Разгром воеводой А. Воейковым хана Кучума

Конечно, история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале II тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи.

В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана. В средние века туда попадали товары из Хазарии, Волжской Булгарии, Ирана, Китая, Франции, Германии, Скандинавии.

На территории Сибирского юрта существовали города и оседлые поселения, получила распространение одна из мировых религий - ислам и арабская письменность. Под властью сибирских ханов находились не только татары, но и угорские и самодийские племена. Сибирское ханство поддерживало отношения с Казанским ханством и государством Шейбанидов в Средней Азии.

Отношения с Московским царством были неровными: сибирские ханы то признавали свою вассальную зависимость от московского царя, то посылали военные отряды для сбора дани с угорского населения и грабежа русских деревень в Прикамье. В Западной Сибири нашел свое последнее убежище хан Тохтамыш, сюда совершали походы Едигей и Кучум. Все это не позволяет согласиться с пренебрежительными оценками Сибирского ханства как "эфемерного государства".

Период, охватывающий XV-XVI века, в военной истории кочевых народов Евразии остается малоизученным. Отчасти это объясняется необратимыми изменениями в развитии военного дела, произошедшими тогда. Освоение огнестрельного оружия в европейских странах дало регулярным армиям значительное военно-техническое превосходство над конницей кочевников. В какой-то мере это снизило интерес к истории военного искусства кочевников в эпоху позднего Средневековья. Однако исследование вооружения сибирских татар может стать своеобразным эталоном для анализа других кочевых культур этого периода.

К событиям военной истории Сибирского ханства европейская наука обратилась в XVIII веке, вскоре после того, как это государство перестало существовать. Основные письменные источники, прежде всего сибирские летописи, были собраны в XVIII веке немецким ученым на российской службе, "отцом сибирской истории", Г. Ф. Миллером. Тогда же началось изучение археологических памятников сибирских татар. Внимание ученых было сосредоточено на обследовании фортификационных сооружений (Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые - Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и Прииртышье в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые).

Письменные исторические источники содержат отдельные сведения о вооружении и оборонительных сооружениях, тактике ведения боя татарскими войсками, о характере военных действий во время похода отряда Ермака.

Среди археологических находок и этнографических материалов культуры сибирских татар есть детали луков и колчанов, стрелы, палаши и сабли, кинжалы, копья и боевые топоры, фрагменты кольчуг и панцирей.

Судя по имеющимся материалам, основным оружием дистанционного боя были луки и стрелы. Миллер называл луки и стрелы, наряду с копьями и саблями, "обыкновенным оружием татар". Исследовав луки средневекового населения Западной Сибири, А. И. Соловьев выделил несколько типов, характерных для сибирских татар: луки с фронтальными срединными и плечевыми накладками и изготовленные целиком из дерева. Это было достаточно эффективное оружие для стрельбы на короткие и средние расстояния, которое широко применялось во всем кочевом мире с начала II тыс. н. э. По сравнению с громоздкими и трудоемкими в обращении пищалями татарские луки были более простым, удобным и скорострельным оружием.

Помимо татарских военных отрядов в столкновениях принимали участие таежные угорские племена, вооруженные луками и стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами и защитными панцирями.

Вопросы численности и формирования войска в Сибирском татарском ханстве мало исследованы. Вероятно, у сибирских татар применялась азиатская десятичная система деления войска и народа. Отдельные мурзы имели в своем распоряжении различные отряды и могли воевать как самостоятельно, так и вступать в бой, объединив свои силы.

Кучум-хан - сибирский хан. Шибанид. Его отцом был один из последних ханов Золотой орды Муртаза, сын Ибака - хан Тюмени и Большой Орды. Родился Кучум предположительно в 1510-1520 годах на Северном побережьи Аральского моря, в улусе Алты аул. В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства. Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские», т. е. казахские, степи. Савва Есипов в летописи «О взятии Сибирской земли» также отмечает, что Кучум был родом из Казахского ханства.

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году.

Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.

Окончательно захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых, которые отправили вооруженные отряды для его усмирения, в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве.

Получив известие о появлении отрядов Ермака, хан Кучум "послал гонцов для сбора людей", то есть объявил всеобщую мобилизацию своих войск. Он приказал "собрать татар, остяков и вогулов" и отправил войско во главе с царевичем Махметкулом навстречу противнику.

1 (12) октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября (4 ноября) его стан был разбит казаками, основные войска состоявшие из местных народов разбежались, и через три дня Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири.

Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и образ жизни. Помимо этого многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное – у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наемникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя.

