Что создал гефест для бога гелиоса. Гефест -греческий бог огня и покровитель кузнецов: мифы, картинки, фото, почему Гефеста называют хромым богом? Свержение бога Гефеста с Олимпа

, бог огня, бог-кузнец , с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса , вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис , веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов , смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой , богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

Бог ремесел Гефест

Гефест и его хромота. Гефест, сын Зевса и Геры, родился на светлом Олимпе. Некрасив был ребенок: с тонкими кривыми ногами, хилым тельцем и непомерно большой головой. В гнев пришла Гера оттого, что так некрасив ее ребенок, и сбросила его с Олимпа вниз. Упал Гефест на землю и сломал себе ногу. Так, вдобавок к природной неказистости, он получил еще и хромоту. На земле его приютили Эвринома, дочь седого старца Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея.

В лазурном гроте на дне Океана воспитали они Гефеста, и стал он искусным мастером. Множество красивейших сосудов, гребней, брошей из золота и серебра изготовил он для своих спасительниц. Даже олимпийские боги, прослышав о его мастерстве, обращались к нему с просьбами, и всем Гефест помогал, выполнял все заказы.

Золотой трон Геры. Одной только Гере он никогда ничего не делал. Но вот однажды богам показалось, что Гефест сменил гнев на милость, — он прислал Гере прекрасный золотой трон. Обрадованная богиня немедленно уселась на него — и тут откуда-то появились оковы, которые намертво приковали ее к трону. Все усилия остальных богов были напрасны, и освободить Геру никак не удавалось.

Тогда обратились они к Гефесту. Но тот принял богов с гордым видом и ответил на их просьбы безоговорочным отказом — мать обошлась с ним в детстве так, что теперь у него нет ни малейшего желания оказывать ей помощь. Приуныли великие олимпийцы, не зная, что теперь им делать, и тут Дионис предложил: «А давайте-ка теперь я попробую его уговорить!» Взяв с собой несколько бурдюков вина, он отправился к Гефесту и предложил ему выпить за знакомство. Тот согласился. За первой чашей последовала вторая, за ней третья, четвертая… когда Гефест был уже совсем пьяным и из-за этого более сговорчивым, Дионис рассказал ему, как страдает прикованная к трону Гера.

Гефест выезжает на Олимп. К этому времени Гефест подобрел и насытился своей местью, поэтому он согласился отправиться на Олимп и освободить мать. Но одно дело согласиться, и совсем другое — добраться до Олимпа. Гефест был уже так пьян, что не мог не только идти, но и стоять на ногах. Тогда Дионис кликнул свою свиту и приказал усадить его на осла. И вот Гефеста посадили верхом, на голову ему надели венок из виноградных листьев, а чтобы он не свалился, сатиры стали поддерживать его с боков. Так, в шумном дионисийском фиасе, горланя пьяные песни, на Олимп въехал новый член семьи богов-олимпийцев. Выпитое вино не лишило Гефеста его навыков, поэтому он легко освободил Геру и совершенно с ней примирился.


Главная кузница Гефеста. Больше того, он не просто примирился, но и однажды сильно пострадал за мать. Произошло это в то время, когда Зевс жестоко наказал Геру, и никто из богов не осмелился ему перечить. Один только Гефест попытался вступиться за мать, и тогда Отец бессмертных и смертных сбросил его с Олимпа второй раз. Гефест упал на остров Лемнос и сломал себе вторую ногу; поэтому его иногда называли «Хромец обеногий». Так как жители Лемноса отнеслись к нему хорошо, остров ему полюбился. Здесь в его честь был назван город Гефестий, и здесь же, под огнедышащей горой, находилась его главная кузница, в которой он работал вместе с помогавшими ему циклопами.

Гефест приносит богам хорошее настроение. На Олимпе Гефест построил величественные дворцы всем богам и самому себе, причем в своем он устроил еще одну кузницу. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, он работает в ней все свое свободное время. Чудесные вещи изготовляются в его мастерской: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки. Окончив работу и омывшись, идет Гефест, чуть прихрамывая, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветлив и добродушен Гефест, и часто удается ему прекратить ссору между родителями. Когда начинает он ковылять вокруг стола, разливая нектар в золотые кубки, не могут без смеха видеть этого боги. Веселье начинается на пиру, забываются все обиды и недоразумения.

