Какая страна не является участницей опек. Страны входящие в опек

Председатель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль надеется, что Россия присоединится к Организации и это усилит картель, сообщило в понедельник агентство Франс Пресс.

ОПЕК ‑ Организация стран‑экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) ‑ международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10‑14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году - появления нового участника организации - Анголы и возвращения в организацию Эквадора.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.

Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».

28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.

23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.

В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран-производителей и экспортеров газа - газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти - промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.

Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран - потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.

Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.

В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное - организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны - члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран - союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай - для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.

Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

На чтение 8 мин. Опубликовано 25.01.2020

Что такое ОПЕК? Название данной организации довольно часто упоминается в СМИ. Какова цель ее создания? Какие решаются задачи? Какие страны в составе? Что значит корзина и зачем необходимы квоты для стран ОПЕК? Как OPEC влияет на экономику в мировом аспекте? Есть ли проблемы во взаимоотношениях с Россией? Вопросов много. Рассмотрим ответы.

Что значит ОПЕК: понятие и расшифровка аббревиатуры OPEC

Государства, занимающиеся добычей и экспортом «черного золота» во второй половине прошлого века, объединились в картель международного уровня. Данная организация получила сокращенное название OPEC. Это английский вариант аббревиатуры. В русской вольной трактовке под сокращением ОПЕК подразумевается: объединение стран, экспортирующих нефть. Как видим, название незатейливое, но идея ясна.

С какой целью сознана Организация стран-экспортеров нефти: функции и задачи ОПЕК
Дата создания – сентябрь 60-го прошлого века. Инициатива исходила всего от пяти государств – пяти крупных нефтяных экспортеров того периода.

Что же происходило на мировой арене в те года:

  • Освобождение колоний или зависимых регионов от давления метрополий.
  • Господство на нефтяном рынке принадлежало западным компаниям, предложившим понизить цену на нефть.
  • Острой нехватки нефти не наблюдалось. Имеющиеся предложения явно превалировали над спросом.

Вот почему странам, учредившим ОПЕК, было важно контролировать свои ресурсы, выйти из сферы влияния крупных картелей, воспрепятствовать снижению стоимости нефти в глобальном масштабе. Развитие их экономики полностью зависело и зависит, по сей день от объемов продаваемой нефти.

Основные цели организации не изменились и сейчас, ОПЕК создавалась для выполнения двух функций:

  1. Контролировать природные ресурсы национального значения.
  2. с помощью контроля ценообразующих трендов в профильной сфере.

Иными словами, чем занимается ОРЕС:

  • Координирует и унифицирует нефтяную политику стран, входящих в организацию.
  • Оберегает интересы членов ОПЕК путем определения самых действенных мер защиты, которые могут выглядеть, как индивидуальные или коллективные способы.
  • Помимо этого, организация развивает инфраструктуру нефтяных поставок, занимается грамотным вложением прибыли, получаемой от нефтяного экспорта.

ОПЕК активно сотрудничает с государствами, не являющимися членами данной структуры. Цель общения – реализация предложений, направленных на стабилизацию всемирного нефтяного рынка.

Как работает ОПЕК: принцип работы и структура OPEC

Ведущим органом управления OPEC является Конференция. В ней принимают участие представители государств-участников. Работа или созыв Конференции проводится дважды в год.

Данный формат подразумевает рассмотрение следующих вопросов:

  1. Прием в состав организации новых членов, то есть государств.
  2. Одобрение бюджета и финансового отчета.
  3. Кадровые назначения – утверждаются кандидатуры руководителя Совета управляющих, генсекретаря, его замов и ревизионной комиссии.
  4. Обсуждение стратегических и других вопросов.

Совету управляющих принадлежит право:

  • Заниматься формулировкой актуальных тем для Конференции.
  • Контролировать реализацию принятых решений.
  • Руководить Секретариатом – органом, который действует постоянно.

Секретариат состоит из специализированных отделов, к аждый занимается профильными вопросами:

  1. Административными или экономическими.
  2. Юридическими или информационными.
  3. Техническими.

Их функции: проведение исследований, составление ежегодного бюджета, подготовка разнообразных предложений.

Офис Секретариата размещается в австрийской столице.

OPEC на карте мира: список стран, которые входят в состав ОПЕК

Напомним, предложение о создании организации принадлежит пятерке держав: Ирану, Ираку, Саудовской Аравии, Кувейту и Венесуэле. Эти государства стали первыми участниками OPEC в далеком 60-ом году.

Уже через девять лет членство в организации стало важным шагом для Катара, Ливии, Индонезии, Объединенных Арабских Эмиратов и Алжира. В середине 70-х приняли новых участников – Нигерию и Габон, а также Эквадор. Как видим, география континентов неуклонно расширялась. Именно в этот период возросло влияние организации на нефтяной рынок. Это стало возможным благодаря контролю добычи «черного золота» со стороны правительственных структур, принадлежащих государствам-участникам ОРЕС.