Несомненно, что по общей численности войска Сибирского ханства и его вассалов во много раз превосходили отряд Ермака. К тому же татары воевали у себя дома и подчинились отнюдь не "добровольно", а сопротивлялись долго и ожесточенно. Не обладая огнестрельным оружием, они были знакомы с его действием и вовсе не разбегались "как дикари" от одного звука выстрелов. В источниках подчеркивается, что во многих боях татарские воины храбро сражались. Например, бой в устье реки Туры с войсками шести татарских мурз "продолжался несколько дней с переменным успехом", хотя победа осталась за отрядом Ермака. Бой с отрядом Махметкула у Бабасанских юрт длился пять дней.

Как справедливо отметил Р.Г. Скрынников, помимо военно-технического превосходства воины отряда Ермака обладали большим боевым опытом в сражениях с кочевниками, татарами и ногайцами. Сам Ермак принимал участие в Ливонской войне. Атаманы Иван Кольцо, Никита Пан и другие успешно воевали с кочевниками в Поволжье. По некоторым источникам, купцы Строгановы, отправляя Ермака в Сибирь, включили в состав его отряда "триста человек немцев и литвы" из числа военнопленных с Ливонской войны. Европейские военные специалисты высоко ценились в Российском государстве в этот период и последующие века и сыграли огромную роль в освоении Сибири.

Оценивая боеспособность войск Сибирского татарского ханства, необходимо отметить, что она вполне соответствовала уровню развития военного искусства в кочевом мире в эпоху позднего Средневековья. Военная организация обеспечила Сибирскому ханству почти двухсотлетнее господство над угорскими и самодийскими племенами Западной Сибири, позволила противостоять другим кочевым объединениям. Однако их боевых сил и умения воевать оказалось недостаточно для успешной борьбы с вооруженным огнестрельным оружием, обладающим большим боевым опытом и решимостью в достижении цели противником.

Татары также имели некоторый опыт войн с русскими. Военные отряды сибирских татар и вогулов-манси неоднократно совершали походы через Урал, в земли купцов Строгановых. Однако крупных сражений при этом не происходило.

Татарские полководцы не смогли приспособиться к военной тактике отряда Ермака и в большинстве боев терпели поражения.

Вероятно, определенную роль в военных успехах отряда Ермака сыграл и психологический фактор. Ермак и его атаманы, в сущности, не могли вернуться без победы, так как на родине их ждала неминуемая расплата за предшествующие разбои. Лишь покорив для царя Сибирское ханство, они могли рассчитывать на царские "милости".

Поэтому Ермак продолжал упорно двигаться к цели, не считаясь со всеми трудностями и людскими потерями, преодолевая не только сопротивление татар, но и неверие своих подчиненных в успех предприятия. В то же время для Кучума и других татарских князей потеря того или иного "городка" не означала полного краха. За спиной у них лежала спасительная степь, в которой они могли укрыться.

После серии поражений Кучум без боя сдал столицу ханства Кашлык, что имело роковые последствия. Сибирское ханство развалилось не только под ударами извне, но и под напором внутренних противоречий. Для сибирских татар и угров Кучум и его окружение были пришельцами, завоевателями. После падения Кашлыка от Кучума отошли многие подданные. Некоторые татарские мурзы и угорские князья перешли на сторону Ермака.

Против Кучума поднялся Сеид-хан, потомок правящего ханского рода сибирских татар Тайбугидов, и мурза Карача. Даже после гибели Ермака и ухода остатков его отряда из Сибири за Урал Кучуму и другим претендентам на ханский престол не удалось восстановить целостность Сибирского ханства.

После уничтожения отряда Ермака хан Сибирского ханства Кучум вновь сумел во многом восстановить своё могущество и обложить данью значительные территории Западной Сибири. Русское правительство перешло к тактике последовательного продвижения вглубь Сибири с закреплением занятых территорий путём строительства укрепленных острогов и городов. На протяжении 15 лет Кучум вёл активные боевые действия с русскими отрядами, сам пытался захватывать русские остроги, но безуспешно.

Решающие удары по государственности сибирских татар были нанесены в конце 1580-1590-х годов.

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков. Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сейдяк (Сеид-хан), соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но в 1588 году сам был пленён Данилой Чулковым.

В 1588 году дьяк Д. Чулков заманил Сеид-хана и мурзу Карачу в Тобольский острог на пир и переговоры, во время которых их охрану предательски перебили, а самих татарских предводителей взяли в плен и отправили в Москву.

