Гроза помню застигнувшую нас в дороге грозу. Контрольный диктант за год На тёплой земле Контрольный диктант с дополнительными заданиями

09.10.2016 - 17:42

Утверждаю

директор ГОШ №41

Н.В.Солодкова

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

1. Вижу себя на б..регу окруженном сверкающем миром.

2. Я л..жу в з..леной тр..ве вдыхая влажный зап..х з..мли и р..стений.

3. Вижу, как по стеблям тр..винок (не) тор..пливо движут..ся нас..комые.

4. Белые золотые синие к..чают(?)ся над г..ловой цв..ты. 5. В небе в..сит пуш..стое белое обл..ко. 6. Я пр..щуриваю глаза, и мне кажет.,ся что по небу плывет сказоч..ное белое ч..довище на з..лоче..ных ра(с,з)па..нувшихся крыльях. 7. (Высоко) высоко в небе парит ястр..б. 8. Что вид..т он с небесной г..лубой выс..ты? 9. Быть мож..т запавшим в з..леной меже (бело) г..ловым зайч..ком кажет..ся ему мальчик с выгоревшей на со..нце (не) п..крытой г..ловою?

10. Меня бывалого человека и теперь неуд..ржимо пр..тягивают и радос..но в..лнуют обш..рные пр..сторы р..дной рус..кой пр..роды.

11. Люди (не) прерывающие связь с пр..родой (не) могут чувствовать себя од..нокими. 12. Как в дет..тве, (по) прежнему ра(с, з)крыт перед ними прекрасный солнечный мир.

13. Отлежавшись в п..хучей тр..ве налюбовавшись з..лотистыми обл..ками (не) движно застывш..ми в небесном океане с новым пр..ливом сил подн..маюсь с теплой р..димой з..мли и иду среди цв..тущего любимо..о мира.

(По И, Соколову-Микитову)

3. Замените слово неудержимо

5. Замените словосочетание в небесном океане согласования, управление.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 13.

7. Выпишите грамматическую основу предложения № 10.

9. Среди предложений 1 —4 найдите предложения, в кото-рых есть однородные члены.

вводны-м словом.

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе

Ответы

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

1. Вижу себя на берегу, окруженном сверкающем миром.

2. Я лежу в зеленой траве, вдыхая влажный запах земли и растений.

3. Вижу, как по стеблям травинок неторопливо движутся насекомые.

4. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. 5. В небе висит пушистое белое облако. 6. Я прищуриваю глаза, и мне кажется, что по небу плывет сказочное белое чудовище на золоченых распахнувшихся крыльях.

7. Высоко - высоко в небе парит ястреб. 8. Что видит он с небесной голубой высоты? 9. Быть может, запавшим в зеленой меже белоголовым зайчиком кажется ему мальчик с выгоревшей на солнце непокрытой головою?

10. Меня, бывалого человека, и теперь неудержимо притягивают и радостно волнуют обширные просторы родной русской природы.

11. Люди, не прерывающие связь с природой, не могут чувствовать себя одинокими. 12. Как в детстве, по - прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир.

13. Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли и иду среди цветущего любимого мира.)

2. Найдите предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

Ответ: предложение № 11

3. Замените слово неудержимо в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ : сильно

4. Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: предложение № 2

5. Замените словосочетание в небесном океане (предложение № 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: в океане неба

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 13.

Ответ : поднимаюсь и иду

7. Выпишите грамматическую основу предложения № 10.

Ответ: притягивают и волнуют

8. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом. Напишите номера этих предложений через запятую.

Ответ: 1,11,13

9. Среди предложений 1—4 найдите предложения, в кото-рых есть однородные члены. Напишите номера этих пред-ложений.Ответ: 2,4 10. Среди предложений 6—10 найдите предложение с вводны-м словом. Напишите номер этого предложения.Ответ: 9

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

Ответ: 3

12. Напишите номер предложения, осложнённого однородными обособленными обстоятельствами, обособленным определением, однородными сказуемыми.

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-ренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас.

(121 слово) (По Я. Палкевичу.)

