Линия укрепления финляндии на карельском перешейке. Финская оборонительная линия на Карельском перешейке — Линия Маннергейма

Карельский УкрепРайон. Северный щит Ленинграда.

Экскурсия по Сестрорецкому, Белоостровскому, Агалатовскому, Елизаветинскому и Лембаловскому батальонным районам обороны Карельского УкрепРайона.

Карельский УкрепРайон. Схема батальонных районов обороны. Линия границы - на 1939 год - до Зимней войны.

После Гражданской войны линия западной границы Советской России ухудшилась. Крупные политические и промышленные центры Страны Советов располагались на небольшом расстоянии от границы: Ленинград - в 30-50 километрах, Минск - в 50 километрах, Одесса - в 40 километрах. Создавалась угроза захвата крупных городов противником в первые дни войны. Иллюзий относительно планов западных держав никто не строил и поэтому в конце 20-х годов в СССР приступили к строительству укрепленных районов. Ленинграду наибольшая опасность могла грозить с севера. Граница с совсем не дружественной Финляндией проходила минимум в 30 километрах от города.

Карельский УкрепРайон начал создаваться в 1928 году и оборонял Ленинград по Карельскому перешейку. был одним из УкрепРайонов Линии Сталина - грандиозного фортификационного сооружения, протянувшегося вдоль границы СССР от Баренцева до Черного моря.

Во время Великой Отечественной войны Карельский УкрепРайон полностью оправдал свое предназначение. Попытки финнов прорваться к Ленинграду через Карельский перешеек не увенчались успехом.

После войны нисколько не утратил свое значение. К началу 50-х годов сооружения КаУРа модернизировались, внедрялись новые технологии защиты. ДОТы КаУРа интенсивно перевооружались, причем на самые современные образцы оружия. Во второй половине 20-го века долговременная фортификация утратила свое значение и был снят с боевого дежурства. До 90-х годов объекты еще входили в структуру вооруженных сил - как склады, караульные помещения, но затем были банально брошены. Рыночная отношения не позволяли поддерживать пусть и легендарные, обагренные кровью, но в то же время абсолютно бесполезные для капитализма ДОТы…

Несмотря плачевное состояние сооружения по прежнему интересны любителям фортификации, военным энтузиастам, краеведам и всем, кто не равнодушен к отечественной истории… Затерянные в густых лесах Карелии бетонные громады напоминают нам о былом величии несуществующей державы…


Карта объектов КаУРа, изученных во время нашей экскурсии. АПК1 "Слон"

На окраине Сестрорецка находится отлично сохранившийся ДОТ КаУРа. Чудом избежавший тотального разрушения и нашествия мародеров двухорудийный артиллерийский полукапонир силами энтузиастов превращен в музей. По мере сил и возможностей ДОТ восстанавливается, ремонтируется внутренне оборудование, создается небольшая экспозиция, посвященная КаУРу.
АПК построен в 1938-139 годах. Его задачей был прострел подступов к реке Сестра, железнодорожного моста и пространства перед фронтом Белоостровского Батальонного района обороны. В начале 1950 годов сооружение модернизировано: установлены 85-мм орудия ЗиФ-26, пулеметная установка НПС-3. Вероятно за свои внушительные размеры АПК1 получил позывной "Слон".
Однозначно можно сказать, что это уникальный объект. В России практически не осталось памятников долговременной фортификации середины 20-го века в таком состоянии. Ближайшие Cоветские - только на Линии Сталина в Белоруссии

КаУР. Артиллерийский полукапонир "Слон" Сестрорецкого БРО.

85-мм казематная пушка ЗИФ-26 (1949 г.в.)

85-мм казематная пушка ЗИФ-26 (1949 года выпуска)

АПК1. Переговорные трубки дублировали телефонную связь.

АПК1. Пулеметная амбразура с макетом "Максима"

АПК1. Пулеметная амбразура с макетом "Максима". Наводка осуществлялась по командам командира ДОТа.

Все фотографии из АПК1 "Слон" Сестрорецкого БРО.

КаУР. Трехамбразурный пулеметный ДОТ Сестрорецкого БРО.

КаУР.Пулеметный дот. Интерьер.

КаУР. Пулеметный дот. Интерьер. Это не война, это наши современники...

КаУР. Мемориальное воинское кладбище на окраине Сестрорецка

КаУР. Мемориальное воинское кладбище. НЕвечный огонь.

НЕвечный огонь...

КаУР. Мемориал на старой границе, Ржавая канавка. Здесь 8 сентября 1941 года финские войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда.
Мемориал входит в Ленинградский Зеленый пояс Славы.

КаУР. Легендарный ДОТ "Миллионер".

КаУР. Легендарный ДОТ "Миллионер" Белоостровского БРО.

ДОТ Миллионер построен в 1938 году. Одно из крупнейших сооружений КАУРа.
ДОТ двухэтажный, двухорудийный. Толщина стен - 2метра, на строительство потрачено более 700 кубометров бетона.
Во время Великой Отечественной войны в ходе финского наступления ДОТ был захвачен (11 сентября 1941 года). Неоднократные попытки отбить ДОТ происходили до начала наступления в 1944 году. 10 июня 1944 года ДОТ "Миллионер" был отбит частями Красной Армии.
Кстати, захват ДОТа финнами - наглядное доказательство того, что финские войска вовсе не собирались останавливаться на старой границе.
Кстати, ДОТ Миллионер - всего один из двух ДОТов, захваченных финнами - линия КАУРа не была прорвана!
Кстати, не надо путать наш "Миллионер" с финским Sj5 "Миллионный" . Финский ДОТ "Миллионный" наши войска штурмовали в Зимнюю войну.

КаУР. Белоостров. Пулеметный ДОТ. Весь металл вырезан мародерами.

После войны КаУР перевооружался... для сооружения танковых огневых точек использовались башни новейших(по тем временам) танков ИС-4. Башен, конечно, не осталось, только бетонные казематы. Электрораспределительная подстанция в Лембаловском БРО Карельского Укрепрайона.
Подстанция предназначалась для преобразования и распределения электричества по ДОТам. Электрораспределительная подстанция находится под землей, в несколько ярусов. Имеет 2 входа.
Подстанция была модернизирована после войны. Имеет противоатомную и противохимическую защиту.
Подстанция полностью разграблена мародерами, неоднократно горела.
Но даже в таком состоянии сооружение впечатляет!

Стоит отметить, что КаУр был первым электрифицированным УкрепРайоном. И в Великую Отечественную войну и после нее ДОТы КаУРа могли гордиться электрическим управлением орудий, вентиляцией, светом. Сам КаУр был оснащен системой электрических заграждений.
Это сейчас у объектов РВСН отключают электричество за долги, а тогда на оборону ничего не жалели...

Лемболовская твердыня - мемориальный комплекс"

Лемболовская твердыня входит в Ленинградский Зеленый пояс Славы. Здесь в сентябре 1941 года части 23 армии остановили финское наступление. 9 сентября красноармейцы, моряки и пограничники встали насмерть и держали оборону вплоть до наступления в 1944 году.
Мемориал Лемболовская твердыня сооружён в 1967 году трудящимися Василеостровского района Ленинграда около поселка Лемболово Всеволожского района, на 34-м километре Приозерского шоссе.
В районе мемориала сохранились ДОТы, ходы сообщения, блиндажи. Раньше всё это восстанавливалось, теперь опять заплывает землей...
Частью мемориала является памятник летчикам 44 бомбардировочного полка, совершившим огненный таран 11 июля 1942 года.

КаУР. Мемориал Лемболовская тведыня. ДОТ.