В 1590 году хан Кучум решил снова навестить свои прежние владения. 23 июня подошёл довольно близко к городу Тобольску, убил в деревнях нескольких татар и с захваченной добычей бежал, раньше чем тобольский воевода мог получить известие о его приближении. В другой раз хан сделал набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились вверху Иртыша и платили ясак русским; он убил там много людей и награбил большое количество всякого добра. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским

8 июля 1591 года выступил в поход воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский, и 1 августа напал на хана на реке Ишиме, у озера Чиликула, что после короткого сражения многие бывшие с ханом были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Царевич Абдул-Хаир и две жены хана со многими другими пленными должны были в знак полной победы последовать за русскими, возвратившимися с богатой добычей в Тобольск.

Чтобы прикрыть город Тобольск с юга от кочевавшего в степях отряда хана Кучума, обезопасить и организовать управление вошедшими в состав России татарскими волостями Среднего Прииртышья, в Москве и Тобольске был сформирован полуторатысячный отряд из русских казаков и служилых татар и направлен в 1594 году для строительства нового города на Среднем Иртыше - Тары.

Город Тара основан в 1594 году князем Андреем Елецким и отрядом служилых казаков. Из царского наказа Андрею Елецкому: «Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…». Но место в устье реки Тара оказалось непригодно для постройки крепости и заведению пашни, поэтому для закладки города выбрали место ниже по Иртышу, на берегу реки Аркарка. Тем не менее, название городу дала река Тара.

Тара стала первым русским поселением на территории современной Омской области. Поскольку сразу же было определено, что Таре быть центром нового воеводства, поселению царским указом был присвоен статус города. Первой городской постройкой стала Успенская церковь, а 15 августа (по ст. ст.) (праздник Успения Пресвятой Богородицы) считается днём основания Тары.

В 1594 году князь А. Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и по возможности захватить в плен. Кучум, узнав о намерении русских построить город на реке Таре, отправил царевича Алея к аялынским татарам, чтобы в виду наступления русских отвести их в места более безопасные по верхнему Иртышу, где в то время находился сам хан. Алей собрал 150 татар и повел их на остров, называемый Чёрным (в 40 верстах ниже Чернолуцкой слободы), где они поставили небольшой городок. Воеводой Елецким был отправлен отряд (276 человек во главе с письменным головой Борисом Доможировым) который при первом же нападении взял татарский Черный городок, но ему не удалось помешать бегству хана Кучума и большинства татар, находившихся в городке. В полон были взяты оба аялынских есаула Мамык и Сейткул, князец Илгулуй и Темсенек, сын князца Колкилдея, а также 60 человек рядовых аялынцев с их женами и детьми.

В 1596 году воевода Ф. Елецкий разбил войско Кучума в городке Тунус. Хану удалось бежать. Царское правительство пыталось подчинить Кучума. От имени племянника Махметкула и находившегося в российском плену сына Абулхаира ему посылали письма.

В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и призда в Москву. Кучум грамоты не принял.

Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.

В 1598 года по указу царя Бориса Годунова воевода А. Воейков с отрядом в 700 стрельцов и казаков и в 300 служилых татар вышел из крепости Тара «в поход за царем Кучумом». Известно, что в отряде Воейкова находился соратник погибшего Ермака атаман Иван Гроза.

9 мая 1598 года воевода А. Воейков и воевода князь И. Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 августа 1598 года Воейков выступил из г. Тара. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников, они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 августа 1598 года убили множество татар.

Ирменское сражение - окончательный разгром войск хана Кучума русским отрядом воеводы А. Воейкова 20 августа 1598 года.

Находясь в районе озера Убинское, воевода получил сведения о местонахождении становища Кучума. Во главе конного отряда в 405 (по другим сведениям в 397) человек, А.Воейков за 5 дней преодолел около 400 километров, обнаружил и внезапно атаковал укреплённый ханский стан у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области), в котором находилось около 500 воинов Кучума.

Бой продолжался с восхода 20 августа до полудня, носил ожесточённый характер. Стан был взят приступом, остатки отряда Кучума прижаты к берегу Оби. По донесению Воейкова, погибли в бою брат, сын и двое внуков Кучума, шесть князей, пятнадцать мурз и около 300 татарских воинов. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов. Однако самому хану с отрядом в 50 воинов удалось прорваться. Через несколько дней погони этот отряд был настигнут казаками и перебит, но Кучум и на этот раз сумел спастись. Несмотря на свое бедственное положение, он отказался пойти на службу к московскому царю. Он с несколькими людьми кочевал по Алтаю и кузнецким лесам, утратив всяческую власть, вскоре погиб в стычке с местными племенами или с бухарцами в 1601 году.

