2 мировая война гитлерюгенд история. Прическа гитлерюгенд

Адольф Гитлер был уверен в том, что существование «тысячелетнего рейха» можно обеспечить только путем соответствующего воспитания молодого поколения. Для достижения цели был создан «Гитлерюгенд». Организация, в которую должен был вступить каждый немецкий ребенок, достигший необходимого возраста.

«Вы больше не принадлежите себе»

Развитие организации шло совместно с усилением влияния партии, уже с 1926 года участники движения повсеместно участвовали в предвыборных компаниях НСДАП: распространяли листовки, расклеивали плакаты, писали лозунги. Собственно, в годы Веймарской республики, были неоднократные попытки ограничить деятельность «Гитлерюгенд». Так, в 1930 году власти Ганновера установили запрет на вступление школьников в организацию, подобные меры были предприняты и в других федеральных землях, однако все они не увенчались успехом. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку «Гитлерюгенда», как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы». С приходом нацистов к власти, в 1933 году, организация основательно укрепила свои позиции, став полноправной частью нацистской партии. Руководителем «Гитлерюгенда» стал Бальдур фон Ширах - верный последователь Гитлера, который пообещал сплотить вместе всю немецкую молодежь.

Единая партия - единая молодежь

Как НСДАП стала единственной партией в Германии, так и «Гитлерюгенд» должен был стать единственной в своем роде организацией. С 1933 года партийная верхушка старается сосредоточить всю работу с немецкой молодежью на своей организации. Общая численность «Гитлерюгенда» на 1934 год составляла около трех миллионов человек. В 1936 году был выпущен закон о «Гитлерюгенд», который установил уже обязательное членство практически всех немецких детей в организации.

Молодежь руководит молодежью

«Гитлерюгенд» был организован по принципу настоящего военного ордена. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет - «Немецкая молодежь»; с 14 до 18 лет - собственно «Гитлерюгенд». Женская организация в составе «Гитлерюгенд»: девочки в возрасте от 10 до 14 лет - «Союз девочек»; от 14 до 18 лет - «Союз немецких девушек». Фактически участие в организации начиналось уже в самом раннем возрасте. Ежегодно, 15 марта, каждый достигший десятилетнего возраста мальчик был обязан зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире, где изучали сведения о ребёнке и его семье. Особое внимание уделялось его «расовой чистоте». После врачебных обследований и физических испытаний, кандидат мог быть принят в организацию.

Передовые кадры режима

После принятия закона «О Гитлерюгенд», его члены автоматически становились будущими кадрами партийных организаций и армии. В «Гитлерюгенде» важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, немецкая история и политическое страноведение. Однако наиболее важным процессом была физическая подготовка. В основу спортивного развития ставились всевозможные соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания. Дети соревновались в лёгкой атлетике, рукопашном бою и командным видам спорта. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия. Сами воспитанники всегда мечтали исполнить «долг перед родиной». Каждый из них хотел служить рейху и фюреру на полях сражений. Учитывая то, что многие преподаватели учебных учреждений «Гитлерюгенда» были боевыми офицерами- желание «отдать свой долг» усиливалось в разы.

Крах немецких надежд

С суровой реальностью молодежь, которая «думает и поступает по-немецки» столкнулась к концу войны. Режим мог надеяться на готовность людей нести жертвы ибо смерть за фюрера считалась честью. К 1944 году партийная верхушка активно использовала эту «ценность», призывая членов «Гитлерюгенда» в войска. К концу войны в армии появились шестнадцатилетние солдаты. Более того, в последние недели войны в армию приходили даже двенадцатилетние добровольцы с желанием «спасти Германию».
«Мы родились, чтобы умереть за Германию», - гласил один из типичных лозунгов «Гитлерюгенда». Но фронтовой опыт «добровольцев» равнялся нулю, да и большинство фронтовиков даже не считали их за своих «братьев по оружию». Многие из членов организации у них погибли сразу в первом бою.

». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии. Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодёжь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле , например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали - у каждого под фартуком здоровенный нож », - вспоминал один из очевидцев .

