Награду получит кто относился ко всему живому. Бережное отношение, любовь к природе — аргументы ЕГЭ

Мусульманин обязан уважать установки религии и быть милосердным по отношению к творениям Аллаха. Религия Ислам повелевает уважать права людей, то также считаться с правами всевозможных живых созданий.

Насколько человек милосерден к людям, настолько он должен быть милосерден и к животным, птицам. Держать птиц в клетках, не кормить и не поить животных во время, перевозить у них на спинах слишком тяжелую поклажу, бить, ударять по особенно больным местам – каждый из этих поступков будет грехом. Из этого хадиса становится известно, что за очень маленькие добрые дела могут проститься большие грехи.

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Однажды по дороге шел человек, и его мучала жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Неужели нам и за доброе отношение к животным будет награда?» Он сказал: «Награда будет за доброе отношение ко всему живому».

Становится ясно, что Господь может простить человека в нескольких случаях:

1. Если тот покается. Нет грехов, которые бы не исчезли от покаяния, совершенного по всем условиям. Нет человека, не имеющего права на покаяние. Это общее правило. От покаяния не только исчезают грехи, но и само оно может быть зачтено как святое дело.

2. Если тот будет молиться и просить у Аллаха о прощении грехов. В большинстве случаев человек одновременно и раскаивается в совершенных грехах, однако это не обязательно при покаянии. Человек может покаяться и не молиться о прощении грехов и просить о прощении грехов, но не покаяться. Просить прощения грехов, безусловно, нужно. И Аллах может простить.

3. Если тот совершает благочестивый поступок: «Почему же среди поколений, живших до вас, оказалось совсем немного достойных людей, выступавших против нечестия, - из числа тех, которых Мы спасли? А те, которые были нечестивы, предпочли дарованные им (мирские блага) и стали (тем самым) грешниками » (11:116). Нельзя сказать, что любое святое дело ликвидирует любое злодеяние. Шариат не разрешает содеять зло человеку, говорившему: «Мои святые дела ликвидируют мои грехи» . Однако из-за благочестивых дел (если те будут приняты Аллахом) дурные поступки могут быть уничтожены. Даже очень большие грехи могут быть прощены из-за добрых дел. Примером служит рассказанный в хадисе поступок этого человека. Чтобы дело считалось благим, недостаточно внешних признаков - оно должно быть выполнено по совести. Внешним признаком служит прекращение человеком греховных поступков. Не всякое богослужение (намаз) препятствует разврату и греховным поступкам, а только такое, которое принято Аллахом.

4. Если тот прочитает ду’а за мусульман или другие мусульмане почитают ду’а за него. Есть доказательства того, что эти поступки могут служить причиной прощения грехов.

5. Если тот повстречает в жизни невзгоды, утраты, горе. Пророки попадали в большие беды. Среди современников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) тоже было много тех, кто видел серьезные бедствия. Говорят, что госпожа ’Айша (жена Пророка Мухаммада) всю жизнь каялась и плакала из-за своей поездки в Басру. Рассказывают, что ’Али (четвертый праведный халиф) после событий в Сафине погрузился в печаль и говорил: «Чем видеть эти дни, лучше бы перешел в загробный мир!».

Сердце верующего не должно быть куском плоти, который проявляет сострадание к одним созданиям и бездушен в отношении других. Помня о завете проявления хорошего отношения к другим, мы иногда не учитываем, что «другие» - это не только люди, но также и иные творения Аллаха, окружающие нас. Животные, птицы и даже растения. Наряду с уважением к человеческой душе мы также обязаны взращивать в наших сердцах уважение и милосердие к менее разумным существам нашего мира.

Всевышний Аллаха ограничил их в разуме и обязанностях, но каждое из этих созданий наделил духом – жизнью. К сожалению, некоторые не придают этому значения, суживая круг живого до себя и себе подобных. А ведь животные и птицы – такие же создания, просто немного другие, чем мы. И живость наших сердец должна отражаться не только в милосердии к людям, но и в милосердии к нашим меньшим братьям, как мы их иногда называем.