Это небольшое по своим масштабам сражение (менее 1 000 участников с обеих сторон) имело громадные последствия. Владычество Кучума было полностью утрачено, от него отошли и присягнули на верность русскому царю все западно-сибирские кочевые и оседлые племена. Сибирское ханство перестало существовать фактически, а через несколько лет, после смерти последнего сына Кучума - и номинально. Огромная территория от Урала до Оби вошла в состав Русского государства, которое перешло к дальнейшему стремительному продвижению на восток.

Русские 23 августа возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли. Значительная часть татарской знати к этому времени перешла на российскую службу, что обеспечило необратимость присоединения земель, населенных сибирскими татарами, к России. Хотя угроза со стороны царевичей, потомков Кучума, сохранялась до второй половины XVII века.

Распад государств обычно приводит к образованию новых. Золотая орда не была этому исключением. Именно на ее территории возникло Сибирское ханство.

Становление Сибирского ханства

Впервые название «Сибирь» упоминается в летописном источнике в 1240 году, который рассказывает о захвате Джучи-ханом земель «лесных племен». В 13 и 14 веке на территории Западной Сибири стоял улус татарского хана Тайбуги. В отличие от других вассальных владений Золотой Орды, он был практически автономным.

Некоторые исследователи даже называют его Тюменским ханством и приравнивают его повелителей к чингизидам. Но против этой версии выступает свод законов Чингисхана «Яса» – ханами могли быть только его потомки, к которым Тайбуга не имел отношения.

В русских летописях их статус также обозначен достаточно четко. Например, хан Кучум там назван царем, а Тайбуги – князьями.

Также тайбугинский юрт существовал и в составе , позже в него входило Сибирское ханство, и в , из чего можно сделать вывод, что это было скорее родово-племенное образование, а не территориально-географическое.

В конце 15-го века в результате распада Золотой Орды в Западной Сибири образовалось Сибирское Ханство – тюркоязычное феодальное государство с элементами патриархально-клановых отношений и полувоенным строем.

Состав населявших Ханство племен был самым разным – от так называемых сибирских татар – это название объединяло несколько разных этнических групп, до манси, зауральских башкиров и так далее. Они занимались охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством, изготавливали предметы обихода.

Государство состояло из многих мелких улусов, возглавляемых беками или мурзы. Маленькие укрепленные городки играли роль гарнизонов для боевых отрядов, которые пополнялись самыми низшими слоями населения: называемыми «черными людьми». Из них знать формировала свои дружины, и именно они стали первыми принимать ислам, который впоследствии распространился на все ханство.

О тайбугидах сведений осталось мало – только легенды и сказания. Более достоверные сведения появляются о ханстве с 1396 года – начале правления Тохтамыша.

Тохтамыш, вновь объединивший Золотую Орду, к власти шел через многие поражения. Урус-хан, правитель Голубой орды, неоднократно одерживал победы над Тохтамышем до тех пор, пока тот не обратился к Каганбеку, главе Шибанидов, и получил отказ. Но выручка все-таки пришла.

Двоюродный брат Каганбека Араб-шейх помог Тохтамышу. С его помощью он победил и темника Мамая, и урусханидов. В благодарность же за помощь Араб-хан получил Улус Шибан.

Основание Сибирского ханства заложил хан Ибак, который возглавлял Ногайскую орду. Столицей в его правление был город Чимга-Турой. Убив Ахмада, правителя Большой орды, он объединил Ногайскую орду с Сибирским Юртом.

Но был сначала смещен ногайцами, которым не нравились амбициозные планы хана, но единомышленники сумели восстановить Ибака на троне.

Жизнь его кончилась трагически — в 1495 году его убил Мухаммед из рода Тайбугидов, который и перенес столицу в город Искер.

Правление братьев-ханов

Едигер отправил посольство с поздравлениями и предложением выплачивать дань Москве в надежде на ее покровительство. Царь дань принял, но помощь впоследствии так и не оказал. И на то у него были свои причины.

В 1557 году Шибаниды заняли Кызыл-Туру и провозгласили ханом старого Муртазу Бен Ибака, но здоровье последнего не позволило ему перенести воинский поход, потому на завоевание Сибирского ханства отправился Кучум бен Муртаза.

В 1563 году он завоевал Искер и казнил братьев-ханов.

Эпоха Кучума Шейбанида

В пятнадцатом веке ханство достигает своего максимального рассвета в экономическом и политическом плане. Кучум основал пятнадцать городов, завоевал племена башкирцев и имел у себя под знаменами вполне многочисленное войско.

Но его разобщенность, отсутствие современного вооружения сыграло роковую роль в проигрыше войска хана русским впоследствии.

Татары были непревзойденными мастерами в разведке – они прекрасно знали местность, умело маскировались, но вооружение – лук, стрелы – давно перестало быть тем грозным оружием, каким было раньше.

