизма, проявленного в том сражении.

Вот эта мечеть, носящая имя Али ибн Абу Талиба (каррамаху ваджахаху).

Али также прославился тем, что записывал за Пророком (мир ему и благословение. вахю. Именно он записал текст мирного договора «Сульхуль Худайбия» и был свидетелем его заключения.

В 8 году по Хиджре Али поехал в Йемен, где провел один год. Напоминанием о его пребывании там служит носящая его имя мечеть в нынешней столице Йемена, Сане.

Известно, что жители Йемена стали мусульманами мирно, добровольно, без кровопролития. Они толпами принимали религию Аллаха.

К ним были отправлены сподвижники для того, чтобы исполнять обязанности кадиев (т.е. шариатских судей), а также для разъяснения и распространения Ислама.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) сподвижники разделились на две группы: Али совершил его омовение и с семейством Пророка мир ему и благословение) начал готовиться к похоронам, а другие встали на защиту единства исламского уммата поэтому он не присоединился к собравшим в местечке Сакиф Бану Сагид, которые вынесли решение назначить халифом Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Позже Али, как и остальные, принес Абу Бакру присягу (или клятву подчиняться, т.е. бай’ат).

Али играл важную роль во время правления Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах). Они советовались с ним при принятии различных шариатских решений, вынесении судебных заключений.

Однажды Умар даже сказал: «Если бы не Али, то Умар пропал бы».

У Али были хорошие отношения со всеми халифами: и с Абу Бакром, и с Умаром, и с Усманом.

Он рассматривал себя в качестве их помощника и стремился облегчить им выполнение обязанностей правителей.

Когда возникла смута, в которой Усман пал шахидом, Али был готов пожертвовать своими сыновьями Хасаном и Хусайном, желая, чтобы они охраняли халифа и противостояли хаосу, возникшему по вине стекавшихся в Медину смутьянов.

Перед смертью Умара для избрания халифа были отобраны 6 человек, в числе которых был и Али. Посоветовавшись, они приняли решение выбрать халифом Усмана. Али вместе со всеми дал «бай’ат» и ему, став одним из его приближенных.

И когда 18 числа месяца зуль-хиджа в 35 году по Хиджре Усман был убит, халифом назначили Али.

После убийства Усмана все алимы и другие сподвижники единогласно решили, что во всем уммате не было человека лучше Али. Он (да будет доволен им Аллах) был ближайшим родственником Пророка (мир ему и благословение) обладал обширными знаниями Корана и ильму, участвовал во всех газаватах, всегда проявляя героизм совершил хиджру, он был первым из детей, принявших Ислам.

И вся умма без сомнений согласилась, что именно он достоин стать предводителем мусульман.

После избрания халифом Али стали называть разными прозвищами как, например, «Амир-уль-му‘минин» (предводитель правоверных) или «Имам» (т.е. предстоятель на молитве).

Со временем последнее прозвище стало подобно собственному имени, настолько часто его присоединяли к имени Али, ибо он был настоящим имамом. Али (да будет доволен им Аллах) действительно стал имамом во всех отношениях: имамом по богобоязненности, имамом по знанию ильму, имамом по достоинству, имамом по опережению в Исламе (его принятии), имамом по близости (родству) к Пророку (мир ему и благословение) имамом в нападении и в отступлении, в сражении и в вынесении решений суда, а также во многом другом.

Во время правления Али в халифате была проведена большая работа по укреплению городов и государства в целом. В частности, была создана полиция, открыты центры для обслуживания людей, чьи права были каким-то образом ущемлены.

Такие центры назывались «дар-уль мазалим» («дома притесненных») и служили образцами восстановления справедливости, возвращая имущество, отнятое нечестным путем.

Нет сомнений в том, что его правление халифатом, основанное на справедливости, было безупречным. Его поступки были подобны поступкам халифов-предшественников.

Он также ходил по базарам и расспрашивал о делах и проблемах торговцев и других жителей, за которых был ответственен перед Всевышним.

Д.п.: Однако, в те 5 лет и несколько месяцев, что он был у власти, появились неизбежные у каждого правителя проблемы с оппозиционерами.

Члены той группировки, которая противостояла господину Али, конечно, были несправедливыми. Таково единогласное мнение ученных алимов, об этом же свидетельствует хадис Пророка (мир ему и благословение), сказавшего: «О Али, тебя убьет группа несправедливых».