Мы осмотрели только очень небольшую часть объектов КаУРа. Огромное количество фортификационных сооружений скрыто в лесах и болотах Карельского перешейка, на частных дачных участках, на территории Домов отдыха. Для тех, кто заинтересовался темой Карельского УкрепРайона настоятельно рекомендую посестить сайт www.kaur.ru
Созданный группой энтузиастов он по праву может считаться единственным наиболее полным музеем (хоть и в интернете) Карельского УкрепРайона .
На сайте Вы сможете увидеть абсолютно уникальные фотографии объектов . Многие из них не дожили до наших дней и разрушены мародерами. Но благодаря авторам сайта Вы сможете оценить размах оборонительного строительства, ознакомится с оригинальным оборудованием ДОТов... Увидеть Северный щит Ленинграда во всей своей фортификационной красе, которая, увы, не смогла противостоять своей собственной стране....
За организацию экскурсии благодарю Дмитрия Черенкова (www.kaur.ru ) и Алексея Алексеева (Турфирма "Серебряное кольцо" ). Напоминаем, что в объектах на нашей Карте , Вы сможете найти еще большее количество дополнительной информации.


15 февраля 1940 года советские войска окончательно прорвали «линию Маннергейма» – мощный комплекс финских оборонительных сооружений, считавшийся неприступным. Это стало поворотным моментом в Зимней войне 1939-1940 годов и в военной истории как таковой. Сегодня мы напомним, что представлял собой этот легендарный финский оборонительный рубеж и расскажем про шесть самых интересных фактов , связанных с «линией Маннергейма» - историей ее строительства и функционирования.

Линия Маннергейма или линия Энкеля?

Имя Маннергейма, финского главнокомандующего, а затем и Президента Финляндии, линия оборонительных сооружений на карельском перешейке получила лишь в конце 1939 года, когда группа иностранных журналистов побывала на ее строительстве. Журналисты вернулись домой и написали серию репортажей об увиденном, в которых и упомянули ставший затем официальным термин.



В самой же Финляндии этот оборонный комплекс долгое время называли «линией Энкеля» в честь начальника Генерального штаба молодой республики, уделившего в начале 20-х годов 20 века большое внимание строительству оборонительных сооружений на южных рубежах свой Родины. Возведение линии началось в 1920 году и было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста.



Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм, ставший за год до этого главой Государственного комитета обороны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить ее, укрепить и модернизировать.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» – это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.



Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке – в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».



Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.



Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают – иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.



Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.

Причина тому – отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.



В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым – 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.



Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Что такое «карельский скульптор»?

Советско-финская война 1939-1940 годов подарила миру несколько новых терминов. К примеру, «коктейль Молотова» и «карельский скульптор». Последним называли советскую гаубицу большой мощности калибра Б-4, снаряд которой после попадания в доты и дзоты превращал эти сооружения в бесформенную мешанину бетона и арматуры. Эти причудливых форм конструкции были видны издалека, благодаря чему получили прозвище «карельские монументы». Финны же называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.



Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.



Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.

Но вокруг этой укрепленной линии со времени боев за нее выросло столько сказок и историй, что мы решили перенести рассказ о ней в цикл «Исторические мифы», который появится в «ОК-информ» чуть позже. А начать решили со значительно менее известной оборонительной линии Ваммелсуу-Тайпале, или Линии ВТ, которую в СССР называли «Карельским валом». Достаточно сесть в электричку, проехать около часа и оказаться на местах боев 1944 года. Интерес к военной истории растет, и все чаще на лесных окопах можно увидеть туристов и даже организованные группы экскурсантов.

В 1941 году Финляндия выступила на стороне Германии. Военные действия были одобрены парламентом Суоми после бомбардировки столицы Финляндии советской авиацией 25 июня

В 1941 году Финляндия выступила на стороне Германии. Военные действия были одобрены парламентом Суоми после бомбардировки столицы Финляндии советской авиацией 25 июня. Пока историки ломают копья над этими событиями, пытаясь понять, что это было, мы вместе с финской армией двинемся дальше.

Войска Маннергейма быстро овладели инициативой, перешли в наступление и отбросили РККА не только до старой границы, но и за нее (в октябре 1941 года под их натиском был сдан Петрозаводск). На Карельском перешейке войска финнов уперлись в линию обороны советского .

К началу 1942 гола линия фронта стабилизировалась, финны начали готовить оборону. На Карельском перешейке строить оборону на старой линии (той самой, которой у нас получила название «Линии Маннергейма») смысла не было. После событий 39 - 40 года она была целенаправленно разрушена советскими саперами.

Новая укрепленная линия была задумана в глубине от линии фронта. Она получила название по двум населенным пунктам: с одного она начиналась, другим заканчивалась. Ваммелсуу - это сейчас поселок Серово, а Тайпале - современное Соловьево. Оборонительная линия пересекала весь Карельский перешеек и состояла из достаточно простых, в отличие от «Линии Маннергейма», сооружений: небольших пулеметных точек, иногда дополненных бронеколпаками, пехотных убежищ разнообразной формы из бетона, а также системы предпольных укреплений: надолбов, рвов, проволочных заграждений.

Скромный масштаб укреплений объясняется несколькими причинами: с одной стороны - Финляндия вела войну и испытывала дефицит средств и ресурсов. С другой - по имеющимся ресурсам был подобран и иной тип фортификации: не крупные узлы с огромными дотами (хотя такие тоже были), но основывающийся на множество «распыленных» небольших укрытий на 20 - 25 человек.

Был подобран иной тип фортификации: не крупные узлы с огромными дотами (хотя такие тоже были), но основывающийся на множество «распыленных» небольших укрытий на 20 - 25 человек.

На сооружении линии работали трудовые батальоны, состоящие из лиц, не годных по состоянию здоровья или возрасту к службе в армии, а также заключенных и иногда даже пленных советских солдат. Понятно было также, что и времени на сооружение масштабной линии обороны нет. Ну, а для 1941 года, когда началось проектирование линии, был существен еще один фактор - неопределенность ситуации: где будет проходить новая граница, какой будет Финляндия по окончании (успешном) войны, нужна ли ей будет в будущем оборонительная линия на Карельском перешейке.

Впрочем, уже зимой 1942 года стало ясно, что война развивается по совершенно иному сценарию, отличному от того, что предполагали германские союзники, и речь уже шла только о грядущей обороне перешейка. Недостаток ресурсов заставлял финнов строить в основном полевые укрепления, лишь дополняя их бетонными сооружениями. У Линии ВТ, в итоге так и не достроенной, кроме незавершенности, был еще один серьезный недостаток: отсутствие глубины. То есть система траншей и дотов была одна, не имела второй, третьей и далее линий, куда могли отходить войска в случае необходимости. Можно сравнить ее, например, с Курской дугой, где советской армией были сооружены линии обороны (вообще без бетонных конструкций) общей глубиной от 30 до 100 километров, что и обеспечило успешное превращение Курской оборонительной операции в наступление.

Финское командование прекрасно понимало этот недостаток, неоднократно выдвигались проекты углубления линии обороны (имеется в виду, конечно, не углубление в землю, а создания новых линий траншей и укрытий в глубине, за основной). Но на такие работы не хватило ресурсов и сил: даже основная часть линии ВТ должна была быть полностью сооружена, вооружена и наполнена войсками по плану лишь осенью 1944 года.

Одним из важных узлов обороны был район Ваммелсуу (Серово). Финны предполагали прорыв советских войск по линии современного Приморского шоссе или параллельно ему и соорудили массу укреплений, следы которых можно видеть и поныне. Строительство курировалось на самом высоком уровне. Неоднократно линию посещал Густав Маннергейм, чему есть документальные свидетельства и фотографии.