Царь считал, что воцарение Кучума ему выгоднее – брать дань с чингизида было политически престижнее, нежели с тайбугида. Как военного противника Иван Грозный его не боялся – в его планы уже входило покорение Сибирского ханства, и он просто выжидал выгодный для себя момент.

Кучум, решая свои внутренние проблемы, дань платил исправно, и повода для недовольства Москве не давал. Но в 1572 году он решил полностью освободиться от гнета Москвы — не только разорвал дипломатические отношения с Россией, но и напал на земли Строганова – в 1574 году царь дал ему грамоту на постройку городков на землях Сибирского ханства.

На Деньги Строганова была собрана дружина под руководством Ермака, которая и двинулась вглубь, овладев в 1582 года городом Кышлык. Но поход, который хоть и помог освоить и завоевать многие сибирские земли, закончился трагично. Голод в разрушенной стране подрывал боевой дух казаков, а смерть атамана, утонувшего в реке, окончательно их деморализовала, и они ушли из уже завоеванной Сибири.

Хан Кучук и его наследник не сумели воспользоваться этими обстоятельствами. Али, воцарившийся после Кучука, на троне не удержался. Его сместил племянник убитого Едигея Сейдяк.

Завоевание сибирских земель русскими

Русские не оставили идею завоевания богатых сибирских земель, потому вернулись снова, уже в 1585 году. Регулярное войско стрельцов заняло Чигир-Туру, основав рядом Тюмень, весной в 1587 году рядом с Искером возник Тобольск.

Хана Сейдяка русские пленили хитростью – он получил приглашение на пир и был взят в плен. Но Кучук-хан не сдавался – он начал вести партизанскую войну, до 1598 года совершая набеги на города русских, а в 1601 году был убит ногайцами.

Ханом снова провозгласил себя Али, его сын. Но другие сыновья также стали претендовать на ханство, и эта междоусобица не способствовала восстановлению Сибирского Ханства.

Закончилась история этого государства подавлением восстания башкир в 1662-1664 году. Давлет Гирей возглавил смуту, решив захватить все русские города, сделав своей столицей Тобольск. Но это восстание было подавлено, хоть и с большим трудом, а с восставшими расправились очень жестоко.

В Сибирь потянулись русские люди – служилые, торговые, туда же бежали и крепостные. Сибирь осваивалась, росла, обогащая Россию.

Сиби́рское ха́нство (Сибирский юрт, Сибирское царство), государство в Западной Сибири , образовавшееся в конце 15 века в результате распада Золотой орды. Центр - Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее - Кашлык. В 13-14 веках территория будущего Сиюирского ханства под названием «Ибирь» входила в состав улуча Джучи, затем улуса Шейбана и Тюменского ханства. После убийства в 1495 году тюменского хана Ибака потомок Тайбуги хан Махмет возглавил союз татарских улусов, который по имени его главной ставки - Сибирь (Кашлык) стал называться Сибирским ханством. Оно граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и с телеутами в прииртышских степях. На севере оно достигало низовьев Оби, на востоке граничило с «Пегой ордой».

Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы, известные под собирательным именем сибирских татар; а также ханты, манси, зауральские башкиры. Основную массу населения составляли «черные люди» (кара халк), обязанные платить хану ежегодный ясак (главным образом пушниной) и поставлять воинов для ополчения. Сибирские татары занимались пастбищно-кочевым скотоводством, земледелием и ремеслом (гончарное, скорняжное, прядение, ткачество, плавка и обработка металлов). В северной части ханства большую роль играли охота, рыболовство, оленеводство. Феодальные отношения в Сибирском ханстве переплетались с пережитками патриархально-родовых отношений. В центральной части Сибирского ханства существовала частная собственность ханов и знати на пастбища и источники воды.

Официальной религией ханства был ислам. Во главе государства стоял хан, избиравшийся татарской знатью (мурзы, беки, тарханы). Государственное устройство носило полувоенный характер, территория и население делились на «сотни» во главе с мурзами. Опорными базами ханской власти являлись укрепленные городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур. В Сибирском ханстве наряду с нормами шариата и ясы действовали нормы обычного права. Важную роль играла торговля, находившаяся главным образом в руках бухарцев. Сибирское ханство имело торговые связи со Средней Азией, Русью, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем. Из Сибири вывозились меха, кожи, рыба, бивни мамонта, шерсть. В первой половине 16 века Сибирское ханство подвергалось набегам южных кочевников (ногайцев, узбеков, казахов).