Справедливыми были те, кто последовал за Али. На его стороне была правда и он сам, несомненно, заслуживал должности правителя. Но все же, его судьба была предопределена Аллахом.

И мы не должны вмешиваться в то, что произошло между сподвижниками.

Когда Али спросили: «Что ты скажешь о жителях Шама, т.е. о Му’авии и его последователях?» он ответил словами, которые, мне кажется, нам всем надо запомнить и следовать им. Это образец, как следует поступать по отношению к тем, кто нам противостоит, когда обстановка накаляется и может привести к пролитию крови.

Он сказал:

«Мы едины, и у нас один Господь,И один Пророк,

И одна Книга (т.е. Коран), и Кибла тоже одна!

И этим разногласием мы не укрепляем их иман, а они не укрепляют наш».

Т.е. разногласие между нами возникло не из-за основ нашей религии, не из-за нашей веры, а из-за пролитой крови Усмана и методах решения второстепенных вопросовВ то время между ним и Му’авией случился инцидент разрешения конфликта на основе Корана. Это произошло возле горы, которую и сегодня называют «Тахким», что значит «решение вопросов на основе Корана», в районе города Ма ’ан на юге Иордании.

В 250 км к югу от Аммана, восточнее города Ма’ ан, расположено селение «Узрух». На его окраине и находится эта гора.

Однако, эта попытка не увенчалась успехом разногласие не исчезло, и вскоре произошла битва Нахраванд» с хавариджами, отрицавшими решение Тахкима и выступившими против Али.

Здесь, в Узрухе, два великих сподвижника – Абу Муса аль-Аш’ари в качестве представителя Али ибн Абу Талиба и Амр ибн Аас со стороны Му’ авии ибн Абу Суфьяна встретились, чтобы вынести решение на основе Корана.

Ибо после завершения боя (битвы при Сиффине) воины Му’ авии (да будет доволен им Аллах) подняли на копьях Коран (демонстрируя, что будут согласны с решением, вынесенным на его основе).

И поныне на вершине горы «Тахким» сохранились развалины замка сподвижников, подтверждающие этот случай между Али и Му’авией.

Да, Тахким был проведен, но сведения об этом событии, дошедшие до нас, весьма противоречивы и делятся исследователями на три категории: достоверные, «слабые» (т.е. не подтвержденные) и выдуманные.

Достоверно то, что мусульмане единогласно решили избрать Абу Мусу Аш’ари в качестве представителя Али (да будет доволен им Аллах), а Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) – Му’ авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и считать принятое ими решение обязательным для всех мусульман.

Именно такая задача и была поставлена в договоре Тахким. Это достоверный факт.

События развивались таким образом до тех пор, пока человек, назвавшийся Абдурахманом ибн Мульджимом, не нанес Али (каррама ЛЛаху ваджгьау) предательский удар саблей в мечети г. Куфы. Али (да будет доволен им Аллах) прилагал все силы для объединения мусульман, но получил смертельную рану.

Своими выдающимися качествами этот великий человек был одарен от Аллаха. Этим он отличился от других, это сделало его примером для подражания всех последующих поколений воинов и ученых, обладающих скромностью, набожностью и доброжелательностью.

Да смилуется Всевышний Аллах над отцом Хасана – Али (да будет доволен им Аллах), и да сделает его довольным Собой.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

— Суннит: в наших книгах написано, что Абу Талиб умер неверующим.

— Шиит: По нашему убеждению, Абу Талиб был мусульманином, верующим, и предок Али ибн Аби Талиба и всех Имамов мусульман (мир им) не мог быть кафиром.

— Суннит: если так, то почему существует много риваятов, в которых он назван неверным?

— Шиит: «Вина» Абу Талиба состояла только в том, что он был отцом Имама Али (А), а враги Имама Али (А), и особенно Муавия, давали тысячи тысяч динаров из казны мусульман людям без совести и веры, чтобы они выдумывали и распространяли клевету про него. Среди таких людей был лжец Абу Хурейра, который выдумал такой хадис: «Пророк (С), умирая, отдал приказ отрубить руку Али» (Шарх нахдж уль-балага, Ибн Аби Хадид, том 1, С. 358). Таким образом, «ширк Абу Талиба» был выдуман лжецами по политическим причинам.

