Ибн касир биография. Ибн-касир - биография и труды ученого-правоведа

Ибн Касир родился в 1301 (701 г. х.) году в селе Мадждал (Сирия). Его полное имя Абу аль-Фида, Имад ад-Дин, Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави ад-Димашки аш-Шафии . Среда, в которой рос будущий богослов, сыграла огромную роль в его становлении как учёного.

Отец Ибн Касира был начитанным человеком и проводил пятничную хутбу в своей деревне, а брат Абдульваххаб был известным алимом. После кончины отца именно он позаботился об Ибн Касире и обучал его наукам ислама.

Ибн Касир в Дамаске

В 1306 году Ибн Касир пятилетним мальчишкой переехал со своим братом в научный центр того периода, сирийский Дамаск. Целью переезда было изучение наук. И этой цели Ибн Касир добился. К десяти годам он выучил Коран наизусть, а в дальнейшем получил прекрасные знания в области тафсира (толкование Корана), хадиса, фикха, истории, арабской грамматики и других наук.

Высказывания учёных об Ибн Касире

В своей книге «Ад-Дурар Аль-Камина » Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области хадисоведения по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в то время, и люди получали пользу от них после его смерти ».

Известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи »: «Имам, великий учёный Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний. Он был превосходным учёным в областях фикха, тафсира и хадисоведения.

Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал хадисы и писал. У него были огромные знания в области хадисоведения, тафсира, фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, а также как учёный истории, хадисов и тафсира ».

Труды Ибн Касира

Ибн Касиру принадлежит толкование Корана, написанное на основе преданий Сунны и высказываний сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Богослов считал, что сам Коран является лучшим толкователем. Он говорил:

«Самый лучший толкователь Корана – это сам Коран. Новый аят объясняет предыдущий, то есть в одном месте излагается кратко, а во втором – разъясняется подробнее. Если что-то трудно поддается объяснению, нужно обратиться к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она может комментировать Коран и пояснить его.

Если в Коране и Сунне нет разъяснения, обратитесь к словам сподвижников, они знают намного больше. Сподвижники Пророка были свидетелями событий, по поводу которых ниспослали те или иные аяты. У этих людей полное и правильное понимание религии ».

Метод толкования аятов Корана Ибн Касиром

1. Толкование аята простыми словами, поясняющими общий смысл аята.

2. Толкование аята другим аятом, если таковой имеется, так, чтобы стал ясен смысл и понималась его цель. Ибн Касир даже приводит несколько аятов для пояснения одного.

3. Приведение хадисов, в большинстве своём с цепочками передатчиков, а реже – без.

4. Толкование Корана словами асхабов.

5. Толкование словами табиинов (современники асхабов), табиу-табиинов (современники табиинов) или тех из праведных алимов, кто последовал за ними.

Деятельность Ибн Касира в разных областях науки

Помимо знаменитого на весь мир тафсира, перу Ибн Касира принадлежат немало фундаментальных работ, среди которых самая известная – это «Альбидая ва ан-нихая » (Начало и конец ). Труд был издан в 14 томах и являлся дополнением к трудам Ал-Барзали. Состоит «Начало и конец» из трёх частей.

В первой части книги речь идёт о сотворении трона, земли, небес, джиннов, ангелов, Адама и других пророков до последнего пророчества.

Вторая часть начинается с описания жизнедеятельности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и охватывает период праведных халифов и последующих эпох омейядов и аббасидов.

Третьим, заключительным разделом идет статья о смутах и начале Судного дня, его событиях, Аде, Рае и воскрешении.

Из огромного числа предшественников, на чьи труды опирался Ибн Касир, стоит выделить работы Ибн Асира, Ал-Масуди и Ат-Табари . Ибн Касиру удалось написать хронологию событий, начиная с наиболее важных моментов, после чего он переходил к биографии деятелей тех времен и часто цитировал аяты Корана, которые связаны с приведёнными фактами в его трудах. Работы учёного десятки раз переиздавались.

