Что такое обсе и чем занимается эта организация? Обсе: структура, задачи и деятельность организации Специальная мониторинговая миссия обсе на украине.

, итальянский и испанский

Руководители Председатель Генеральный секретарь Директор БДИПЧ

Ингибьорг Сольрун Гисладоттир

Представитель по вопросам
свободы СМИ
Основание СБСЕ 1 Июль 1973 Хельсинкский Заключительный акт 30 июля - 1 августа 1975 Парижская Хартия 21 ноября 1990 ОБСЕ Январь 1995 1 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе Награды osce.org Медиафайлы на Викискладе

Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) - (CSCE: англ. Conference for Security and Cooperation in Europe , фр. ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

    ✪ Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Субтитры

История

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады , для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе .

Совещание проводилось в три этапа:

  1. 3 - 7 июля 1973 - Хельсинки - совещание министров иностранных дел ,
  2. 18 сентября 1973 - 21 июля 1975 - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
  3. 30 июля - 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 33 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

  • 1977-1978 - Белградская ,
  • 1980-1983 - Мадридская ,
  • 19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и Организации Варшавского договора), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
  • 10 сентября - 4 октября 1991 - Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.Conférence sur la sécurité et la coopération en Europe
  • 1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен », который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
  • 1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
  • 1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
  • 1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе . Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху », договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
  • 1995 - Будапештская встреча СМИД.
  • 2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века », в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии .
  • 1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
  • 1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло . Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово , конфликтным ситуациям в СНГ .
  • 18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин . Приняты Хартия европейской безопасности , соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя политические обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья .
  • 2000 - встреча СМИД в Вене . Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
  • 2001 - встреча СМИД в Бухаресте . Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия , Молдавия , Нагорный Карабах , Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
  • 12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
  • 2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.
  • 15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
  • 2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией » на Украине . Заключительный документ был заблокирован.
  • 3 июля 2004 - в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.
  • 2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и некоторыми членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ . МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании против России выступили страны ГУАМ - Грузия , Украина , Азербайджан и Молдова . Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.
  • 5 декабря 2006 - на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.
  • 26 октября 2007 - Россия , Армения , Беларусь , Казахстан , Киргизия , Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.
  • 16 ноября 2007 - отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию .
  • 7 февраля 2008 - отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.
  • 3 июля 2009 - парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» .
  • 1 декабря 2010 - в городе Астана (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ .

Структура

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office , CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
  • Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.

Руководство

Действующий председатель

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь - возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

  • Вильгельм Хёинк (1993-1996)
  • Джанкарло Арагона (1996-1999)
  • Ян Кубиш (1999-2005)
  • Марк Перрен де Бришамбо (2005-2011)
  • Ламберто Заньер (2011-2017)
  • Томас Гремингер

Государства-участники

Участники ОБСЕ

Государство Государство
Австрия Мальта
Азербайджан Молдавия
Албания Монако
Андорра Монголия
Армения Нидерланды
Белоруссия Норвегия
Бельгия Польша
Болгария Португалия
Босния и Герцеговина Россия
Ватикан Румыния
Великобритания Сан-Марино
Венгрия Сербия
Германия Словакия
Греция Словения
Грузия США
Дания Таджикистан
Ирландия Туркмения
Турция
Испания Узбекистан

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - важный межгосударственный орган, главной задачей которого является сохранение мира и стабильности на континенте. История данной структуры насчитывает не одно десятилетие. Но о реальной эффективности работы организации давно ходят споры. Давайте выясним, что представляет собой Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, узнаем её основные цели и функции, а также краткую историю деятельности.

История создания

Прежде всего выясним, при каких обстоятельствах была создана ОБСЕ.

Идея созыва собрания представителей государств, которое выработало бы общие принципы международной политики в регионе, впервые была озвучена в Бухаресте в 1966 году представителями европейских стран из социалистического лагеря, входивших в блок ОВД. Позже данная инициатива была поддержана Францией и некоторыми другими западными государствами. Но решающий вклад сделала позиция Финляндии. Именно эта страна предложила провести данные встречи в своей столице - Хельсинках.