— Суннит: в Коране, суре «Скот», аят 26, говорится: «Они удерживают других от него, и сами сторонятся его». По мнению некоторых наших ученых, в этом аяте имеется в виду Абу Талиб, который поддерживал Посланника Аллаха (С), но при этом сторонился его пути.

— Шиит: во-первых, смысл этого аята другой, во-вторых, даже если бы он имел такой смысл, где далиль, что он относится именно к Абу Талибу?

— Суннит: Далиль в том, что Суфьян Сури передал от Хабиба ибн Аби Сабита от Ибн Аббаса: «В этом аяте сказано об Абу Талибе, потому что он защищал Посланника Аллаха (С) от людей, но сам не принял Ислам» (тафсир Ибн Касира, том 2, С. 128).

— Шиит: в ответ хочу привести несколько аргументов. Во-первых, смысл приведенного аята совсем в другом. Этот аят надо брать вместе с теми, которые идут до и после него:

«Среди них есть такие, которые слушают тебя, но Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой. Какое бы знамение они ни увидели, они все равно не уверуют в него, и поэтому, когда они приходят к тебе, чтобы препираться с тобой, неверующие говорят: “Это – всего лишь сказки древних народов”» (6: 25).
И:
«Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!”
О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они – лжецы.
Они говорят: “Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены”» (6: 27-29).

Отсюда ясно, что в приведенном аяте говорится о неверующих вообще, и значение его такое: «они удерживают других от Посланника Аллаха, и сами не следуют за ним».

Во-вторых, в аяте сказано: يَنْأَوْنَ(«сторонятся»), что имеет значение отдаления, тогда как Абу Талиб всегда был рядом с Посланником (С).

В-третьих, по поводу риваята от Ибн Аббаса: он приведен от Суфьяна Сури, который, даже по мнению суннитских ученых, является лжецом и недостоверным передатчиком (Мизан уль-иатидаль, с. 398). От Ибн Мубарака передано, что Суфьян выдвал истину за ложь, а ложь за истину (Тахзиб ут-тахзиб, том 4, С. 115).

Далее, этот хадис – «мурсаль» (не имеет полной цепи передатчиков), потому что от Хабиба до Ибн Аббаса должно быть еще несколько человек в цепочке, а их нет.
Известно, что Ибн Аббас был уверен в имане Абу Талиба – тогда как он мог передать, что Абу Талиб остался неверующим?

Хадис выше говорит, что этот аят был ниспослан только по отношению к Абу Талибу, тогда как в самом аяте используется множественное число: يَنْهَوْنَ, وَيَنْأَوْنَ– «удерживают», «сторонятся».

Согласно мнению некоторых ученых, этот аят относится к дядям Пророка (С). У Пророка (С) было десять дядь, из которых трое – Хамза, Аббас и Абу Талиб – приняли Ислам и стали верующими, а потому этот аят не касается их.

Еще один аргумент состоит в том, что Пророк (С) всегда держался в стороне от своих неверующих дядь, таких как Абу Лахаб, но с Абу Талибом он поддерживал особые тесные отношения вплоть до его смерти, и даже назвал год его смерти «амуль хузн» — «год печали». На его похоронах он произнес:

«و ابتاه! و احزناه علیك كنت عندك بمنزله العین من الحدقه و الرّوح من الجسد
«О, отец! Как печалит меня твоя утрата! Возле тебя я был как глаз в зрачке, как дух в теле!» («Гадир», том 7, «Абу Талиб мумину курайш», С. 303-311).

Разве мог Пророк (С) так говорить о мушрике, сравнивая себя с духом в его теле и с глазом в его зрачке и печалиться по нему при его смерти, тогда как огромное количество аятов Корана призывает отдаляться от неверующих?! Мы говорим, что это невозможно.

Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб) , ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.

Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Всевышнего!).

Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.

Историческая роль халифа Али в Исламе

После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».

Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.

В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф был убит.

После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.

Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.

Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.

