Познавательные проекты о свойствах воды. Проектная деятельность "Удивительные свойства воды!"
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
“Бережное отношение человека к природе –
признак высокой культуры общества”
А.М. Алпатьев
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Целевая аудитория: дети 5 лет, их родители, педагоги ДОУ, специалисты Федерального агентства водных ресурсов города Мурманска.
Организатор: воспитатель Осокина Елена Геннадьевна.
Актуальность проекта: вода - самое распространённое вещество в природе. Вода занимает три четверти поверхности Земли. Без воды не могут существовать все живые организмы на планете: растения, животные, человек.
Проблема проекта: вода – источник всего живого, который нужно беречь и сохранять.
Цель проекта: формирование у детей начальных форм экологической культуры, расширение представлений о воде и её свойствах. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи проекта:
- Расширять знания дошкольников о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
- Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности детей.
- Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
- Становление эмоционально-нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на Земле.
- Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Формы организации проекта: опыты, беседы, познавательные занятия, наблюдения, дидактические и подвижные игры.
Виды деятельности: игровая, речевая, поисково-исследовательская, продуктивная, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой.
Ожидаемый результат: у детей сформируются начальные представления об объекте неживой природы – воде, как источнике жизни живых организмов. Появятся исследовательские умения.
План подготовки и реализации проекта:
I этап: подготовительный (2 недели).
Деятельность педагогов:
- Постановка познавательной задачи.
- Подобрать и изучить литературу по теме проекта.
- Пополнить уголок экспериментирования оборудованием.
- Разработать и оформить опорные схемы опытов по теме проекта.
- Подобрать цикл экологических бесед по теме проекта.
- Подобрать картотеку загадок, пословиц о воде.
- Подобрать цикл занятий по познавательной, продуктивной деятельности по теме проекта.
- Создать наглядный материал к дидактическим играм.
- Подобрать музыкальный материал по теме проекта.
- Разработать сценарий развлечения о воде.
- Разработать итоговое занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей по теме проекта.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление экологического журнала “Вода – наша помощница”.
- Выпуск экологической листовки “Чудесная сила воды”.
- Оформить консультации для родителей: “Водоёмы Кольского полуострова”, “Как вести себя у воды”.
Сотрудничество со специалистами мурманского агентства водных ресурсов:
- Конкурс рисунков “Где мы встретим воду”.
- Презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
- Природоохранная акция “Каждая капля важна”.
II этап: исследовательский (основной).
Совместная деятельность педагога с детьми:
- Вход в игровую ситуацию: внести персонаж
Капелька.
Задачи : познакомить детей с постоянным персонажем проекта. - Дидактическая игра “Где живут капельки в
детском саду?”
Задачи : стимулировать выдвижение детьми предположений об изучаемом объекте – воде, проверка предположений, побуждать к самостоятельному формулированию выводов. - Дидактическая игра “Разложи по порядку”.
Задачи : усвоить детьми алгоритм мытья рук, используя карточки, воспитывать культурно-гигиенические навыки. - Беседа “Вода, какая она?” (познакомить детей с понятием “вода”).
- Фотовыставка “Всем нужна вода”.
Задачи : формировать у детей эмоциональную заинтересованность к объекту неживой природы – “воде”, обратить внимание на значение воды в жизнедеятельности всех живых организмов. - Неделя проведения опытов и экспериментов
в лаборатории по теме “Вода – Великий
растворитель”. Опыты: “Что растворяется в
воде?”, “Как сделать воду сладкой?”,
“Разноцветная вода”. Игры-эксперименты с водой:
“Что плывёт, а что тонет?”.
Задачи : познакомить детей с основными химическими и физическими свойствами воды. - Сочинение экологической сказки
“Приключения Капельки”.
Задачи : развивать интерес к познанию круговорота воды в природе, учить последовательно составлять сюжет с опорой на личные наблюдения и опыт. - Ознакомление с художественной литературой:
“Солнечная капля”
Э. Шим, “Весенний
разговор” С. Погореловский, “Ручей”, “Весенние
радости” Н. Сладков, загадки, пословицы о воде.
Задачи : закрепить знания детей о весенних изменениях в неживой природе: таяние снега, сосульки, расширять знания о воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Продуктивная деятельность:
- Рисование “Вода, вода – кругом вода!”
Задачи : закреплять нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг, воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение воды. - Рисование иллюстраций к экологической
сказке “Приключения Капельки”
Задачи : отображать сюжет сказки, закреплять умение изображать животных, птиц. - Аппликация “Рыбки плавают в водице”
(коллективная)
Задачи : осваивать технику оригами, развивать цветовое восприятие, ориентироваться на плоскости. - Серия экологических наблюдений в природе
по
теме: “Рождение сосульки”, “Таяние снега”,
“Маленькое море - лужа”.