Афродита - жена Гефеста. Женой самого некрасивого из богов была красивейшая богиня - Афродита. Обладавший покладистым характером Гефест очень любил свою жену и не придавал значения тому, что она далеко не всегда хранила ему верность. Сам он больше времени проводил в своих кузницах, чем с женой. Конечно, хромота мешала ему работать, но он соорудил себе из золота служанок, которые могли двигаться и исполнять все его приказы. [Гефест был неразлучен со своим ремеслом, поэтому его всегда изображали в виде кузнеца — в остроконечной кожаной шапке, с молотом и клещами в руках. Однако его считали своим богом не только кузнецы, но и все ремесленники.]

Гефест и людские дела. Гефест настолько был занят и увлечен своим делом, что в земные дела совершенно не вмешивается. Ему случалось изготовлять для людей разные вещи (например, для царя Колхиды Ээта он изготовил медных быков, для Ахиллеса - его оружие и доспехи, для Геракла - золотой панцирь, поножи и шлем), но в общем их войны его не интересуют, и даже в Троянскую войну он вмешался только один раз, когда своим огнем укротил разбушевавшуюся реку Скамандр, грозившую утопить Ахиллеса.


Бог войны Арес

Рождение Ареса. Насколько Гефест чужд войнам, настолько же их любит его брат — буйный Арес, бог войны. Говорят, что он появился на свет необычным образом. Когда разгневалась Гера на Зевса за то, что он породил Афину сам, без ее участия, она отправилась к дальним берегам Океана, где дотронулась до себя волшебным цветком, который был способен справиться с любым бесплодием. От этого прикосновения и появился на свет Арес, который унаследовал строптивый характер своей матери.

Арес на поле битвы. Только жестокие битвы могут порадовать этого бога. Любо ему, когда один за другим падают на землю сраженные герои. В сверкающем вооружении неистово носится Арес среди сражающихся, а следом — два его сына, Фобос и Деймос — «Страх» и «Ужас», богиня раздора — Эрида, кровожадная Энио, внушающая смятение сражающимся воинам. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес. Без разбора рубит он налево и направо, громоздит вокруг себя груды израненных тел. Торжествующий крик издает он, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Никто не может сладить со свирепым и грозным Аресом, но если уж очень разойдется он в сражении, если слишком много героев лишатся из-за него жизни, разрешает Зевс выступить против него Палладе Афине, и тогда оказывается грозный бог войны покоренным. Мудростью и спокойной силой побеждает его Афина и заставляет покинуть поле сражения.

Арес, Афродита и Гефест. Внешне Арес очень привлекателен: он силен, атлетически сложен, высок ростом. Поэтому и не устояла перед его красотой Афродита: она стала тайно встречаться с Аресом, опозорив этим своего мужа, Гефеста, перед всеми богами. Благодушный мастер очень долго ни о чем не подозревал, но однажды светлый Гелиос, который видит и знает все, рассказал ему об измене жены. Гефест задумал отомстить. И вот однажды, когда он, как всегда, отправился в свою кузницу, Арес явился на свидание к Афродите. Однако на этот раз все окончилась для них неудачей и позором: они были опутаны тонкой золотой сетью, в которой барахтались подобно рыбам, попавшим в невод, а все боги, приглашенные Гефестом, смеялись над ними. Когда им, наконец, удалось выпутаться, они бежали и еще долго не осмеливались появляться на Олимпе, опасаясь насмешек. Но потом Гефест простил свою жену, и все пошло по-прежнему.


Арес. Римская
копия с греческого
оригинала

Арес в плену. Несмотря на то, что у Ареса такая внешность, он довольно труслив и не переносит боли. Когда в боях под Троей герой Диомед при помощи Афины ранил его копьем, крик Ареса был так же силен, как крик десяти тысяч человек. А однажды он даже побывал в плену. Случилось это так. Жили некогда братья Алоады, От и Эфиальт, сыновья Посейдона. Они были так сильны, что грозили, взгромоздив друг на друга Пелион и Оссу, соседние с Олимпом горы, низвергнуть богов с неба на землю. Вот они-то и захватили Ареса. Могучий бог войны был посажен в огромную медную бочку и закрыт в ней. Только после гибели силачей боги смогли освободить Ареса из заточения.

Дети Ареса. Такие же буйные и жестокие, как Арес, были его дети, рожденные от смертных женщин: царь Фракии Диомед кормил своих кобылиц мясом забредших в его владения путников, царь Элиды Ойномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, царь одного из греческих племен Флегий поджог храм Аполлона в Дельфах. К счастью для людей, с большинством из них покончили герои, очищавшие землю от чудовищ и злодеев.

Арес в глазах греков.