Али (602-661) - четвертый "праведный" халиф (с 656 гоад) в арабском халифате; происходил из племени курейш. Последователь, соратник, двоюродный брат и зять Мухаммеда (муж его дочери Фатимы). Был избран халифом в обстановке народного восстания в Медине, в ходе которого был убит халиф Осман (656). Опираясь на демократические слои арабских племен, Али вел борьбу с курейшитской знатью. Однако Али не смог добиться успеха в войне с Муавией, наместником Сирии и предводителем этой знати, что привело к расколу в среде приверженцев Али - шиитов. Выделившиеся наиболее последовательные противники аристократии - хариджиты - убили Али. Об Али создано много легенд в мусульманской, особенно шиитской, литературе.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907; Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Четвертый «праведный» халиф

Али ибн Аби Талиб аль-Муртада («Желанный»), Абу-л-Хасан (около 600–21.01.661) - четвертый «праведный» (рашидун) халиф (с 656), первый шиитский имам. Сын Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба (не поздн. 539–619) и Фатимы бинт Асад, принадлежавшей к роду хашим мекканского племени курайш, Али был двоюродным братом (по отцу) Мухаммада. С 7 лет воспитывался в семье будущего пророка ислама и одним из первых (по шиитской версии - вторым, после жены Мухаммада, Хадиджи) безоговорочно принял новую веру (610). В 623 Али женился на младшей дочери Мухаммада, 17-летней Фатиме (606–632/33), которая родила ему трех сыновей - аль-Хасана (624/25–669), аль-Хусейна, Мухсина (умер в младенчестве) и двух дочерей - Зайнаб и Умм Кульсум. После смерти Фатимы Али женился еще 8 или 9 раз и имел многочисленное потомство, однако самую заметную роль в истории ислама сыграли его сыновья аль-Хасан и аль-Хусейн и их потомки. Али находился рядом с Мухаммадом на протяжении всей его пророческой деятельности и принимал участие во всех делах мусульманской общины (умма). Перед битвой при Бадре (624) одолел в традиционном единоборстве язычника аль-Валида ибн Утбу и отличился в самом сражении. За отвагу, проявленную в этом бою, был прозван «Асадулла» («Лев Аллаха») и получил в награду меч «Зу-л-фагар» («Обладающий позвонками»). В битве при Ухуде (625) лично защищал Пророка. При завоевании Мекки (630) был знаменосцем мусульман.

Позиция Али в отношении избрания Абу Бакра халифом после смерти Мухаммада (632) не совсем ясна. По одной из версий, Али не принимал участия в выборах «заместителя посланника Аллаха», так как был занят подготовкой похорон Пророка и присягнул Абу Бакру только через полгода. По другим данным, Али был противником избрания Абу Бакра, но был вынужден согласиться с его кандидатурой, поддержанной большинством сподвижников Мухаммада. Когда перед смертью (634) Абу Бакр призвал мусульман присягнуть Омару ибн аль-Хаттабу, Али вновь оказался лишенным власти. В годы правления второго «праведного» халифа (634–644) Али входил в число его ближайших советников и не принимал непосредственного участия в первых араб. завоевательных походах. После смерти Омара халифом стал Осман (644–656), проводивший политический протекционизм, что вызвало недовольство представителей рода омейя, охватившее широкие слои мусульман. В этих условиях Али представлялся многим идеальным правителем. В апреле 656 у Медины стали лагерем ополчения из Египта, Куфы и Басры, выступившие против халифата Османа и требовавшие его отречения от власти. Али открыто не поддерживал цели оппозиционеров, но и не смог удержать мятежников от убийства третьего «праведного» халифа (июнь 656). Новым халифом был провозглашен Али (24.06.656). Данный исход вызвал недовольство некоторых влиятельных курайшитов и среди них: вдовы Мухаммада, Аиши бинт Аби Бакр (613/14–678), видных сподвижников Пророка - Талхи ибн Убайдаллаха и аз-Зубайра ибн аль-Аввама, а также представителей рода омейя, главным действующим лицом которых стал наместник Сирии Муавийя ибн Аби Суфьян (?–680). В стране развернулась гражданская война. Объединившись и собрав под своими знаменами до 3 тыс. человек, оппозиционеры двинулись походом из Хиджаза на Басру и укрепились в ней. Вскоре сюда во главе 20-тысячного войска подошел Али. В развязавшейся так называемой «верблюжьей битве» (дек. 656) халиф одержал победу.

