Повествование о том, как сотворил Бог Адама. История Адама и Евы

АПОКРИФЫ

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

Создати в земли Мадиамстей человека, взем земли горсть ото осьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камени - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - очи, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - оттепла. И поиде господь бог очи имати от солнца и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный сотона ко Адаму и измаза его калом и тиною и возгрями. И прииде господь ко Адаму и восхоте очи вложити во Адама, и виде его мужа измазанна: и разгневася господь на диавола и нача глаголати: "окаянне диаволе, проклятый, но достоит ли твоя погибель? Что ради человеку сему сотворил еси пакость, измаза его? и проклят ты буди", - и диавол исчезе, аки молния, сквозь землю от лица господня. Господь же, снем с него пакости сотонины, и в том сотвори господь собаку и смесив со Адамовыми слезами и теслою очисти его, аки зерцало, от всех скверн и постави собаку и повеле стрещи Адама, а сам господь отъиде в горний Иерусалим по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона, и восхоте на Адама напустити злую скверну, и виде собаку при ногах Адамлевых лежаща, и убояся вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, взем дерево, и истыка всего человека Адама, и сотвори ему в нем 70 недугов. И прииде Исус из горнево Иерусалима, и виде Адама древом исколота, и милосердова о нем и рече сотоне: "проклятый диаволе, что сотворил человеку сему, почто вложил недуги сия?" - Тогда отвеща диавол, окаянный сотона, господу, глаголя: "аще приидет кая болезнь человеку сему, да не постигнет, до скончания всего тобя не помянет; аще ль поболит, кой недуг в нем постраждеть, тогда всегда тебя имать на помощь призывати в недузех сих". - И отгна господь диавола, и исчезе диавол, прогна[н] аки тма светом, и обороти вся недуги в него.

И посла господь ангела своего, повеле взяти азъ на востоце, добро на западе, мыслете на севере и на юзе. И бысть человек в душу живу, нарече имя ему Адам. А костей сотвори бог во Адаме 345, и бысть Адам царь всем землям, и птицам небесным и зверем земным и рыбам морским, и самовласть дасть ему бог. И рече господь Адаму, глаголя: "тебе работает солнце и луна, и звезды, и птицы небесныя, и рыбы морския, и птицы, и скоты, и гади". - И насади господь бог рай на востоце и веле Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь бог сон во Адама, и успе Адам, и взят его ребро левое, и в том ребре протяже руце и нозе и главу, и созда ему жену в шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провиде вознесение за полшесты тысящь лет. И виде Адам господа распята, а Петра в Риме ходяща, а Павла в Дамасце учаща народ и проповедующе твое (siс!) воскресение, и вознесеся господь...

И воста Адам от сна своего и трепетен бысть во ужасе велице о провидении. И вожда (siс!) И господь Адама в раи ходящя и рече ему: "Адаме, Адаме, повеждь ми". Адам же убояся вельми, не смея богу поведати того видения. И рече ему господь бог: "Адаме, Адаме!" - Адам же рече ему: "господи владыко, тебе видех на кресте распята во Иерусалиме, а ученики твоя виде[х] ходяща - Петра в Риме, а Павла в Дамасце, проповедующе твое распятие и воскресение". - И рече ему господь: подобает ми тебе ради снити на землю и распяту быти и в третий день воскреснути; а ты же не поведай никомуже видения сего, дондеже увидиши мя в раю седяща одесную отца, и ты о том поскорби, Адаме". И бысть Адам в раи 7 дний, прообразуя господь бог житие человеческое: 10 лет исполнится рожение, 20 лет - юноша, 30 лет - свершение, 40 лет - средовечие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание...

СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

(...) Создати въ земли Мадиамстей человѣка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - тѣло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ свѣта - свѣтъ, 7) отъ вѣтра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхотѣ очи вложити во Адама, и видѣ его мужа измазанна; и разгнѣвася Господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человѣку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смѣсивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всѣхъ сквернъ, и постави собаку и повелѣ стрещи Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхотѣ на Адама напустити злую скверну, и видѣ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человѣка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и видѣ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотонѣ: «Проклятый дияволе, что сотворилъ человѣку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отвѣща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: «Аще приидетъ кая болѣзнь человѣку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма свѣтомъ, и обороти вся недуги въ него.

