Пещерные монастыри русской православной церкви. Пещерные монастыри крыма

Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес - это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу - за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.

До Воронежа доехали не сразу - начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.

Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью. Сегодня - просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.

Церковь в полной разрухе, а внутри - склад удобрений с нестерпимым запахом.

Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление - похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.

Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.

Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» - Свято-Спасский монастырь.

Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.

Мел - очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.

Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.

Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).

Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня - Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий - появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.

Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.

Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло - мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.

Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, - удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).

Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.

Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.

У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.

Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.

Очень забавные животные.

Следующая остановка - заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы...

Такие же пещерные монастыри...

Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон....

И очень много гадюк на склонах.

А также прочая живность

Дивногорье занимает огромную территорию - там есть и "обычный" монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.

А внизу - железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.

Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.

После Воронежских степей - в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени - читайте в следующей серии.

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

Возникновение пещерных монастырей в Крыму связано с иконоборчеством в Византии. В VIII-IX веках византийское духовенство настолько усилилось, что в руках у монастырей и церквей сосредоточилась значительная часть земель. Императоры Лев III и Константин V начали преследование духовенства и монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием. Церковным собором 754 года иконопочитание было осуждено. По приказу властей разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. На протяжении VIII-XI веков монастыри были закрыты, а монахи, да и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри - Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Успенский монастырь.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII - начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Монастырь расположен в живописной долине на отвесной скале, внизу которой сохранились пещеры. Сохранились него наземные постройки: дом игумена у дороги, руины небольшой часовни, остатки фонтана, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса, отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен четырьмя колоннами, за которыми видны следы поздней росписи; напротив в стене - оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и остатки греческого поселения Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колоннами, и по бокам от нее - роспись середины XIX века, выполненная прямо на скале.

После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.). Русское государство оказывало покровительство монастырю, посылало ему материальную помощь.

После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году, когда Крым покинули и жители селения Мариамполь, располагавшегося напротив монастыря, места эти пришли в запустение.

Шулдан. В Шульской долине, ведущей к селу Терновка, над верхним краем скалистого склона, в скальном обрыве издалека видны высеченные в нем пещеры: это монастырь Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке. По склону, заросшему лесом, зигзагообразно поднимается дорога до плато; отсюда направо, вдоль скального обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая травой тропа. В ближайшем естественном гроте, видимо, был источник: об этом говорит отверстие в скале, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала себе другой путь - источник пробивается из земли несколько дальше и ниже. В следующем гроте произошел крупный обвал вместе с имевшимися в нем пещерами, в правом углу повисли остатки каменной лестницы, некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного и искусственного происхождения и затем по ступенькам неожиданно выходим в верхний ярус - своего рода балкон, круто обрывающийся вниз, откуда открывается великолепный вид на Шульскую долину. Слева находится высеченная в скале базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом в алтаре. На стенах еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII веками. С южной стороны к храму примыкает придел с купелью в апсиде.

Вопросы и задания

1. С чем связано возникновение пещерных монастырей в Таврике?

2. Какие пещерные монастыри Крыма ты знаешь?

3. Расскажи об Успенском монастыре.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ ВЕДЬМЫ И ПЕЩЕРНЫЕ КАРЛИКИ Жизнь, управляемая приметами В феврале 1598 года московская знать присягала Борису Годунову.В клятвенном обещании новому царю были и такие слова: «…В естве и в питье, и в платье или в ином в чем лиха напасти не учиняти; людей своих с

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Пещерные города Каппадокии Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Монастыри В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных, землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора Фадеева Татьяна Михайловна

IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ Безвестных стран разбитые заставы, Могильники забытых городов, Размывы, осыпи, развалины и травы Обглоданных волною берегов… М. А. Волошин Знакомство с Чуфут-кале и Успенским монастырем, которых не минует ни один посетитель

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Пещерные казематы Скалистые мысы, выступавшие за линию обороны восточного обрыва как бы в виде природных «башен», также были использованы: вырубленные в них пещеры с бойницами явно служили казематами для воинов и позволяли держать под перекрестным обстрелом "мертвую