Хан Едигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы, но в 1563 году власть с помощью ногаев захватил шейбанид Кучум, который после 1572 года разорвал вассальные отношения и выступил против России. В 1582 году в пределы Сибирского ханства вторгся казачий отряд Ермака, который овладел столицей ханства Кашлыком и положил начало его присоединению К России. В конце 1580-1590-х годов на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Обдорск (1595). Кучум со своей ордой откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года. Последним сибирским ханом был его сын Али, власть которого распространялась только на кочевья в верховьях Ишима, Иртыша и Тобола. Присоединение Сибирского ханства к России содействовало подъему производительных сил народов Западной Сибири и способствовало сближению с русским народом.

На обширных просторах сибирской тундры и тайги, лесостепи и черноземных просторах расселилось население, едва ли превышавшее 200 тыс. человек ко времени прихода русских. В районах Приамурья и Приморья к середине XVI в. обитало около 30 тыс. человек. Этнический и языковой состав населения Сибири был очень разнообразен. Очень тяжелые условия жизни в тундре и тайге и исключительная разобщенность населения обусловили крайне медленное развитие производительных сил у народов Сибири. Большая их часть ко времени прихода русских еще находилась на тех или иных стадиях патриархально-родового строя. Лишь сибирские татары находились на стадии формирования феодальных отношений.
В хозяйстве северных народов Сибири ведущее место принадлежало охоте и рыболовству. Вспомогательную роль играло собирание дикорастущих съедобных растений. Манси и ханты так же, как буряты и кузнецкие татары, добывали железо. Более же отсталые народы еще пользовались каменными орудиями. Большая семья (юрт) состояла из 2 - 3 мужчин и более. Иногда в многочисленных юртах жило несколько больших семей. В условиях Севера такие юрты представляли собой самостоятельные поселки - сельские общины.
Пор. Оби жили остяки (ханты). Главным их занятием была рыбная ловля. Рыбу употребляли в пищу, из рыбной кожи выделывали одежду. На лесистых склонах Урала жили вогулы, которые занимались преимущественно охотой. У остяков и вогулов существовали княжества, возглавлявшиеся родовой знатью. Князья владели рыбными ловлями, местами охоты, и им сверх того еще приносили «подарки» их соплеменники. Между княжествами нередко вспыхивали войны. Захваченных пленных обращали в рабов. В северной тундре жили ненцы, занимавшиеся оленеводством. Со стадами оленей они постоянно передвигались от пастбища к пастбищу. Олени давали ненцам пищу, одежду и жилище, которое делалось из оленьих шкур. Распространенным занятием была рыбная ловля и охота на песцов и диких оленей. Жили ненцы родами во главе с князьями. Далее, к востоку от Енисея, жили эвенки (тунгусы). Их основным занятием была охота на пушного зверя, а также рыбная ловля. В поисках добычи эвенки перемещались с места на место. У них также господствовал родовой строй. На юге Сибири, в верхнем течении Енисея, жили хакасы-скотоводы. УАнгары и Байкала обитали буряты. Их главным занятием было скотоводство. Буряты находились уже на пути становления классового общества. В Приамурье жили племена дауров и дючеров более развитые в хозяйственном отношении.
Якуты занимали территорию, образуемую Леной, Алданом и Амгою. Отдельные группы размещались на р. Яне, вустье Вилюя и района Жиганска. Всего по русским документам якутов в это время насчитывалось около 25 - 26 тыс. человек. Якуты ко времени появления русских были единым народом с единым языком, общей территорией и общей культурой. Якуты находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основными крупными общественными группами были племена и роды. В хозяйстве якутов широкое развитие получила обработка железа, из которого выделывалось оружие, кузнечные принадлежности и другие орудия труда. Кузнец пользовался у якутов большим почетом (больше, чем шаман). Основное богатство якутов составлял скот. Якуты вели полуоседлую жизнь. Летом они выезжали на зимники, имели также летние, весенние и осенние пастбища. В хозяйстве якутов большое внимание уделялось охоте и рыболовству. Якуты жили в юртах-балаганах, утепленных дерном и землей в зимнее время, а летом - в берестяных жилищах (урса) и в легких шалашах. Большая власть принадлежала родоначальнику-тойону. Он имел от 300 до 900 голов скота. Тойонов окружала челядь-чахардар - из рабов и домашних слуг. Но рабов у якутов было немного, и способа производства они не определяли. Бедные родовичи не были еще объектом зарождения феодальной эксплуатации. Частной собственности на промысловые и охотничьи угодья также не было, но сенокосные угодья распределялись между отдельными семьями.