Финны предполагали прорыв советских войск по линии современного Приморского шоссе или параллельно ему и соорудили массу укреплений, следы которых можно видеть и поныне.

К началу Выборской наступательной операции (июнь 1944 года) советские войска пришли совершенно иными, ничуть не похожими на тех неопытных солдат и офицеров, что штурмовали линию Маннергейма в 1939 году. За плечами войск, вышедших на поле боя, были долгие бои на Ленинградском фронте, прорыв и полное снятие блокады Ленинграда. Задачи на Выборгском направлении были для них уже для них менее сложными.

9 июня началось наступление советских войск от линии фронта в районе Сестрорецк - Белоостров. По направлению к Приморскому шоссе и железной дороге на Выборг наступал 109-й стрелковый корпус 23-й армии. Главный удар планировался в районе Кивенаппа (Первомайское). Однако, столкнувшись там с упорным сопротивлением, руководство фронтом перенесло направление главного удара на приморское направление. 14 - 15 июня развернулось сражение у Куутерселькя (Лебяжье), севернее узла Ваммельсуу. Именно там линия ВТ была прорвана, что обеспечило войскам на других направлениях, в том числе и на приморском, возможность успешного наступления.

Контратака не была успешной и 5 июня финское командования дало приказ к отступлению в районе Куутерселькя, советские войска вошли в прорыв и создали опасность окружения для финских частей, державших оборону в районе Метсакюля (Молодежное). Финские войска оставили укрепленный узел Ваммельсуу, а советские - продолжили наступление в сторону Выборга.

Павел Лукницкий, известный военный корреспондент и писатель, оставивший три тома воспоминаний, присутствовал при прорыве у Кууртеселькя и так описывал события: «Бой в полном разгаре. Наши войска взламывают мощный пояс вражеской обороны. Этот пояс начинается от Финского залива, пересекает Карельский перешеек, протягиваясь на северо-восток. Левое крыло его - важный опорный пункт Мятсякюля - упирается в залив.

Жизнь возвратилась в мирное русло. Долгие десятилетия бетонные укрепления стояли никому не нужные в лесах и полях. Часто их разрушали или даже ставили на них дачные дома.

Один из наиболее сильных следующих опорных пунктов этой линии - урочище и деревня Кутерселькя - в глубине перешейка. Укрепления Кутерсельки падают одно за другим. Усилия танкистов, взаимодействующих с пехотой, обозначаются тут же перед нами на карте, что лежит посреди плащ-палатки, растянутой под сосной. Ежеминутно принимая от радистов донесения действующих танковых взводов, С. М. Сибирцев штрихами красного карандаша врезается все глубже в квадрат, обозначающий район деревни Кутерсельки, на окраине которой находимся и мы сами. Над нами воют, пикируя, бомбардировщики, происходят воздушные бои, все виды орудий грохочут вокруг в лесу, стрекотня пулеметов, гул взрывов так забивают уши, что приходится делать паузы и кричать, чтобы расслышать друг друга».

Советские войска двинулись в сторону Выборга, и над Карельским перешейком воцарилась тишина. Жизнь возвратилась в мирное русло. Долгие десятилетия бетонные укрепления стояли никому не нужные в лесах и полях. Часто их разрушали или даже ставили на них дачные дома.

В последние годы на волне интереса к истории Великой Отечественной войны благодаря действиям энтузиастов пришло понимание, что это не просто куски бетона, не просто вражеские позиции - это, собственно, места боев, своеобразный памятник советским солдатам, прошедшим в 1944 году по Карельскому перешейку и добившимся быстрого выхода из войны одного из союзников гитлеровской Германии.

Началось создание мемориала и постепенная музеефикация укрепленного района Куутерселькя. Автор имеет некоторое отношение к другому проекту, который, возможно, скоро будет реализован на западной части линии ВТ, где в 1944 году также развернулись яростные бои. Есть надежда, что эти памятники истории больше не будут заброшенными.

Линия Маннергейма или линия Энкеля…

В настоящее время нет единого принятого названия финских укреплений на Карельском перешейке постройки 1920-1939 года.

Большинство их называет линией Маннергейма, но многие называют их линией Энкеля. Финны же под линией Маннергейма подразумевают тот рубеж, на котором были остановлены советские войска в 1939 году (а он отличается от линии укрепрайонов, см. рис. 1). Так же в ходу такие разновидности как линии Маннергейма первого и второго периода постройки. Примечательно, что непосредственно возглавлял строительство обоих этапов Й.Кр. Фабрициус, так что укрепления могут по праву называться линией Фабрициуса.

Само название, линия Маннергейма, появилось в 1939 году, когда сын бывшего адъютанта Маннергейма -Йорм Гален-Каллел, сопровождая журналистов по передовой назвал их так, что было подхвачено журналистами.

Строительство укреплений на карельском перешейке до 1940 года проходила в 2 этапа. Первый этап 1920-1924 года, второй этап 1937-1939 года.

Первый этап строительства 1920-1924 года.

Необходимость строительства укреплений на Карельском перешейке назрела сразу после окончания гражданской войны 1918 года в Финляндии. Основная опасность для молодого государства, по мнению правительства, исходила со стороны Советского Союза. Поэтому строительство оборонительных сооружений давала следующие преимущества:

  • надёжно прикрывала промышленно развитые южные районы Финляндии, и прежде всего такой крупный центр как Выборг;
  • прикрывала наиболее короткий путь к столице;
  • с учётом того, что армия у Финляндии была небольшая (из-за относительной немногочисленности населения) линия давала
  • сконцентрировать большее количество войск на других направлениях (например, в Карелии), прикрывая стратегически важные районы.

Наличие укрепление делало практически невозможным молниеносный удар Красной армии и давал время Финляндии на мобилизацию.

Изыскание по строительству укреплений на Карельском перешейке начались в 1918 году, но в реальность это все стало превращаться после прихода на должность начальника генерального штаба генерал-майора Оскара Карловича Энкеля. Непосредственными проектировщиками были майор, а впоследствии подполковник Ж.Ж. Грос-Куасси (военспец из Франции, группа которых в то время помогала Финляндии) и майор Й. Кр. Фабрициус - бывший офицер фортификатор Российской императорской армии. Строительство началось в 1920 году.

«Линия Энкеля» прошла через места: Ремпетти -Хумалъйоки -Сумма -оз.Муолаанъярви -оз. Эюряпяанъярви -часть водной системы Вуокси -Тайпале (ныне Ключевое -Ермилово - Солдатское - оз.Глубокое -оз.Раковые -Вуокса - Соловьево). В 1921 году было решено построить ещё и тыловую линию, прикрывающую Выборг, на рубежах Нуораа -Сяйние -Лююкюля -Хейнъйоки (ныне Соколинское Черкасово -Озерное - Вещево).

Расположение было выбрано с учётом того, чтобы успеть отмобилизовать резервы до подхода Красной армии к укреплениям.

Укрепления представляли собой вытянутую по перешейку линию из узлов обороны. В каждый узел входило несколько бетонных сооружений - долговременных огневых точек (ДОТ) и деревянноземляных огневых точек (ДЗОТ), противопехотных (колючая проволока) и противотанковых (надолбы и противотанковый ров) заграждений.

Также были сооружены окопы, блиндажи, укрытия, огневые точки, наблюдательные пункты и пр. Узлы обороны были расположены неравномерно - с учётом наиболее вероятных направлений прорыва.

Было построено в общей сложности 168 бетонированных и железобетонных сооружений. Из них 114 являлись пулемётными, 6 - орудийными, один совмещено пулемётно-орудийный ДОТами. Остальные сооружения были укрытиями.

О.К. Энгель как ученик русской школы фортификации пытался воплотить на практике принципы, выработанные русской школой военных инженеров.