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ Да одиноко городища Чернеют жутко средь степей, Забытых дел, умолкших дней Ненарушимые кладбища… М. А. Волошин Среди "пещерных городов" численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это

Из книги Две силы автора Солоневич Иван

ПЕЩЕРНЫЕ СНЫ Валерий Михайлович чувствовал, что он не заснёт. Так уютно потрескивали остатки костра, так бессильно за могучими стенами пещеры ныла пурга, так приятно ныли натруженные ноги, было такое редкое ощущение полной и абсолютной безопасности, и, вот, лезли в голову

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 3 Первые пещерные люди Следующий период, о котором пойдет наш разговор, - это период пещерных людей культуры мустье, которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье, расположенной в долине реки Везер во французском департаменте Дордонь. В Ле-Мустье

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

МОНАСТЫРИ Первыми училищами христианской веры и новой жизни стали монастыри. Предание говорит, что с введением ее и «монастыреви на горах сташа, черноризцы явишася». Первый митрополит Михаил поставил монастырь во имя своего ангела, Архистратига Михаила, неподалеку от

Из книги История людей автора Антонов Антон

17. Пещерные люди Последняя стадия антропогенеза, несмотря на свою близость во времени, представляется подчас более туманной, нежели первая. Дело в том, что в стройную картину последовательных эвлюционных превращений вклиниваются неандертальцы, которые, по мнению многих

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Пещерные люди Возьмем знаменитую притчу о пещере, которую, если верить Платону, его брат Главкон слышал от Сократа (трактат «Государство»). В ней рассказывается о том, что наш мир – некое подобие темной пещеры, в которую, впрочем, проникает свет через большое отверстие.

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

«ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА» В средневековой Таврике на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные

11 выбрали

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, путешествие не только по самым прекрасным местам России, но и по ее истории, по тайнам ее загадочной русской души. Пещерные монастыри России – удивительные творения природы и человеческих рук На территории нашей страны пещерные монастыри возникали на протяжении столетий с Х по XIX век: в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях и пользовались особым уважением и любовью в народе за древность и святость мест, за строгий уклад иноческой жизни. С начала основания самого первого Киево-Печерского пещерного монастыря были они самым излюбленным местом паломничества, тянулись сюда люди со всей России…

Дивногорский Успенский монастырь, Воронежская область

Дивногорье – иначе об этих местах и не сказать! На невысоком плато над поймой реки Тихая Сосна местами возвышаются меловые "останцы" или "дивы", давшие имя всей этой живописной местности. Малые Дивы и Большие Дивы – два монастырских комплекса, расположенных друг от друга на расстоянии 2 км, начали свои историю по одним сведениям в первой половине XVII столетия, по другим иноки начали селиться здесь еще в 14-15 веке. А в 1851 году, недалеко от комплекса Малых Див, в окрестностях слободы Селявной начал копать пещеры крестьянин, через два года ему на помощь пришел крестьянин Шатов, вскоре выкопанные ими пещеры были присоединены к комплексу Дивногорского монастыря, а сами "копатели" причислены к составу братии. Если ж обратится к церковным летописям и преданиям первые пещеры были вырыты греческими монахами Иосафом и Ксенофонтом, бежавшими из Сицилии в период гонения православной церкви и принесшими сюда икону Божьей Матери, указавшей им место для пещерной церкви. Официальной же датой основания монастыря принято считать первое письменное упоминание, датируемое 1653 годом.

Попав сюда, честно говоря, все исторические подробности, вы просто отбросите на задний план, захваченный необыкновенной красотой Дивногорья, его особенной атмосферой, уникальной архитектурой и духом умиротворения, витающим над местом слияния Дона и Тихой Сосны. В советское время Успенский Монастырь был разграблен, библиотека уничтожена, а монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной Войны в стенах монастыря оккупанты организовали военный госпиталь, который в послевоенное время был реорганизован в туберкулезный санаторий

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь является и музеем-заповедником, и если по прилегающей территории можно передвигаться совершенно свободно, то в пещерную Церкви Сицилийской иконы Божьей Матери попасть можно только с групповой экскурсией. При входе в церковь находится икона Сицилийской Божьей Матери, хранящаяся в стеклянной камере при постоянной температуре и влажности. Вокруг церкви вырублен длинный тоннель для совершения крестного хода, который, разветвляясь, отрывает проход на второй уровень, где располагались кельи монахов.

