Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения. Презентация по мхк на тему "мир в зеркале искусства" III


Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятель­ности тем, что оно обращено к эмо­циональной сфере человека, которая является наиболее емкой характерис­тикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказы­вается самой доступной, демократич­ной и универсальной формой обще­ния людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои со­общения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульпту­ры, дворцы и храмы, приобщая совре­менных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропус­тили через свое сознание и свои чувс­тва.

Для того чтобы получать эстетичес­кое удовольствие от общения с этими художественными образами, необя зательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи Главное - при встрече с художес венным творениемсопережива Ведь произведение искусства достига ет своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души чело­века, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному. Общение с произведением искусст­ва дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпо­хи, оставившим след в мировой куль­туре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неорди­нарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка про­изведения позволит вступить в ин­формационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир ге­ниального художника, писателя, ком­позитора откроет свои секреты.


  • Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, ар­хитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху пере­носят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

  • Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства? Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информацион­ными?

  • Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

Роль искусства в сближении народов

Наглядным подтверждением худо­жественного общения, интернацио­нальности языка искусства, который понятен без перевода, являютсямузеи, международные выставки изобрази­тельного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкаль­ные, артистов балета, театральные, джазовые),фестивали искусств.

Благодаря общению людей с вы­дающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диа­лог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерус­ской литературы,«культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и ос­таваться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержатель­ность».

Хранилищами художественных ше­девров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяков­ская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Пе­тербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Нацио­нальная картинная галерея (Дрезден,

Германия), Британский музей (Лондон, Анг­лия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться та­кими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Зо­лотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на осно­ве компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай- тек (англ. hightechnology, hightech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитек­туре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направ­лениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скуль­птур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изоб­разил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.


  • Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учеб­нике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

  • Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

  • Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем го­роде, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?
Художественно-творческое задание

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.

Международные конкурсы, фестивали, проектыявляют­ся важным средством коммуникации. Концерты выдающих­ся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рок- ансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе вни­мание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охва­тывает практически все национальности и культуры мира. Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, Интернету. Все это на­глядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения пред­лагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, за­ключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка - своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жиз­неутверждающая сила словно убеждает всех людей, что под­линное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и наци­ональная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в облас­ти музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект - Международный телевизионный конкурс юных…


  • Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите информацию о конкурсах различ­ной тематической направленности. Рассмотрите эмблемы конкурсов. Какую символику они отра­жают?
Художественно-творческие задания

Подготовьте вопросы к одному из вообра­жаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуника­тивную функцию искусства, на то, что художес­твенный язык понятен всем без перевода.

… музыкантов «Щелкунчик». Это единс­твенный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям высту­пить перед многомиллионной аудито­рией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и при­знанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских между­народных конкурсов - фестиваль-кон­курс детского и юношеского творчес­тва «Открытая Европа», конкурс «Мо­лодой балет мира», конкурс хореогра­фических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, кон­курс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. - свиде­тельствует о большом внимании к вы­явлению творческих дарований моло­дежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно от­нести известные на весь мир выступ­ления трех великих теноров («Три те­нора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев - Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популяр­ной современной музыки.

Интересным явлением в мире сов­ременной эстрады стал вокальный квартет «IlDivo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди мо­лодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».


  • Послушайте музыкальные произведения в исполнении трех теноров (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Какие чувства, эмоции, мысли вызывают у вас эти произведения?

  • Какую идею популяризируют исполнители разных стран? Как классическое и современное ис­кусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?

Искусство художественного перевода – искусство общения

Большим вкладом в распространение литера­турных памятников является деятельностьпе­реводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просве­щения». Вы, наверняка, читали известное сти­хотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэ­тический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение - не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениаль­ный перевод стихотворения немецкого поэта XIX в. И.-В. Гёте?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Благодаря труду переводчиков, стихи, по­вести, романы русских писателей и поэтов - А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева - читают за рубе­жом. А мы можем грустить и смеяться, сочувство­вать и негодовать, удивляться и восторгаться, лю­бить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.


  • Какую мысль хотел донести до читателя поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? Какое эмоциональное состояние передает поэт читателям? Как состояние природы в этом стихотворении влияет на чувства и мысли человека?

  • Какие интонации голоса, динамику, темп нужно выбрать для выразительного чтения стихотворения? Попробуйте пластичными движениями рук передать образный строй сти­хотворения?

  • Послушайте два романса русских композиторов, сочинен­ных на это стихотворение, - А. Варламова и А. Рубинштейна. Найдите разницу в трактовке стихотворения композиторами.
Сравните язык стихотворения, живописного пейзажа, ро­мансов. Найдите сходство и различие в особенностях языка при передаче содержания этих произведений искусства.