Задачи : развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой. - Познавательное занятие с элементами
поисково-исследовательской деятельности
“В
гостях у Повелительницы Воды”.
Задачи : обобщить знания детей о назначении воды в жизни, закрепить физические и химические свойства воды, воспитывать бережное отношение к воде. - Природоохранная акция “Каждая капля важна
”
(совместно со специалистами БВУ г. Мурманска).
Задачи : воспитывать бережное отношение к расходованию воды в ДОУ. - Труд в уголке природы: уход за комнатными
растениями.
Задачи : закрепить знание структуры трудового процесса, о потребности растений в воде, воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
III этап: заключительный.
- Выставка рисунков “Вода вокруг нас”.
- Развлечение “Волшебница Вода” (к всемирному дню воды 22 марта).
- Презентация экологического журнала “Вода – наша помощница”.
- Презентация водного кодекса для детей (специалисты мурманского БВУ).
Результаты реализации проекта “Вода – источник жизни”:
Для детей:
- Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
- Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
- Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
- Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
- Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
- Развитие у детей инициативы, самостоятельности.
Для педагогов:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
- Повышение профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по эколого-познавательной деятельности.
- Стимулирование личностного и творческого саморазвития.
Для родителей:
- Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.
Пропагандистская работа:
- Организована фотовыставка “Всем нужна вода”.
- Выставка художественной литературы “Мир воды”.
- Выпущена экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
- Выпущен экологический журнал “Вода – наша помощница”.
- Выпущена две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день окружающей среды” (рубрика вода).
- Проведена природоохранная акция “Каждая капля важна”.
- Организована презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
Актуальность проекта
В рамках действующего стандарта 2009 г. одно из важнейших требований организации педагогической деятельности – применение деятельностного подхода в обучении. Следовательно, необходимо использовать активные методы и формы работы учащихся на уроке. На наш взгляд самым продуктивным методом является поисковая, экспериментальная, исследовательская деятельность. Она дает возможность учащимся наглядно увидеть результат деятельности и самостоятельно сделать выводы. А с педагогической точки зрения является эффективным средством формирования ряда важных УУД.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Руководитель проекта: Быкова Л.С.
Учебные дисциплины: окружающий мир.
Направление: эколого – биологическое.
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный, групповой.
Состав группы: Коваленко Семён, Расулов Тимур, Ялома Даниэль (1 класс)
Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, нам хотелось:
больше узнать о свойстве воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т.д.;
Цель нашего исследования: доказать, что вода имеет различные свойства.
Задачи исследования:
найти информацию в различных источниках,
провести опыты, наблюдения,
сделать выводы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Гипотеза исследования: вода – не только важное для жизни вещество, но и предмет для наблюдения и исследования.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.
Оборудование: колбы, мензурки, вода, соль, сахар, молоко, песок.
Ожидаемый результат
Получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности; заинтересовать родителей для последующего экспериментирования в домашних условиях.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Основной этап
Итоговый
1. Подготовительный этап
Цель: Определить направления работы по реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой.
Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта
Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности
Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте
Формы работы
Изучение методической литературы по теме проекта
Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о воде? »
Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой.
Обогащение предметно – развивающей среды.
2. Основной этап
Цель: Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании
уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах
(прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса)
Расширять представления детей о воде. Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества.
Совершенствовать знания детей о воде.
Сформировать понятие значения воды для роста и развития растения
Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.
Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения.
Формы работы
Беседа «Где находится вода и кому она нужна? »
Опыт «Свойства воды»
3. Заключительный этап
Цель: Выявить знания детей о воде, уровень интереса детей к экспериментальной деятельности
Презентация проектной деятельности: защита на «Фестивале проектов».
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края
Исследовательский проект:
Подготовили:
Брязкуха Юлия Леонидовна
Учащиеся 2 класса и 4 класса
МКОУ НШ ДС с. Иня
2015 год.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img1.jpg)
- Закрепить знания о свойствах воды и разных состояниях воды в природе.
- Сформировать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Развивать наблюдательность
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img2.jpg)
Вопросы, возникшие в ходе исследования
- Где содержится вода на Земле? Надо ли беречь воду?
- Какими свойствами обладает вода?
- Состояния воды.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img3.jpg)
Запасы воды на Земле.
- – Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
- Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.
- Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img4.jpg)
Запасы воды на Земле.
Суша ¼ поверхности. Вода ¾ поверхности
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img5.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img6.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img7.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img8.jpg)
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img9.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img10.jpg)
Свойства воды
- жидкая
- прозрачная
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img11.jpg)
Свойства воды
- Растворяет
- Замерзает
- Испаряется
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img12.jpg)
Состояния
Газообразное
(испарение,
(Лёд, снег)
подземные воды,
дождь, роса)
узоры на стекле)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img13.jpg)
Вода бывает в трех состояниях: 1. Твердое (лёд, снег).