По прошествии некоторого времени Габон вышел из рядов ОПЕК, а Эквадор хоть и остался, но деятельностью не занимается, она попросту приостановлена. Зато появился новый участник, ним стала Ангола.

В структуре ОПЕК 12 стран. Почему среди них нет России? Причины в основном исторического характера. СССР к моменту создания организации не принадлежала роль ключевого игрока в сфере добычи и продажи нефти.

Деятельность ОПЕК – для чего нужны квоты и что значит корзина OPEC

Суть деятельности ОПЕК в регулировании рынка нефти в масштабах мира.

Механизм выглядит достаточно просто:

  • Для государств-участников организации устанавливается суммарный лимит (квоты) на добычу энергоносителя. Данный показатель регулярно корректируется. Поводом для изменений является текущая стоимость нефти на рынке.
  • Общий лимит распределяется между членами организации.
  • Установленные квоты строго контролируются представителями ОРЕС.

Квота – величина ежедневного объема добываемой нефти . Для каждого государства устанавливается своя цифра, которая периодически меняется. Уменьшение квот свидетельствует о повышении цен, что обуславливается возросшим дефицитом. Квоты, оставшиеся на прежнем уровне или увеличенные, меняют тенденцию расценок в сторону их снижения.

Как же определяется цена «черного золота» для членов ОПЕК? Есть ценовые ориентиры. Один из них имеет название «корзина», то есть стоимость некоторых марок нефти, добываемых в различных странах-участницах ОРЕС, суммируются, сумма делиться на количество слагаемых. В результате получается средний арифметический показатель. В данном случае это и есть корзина.

Для справки . Название нефти зачастую отражает страну, в которой она добывалась, и сорт продукта. Он может быть «легкого» либо «тяжелого» типа. Вот наглядный пример: Iran Heavy является тяжелым сортом иранской нефти.

Если вспоминать максимальное значение корзины, то необходимо вернуться в кризисный 2008-ой год. В то время показатель возрос до 140,73$.

Как ОПЕК влияет на мировой рынок? Отношения OPEC и России

OPEC имеет статус межправительственного уровня. Подобный ранг позволяет организации оказывать влияние на мировой политической арене. Официальная связь установлена с ООН. С первых лет деятельности налажен контакт между Советами OPEC и ООН. ОПЕК постоянный участник Конференций ООН по вопросам, касающимся торговой сферы.

Проведение нескольких ежегодных совещаний с присутствием министров государств-участников OPEC также способствуют выработке совместных стратегических планов для дальнейшей работы на широком рынке.

Россия наравне с членами ОПЕК в ряду ведущих поставщиков «черного золота» .


В прошлом между ними были периоды серьезной конфронтации. Так, в начале нынешнего века ОПЕК адресовала Москве требование о сокращении продажи нефти. Хотя доступные статистические данные не зафиксировали снижения экспортируемых из России объемов. Наоборот они только возрастали.

С середины 2000-х, когда произошел стремительный рост стоимости нефти, пришел конец противостоянию РФ и ОПЕК. Теперь взаимоотношения носят исключительно конструктивный характер, что выражается в проведении консультаций по «нефтяным» вопросам на самом высоком уровне. Вполне логичным выглядит совпадение стратегических интересов в кругу продавцов нефти.

Что ждет ОПЕК в ближайшем будущем: проблемы и перспективы OPEC

Странам, вошедшим в организацию, присуща полярность интересов.

Всего два примера:

  1. Государства, расположенные на Аравийском полуострове, имеют небольшую численность населения, но располагают большим запасом нефти. Им направляются крупные зарубежные инвестиции на разработку месторождений.
  2. В Венесуэле иная ситуация – нищее многочисленное население. Идет реализация дорогостоящих программ на развитие, есть огромные долги. Поэтому государство вынуждено продавать нефть в больших количествах.

Кроме вышеописанного, ОПЕК должен считаться с рядом других проблем:

  • Договоры о квотах ОПЕК зачастую нарушаются. Отсутствует отрегулированный механизм контроля.
  • Осуществление широкомасштабной добычи нефти государствами, не являющимися участниками OPEC (Россией, США, Китаем, Канадой и так далее), снизили влияние объединившихся экспортеров на всемирный рынок.
  • Нефтедобыча осложняется политической нестабильностью. Достаточно вспомнить Ирак и Ливию, неустойчивость политической системы Нигерии, неспокойную обстановку Венесуэлы и санкции по отношению к Ирану.

Помимо этого присутствует некая неопределенность в будущем.

Многое зависит от дальнейшего развития энергетики:

  1. Внедрение альтернативных энергетических источников уменьшит влияние ОПЕК на мировую экономику.
  2. Со стороны официальных источников звучат прогнозы, предрекающие первенство «черного золота» в качестве основного ресурса для получения энергии. В этой ситуации успешная деятельность гарантирована – истощение нефтяных месторождений ожидается лишь через 35 лет.

Туманность перспектив усложняется сложившейся геополитической ситуацией в мире. Создание ОПЕК проходило в условиях относительного равновесия сил – было две противоборствующих стороны: соцлагерь и капиталистические державы. Нынешняя монополярность очень усиливает нестабильность. США все чаще берет на себя функции «мирового полицейского» в отношении государств в чем-либо «провинившихся», действия исламских фундаменталистов вообще сложно просчитать. Подобные факторы лишь ослабляют OPEC. Кроме того, .