Предварительный консультационный этап проходил с ноября 1972 года по июнь 1973-го. Совещание проводили делегаты 33 а также Канады и США. На данном этапе проходила выработка общих рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству, составлялся регламент и повестка дня переговоров.

Непосредственно первая встреча состоялась в начале июля 1973 года. Именно с этой даты принято вести отсчет деятельности ОБСЕ. На данном этапе в обсуждении принимали участие министры иностранных дел всех европейских стран, кроме Албании, и двух Североамериканских государств. Были найдены точки соприкосновения по основным вопросам, что отразилось в «Заключительных рекомендациях».

На втором этапе, который проходил в Женеве с сентября 1973 года по июль 1975-го, представители договаривающихся стран уточняли наиболее важные моменты общего сотрудничества, чтобы они максимально отвечали интересам всех участников, а также согласовывали все спорные вопросы.

Непосредственное подписание итогового акта происходило в конце июля - начале августа 1975 года в Хельсинках. В нем приняли участие высшие руководители всех 35 договаривающихся стран. Итоговая договоренность имела официальное название «Заключительный акт СБСЕ», а неофициально её принято было именовать Хельсинкскими соглашениями.

Основные положения Хельсинкских соглашений

В итоговом документе Хельсинкских соглашений были официально закреплены итоги II мировой войны. Кроме того, были выработаны 10 главных принципов международно-правовых отношений. Среди них следует выделить принцип нерушимости существующих территориальных границ европейских стран, невмешательства, равенства государств, соблюдения основных свобод человека, право наций решать свою судьбу.

Кроме того, были выработаны общие договоренности по взаимоотношениям в культурной, военно-политической, правовой и гуманитарной сферах.

Дальнейшее развитие организации

С этих пор Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стал собираться регулярно. Встречи проходили в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Стокгольме (1984), а также в Вене (1986).

Одним из самых знаковых стало совещание в Париже в сентябре 1990 года, в котором принимало участие высшее руководство стран-участниц. На нем была принята знаменитая Парижская хартия, которая ознаменовала конец холодной войны, подписан договор о вооружении, а также прописаны важные организационные вопросы дальнейших консультаций.

На Московском совещании в 1991 году было принято постановление о приоритете прав человека над внутригосударственными законами.

В 1992 году на заседании в Хельсинках произошло переформатирование СБСЕ. Если раньше он, по сути, был форумом общения руководства государств-членов, то с этого момента стал превращаться в полноценную постоянно действующую организацию. В том же году в Стокгольме был введен новый пост - генеральный секретарь СБСЕ.

В 1993 году на встрече, которая прошла в Риме, были достигнуты договоренности о создании Постоянного комитета, куда страны-участники направляли своих делегатов для представительства.

Таким образом, СБСЕ все больше стал приобретать черты постоянно функционирующей организации. Чтобы привести название в соответствие с реальным форматом, в 1994 году в Будапеште было принято решение о том, что теперь СБСЕ будет называться не иначе, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это положение вступило в силу с начала 1995 года.

После этого значимые встречи делегатов ОБСЕ проходили в Лиссабоне (1996), Копенгагене (1997), Осло (1998), Стамбуле (1999), Вене (2000), Бухаресте (2001), Лиссабоне (2002), Маастрихте (2003), Софии (2004), Любляне (2005), Астане (2010). На данных форумах обсуждались вопросы терроризма, сепаратизма, проблемы прав человека.

Нужно отметить, что, начиная с 2003 года, Россия в ОБСЕ занимает позицию, зачастую отличающуюся от мнения большинства других стран-участников. По этой причине многие общие решения блокируются. Одно время даже ходили разговоры о возможном выходе РФ из организации.

Цели

Основными целями, которые перед собой ставят страны ОБСЕ, является достижение мира и стабильности в Европе. Для выполнения данной задачи организация активно участвует в урегулировании конфликтов между державами и внутри государств-участников, контролирует распространение оружия, проводит дипломатические мероприятия профилактического характера для предотвращения возможных конфликтов.

Организация следит за экономической ситуацией и экологией в регионе, а также за соблюдением прав человека в странах Европы. Деятельность ОБСЕ направлена на проведение мониторингов выборов в странах-участниках путем отправки на них своих наблюдателей. Организация поощряет развитие демократических институтов.