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img16.jpg)
Куда исчезают лужи? Почему идет дождь?
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img17.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img18.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img19.jpg)
Проведем опыт : В солнечный день мы приготовили 2 стакана и тарелку. Оба стакана перевернули вверх дном и поставили рядом: один - на тарелку, другой – прямо на землю. Оставили на 2 часа.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img20.jpg)
- Пронаблюдали: Стакан, стоящий на земле, запотел внутри, и по его стенкам стекали капли воды. Стакан же, стоящий на тарелке, остался сухой.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img21.jpg)
Вывод: Вода при нагревании испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img22.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img23.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img24.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img25.jpg)
Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком твёрдом и газообразном . Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/html/2017/03/07/s_58be083cbf1ba/img26.jpg)
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс.Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, онспособствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Структура проекта |
||
Тема проекта | Неизведанное рядом | |
Название проекта | Вода, вода, кругом вода | |
Тип проекта | Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой | |
Цель | Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. | |
Задачи | Образовательные области | |
Физическая культура | Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”. | |
Здоровье | Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. | |
Безопасность | Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. | |
Социализация | Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. | |
Труд | Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. | |
Познание | Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. | |
Коммуникация | Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). | |
Чтение художественной литературы | Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”. | |
Художественное творчество | Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”. | |
Музыка | Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море. | |
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры. | |
Сроки выполнения | 05.11.2013 г. – 27.11.2013 г. | |
План подготовки и реализации проекта | ||
Деятельность педагогов |
Создать информационный материал:
|
|
Деятельность детей | Рассматривание иллюстраций,
мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в
природе”. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”. Интерактивные игры. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”. Выполнение детских творческих работ по теме проекта. Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. |
|
Деятельность родителей | Знакомство с содержанием
стендовой информации. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования. Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта. |
|
Практический результат | Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности. | |
Материал, оборудование | Дидактический:
иллюстрации,
аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу,
интерактивные игры, презентации Power Point,
индивидуальные наборы материалов и инструментов
для изодеятельности детей. Экспериментальный. Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом. |
|
Форма презентации проекта | Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”. | |
Планируемый результат реализации проекта | Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. |
Перспективный план работы с детьми
Дата | Содержание |
I неделя
05 – 08.11.2013 г. |
Беседа №1 “Вода вокруг нас”. Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение). Беседа №3 “путешествие капельки”. Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением. Опыт №1 “Вода прозрачная”. Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”. Опыт №3 “Вода жидкая”. Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”. Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”. Загадки о роднике, ручейке, озере. Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”. Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва). |
II неделя
11 – 15.11.2013 г |
Беседа №4 “Вода нужна всем”. Беседа №5 “Волшебница вода”. Беседа №6 “Берегите воду”. Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом. Опыт №4 “Вода не имеет формы”. Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”. Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”. Просмотр слайд-шоу “Водопады”. Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”. Загадки о болоте, реке, водоёме. Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”. Интерактивная физминутка “Весёлое болото”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”. Лепка “Озеро с камышами”. Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова). Заклички, пословицы, поговорки. |
III неделя
18 – 22.11.2013 г. |
Беседа №7 “Дождь”. Беседа №8 “Туман”. Беседа №9 “Град и снег”. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками. Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”. Опыт №8 “Пар – это тоже вода”. Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”. Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”. Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”. Рисование “Природные водоёмы: море, океан”. Загадки о море, океане. Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”. Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова). Заклички, пословицы, поговорки. |
IV неделя
25 – 29.11.2013 г. |
Беседа №10 “Роса”. Беседа №11 “Водоёмы”. Беседа №12 “Водный транспорт”. Наблюдение №7 – за облаками. Наблюдение №8 – за осенним дождём. Опыт №10 “Лёд – легче воды”. Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”. Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”. Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”. Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане. Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”. Аппликация “Рыбки в аквариуме”. Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова) Заклички, пословицы, поговорки. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды” (в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”). |
Литература
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
- И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
- Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
- Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
Чигурова Ирина Александровна
Тема
« Вода и ее свойства»
Краткая аннотация проекта
Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная работа и практическая работа учащихся помогут лучше усвоить данный материал.
Предмет
Окружающий мир
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос: Зачем человек должен беречь то, чего и так на Земле очень много?
Проблемные вопросы: Что является основой жизни на Земле?
Учебные вопросы: Что такое вода? Каковы ее свойства?
План проведения проекта
На предварительном этапе Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей. В начале проекта Формирующее оценивание и планирование: беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах. В процессе развития проекта Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Организация и проведение необходимых исследований. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях). Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания презентации и публикации» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия. Далее проходит создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание и корректировка продуктов с помощью рубрик. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и учениками. На заключительном этапе Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке. Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей. Рефлексия.