Свойства по химии для огэ. Демонстрационные варианты огэ по химии
В этом разделе собраны все сборники задач по химии, которые были на ОГЭ 2020, 2019,2018, 2017, 2016, 2015 годов различного уровня сложности. Проработав эти тесты вы сможете определить ваш уровень подготовки к этому обязательному после 9-го класса экзамену.
Учащиеся, заканчивающие 9 класс в 2018-2020 учебном году, как и в прошлом году, будут сдавать ОГЭ по химии на базе своих школ. Экзамен будет проходить в три этапа:
- досрочный (для тех, кто имеет право на досрочную сдачу);
- основной (для большинства выпускников всех регионов РФ);
- дополнительный (сентябрьская пересдача).
Расписание сдачи экзамена (предварительное):
Структура состоит из 2 блоков:
Экзамен без эксперимента
Основная часть упрощенного варианта ОГЭ по химии будут тесты. Все задания будут разделены на два блока:
Таким образом, за отведенные на экзамен 120 минут (2 часа), ученикам предстоит дать ответы на 22 вопроса, правильно заполнив бланк ОГЭ.
Экзамен с экспериментом
Выпускникам профильных классов, изучавшим химию на углубленном уровне, предстоит не только дать ответы на тестовые вопросы, а и выполнить реальный эксперимент (задание №23). В модели №2 2019 года задания будут распределены:
На выполнение 23 заданий КИМ профильного уровня будет предоставлено два часа двадцать минут.Можно использовать:
- непрограммируемый калькулятор;
- таблицу Менделеева;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- таблицу растворимости в воде солей, кислот и оснований;
- черновик.
Все записи, сделанные на черновике, не рассматриваются при оценивании, поэтому можно смело записывать на листах все, что необходимо и не бояться исправлять ошибки.
Шкала перевода первичных баллов в оценку в отдельных регионах РФ может отличаться. В 2019 году ФИПИ рекомендует такие диапазоны соответствия:
Ученики, которым не удастся по каким-либо причинам набрать порог в 9 баллов, получат еще 2 попытки сдать повторно.
Основной период
Дополнительный период (сентябрьские сроки)
Справочник содержит теоретический материал по курсу химии и тестовые задания, необходимые для подготовки к Государственной итоговой аттестации ОГЭ выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций. Теория курса дана в краткой и доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестов. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. Они дают исчерпывающее представление о типах заданий экзаменационной работы и о степени их сложности. В конце пособия даны ответы на все задания, а также необходимые справочные таблицы.
Пособие может быть использовано учащимися для подготовки к ОГЭ и самоконтроля, а учителями - для подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по химии. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.
Ядро атома. Нуклоны. Изотопы.
Атом - мельчайшая частица химического элемента. В течение долгого времени атомы считались неделимыми, что и отражено в самом их названии («атомос» по-гречески означает «неразрезаемый, неделимый»). Экспериментальные исследования, проведённые в конце XIX - начале XX века знаменитыми физиками В. Круксом, В.К. Рентгеном, А. Беккерелем, Дж. Томсоном, М. Кюри, П. Кюри, Э. Резерфордом и другими, с убедительностью доказали, что атом - сложная система, состоящая из более мелких частиц, первыми из которых были открыты электроны. В конце XIX в. было установлено, что некоторые вещества при сильном освещении испускают лучи, представлявшие собой поток отрицательно заряженных частиц, которые и были названы электронами (явление фотоэффекта). Позднее было установлено, что есть вещества, самопроизвольно испускающие не только электроны, но и другие частицы, причём не только при освещении, но и в темноте (явление радиоактивности).
По современным представлениям, в центре атома находится положительно заряженное атомное ядро, вокруг которого по сложным орбитам двигаются отрицательно заряженные электроны. Размеры ядра очень малы - ядро примерно в 100 000 раз меньше размеров самого атома. Практически вся масса атома сосредоточена в ядре, поскольку электроны имеют очень маленькую массу - они в 1837 раз легче атома водорода (самого лёгкого из атомов). Электрон - самая лёгкая из известных элементарных частиц, его масса всего
9,11 10 -31 кг. Поскольку электрический заряд электрона (равный 1,60 10 -19 Кл) является наименьшим из всех известных зарядов, его называют элементарным зарядом.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140 минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .
Изменения в демонстрационных вариантах ОГЭ по химии
В 2015 году в демострационных вариантах ОГЭ по химии была изменена структура вариантов:
- Вариант стал состоять из двух частей .
- Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
- Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
Начиная с 2014 года, демонстрационные варианты ОГЭ по химии представлены двумя моделями . Эти модели различаются только в практико-ориентированных заданиях последней части, причем модель 1 аналогична работам предыдущих лет, а модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента (задания С3,С4 в варианте 2014 года и задания 22,23 в вариантах 2015-2016 годов ). Для организации и проведения реального химического эксперимента в модели 2 Федеральным институтом педагогических измерений были разработаны методические материалы . Выбор модели экзамена осуществляется органами управления образованием суъектов РФ.
В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2019 годов по химии по сравнению с демонстрационными вариантами 2015 года изменений не было.
В 2020 году была прежложена только одна модель демонстрационного варианта ОГЭ по химии , в котором по отношению к предыдущему 2019 году произошли следующие изменения :
- увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15);
- увеличена доля заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16);
- добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией;
- в часть 2 включено задание 21 , направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности, сокращённое ионное уравнение;
- добавлена
обязательная для выполнения практическая часть
, которая включает в себя два задания: 23 и 24:
- в задании 23 из предложенного перечня было необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций;
- в задании 24 нужно было провести две реакции, соответствующие составленным уравнениям реакций.
Задание 1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Задание 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Задание 3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Задание 4.
Задание 5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задание 1
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Как определить число электронов, протонов и нейтронов в атоме?
- Число электронов равно порядковому номеру и числу протонов.
- Число нейтронов равно разности между массовым числом и порядковым номером.
Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.
- Порядковый номер равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
- Номер А - группы равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).
Максимальное число электронов на уровнях.
Максимальное число электронов на уровнях определяется по формуле N= 2· n 2 .
1 уровень – 2 электрона, 2 уровень – 8, 3 уровень - 18, 4 уровень – 32 электрона.
Особенности заполнения электронных оболочек у элементов А и В групп.
У элементов А - групп валентные (внешние) электроны заполняют последний слой, а у элементов В - групп – внешний электронный слой и частично предвнешний слой.
Степени окисления элементов в высших оксидах и летучих водородных соединениях.
Группы | VIII |
|||||||
С.О. в высшем оксиде = + № гр | ||||||||
Высший оксид | R 2 О | R 2 О 3 | RО 2 | R 2 О 5 | RО 3 | R 2 О 7 | RО 4 |
|
С.О. в ЛВС = № гр - 8 | ||||||||
ЛВС | Н 4 R | Н 3 R | Н 2 R |
Строение электронных оболочек ионов.
У катиона – меньше электронов на величину заряда, у анионов - больше на величину заряда.
Например:
Сa 0 - 20 электронов, Сa2 + - 18 электронов;
S 0 – 16 электронов, S 2- - 18 электронов.
Изотопы.
Изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число электронов и протонов, но разную массу атома (разное число нейтронов).
Например:
Элементарные частицы | Изотопы |
|
40 Ca | 42 Ca |
|
Обязательно уметь по таблице Д.И. Менделеева определять строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов.
Предварительный просмотр:
http://mirhim.ucoz.ru
А 2. В 1.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы .
Атомный (порядковый) номер химического элемента равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
Номер периода равен числу заполняемых электронных слоёв.
Номер группы (А) равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).
Формы существования химического элемента и их свойства | Изменения свойств |
||
В главных подгруппах (сверху вниз) | В периодах (слева направо) |
||
Атомы | Заряд ядра | Увеличивается | Увеличивается |
Число энергетических уровней | Увеличивается | Не изменяется = номер периода |
|
Число электронов на внешнем уровне | Не изменяется = номеру периода | Увеличивается |
|
Радиус атома | Увеличиваются | Уменьшается |
|
Восстановительные свойства | Увеличиваются | Уменьшаются |
|
Окислительные свойства | Уменьшается | Увеличиваются |
|
Высшая положительная степень окисления | Постоянная = номеру группы | Увеличивается от +1 до +7 (+8) |
|
Низшая степень окисления | Не изменяется = (8-№ группы) | Увеличивается от -4 до -1 |
|
Простые вещества | Металлические свойства | Увеличивается | Уменьшаются |
Неметаллические свойства | Уменьшаются | Увеличивается |
|
Соединения элементов | Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида | Усиление основных свойств и ослабление кислотных свойств | Усиление кислотных свойств и ослабление основных свойств |
Предварительный просмотр:
http://mirhim.ucoz.ru
А 4
Степень окисления и валентность химических элементов.
Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).
Правила определения степени окисления элемента в соединении:
- С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.
- Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.
- Металлы имеют только положительную С.О.
- С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.
- С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.
- С.О. атомов бора, алюминия +3.
- С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).
- С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF 2 +2 ).
- С.О. атомов фтора всегда - 1.
- Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.
- Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.
- Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.
* С.О. – степень окисления
Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.
Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп.
Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).
постоянные | переменные |
||
ХЭ | валентность | ХЭ | валентность |
H, Na, K, Ag, F | Cl, Br, I | I (III, V, VII) |
|
Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn | Cu, Hg | II, I |
|
Al, В | II, III |
||
II, IV, VI |
|||
II, IV, VII |
|||
III, VI |
|||
I - V |
|||
III, V |
|||
C, Si | IV (II) |
Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:
Формула | Валентности | С.О. | Структурная формула вещества |
N III | N N |
||
NF 3 | N III, F I | N +3, F -1 | F - N - F |
NH 3 | N III, Н I | N -3, Н +1 | Н - N - Н |
H 2 O 2 | Н I, О II | Н +1, О –1 | H-O-O-H |
OF 2 | О II, F I | О +2, F –1 | F-O-F |
*СО | С III, О III | С +2, О –2 | Атом «С» передал в общее пользование два электрона, а более электроотрицательный атом «О» оттянул к себе два электрона: У «С» не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне – четыре своих и два общих с атомом кислорода. Атому «О» придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в роли донора. Акцептором будет атом «С». |
Предварительный просмотр:
А3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток.
Ковалентная связь – это связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью или между атомами с небольшой разницей в значениях электроотрицательности.
Ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых элементов – неметаллов. Ковалентная неполярная связь образуется, если вещество простое, например, O 2 , H 2 , N 2 .
Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных элементов – неметаллов.
Ковалентная полярная связь образуется, если вещество сложное, например, SO 3 , H 2 O, НСl, NH 3 .
Ковалентная связь классифицируется по механизмам образования:
обменный механизм (за счёт общих электронных пар);
донорно-акцепторный (атом - донор обладает свободной электронной парой и передаёт её в общее пользование с другим атомом - акцептором, у которого имеется свободная орбиталь). Примеры: ион аммония NH 4 + , угарный газ СО.
Ионная связь образуется между атомами, сильно отличающимися по электроотрицательности. Как правило, когда соединяются атомы металлов и неметаллов. Это связь между разноименно зараженными ионами.
Чем больше разница ЭО атомов, тем связь более ионная.
Примеры: оксиды, галогениды щелочных и щелочноземельных металлов, все соли (в том числе соли аммония), все щёлочи.
Правила определения электроотрицательности по периодической таблице:
1) слева направо по периоду и снизу вверх по группе электроотрицательность атомов увеличивается;
2) самый электроотрицательный элемент – фтор, так как инертные газы имеют завершенный внешний уровень и не стремятся отдавать или принимать электроны;
3) атомы неметаллов всегда более электроотрицательны, чем атомы металлов;
4) водород имеет низкую электроотрицательность, хотя расположен в верхней части периодической таблицы.
Металлическая связь – образуется между атомами металлов за счет свободных электронов, удерживающих положительно заряженные ионы в кристаллической решетке. Это связь между положительно заряженными ионами металлов и электронами.
Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку, немолекулярного строения – атомную, ионную или металлическую кристаллическую решетку.