(...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят», - и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?» Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И посла Господь ангела своего, повелѣ взяти «азъ» на востоцѣ, «добро» на западѣ, «мыслете» на сѣверѣ и на юзѣ. И бысть человѣкъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богъ во Адамѣ 345, и бысть Адамъ царь всѣмъ землямъ и птицамъ небеснымъ и звѣремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя: «Тебѣ работаетъ солнце и луна и звѣзды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади Господь Богъ Рай на востоцѣ, и велѣ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро лѣвое, и въ томъ ребрѣ протяже руцѣ и нозѣ и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провидѣ вознесение за полшесты тысящь лѣть. И видѣ Адамъ Господа распята, а Петра въ Римѣ ходяща, а Павла въ Дамасцѣ учаща народъ и проповѣдующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасѣ велицѣ о провидѣнии. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, повѣждь ми». Адамъ же убояся велми, не смѣя Богу повѣдати того видѣния. И рече ему Господь Богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, Тебе видѣхъ на крестѣ распята во Иерусалимѣ, а ученики Твоя видѣхъ ходяща - Петра въ Римѣ, а Павла въ Дамасцѣ, проповѣдующе Твое распятие и воскресение». И рече ему Господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не повѣдай никомуже видѣния сего, дондеже увидиши мя въ Раю сѣдяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. И водил Господь Адама в Раю и сказал ему: «Адам, Адам, расскажи мне». Но Адам сильно испугался, не смея рассказать Богу свой сон. И сказал ему Господь Бог: «Адам, Адам!» Адам же ответил ему: «Господи владыко, я видел, что Тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики Твои - Петр в Риме и Павел в Дамаске - ходят и проповедуют Твое распятие и воскресение». И сказал ему Господь: «Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день; а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в Раю справа от Отца, - и ты о том поскорби, Адам».

И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человѣческое: десять лѣтъ исполнится рожение, 20 лѣтъ - юноша, 30 лѣтъ - свершение, 40 лѣтъ - средовѣчие, 50 лѣтъ - сѣдина, 60 лѣтъ - старость, 70 лѣтъ - скончание.

И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет - это ребенок, двадцать лет - юноша, тридцать лет - зрелость, сорок лет - средовечие, пятьдесят лет - седина, шестьдесят лет - старость, семьдесят лет - смерть.

И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и рѣки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь лѣтъ. И постави Господь Богъ двѣ свѣтилѣ велицѣ на тверди небеснѣй освѣтити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лѣта, а будетъ просвѣщение на тверди небеснѣй: свѣтила великая въ начатокъ дни, второе свѣтило - въ начатокъ нощи. И звѣзды постави Господь Богъ на тверди небеснѣй, яко свѣтити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и свѣтомъ.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной - большой светильник, обозначающий начало дня, а другой - начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

И был вечер, и было утро - день четвертый.

Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацѣхъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человѣкомъ всея земли просвѣщати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: «Изведу воды живыхъ во вѣки, птицъ перящеся по заводемъ, на тверди небеснѣй».

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».

И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 лѣтъ за всю 7000 лѣтъ, и осмой тысящи нѣсть конца, еще есть безконечный.

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

Въ недѣлю, день рекомый недѣля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облацѣхъ судити всему миру, иже не имать конца свѣта, и воздастъ комуждо по дѣломъ его.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.

Сказа́ние о сотворе́нии Бо́гом Ада́ма - славянский ветхозаветный апокриф , рассказывающий библейскую историю сотворения Богом первого человека Адама . Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке. Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде и вкладывает в их речь схожее сказание.

Сюжет

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

…взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав со слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт

Создати въ земли Мадиамстей челов Ђ ка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - т Ђ ло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ св Ђ та - св Ђ тъ, 7) отъ в Ђ тра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде господь богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде господь ко Адаму и восхот Ђ очи вложити во Адама, и вид Ђ его мужа измазанна; и разгн Ђ вася господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради челов Ђ ку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори господь собаку, и см Ђ сивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ вс Ђ хъ сквернъ, и постави собаку и повел Ђ стрещи Адама, а самъ господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона и восхот Ђ на Адама напустити злую скверну, и вид Ђ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убояси вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, вземъ древо, и истыка всего челов Ђ ка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и вид Ђ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече сотон Ђ : «Проклятый дияволе, что сотворилъ челов Ђ ку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отв Ђ ща дияволъ, окаянный сотона, господу, глаголя: «Аще приидетъ кая бол Ђ знь челов Ђ ку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма св Ђ томъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла господь ангела своего, повел Ђ взяти «азъ» на востоц Ђ , «добро» на запад Ђ , «мыслете» на с Ђ вер Ђ и на юз Ђ . И бысть челов Ђ къ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори богъ во Адам Ђ 345, и бысть Адамъ царь вс Ђ мъ землямъ и птицамъ небеснымъ и зв Ђ ремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему богъ. И рече господь Адаму, глаголя: «Теб Ђ работаетъ солнце и луна и зв Ђ зды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади господь богъ рай на востоц Ђ , и вел Ђ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро л Ђ вое, и въ томъ ребр Ђ протяже руц Ђ и ноз Ђ и главу, и совда ему жену въ шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провид Ђ вознесение за полшесты тысящь л Ђ ть. И вид Ђ Адамъ господа распята, а Петра въ Рим Ђ ходяща, а Павла въ Дамасц Ђ учаща народъ и пропов Ђ дующе твое воскресение, и вознесеся господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужас Ђ велиц Ђ о провид Ђ нии. И вожда господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, пов Ђ ждь ми», Адамъ же убояся велми, не см Ђ я богу пов Ђ дати того вид Ђ ния. И рече ему господь богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, тебе вид Ђ хъ на крест Ђ распята во Иерусалим Ђ , а ученики твоя вид Ђ хъ ходяща - Петра въ Рим Ђ , а Павла въ Дамасц Ђ , пропов Ђ дующе твое распятие и воскресение». И рече ему господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а тыже не пов Ђ дай никому же вид Ђ ния сего, дондеже увидиши мя въ раю с Ђ дяща одесную отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