Скудность финансовых средств, которые было выделены, далеко не лучшим образом сказалось на качестве сооружений.

Изначально отказались от пулемётных ДОТов с фланкирующей схемой стрельбы, так как сооружений требовалось намного больше, чем при фронтальной стрельбе.

Качество бетона было не на высоте, он изобиловал заполнителем (гравием, камнями и песком). Металлической арматуры практически не было (за исключением артиллерийских фортов на Вуоксе). Качество и количество бетона делал сооружения 1920-1924 гг. периода постройки крайне уязвимыми к артиллерийскому обстрелу, особенно в область амбразур.

Все орудийные форты были построены на северном побережье ВуоксыСувато (Суходольское), где считалось, что орудийное огневое прикрытие эффективнее пулеметного. По факту в возведённые в 1922-1924 годах форды пушки были установлены только в 1939 году.

Остальные 114 огневых точек, расположенных в лесоболотной местности, были исключительно пулемётными. Подавляющее большинство были одно амбразурными (на один пулемёт). Двух амбразурных было все два. Все ДОТы были фронтального огня, одноярусными (одноэтажные). Исключение - орудийный форт Потонием и укрытие в укрепузле Колмикесяля.

Многие пулемётные ДОТы имели два помещенья, последнее представляло обычно представляло укрытие на 4-6 человек, с двухъярусными нарами.

В конечном итоге усилия по возведению линии обороны и погубили карьеру Энкеля. Под напором критики, основанной на недостатках сооружений и на «чрезмерных» расходов на них 18 сентября 1924 г. О.К. Энгель подал в отставку с поста начальника ген. штаба. Строительство укреплений было приостановлено на долгие годы.

Оборонительная линия образца 1920-1924 года могла быть существенным препятствием для Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) в 20-х годах, когда она не была должным образом оснащена орудиями, танками и бомбардировочной авиацией.

С резким ростом оснащения РККА новыми вооружениями в 30-года линия Энкеля безнадёжно устарела и требовала модернизация. Что отчётливо понимало финское военное руководство, во главе с Маннергеймом.

Второй этап строительства 1936-1939 года.

С 1924 по 1939 года из каких-либо крупных работ на линии можно отметить только возведение под руководством И. Кр. Фабрициуса силами саперного батальона укрепрайона Инкеля.

Принципиально новый этап строительства начался в 1936 году с назначением теперь уже подполковника И.Кр. Фабрициуса
начальником проектно-фортификационного отдела.

Проинспектировав и осмыслив состоянии линии Энкеля на это время, финское военное руководство, во главе с главой Совета
Обороны Маннергеймом, пришло к выводу, что оная не представляет серьёзного препятствия для противника.

Основные направления в строительстве были следующие:

  • Модернизация имеющихся сооружений. Кстарым ДОТам пристраивались новыеказематы для фланкирующей стрельбы,выполненные из высокопрочных материалов,укреплялись старые стены. Некоторый старыеДОТы были переделаны в убежища.
  • Разработаны новые конструкции ДОТов снесколькими амбразурами для фланкирующего огня и казармой длягарнизона..
  • На наиболее опасных направлениях былипостроены несколько ДОТов, из-за своих размеров и стоимости получивших название «миллионные».
  • Построена новая система траншей, окопов, ДЗОТов, оборудованыпозиции для батарей.
  • В связи с изменением системы огня были изменены инженерныезаграждения, увеличено количество противотанковых надолбов ирвов.
  • В орудийные форты на северном побережье Вуоксы наконец былипоставлены орудия.

Для помощи местным строителям 1 апреля 1939 года высадился десант в виде двух бельгийских фортификаторов -генерал-майора Баду и капитана саперных войск Дэвида. Они привезли с собой чертежи бельгийских сооружений, которые были учтены в строительстве.

Доты «миллионного типа» представляли собой два или три боевых каземата, ведущие фланкирующий пулемётный огонь (не редко называют «каземат Ле Бурже»).

Казематы удалены друг от друга на 30-40 метров и соединены подземным переходом. В центре располагается казарма-укрытие для гарнизона и служебные помещенья. В течении определённого времени дот может вести автономное существование. На крыше расположены 2-3 смотровых стальных колпака, в которых прорезаны щели для наблюдения. При обстреле, для предотвращения попадания пуль и осколков, они закрывались вращающейся барабанной шторкой.

Со стороны противника ДОТ защищался глухой бетонной стеной, толщина которой достигала 2 метра. На стену была насыпана подушка из земли и камней. Она кроме защитной функции хорошо маскировала ДОТ, превращая его, со стороны противника, в обычный холм.

Со стороны броневых амбразур на бетон крепились 3-7 сболченных броневых плиты, толщиной 60-70 мм. Плиты закупались в Чехии. Исключением были только Sk11 (“Пелтола”) и Sj5 (“Миллионер”), где конструктивно плиты не полагались.

На начало Зимней войны работы полностью завершены не были, в боевом состоянии на основной линии обороны находилось 48 новых или модернизированных ДОТа, 74 старых одно амбразурных ДОТа, 7 артиллерийских фортов и один совмещённый пулемётноартиллерийский.

В общем на линии было 130 ДОТ и ДЗОТов. Протяженность линии составило 140 км от Финского залива до Ладожского
озера. Удалённость от границы для западного фланга - 16 км, для восточного 50 км.

Укрепрайоны носили название ближайшего населённого пункта, несколько заглавных букв становились условным обозначением каждого сооружения.

Основная линия состояла из следующих районов:

  • «Н» — Хумалъйоки [ныне Ермилово]
  • «Ink» — Инкеля [ныне не существ.]
  • «К» — Колккала [ныне Малышево]
  • «N» — Няюкки [ныне не существ.]
  • «Ко» — Колмикееяля [ныне не существ.]
  • «Ну» — Хюлкеяля [ныне не существ.]
  • «Ка» — Кархула [ныне Дятлово]
  • «Sj» — Суммаярви [ныне не существ.]
  • «La» — Ляхде [ныне не существ], премированный в Sk -Суммакюля [ныне не существ].
  • «А» — Эюряпяа, поименованный в Le -Лейпясуо [название сохранилось]
  • «Ми» — Муола [ныне Грибное]
  • «Ма» — Сикниеми [ныне не существ.]
  • «Ма» — Мялкеля [ныне Зверево]
  • «La» — Лауттаниеми [ныне не существ.]
  • «No» — Нойсниеми [ныне Мыс]
  • «Ki» — Кивиниеми [ныне Лосево]
  • «Sa» — Саккола [ныне Громово]
  • «Ке» — Келья [ныне Портовое]
  • «Tai» — Тайпале [ныне Соловьёво]

Тыловая линия, прикрывающая Выборг состояла из следующих укрепрайонов:

  • «R» — Ремпетти [ныне Ключевое]
  • «Nr» — Нярья [ныне не существует]
  • «Kai» — Кайпиала [ныне не существ.]
  • «Nu» — Нуораа [ныне Соколинское]
  • «Kak» — Каккола [ныне Соколинское]
  • «Le» — Левияйнен [не существ.]
  • «A.-Sa» — Ала-Сяйние [ныне Черкасово]
  • «Y.-Sa» — Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасово]
  • «Не» — Хейнъйоки [ныне Вещево]
  • «Ly» — Лююкюля [ныне Озерное]

Со стороны Финского залива и Ладожского озера укрепления были прикрыты береговыми батареями.

Дополнительно были предусмотрены участки, которые подвергались затопления: бетонная платина в укреплённом районе Le на реке Петровка (Перонъйоки), деревоземляные плотины на реках Гороховка и Александровка (Роккаланъйоки и Тюеппильянъйоки), запруда на реке Волчья (Сайянъйоки). В случае подхода советских войск к Выборгу открывались шлюзы Сайменского канала, с затоплением значительной территории.