Страны-участники

Наибольшее представительство в организации закономерно имеет Европа. ОБСЕ в общем насчитывает 57 стран-членов. Кроме Европы, в этой организации принимают непосредственное участие два государства из Северной Америки (Канада и США), а также целый ряд азиатских стран (Монголия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и т. д.)

Но статус участника - не единственный, который существует в данной организации. Партнерами по сотрудничеству считаются Афганистан, Тунис, Марокко, Израиль и ряд других государств.

Структура органов ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе имеет довольно разветвленную структуру управления.

Для решения наиболее важных вопросов, имеющих глобальный характер, собирается Саммит глав государств и правительств. Именно решения этого органа имеют первостепенное значение. Но нужно отметить, что последний раз такая встреча состоялась в 2010 году в Астане, а до этого - только в 1999-м.

В отличие от Саммита, Совет глав МИД собирается ежегодно. Кроме обсуждения наиболее важных вопросов, в его задачи входит избрание генерального секретаря организации.

Постоянный совет ОБСЕ - основной орган данной структуры, который работает на постоянной основе и собирается каждую неделю в Вене. Он занимается обсуждением поднятых вопросов и принимает по ним решения. Руководит этим органом действующий председатель.

Кроме того, важными структурными органами ОБСЕ является Парламентская ассамблея, Бюро по демократическим институтам, Форум по сотрудничеству в сфере безопасности.

Первыми лицами в ОБСЕ считаются действующий председатель и генеральный секретарь. О значении данных должностей и об некоторых структурных органах ОБСЕ мы подробнее поговорим ниже.

Действующий председатель

Руководством и организацией текущей деятельности ОБСЕ занимается действующий председатель.

Данную должность занимает министр той страны, которая в текущем году председательствует в ОБСЕ. В 2016 году эту почетную миссию выполняет Германия, а значит, председателем ОБСЕ является глава МИД ФРГ Ф.-В. Штанмайер. В 2015 году указанную должность занимал представитель Сербии Ивица Дачич.

В задачи председателя входит координация работы органов ОБСЕ, а также представительство данной организации на международном уровне. Например, Ивица Дачич в 2015 году принимал деятельное участие в урегулировании вооруженного конфликта в Украине.

Пост генерального секретаря

Второй по значимости пост в организации - генеральный секретарь. Избрание на эту должность проводится раз в три года Советом министров. В настоящий момент является итальянец Ламберто Заньер.

В полномочия входит руководство то есть он фактически является главой администрации. Кроме того, этот человек выступает как представитель ОБСЕ во время отсутствия действующего председателя.

Парламентская ассамблея

В Парламентскую ассамблею ОБСЕ входят представители всех 57 её участников. Основана данная структура была в 1992 году как межпарламентская организация. В ее составе более 300 депутатов, которых делегируют парламенты стран-участников.

Штаб-квартира данного органа находится в Копенгагене. Первыми лицами Парламентской ассамблеи считаются председатель и генеральный секретарь.

В рамках ПАСЕ действуют постоянный и три специализированных комитета.

Критика

В последнее время все больше усиливается критика в адрес организации. Многие эксперты утверждают, что на данный момент ОБСЕ не способна решать действительно ключевые вызовы и нуждается в реформировании. Из-за особенностей принятия решений, многие постановления, поддерживаемые большинством членов, могут быть заблокированы меньшинством.

Кроме того, существуют прецеденты, когда даже принятые решения ОБСЕ не исполняются.

Значение ОБСЕ

Несмотря на все недостатки, трудно переоценить значение ОБСЕ. Данная организация является площадкой, где страны-участники могут найти точки соприкосновения по спорным вопросам, разрешить конфликт, договориться о совместной позиции по поводу решения конкретной проблемы. Кроме того, организация прилагает немалые усилия для обеспечения прав человека в европейских странах и демократизации общества.

Не стоит забывать, что в свое время холодная война была прекращена не в последнюю очередь благодаря консультациям в рамках СБСЕ. В то же время нужно стараться, чтобы новые политические и гуманитарные вызовы данная организация тоже приняла во всеоружии. А для этого требуется проводить реформирование ОБСЕ.