Грамматическое задание

3. Выполните :

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Деревня

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

(160 слов) (По Н.Лескову.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Все остальные

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

Добрая волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.
  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Замок

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

(126 слов) (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Смерзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой пленкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(160 слов) (По В.Г. Короленко «Слепой музыкант».)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Выпишите сказуемое

простое глагольное

составное именное

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

обособленное определение

Выпишите 3 словосочетания разных типов

из 1-2 абзаца

из 4 абзаца

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли. Это была веселая, здоровая кукла!

(160 слов) (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову.

Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.

Контрольный диктант по повторению в начале года

Сильная гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо-дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав- ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп-ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи-тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при-частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант по итогам III четверти

Сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

(155 слов) (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант за год

Тёплая земля

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

Контрольный диктант №1.

Входящий.

Мы посадили ее в ящик с землей и поставили в комнате у окна. Скоро ветки березки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клены, порозовел кустарник, и кое-где на березках появились желтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришел первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождем.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша березка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла ее.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

I вариант :

1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом. Сделайте его синтаксический разбор.

2. Объясните написание н/нн в причастии из выписанного предложения.

II вариант :

1. Выпишите из текста любое сложное предложение. Сделайте его синтаксический разбор.

2. Объясните написание н/нн в слове лимонный

контрольный диктант №2.

главные члены предложения.

Самое большое

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек мудрее.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же открыта и надежна.

(Д. С. Лихачев.)

1. Графически объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.

2. I вариант – объяснить постановку знаков
препинания в предложении:
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.

II вариант – объяснить постановку знаков препинания в предложении: Постепенно его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну

Контрольный диктант№3

по теме Двусоставное предложение.

Бородинское поле

Здесь земля чудесно украсила себя зелеными холмами, долинами, реками, лиственными рощами.

Глаз не устает любоваться, и сердце радостно наполняется чувством восторга у человека, поднявшегося на высокий курган у села Бородино.

Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит русскому сердцу. Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рощ волнует нас.

Бородино – поле русской славы, священное место нашей Родины.

Над полем сейчас стоит невозмутимая тишина, но здесь дважды прогремела история. Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.

В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться. В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.

1. Подчеркнуть грамматические основы с простым глагольным и составным именным сказуемым (по два на каждый вид).

2. Выписать простое предложение (по выбору обучающихся). Сделать его синтаксический разбор.

3. Выписать сочетания с приложениями

Контрольный диктант№4.


Односоставные и неполные предложения

Каракумы

Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица.

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.

(По В. Пескову.)

1. Подчеркнуть грамматические основы предложений.

2. Указать типы односоставных предложений

Диктант №5.

Однородные члены предложения

Случалось ли вам видеть, как растет березка?

Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру подпрыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тоненькая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик резвится, подпрыгивает да шелестит листочками.

Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменяются веснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнет. Не видите вы, не замечаете ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.

Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумленно. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая березка и будто сияние излучает.

(Н. Почивалин.)

1. Начертить схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2. Сделать синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору обучающихся)

Диктант №6.

Обособленные члены предложения

Соседи

Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с растроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях.

(А. Пушкин.)

1. Графически обозначить обособленные члены предложения.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения (по выбору учеников)

Диктант№7

Слова, грамматически несвязанные с предложения

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Еще в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскаленных углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскаленные камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далеких времен постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощренного кулинарного искусства, как говорят ученые, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию моды и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.

(В. Кудашева.)

1. Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и выполнить письменный синтаксический разбор (по выбору).

2. Указать в тексте диктанта значения вводных слов.

Диктант №8.

Итоговый .

На теплой земле

Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и правильно в этом ослепительном, преображенном мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-каюк.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотистыми летними облаками, застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира…

(И. Соколов-Микитов.)

Упражнения по теме «Пунктуационная норма русского языка»

Упражнение 1 . Укажите, в каких предложениях на месте пропуска тире не ставится.

1. Яблони в цвету _ точно заснеженные холмы.

2. Английские парки _ не только заповедники сельской природы внутри городов, это поистине оазисы в пустыне безжизненных улиц.