Наиболее красочное описание линии Маннергейма оставил генерал-майор Баду, кое описание кочевало в советских источниках, как одно из доказательств неприступности этих укреплений:

«Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона построена знаменитая «линия Маннергейма». Величайшую крепость «линии Маннергейма» придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и орудийные гнезда,
которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где не хватало гранита, финны не пожалели бетона».

На самом деле финские укрепления были далеки от совершенства. Основная причина - скудность выделяемых средств из небогатого по тем временам финского бюджета. Это было отчасти компенсировано грамотным расположением укреплений, их хорошей маскировкой, небольшой общей длиной укреплений, наличием естественных преград - лесов, рек, озёр и болот (упомянутых Баду громадных скал на участках укрепления я лично не наблюдал).

Основные недостатки заключались в следующем:

  • Небольшое количество сооружений, причем половина из них не бетонный, а деревоземляные. На линии прорыва эти сооружения были исключительно пулемётными, и ничего не могли сделать с танками.
  • В ДОТах размещались только их гарнизон. Пехотные части заполнениярасполагались в окопах, жили в палатках. При обстреле немногиесчастливчики могли расположиться в бетонных укрытиях. Остальныеукрывались в блиндажах, выполненных так же из дерева и земли.
  • Укрываться в ДОТах им было категорически запрещено.
  • Хотя гарнизону ДОТа в общем тоже не по завидуешь. Большинство ихбыло одноэтажным. С очень большой натяжкой можно назватьдвухэтажными ДОТы Sk-10, Sj-5 и орудийный форт Патонием - у нихбыло небольшое помещенье вторым этажом. «Миллионные»сооружения имели два-три уровня (!), а не этажа. Таким образом,фронтальная стена и потолок ДОТа, по которому велся огнь наразрушения, были соответственностеной и потолком казармы. Во время обстрела у гарнизона лопались барабанные перепонки, текла кровь из ушей и носа,некоторые сходили с ума.
  • Нахваливаемые Баду гранитные противотанковые укрепления «зубы дракона» по факту имели небольшую прочность - они легко уничтожались сапёрами, полевой артиллерией и даже орудиями танка Т-28, который таким образом мог расчищать себе путь.

Таким образом, линии Маннергейма была далеко не совершенством фортификации своего времени. Но её грамотное расположение и упорность защитников сделали своё дело.

Система укреплений финнов
на Карельском перешейке


Военная мысль, №10-11, 1944 г., с. 88-95
Из фондов Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург)

Более двух с половиной лет укрепляла финская армия свои позиции на Карельском перешейке, намереваясь прочно удержать захваченный ею в 1941 г. плацдарм на подступах к Ленинграду. Оборона финнов опиралась на исключительно благоприятные природные условия Карельского перешейка. Перерезав перешеек своими укреплениями, финны развили их на глубину до 90 км (считая по прямой от Белоострова до Выборга), стремясь прочно прикрыть наиболее важное операционное направление, ведущее на Выборг. Для защиты Карельского перешейка финны создали:
–первую полосу обороны главным образом средствами полевой фортификации (эта полоса строилась в условиях непосредственного соприкосновения с нашими войсками);
–вторую полосу обороны (в 20-30 км от первой), насыщенную мощными современными средствами долговременной фортификации; отсечные позиций между первой и второй полосами обороны, построенные по основным дорогам; средствами полевой фортификации укрепили побережье Финского залива;
–третью полосу обороны, частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. сооружения «линии Маннергейма» и дополнив оборудование основных участков средствами полевой фортификации;
–внешний оборонительный обвод южнее и юго-восточнее Выборга, непосредственно прикрывавший этот важный стратегический пункт.

Рассмотрим, что представляла собой каждая из этих оборонительных полос и каково было их значение в общей системе обороны Карельского перешейка.


схема 1

Первая полоса обороны. Передний край или главная оборонительная линия (по финской терминологии) первой полосы обороны общим протяжением около 90 км проходила по р. Сестра через Стар. Белоостров, Мусталово, по западному берегу озера Лембаловское, р. Вийси-йоки и левым флангом примыкала к Ладожскому озеру (схема 1). На правофланговом участке первой полосы местность лесисто-болотистая, среднепересеченная; на центральном – резко пересеченная, с большим количеством возвышенностей, левофланговый участок – лесисто-болотистый почти на всем своем протяжении вплоть до Ладожского озера.

Оборона была построена по принципу узлов обороны и опорных пунктов, которые располагались преимущественно на тактически важных направлениях, на выгодной местности и в районах населенных пунктов. В состав каждого узла обороны входило несколько опорных пунктов. Промежутки между узлами обороны и опорными пунктами прикрывались одной или двумя траншеями, а также плотным артиллерийско-пулеметным и минометным огнем из глубины и с соседних опорных пунктов. Фортификационные сооружения в промежутках были подготовлены для занятия их войсками, что соответствует принципиальной уставной схеме финской обороны.

Узлы обороны и опорные пункты строились применительно к особенностям местности с учетом важности прикрываемых направлений. Их фортификационное оборудование и степень обеспечения огневыми средствами были различны, в зависимости от важности прикрываемого направления. Большинство опорных пунктов было приспособлено к круговой обороне, но все же основная масса фортификационных сооружений и огневых средств сосредоточивалась по фронту и на флангах.

Основным элементом фортификационного оборудования узлов обороны и опорных пунктов, даже и тех, которые располагались в населенных пунктах, являлась хорошо развитая система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, стрелков и автоматчиков. На наиболее ответственных участках (прикрытие дорог) строились развитые огневые позиции для станковых и ручных пулеметов. Наряду с траншеями имелось некоторое количество дерево-земляных сооружений легкого и противоосколочного типа. Густая сеть траншей и большое количество дополнительных пулеметных площадок позволяли противнику создать большую плотность огня в нужном направлении.

Опорные пункты, как правило, обносились проволочными заграждениями в несколько рядов. Заграждения на основных направлениях создавались на всю глубину оборонительной полосы (1,5–2 км).

Главная линия обороны состояла из сплошной траншеи полного профиля и выдвинутых вперед позиций для пулеметов и групп стрелков. Траншея была оборудована огневыми сооружениими, преимущественно открытого типа, но в ряде мест имелись сооружения противоосколочного типа. Непосредственно перед главной линией обороны финны построили густую сеть противотанковых и противопехотных препятствий.

Главная линия обороны составляла передний [страница 89] край позиции главного сопротивления – наиболее сильно укрепленной части всей оборонительной полосы. Именно здесь располагались дерево-земляные огневые точки. Позиция главного сопротивления состояла из ряда опорных пунктов, подготовленных для круговой обороны и соединенных траншеями. В 300–800 м от главной линии обороны проходила сплошная, а в отдельных случаях прерывчатая траншея, где располагались ротные резервы. Эта траншея в боевом отношении оборудовалась слабее, чем первая. Во второй траншее было несколько дзотов легкого типа. Прикрывалась она проволочными заграждениями в 2–3 кола.

В 400–700 м от второй траншеи находилась третья, где располагались батальонные резервы. Затем шла четвертая траншея, которую финны называли опорной линией. Четвертая траншея ограничивала с тыла главную полосу сопротивления и являлась рубежом прикрытия артиллерии. Ее назначение состояло также и в том, что она служила опорной позицией тактических резервов, используемых для контратак. Эта траншея проходила по наивыгоднейшим участкам местности, преимущественно по передним скатам холмов, и была наиболее полно оборудована огневыми сооружениями. Перед опорной линией устанавливались сильные проволочные препятствия (в 3–5 рядов).