Название:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, OSCE

Флаг/Герб:

Статус:

региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности

Структурные подразделения:

Основными органами организации являются Саммит (Встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года.

Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

Деятельность:

контроль над распространением вооружений;
дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
меры по построению доверительных отношений и безопасности;
защита прав человека;
развитие демократических институтов;
мониторинг выборов;
экономическая и экологическая безопасность.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония

История:

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

3 – 7 июля 1973 – Хельсинки – совещание министров иностранных дел,
18 сентября 1973 – 21 июля 1975 – Женева – внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
30 июля – 1 августа 1975 – Хельсинки – саммит. На саммите 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Заключительный акт

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;
в военно-политической области – согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);
в экономической области – согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
в гуманитарной области – согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:
1977-1978 - Белградская,
1980-1983 - Мадридская,
1984 - Стокгольмская,
1986 - Венская.
19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание «холодной войны»), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
10 сентября - 4 октября - Москва - третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
1995 - Будапештская встреча СМИД.
2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.
1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.
18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

XXI век. Противостояние России и ОБСЕ
2000 - встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
2001 - встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, 2005 г. Фото Михаила Евстафьева
15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.
2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe, OSCE) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 известный как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

От СБСЕ к ОБСЕ.

Предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры. На Будапештском саммите СБСЕ в 1994 было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. Поэтому в публицистике и научной литературе часто пишут СБСЕ/ОБСЕ как два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Значимость.

Политическая значимость ОБСЕ заключается прежде всего в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.

Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный Акт, подписанный 1 августа 1975 СССР, США, Канада и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач Совещания.

Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы). Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся «слабым звеном» советской системы, и подписание Хельсинского Акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР. Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР. По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху «разрядки», но также привело к «реидеологизации» противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установления режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей. Хельсинский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации.

Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе. Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД) и неприсоединившихся стран.

После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о «третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности» и другие соглашения. Таким образом, страны-участницы пытались «приспособить» СБСЕ/ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной «войны».

Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существенным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организацией. Эта организация практически неотделима от «ключевой связки» НАТО – ЕС, она нередко используется отдельными странами-участницами для косвенного «озвучивания» своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х – начале 1990-х Михаил Горбачев и Франсуа Миттеран пытались противопоставить ОБСЕ НАТО. В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организационных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Штатов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Балладюр предложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась «продвигать» ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопасности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале 21 в. Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности.

Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского процесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реализации которых были созданы новые институты. При этом разрешение этнополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992) Совета министров иностранных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миротворческих миссий. В основном миссии Организации преследуют две задачи: урегулирование или предотвращение конфликтов на территории стран-членов ОБСЕ и информирование о кризисных ситуациях. Как правило, миссии отличаются друг от друга по числу задействованных сотрудников (от 3 до 600 человек) и по конкретным задачам, определяемым соответствующим мандатом ОБСЕ. В начале 21 в. ОБСЕ поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии и Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении и 7 бюро в Минске, на Украине, в Баку, Алма-Ате, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе. Однако наибольшую известность получили миссии, развернутые ОБСЕ на территории бывшей Югославии и в Закавказье: именно их деятельность освещалась в международных СМИ и специализированных политологических изданиях. По мнению российских и зарубежных политологов, именно в этих регионах ОБСЕ попыталась играть роль активной миротворческой организации. Тем не менее, в обоих случаях ОБСЕ играла второстепенную роль и в основном занималась пост-конфликтным урегулированием. Так, например, основная задача миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине (создана 8 декабря 1995) заключалась в мониторинге соблюдения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине («Дейтонские соглашения») и укрепления мира демократии и стабильности в регионе. Так же как и в Боснии, миссия ОБСЕ в Косово играла ведущую роль в вопросах, связанных с восстановлением этой территории, институциональным строительством и укреплением демократии. В обоих случаях непосредственным разрешением конфликта занималась НАТО, а ОБСЕ доставалась трудная и неблагодарная работа в рамках послевоенного урегулирования и восстановления. Так, например, закрытие миссии ОБСЕ в Косово в конце 1998 де-факто означало отказ этой организации от участия в урегулировании этнического конфликта между сербами и албанцами и передачу миротворческих функций НАТО.