Не менее важным историческим трудом Ибн Касира было сочинение «Старание на пути джихада ». В нём описана борьба мусульман и крестоносцев в 8 веке хиджры. Он был свидетелем этих событий. Данная работа также переиздавалась несколько раз.

Перу Ибн Касира принадлежит много работ по хадисоведению. Многие книги были утеряны и не дошли до нашего времени.

Ибн Касир прожил более 70 лет . Под конец жизни из-за частых ночных занятий он потерял зрение. Это было время, когда он составлял книгу «Джами‘ аль асанид ». Скончался богослов 1373 году в Дамаске, где и был похоронен на суфийском кладбище.

Махач Гитиновасов

Ибн Касир – арабский учёный-правовед, известный как толкователь и знаток Корана и хадисов.

Он преподавал в крупнейших медресе Сирии – Аль-Ашрафия и Ан-Наджибия.

Как религиозный мыслитель он был учеником и последователем таких деятелей, как Ибн Таймийя и Аз-Захаби.

Благодаря этому Ибн Касир стал сторонником тщательного изучения Корана, священных преданий и высказываний сподвижников Мухаммеда, ревнителем «правильного» ислама, очищенного от инородных элементов.

В этой связи характерно высказывание самого Ибн Касира: «Самый лучший толкователь Корана – это сам Коран». По его утверждению, аяты (главы) Корана дополняют и раскрывают друг друга, поэтому если что-то непонятно в одном аяте, можно понять его смысл из следующего.

Если же и это не помогает, тогда можно обратиться к «сунне Пророка», а также к словам учеников и сподвижников Мухаммеда, которые будто бы своими глазами видели то, что излагается в священной книге, и ближе всего стоят к религиозному идеалу.

Годы жизни

Родился Ибн Касир в Сирии, в селе Мадждал в 1301 году. Когда мальчику исполнилось три года, умер его отец. Его учителями были Ибн Таймия и Аз-Захаби. Какое-то время жил в Иране, затем вернулся на родину. Умер в 1373 году.

Труды

  • Ибн Касира В мусульманском мире Ибн Касир считается деятельным учёным, который оставил после себя целый ряд трудов.
  • «Тафсир Ибн Касир» - самое известное сочинение, в котором излагается его толкование Корана.
  • «Начало и конец» - обширный труд, состоящий из нескольких частей; в нём излагается «священная история» - от сотворения всего сущего (включая джинов, ангелов, небесного трона и Адама) до самого «судного дня».
  • «Пророческая биография».
  • «Страдание на пути джихада» - книга, основанная на собственных наблюдениях Ибн Касира.

Он жил в эпоху борьбы крестоносцев и мусульман (XIV век) и описывал то, что видел. Естественно, в своём сочинении он отстаивал позицию мусульман. Здесь термин «джихад» приведён в контексте, привычном нынешнему неискушённому европейцу: под джихадом понимается «священная война против неверных» (в действительности «джихад» означает в первую очередь изменение мира к лучшему на религиозных началах, исполнение человеком своего нравственного, социального и профессионального долга и др.).

«Начало и конец» - одно из самых известных исторических сочинений исламского мира. В нём описаны наиболее значительные события истории – как мифологической, так и реальной, имеются биографии исторических деятелей. Ибн Касир нередко приводит в книге отрывки из Корана, иллюстрирующие описания исторических реалий.

Ибн Касир

(701/1301-774/1373)
один из самых выдающихся мусульманских ученых в области истории, права, толкования Корана и хадисов. Полное имя с куньей - Абу аль-Фида Исмаил ибн Омар ибн Касир аль-Бусрави. Родился в селении Мадждал возле города Бусры в Сирии. Ибн Касир рано потерял отца и после получения начального образования уехал в Дамаск, где учился у известных ученых Бурхан ад-Дина аль-Фазари (ум. в 729/1329), Исхака аль-Амиди (ум. в 725/1325). Большую роль в научной деятельности Ибн Касира сыграл Абу аль-Хаджадж аль-Миззи, у которого он учился хадисам. Еще одним его выдающимся учителем был Таки ад-Дин ибн Теймия (ум. в 728/1328). После завершения своего образования Ибн Касир еще при жизни стал признанным ученым в области толкования исламских первоисточников, права и истории, и преподавал в самых известных медресе Дамаска. После смерти Захаби, он возглавил медресе «Умму Салих». Его учениками стали такие известные люди, как Ибн Хаджар аль-Аскалани, Шихаб ад-Дин Хиджи и др. Ибн Касир умер в возрасте 74 лет в Дамаске и был похоронен возле могилы своего учителя Ибн Теймии. Ибн Касир был автором значительного количества книг, которые пользуются авторитетом в мусульманском мире вплоть до сегодняшнего дня. Его всемирно известной исторической работой является «аль-Бидая ва’н-Нихая», в котором он описал различные события мусульманской истории от сотворения мира до 767/1366 года. В этой книге указаны также источники по исламской истории. Второй известнейшей и популярной работой Ибн Касира является толкование Корана «Тафсир аль-Курани’ль-Азим». В этой работе он комментировал и объяснял различные аяты Корана на основании сходных по смыслу других аятов этой книги, либо же по хадисам пророка Мухаммада. В случае если те или иные аяты не удавалось объяснить по указанным источникам, Ибн Касир прибегал к высказываниям сподвижников пророка Мухаммада. Он также приводил высказывания табиунов и табатабиунов. Заключения он давал на основании всех известных ему источников и при этом он применял доводы собственного разума и мышления (ар-рай). Также Ибн Касир часто ссылался на данные тафсиров своих предшественников - Ибн Джарира ат-Табари, Ибн Абу Хатима, Ибн Атии, а также на известных знатоков хадисов, например на Ахмада ибн Ханбаля. Ибн Касир критически рассматривал многие предания, распространенные в мусульманском мире, и указывал на их заимствование из древнееврейской традиции (исраилият).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Ибн Касир" в других словарях:

    Исмаил ибн Касир (араб. ابن كثير‎‎) (1301 1373) известный исламский ученый правовед, историк, толкователь Корана и хадисов. Биография Полное имя Ибн Касира с куньей: Абу аль Фида Исмаил ибн Омар ибн Касир аль Бусрави. Ибн Касир… … Википедия

    Абу ал Хаджжадж Муджахид ибн Джабр (араб. مجاهد بن جبر‎‎) (645(0645), Мекка 723, Мекка) один из самых известных и уважаемых ученых среди табиев, имам в области тафсира, хадисов, фикха и кираатов. Содержание 1 Рождение и происхождение … Википедия

    Иисус сын Марии. Один из самых великих пророков (расуль) Аллаха, который был направлен к израильтянам (Коран, 3: 48). Он пришел для того, чтобы подтвердить истинность Тауры (Торы). Иса также был Масихом (Мессией), основоположником нового шариата… …

    - (араб. زيد بن ثابت‎‎) Род деятельности: Секретарь пророка Мухаммеда, хафиз, муфассир Пол: Муж. Рождение: около 615 года, Медина Смерть: около 665 года, Нацио нальность: араб … Википедия

    - (ум. в 45/665) один из известных сподвижников пророка Мухаммада и его личный секретарь. Возглавлял комиссию по окончательной редакции Корана. Родился в Медине и происходил из племени Хазрадж. Родился за 11 лет до хиджры. Его отец погиб в… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Ислам · Пророки … Википедия

    Конец, то, что находится в конце. В исламской терминологии обозначает будущую жизнь, потусторонний мир. Приводится в аятах Корана (напр. 2: 220). В мусульманской доктрине земной мир создан Богом для временной жизни. В конце времен, вся вселенная… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Коранические персонажи Аюб (араб. أيوب‎‎) Толкование имени: удручённый, гонимый … Википедия

    Средневековая культура, сложившаяся в Арабском Халифате в 7 10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.»… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Истории о пророках. От Адама до Мухаммада , . Перед вами собрание преданий о пророках, составленное по книгам одного из самых знаменитых мусульманских ученых Ибн Касира. Он был известен как мухаддис (собиратель и хранитель хадисов) и…

Из биографии Ибн Кассира

Он уважаемый Имам, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида, Имад ад-Дин , Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави (из Бусры родом) Димашки (из Дамаска воспитанием, образованием и местом жительства). Ибн Касир родился в 701 году по Хиджре (примерно в 1326 году по Грегорианскому календарю) в городе Бусра.

Его отец давал хутбы [проповеди] по пятницам в своей деревне, но умер, когда Ибн Касиру было всего четыре года. Брат Ибн Касира, Шейх Абдуль-Уаххаб, взял его на попечение и учил его до тех пор пока тот не переехал в Дамаск в 706 г.х., когда ему исполнилось пять лет.

Учителя Ибн Кассира

Ибн Касир изучал Фикх (Исламскую Юриспруденцию) у Бурхан ад-Дина, Ибрахима бин Абду-Рахмана Аль-Физари, известного как Ибн Аль-Фиркан (умер в 729 г. по Хиджре).

Ибн Касир слушал Хадисы от Исы бин аль-Мутия; Ахмада бин Аби-Талиба (Ибн Аш-Шахнаха) (умер в 730 г. по Хиджре); Ибн аль-Хаджар (умер в 730 г. по Хиджре); и передатчика Хадисов Шама (современной Сирии и окружающих ее регионов) Баха ад-Дина аль-Касим бин Музаффар бин Асакира (умер в 723 г. по Хиджре); и Ибн аш-Шийрази; Ис x ака бин Яхьи аль-Амиди, также известного как Афиф ад-Дин, Шейха Захирии (умер в 725 г.х.); и Мухаммад ибн Зарад.

Он оставался и учился с Джамаль ад-Дином, Йусуфом ибн Аз-Заки Аль-Миззи (умер в 724 г. по Хиджре). Он получил от него знаний и также женился на его дочери.
Он также читал с Шейх-уль-Ислам Таки-уд-дином, Ахмадом ибн Абдул-Халимом бин Абдус-Саламом бин Таймией (умер в 728 г. по Хиджре). Он также читал с Имамом, Хафизом и историком Шамс Ад-Дином Мухаммадом аз-Захаби (умер 748 г. по Хиджре); а также с Абу Муса Аль-Карафи; Абу ль-Фатхом ад-Даббуси и Али бин Умаром Ас-Сувани; и с другими, которые дали ему разрешение передавать знания, которые он получил у них в Египте.

В своей книге «Аль-Муджам Аль-Мухтас» Хафиз аз-Захаби написал, что Ибн Касир был «Имамом, ученым юриспруденции, образованным ученым Хадисов, знаменитым Факихом и ученым Тафсира, который написал полезные книги».

Также в «ад-Дурар Аль-Камина» Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области Хадисов по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в его время, и люди получали пользу от них после его смерти».

Также известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Он - Шейх, Имам, великий ученый Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний и записей. Он был превосходящим в областях Фикха, Тафсира и Хадисов. Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал Хадисы и писал. У него были огромные знания в области Хадисов, Тафсира, Фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, и как ученый Истории, Хадисов и Тафсира».

1. Имя, происхождение и годы жизни.

Он — Имадуддин Абу аль-Фида Исмаиль ибн Умар ибн Касир ибн Дау аль-Кураши аль-Хасли аль-Бусрауи, затем ад-Димашкы аш-Шафии. Из курайшитского рода Бану Хасля. Известен как Ибн Касир.

Родился в 701 г.х. в деревне Мадждаль на окраине города Бусра в Шаме (Леванте) на юго-востоке современной Сирии. Умер в четверг 26 шаабана 774 г.х. в Дамаске.

Его семья была известна занятостью исламским знанием. Отец Умар ибн Касир учился у двух имамов-шафиитов — Мухьиддина ан-Навави и Таджуддина аль-Фазари, был имамом-хатыбом, и прозвали его Шихабуддином. Двух старших братьев звали Исмаиль и Абдульуаххаб. Исмаиль старательно изучал науки ислама, выучил наизусть много матнов и объяснений к ним, но в один из дней упал с крыши и умер. После его смерти в семье родился еще один сын, отец назвал его именем первого — Исмаиль, и он стал самым известным членом этой семьи, имамом в тафсире, хадисоведении, фикхе и других науках.

2. Жизненный путь.

Когда ему было три года, умер отец, шейх Умар ибн Касир, и опеку над ним взял на себя его старший брат шейх Камалюддин Абдульуаххаб ибн Умар ибн Касир. Абдульуаххаб был добр и заботлив к младшему брату, присматривал за ним, направлял, советовал и помогал.
В 707 г.х. они оставили свою деревню и отправились в центр исламских знаний того времени — Дамаск. Писал об этом сам имам Ибн Касир: «Затем, после этого (смерти отца) мы перебрались в 707 г.х. в Дамаск в сопровождении Камалюддина Абдульуаххаба. Он был нам братом по матери и отцу, был к нам добр и милосерден. Смерть постигла его в пятидесятом году (750 г.х.). Под его руководством я занялся исламскими науками, и облегчил Аллах то из них, что облегчил, и сделал простым из них то, что было сложным» . См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 14/32.

В 711 г.х. Исмаиль выучил Коран у шейха Мухаммада аль-Ба’лябаки аль-Ханбали. Обучился видам чтения Корана (кыраатам) у шейха Мухаммада аль-Ляббада. Обучился письму у шейха Мусы ибн Али аль-Халяби. Затем выучил не мало сокращенных книг (матнов) по разным наукам ислама, выучил много хадисов и стихов. Из выученных им наизусть книг — «ат-Танбих» по фикху шафиитского мазхаба, которую написал , также «Мухтасар Ибн Хаджиб» по усуль аль-фикху, которую написал имам Абу Амр Усман ибн Умар аль-Курди ад-Дувейни аль-Иснаи аль-Малики, известный как Ибн Хаджиб.
Изучал фикх у Бурхануддина аль-Фазари аш-Шафии и Камалюддина ибн Кады Шухба аш-Шафии. Изучал усуль аль-фикх у Абу ас-Сана аль-Асбахани аш-Шафии. Посещал уроки и собрания многих других шейхов как с объяснением различных наук, так и для передачи хадисов и матнов.

Женился на дочери Абу аль-Хаджаджа аль-Миззи аш-Шафии и занялся под его присмотром науками хадисоведения, прочитал с ним его и другие книги, стал специалистом в этой области знания.

Сопровождал имама Такыюддина ибн Таймию, очень его почитал и был под впечатлением от его знаний, так что в вопросе развода давал фатву его мнением, по причине чего другими учеными было устроено разбирательство. Писал об этом хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Также взял знания от Ибн Таймии, был искушен любовью к нему и был испытан по причине него»

С 730 г.х. начал посещать собрания больших ученых и судей, в том числе собрания для решения острых спорных вопросов.

В 731 г.х. в Дамаске умер шейх Джамалюддин Ахмад ибн Мухаммад, известный как Ибн аль-Каляниси, который до этого разрешил Ибн Касиру давать фатву.

В 736 г.х. начал преподавать в шафиитской школе (медресе) «ан-Нуджейбия», в которой и проживал вместе со своей семьей. Затем преподавал в школе «аль-Фадылия», после того, как не стало в ней имама имама аз-Захаби. Также был в составе шейхов школ «ас-Салихия», «ат-Танкизия» и «аль-Ашрафия».

Состоял в аттестационных комиссиях, проводя экзамены на знание книг и матнов. Описывал, как в 747 г.х. пришел для экзамена мальчик шести лет, который выучил Коран и знал его в совершенстве. И однажды пришел молодой парень, который заявил, что выучил наизусть «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Джами’ аль-масанид» Ибн Касира, тафсир «аль-Кашшаф» аз-Замахшари, и что пришел он именно к Ибн Касиру, чтобы получить от него иджазы (разрешения на передачу книг с цепочками передатчиков, включая себя в эти цепочки). И Ибн Касир прослушал его чтение наизусть части из «Сахиха» аль-Бухари, сверяя с книгой.

Его известность как преподавателя, муфтия, хафиза и автора уникальных книг дала ему особое положение перед правителями. Его уважали и поддерживали с ним хорошие отношения амиры Дамаска и другие люди из правительственных верхов.

В 767 г.х. начал проводить уроки тафсира в Омеядской соборной мечети. На первый его урок вместе с ищущими знание пришли ученые, судьи и прочие влиятельные люди, так что было очень большое количество присутствующих.

В последний год жизни имам утратил зрение. Как он сам говорил, и передавал от него имам Ибн аль-Джазари: из-за письма по ночам при свете горящей лампы.

В месяц шаабан 774 г.х. он покинул эту жизнь. Его похороны были многолюдными, и по его завещанию он был захоронен вместе с шейх уль-Исламом Такыюддином ибн Таймией на Суфийском кладбище в Дамаске.

3. Его шейхи.

1. Его старший брат шейх Камалюддин Абдульуаххаб ибн Умар ибн Касир.
2. Хафиз Абу аль-Хадджадж Юсуф аль-Миззи аш-Шафии.
3. Шейх уль-Ислам Такыюддин Ахмад ибн Абдульхалим ибн Таймия аль-Харрани.
4. Хафиз Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби аш-Шафии.
5. Хранитель иснадов шейх Абу аль-Аббас Ахмад аль-Хадджар, известный как Ибн аш-Шахна.
6. Выдающийся ученый Бурхануддин Абу Исхак Ибрахим аль-Фазари аш-Шафии.
7. Шейх Камалюддин Абдульуаххаб ибн Мухаммад аш-Шафии, известный как Ибн Кады Шухба.
8. Шейх Афифуддин Исхак ибн Яхья аль-Амиди аль-Асбахани аль-Ханафи.
9. Шейх Бахауддин аль-Касим ибн Аби Галим Музаффар ибн Махмуд ибн Асакир ад-Димашкы.
10. Шейх кыраатов (видов чтения Корана) Мухаммад ибн Джа’фар аль-Ляббад.
11. Шейх Мухаммад ибн аз-Заррад.
12. Шейх Мухаммад ибн Шарафуддин аль-Ба’лябаки аль-Ханбали.
13. Кладесь иснадов шейх Нуруддин Али ибн Умар аль-Уани аль-Мисри.
14. Хафиз аль-Касим ибн Мухаммад аль-Бирзали аль-Ишбили аш-Шафии.
15. Шейх Наджмуддин Муса ибн Али ибн Мухаммад аль-Халяби.
16. Шейх Рукнуддин Закария ибн Юсуф ибн Сулейман аль-Баджли аш-Шафии.
17. Шейх Дыяуддин Абдуллах ад-Дарбанди ан-Нахви.
18. Шейх Абу Наср Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аш-Ширази.
19. Имам Абу аль-Ма’али Камалюддин Мухаммад ибн Али ибн Абдульуахид аш-Шафии, известный как Ибн аз-Замалькани
20. Шейх Абу Мухаммад Шамсуддин Абдуллах ибн Юсуф аль-Макдиси аль-Ханбали, известный как Ибн Афиф.
21. Выдающийся ученый, усулий Абу ас-Сана Шамсуддин Махмуд ибн Абдуррахман аль-Асбахани аш-Шафии.
И другие.

4. Его ученики.

Как понятно из биографии имама количество его учеников не поддается счету, так как десятки лет он преподавал в нескольких школах, в мечети, давал фатвы, устраивал в различных местах собрания для передачи хадисов и книг. Из тех учеников, чьи личности была возможность установить, можно упомянуть следующих:

1. Хафиз Шихабуддин Ахмад ибн Хидджи ас-Са’ди аль-Хусбани ад-Димашкы аш-Шафии.
2. Шейх Шарафуддин Мас’уд ибн Умар аль-Антаки аль-Ханафи.
3. Имам, шейх чтецов, хафиз Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Джазари ад-Димашкы аш-Шафии. Получил от имама Ибн Касира разрешение давать фатву.
4. Его сын, шейх Мухаммад ибн Исмаиль ибн Касир.
5. Шейх Абу аль-Фарадж Зейнуддин Абдуррахман ибн Ахмад ад-Димашкы аль-Макки аш-Шафии.
6. Имам Бадруддин Мухаммад ибн Абдуллах аз-Заркаши аш-Шафии.
7. Хафиз Абу аль-Аббас Шамсуддин Мухаммад ибн Муса аль-Ляхми аш-Шафии. Получил от имама Ибн Касира разрешение давать фатву.
8. Мухаддис шейх Абу Джа’фар Мухаммад ибн Мухаммад аль-Баскари аль-Мадани.
9. Шейх Са’дуддин Са’д ибн Юсуф ан-Навави аль-Халили аш-Шафии. Получил от имама Ибн Касира разрешение давать фатву.
10. Шейх Шихабуддин Ахмад ибн Мухаммад аль-Харири ад-Димашкы аш-Шафии.
11. Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аз-Зубейри аль-Газзи аш-Шафии.
12. Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Сальман ибн Мухаммад аль-Багдади, затем ад-Димашкы ас-Салихи аш-Шафии.
13. Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаджи ат-Тибризи, затем ад-Димашкы аш-Шафии.

5. Отзывы ученых о нем.

Сказал о нем хафиз аз-Захаби аш-Шафии: «Имам, факых (правовед), уникальный мухаддис, преуспевший в науках, Имадуддин аль-Бусрауи аш-Шафии, искусный правовед, искусный мухаддис, много передающий муфассир (или: муфассир с большими способностями в критической оценке). У него полезные труды, разбирается в фикхе. Понимает арабский язык и усуль аль-фикх. Знает наизусть приличное количество матнов, тафсира, передатчиков и их положение. Слушал (матны/хадисы) от меня. У него сильная память и хорошие познания» . См. «Аль-Му’джам аль-мухтасс» 1/56.

Писал о нем хафиз Абу аль-Махасин Мухаммад ибн Али аль-Хусейни ад-Димашкы аш-Шафии: «Шейх, имам, ученый, хафиз, полезный, преуспевший в науках… Давал фатвы, преподавал, диспутировал, преуспел в фикхе, тафсире, грамматике, посвящал себя изучению передатчиков и скрытых проблем в хадисах» . См. «Зейль тазкира аль-хуффаз», с. 58.

Говорил о нем его ученик хафиз Шихабуддин ибн Хидджи аш-Шафии: «Больше всех тех, кого мы застали, знал наизусть тексты , и был самым знающим из них о путях передачи, расположении хадисов и их передатчиках. Равные ему в возрасте и его шейхи признавали за ним это. Он воспроизводил по памяти многое из фикха и истории. Мало забывал. Был правоведом с хорошим пониманием и здравым разумом. Знал наизусть «ат-Танбих» до конца жизни. Был хорош в арабском языке, сочинял стихи. И при том, как часто я к нему обращался, не знаю такого случая, чтобы я встретился с ним и не получил пользы» . См. Ад-Дауди «Табакат аль-муфассирин» 1/111.

6. Его наследие.

Писал имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни: «Разошлись его труды по странам при его жизни, и получили люди пользу от них после его смерти» . См. «Ад-Дурар аль-камина» 1/400.