И бысть Адамъ въ раи 7 дний, прообразуя господь богъ житие челов Ђ ческое: десять л Ђ тъ исполнится рожение, 20 л Ђ тъ - юноша, 30 л Ђ тъ - свершение, 40 л Ђ тъ - средов Ђ чие, 50 л Ђ тъ - с Ђ дина, 60 л Ђ тъ - старость, 70 л Ђ тъ - скончание.

И сотвори господь богъ всю тварь, море и р Ђ ки и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь л Ђ тъ. И постави господь богъ дв Ђ св Ђ тил Ђ велиц Ђ на тверди небесн Ђ й осв Ђ тити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и л Ђ та, а будетъ просв Ђ щение на тверди небесн Ђ й: св Ђ тила великая въ начатокъ дни, второе св Ђ тило - въ начатокъ нощи. И зв Ђ зды постави господь богъ на тверди небесн Ђ й, яко св Ђ тити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и св Ђ томъ.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

Постави господь богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облац Ђ хъ, еже пущати дожди, и громи, и молния челов Ђ комъ всея земли просв Ђ щати древа плодовитая. И рече господь богъ: «изведу воды живыхъ во в Ђ ки, птицъ перящеся по заводемъ на тверди небесн Ђ й».

И бысть, яко сотвори господь богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 л Ђ тъ за всю 7000 л Ђ тъ, и осмой тысящи н Ђ сть конца, еще есть безконечный.

Въ нед Ђ лю, день рекомый нед Ђ ля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день господь на облац Ђ хъ судити всему миру, иже не имать конца св Ђ та, и воздастъ комуждо по д Ђ ломъ его.

За вид.: Апокрифы. Сказание, как сотворил бог Адама / Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980. - С.149-153.

Підготовка тексту М.В.Рождєственської .

Текст подається в уривках за виданням А.Н.Пипіна в «Памятниках старинной русской литературы», вип. 3. СПб., 1862, с.12-14.

<...> Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли – тело, 2) от камня – кости, 3) от моря – кровь, 4) от солнца – глаза, 5) от облака – мысли, 6) от света – свет, 7) от ветра – дыхание, 8) от огня – теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят», – и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?». Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь. <…>



И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет – это ребенок, двадцать лет – юноша, тридцать лет – зрелость, сорок лет – средовечие, пятьдесят лет – седина, шестьдесят лет – старость, семьдесят лет – смерть.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной – большой светильник, обозначающий начало дня, а другой – начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И был вечер, и было утро – день четвертый.

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».

И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.



Текст печатается по: Сказание, как сотворил бог Адама / Пер. М. В Рождественской // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 1999. Т. 3: ХI–ХII века. С. 95–99.

Приложение 2

О сотворении Адама

Из скольких частей сотворил Бог Адама

Тело человека, говорят, из четырех частей создано. Берет оно от огня тепло, а от воздуха холод, а от земли сухость, а от воды влагу.

А в другом месте написано, что Адам из 8 частей сотворен был. Во‑первых, от земли тело, во-вторых, от Красного моря кровь, в-третьих, от солнца очи, в-четвертых, от ветра дыхание жизни его, в-пятых, от облака мысли его, добрые и злые, в-шестых, от камней кости, в-седьмых, от Духа Святого, который вложил в человека праведность и частицу вечного света, что и зовется Христос. 8-я часть от самого дыхания Христа – душа.

Когда сотворил Бог Адама, не было имени у него. И призвал Бог четырех ангелов и сказал им: «Найдите имя ему». Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя которой Анафола, и взял от нее Аз. Гавриил пошел на юг и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро. Уриил пошел на север и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад и увидел звезду, называемую Брион, и взял от нее Ер.

И предстали они пред Богом и сказали: «Вот части, которые мы получили, и читай, складывая их, и составится имя то АДАМЪ». Сказал Господь всемогущий: «Да будет так зваться он по имени». И сказали все ангелы: «Ты же, Господи, помилуй нас».

Текст печатается по: О сотворении Адама / Пер. М. Д. Каган-Тарковской // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 1999. Т. 3: ХI–ХII века. С. 93.

Задания и вопросы к текстам

1. Чем отличается апокрифическая версия сотворения человека от канонического библейского текста? Предложите философскую интерпретацию этих расхождений.

2. Какие детали вышеприведенных текстов имеют, по вашему мнению, мифологические коннотации?

3. В чем заключается подобие человека и мироздания?

4. В греческом аналоге рассказа об изобретении имени первого человека имя Адам соотносится с греческими названиями частей света. Как вы полагаете, почему в русской версии части света превратились в звезды?