Вполне естественно, что Арес не нравился никому — ни богам (за исключением Афродиты, Фобоса и других его спутников), ни людям. Даже сам Зевс говорил, что Арес более всего ненавистен ему из всех бессмертных. Поэтому храмов Ареса было мало, изображений его до нас дошло тоже немного. Да и как было относиться с любовью к богу, сами прозвища которого говорили о его характере — «Кровавый», «Губитель людей», «Разрушитель городов», «Неистовый», «Яростный», «Беснующийся»! Грозными были и символы Ареса — копье, шлем, зажженный факел; кони его носили имена «Блеск», «Пламя», «Шум», «Ужас», и повсюду колесницу Ареса сопровождали на земле стаи собак, а в небе — стаи коршунов.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Живет на Олимпе бог огня и кузнечного дела могучий Гефест. Это он построил все роскошные дворцы, которые есть на Олимпе; все украшения, которые носят прекрасные богини, сделал он своими руками. Никто в мире не может сравниться с ним в мастерстве. Все бессмертные боги уважают добродушного и приветливого Гефеста. Теперь даже его родители, Зевс и Гера, прислушиваются к тому, что он скажет, и часто поступают так, как он им посоветует. Это теперь так. Но раньше было все по-другому. Много невзгод пришлось испытать маленькому Гефесту, едва он только появился на свет.

Родился он у Геры слабеньким и хромым. Тогда-то и начались все его беды и несчастья. Сразу невзлюбила великая богиня своего маленького сына, как только увидела, какой он хилый и некрасивый. Схватила она его за ногу и сбросила вниз с высокого Олимпа.
Долго летал по воздуху несчастный хромоножка, пока не упал наконец в море. Здесь и нашли его морские богини Эвринома и Фетида, которые плавали неподалеку отсюда и резвились, играя с волнами. Сжалились они над маленьким Гефестом и унесли его с собой на дно седого Океана. Здесь в лазурном гроте он и остался жить. Морские черепахи приходили к нему в гости, он садился на их широкие спины, и они катали его по песчаному дну; рыбки окружали его веселыми стайками, и все вместе наперегонки они плавали и играли среди водорослей. Мудрый старец Нерей рассказывал ему сказки, и маленький Гефест часто засыпал на его широкой груди.
Так проходили день за днем, год за годом. Вырос Гефест и стал настоящим могучим богом. Правда, он так и оставался хромым и некрасивым. Ну и что ж с того! Зато ни у кого больше не было таких широких и могучих плеч, таких сильных рук. Да и в ловкости не уступал он другим бессмертным богам. И еще тем отличался Гефест, что умел он, как никто другой, ковать из золота и серебра прекрасные вещи и украшения. Устроил он себе в своем лазурном гроте прекрасную кузницу и проводил там за работой все время. Больше всего на свете любил он своих милых воспитательниц, Фетиду и Эвриному. Каких только дивных украшений из серебра и золота не делал он для них в своей кузнице! С какой любовью он придумывал все новые и новые узоры!
Слава пошла по всему миру о великом мастере Гефесте. Узнали о нем бессмертные боги и теперь только у Гефеста заказывали себе боевые доспехи. Работал трудолюбивый Гефест не покладая рук и все ждал, что в один прекрасный миг придет сюда его мать, великая богиня Гера, и озарит его темную кузницу своим волшебным сиянием. Мечтал он и о том, как попросит Гера у него прощения за свой злой поступок и что он обязательно простит и сделает ей такие замечательные украшения, каких еще никогда ни у кого не было. Все прекрасные богини наперебой просили мастера сделать для них чудесные золотые украшения. Одна только Гера не обращалась к нему и ни о чем не просила. Тогда Гефест решил отомстить ей за ту обиду, которую она нанесла ему в детстве.
Выковал он золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. Обрадовалась Гера, когда увидела, какой чудесный подарок прислал ей Гефест.
– Вы все теперь видите, как любит и почитает меня мой сын, – самоуверенно заявила она всем богам, которые собрались во дворце Зевса, чтобы полюбоваться великолепным креслом. – Никто не вправе осуждать меня, как бы я ни поступила и что бы я ни делала.
Она величественно опустилась в подаренное кресло и… Какой ужас!.. Тысячи золотых нитей обвили ее со всех сторон и накрепко приковали к креслу. Как ни силилась подняться великая богиня, ничего у нее не получалось. Все боги собрались вокруг прикованной Геры, все пытались ей помочь, но и они были бессильны. Ничего не оставалось делать, как только звать самого Гефеста.
Послали за ним Гермеса, самого быстроногого бога, посланца Зевса. Как стрела помчался он на край света, где на дне океана в своей подводной кузнице работал Гефест.
– Бросай быстрей свою работу, Гефест, тебя ждут на Олимпе. Величайшая из всех богинь Гера зовет тебя, – закричал Гермес с порога кузницы. Но Гефест наотрез отказался идти с Гермесом.
– Ноги моей не будет на Олимпе, – решительно сказал он посланцу Зевса и опять склонился над пылающим горном.
Не мог Гермес возвращаться на Олимп без Гефеста, и стал он его уговаривать помочь великой богине. Он и упрашивал его, и угрожал разными карами, если кузнец ослушается повеления богов, но Гефест был неумолим.
Ждали, ждали боги, когда Гермес доставит на Олимп кузнеца и не дождались. Взбешенная Гера оставалась скованной в своей золотой ловушке. Теперь она и пошевелиться уже не могла. Посовещались боги, и решили они на этот раз послать за несговорчивым Гефестом веселого Диониса.
В один миг слетел Дионис с высокого Олимпа и оказался в кузнице у Гефеста.
– Отдохни, Гефест, от своей многотрудной работы. Отвлекись на минуту, посмотри, какое ароматное вино я тебе принес, – весело воскликнул Дионис, протягивая Гефесту серебряный кубок.
Выпил уставший кузнец божественный напиток, а Дионис ему уже другой кубок протягивает. Совсем захмелел Гефест, теперь он готов был идти куда угодно. Посадили его Гермес с Дионисом на осла, и отправились они в путь в сопровождении веселых менад и сатиров. Так верхом на осле, весь черный от копоти, и прибыл Гефест на Олимп. Только увидел он свою мать, золотоволосую прекрасную богиню, сразу и гнев его улетучился, и обиду он свою забыл.
Освободил кузнец великую Геру от золотых пут, и они сразу же помирились. Остался Гефест жить на Олимпе и первым делом построил себе огромную кузницу, чтобы и здесь заниматься своим любимым делом.