Сибирское ханство

В начале XV в. в процессе распада Золотой Орды образовалось Сибирское ханство, центром которого первоначально была Чимга-Тура (Тюмень). Ханство объединило многие тюрко-язычные народы, сплотившиеся в его рамках в народность сибирских татар. В конце XV в. после длительных междоусобиц власть захватил Мамед, который объединил татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу и расположил свою ставку в старинном укреплении на берегу Иртыша - «Сибирь», или «Кашлык».
Сибирское ханство состояло из мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы, составлявшие господствующий класс. Они распределяли кочевья и промысловые угодья и превращали в частную собственность лучшие пастбища и источники воды. Среди знати распространялся ислам, ставший официальной религией Сибирского ханства. Основное трудовое население состояло из «черных» улусных людей. Они платили мурзе, или беку, ежегодные «дары» из продуктов своего хозяйства и дань-ясак хану, несли военную службу в отрядах улусного бека. В ханстве эксплуатировался труд рабов - «ясырей» и бедных, зависимых общинников. Сибирское ханство управлялось ханом с помощью советников и карачи (визиря), а также ясаулов, посылавшихся ханом в улусы. Улусные беки и мурзы были вассалами хана, который не вмешивался во внутренний распорядок жизни улуса. Политическая история Сибирского ханства была полна внутренними междоусобицами. Сибирские ханы, ведя завоевательную политику, захватили земли части башкирских племен и владения угров и тюркоязычных жителей Прииртышья и бассейна р. Оми.
Сибирское ханство к середине XVI в. располагалось на обширном пространстве лесостепи Западной Сибири от бассейна р. Туры на западе и до Барабы на востоке. В 1503 г. внук Ибака Кучум овладел властью в Сибирском ханстве с помощью узбекских и ногайских феодалов. Сибирское ханство при Кучуме, состоявшее из отдельных, экономически почти не связанных между собой улусов, было политически очень непрочным, и при любом военном поражении, нанесенном Кучуму, это государство сибирских татар было осуждено на прекращение своего существования.

Присоединение Сибири к России

Природное богатство Сибири - пушнина - издавна привлекало к себе внимание. Уже в конце XV в. предприимчивые люди проникали за «каменный пояс» (Урал). С образованием Российского государства его правители и торговые люди увидели в Сибири возможность большого обогащения, тем более что предпринимавшиеся с конца XV в. поиски руд драгоценных металлов пока не давали успеха.
В известной мере проникновение России в Сибирь можно поставить в один ряд с происходившим в то время проникновением некоторых европейских держав в заморские страны с целью выкачивания из них драгоценностей. Однако были и существенные отличия.
Инициатива в развитии связей шла не только от Российского государства, но и от Сибирского ханства, которое в 1555 г., после ликвидации Казанского ханства, стало соседом Российского государства и обратилось с просьбой о покровительстве в борьбе со среднеазиатскими правителями. Сибирь вступила в вассальную зависимость от Москвы и платила ей дань пушниной. Но в 70-х годах в связи с ослаблением Российского государства сибирские ханы начали нападения на русские владения. На их пути встали укрепления купцов Строгановых, которые уже начинали посылать свои экспедиции в Западную Сибирь для скупки пушнины, а в 1574г. получили царскую грамоту с правом строить крепости на Иртыше и владеть землями по Тоболу для обеспечения торгового пути в Бухару. Хотя этот план и не был выполнен, Строгановым удалось организовать поход казачьей дружины Ермака Тимофеевича, который вышел на Иртыш и к концу 1582 г. после жестокого боя взял столицу Сибирского ханства Кашлык и изгнал хана Кучума. Многие вассалы Кучума из числа подвластных хану сибирских народов перешли на сторону Ермака. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом (Ермак погиб в 1584г.), Сибирское ханство было окончательно уничтожено.
В 1586 г. была поставлена крепость Тюмень, а в 1587 г. - Тобольск, ставший русским центром Сибири.
В Сибирь устремился поток торговых и служилых людей. Но помимо них, туда двинулись крестьяне, казаки, посадские люди, бежавшие от крепостнического гнета.

Хан Едигер и его брат Бекбулат обратились к Грозному с просьбой о подданстве и получили согласие. В дальнейшем власть в ханстве захватит Кучум и начнет проводить враждебную Москве политику.

Уже в 1555 г. в Сибири отчетливо начали сказываться последствия падения Казани в 1552 г. Местные правители сколь-либо серьезных государственных образований больше не желали соперничать друг с другом за пространство и территории, а стремились найти защиты и покровительства у наиболее сильных игроков в регионе того времени. В 1555 г. хан Сибирского ханства Едигер обратился в Москву, с просьбой принять земли ханства в состав Московского царства. Однако власть в ханстве захватил соперник Едигера - Кучум, который начал проводить агрессивную политику по отношению к Москве.