Главным противником Али остался только Муавийя. Весной 657 армии противников двинулись навстречу друг другу и в середине мая встретились у местечка Сиффин, где развернулось крупное пятидневное сражение. Сирийские воины прибегли к хитрости и, прикрепив к своим копьям свитки Корана, призвали халифа «следовать Книге Аллаха» и согласиться на третейский суд, который должен был разрешить спор: кто, Али или Муавийя, более достоин, чтобы стать во главе мусульманской общины и Халифата. Недовольная таким исходом дела и разочаровавшись в Али как вожде, значительная часть его войска покинула его лагерь. Этот раскол среди недавних сторонников Али привел к появлению первого ответвления в исламе в лице представителей религиозно-политической группировки хариджитов. Третейский суд не пришел к единому решению, и Али был поставлен перед необходимостью бороться на 2 фронта. Сначала он решил покончить с «внутренними» врагами и 17 июля 658 у местечка ан-Нахраван (Ирак) наголову разбил войско хариджитов, что не прибавило ему популярности в среде сторонников. Ослаблением позиций Али воспользовался Муавийя, объявивший себя халифом в Дамаске (660). Участь самого четвертого «праведного» халифа решила ненависть со стороны хариджитов. 19 января 661 спасшийся в числе немногих после битвы при ан-Нахраване хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам опустил свой меч на голову Али в мечети Куфы. Испытывая невыносимые боли, то и дело теряя сознание, Али продержался два дня. Перед смертью, согласно распространенному преданию, он распорядился привязать свое тело к верблюду и похоронить себя там, где уставшее животное опустится на колени. Пройдя 20 км, верблюд прилег, и исполнители последней воли покойного похоронили халифа, став вокруг лагерем. Так возник город Эн-Неджеф. По другой версии, Али завещал похоронить себя в Куфе и сделать могилу незаметной, чтобы хариджиты не смогли надругаться над телом. Так или иначе, но уже к концу IX в. точное местонахождение могилы Али считалось утерянным.

После смерти Али его личность стала легендарной, а сам халиф был причислен к числу самоотверженных и бескорыстных «рыцарей ислама», героев, мученически погибших за веру (шахид). Еще при избрании первого халифа (632) выделилась группа мусульман, поддерживавших кандидатуру Али в качестве наиболее достойного преемника Мухаммада и ратовавших за передачу власти в умме и государстве по наследству прямым потомкам Пророка от его дочери Фатимы. Со временем сторонники данного подхода сложились в «партию Али» («аш-шиат Али») и стали именоваться как шииты.

А. А-Г. Алиев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 286-287.

Халифат Али ибн Абу Талиба (656-661)

Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной мекканской семье, принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом, глубоко преданный делу ислама, Али был одним из шести наиболее близких к Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов Пророка. Он был искренним и честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры, был чужд честолюбия и стяжания. Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где получил шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в историю ислама под именами Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.

К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят. Это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.

Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили три сахаба: Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В Дамаске Абу Зарр (ум. в 653 г.) в присутствии наместника Сирии Муавийи проповедовал против роскоши и жадности ставленников Усмана и о праве на халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.

Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена, начитанный в Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних Пророков был помощник, васи. У Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса - апостол Петр. Таким же васи у Мухаммеда был Али.

Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али основывали на том, что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это право Али оспорили потомки рода Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу Суфьян, считавший, что после Усмана именно он должен стать халифом. В Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра выдвинула кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на стороне аз-Зубайра. При таком раскладе от Медины потребовали провести выборы халифа. Али выразил готовность стать халифом при условии, если его признают Тальха и аз-Зубайр. Те согласились, хотя позже заявили, что сделали это под давлением сторонников Али.

Через восемь дней после смерти халифа Усмана, Али ибн Абу Талиб в результате проведенных выборов был провозглашен халифом. Ему не присягнул Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 677 году), сподвижник Мухаммеда, победитель персов, мужественный и прямой человек. Впрочем, позже он и Муавийю не признал в качестве халифа.

Свою деятельность в качестве главы государства Али начал с того, что сместил ставленников Усмана с главных постов в Халифате. Этим он нажил себе множетво сильных и могущественных врагов. Вместо Ибн Амира наместником в Басре халиф назначил Усмана ибн Хунейфа, вместо Абу Мусы в Куфе - Аммара ибн Шихаба, вместо Ибн Абу Сарха в Египте - Кайса ибн Саада, вместо Ялы ибн Мунья в Южной Аравии - Убайдаллаха ибн Аббаса. Амр ибн ал-Ас, ожидая наместничества в Египте и не получив его, тут же перешел на сторону Муавиии. После того как войско и придворные присягнули Али, Муавийя начал плести интриги. Призыв к мести за смерть Усмана заставил всех Омейядов сплотиться вокруг него, а то, что они занимали в Халифате не последние должности, ослабило положение сторонников Али. В то же время халиф не позволял себе отвечать противникам в духе Муавиии, и все его действия оставались в рамках закона. В конце концов, это оказалось исторически правильнее, как и все дальновидные, взвешенные решения халифа.