Чтобы выделить из него, пожалуй, самого выдающегося персонажа. Бог Гефест, действительно, сильно отличается от иных представителей пантеона. Среди безупречно красивых, божественно совершенных олимпийцев нарочито уродливый кузнец стоит особняком. Впрочем, сила его в творческом начале. Умение созидать, а не внешняя оболочка, сделали из него достойнейшего из богов.

Гефест: рождение

Гефест был рожден Герой. А вот насчет отцовства Зевса мнения расходятся. По одним мифам, Гера произвела на свет отпрыска без участия своего мужа. Тем самым она отомстила последнему за рождение Афины, которая, как известно, появилась на свет из головы Громовержца. Но более популярна версия о том, что Гефест - сын Геры и Зевса.

Вот только с рождения малыш не отличался силой. Он был страшненьким и слабеньким. Гера устыдилась такого сына и избавилась от него, сбросив с Олимпа в море. Но не суждено было тому погибнуть, так как нашедшие его океаниды Фетид и Эвринома прониклись жалостью к несчастному младенцу. Они укрыли его в глубоком гроте и целых девять лет ухаживали за ним. Впрочем, будущий не остался в долгу. Он сотворил для своих приемных родителей множество чудесных украшений.

Возвращение на Олимп состоялось после примирения Гефеста с Герой. Сам Дионис сопровождал его обратно.

Второе падение, после которого божественный кузнец стал хромым, случилось уже по воле Зевса. Разъяренный властитель Олимпа сверг его с неба за то, что во время ссоры тот имел смелость вступиться за Геру. Считается, что это падение было очень долгим. Бог Гефест летел целый день, пока не упал на острове Лемнос уже на закате.

Стихия огня

Стихия огня всегда вызывала уважение, смешанное со страхом. Огонь волен созидать, а волен и беспощадно уничтожать. Пламя, вырывающееся из кратеров вулканов, сметает все на своем пути. Но то же пламя способно плавить металлы, придавая им форму оружия или утвари. Очень часто огонь воспринимается людьми как некое очищение. Стихия, которая может убить или возродить.

Бог огня Гефест символизирует в полной мере сложную природу пламени. Он сам не раз проходил через полное падение к новому возвышению. Его хромота и уродство есть следствие принадлежности к столь неукротимой стихии. Вулкан (а именно так называли Гефеста римляне) часто вызывает страх, он не кажется прекрасным. Но яркое пламя, горящее внутри него, - это огонь, полыхающий в горнах. Это выкованные доспехи, мечи, орудия труда, сосуды.

Место в пантеоне

Теперь уже становится понятным, почему греки, несмотря на их преклонение перед физическим совершенством, почитали кузнеца с Олимпа.