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, расклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит , быстро стало известно - Герберт Норкус . В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись .

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи» . Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению:

После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман . Организация была распущена после поражения Третьего рейха .

Структура и принципы функционирования организации

Национал-социализм
Основные понятия
Идеология
История
Персоналии
Организации
Нацистские партии и движения
Родственные понятия

Организованная по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит молодёжью», организация охватывала немецкую молодёжь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет - «Дойчес юнгфольк » («Немецкая молодёжь»); с 14 до 18 лет - собственно гитлерюгенд . Женская организация в составе гитлерюгенд : девочки в возрасте от 10 до 14 лет - «Юнгмедельбунд » («Союз девочек»); от 14 до 18 лет - «Бунд дойчер медель » («Союз немецких девушек»).

Гитлерюгенд возглавлялся рейхсюгендфюрером (reichsjugendführer ) (или рейхсфюрером (reichsführer )), назначавшегося председателем НСДАП.

Территории

До 1932 года - края (gau ), во главе с гауфюрерами (gauführer ), территориально соответствовали провинциям, землям, группам из провинции и мелких земель, по партийной линии - гау НСДАП.

Возглавлялись гебитсфюрерами (gebietsführer ). Каждая из территорий состояла из 20 баннов.

Банны

До 1929 года - из округов (bezirk ) во главе с бецирксфюрерами (bezirksführer ), территориально соответствовали городским районам или внерайонным городам с прилегающими к ним территориями.

Возглавлялись баннфюрерами (bannführer ). Каждый из баннов состоял из 4-6 штаммов.

Штаммы

До 1938 года - унтербанны (unterbann ), до 1929 года - аналогичное звено отсутствовало. Территориально соответствовали городским районам, внерайонным городам, районам или мелким землям, по партийной линии - районам НСДАП.

Возглавлялись штаммфюрерами (stammführer ). Каждый из штаммов состоял из 3-5 дружин.

Дружины

Территориально соответствовали амтам, раннее - районам.

Возглавлялись гефогльшатсфюрерами (gefoglschaftsführer ). Каждая из дружин состояла из 4 шаров.

Шары

Территориально соответствовали городам, общинам и округам, по партийной линии - местным группам НСДАП, раннее территориально соответствовали амтам.

Возглавлялись шарфюрерами (scharführer ). Каждый из шаров состоял из 4 товариществ (kameradschaft ).

Товарищества

Территориально соответствовали сёлам, улицам, группам многоквартирных жилых домов, по партийным линиям - блокам НСДАП, раннее территориально - городам и общинам, по партийной линии - местным группам НСДАП.

Возглавлялись камерадшафтсфюрерами (kameradschaftsführer ). Каждое из товариществ состояло из 10 членов.

Деятельность

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодёжь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодёжные слёты, международные встречи с членами молодёжных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодёжи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне , на родину Гитлера . Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование , журналистика , музыка , спорт и т. д. Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.

Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приёма в младшую возрастную группу - юнгфольк . Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к остальным расам, по истории - биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причём наибольшее внимание уделялось странам фашизма . Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

С началом Второй мировой войны члены гитлерюгенда занимались сбором одеял и одежды для солдат, отправкой посылок на фронт.

Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодёжи едва оставалось время для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.

Гитлер о гитлерюгенде

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 года, следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодёжи:

Эта молодёжь - она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем ещё на четыре года, а затем мы отдаём их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт , в СА или СС , в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами , тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа - немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт . А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными - всю свою жизнь…

Школа в нацистской Германии

Дошкольники воспитывались в детских садах, и уже там их начинали воспитывать в национал-социалистическом духе. Школа делилась на три части. Сначала все дети четыре года посещали народную школу. Далее можно было выбирать: либо учиться ещё четыре года в народной школе, либо шесть лет в средней школе, либо восемь в полной средней школе. Через некоторое время была введена ещё старшая ступень народной школы, в которой могли учиться особенно одарённые ученики народной школы. Кроме того, были созданы элитные школы, национал-политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Эти школы можно было посещать уже на третьем-четвёртом году обучения, но они были платными и, кроме того, для учёбы в них требовалось членство в гитлерюгенде. Уже на первом в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в юнгфольк и давали представление о расовой теории. Примером расового воспитания служит, например, такой эпизод: На уроке математики учитель спрашивает: «Сколько будет 2 + 3»? Ему отвечают: «Шесть». Тогда учитель говорит в ответ: «Это неверно, так считают только евреи, у немцев 2 + 3 = 5».