Типы кристаллических решеток:
1) атомная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и неполярной связью (C, S, Si), в узлах решетки находятся атомы, эти вещества являются самыми твердыми и тугоплавкими в природе;
2) молекулярная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связями, в узлах решетки находятся молекулы, эти вещества обладают небольшой твердостью, легкоплавкие и летучие;
3) ионная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ионной связью, в узлах решетки находятся ионы, эти вещества твердые, тугоплавкие, нелетучие, но в меньшей степени, чем вещества с атомной решеткой;
4) металлическая кристаллическая решетка: образуется у веществ с металлической связью, эти вещества обладают теплопроводностью, электропроводностью ковкостью и металлическим блеском.
Предварительный просмотр:
http://mirhim.ucoz.ru
А5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Простые и сложные вещества.
Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н 2 , азот N 2 , железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H 2 O – состоит из двух элементов (водород, кислород), серная кислот H 2 SO 4 – образована атомами трёх химических элементов (водород, сера, кислород)).
Основные классы неорганических веществ, номенклатура.
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.
Номенклатура оксидов
Названия оксидов состоят из слов «оксид» и названия элемента в родительном падеже (с указанием в скобках степени окисления элемента римскими цифрами): CuO – оксид меди (II), N 2 O 5 – оксид азота (V).
Характер оксидов:
ХЭ | основный | амфотерный | несолеобразующий | кислотный |
металл | С.О.+1,+2 | С.О.+2, +3, +4 амф. Ме – Ве, Аl, Zn, Cr, Fe, Mn | С.О.+5, +6, +7 |
|
неметалл | С.О.+1,+2 (искл. Cl 2 O) | С.О.+4,+5,+6,+7 |
Основные оксиды образуют типичные металлы со С.О. +1, +2 (Li 2 O, MgO, СаО, CuO и др.). Основными называются оксиды, которым соответствуют основания.
Кислотные оксиды образуют неметаллы со С.О. более +2 и металлы со С.О. от +5 до +7 (SO 2 , SeO 2 , Р 2 O 5 , As 2 O 3 , СO 2 , SiO 2 , CrO 3 и Mn 2 O 7 ). Кислотными называются оксиды, которым соответствуют кислоты.
Амфотерные оксиды образованы амфотерными металлами со С.О. +2, +3, +4 (BeO, Cr 2 O 3 , ZnO, Al 2 O 3 , GeO 2 , SnO 2 и РЬО). Амфотерными называются оксиды, которые проявляют химическую двойственность.
Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов со С.О.+1,+2 (СО, NO, N 2 O, SiO).
Основания (основные гидроксиды ) - сложные вещества, которые состоят из
Иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH).
Номенклатура оснований
После слова «гидроксид» указывают элемент и его степень окисления (если элемент проявляет постоянную степень окисления, то её можно не указывать):
КОН – гидроксид калия
Сr(OH) 2 – гидроксид хрома (II)
Основания классифицируют:
1) по растворимости в воде основания делятся на растворимые (щелочи и NH 4 OH) и нерастворимые (все остальные основания);
2) по степени диссоциации основания подразделяют на сильные (щелочи) и слабые (все остальные).
3) по кислотности, т.е. по числу гидроксогрупп, способных замещаться на кислотные остатки: на однокислотные (NaOH), двухкислотные , трехкислотные .
Кислотные гидроксиды (кислоты) - сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Кислоты классифицируют:
a) по содержанию атомов кислорода в молекуле - на бескислородные (Н C l) и кислородсодержащие (H 2 SO 4 );
б) по основности, т.е. числу атомов водорода, способных замещаться на металл - на одноосновные (HCN), двухосновные (H 2 S) и т.д.;
в) по электролитической силе - на сильные и слабые. Наиболее употребляемыми сильными кислотами являются разбавленные водные растворы HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 S, HClO 4 .
Амфотерные гидроксиды образованы элементами с амфотерными свойствами.
Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.
Средние (нормальные) соли - сульфид железа(III).
Кислые соли - атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.
Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия
Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.
Основные соли - гидроксогруппы основания (OH − ) частично замещены кислотными остатками. Чтобы назвать основную соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.
Например, (CuOH) 2 CO 3 - гидроксокарбонат меди (II).
Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.
Двойные соли - в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами.
Смешанные соли - в их составе присутствует два различных аниона.
Гидратные соли (кристаллогидраты ) - в их состав входят молекулы кристаллизационной воды . Пример: Na 2 SO 4 ·10H 2 O.