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564-1616) - Сонету № 90 в интерпретации двух разных перевод­чиков.

Уж если ты разлюбишь - так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром - утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда -

Твоей любви лишиться навсегда.

Перевод С. Маршака

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас,

Сейчас, когда грозит мне злобой небо.

Согни меня, с судьбой объединяясь,

Но лишь бы твой удар последним не был.

Ах, если сердцем я осилю зло,

Ему немедля ты явись на смену.

Чтобы за бурной ночью не пришло

С дождями утро, - доверши измену.

И уходи! Но только не тогда,

Когда все беды наигрались мною.

Уйди сейчас, чтоб первая беда

Была страшней всех посланных судьбою

И после жесточайшей из утрат

Другие станут легче во сто крат.

Перевод А. Финкеля


  • Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов. Найдите в них общее и раз­личное. Какой из переводов понравился вам больше? Почему?

  • Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 - Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста сонета композиторами и исполнителями?
Какую из исполнительских трактовок можно отнести к жанру серьезной музыки, какую - к легкой? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли определить при­надлежность этих сочинений к тому или иному жанру? В какой интерпретации вы услышали полное слияние слов и музыки?

Как происходит передача сообщения в искусстве?

Сегодня явления культуры рассматрива­ются кактексты. Давайте попробуем разо­браться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство.

Понятно, что произведения литерату­ры - это тексты, но могут ли быть текста­ми картины или музыкальные сочинения? Оказывается, да!

Творцы разных эпох, создавая свои про­изведения (музыкальные, живописные, ар­хитектурные и др.) передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художествен­ных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к дейс­твительности, которая их окружала, и кото­рую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Например, рассматривая известную кар­тину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полот­не. Он видит музыканта-любителя, играюще­го на гитаре - инструменте, популярном для русского городского быта XIXв.

Для гитариста не важно, какое впечатле­ние он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до­машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или инструментальная пьеса того времени.

О, говори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами солнце шевелит

Дразня ее язвительно.

Чего от сердца нужно ей?

Ведь знает без того она,

Что к ней тоскою долгих дней

Вся жизнь моя прикована.

А. Григорьев

Гитара- один из самых распростра­ненных в мире струнных музыкаль­ных инструментов. Она применяется и как сольный классический инстру­мент, и в качестве аккомпанирующе­го инструмента во многих музыкаль­ных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электричес­кая гитара, которая оказала опреде­ленное влияние на развитие массо­вой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество ориги­нальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи, и в поэзии.

Гитара

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

не проси у нее молчанья!

Неустанно гитара плачет,

как вода по каналам - плачет,

как ветра над снегами - плачет,

не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

Так плачет стрела без цели,

Так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов!

Г. Лорка Перевод М. Цветаевой


  • Послушайте один из известных романсов XIX в. Какие мысли вызывают у вас художес­твенные образы, созданные два века назад? Созвучны ли они вашим чувствам и пережи­ваниям?

  • Чем различаются впечатления от разно­го рода информации: от сообщения в газете или журнале о состоявшемся концерте и от воспринятых вами произведений музыкально­го, изобразительного искусства, поэтического творчества?

  • Образ какого времени создают эти стихи и картины?

  • Музыка каких направлений, жанров со­звучна этим произведениям искусства?

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её зна­чения для освоения окружающего мира, осмысления объектив­ных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами ху­дожественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осо­знание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых куль­турных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата_____________________ класс___8_______ учитель: Бабанина И.И.

Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её значения для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами художественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осознание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.

Формирование УУД: личностных - воспитание в себе способности к эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия) во время освоения образного содержания искусства; познавательных - развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследованию новых явлений искусства в процессе самообразования; коммуникативных - трактовка диалога культур как формы сближения разных народов, эпох и стилей; регулятивных - выработка критического взгляда на явления культуры и искусства в процессе их изучения; информационных - накопление информации о деятелях искусства, художественных произведениях, музеях.

Ход урока

Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает».

Гёте

1.Организационный момент

2. Изучение темы урока

Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий.

И облака, и небо надо мной,

И мириады звезд, каких не счесть,

Манящих тайн, сокрытых пеленой.

Я вижу мир таким, какой он есть:

Ранимый, хрупкий, очень уязвим,

Он может вдруг обрушить боль и месть,

Но все-таки прекрасен и любим.

И в этом мире связывает нас

Мостов духовных тоненькая нить.

Ах, как легко порвать ее подчас,

Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

Я вижу мир

Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав!

3.Работа с презентацией , выделение ключевых мыслей: понимание смысла художественных сообщений, возможности их передачи сквозь века и пространство, возможности диалога с создателями произведений искусства, информационность современной культуры.

Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника... Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неумение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались ответить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. В учении великого китайского философа Конфуция сформулирована получившая признание потомков истина: тайна человека сокрыта не в природных потребностях тела, не в справедливости небесного пути, а в его общении с другими людьми». Несомненно одно - всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением.

Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличенными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными - такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче.

Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разворота на, выделение среди иллюстраций произведений разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство), объяснение их художественных достоинств, анализ средств их образного воплощения. Подбор музыкальных ассоциаций к зрительному ряду. Поиск ответа на вопрос: Какую информацию современному человеку передают рассмотренные произведения искусства?

Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убедить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична. Поразмышляйте вместе с учащимися над содержанием картины Р. Магритта «Человеческий удел». Предложите ученикам раскрыть метафорический смысл изображённых предметов и явлений, а затем расшифровать идею картины, её соответствие названию.

Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров?

С. Дали «Женская фигура к окна»

Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины.

Рисунок – первобытные охотники в пещере

Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,- стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

И. Босх «Стог сена»

Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет:

Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела своего,

Что могут сделать Бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет.

Статуя Давида - Микеланджело

Через пару столетий Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера » наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни».

Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии.

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом,

На ветру догоняет лист,

Утром рано из Зурбагана

Корабли отплывают в Лисс.

Кипарисами машет берег.

Шкипер, верящий всем богам,

Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

«Бегущая по волнам» - иллюстрация

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».

«1984» - иллюстрация

Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом.

Скрипка Страдивари

«Начало знания - удивление», - говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое, если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

С. Боттичелли «Весна»

Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала:

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен.

На радость всем и мне».

Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой»

Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного.

«Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак.

Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака»

Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету.

«Красота спасет мир» - картинка

«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай!

Наш Мир вокруг - как Белый лист…

На нём рисуют наши Души,

А вот и кисточка - Возьмись!

Цвета… палитры - всё как знаешь…

Твой мир такой…, как Хочешь ты!

Каков Твой Мир - Тебе Решать!

Цветными… Яркими мазками

Раскрасит лист твоя Душа…

Ты Веришь в Тайну? Знаю - Веришь…

Пусть сложно…, но - пора начать…»

4. Работа в группах: 1 -я группа - тема «Музеи»; 2-я группа - тема «Конкурсы, фестивали, проекты».

Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классификация, фестивали, их задачи; творческие проекты - школьные, телевизионные, международные и т. п.). Представление результатов деятельности групп, их обсуждение.

5. Восприятие зрительного ряда . Учащимся предлагается перечислить, какие шедевры мирового искусства представлены в различных музеях и картинных галереях. Если подростки испытывают затруднения при выполнении этого задания, учитель должен быть готов исправить ситуацию и показать презентацию, в которой каждый музей будет представлен хотя бы одним шедевром, название и автора которого рекомендуется записать в творческую тетрадь (Эрмитаж, Лувр, музей Метрополитен, Прадо, Дрезденская картинная галерея).

Обсуждение значения конкурсов, фестивалей, творческих проектов по тексту учебника. Прослушивание

6. Обобщение: художественный язык разных видов искусства интернационален, понятен всем без перевода.

Домашнее задание:

  1. Подготовить и записать информацию о региональном музее или об одном из культурных объектов вашей малой родины.
  2. Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработать маршрут и записать текст экскурсии для определённого возраста.

Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.


СКАЧАТЬ 10 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ

15 ВАРИАНТОВ к УСТНОЙ части ОГЭ-2018 по русскому языку СКАЧАТЬ

- Учебно-тренировочные варианты
- Подготовка к выполнению заданий - Примеры рассуждений по теме №3 - Карточки собеседника-экзаменатора - Обобщённый план варианта устного собеседования.

Конспект урока по теме «Словари» .
Цели:
Образовательная : Знать: какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь: работать со словарями, использовать справочную ли­тературу, составлять словар­ную статью, составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом.
Развивающая: совершенствовать умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)
Воспитательная: воспитывать любовь к слову посредством изучения словарей.
План урока. I.Организационный момент.
Ребята сдают домашнюю работу. Раздают проверенные тетради.

Ребята, вам в детстве читали стихотворения Маршака? Например, Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь?, Жил человек рассеянный на улице Бассейной. (да, читали) Я хочу вам так же прочитать стихотворение Самуила Яковлевича, вы его послушаете и попытаетесь догадаться, какая же сегодня у нас будет тема урока.
С.Я.. Маршак. “Словарь”.
Усердно с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерц…

>>Мир в зеркале искусства

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры , дворцы и храмы , приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.

Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке , архитектуре , живописи .

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре . А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.



Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?

Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?

Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки