Как писать личный дневник. Мемуарный жанр

Сегодня двадцать седьмое октября, воскресенье. Мне хочется описать свои впечатления от сегодняшнего дня, такого необычного и великолепного. Осень в этом году стояла теплая, сухая. Вчера мы с подругами решили пойти в лес прогуляться, да последние грибы пособирать. Их было не так уж много из-за сухой осени.

Утром я проснулась с каким-то неясным чувством не то тревоги, не то ожидания чего-то необычного. Еще меня поразил свет. Он был яркий, насыщенный. Вся комната просто светилась. Я подошла к окну. О, Боже! Улица, все дома и деревья были покрыты белым-белым

Снегом. Он лежал как мягкое пушистое одеяло. Как же все вокруг преобразилось! Еще вчера все было серым, невзрачным: серые дома, серые деревья, даже люди казались серыми. А сегодня мы как будто перенеслись в волшебную страну. Меня охватил восторг. Я побежала к телефону.

Света и Наташа уже видели, как преобразился мир. Решено было немедленно отправляться на прогулку. Выбежав из подъезда, мы все трое замерли. Снег лежал перед нами ровным покрывалом. Он был пушистым. Мне захотелось опуститься на землю, чтобы окунуться в его пушистую мягкость. А с неба тихо-тихо падали новые снежинки. Они медленно кружились в своем волшебном

Танце. Ветра не было. Казалось, что все вокруг замерло, боясь спугнуть этот первый снег.

А снежинки все падали и падали. Тогда мы стали ловить их на ладони. Они доверчиво опускались нам в руки и тут же таяли. Игра так захватила нас, что вскоре мы сами кружились в веселом хороводе, радуясь снегу, прекрасному утру, окружающему великолепию.

Даже наш пес Тузик был рад первому снегу. Сначала он ступил на него нерешительно. Но потом стал бегать вокруг, что-то вынюхивая и выискивая. Кругом не было ни души. Лишь женщина в телефонной будке разговаривала с кем-то. Да на балконе третьего этажа стояла и любовалась первым снегом еще одна женщина. А мы все кружились, взявшись за руки и не замечая ничего вокруг, кроме белого снега.

Я пишу эти строчки в дневник и вновь переживаю тот удивительный восторг, охвативший нас, когда мы ступили на мягкий, белый ковер. Невозможно передать словами ту радость, которая захватила нас в тот момент. Ведь не первый раз выпадает снег. Впереди долгая зима, и его будет еще очень много. Но первый снег всегда вызывает необычные чувства, создает впечатление чего-то сказочного и прекрасного.

Сочинения по темам:

  1. Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около...
  2. Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека – выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты...
  3. Сначала снег был не очень хорошим. Этот первый снег был не рыхлым, а словно песок. Из такого снега трудно и...

План урока

Предмет Риторика Класс 6 Дата _____________

Тема: Дневниковые записи.

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров (дневниковые записи).

Эпиграф:

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

- Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

    Для чего ведутся дневники?

    Каковы отличительные черты дневниковых записей?

    А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?

    Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)

Отметки за урок.

Домашнее задание: Составить дневниковые записи на основе личных впечатлений от прожитой недели.

Поскольку дневники как жанр - новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник - это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник - литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

а) исповедь - самооценка своей деятельности;

б) анализ событий дня;

в) портретная зарисовка;

г) эмоциональное самовыражение;

д) рефлексия;

е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

Известная отрывочность записей;

Зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;

Преобладание самих фактов над их осмыслением;

Иногда - записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

Дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;

Дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.

Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей

1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.

3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.

4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

Cлайд 1

Cлайд 2

Тема: Сочинение в жанре дневниковых записей. Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного произведения, с особенностями жанра дневниковых записей; объяснить правила ведения дневника; предоставить избранные образцы дневниковых записей; подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре дневника.

Cлайд 3

Хоть память крепкая – большое благо, но все ж надежней памяти – бумага. Юсуф Хас Хаджиб. По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Л.Н.Толстой.

Cлайд 4

Дневник, -а, м. 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Дневник. Отличается с Петровской эпохи. Словообразовательная калька с французского journal – «газета, журнал», суффикс производного от journee – «день». (Этимологический словарь) Дневник – поденные записи. (Толковый словарь В.И.Даля)

Cлайд 5

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например». Д.С.Лихачёв.

Cлайд 6

Из истории возникновения дневника. 1-й этап – Древняя Русь. В этот период отсутствуют русские мемуары и имеются лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных. 2-й этап – X–XVI вв. . Дневниковые литературные произведения разных жанров: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, появляются различного рода записки, сказания, принадлежащие русским людям. Эти произведения содержат в себе начала мемуарного (дневникового) жанра, но их еще трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение А.М. Курбского «История о великом князе Московском...». 3-й этап – XVII в. Дальнейшее развитие жанра, но эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

Cлайд 7

4-й этап – XVIII-начало XIX в. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок: Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки». Это период утверждения мемуарного жанра, только к концу XVIII века дневники приобретают четко очерченный вид.