Идеологическая обработка

Музыка

Руководство НСДАП рассматривали музыку в качестве важного средства идеологического воздействия на молодежь . В частности в ячейках гитлерюгенда поощрялось групповое исполнение песен идеологического содержания. Внутренняя инструкция для руководителей организации называла групповое пение «сильнейшим средством укрепления коллективного духа» .

В массовой культуре

  • В 1933 году режиссёр Ганс Штайнхофф снял фильм «Квекс из гитлерюгенда ». Непримиримый конфликт отца-коммуниста и сына, мечтающего о вступлении в гитлерюгенд.
  • В 1993 году вышел фильм «Swing kids» («Юные любители свинга»). Студенты Петер, Томас и Арвид без ума от музыки в стиле свинг . И это большая проблема, ведь герои живут в Гамбурге 1939 года, свинг запрещён Гитлером как американская идеологическая зараза, так что их увлечение может принести им крупные неприятности: их могут исключить из гитлерюгенда и из института. Увы, ребята слишком молоды, чтобы оценить весь риск своей игры в бунтарей: днём - члены гитлерюгенда, вечером они самозабвенно танцуют свинг и с презрением говорят о фюрере. Игре наступает конец, когда гестапо хватает отца Петера за сочувствие к евреям, а сами герои попадают в поле зрения офицера СС . Для любителей джаза пришла пора испытаний - как и для всего мира, в связи с началом Второй мировой войны .

См. также

Напишите отзыв о статье "Гитлерюгенд"

Примечания

Литература

  • Кормилицын С. В. . III Рейх. Гитлер-югенд. ИД «Нева», СПб, 2004
  • Кормилицын С. В. Молодёжная политика Третьего Рейха, 1933-1941 гг. (дис. канд. ист. наук: 07.00.03.- Санкт-Петербург, 2000.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/595-9)
  • О. Г. Шагалова. Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодёжи (дис. канд. ист. наук: 07.00.03: Тюмень, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-7/572),
  • Г. Кнопп. «Дети» Гитлера - М.: Олма‑Пресс , 2004-288 с. ISBN 5-224-04809-5

Ссылки

  • (über 400 Bilder). Narodowe Archiwum Cyfrowe (Eine Bilddatenbank zur polnischen Geschichte). Гитлерюгенд на территории оккупированной Польши (1939-1944).

Отрывок, характеризующий Гитлерюгенд

Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике.
На прежнем месте ни чиновника, ни его жены уже не было. Пьер быстрыми шагами ходил между народом, оглядывая разные лица, попадавшиеся ему. Невольно он заметил грузинское или армянское семейство, состоявшее из красивого, с восточным типом лица, очень старого человека, одетого в новый крытый тулуп и новые сапоги, старухи такого же типа и молодой женщины. Очень молодая женщина эта показалась Пьеру совершенством восточной красоты, с ее резкими, дугами очерченными черными бровями и длинным, необыкновенно нежно румяным и красивым лицом без всякого выражения. Среди раскиданных пожитков, в толпе на площади, она, в своем богатом атласном салопе и ярко лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег. Она сидела на узлах несколько позади старухи и неподвижно большими черными продолговатыми, с длинными ресницами, глазами смотрела в землю. Видимо, она знала свою красоту и боялась за нее. Лицо это поразило Пьера, и он, в своей поспешности, проходя вдоль забора, несколько раз оглянулся на нее. Дойдя до забора и все таки не найдя тех, кого ему было нужно, Пьер остановился, оглядываясь.
Фигура Пьера с ребенком на руках теперь была еще более замечательна, чем прежде, и около него собралось несколько человек русских мужчин и женщин.
– Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него.
Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла.
– Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом.
– Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы.
– Он говорит – женщина, а Марья Николавна – барыня, – сказал дворовый человек.
– Да вы знаете ее, зубы длинные, худая, – говорил Пьер.
– И есть Марья Николавна. Они ушли в сад, как тут волки то эти налетели, – сказала баба, указывая на французских солдат.
– О, господи помилуй, – прибавил опять дьякон.
– Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то.
Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее.
– Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею.
Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат.
Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом.
– Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
– Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он.
Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье.
– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова гитлерюгенд