Несомненным успехом ОБСЕ в Закавказье являлось создание Минской контактной группы по Нагорному Карабаху (1992) для урегулирования вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Группа, куда вошли представители Великобритании, Германии, Российской Федерации, США и Франции, занималась разрешением карабахского конфликта, а ее наблюдатели следили за соблюдением перемирия между конфликтующими сторонами. В 1993 Минская группа предложила план урегулирования территориальных споров Баку и Еревана («Уточненный график»), но эти положения не были приняты ни Арменией, ни Азербайджаном. В конце концов, в 1994 обе стороны, при посредничестве России, договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня, действующее по настоящее время.

Разработкой и продвижением мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном занимается Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) ОБСЕ, но, на данный момент, ее усилия так и не увенчались успехом. Следует отметить, что в данном случае ОБСЕ пыталась непосредственно участвовать в урегулировании конфликта, но была во многом оттеснена великими державами – сопредседателями Минской группы. В действительности, США, Россия и Франция, а не ОБСЕ заставили Армению и Азербайджан приостановить военные действия.

Действующие структуры, институты и бюджет ОБСЕ.

Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасностисобирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенности это касается Мер в области доверия и безопасности . Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц.

Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования СБСЕ/ОБСЕ было проведено 6 саммитов. Cамыми значимыми были:

Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ;

Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;

Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т. д.;

Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье.

Совет министров иностранных дел. Своеобразным «заменителем» саммитов является Совет министров иностранных дел (СМИД), обычно собирающийся в те годы, когда нет Встреч на высшем уровне. СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок. Его основная функция заключается в организационной поддержке Действующего председателя. Канцелярия генерального секретаряосуществляетоперационную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством генсека. Полномочия секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными правительственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды. Отдел прессы и информации, административные, финансовые службы, равно как и службы по подбору персонала, организации конференций и по информационным технологиям также находятся в ведении Секретариата.

На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская АссамблеяОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человекаявляется по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИотслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 Туркменистану.

В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на бюроВерховного комиссара по делам национальных меньшинств(Гаага). Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ставящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами-участниками СБСЕ.

Особое место в организационной структуре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе занимают Меры по укреплению доверия и безопасности. Этапрограммабыла создана с целью ослабления напряженности и укрепления взаимного доверия на Европейском континенте. В ее рамках были подписаны такие документы как: а) ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе ), устанавливающий квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон; Договор об «открытом небе» , позволяющий государствам участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга, в особенно в сфере безопасности. В рамках Мер по укреплению доверия и безопасности, Действующий Председатель назначил своих личных представителей по контролю над исполнением ряда статей Дейтонских мирных соглашений. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участниками, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и арбитражу,находящийся в Женеве.

В 2003 бюджет ОБСЕ составил 185,7 млн. евро и в основном состоит из членских взносов государств-участников. Около 84 процентов всех средств расходуется на военные миссии и проекты, осуществляемые на Организацией местах.

Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работает около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой организации – более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.

По мнению многих экспертов, СБСЕ/ОБСЕ прошло в своем развитии три основных стадии. На первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Начавшаяся в 1970-х «разрядка» в отношениях между СССР и США сделала возможным и многосторонние переговоры, касающимся военных аспектов безопасности в Европе. Именно в этот период (1986–1992) были подписаны такие документы, как ДОВСЕ (1990), Договор по открытому небу (1992) и т.д. Затем, распад СССР в корне изменил повестку дня: СБСЕ/ОБСЕ стало уделять все больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы. Это было прежде всего вызвано изменением самого «приоритета угроз»: в то время как военная конфронтация по линии «Восток – Запад» ушла в прошлое, интенсивность этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ резко возросла.

ОБСЕ сыграло определенную миротворческую роль в первой половине 1990-х, но после неудач в Югославии было оттеснено НАТО, а затем и ЕС на второй план. Не обладая ни эффективными инструментами для проведения политики «принуждения к миру», ни политической волей к действию, ОБСЕ была во многом заменена другими действующими лицами в сфере европейской безопасности. Общий принцип консенсуса в организации, начитывающей 53 государства с различными интересами, также не способствовал повышению эффективности СБСЕ/ОБСЕ.