3. Древние постройки в Самарканде _ как острова.

4. Твои речи _ будто острый нож, от них сердце разрывается.

5. Глубоко уходящая в землю каменная дуга _ это остаток древнего инструмента обсерватории.

6. Лицо у нее _ усталое.

7. Природа – сила, природа _ бесконечна, и сила, значит, тоже бесконечна.

8. Местные любители археологии заявляют, что Крым вообще для исторической науки _ золотое дно.

10. Печаль _ не помощник в беде.

11. Истина _ не есть правда.

12. Любовь Васильевна _ ей сестра.

13. Лицом _ хорош да душой _ пригож.

14. Личный пример, безусловно, _ сильнейшая мера воздействия на маленького человека, да и не только на маленького.

15. Экскурсовод _ тот же учитель.

16. Жизнь _ не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

17. Сальери _ отнюдь не ремесленник.

18. А взгляды его _ как лучи.

19. Несомненно, глухарь _ одна из древнейших птиц на земле.

21. Летний вечер _ тих и ясен.

22. Жизнь _ не прогулка по мостовой.

23. Книга, дружище, _ как цветущий сад.

24. Я _ всем чужой.

25. Прекрасный друг _ Сергей.

Упражнение 2

1. Догнать медвежат, быстро катившихся через торосы, дело нелегкое.

2. Какое удовольствие бродить в высоких сапогах по разливу и собирать плавающие трофеи.

3. В этом мире человек наивысшая сила, причем сила, не лишенная благородства.

4. Главная проблема в полете некогда спать.

5. Красота это свет правды, а тень красоты это ложь.

6. Любая биография реконструкция погасшей жизни.

7. Юность человека есть прекрасная, роскошная весна, время деятельности и кипения сил.

8. Последние произведения Баратынского являются плодами зрелого таланта.

9. Человек, равнодушный к родному языку, дикарь.

10. Нынешняя Венеция только признак былой жизни, и вечный праздник на Пьяцце только пир чужих людей на покинутом хозяевами месте.

11. Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период.

12. Правда это значит победа совести в человеке.

13. Небо без облаков что море без волны.

14. Осиновый лес в эту пору между черной землей и серым осенним небом словно полоска зари.

15. Дело в том, что «благо» в устах дьявола это и есть зло.

16. Жениться без приданого все равно что мед без ложки…

17. Самый сильный мороз в этих местах сорок два градуса.

18. Эта Ольга Ивановна девушка маленькая, востренькая и ловкая.

19. Править пьесу чрезвычайно утомительное дело.

20. Великое дело принять твердое решение.

21. В моей изнуряющей работе самое радостное выздоровление больных.

Упражнение 3 . Расставьте необходимые знаки препинания.

      Тетка Наталья болезненно привязана ко мне заменившему ей погибшего сына.

      Позади всех плетется мужик не похожий на других.

      Я смотрю на материнские нежные руки некогда державшие меня у груди.

      Над линией горизонта отчетливо виднелся повисший в воздухе парус.

      В августовский вечер тихий и прохладный иду на мельничную плотину полюбоваться зарей.

      В смоленской усадьбе небольшой и уютной уже достраивался наш дом.

      Седоватый в старом выгоревшем картузе отец показался стариком.

      Расцвеченный яркими огнями городок выглядел игрушечным.

      Пожатие ее сухое и горячее наполнило Рогова бодростью.

      Дверь отворена, и сквозь сени видна другая комната светлая с деревянными полами.

      В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть прикрытая белыми водяными лилиями водица.

      Волнуемый мечтами по нивам по лугам уставленным стогами задумчиво брожу в прохладной полутьме.

      Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой.

      Шепот ветвей раздавался отчетливо и близко ничем не отдаленный и не прикрытый.

      Разбитый сном добрался Григорий до конюшни.

      Пораженный неприятной догадкой Яков Лукич опустил глаза, ахнул и проворно заработал пальцами.

      Большой двор кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями слегка серебрился осенней изморосью.

      Кругом лежала укрытая снегом тундра подпертая на западе грядою сопок.