гитлерюгенд в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гитлерюгенд

фашистская молодежная организация в Германии в 1926-45, действовала под контролем нацистской партии.

Википедия

Гитлерюгенд

Гитлерю́генд - молодёжная организация НСДАП. Членами союза были только юноши, для девушек существовал отдельный Союз немецких девушек. Запрещена в 1945 году в процессе денацификации.

Гитлерюгенд (значения)

Гитлерюгенд :

  • Гитлерюгенд - молодёжная организация военизированного типа в Третьем рейхе.
  • 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» - танковая дивизия войск СС. Большинство членов дивизии были воспитанниками организации « Гитлерюгенд » 1926 года рождения.

Примеры употребления слова гитлерюгенд в литературе.

Подножие трибун омолаживали своим присутствием гитлерюгенд или, вернее говоря, территориальный взвод фанфаристов из юнгфолька, а также взвод барабанщиков и трубачей из гитлерюгенд а.

Так было с распространением среди советской, а затем и европейской молодежи троцкизма, взращиваньем комсомола, появлением гитлерюгенд , хунвэйбинов, молодых последователей айятолы Хомейни в Иране.

Я вскоре возвращусь к этому документу в связи с вопросом о военной службе, теперь же хотел бы указать на те части документа, которые касаются службы в гитлерюгенд - это декрет от 2 января 1942 года в отношении Эльзаса и декрет от 4 августа 1942 года в отношении Лотарингии.

Не столь безобидным, как критические нападки в журнале гитлерюгенда , был другой неприятный процесс, начавшийся вскоре после возвращения Хайдеггера из Рима.

Поскольку Грефф своевременно заделался членом национал-социалистских силовых отрядов и начиная с сорок первого именовал себя не только зеленщиком, но и люфтшуцвартом, а кроме того, в любое время мог сослаться на двух бывших скаутов, которые тем временем успели кое-чего достичь в рядах юнгфолька, став один фенляйнфюрером, другой -- штамфюрером, окружное управление гитлерюгенд официально разрешило проводить в картофельном подвале Греффа вечера песен.

Кто смог бы: юнцы из гитлерюгенда , старики-фолькштурмисты, недолечившиеся раненые?


Они сражались за Гитлера: кровавые «подвиги» гитлерюгенда

Документальных подтверждений преступлений, совершенных несовершеннолетними солдатами Вермахта из числа Гитлерюгенд (дети Гитлера - молодежная нацистская организация) в годы Великой Отечественной войны сохранилось немного. Этому есть два объяснения - сами малолетние преступники никогда не хвастались в своих воспоминаниях «подвигами», совершенными ими на службе у Гитлера. А кроме этого, наверное, существовало и существует негласное табу на информацию о том, как 10-15-летние гитлерюгендцы заживо сжигали в танках наших солдат, сбивали наши самолеты, расстреливали невооруженных пленных, и, наконец, уже после 9 мая 1945 года целились через снайперские прицелы в праздновавших Победу фронтовиков.

Воспоминание подполковника союзнических войск Роберта Даниеля об освобождении концентрационного лагеря Берген-Бельзен - чуть ли не единственное документальное свидетельство преступлений несовершеннолетних нацистов: «Я услышал хлопки выстрелов и пошел к ограде. Там стояли четверо, молодые эсесовцы, может даже Гитлерюгенд; выглядели они очень молодо. Они стреляли по трупам и по живым людям, старательно метили мужчинам и женщинам в промежность, чтобы причинить максимум боли. Я пристрелил троих из них, а четвертый убежал». Что стало с тем «четвертым» теперь уже, вряд ли когда-нибудь будет установлено. Как сложилась судьба этого человека, кем он стал и как прожил жизнь - неизвестно. В современной истории существуют лишь несколько достоверно известных биографий бывших членов Гитлерюгенд.