В Сунне приведены убедительные истории, из которых следует, что наказание и вознаграждение за то или иное отношение к животным – не менее серьезно, чем за большие грехи и благодеяния. Например, в одном из достоверных хадисов говорится: «Одна женщина подверглась мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, и за это вошла в адское Пламя. Она не кормила и не поила её во время заточения и не отпускала её, чтобы та могла питаться сама, тем, что даёт земля» (Бухари, Муслим) В другом хадисе передается, что Абдулла ибн Джаъфар рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал справить нужду, то предпочитал скрываться за какой-то возвышенностью или в зарослях пальм, и в этот день он зашел в один из садов, принадлежавших некоему ансару. И к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошёл верблюд, который издавал дрожащий звук, выходящий из глубины горла, а из глаз его текли слёзы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, погладил его по животу и за ушами, затем сказал: «Кто хозяин верблюда?» Тогда пришёл один юноша из ансаров и сказал: «Посланник Аллаха, он мой». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели ты не боишься Аллаха в том, что касается этого животного, над которым Аллах дал тебе власть?! Оно пожаловалось мне, что ты моришь его голодом и перегружаешь».

В другом хадисе говорится о вознаграждении, которое получил один из людей благодаря доброму отношению к собаке: «Как‑то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек подумал: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же наверх,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда - за все живое» (Аль‑Бухари).

Для многих не составляет большой проблемы убить муравья, паука или какое-либо другое насекомое или животное, просто бездушно раздавить, не чувствуя вины или упреков совести. А ведь за каждую из таких смертей придется нести ответственность. Ведь как сказано в хадисе, переданном ан-Насаи: «Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

Более того, мы не только не задумываемся, почему мы так делаем, мы даже не подозреваем, что убивая эту маленькую душу, мы прерываем жизнь создания, которое было верно своему Творцу и поминало его. Об этом сказано в Коране:

«Нет ничего, что не возносило бы Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 44)

«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 49)

«Не видишь ли ты, как перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди?» (сура «аль-Хадж», «Паломничество», аят 18)

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они прославляли Нас вместе с Даудом» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 79)

У животных есть свой язык, чувства, привычки, характеры. Развивать эмпатию (сочувствие) к ним – это такая же обязанность, как и проявление доброты по отношению к людям. Наше «пространство живого», к чему мы относимся с трепетом, заботой и не нарушаем права должно расширяться за счет животных и иных живых творений Аллаха. И это кстати говоря не роскошь, которую могут себе позволить только особо просветленные, а обязанность, которую должен исполнять каждый верующий. И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах предписал делать добро (или делать хорошо) по отношению ко всему сущему» (Муслим).

Пусть Всевышний простит нам вред, который мы по несправедливости причинили Его творениям и дарует нам милосердие, которым впредь мы защитимся от нарушения чьих-либо прав, даже если это растение или насекомое.

Григорьева О.В.

Животные в доме – это всегда проблематично, особенно, если дома еще и маленький ребенок. Но на другой чаше весов не только радость вашего малыша от общения с живой природой, но и бесспорная воспитательная ценность.

И речь тут не только о бережном отношении ко всему живому – у ребенка формируются такие качества, как сострадание, милосердие, доброта и ответственность. Кроме того, малыш очень рано начинает понимать разницу между игрушкой и живым существом, учится правильно гладить, кормить – это позволяет избежать в будущем таких казусов, когда вы с умилением показываете ребенку пушистого котенка, а он радостно выдирает у бедняги клок шерсти.

Если задуматься о будущем вашего малыша, то вы можете быть на сто процентов уверены, что в компании подростков, распинающих на заборе собаку и надувающих через соломинку лягушек, вашего ребенка нет.

Конечно, мало просто завести дома животное и ждать положительных результатов воспитания. Все дальнейшее зависит только от Вас, родителей. И самое главное – это не то, то Вы будете говорить и объяснять, а то, как Вы сами будете относиться к питомцу. Ведь родительский пример – плохой или хороший – всегда значит гораздо больше, чем слова. Итак, от Вас – выбор и поселение питомца в доме, его чистка и кормление, уход за ним с лаской, вниманием и добротой.

Выбор питомца – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Коты и собаки – животные сложные, индивидуальные, и зачастую не очень подходят для содержания в одной квартире с маленьким ребенком.

Для начала, если нет каких-то медицинских противопоказаний, связанных с жестким контролем влажности воздуха, желательно установить в комнате аквариум с рыбками. Чем больше объем – тем меньше потом ухода; хорошо подойдет аквариум на 30-40 л.: зеленые растения, рыбки, свет, продувка воздухом – все это превращает аквариум в своеобразную меняющуюся игрушку для деток до года. В 3-4 месяца крик и недовольство Вашего малыша быстро проходят, стоит только его поднести посмотреть на подводный мир. Аквариум также благотворно влияет на нервную систему, так что и уставшей маме, и беспокойному малышу просто полезно иногда посмотреть на завораживающую игру разноцветных рыбок.

Следует только помнить – когда Ваш малыш начнет ходить, он наверняка заинтересуется оборудованием и крышкой аквариума; поэтому лучше заранее найти безопасное место, чтобы исключить возможные неприятности.