Некоторые специалисты уверены, что ОПЕК не сможет быть диктатором условий, придется учитывать политические приоритеты стран, покупающих нефть. Других версий также достаточно. Время покажет кто прав. Нефтяной рынок является самым непредсказуемым.

Структура, называемая ОПЕК, расшифровка аббревиатуры которой, в принципе, знакома очень многим, играет значимую роль на мировой бизнес-арене. Когда была создана эта организация? Каковы основные факторы, предопределившие учреждение данной международной структуры? Сегодняшний тренд, отражающий снижение цен на нефть, можно ли сказать, что предсказуем и потому подконтролен для сегодняшних стран-экспортеров "черного золота"? Или же страны ОПЕК с высокой вероятностью - исполнители роли второго плана на глобальной политической арене, вынужденные считаться с приоритетами других держав?

OPEC: общая информация

Что такое ОПЕК? Расшифровка данной аббревиатуры довольно проста. Правда, прежде чем ее производить, следует корректно транслитерировать ее на английский - OPEC. Получится - Organization of Petroleum Exporting Countries. Или, Организация стран-экспортеров нефти. Данная международная структура создана крупными нефтедобывающими державами с целью, как считают аналитики, влияния на рынок "черного золота" в аспекте, прежде всего, цен.

Члены ОПЕК - 12 государств. В их числе есть ближневосточные страны - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, три государства из Африки - Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, а также Венесуэла и Эквадор, что расположены в Южной Америке. Штаб-квартира организации при этом расположена в австрийской столице - Вене. Организация стран-экспортеров нефти была основана в 1960 году. К текущему моменту страны ОПЕК контролируют порядка 40% от мирового экспорта "черного золота".

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он "прописался" в швейцарской Женеве, однако в 1965 году "переехал" в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире - Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на "черное золото". В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран - две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки - Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке "черного золота". Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли - примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой "корзине ОПЕК".

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости "черного золота" стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия - экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка "черного золота". При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на "черное золото" упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке "черного золота".

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Что такое "корзина" цен на нефть?

Выше мы сказали о том, что одним из ценовых ориентиров для стран Организации выступает так называемая "корзина". среднее арифметическое между некоторыми добываемыми в разных странах ОПЕК. Расшифровка их названий часто связана с сортом - "легким" или "тяжелым", а также государством происхождения. Например, есть марка Arab Light - легкая нефть, добываемая в Саудовской Аравии. Есть Iran Heavy - тяжелая происхождения. Есть такие марки, как Kuwait Export, Qatar Marine. Максимального значения "корзина" достигала в июле 2008 года - 140,73 долларов.

Квоты

Нами было отмечено, что в практике деятельности стран Организации присутствуют такое? Это ограничения на ежедневный объем добычи нефти для каждой из стран. Их величина может меняться по итогам соответствующих заседаний структур менеджмента Организации. В общем случае при снижении квот есть основания ожидать дефицита предложения на мировом рынке и, как результат, рост цен. В свою очередь, если соответствующее ограничение остается без изменений или увеличивается, расценки на "черное золото" могут иметь тенденцию к снижению.

ОПЕК и Россия

Как известно, главные экспортеры нефти в мире - это не только страны ОПЕК. В число крупнейших глобальных поставщиков "черного золота" на глобальном рынке входит Россия. Есть мнение, что в какие-то годы между нашей страной и Организацией имели место конфронтационные отношения. Например, в 2002 году от ОПЕК в адрес Москвы было выдвинуто требование - сократить добычу нефти, а также ее реализацию на глобальном рынке. Однако, как свидетельствуют публичные статистические данные, экспорт "черного золота" из РФ с того момента практически не снижался, а наоборот, рос.

Противостояние России и данной международной структуры, как полагают аналитики, прекратилось в годы стремительного роста цен на нефть в середине 2000-х. С тех пор между РФ и Организацией в целом наблюдается тенденция к конструктивному взаимодействию - как на уровне межправительственных консультаций, так и в аспекте сотрудничества нефтяных бизнесов. ОПЕК и Россия - экспортеры "черного золота". В целом логично, что их стратегические интересы на глобальной арене совпадают.

Перспективы

Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, - конкретно экспорт "черного золота". Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?

Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся - условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство - цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров "черного золота" отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие - глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, - это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих "черное золото".

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.

Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на "черное золото", как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях - управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний - 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на "черное золото", весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.

Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок - один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на "черное золото" и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.

Председатель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль надеется, что Россия присоединится к Организации и это усилит картель, сообщило в понедельник агентство Франс Пресс.

ОПЕК ‑ Организация стран‑экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) ‑ международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10‑14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году - появления нового участника организации - Анголы и возвращения в организацию Эквадора.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.

Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».

28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.

23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.

В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран-производителей и экспортеров газа - газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.