Cлайд 8

5-й этап – XIX – начало XX в. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз). 6-й этап – XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. На развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе. Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Cлайд 9

Дневник -– это ежедневные записи о событиях текущей жизни. Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего, создаёт впечатление достоверности, жизненной полноты. . Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации.

Cлайд 10

Разновидности использования дневника как жанра в литературе. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин). Литературные произведения в форме дневника («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина).

Cлайд 11

Особенности жанра дневниковых записей. – Датированность (указывается число, год, время суток). – Место(город, село учебное заведение и т.д.). – Повествование ведётся от первого лица. – Монолог (внутренний диалог). – Мысли отрывочные, запись краткая. – Зашифрованность имён и фамилий. – Пишется для себя.

Cлайд 12

Заповедь ведущего дневник: 1. «Ни дня без строчки» (Ю.Олеша). 2. Каждую запись датируй. 3. Будь искренним и честным в записях. 4. Если пишешь путевой дневник – точно обозначай даты, широты, места нахождения. 5. Не читай чужого дневника без разрешения!

Cлайд 13

Литературный (читательский) дневник служит для накапливания знаний, является обязательной формой работы читателя. Он повышает культуру чтения. Его основные положения: – укажи автора и название книги; – выпиши выходные данные: место издания, издательство, год; – отметь время написания произведения, а также время, о котором идет речь в книге; – охарактеризуй тему произведения; – в общих чертах изложи содержание; – сформулируй для себя идею книги; – запиши общее впечатление от книги; – порассуждай об особенностях художественной формы (композиции, авторском стиле); – сравни данное произведение этого автора с другим его произведением, запиши это сравнение. Форма ведения дневника свободная. Читательский дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.

Cлайд 14

Как писать сочинение в жанре дневниковых записей Познакомьтесь с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра. Определите идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.

Дневниковые записи.

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров.

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint , раздаточный материал.

План урока.

    Организация начала урока-5 мин.

    Изучение нового материала-10 мин.

    Закрепление изученного материала-20 мин.

    Итог урока. Отметки. - 5 мин.

    Домашнее задание -5 мин.

Ход урока.

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Презентация ученицы о Наде Рушевой.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Работа с интерактивной доской.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Слово учителя.

На уроках внеклассного чтения мы с вами немного познакомились с творчеством А.И. Солженицына, в частности с его р. « Молодняк». На уроке литературы мы выяснили, что действие в рассказе происходит не только в течение нескольких дней, но и лет, что позволило нам составить хронологическую таблицу. Рассказ потому и относится к двучастным, т. к. разорван неким промежутком времени.

Хронологическая таблица по рассказу А.И. Солженицына « Молодняк».

Часть 1

Время

Место

Действие

Весна 1926 года.

Утро.

Ростовский институт путей сообщения, мостостроительный факультет.

Доцент А.П. Воздвиженский принимает у студента Коноплева экзамен по сопромату.

Обед

Дома у А.П.Воздвиженского.

Беседа доцента с дочерью Лёлей за обеденным столом.

Вечер.

Дом культуры Ленрайсовета.

А. Коноплёв слушает лекцию « О задачах нашей молодёжи»

Девочки подготовили небольшие работы, позволяющие представить, как могли бы выглядеть дневниковые записи Анатолия Павловича Воздвиженского и Коноплева во время их первой встречи.

Часть 2

Время

Место

Действие

Январь 1931 года,

« кошмарный бред на много дней и ночей».

Подвал.

Воздвиженский в ужасе от увиденного, томительное ожидание.

Через несколько дней (сбился со счету).

Комната следователя.

Допрос. Встреча Воздвиженского с Коноплёвым.

Через три дня.

Комната следователя.

Коноплёв уговаривает Воздвиженского « во всем признаться», переводит в камеру получше, разрешает передачи из дома.

Через *** дней.

Комната следователя.

Коноплёв умоляет доцента признаться во вредительстве.

Через *** дней.

Комната следователя.

Коноплев предлагает Воздвиженскому давать нужные сведения о настроениях в инженерной среде.

Через неделю.

Воздвиженского освободили.

Пришло время домашнего задания. Оно будут также основано на рассказе А.И. Солженицына « Молодняк». Вы должны будете написать сочинение в форме дневниковых записей А. П. Воздвиженского, отражающих его вторую встречу с Коноваловым. Это может быть либо описание одного дня, либо череды дней, наиболее полно отражающих душевное состояние героя.

Составить дневниковые записи на основе второй части рассказа А.И. Солженицына «Молодняк» либо от лица доцента А.П. Воздвиженского, либо от лица А. Коноплёва.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

    Для чего ведутся дневники?

    Каковы отличительные черты дневниковых записей?

    А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?

    Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)

Отметки за урок.