Ребенок подрастает – и его уже не устраивает просто смотреть: все надо потрогать. С полутора лет он уже настолько взрослый, что можно заводить морскую свинку. Выбор этот не случайный: из всех домашних животных это наиболее безопасный и неприхотливый зверек. Во-первых, морская свинка считается наименее способной вызывать аллергию у ребенка; во-вторых, она никогда не укусит и стерпит, если ребенок бессознательно причинит ей боль; в-третьих, она достаточно крупная, чтобы с ней можно было играть и слишком спокойная, чтобы постоянно убегать.

Как же познакомить ребенка с питомцем?

Вначале только показывать ее, держа в руках, рассказывая, кто это и что ЕГО надо гладить, потому что ОН хороший. Ребенок четко улавливает интонацию, с какой родитель обращается к свинке. Желание схватить и поиграть надо ласково, но твердо пресечь – она живая, ей будет больно. Нужно сказать, что свинку надо гладить – показать как. Детей привлекает эта новая «меховая игрушка», они начинают «находить» у нее ушки, глазки, носик, лапки – проводить параллель с собой: показывать, что у них тоже есть и глазки, и носик, и т.д. Главное – чтобы этот процесс проходил под надзором и с коррекцией родителей.

Спустя какое-то время дети уже умеют правильно гладить свинок, а через несколько месяцев уже и правильно переносят свинку с места на место. Многие спокойно оставляют морскую свинку гулять по дивану вместе с малышом – из их опыта это никому вреда не приносит. Были случаи, когда дети показывали родителям, куда убежала морская свинка, свалившись с дивана, если сами не могли занести ее на место; показывали на ранку, которую нанес свинке кот и участвовали в процессе лечения; все дети охотно кормят морских свинок – и все это до двух лет! К слову, в более старшем возрасте морские свинки не так привлекательны – дети от пяти лет уже хотят собак, кошек, даже ручных крыс – они подвижны, с ними проще придумать игру, дрессировать их. Но для несмышленышей лучший друг – морская свинка.

И с точки зрения родителей морские свинки наиболее приемлемы в качестве домашних животных – они требуют минимального ухода, непривередливы в пище (скорее, помощь хозяйкам, потому что приятнее скормить остатки каши свинкам, чем выбрасывать продукт в мусорку, свинкам «выбрасываются» очистки от картошки, капустные кочерыжки и т.д.), а самое главное – от них нет неприятного специфического запаха, как от хомяков и крыс.

Итак, не бойтесь, если рядом с Вашим малышом будет четвероногий друг – при правильном подходе ничего, кроме пользы, это не принесет.

Гармоничная связь между природой и человеком - необходимое условие духовности, необходимое условие продолжения жизни на земле. В минуты разочарования и радости, в минуты печали и счастья человек возвращается к первоистокам. Посреди бескрайнего поля, под палящим солнцем и чистым небом он чувствует единение с природой.

Существует даже такой древний способ лечения - необходимо выйти в лес, обнять дерево и почувствовать, как жизненная энергия вливается в твои жилы, исцеляет и наполняет силой. Очевидно, дети легче воспринимают такие простые истины. Очевидно, когда-то на заре своего существования, в период «детства», человечеству были не чужды гармония и единение с природой. Но что произошло в эпоху коренных преобразований, в эпоху научной и технической революции, эпоху повсеместной урбанизации? Почему дети забыли о своей матери, почему из года в год только разрушают, истребляют то, что создала мудрая природа, - и при этом удивляются, почему на них обрушиваются то изнуряющая жара, то невыносимый мороз, смерчи, ураганы, бури, тайфуны?.. За что мстит природа? О чем плачут лошади?

Такой же вопрос возникает и у героя рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади». Очутившись на лугу, среди буйства природы, в «мире пахучих трав, стрекоз и бабочек», он словно вновь попал в далекое детство. Наибольшую радость вызывали лошади: их можно было покормить, дружелюбно похлопать по спине, подбодрить ласковым словом. Мир лошадей радовал и удивлял, но, как это ни странно, вызывал чувство непонятной вины. Нелегко жилось лошадям: вечно пьяный конюх Миколка почти не заботился о них: лошади «томились, умирали от жажды», их донимали тучи комаров и мошкары.