С другой стороны мелового плато расположен действующий Дивногорский Успенский Монастырь и пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая пока еще находится на реконструкции.

Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь Воронежская область

По преданию эти места 2 тысячи лет назад поразили своей необыкновенной красотой и каким-то удивительным светом святого апостола Андрея Первозванного, указавшего вершину одной из меловых гор увенчать каменным крестом и основать у его подножия монастырь.

Большой пещерный Спасский храм строился в три этапа: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. Своды храма, вмещающего до двух тысяч человек, удерживаются на 12 меловых колоннах, а в его стенах высечены монашеские кельи для отшельников, которые общались с братией и паломниками только через узкие окошки. Ранее храм мог использоваться как укрепление на случай осады, имел тайный ход и колодец. После революции Спасский монастырь был закрыт, но был вновь открыт во время Отечественной войны, хотя после войны произошло не поддающееся оправданию событие - в 1958 году монастырь закрыли, пещеры взорвали и залили водой, а корпус, где проживали монахини, облили соляркой и подожгли…

Второй раз Свято-Спасская женская обитель открылась только в 1997 году. Ее часто называют "русской Палестиной". Есть здесь и Голгофа с крестом на вершине, гора Фавор, Кедрон и Гефсимания. Есть здесь и одно совершенно удивительное место - пещера Покаяния. К пещере ведет длинный коридор, свод которого становится все ниже и ниже, в стены вмурованы небольшие керамические иконы, а в его нишах когда-то горели свечи, освещая путь кающимся к келье старца, к которой они приближались уже в глубоком покаянном поклоне. А на горах близ монастыря горах растет удивительная травка - ладанка, завезенная сюда с Афона, если слегка растереть ее между пальцев, послышится тонкий аромат ладана… .

Троицкий Сканов монастырь, Пензенская область

У подножья горы Плодской (Городок) расположен пещерный трёхуровневый комплекс с целебным источником Киевско-Печерских чудотворцев Феодосия и Антония и Троице-Сканов монастырь. Основателем пещерного монастыря был Арсений II, удалившийся от мира в подземную келью в 1826 году, позже (1866-1880 г.г.) сюда пришли еще несколько монахов-отшельников, построивших каменную церковку и часовню у входа в пещеру. От основного входа в монастырь вглубь идет длинный проход – боле 2, 5 км до самого нижнего уровня пещеры (всего их по преданиям было 7) к роднику с чистейшей водой.

В 30-е годы прошлого века церковь и часовня были уничтожены, а пещера разобрана буквально на кирпичики, вследствие чего произошли обвалы нижних ярусов. Поэтому сегодня лабиринт подземных сооружений и келий имеет всего три яруса и протяженность около 600 метров. Последние 10 лет ведутся активные работы по восстановлению утраченных частей пещеры, изначально превосходящей по протяженности знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

Посещение монастыря возможно как самостоятельно, так и в сопровождении послушника.

Белогорский Воскресенский монастырь, Воронежская область

Белогорский Воскресенский монастырь был открыт в 1882 году в Острогожском уезде Воронежской губернии. Основана обитель была на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года. По преданию выкопали пещеры казачка Мария Шерстюкова и крестьяне Иван Тищенко и Андрей Васильченко.

По неполным данным в России существует еще немало пещерных монастырей, возможно многие из них сосем близко от вас и самое интересное путешествие ждет вас буквально у порога: Гефсиманский и Черниговский скиты (1844, 1847 г.г.) при Троице-Сергиевой лавре в Московской области, Саровская Успенская пустынь (1700 г.) в Тамбовской области, Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева пустынь (XIII в.) в Курской области, Печерский Вознесенский мужской монастырь (1330 г.) Нижегородской области основанный св. Дионисием, Троице-Никольский Холковский монастырь (1620 г.) Курской в Курской области, Шатрищегорский Преображенский монастырь (1652 г).