За опорной линией на глубине 1,5–3 км от переднего края располагалась артиллерия. Противотанковые средства находились на рубеже первой траншеи на специально оборудованных для них позициях.



схема 2

Система обороны, примененная в первой оборонительной полосе, более наглядно показана на схеме 2, где изображен участок обороны в районе Стар. Белоострова. Здесь имелось четыре сплошных траншеи. Перед каждой из них финны строили не менее одной линии проволочных заграждений, а в некоторых местах – две и три, в зависимости от важности направления. Чаще всего встречались рогатки, установленные в два ряда и усиленные спиралью Бруно, а также малозаметные препятствия шириной до 10 м. Промежутки между препятствиями минировались. Проволочные заграждения перед первой траншеей располагались на расстоянии 30–50 м с тем, чтобы их можно было прикрывать фланкирующим пулеметным огнем. Перед второй, третьей и четвертой траншеями были поставлены проволочные заборы в 3–5 кольев. Большое внимание уделялось устройству противотанковых и противопехотных препятствий. Как сами препятствия, так и подступы к ним прикрывались сильным огнем, особенно на танкоопасных направлениях.

Другой узел обороны, созданный в районе Белоострова, прикрывал основную железнодорожную магистраль Ленинград – Выборг и Приморское шоссе. Состоял он из трех опорных пунктов, связанных между собой сплошными траншеями. Один опорный пункт располагался на правом фланге, на перекрестке Приморского шоссе и железной дороги, идущей из Сестрорецка. Второй опорный пункт (центральный) находился в районе железнодорожной станции Белоостров, а третий (левофланговый) прикрывал рокаду Сестрорецк – Стар. Белоостров. Передний край всего участка обороны проходил вдоль Приморского шоссе до правофлангового опорного пункта, поворачивал на северо-восток по правому берегу р. Сестра и далее шел по левому ее берегу.

Узел обороны опирался на систему эшелонированных траншей. Первая траншея проходила по переднему краю на веем его протяжении. Через каждые 30–50 м в ней были устроены пулеметные площадки. Кроме того, имелось значительное количество пулеметных дзотов. Траншея прикрывалась проволочными заграждениями вдоль Приморского шоссе в [страница 90] 2–3 кола, на правом фланге – рогатками в 2 ряда и проволочным забором в 3 кола, в центре и на левом фланге – спиралью Бруно и рогатками в один ряд. Проволочные заграждения усиливались минными полями, особенно на флангах. Вторая, третья и четвертая траншеи прикрывались проволочными заборами в 3 кола.

Вторая траншея была менее насыщена пулеметными дзотами и стрелковыми ячейками. В ее системе находились позиции для 50-мм и 81-мм минометов, отдельных противотанковых орудий и 75-мм пушек для ведения огня прямой наводкой. В системе третьей и четвертой траншей располагались 120-мм минометы (в 300–800 м от переднего края) и артиллерия (75-мм) – в 2–3 км от переднего края.

Строя свою оборону, финны стремились использовать для организации опорных пунктов в первую очередь возвышенности. Но поскольку природные условия не позволяли осуществить это по всему фронту, им приходилось приводить в оборонительное состояние низкие и заболоченные участки. В таких местах они строили дерево-земляные валы, служившие как для обороны, так и для маскировки движения вдоль фронта.

Фортификационные сооружения располагались линейно, в глубину были развиты слабо. Огневая мощь их также была незначительной, но такие участки надежно прикрывались пулеметным, минометным и артиллерийским огнем с соседних опорных пунктов.



схема 3

Рассмотрим еще один узел обороны первой оборонительной полосы, созданный на участке от восточного берега Лембаловского озера до р. Вийси-йоки (схема 3). Этот узел состоял из 5 опорных пунктов и прикрывал направление на Кексгольм, железную и шоссейную дороги Ленинград – Кексгольм, рокаду Грузино – п. Коросары. Три опорных пункта были расположены по фронту, а два – в глубине. Передний край проходил по господствующим высотам, примыкая на правом фланге к Лембаловскому озеру, а на левом – к р. Вийси-йоки. Так же как и в первых двух рассмотренных выше узлах, основу обороны здесь составляли траншеи, соединенные ходами сообщения. Наиболее развитой система траншей была в трех опорных пунктах, расположенных по фронту и особенно на правом фланге. Сильнее в огневом отношении и фортификационном оборудовании являлась первая, сплошная траншея. Она прикрывалась на всем своем протяжении проволочными заграждениями (рогатки в 3–5 рядов, а на отдельных участках перед рогатками устанавливалась спираль Бруно). Кроме того, устраивались противотанковые и противопехотные минные поля. Вторая и третья траншеи не были сплошными, огневое насыщение их было меньшим. Вторая траншея прикрывалась проволочными заборами в 3 кола. За третьей траншеей, перед артиллерийскими позициями, имелось 2 ряда проволочных препятствий в 3 кола каждый. В промежутке шириною до 100 м между рядами были установлены противопехотные мины, В глубине обороны, в 200–300 м от переднего края, располагались позиции для минометов, в 300–500 м – для противотанковой артиллерии, а в 1,5–2,5 км – артиллерийские позиции (75-мм).

Мы рассмотрели наиболее характернее участки первой полосы обороны. Как видим, основу их фортификационной системы составляли эшелонированные в глубину траншеи, служившие как бы фундаментом для опорных [страница 91] пунктов. Типичными огневыми сооружениями являлись открытые площадки для пулеметов, дзоты, открытые ячейки для автоматчиков и стрелков. Наиболее сильно оборудованными в огневом отношении были первая и вторая траншеи. Общая глубина первой полосы обороны не превышала 2,5–3 км, включая позиции артиллерии.

В целом рассмотренная оборонительная полоса являлась передовой в общей системе обороны Карельского перешейка, прикрывавшей подступы ко второй оборонительной полосе.

Вторая (главная) оборонительная полоса была расположена з 20–30 км от первой. Ее передний край (общей протяженностью до 100 км) проходил по линии Мятсякюля, Саха-Кюля, Кутерселькя, Кивеннапа, южнее Рауту и примыкал левым флангом к южному берегу оз. Сувантоярви. Использовав резко пересеченную местность, финны создали сильные опорные пункты на высотах в Кутерселькя, Котселькя, Кивеннапа, на перекрестках важнейших дорог и в крупных населенных пунктах. Опорные пункты второй полосы, помимо дзотов, открытых пулеметных площадок, ячеек для стрелков и артиллерийских позиций, были насыщены долговременными железобетонными огневыми точками и убежищами. Здесь финны применяли бронеколпаки, установленные на железобетонные казематы, которые располагались непосредственно у траншей, и артишлерийско-пулеметные доты, представлявшие собой железобетонные сооружения в два-три каземата. Артиллерийский дот бы[л] вооружен 5б-мм или 75-мм пушкой и одним или двумя тяжелыми пулеметами и имел колпак для наблюдения, визуального или через перископ. Необходимо отметить, что артиллерийские доты устанавливались главным образом на основных направлениях по обеим сторонам дорог. Во второй полосе имелось в общей сложности около 960 железобетонных сооружений различных типов и назначения. На один километр фронта (в районе Тилима) приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийско-пулеметных – 2, с бронеколпаком – 10, наблюдательных пунктов – 1, убежищ – 25, открытых железобетонных артиллерийских площадок – 4, открытых железобетонных пулеметных площадок – 1.