Неудачи в миротворческой деятельности не помешали, однако, Организации возвратиться в конце 1990-х к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что и является на данный момент основной сферой деятельности этой организации. Материалы в Интернете – Сайт ОБСЕ: http://www.osce.org

Данила Бочкарев

Литература:

Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ . М., Политиздат, 1986
Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии . – в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции. М., РНФ-РОПЦ, 1994
Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
От Хельсинки до Будапешта: история СБСЕ/ОБСЕ в документах (1973–1994) , М.: Наука, 1997
Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье . – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. – 2001, № 9
Загорский А.В. Хельсинкский процесс . М., «Права человека», 2005



ОБСЕ – одна из самых сложных международноправовых структур. Трансформировалась в международную организацию из международной конференции – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), впервые созванного в 1975 г. (Хельсинки). Причины созыва – критическое состояние (ник) "гонки вооружений", реальная опасность начала ядерной войны, необходимость начать процесс разрядки международной напряженности. Цель созыва – формирование общей системы коллективной безопасности в Европе. Субрегиональный характер – 33 европейских государства, США и Канада. Заключительный акт Хельсинского совещания 1975 г. – один из важнейших источников общего международного права, кодификация его когентных принципов.

Хельсинское совещание – это первая попытка создать общую систему европейской безопасности. Государства- участники разработали элементы этой системы:

  • – согласованные меры (разоружение, меры доверия, мирное разрешение споров);
  • – принципы, которыми государства-участники обязаны руководствоваться (неприменение силы, мирное разрешение споров, нерушимость границ);
  • – сотрудничество в целях укрепления мира и безопасности (развитие контактов между гражданами разных государств, воссоединение семей, поощрение браков между иностранцами).

СБСЕ в своей эволюции к ОБСЕ прошло несколько этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась, а структура совершенствовалась. Встречи на разных уровнях в рамках СБСЕ: Белград (1978 г.), Монгре (1978 г.), Мадрид (1980–1983 гг.), Афины (1984 г.) Стокгольм (1984– 1986 гг.), Вена (1986-1989 гг.), Копенгаген (1990 г.), Париж (1990 г.), Мадрид (1991 г.), Москва (1991 г.), Ла-Валетта (1991 г.), Хельсинки (1992 г.), Вена (1992 г.), Женева (1992 г.),

Стокгольм (1992 г.), Прага (1992 г.), Рим (1993 г.), Москва (1993 г.), Будапешт (1994 г.). В рамках СБСЕ состоялись также три совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990, 1991 и 1992 гг.).

Наиболее важные встречи:

Париж 1990 г. Подписана Хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одобрен Венский документ 1989 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. В Парижской хартии закреплены положения о праве на равную безопасность для всех и свободу выбора государствами способов обеспечения своей безопасности. Был сформирован трехступенчатый механизм политических консультаций и переговоров – встречи на высшем уровне, созданы Совет министров иностранных дел (СМИД) и Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

Москва 1991 Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). Принят документ, в котором указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств – членов СБСЕ.

Хельсинки 1992 г. Руководители государств заявили, что рассматривают СБСЕ как региональное соглашение по смыслу гл. VIII Устава ООН, т.е. как региональную организацию коллективной безопасности. СБСЕ получило право предпринимать меры в сфере предотвращения и урегулирования локальных конфликтов, проводить ОПМ под эгидой ООН при условии согласия конфликтующих сторон. В 1993 г. такие полномочия СБСЕ были признаны ГА, и Совещание получило статус постоянного наблюдателя при ООН. Хельсинская декларация 1992 г. "Вызов времени перемен" представляет собой развитие Парижской хартии 1990 г.

Стокгольм 1992 г. Учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ; начало работы Венской группы КСДЛ. Принятие Стокгольмской конвенции по примирению и арбитражу (двухступенчатый механизм урегулирования споров – Примирительная комиссия и Арбитражный трибунал); создание Комиссии СБСЕ по примирению; принятие Положения о директивном примирении.

Рим 1993 г. Структурное укрепление СБСЕ: создание Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств-участников. Принята Декларация но агрессивному национализму – источнику со временных конфликтов.