ЗАПИСКИ О СИБИРИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Чекра пришел к Едигею, затем двинулся вместе с ним в упомянутую выше страну Сибирь, куда они шли два месяца, прежде чем до нее достигли. В стране этой находится гора, называемая Арбус (Arbuss) и простирающаяся на тридцать два дня ходьбы; живущие там люди полагают, что за горой этой находится пустыня, доходящая до оконечности света; никто не может также пройти через эту пустыню или жить в ней по причине диких зверей и гадов. На вышеупомянутой горе живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ; тело же у них, за исключением рук и лица, покрыто волосами; подобно другим животным, они скитаются по горе, питаясь листьями и травой, и всем, чем придется. Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей - мужчину и женщину, которых поймали на горе, а также трех диких лошадей, которых там также словили; лошади же, живущие на горе, величиною с осла; водится там также много животных, которые в немецких землях не попадаются и которых я не могу назвать по имени. В упомянутой стране Сибирь есть также собаки, которых запрягают в повозки, зимою - в сани; они возят также по стране поклажу (wotseck) и так же велики, как ослы, а едят они там также собак. Еще следует заметить, что люди в этой стране поклоняются Иисусу Христу подобно трем святым царям, пришедшим для принесения ему даров в Вифлеем, и увидевшим лежащим его в яслях; поэтому в их храмах можно видеть изображение Христа, представленного в том виде, как застали его три святых царя, и этим изображениям приносят они дары и на них молятся. Приверженцы этой веры называются уйгуры (Uygiur); в Татарии встречается вообще много людей этой веры.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ СИБИРИ

В 1581-1585 гг. по «Сибирским летописям» известен «карача-думный царев», имевший собственный улус («карачин улус»), люди из которого относились, скорее всего, к его клану или улусу, о чем может свидетельствовать летописное выражение «иже бысть дому его». Этот карача командовал войсками, в 1584 г. во главе «многих воинских людей» осаждал «град Сибирь». Хотя Г. Ф. Миллер его называл «карача-мурзой», на самом деле он имел титул «бия» ~ «бека», что следует из двух совершенно самостоятельных источников - преданий сибирских татар и «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека. М. А. Усманов, обращавшийся к изучению вопроса о личности и клановой принадлежности этого карача-бея, пришел к выводу, что под ним скрывается автор «Сборника летописей» (1602) Кадыр-Али-бек б. Хусум (Хушум) ~ Касим-бек из племени джалаир.
Дополнительным подтверждением его статуса карача-бея является участие этого бека после пленения в 1588 г. русскими в церемонии возведения в 1600 г. султана Ураз-Мухаммеда на престол Касимовского ханства среди трех других карача-беев (из кланов аргын, кыпчак, мангыт). К сожалению, ценность этой информации снижается тем, что существует вероятность прихода карачи Кадыр-Али-бека из клана джалаир в Сибирский юрт вместе с казахским султаном Ураз-Мухаммедом. Правда, тетя этого султана была замужем за братом Кучум-хана Ахмад-Гиреем, что оставляет место для вывода о том, что улус джалаир все-таки существовал в Сибирском ханстве и раньше.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

На территории Западной Сибири в бассейнах Тобола и Иртыша известно довольно много позднесредневековых городищ, большая часть которых относится ко времени Сибирского ханства. Слабая изученность этих памятников пока не позволяет четко разделить городища золотоордынского времени и более поздние.

Тюмень. Город находился на притоке Тобола - Туре; в настоящее время застроен современной Тюменью. Название его известно по средневековым восточным источникам; известен также под именем Чинги-Туры. Археологические исследования не проводились. В XIV в. город являлся политическим центром улуса.

Искер. Остатки его находились на Иртыше, близ г. Тобольска. Во времена Сибирского ханства сюда была перенесена столица из Тюмени. Русские называли этот город Сибирью. Это же название в форме Себур фигурирует на карте Пицигани (1367 г.).

Раскопки выявили здесь мощный культурный слой, достигавший в толщину 2 м, содержащий находки золотоордынского времени.

Городище Тонтур. Находится на р. Оми в Барабинской степи. Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. Археологические исследования выявили находки золотоордынского времени.

Города эти, значительно удаленные от современных им центров развитого градостроительства, имели все же фундаментальные постройки, возведенные квалифицированными архитекторами. Об этом можно судить по наблюдению академика И. П. Фалька, обследовавшего городище, находившееся на Иртыше, в 20 верстах ниже устья Ишима, и видевшего здесь «развалины обрушившейся мечетной башни и большого каменного дома». Подобные остатки каменных строений неоднократно отмечались путешественниками на различных сибирских городищах.