Бенедикт XVI Папа Римский

Настоящее имя Папы Римского Бенедикта ХVI - Йозеф Алоис Рацингер. В 1941 Йозеф Рацингер-младший в возрасте 14 лет вступает в Гитлерюгенд, позже служит в отрядах противовоздушной, противотанковой обороны, в пехоте. За несколько дней до капитуляции Германии дезертирует, некоторое время после войны находится в американском лагере для военнопленных. После своего освобождения Иозеф Рацингер поступает учиться в духовную семинарию; рукоположен в 1951. В 1977 становится кардиналом, далее - главой Конгрегации доктрины веры, в 2005, после смерти Иоанна Павла II, становится Папой Римским.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» прокомментировать историю Гитлерюгента взялся военный историк, сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Александрович Залесский: «Конечно, судьба Иозефа Рацингера уникальна, но она в чем-то и типична! Немецкие дети, одурманенные нацистской пропагандой в Гитлерюгенде, участвуя в вооруженном сопротивлении, по сути, сами стали жертвами той войны. Повзрослев, многие из них пересмотрели свои взгляды на «Великую Германию».

Альберт Чех, немец, родился в 1933 году, - член Юнгфолька (подразделение Гитлерюгенд, включающего подростков до 14 лет), 20 апреля 1945 в возрасте 12 лет был награжден самим Гитлером Железным Крестом за спасение раненых немецких солдат из-под огня советской армии. После награждения был сразу же отправлен на ускоренные курсы обращения с оружием, позже - на фронт. Не провоевав и месяца, был ранен и оказался в лагере для военнопленных, где провел два года. По возвращении домой обнаружил, что жить теперь будет не в Германии - Голденау, его родной город, перешел к Польше. Став старше, вступил в польскую коммунистическую партию, чтобы получить разрешение на эмиграцию в Западную Германию, где и живет по сей день.

«Закаляйся, как сталь!»

Малоизвестный факт - Адольф Гитлер так и не сумел за всю свою жизнь научиться кататься на велосипеде. При этом руководитель Третьего Рейха предъявлял особенные требования к физическому здоровью членов Гитлерюгенд. «Воспитанники этой организации должны были доказывать свою храбрость. Например, тех, кто не умел плавать, заставляли прыгать в воду с трехметрового трамплина. Их вытаскивали на землю только после того, как несчастные прыгуны пару раз успевали погрузиться под воду и снова всплыть на поверхность», - рассказывает историк Залесский.

Бывший ученик школы Адольфа Гитлера в городе Зонтхофен Харди Крюгер описывает еще более рискованное испытание: «Как-то зимой мой взвод проделал две большие проруби в толстом льду замерзшего озера. Расстояние между прорубями - почти 10 метров. Задача - прыгнуть в прорубь и подо льдом доплыть до другой полыньи». Все эти испытания соответствовали отношению в фашистской Германии к подрастающему поколению. Задачу, перед родителями «настоящих арийцев» Гитлер сформулировал еще в 1933 году: «Твой ребенок уже сегодня принадлежит нам. А ты? Ты пока не решился, но твои отпрыски уже в новом лагере».

1943 год. Гитлерюгенд берет в руки оружие

Проигрыш Сталинградской битвы стал одной из причин привлечения членов Гитлерюгенда к вооруженному сопротивлению наступающих войск Красной Армии и ее союзников - Великобритании и США.