Тальха и аз-Зубайр, присягнув Али, как они говорили, по принуждению, собрали своих сторонников и двинулись в Басру. С ними заодно была и Аиша, которая, по свидетельству сподвижников Пророка, не могла сказать об Али ничего хорошего. Когда это войско, растянувшееся по дороге, увидел бывший наместник Куфы Сайд ибн ал-Ас, он воскликнул: "Куда вы идете? Взгляните через плечо - мщение сидит позади вас, на спинах ваших верблюдов". Он хотел сказать, что мстители должны были сначала отомстить себе за то, что не защищали халифа, когда он был в опасности, а отсиживались в Мекке.

Тальха и аз-Зубайр, войдя в Куфу, устроили в городе настоящее сражение, в котором погибло много сторонников Али и просто защитников справедливости и законной власти. Призывы Али решить спор путем переговоров не были услышаны. Наконец, в Куфу прибыл сын халифа Хасан в сопровождении Аммара ибн Ясира и объявил, что Али выбрал Куфу местом своей резиденции, которая переносится в нее из Медины. Тальха и аз-Зубайр ушли к Басре и вскоре захватили ее, изгнав наместника Ибн Хунейфа, который присоединился к Али в Зу-Каре. Вскоре сюда же прибыли сторонники Али, еще остававшиеся в Басре и Куфе. Так составилось войско, готовое защищать халифа, численностью до двадцати тысяч человек. Но Али не хотел сражаться с мусульманами и ждал, когда Аллах вразумит Тальху и аз-Зубайра, упорно распространяющих клевету и призывающих к мщению за Усмана. Али согласился на переговоры с бунтовщиками, даже когда те потребовали удаления от халифа всех, кто его поддерживал, под предлогом, что они тоже считаются соучастниками убийства халифа. С небольшим отрядом Али выступил к Басре. Но во время переговоров оставленные в Зу-Каре сторонники Али с присоединившимися к ним соплеменниками напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра. Переговоры были сорваны. В этом сражении у Басры, получившем название "Битва верблюда" - ал-Джамал (Аиша, сидевшая на верблюде, была для войска Тальхи и аз-Зубайра талисманом, подобно тому, как в древности таким талисманом для сражающихся были передвижные бетилы), - Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в плен. Али, выслушав от нее потоки брани и проклятий, отпустил ее восвояси. После этого Аиша прожила в уединении до 678 года.

Возвратившись в Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 103-107.

Далее читайте:

Литература:

Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 29–31;

Аль-Гамиди, аль-Хусейнан. Праведные халифы. Н. Новгород., 2004;

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 18–19;

Беляев Е. А. Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье. М., 1965;

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1–3. М., 1989, 1993, 1998;

Компании, Фазлуллах. Имам Али. Кум (Иран): организация культуры и исламских связей, 1997;

Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. М., 2007. С. 39–40;

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. 2-е изд. СПб, 2007;

Сейд Абдул-Хусейн Шарафоддин. О руководстве имама Али (в письмах). [Б. м. ]:, 1998.

SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907;

Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я - город наук, то Али - ключ к этому городу» - говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной Фитны - Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммада. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. Пророк всегда питал к Али отцовские чувства. Сам Али говорит об этом:

Первый ребенок-мусульманин

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит, что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?» Пророк ответил:

Али задумался и ответил:

Всю последующую ночь он провел в размышлениях. На следующее утро он отправился к пророку и сказал:

Родители Али, заметив, что их сын постоянно следует за Мухаммадом, забеспокоились. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Абу Талиб решил прояснить ситуацию, откровенно поговорив с сыном. После разговора с племянником Абу Талиб спросил у сына, какую веру он исповедует, на что Али ответил:

Тогда Абу Талиб продолжил:

Так Али стал первым ребёнком-мусульманином.

Соратник пророка

Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить пророка, Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав пророку возможность выехать в Медину.