Пещерные храмовые сооружения существуют также в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской области, в г. Старая Ладога и в Тульской области. Пещеры с церковью Антония и Феодосия Печерских были открыты под кремлевским холмом в г. Тобольске.

Нельзя обойти вниманием один из самых красивейших монастырей России -

Псково-Печерский монастырь в Псковской области

По легенде основателями обители были выходцы из Киево-Печерского монастыря. Пещеры "Богом зданные" были известны местным жителям с 1392 года, а первая церковь Успения Божией Матери здесь была освящена в 1473 году. Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Удивительно, но монастырь никогда не был закрыт, хотя постоянно над ним висела эта угроза. Немало старинных легенд и современных уже преданий связано с этим удивительным местом. Сегодня доступ в пещеры открыт для посещения только в сопровождении монаха по предварительной договоренности, на территорию монастыря вохд свободный. В пещерах Псково-Печерского монастыря время как будто останавливается, находясь там более часа, кажется, что пролетело не более 10 минут.

Пещеры всегда привлекали людей. Они не только предоставляли убежище нашим предкам, но и были местами проведения первых религиозных обрядов. Не удивительно, что эти структуры и поныне считаются источниками духовности, а загадочные пещерные храмы существуют во всем мире.

1. Пещерная церковь «мусорных людей»

Коптская церковь в пещере.

Заббалин - коптское христианское меньшинство в Египте. Их название означает «мусорные люди». Когда-то они занимались фермерской деятельностью в Верхнем Египте, но затем после того, как мигрировали в Каир, поняли, что вывоз мусора гораздо выгоднее. В 1969 году мэр египетской столицы решили выселить всех заббалин в «Мусорный город», который был создан на базе пригорода Мукаттам Клифф. Заббалин построили себе церковь, но она сгорела в 1976 г. После этого они вырезали пещерную церковь в горе возле города.

Названный в честь коптского святого десятого века, монастырь Святого Симеона является самой большой церковью на Ближнем Востоке. Церковь построена в уже существующей пещере и может вместить 20 000 человек, причем население самого «Мусорного города» около 30 000 жителей. Сотни тысяч христиан совершают паломничество в пещерную церковь Святого Симеона каждый год.

2. Пещерные храмы Барабар

Пещерные храмы Барабар в Индии.

В пещерах Барабар находятся самые древние скальные храмы в Индии. Они датируются 3 веком до н.э. и настолько древние, что специалисты считают их легендарным «Gorathgiri», который упоминается в священных индуистских текстах. Эти пещерные храмы стали известны в западном мире только в 1868 году, когда о них написал Александр Каннингем. Согласно легенде, король Ашока даровал пещеры Барабар секте адживика, которые были современниками Будды. Состоит Бабарар из четырех пещер общей протяженностью 200 метров, а знаменит он уникальным эхом, которое гуляет в пещерах несколько секунд.

3. Пещера бога-питона

Пещера бога-питона в Ботсване.

В пещере Ботсваны археологи обнаружили свидетельства того, что ранние Homo Sapiens проводили религиозные ритуалы. Эксперты считают, что представители народности сан использовали пещеру, чтобы поклониться богу-питону еще 70 тысяч лет назад. Обнаруженная в 1990-е годы пещера содержит природное каменное образование, которое напоминает голову питона. Камень 6 метров в длину и 2 метров высоту покрыт царапинами, которые, как считают эксперты, должны были изображать чешуйки.

4. Пещерные храмы Дуньхуана

Пещерные храмы Дуньхуана на Шёлковом пути.

Пещерные храмы Дуньхуана были обязательной остановкой караванов на Шелковом пути с IV по XIV века. Буддийский храмовый комплекс состоит из 450 пещер и расположен на краю китайской пустыни Гоби. Археологи обнаружили записи, содержащие свидетельства еврейских и христианских молитв в этих пещерных храмах, что доказывает, насколько распространились различные религиозные идеи вдоль Шелкового пути. Самым значительным открытием в пещерах была «Алмазная сутра». Она была напечатана в 868 году нашей эры, еще до изобретения печатного станка Гутенберга и считается старейшей печатной книгой в мире.