«В январе 1943 года была установлена служба молодёжи допризывного возраста. Как правило, это были школьники старших классов, привлекавшиеся к службе в зенитно- артиллерийских частях целыми подразделениями Гитлерюгенда, под командованием своих «югендфюреров». Они считались исполняющими «молодёжную службу», а не солдатами, но фактически служили в вермахте; делая возможным отправку взрослых зенитчиков на фронт. Это были, по-видимому, самые «дешёвые» солдаты гитлеровской армии - до достижения 16 лет им платили 50 пфеннигов за день службы: а после этого возраста - по 20 марок в месяц. На заключительном этапе войны к службе в частях ПВО начали привлекаться даже девушки. Привлекались подростки к службе и в военно-воздушных силах (в 1944 году здесь служило 92 тысячи юношей, направленных сюда из Гитлерюгенда), привлекались подростки так же и во флот» - рассказывает военный историк Залесский.

Даже бывалые русские фронтовики были удивлены воинственностью немецкой молодежи. «Они бесстрашно бросались под танки. Это было неописуемо. Они, действительно были детьми», - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Александр Семенович Мартышко. «Мне было тогда 17 лет, но среди нас были и пятнадцатилетние, и ещё моложе. Без оглядки они шли навстречу смерти. И на многих улицах им удавалось отбить атаки русских. После боя на мостовых оставались лежать дети в своей форме Гитлерюгенда», - вспоминал потом один из членов этой нацистской организации Герд Хефнер.

Ганс-Дитрих Николайзен помнит, как и его отправили в бой: «Нас вооружили французскими винтовками невероятной длины. Патроны пришлось рассовать по карманам пальто. У нас не было патронташей. У каждого был гранатомет. Заряды к нему запихали в карманы штанов. Ручные гранаты мы засунули за пояс. В таком виде мы отправились на позиции». Но Гитлерюгенд, несмотря на все это, рвался в бой, и сражались «дети Гитлера», судя по воспоминаниям ветеранов, с отчаянной жестокостью. Бывший красноармеец Василий Мантуров на себе ощутил опасность, исходящую от них во время боя на Анхальтском вокзале в Берлине: «Один из них выстрелил из фаустпатрона и ранил меня. Это был маленький мальчик в форме Гитлерюгенда».

12-я танковая дивизия СС - «Гитлерюгенд»

Идея создать дивизию Ваффен СС из членов Гитлерюгенда появилась в начале 1943. Гиммлер, глава СС, пришел от нее в восторг; фюрер оказался с ним полностью солидарен, и 10 февраля 1943 был издан официальный указ о создании 12-ой танковой дивизии СС-"Гитлерюгенд". «Летом 1943 более 10 тысяч человек уже собралось в специально созданные для этого тренировочные лагеря, чтобы пройти обучение и попасть в дивизию. Набирались туда ребята в основном 1926 года рождения», - говорит военный историк Константин Залесский.

6 июня 1943 года началась совместная англо-американская операция "Оверлорд". В первые же дни 12-я танковая дивизия СС - «Гитлерюгенд» очень ярко себя проявила, нанося Союзникам большой урон с минимальным для себя ущербом и заработав репутацию безжалостных фанатиков не только среди противников, но и среди германских войск. «Жестокость царила и с той, и с другой стороны, и те и другие редко брали пленных», - утверждает военный историк. За 1 месяц службы дивизия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 60% своих людей. Сразу же после этого подразделение бросили в район Фалез, где "Гитлерюгенд" снова целый месяц сдерживала союзные войска, позволяя немецким войскам выйти из окружения. Потери составили 80%.

«После этого дивизию наскоро пополнили - теми, кто попался под руку - летчиками, моряками, выписавшимися из госпиталей ранеными - и младшими гитлерюгендовцами, которых сразу бросили в бой: в Арденнскую битву, в неудачную попытку снова захватить Бухарест...», - говорит историк Залесский. Некоторые члены Гитлерюгенда были обвинены в военных преступлениях, но это были дети - потому никто не прикладывал особых усилий, чтобы те предстали перед судом.

Фото «на память»

На хорошо сохранившихся фотодокументах - те самые бойцы Гитлерюгенда, не только танкисты. Вот английский солдат охраняет двух, так называемых, «истребителей танков». Он вооружен пистолетом-пулеметом STEN Mk.III, на его плече видна «конфискованная» у подростков немецкая штурмовая винтовка StG 44. На переднем плане и справа видны велосипеды с закрепленными на них парами «фаустпатронов» (Panzerfaust). Подобные велосипедные подразделения истребителей танков широко применялись в последние месяцы войны в Германии.