Еще в юности он написал книгу «аль-Ахкам аля абваб ат-Танбих», посвященную правовым положениям, изложенным в книге шафиитского фикха «ат-Танбих», которую он выучил наизусть еще в ранней молодости. Это не единственная книга, написанная им в поддержку мазхаба имама аш-Шафии. После были:
— «Табакат аш-шафиыя», посвященная биографиям ученых шафиитского мазхаба;
— «Манакыб аш-Шафии» о достоинствах имама аш-Шафии;
— «Шарх ат-Танбих» — объяснение книги «ат-Танбих» имама Абу Исхака аш-Ширази;
— «аль-Ахкам аль-кабир» — большая книга по фикху. Писал о ней сам Ибн Касир: «Мы упомянем все, что касается пророков и нашего пророка в том числе, в начале раздела «Никях» в книге «аль-Ахкам аль-кабир», где и (или: «поскольку») упоминают это имамы-авторы, следуя за имамом аш-Шафии, да помилует его Аллах» . См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/333. Однако он не завершил эту книгу, успев написать из нее несколько томов.

Кроме этого биографы перечисляют среди его трудов:

1. «Тафсир аль-Кур-ан аль-Азым» — известный тафсир, написан был до 742 г.х., но в дальнейшем автор еще подвергал его редакции.
2. «Фадаиль аль-Кур-ан» — о достоинствах Корана и других важных вопросах, связанных с Книгой Аллаха.
3. «Аль-Бидая уа ан-нихая» — большая книга по истории.
4. «Ас-Сира ан-набауия аль-мабсута» — развернутое освещение жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха. Есть версия, что имам написал эту книгу, а затем сделал ее частью еще более объемной «аль-Бидая уа ан-нихая».
5. «Аль-Фусуль фи сира ар-расуль» — более краткий труд о жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
6. «Ихтисар улюм аль-хадис» — о терминологии хадисоведения.
7. «Аль-Иджтихад фи таляб аль-джихад» — о вопросах джихада, написана специально для наместника, правившего Дамаском.
8. «Джами’ аль-масанид уа ас-сунан аль-хади ли-аква санан» — упорядоченное по иснадам изложение хадисов из десяти сборников.
9. «Ат-Такмиль фи ма’рифа ас-сикат уа ад-дуафа уа аль-маджахиль» — о положении передатчиков хадисов.
10. «Муснад аль-Фарук амир аль-муминин Аби Хафс Умар ибн аль-Хаттаб» — сборник хадисов, переданных от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
11. «Аль-Кауакиб ад-дарари фи ат-тарих» — посвящена биографиям.
12. «Сира Аби Бакр ас-Сиддик» — жизнеописание Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
13. «Сира Умар ибн аль-Хаттаб» — жизнеописание Умара, да будет доволен им Аллах.
14. «Ахадис аль-усуль».
15. «Шарх Сахих аль-Бухари» — объяснение «Сахиха» . Начал писать, но не закончил.
16. «Тахридж ахадис Мухтасар Ибн Хаджиб» — о путях передачи хадисов, упомянутых в книге «Мухтасар Ибн Хаджиб» по усуль аль-фикху.
17. «Китаб ас-сыям» — о положениях поста.
18. «Аль-Мукаддимат» — по усуль аль-фикху.
19. «Манакыб Ибн Таймия» — о достоинствах имама Такыюддина ибн Таймии
20. «Ихтисар аль-мадхаль иля китаб ас-Сунан ли аль-Байхакы» — краткая версия введения в «Сунан» имама аль-Байхакы аш-Шафии.
21. «Бей’ уммахат аль-ауляд» — об одном из видов торговых сделок.
22. «Сира Манкали Буга аш-Шамси» — биография губернатора Дамаска того времени.

И еще не менее 16 кратких сборников хадисов по узкой тематике.

Да помилует его Аллах.