5. Пещера в холме Геллерт

Пещера в холме Геллерт в Будапеште.

В холме Геллерт над Будой в Будапеште была выкопана пещерная церковь, которая когда-то была домом монаха-отшельника Иштвана. Пещерная церковь в этом бывшем ските отшельника была построена Орденом Святого Павла в 1926 году. Однако, у монахов-паулинов не всегда были хорошие отношения с правительством. В 1951 году коммунистические лидеры обвинили их в измене. Настоятеля казнили, а остальных монахов отправили в трудовые лагеря. Пещерную церковь же запечатали 2,4-метровой бетонной плитой. Заново открыта пещера была в 1989 году, а в 1992 году церковь восстановили.

6. Гробница гроба Господня

Гробница гроба Господня.

В октябре 2016 года археологи впервые за многие века показали могилу Иисуса в Храме гроба Господня. Согласно писанию, Иисус был похоронен на « погребальном ложе», вырезанном в стене известняковой пещеры. Три дня спустя его останки исчезли. Место захоронения Иисуса в настоящее время находится в Кувуклии - часовне в центре Храма, скрывающей непосредственно пещеру Гроба. Раскопки показали, что известняковое погребальное ложе, на котором якобы был погребен Иисус, сохранилось до сих пор и было гравировано крестом.

7. Золотой храм Дамбулла

Золотой храм Дамбулла на Шри-Ланке.

Золотой храм Дамбулла - пещерный комплекс на Шри-Ланке, который привлекает паломников в течение уже целых 22 столетий. Хотя в этом районе существует более 80 известных пещер, большинство статуй и картин находятся в пяти соединенных друг с другом пещерах. В храме можно найти 153 статуи Будды, три статуи ланкийской королевской семьи, а также четыре статуи богов и богинь. Комплекс, который датируется третьим веком до н.э., является одним из самых древних мест в Шри-Ланке и до сих пор функционирует как монастырь.

8. Гроты Лунмэнь

Гроты Лунмэнь в горе Сяньшань.

В марте 2016 года в первый раз за последние шесть десятилетий были открыты для посещения пещерный храм Лунмэнь. Храм, высеченный в горе Сяньшань, был создан в 624-705 годах н.э., во время правления У Цзэтян - императрицы Китая, которая была ревностным буддистом. Пещерный комплекс состоит из более чем 2300 отдельных гротов, 43 храмов и содержит 110 000 буддийских статуэток.

9. Соляной собор Сипакиры

Соляной собор Сипакиры в Колумбии.

В колумбийском городе Сипакира есть подземная католическая церковь, построенная в туннелях соляной шахты (которая является крупнейшим месторождением каменной соли в мире) на глубине 200 метров под землей. На самом деле, этот собор вовсе не старый - он был открыт в 1995 году, а для его постройки понадобилось изъять из недр земли 250 000 тонн каменной соли. В шахте также можно полюбоваться соляным водопадом, рельефными резными статуями и гигантским распятием. Сотни разноцветных огней освещают стены и приводят к тому, что соль мерцает волшебными огоньками.

10. Пещерный монастырь Вардзия

Пещерный монастырь Вардзия.

В XII веке монголы напали на средневековое королевство Грузия. Королева Тамар приказала построить подземное святилище, чтобы скрыться от монголов. В 1185 году грузины вырезали в горе Эрушели целую подземную крепость. В этом комплексе было 13 уровней с 6000 жилыми помещениями, тронный зал и огромный храм Успения с внешней колокольней. Пещерный комплекс Вардзия был полностью самодостаточным. На орошаемых террасах на внешней стороне горы выращивались зерновые культуры, а вода обеспечивалась подземными источниками. В 1283 году землетрясение разрушило почти три четверти подземного города, но монастырь в этом месте существовал до 1551 года, в итоге пав во время персидского нашествия.