Будапешт 1994 г. Решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в ОБСЕ. Юридической основой трансформации международной конференции в международную организацию является пакет будапештских документов 1992 г. – Политическая декларация "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и комплекс решений ("Укрепление СБСЕ", "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Человеческое измерение", "Экономическое измерение"). Термин "региональная организация" в официальных документах не употребляется, но государства взяли на себя обязательство сотрудничать по смыслу гл. VIII Устава ООН.

С 1995 г. началось функционирование ОБСЕ как ММПО. Особенность ОБСЕ: отсутствие единого учредительного документа – устава. Его роль играет комплекс документов Парижских (1990 г.), Хельсинских (1992 г.), Стокгольмских (1992 г.), Будапештских (1994 г.) встреч. Цели ОБСЕ: обеспечение мира и безопасности в Европе; разрядка международной напряженности; соблюдение прав человека; соблюдение принципов международного права в межгосударственных отношениях.

Высший орган – встреча глав государств и правительств ОБСЕ. Определяет политические цели ОБСЕ. Центральный руководящий орган – Совет министров (министры иностранных дел). Принимает оперативные решения; назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности Действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета функционирует своеобразное формирование ("Тройка") – Действующий председатель, предшествующий председатель, будущий председатель. Руководящий совет (заменил КСДЛ) отвечает за организацию деятельности ОБСЕ, рассматривает кризисные ситуации, принимает решения о проведении ОПМ. Постоянный совет – основной орган для проведения политических консультаций, отвечает за оперативную работу, рассматривает чрезвычайные ситуации. Секретариат ОБСЕ состоит из двух департаментов: Центр по предупреждению конфликтов и Департамент по административным и оперативным вопросам. Во главе Секретариата – Генеральный секретарь: является личным представителем Действующего председателя, координирует деятельность органов ОБСЕ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека контролирует формирование национальных демократических институтов, защиту и уважение прав человека, проведение выборов в государствах – членах ОБСЕ (направление наблюдателей, предоставление экспертной помощи). Верховный комиссар по национальным меньшинствам отвечает за выявление очагов этнической напряженности, содействует их урегулированию. Бюро по свободе СМИ обеспечивает выполнение рекомендаций ОБСЕ по вопросам деятельности свободных, независимых и плюралистических СМИ. Парламентская ассамблея состоит из парламентариев стран – членов ОБСЕ; функционирует при помощи Постоянного комитета, бюро и трех главных комитетов.

ОБСЕ нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Основные средства обеспечения безопасности и решения задач ОБСЕ следующие.

  • 1. "Первая корзина" – политико-военное измерение:
    • – контроль над распространением вооружений;
    • – дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
    • – меры по построению доверительных отношений и безопасности.
  • 2. "Вторая корзина" – экономическое и экологическое измерение:
    • – экономическая и экологическая безопасность.
  • 3. "Третья корзина" – человеческое измерение:
    • – защита прав человека;
    • – развитие демократических институтов;
    • – мониторинг выборов.

Декларации и решения органов ОБСЕ принимаются в форме рекомендаций на основе консенсуса, т.е. не имеют юридически обязательной силы. Официальные документы СБСЕ/ОБСЕ:

  • – Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
  • – Парижская хартия для новой Европы 1990 г.;
  • – Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.;
  • – Декларация по агрессивному национализму 1993 г.;
  • – Хартия европейской безопасности 1999 г.

В настоящее время членами этой ММПО являются 56 государств: все государства Европы, США, Канада, бывшие союзные республики Средней Азии, Казахстан. По общему мнению, субрегиональный характер членства не меняет европейской структуры ОБСЕ как региональной организации коллективной безопасности. Наиболее важные вехи в деятельности ОБСЕ:

  • – 1996 г., Лиссабон – Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий;
  • – 1998 г., Осло – Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ;
  • – 1999 г., Стамбул – Хартия европейской безопасности и Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья;
  • – 2002 г., Лиссабон – Заключительный документ "Предотвращение терроризма и борьба с ним";
  • – 2003 г., Маастрихт – в связи с конфликтом между Россией и большинством стран – членов ОБСЕ политические декларации больше не принимались;
  • – 2004 г., Москва – принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в "двойных стандартах" и "нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств". Россия призвала реорганизовать ОБСЕ, на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ, потребовав сократить свою долю, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9%;
  • – 2005 г., Любляна. Россия обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова;
  • – 2006 г. – Россия заявила о возможности выхода из ОБСЕ, если ОБСЕ не перенесет акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военнополитическое сотрудничество и экономику;
  • – 2007 г. – Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Резолюция была отвергнута;
  • – 2007 г. – Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию;
  • – 2008 г. – Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы Президента РФ;
  • – 2009 г. – Парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция "О воссоединении разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке", в которой говорится, что сталинский и гитлеровский режимы ответственны за геноцид и преступления против человечества. Эта резолюция уравнивает тяжесть преступлений, которые совершили "два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский". Резолюция требует от России как участника ОБСЕ отказаться от демонстраций во славу советского прошлого. Также ОБСЕ предложила странам-участницам отказаться от "структур и моделей поведения, нацеленных на то, чтобы приукрасить историю".

По мнению российских властей, ОБСЕ должна переместить акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. По мнению европейских и американских аналитиков, две из трех "корзин", составлявших первоначальный мандат ОБСЕ – военная безопасность, экономическая сотрудничество и построение демократии – на сегодняшний день утратили актуальность. В настоящее время ответственность за обеспечение безопасности и экономическое сотрудничество в Европе перешла к НАТО и ЕС. Функции ОБСЕ в области безопасности и экономики исчерпали себя. Однако в деле построения демократии ОБСЕ способна играть важную роль благодаря своим миссиям наблюдателей на выборах.

На саммите ОБСЕ в Лиссабоне 1996 г. были приняты Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", документы "Концептуальная база контроля над вооружениями", "Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности".

На Стамбульском саммите 1999 г. подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Итоговая политическая декларация по мерам доверия. Хартия содержит основные положения концепции европейской безопасности:

  • – уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона, разоружение, контроль над вооружениями, меры укрепления доверия занимают центральное место в концепции всеобъемлющей безопасности;
  • – ДОВСЕ должен оставаться краеугольным камнем системы европейской безопасности;
  • – в рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть этого региона в качестве сферы своего влияния;
  • – СБ ООН играет основную роль в деле поддержания мира и безопасности; его деятельность имеет ключевое значение в обеспечении безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ;
  • – государства – члены ОБСЕ подтверждают свои права и обязанности по Уставу ООН, включая обязательство неприменения силы и угрозы силой;
  • – ОПМ в рамках ОБСЕ могут проводиться только с согласия конфликтующих сторон и не должны являться принудительными действиями. Полный запрет применения принудительных мер – это отличительная черта системы общеевропейской безопасности. Операции могут проводиться в случаях как межгосударственных, так и внутригосударственных конфликтов. Основные задачи ОПМ в рамках ОБСЕ – контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, поддержание законности и порядка, оказание гуманитарной помощи. При проведении операций ОБСЕ использует опыт других региональных ММПО – ЕС, НАТО, ЗЕС.

В Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности 1994 г. подчеркивается, что незаменимый элемент стабильности и безопасности – это политический контроль над военными силами, силами внутренней безопасности, разведки и полиции, поскольку безопасность неделима и взаимосвязана. Для урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ могут использоваться: мирное разрешение международных споров, миссии специальных докладчиков и группы военных наблюдателей, миссии по установлению фактов, миротворческие силы ОБСЕ (действуют и создаются на тех же условиях, что и миротворческие силы ООН). Решения о проведении ОПМ принимаются Советом министров на основе консенсуса и с обязательным информированием СБ ООН о предпринимаемых действиях.

Группы военных наблюдателей СБСЕ принимали участие в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке в 1991 г., а также в Приднестровье, Нагорном Карабахе. Силы по поддержанию мира СБСЕ были введены в Албанию. В 1994 г. в рамках СБСЕ рассматривался военный конфликт между Грузией и Абхазией; в 1996 г. наблюдатель от ОБСЕ присутствовал и осуществлял посреднические функции по урегулированию конфликта в Чечне.