Большое внимание финны уделили созданию прочной системы противотанковой обороны, которая была организована на всю глубину оборонительной полосы (на основных дорожных магистралях). Для этой цели они широко использовали естественные и искусственные противотанковые препятствия, артиллерию, противотанковые ружья и минные поля. Противотанковые препятствия устанавливались не ближе 100 м от переднего края. На танкоопасных направлениях они устраивались в несколько рядов как перед передним краем, так и внутри оборонительной полосы, с широким использованием естественных преград (топкие болота, озера). Наиболее распространенным видом искусственных противотанковых препятствий являлись гранитные надолбы (высотой 1,2–1,5 м, весом 1,5–2 т). Они устанавливались в 2–5 рядов, расстояние между ними по фронту и по глубине равнялось 2,5–3 м. Надолбы были посажены в землю на 30–40 см. [страница 92] Высота их над уровней земли и промежутки между ними делались различными для того, чтобы затруднить укладку на них настила. Камни для надолб применялись таких размеров и формы, чтобы в любом положении они служили препятствием для танков. Гранитные, железобетонные и другие надолбы устанавливались в эскарп глубиной 1,2–1,4 м, с отвесной стенкой со стороны фронта. Этот эскарп маскировал надолбы и препятствовал их разрушению огнем из танков.

За надолбами вдоль всего переднего края в 30–50 м от первой траншеи проходил проволочный забор в 3–7 кольев, шириною от 5 до 10 м, усиленный колючей проволокой в наброс. В некоторых местах такой проволочный забор проходил и перед надолбами. Фасы противотанковых и проволочных заграждений были прямолинейны, протяжением от 100 до 300 м и находились под фланговым и косоприцельным артиллерийско-пулеметным огнем из дотов и с открытых позиций. Перед передним краем обороны был организован двух-трехслойный артиллерийско-пулеметный огонь из дотов, дополняемый огнем пехоты с открытых позиций.



схема 4

На схеме 4 показан один из узлов обороны второй оборонительной полосы, устроенный в районе Мятсякюля. Этот населенный пункт расположен у берега Финского залива, на пересечении дорог Ленинград–Выборг, Мятсякюля–Койвисто–Выборг. Узел обороны состоял из четырех опорных пунктов, приспособленных к круговой обороне. Два из них были вынесены вперед на господствующие высоты, расположенные на левом берегу р. Ваммельсуун-йоки, и являлись как бы предмостными. Остальные располагались на правом берегу реки, составляя главную позицию сопротивления на этом участке. Костяком обороны в опорных пунктах являлись железобетонные огневые сооружения. На один километр фронта здесь приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийских дотов с бронеколпаками для пулеметов – 1, артиллерийских открытых железобетонных площадок с укрытием для пушки – 5, пулеметных дотов с бронеколпаками – 10, без бронеколпаков – 2, наблюдательных пунктов – 2, убежищ (на 20–22 человека) – 23.

Вдоль правого и левого берегов были отрыты сплошные траншеи полного профиля. Через каждые 30–50 м имелись площадки для ручных и станковых пулеметов; особенно были развиты ячейки для стрелков и автоматчиков (через каждые 4–8–10 м). Траншеи соединялись крытыми ходами сообщения с огневыми точками и убежищами.

По всему переднему краю проходила сплошная полоса гранитных надолб, установленных в 4 ряда. За надолбами в 15–20 м – проволочный забор в 5 кольев, усиленный колючей проволокой в наброс. Естественным противотанковым и противопехотным препятствием служила р. Ваммельсуун-йоки с ее крутым правым берегом, недоступным для танков. Вдоль берега реки перед второй траншеей был также установлен проволочный [страница 93] забор в 5 кольев, усиленный проволокой в наброс.

С юга участок обороны прикрывался Финским заливом, а в тылу – противотанковым рвом, который перекрывал дорожные магистрали и своими флангами упирался в Финский залив и р. Ваммельсуун-йоки. В целом район Мятсякюля был приспособлен к самостоятельной противотанковой и противопехотной круговой обороне.


схема 5

На схеме 5 показан опорный пункт Кутерселькя, который прикрывал основную рокаду, соединяющую главные дорожные магистрали, ведущие к г. Выборг, проселочную дорогу Райвола – Кутерселькя и одновременно служил отсечной позицией, прикрывавшей фланг второй оборонительной полосы с востока. С юго-востока через заболоченный лес к этому населенному пункту идет единственная проселочная дорога. С северо-востока и юго-запада от Кутерселькя лежат труднопроходимые болота. Через весь передний край проходила траншея полного профиля. Она соединялась со всеми железобетонными дотами и убежищами, крытыми ходами сообщения. Перед передним краем была установлена полоса гранитных надолб в 4 ряда. Перед ними располагалось противотанковое минное поле. В целом вторая полоса обороны Карельского перешейка была рассчитана на длительное сопротивление. С этой целью финны насытили ее большим количеством железобетонных пулеметных и артиллерийских огневых точек, убежищ, гранитных надолб, помимо различных сооружений открытого типа.

Третья полоса обороны, так же как и первые две, была построена по принципу опорных пунктов, прикрывавших все основные дорожные направления, ведущие к г. Выборг. Передний край ее, общей протяженностью около 160 км, проходил по восточной оконечности озера Кипинолан-ярви, перекрывал дефиле между этим озером и озером Куолем-ярви, далее шел по рубежу Сумма до озера Муолан-ярви на Муола, по северо-западному берегу озера Яюряпян-ярви, перекрывая дефиле к озеру Вуокси, по северным берегам озер Вуокси и Суванто-ярви и примыкал к побережью Ладожского озера. На основных путях, ведущих к Выборгу, противник создал мощные опорные пункты в Мурила, Рёмпетти, Липола, Сумма, Лейпясуо, Муола и др.

Основным элементом фортификационного оборудования опорных пунктов являлась система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, автоматчиков и стрелков.

Перед передним краем обороны были построены проволочные заграждения в один–два и три кола. Из противотанковых препятствий имелись гранитные надолбы и рвы (на отдельных и важных участках обороны) в сочетании с естественными преградами (болота, реки, озера).



схема 6

На схеме 6 показан участок обороны в районе Сумма, высота 62,4, прикрывавший Выборгское шоссе и грунтовые рокадные дороги. Траншейная система здесь была развита преимущественно на флангах. Частично использовались разрушенные доты старой «линии Маннергейма» как в качестве укрытий, так и для огневых позиций. Круговая оборона обеспечивалась отдельно построенными небольшими участками траншей с открытыми пулеметными площадками и ячейками для стрелков. В глубине обороны (на 2 км) были отрыты три противотанковых рва, которые примыкали своими флангами к естественным препятствиям (болото Сур-суо и р. Сумма-йоки).

Опорный пункт, созданный финнами на высоте 62,4, седлал развилку шоссе на Выборг, прикрывал рокаду в Лейпясуо и защищал дефиле между болотами Муна-суо и озером Сумма-ярви. Здесь имелись три траншеи (удаление второй траншеи от первой 300–400 м и третьей от второй – 500–600 м). Первая и третья траншеи были наиболее полно насыщены площадками для пулеметов, автоматов и ячейками для стрелков, вторая оборудовалась стрелковыми ячейками. Траншеи не были соединены ходами сообщения. В 3–3,5 км от переднего края за третьей траншеей располагались огневые позиции для 75-мм орудий. Перед передним краем третьей полосы обороны был отрыт противотанковый ров, кото- [страница 94] рый своим левым флангом примыкал к болоту Вало-суо и правым к р. Мая-йоки, далее он переходил в контрэскарп по р. Мая-йоки до болота Сyp-суо. Перед передним краем и противотанковым рвом располагались гранитные надолбы, установленные в 4 ряда.