Именно Гефест, греческий бог огня, научил людей мастерству. Он считается покровителем ремесел. Ему человечество обязано знаниями по укрощению металла. В некотором роде он близок Афине. Как и богиня искусства, Гефест осеняет своей милостью художников, работающих с огнем. Те же ювелиры, создавая свои изящные изделия, используют стихию огня для плавки серебра либо золота. Да и кузнецы порой выковывают истинные шедевры. Из-под их молота выходят на свет хитроумные сплетения стеблей, бутонов и цветов. Не зря в жены столь необычному богу досталась Венера. рядом с грубым и уродливым мужем, чьи руки создавали удивительные вещи, подчеркивала мысль, что в подобном союзе рождается истинная гармония.

Бог-кузнец

Бог Гефест относится к тем редким богам, что не чурались труда и изобретательства. Даже всесильные жители Олимпа порой прибегали не к хитрости или божественному могуществу, а шли к хромому кузнецу за его чудесными «поделками». Гефест не отказывал в просьбе никому. Его руками созданы были скипетр и эгида Зевса, щит Геракла, вооружение Ахилла. На Олимпе возвышался дворец из бронзы, в котором была оборудована большая кузница. В ней-то и творил свою затейливую утварь Гефест.

Атрибуты бога-творца

У каждого олимпийца есть свой личный атрибут. Это своего рода олицетворение его сил и личностных качеств. Символ бога Гефеста - это наковальня и инструменты кузнеца. Именно они передают саму сущность божества.

Вообще, в искусстве принято изображать Гефеста очень сильным мужчиной с мощным торсом и руками молотобойца. При этом на голове у него часто красуется яйцевидный колпак, такой в Греции носили ремесленники. А ещё на Гефесте всегда надета короткая туника. Она характерна для рабочих, которые к тому же для удобства оставляли обнаженным правое плечо.

Ритуалы и поклонение

Как уже говорилось выше, греки с большим почтением относились к Гефесту. Особенно его культ был силен на Сицилии и в Кампании. Объясняется сей факт просто. Расположенные там Этна и Везувий всегда повергали местных жителей в трепет. Казалось, внутри этих гор постоянно бушует пламя. И никто, кроме Гефеста, неспособен вовремя его укротить. А ещё было поверье, что именно внутри этих вулканов располагаются знаменитые кузни бога.

Но и в Афинах отдавали дань уважения Гефесту. В его честь устраивались по большим праздникам ритуальные состязания с факелами. В подобных забегах участвовали юноши. Каждому их них в руки давали по зажженному факелу. А затем звучал сигнал к началу состязания. Все участники устремлялись к заранее обговоренной цели. Победителем объявлялся тот, кто достигнет финиша с непогасшим огнем. Именно ему и доставался приз.

В Риме культ огненного кузнеца не угас. Его храм располагался на неподалеку от цирка Фламиния. В честь хромого Вулкана устраивались даже специальные праздники, которые так и назывались - Вулканалии.

Художественное наследие

Бог Гефест знаком нам не только по дошедшим до нас греческим фрескам, росписям на вазах, скульптурам. Его мощная фигура легко узнается в более поздних римских изображениях.

Потом наступил небольшой период забвения. Казалось, греческие боги навсегда покинули умы людей. Они забыты и уже не вернутся. Однако эпоха Возрождения подарила нам новый взлет олимпийцев. Зевс, Ахилл, Венера, Арес - забытые было небожители, вновь воссияли во всей своей красе. Не обошли своим вниманием художники и божественного кузнеца. Вновь воспылал огонь в горне, снова сильные руки подняли молот.

Сюжет обыгрывается и современными художниками. Конечно, их произведения уже очень далеки от канона. Но зато они прекрасно передают саму суть огненного божества.

Творческий импульс

Вы можете задать вопрос: "А зачем нам знания о каком-то древнем божестве?" На самом деле, божество это на своем примером доказывает необходимость творческой активности и несгибаемости даже в условиях, когда все против вас. Несмотря на физические недостатки, Гефест смог стать одним из олимпийцев. Невзирая на болезненные падения, он вновь занимал свое место среди совершенных небожителей. Его тяга к творчеству вызывала и у божественных, и у человеческих созданий заслуженное уважение.

Часто приходится слышать сетования о том, что те или иные надуманные препятствия мешают самовыражению. Неудачи повергают в уныние, собственное несовершенство кажется непреодолимым. А приобретенное увечье ставит крест на дальнейшей жизни.

Но на примере Гефеста можно наблюдать, как неукротимый внутренний огонь и сила способны поднять из любой бездны. Для творческого начала неважно, насколько идеальными вы будете. Важно лишь ваше стремление к созиданию.