Война с Меккой

Али был знаменосцем в Битве при Бадре. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби"а, Шайбой и Валидом ибн Мугирой с мекканской стороны и Али, Хамзой и Убайдой ибн ал-Харисом с мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он вместе с Хамзой поспешил на помощь к получившему ранение ал-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли ал-Хариса с поле боя. Первое сражение между мусульманами и курайшитами завершилось поражением последних. За героизм Али получил прозвище "Лев Аллаха" (дядя пророка - Хамза также именуется «львом Аллаха»).

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. На поединок вышли Али и Талха ибн Абу Талха. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. Сражение при Ухуде обернулось крупным поражением мусульман.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана, новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана - Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы.

Однако много противников Али были также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали. Басрийцы потерпели полное поражение.

Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей близ селения Сиффин (см. Сиффинская битва).

Возведённый в сан халифа после убийства Усмана в 656 г., он победил в 90 стычках против различных мятежников.

Гибель

Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить виновников раскола мусульманской общины - и Али, и Муавию. Заговорщики приняли решение убить Али, а также Муавию и Амра ибн аль-Аса в одно назначенное время. Фанатик-хариджит Ибн Мулджам любил девушку из племени Бени Тайм, которая в день Нахравана потеряла сразу отца, брата и несколько других родственников, и оттого жаждала мщения. Когда, Ибн Мулджан пришёл к возлюбленной, девушка сказала:

Ещё за тридцать лет до своей смерти Али слышал от пророка, что он будет убит в ночь месяца рамазан. Кроме того, поведение и речи самого Али говорили о том, что он знал о своей смерти в этот месяц. Когда у его халифа спрашивали, почему во время разговения он ест мало, имам отвечал:

Ночью 22 января трое заговорщиков во главе с Ибн Мулджаном спрятались в мечети Куфы. В ночь на 19-е Рамазана Али не сомкнул глаз и много раз повторял:

На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: "Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!" Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: "Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним."

Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены-ханефитки. После этого он составил завещание и продолжал повторять Шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Он говорил:

Вечером 23 января, в ночь на 21-е Рамазана Али ибн Абу Талиб скончался. Его похоронили вблизи Куфы. Впоследствии ему там воздвигнут усыпальницу, к которой и теперь ходят на поклонение его почитатели, и которая послужила причиной основанию города Наджаф.

Поэзия Али

Али оставил немалое количество сочинений, стихов и прозу. Его произведения отличались глубоким философским смыслом. Часто Али обращался к Аллаху:

Мудрость Али

  • Однажды к Али обратились трое с просьбой разрешения проблемы, связанной с разделом их имущества между собой. Данное имущество состояло из 17-и верблюдов, и вся сложность была в том, что раздел должен быть неравномерным, а в соответствии с их договоренностью между собой в следующей пропорции: 1/2 часть первому; 1/3 часть второму и 1/9 часть третьему. В связи с тем, что 17 не является кратным ни к двум, ни к трем и ни к девяти, владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Ознакомившись с ситуацией, Али попросил, чтобы ему привели ещё одного верблюда. Добавив этого 18-го верблюда к имеющимся, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй получил шесть, а третий получил двух верблюдов. Первый рассчитывал получить не более восьми с половиной, так как, разделив 17 на два, получаем 8,5. Точно так же и двое остальных. И после того, как каждый получил свою долю, тот самый 18-й верблюд остался на месте не тронутым и был возвращен обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17-и.
  • Однажды Али ибн Абу Талиб помог одному мужчине решить проблему материнства. По случайности обе его жены в один и тот же день родили мальчика и девочку. Но каждая из них твердила, что именно мальчик является её ребёнком, и обе отказывались от девочки. Отец новорожденных детей не знал, которой из жен поверить, и оказался в затруднительном положении. Для решения этой проблемы Али посоветовал взять у обеих жен в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика. Действительно, молоко грудной матери новорождённого мальчика чуть тяжелее молока матери новорождённой девочки (недоказуемо).

Личность

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу Ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. Они изобилуют уведомлениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм, и отрывом от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости.

Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али.

Семья и потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад (с.а.в.) выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. У них родились пятеро детей: Хасан, Хусейн, Зейнаб, Умм-Кульсум и Мухсин.

Девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна. Праправнук Али от Хасана - Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко), став родоначальником династии Идрисидов, правившей на западе Северной Африке до X века.

Потомки Али и Фатимы, (Алиды или Фатимиды (вероятные потомки), неоднократно преследуемые Омейядами, царствовали затем в Египте, Испании, Западной Африке и Сирии.