Элементом любой деятельности человека является. Основные виды деятельности человека — классификация с определениями

Деятельность представляет собой специфическую форму активности человека, которая регулируется его сознанием и направляется на глубинное познание окружающего и внутреннего мира.

Понятие деятельности

Деятельность является необходимым условием для полноценной человеческой жизни, именно она способствовала становлению человеческой личности. Взаимосвязь индивидуума и процесса деятельности выражается в замкнутом круге: не существует человека, который находится вне деятельности, так же, как не существует деятельности вне человека. Деятельность сложилась в процессе эволюционного становление человека – животное приспосабливается к условиям окружающей среды, человек напротив, изменяет эту среду под себя благодаря возможности деятельности.

Деятельность состоит из таких этапов: потребность, которая формирует цель, цель толкает на поиски путей своего достижения, пути достижения порождают действие, которое в свою очередь приносит результат.

Виды деятельности

Деятельность человека возникает исключительно в среде его непосредственного обитания, и классифицируется на два вида: физическая и умственная деятельность. Физический труд представляет собой деятельность, в процессе которой увеличивается мышечная активность, а также требуется высокий уровень энергетических затрат.

Умственная или интеллектуальная деятельность – это вид деятельности, осуществление которой заключается в приеме и трансформации информации, требующая повышенной внимательности и активизации процесса мышления.

В классификации деятельности существует ее деление на учебу, труд и игры. Такие виды деятельности как учеба и игра осуществляются различными методами, но взаимосвязаны одной целью – познанием. Трудовая деятельность направлена на получение человеком материальных и духовных благ, которые являются необходимыми для его жизнедеятельности.

Игра, учеба и труд - виды деятельности взаимосвязаны между собой, так как являются друг для друга подготовительными этапами. Так к процессу учебы человек проходит подготовку в виде игры, учеба предшествует началу трудовой деятельности.

Сознание и деятельность

Сознание и деятельность – это два понятия, которые плотно взаимосвязанные друг с другом. Мотивация деятельности является не чем иным, как осознание человеком своей потребности – необходимость учится, работать, создавать произведения искусства. Прежде чем деятельность начнет выражаться в материальном плане, в сознании человека происходит предварительный анализ целей деятельности, путей ее достижения.

Но и деятельность человека способна влиять на его сознания Процесс деятельности трансформирует человеческие представления о ценностях, значительно расширяет возможности духовного роста личности.

Познание человеком мира

Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений.

Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека на сегодняшний день достаточно разнообразны - это игра, учение и труд. Игра несет функцию развлечения и отдыха. Учение помогает в приобретении навыков и знаний. А труд способствует формированию и росту личности. Деятельность играет главную роль в жизни человека. И чтобы знать, куда направить свою энергию, разберемся, какие виды деятельности существуют в природе.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности – создать идеальную систему материального мира;
  • художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности – творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности – созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам. На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Вопрос № 17

Деятельность. Характеристика основных видов деятельности. .

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Структуру деятельности составляют следующие компоненты: Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Маслоу разделил потребности напервичные, или врожденные, ивторичные, или приобретенные.

Мотивы – внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью.

Цель – предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Цель – это то, ради чего действует человек; мотив – это то, почему действует человек.

Рассмотрим это с позиции обучения в колледже. Какова ваша цель? Почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить колледж?

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов – ближайшими, все более общими и отдаленными.

Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные – это придает силы преодолевать трудности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становиться более продуктивной и качественно.

Деятельность состоит из отдельных действий.

Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются результаты действия.

Малоосознанные действия производятся под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, их называютимпульсивными.

На основе практических действий возникают умственные действия – действия в уме.

Результат деятельности - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда – товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, т.к. в ходе деятельности он развивается и меняется.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания.

Навыки - это полностью автоматизированные, компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.

Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации.

Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом.

Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения.

Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка . В ее основе лежит потребность .

В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

Виды деятельности

Основными видами деятельности являются: общение, учебная, трудовая и игровая .

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение может быть непосредственным иопосредствованным ,вербальным иневербальным.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.

При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.

Учение процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных учебных учреждениях.

Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых учение может приобретать характер самообразования.

Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.

Учение школьника носит развивающий характер . В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.

Учение носит воспитывающий характер : в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.

Игра вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт.

Существует несколько типов игр:

    индивидуальная игра представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

    групповая игра – включает несколько участнико.

    предметная игра связана с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

    сюжетно-ролевая игра в этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.

    игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

    дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.

Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.

Игра имеет огромное воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, деятельности, жизни.

Игра удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности ребенка.

С возрастом школьники переходят к спортивным играм (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол). В спортивной игре правила более строгие. Помимо этого, большое значение в них приобретает момент соревнования. Спортивные игры позволяют игроку широко проявлять инициативу.

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Тут и включаются в работу . Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Цели

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают и . В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы ( , внимание, воображение, память, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.