На этих фотографиях - уже малолетние эсесовцы, - танкисты 12-ой дивизии «Гитлерюгенд». Снимки были сделаны в окрестностях французской деревни Ро. Ни страха, ни тем более раскаяния, ни в их позах, ни в глаз - нет.

Подборка изображений немецких плакатов и открыток 1933 - 1944 годов

После публикации подборки плакатов, посвященной , захотелось углубиться в молодежную тему и взглянуть на то, что представлял собой процесс осуществления организационного единения юных граждан в условиях нацистской Германии.
Итак, гитлерюгенд - юношеская военизированная национал-социалистическая организация, которая была основана в 1926 году. Эта организация охватывала молодежь с 10 до 18 лет и делила ее на две возрастные категории - мальчики от 10 до 14 лет ("Дойчес юнгфольк") и юноши с 14 до 18 лет (собственно гитлерюгенд). В состав гитлерюгенда на автономных правах входил также Союз немецких девушек, который объединял всех германских девочек (но эту тему рассмотрим как-нибудь в следующий раз).
Для вовлечения немецких детей в состав этой организации использовались самые разные способы - торжественные шествия и пропагандистские марши, военные игры и спортивные соревнования, туристические походы и молодежные слеты с участием представителей молодежных фашистских объединений из других стран. Любой мальчик, вступавший в ряды этой организации, мог найти там что-то для себя полезное - занятия искусством или народными промыслами, авиамоделированием, журналистикой, музыкой, спортом.
Начиная 1936 года участие в гитлерюгенде для немецких детей стало фактически обязательным. После проверки их семей на "расовую чистоту" и сдачи ими определенных теоретических и практических экзаменов в день рождения фюрера почти все дети, достигавшие 10-летнего возраста, в торжественной обстановке ежегодно принимали в ряды этой организации. В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха - по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту, а с 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия. С началом Второй мировой войны члены гитлерюгенда стали заниматься сбором вторсырья, денежных средств, одеял и одежды для отправки на фронт солдатам. Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела - у молодёжи едва оставалось время для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка, потому что их дети росли дисциплинированными и были лишены возможности заниматься праздностью и бездельем.
В общем и целом молодых людей готовили к тому, чтобы после достижения 18-летнего возраста они могли вступать в национал-социалистическую партию, нести обязательную 6-месячную трудовую повинность в специальных трудовых лагерях и осваивать какую-либо профессию. А затем их отправляли на двух или трехгодичную военную службу в ряды СС или вермахта, чтобы на выходе получить многочисленное поколение активных идеологически оболваненных уже взрослых граждан.

Летняя форма членов гитлерюгенда и знаки их различия (иллюстрация из книги "Die Uniformen der H .J.") - 1933 год

К 1-й конференции представителей германских федеральных земель в Мюнхене (изображение с открытки) - август 1933 года (1)

К 1-й конференции представителей германских федеральных земель в Мюнхене (изображение с открытки) - август 1933 года (2)

"Квекс из гитлерюгенда" - рекламный плакат немецкого художественного фильма (1933 год)

Еще один рекламный плакат фильма "Квекс из гитлерюгенда" (1933 год)

Командные военно-спортивные соревнования членов гитлерюгенда (изображение с открытки) - 1934 год

Одна цель, одна воля, одна победа! Спортивный праздник гитлерюгенда местного масштаба (сентябрь 1936 года)

Обложка журнала "Pimpf" (для младшей возрастной группы членов гитлерюгенда) - апрель 1938 года Нам нужны молодежные общежития (призыв к взрослому населению делать пожертвования на эти цели) - 1938 год

К общегерманскому съезду национал-социалистической партии в Нюрнберге

Гитлерюгенд Богемии и Моравии. Региональный спортивный праздник в городе Оломоуц (июль 1942 года)

Запишитесь добровольцами на военную службу в танковую гренадерскую дивизию "Feldherrnhalle" (1944 год)

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами " " и " "