схема 7

На схеме 7 показан участок обороны, прикрывавший ст. Лейпясуо (железная дорога Ленинград – Выборг). Здесь были оборудованы три опорных пункта, располагавшихся на господствующих высотах. Правофланговый опорный пункт седлал развилку полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо. Здесь финны соорудили две траншеи (нe сплошные) полного профиля с площадками для пулеметов и стрелков. Перед траншеями были установлены проволочная сеть в 3 кола, а в глубине за второй траншеей гранитные надолбы в 4 ряда и проволочная сеть в 3 кола.

Опорный пункт, расположенный в центре данного узла обороны, прикрывал рокаду между железной дорогой Ленинград – Выборг и грунтовой дорогой, идущей на Лейпясуо. По переднему краю проходила сплошная траншея полного профиля. В 700–900 м от нее финны соорудили вторую траншею, оборудованную слабее первой.

Опорный пункт на левом фланге седлал железную дорогу Ленинград – Выборг и непосредственно прикрывал подступы к ст. Лейпясуо. Здесь были три прерывчатые траншеи (удаление второй от первой 400–600 м, третьей от второй – 300–400 м). Первая траншея была вынесена на противоположный берег реки Перо-йоки, а две другие располагались за рекой. Перед первой и второй траншеями имелись проволочные препятствия в 3 кола. На правом фланге узла обороны противник установил гранитные надолбы в 3–4 ряда, примыкавшие к заболоченному участку, а левым флангом к возвышенности с крутыми танконедоступными склонами. На левом фланге противотанковыми препятствиями являлись река Перо-йоки, болото Сур-суо и озеро Тастон-Ламмет. B глубине узла, за р. Перо-йоки, для прикрытия развилки полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо, был создан небольшой опорный пункт, оборудованный одной полукольцевой траншеей. Противотанковым препятствием на этом направлении являлась р. Перо-йоки.

В целом, как мы видим, инженерное оборудование и насыщение огневыми средствами третьей оборонительной полосы были более слабыми, чем первой и второй оборонительных полос.

Система обороны в районе Выборга. Помимо трех оборонительных полос, на Карельском перешейке финны создали еще внешний обвод укреплений, непосредственно прикрывавший г. Выборг (схема 8).


схема 8

Центральная часть Выборгского оборонительного рубежа проходила по южной и юго-восточной окраинам города. Покрытая цепью невысоких холмов, с валунами и лесом, она создавала благоприятные условия для обороны и маскировки переднего края. Далее передний край шел по южным и юго-восточным окраинам пригородов Корьяла, Таммисуо. Открытая и ровная местность перед передним краем хорошо просматривалась противником на глубину до 3 км.

Участок обороны, расположенный на полуострове (правый фланг внешнего обвода), прикрывал шоссе Койвисто – Выборг, а также (во взаимодействии с гарнизонами островов, расположенных в Финском зализе) подходы к порту Выборг со стороны Финского залива. Левофланговый участок прикрывал подступы к пригородам Корьяла и Таммисуо. Передний край представлял сплошную траншею полного профиля общим протяжением около 40 км. В районе пригорода Корьяла были две траншеи, оборудованные выносными и примкнутыми площадками для легких пулеметов, стрелков и автоматчиков, обеспечивавших многослойный фланговый и косоприцельный огонь перед передним краем. Типы фортификационных сооружений, возведенных на рубеже внешнего обвода Выборга, были в основном те же, что и на второй обо- [страница 95] ронительной полосе. По заболоченным участкам с высоким стоянием грунтовых вод траншея возводилась полунасыпного и насыпного типа. Позиции для противотанковых ружей и артиллерии располагались непосредственно в траншеях или за ними. Из намеченных к постройке железобетонных сооружений финны полностью закончили, лишь небольшое количество убежищ.

Противотанковой обороне уделялось исключительно большое внимание. По внешнему обводу города она строилась с максимальным учетом всех естественных препятствий – озер, рек и болот – и усиливалась искусственными заграждениями. На отдельных участках в качестве препятствия использовалась железнодорожная насыпь окружной железной дороги, а также гранитные надолбы, установленные в 1–2 линии по 4 ряда в каждой. Перед ст. Выборг финны построили железобетонную стенку-барьер (преграждавшую движение по железкой дороге), которая правым флангом упиралась в крутой скат высоты, а левым – в железнодорожную насыпь. Проволочные заборы в качестве противопехотных препятствий имелись только на отдельных участках обороны.

* * *

Как видно из изложенного, инженерная подготовка Карельского перешейка производилась финнами с основной задачей обеспечить Выборгское операционное направление. Учтя опыт войны 1939–1940 гг., они стремились создать здесь современную, глубоко эшелонированную оборону с мощными железобетонными и броневыми сооружениями. Для решения этой задачи с начала 1942 г. финны развернули работу по сооружению на Выборгском направлении нескольких оборонительных полос и оборудованию ряда сильных опорных пунктов на господствующих высотах, седлающих основные дороги, идущие к Выборгу.

Максимально используя природные условия и естественные рубежи, финны оборудовали первую оборонительную полосу, главным образом средствами полевой фортификации, вторую (главную) – средствами мощной современной долговременной фортификации; построили отсечные позиции между первой и второй полосами, создали полевые укрепления на побережье Финского залива, использовали в качестве третьей полосы линию «Маннергейма», частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. фортификационные сооружения и усилив ее средствами полевой фортификации, соорудили внешний обвод вокруг Выборга как последнее прикрытие этого важного стратегического пункта. По размаху проведенных работ и подготовительным мероприятиям можно предполагать, что финны намечали провести значительно большую программу строительства, чем им удалось осуществить к началу наступления Красной Армии на Карельском перешейке (к 10 июня 1944 г.). Повидимому, намечалось развить каждую из оборонительных полос е глубину. Это предположение подтверждается, в частности, начатой отрывкой противотанковых рвов в районе Мятсякюля и Тилима.

Из всех многочисленных железобетонных сооружений, построенных финнами, наиболее современными были казематированные убежища с броневым колпаком в толще покрытия (пулеметные доты, наблюдательные пункты и артиллерийско-пулеметные полукапониры). Такое сочетание, обеспечивая большую сопротивляемость, позволило создать низко сидящие сооружения, легко маскируемые и мало уязвимые.

Первая оборонительная полоса была создана в полном соответствии с полевым уставом финской армии в виде позиций боевого охранения и позиции главного сопротивления. Первые выносились вперед на 400–600 м, в зависимости от местности, с использованием всех ее преимуществ.

Основное назначение позиции боевого охранения – затруднить разведку позиции главного сопротивления и предотвратить возможность неожиданного нападения. Позиция главного сопротивления состояла из отдельных опорных пунктов, связанных между собой траншеями. Глубина ее – 1500–2500 м.

Вторая и третья полосы обороны в основном строились по тому же принципу. Позиция главного сопротивления второй полосы состояла из мощных опорных пунктов, оборудованных средствами долговременной фортификации. Внешний обвод Выборга строился по крепостному принципу, с созданием сплошной линии обороны. Финнам не удалось закончить намечавшийся план фортификационного оборудования своей обороны на Карельском перешейке. И все же они создали, как мы видим, три мощных оборонительных полосы и укрепленный пояс вокруг Выборга, богато насытив их долговременными фортификационными сооружениями, что превратило перешеек в сильно укрепленный оборонительный плацдарм. Овладение этим плацдармом с преодолением долговременной обороны и множества естественных преград, представляло исключительно трудную задачу. Однако войска Ленинградского фронта блестяще решили ее. Наступление качалось 10 июня, 15 июня была прорвана вторая (главная) полоса обороны, 18–19 июня – третья, а 20 июня, преодолев оборонительный обвод, наступавшие войска заняли город и крепость Выборг.

Инженер-майор С. ЖАРКОВ
Инженер-майор З. БРАУДЕ