Любимица Рыжуха (время повлияло даже на лошадиные имена - нынче появились Идеи, Победы, Ударники, Звезды), некрупная, неказистая лошаденка, была вынослива и неприхотлива. Она такая же, как и все, но по странному стечению обстоятельств «сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости». Сегодня Рыжуха, как никогда, была печальна, стояла неподвижно, окаменело, «решительно ничем не отличалась от остальных ко был и коней». Может быть, наивно выспрашивать у лошади о причинах ее печали. Но тут, как в сказке, лошадь заговорила. Она поведала о том, что недавно среди лошадей был спор о лошадиной жизни. Рыжуха познакомилась со старой кобылой, а та, когда совеем становилось невмоготу, подбадривала себя старинными песнями. Из этих песен Рыжуха узнала, что были времена, когда «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Но остальные лошади не верили, что когда-то могли быть такие счастливые времена. Единственный вопрос, который мучил неунывающую Рыжуху, мог опечалить кого угодно: « Вы, сильные и независимые люди, скажите, были ли времена, когда лошадям жилось хорошо? »

Противоречивые чувства овладевают героем, а вопрошающий взгляд Рыжухи для него - настоящая пытка. Что ответить лошади? Действительно, были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра». После работы лошадь встречали благодарными и ласковыми словами, «с любовью распрягали, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Для крестьянина лошадь была настоящим сокровищем - главной опорой и надеждой всей жизни.

Трагическая история произошла с конем Карьком, который был опорой всей семьи героя рассказа еще до войны. По словам конюха-старика, Карько «на лесном фронте богу душу отдал ». Действительно, свой жизненный путь конь закончил в День Победы. Надо было как-то отметить, отпраздновать такой день, вот и пожертвовали самой старой доходягой: «Когда Карько притащился из лесу со своим очередным возом, на него сверху, со штабеля, обрушили тяжеленные бревна...» Даже после смерти животное сослужило добрую службу человеку, только заслужил ли конь за свою многолетнюю непосильную работу такое «вознаграждение» от человека? Герой рассказа молчит, ему нечего ответить. Почему же он не желает развеять лошадиные сомнения, избегает смотреть в глаза Рыжухе?

Ответ прост: герой, так же как и все остальные люди, «совершил что-то непоправимое, страшное... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже... с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до-сих пор. В погоне за своим благополучием, в полной уверенности в своей силе, всемогуществе и безнаказанности человечество идет, сокрушая то бесценное, что создано природой. А вот расплата будет жестокой, если не опомниться, не вернуть той первозданной гармонии во взаимоотношениях человека с природой, иначе никогда, никогда уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

Для чего нужна литература? Какие цели ставят перед собой авторы, создавая свои произведения? Ответ прост и очевиден - писатели стремятся пробудить в душах читателей человеческие чувства, любовь к прекрасному, умение ценить настоящие жизненные ценности. Именно таким целям служит и рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади», в котором с первых строк ощущается трепетная любовь писателя к родной природе, ко всему безмерному миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек».

Повествуя о радужном прошлом лошадей, автор заставляет нас проникнуться глубокой искренней любовью к этим прекрасным животным, наполняющим красотой и жизнью весь окружающий мир. В прежние времена, когда-то очень давно, лошади ценились и почитались почти как священные существа. Люди заботливо ухаживали за ними, холили их, отдавали самый лакомый кусочек, «водили на водопой, скребли, чистили». С ними нелепо разговаривали, их благодарили за труд, восхищались их красотой. И, чувствуя такую любовь и заботу, лошади с удовольствием платили людям той же добротой. Трудности работы не пугали их, наоборот, они с радостью трудились - и это была справедливая благодарность человеку за чуткое отношение.

Но вдруг на смену радостным картинам прошлого приходит горькое сознание печального и несправедливого положения, в котором лошади оказались в настоящее время.

Душные, грязные конюшни, где, невыносимо страдая от жажды и надоедливых насекомых, день за днем томятся бедные животные. Они отработали тяжелую «смену», и люди забыли о них - ни капли спасительной влаги, ни крошки душистого хлеба (что уж говорить о сказочных лакомствах, которыми угощали их раньше!). «С невыли-иялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре» принимают они свою судьбу. Отчаяние и боль, глубокое сострадание к животным звучат в словах автора.

Терпеливые лсивотные согласны сносить голод и жару, безропотно терпеть удары кнута и издевательства - лишь бы только знать, что прекрасные времена, когда их ценили и уважали, не прошли безвозвратно. Лишь бы только верить, что такие времена наступят снова.

В рассказе Ф. А. Абрамова звучит искренняя любовь к природе, сочувствие ко всему живому, к окрулсающему миру. В нем отражено глубокое уважение к труду - пусть даже такому тяжелому, как труд лошадей. Главное, чтобы его замечали и ценили по достоинству.