      Сразу за нашими домами начинался постепенный подъем долгий, но нетрудный.

Упражнение 4

    На траве лежал холодный матовый покров еще не освещенной солнцем росы.

    Свет заходящего солнца янтарный, зловещий, освещает голые, пустынные берега.

    Молодой и счастливый бродил я целую ночь по незнакомому городу.

    Бесшумно струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомленное зноем тело в прохладной глубине.

    Одна из сестер, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной волос на голове, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание.

    Высокий ростом, широкий в плечах, он был по-мужицки жаден на всякую работу.

    Уставшие с дороги мы сначала разжигаем костер и готовим ужин.

    Изморенные ночной работой и бессонницей арестанты были вялы и угрюмы, все время молчали.

    Тройку лошадей, мелких, но справных, с густыми гривами, нанял я в деревне.

    А кругом раскинулись великолепные леса, с белыми мазками берез, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам.

    Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке, обращенной к солнцу, изумленные и обрадованные.

    Из окон домика, затененного акациями, кленочками и тополями, доносился плач ребенка.

    Кое-где группами и в одиночку росли чахлые березки, жалкие и унылые, и другие какие-то деревья похожие на кустарник.

    У ног моих в лодке помещается маленький солдатик, весь в веснушках.

    Изрезанные каналами, пустырями, желтеющими полосами песчаных дюн плывут мимо берега.

    В первой половине дома, покрытые суровыми скатертями во всю стену стояли сдвинутые столы.

    Скрытая зарослями, бежит по желтому дну речка.

    Возбужденная встречей с любимой сестрой, мать долго рассказывала о своем детстве.

    Я стоял молча, готовый в самом крайнем случае прийти на помощь.

Упражнение 5 . Раскройте скобки, распределите слова в таблице.

1) физик(ядерщик),

2) бабочка(белянка),

3) господин(губернатор),

4) гриб(поганка),

5) старик(корзинщик),

6) медпункт(изолятор),

7) надрезчик(опрыскиватель),

8) жук(носорог),

9) наладчик(инструктор),

10) красавец(жених),

11) народ(творец),

12) насос(автомат),

13) гриб(подосиновик)

14) цветок(василек),

15) обыватель(филистер),

16) овощевод(любитель),

17) описание(инструкция),

18) парусник(гигант),

19) гигант(завод),

20) пастух(оленевод),

21) девушка(администратор),

22) мальчишка(отличник),

23) гриб(дождевик),

24) депутат(аграрник),

25) притча(аллегория).

Упражнение 6 . Расставьте недостающие знаки препинания.

      Хозяйка женщина лет двадцати пяти месит на столе тесто.

      Но мы все те же. Мы поэты за вас, о вас тоскуем вновь.

      В Тобольске жил известный композитор Алябьев.

      По мнению деда моего возницы те, кто не знает благодарности, уж не люди.

      Мы дети страшных лет России забыть не в силах ничего.

      Человек необыкновенной силы воли Седов не мог отказаться от достижения поставленной им цели дойти до Северного полюса.

      Добряк по натуре он в служебных делах не знал снисходительности.

      Бывалого охотника меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы.

      Охотнику истинному любителю северной природы полюбится дремучая река Чуна.

      В транспорте был офицер молодой человек лет двадцати пяти.

      Моему спутнику старому охотнику удалось встретить в лесу леопарда.

      Сосны большие свечи теплились солнечным сиянием.

      Покраснела рябина, посинела вода. Месяц всадник унылый уронил повода.

      Кое-где поблескивала вода зеркало тихого лесного озера или омут лесной речки с красноватой водой.

      На снегу пролегал зимник узенькая дорога, на которой едва ли могли разъехаться грузовики.

      Сынишка хозяина остриженный мальчуган одетый в короткое пальтишко приветливо кивал нам головой.

      Влажный ветер постоянный наш спутник валил нас с ног на обрыве.

      Дуб дерево древних преданий и сказок наши предки славяне считали священным деревом.

      Больше чем на шесть тысяч километров протянулась по Африке могучая река Нил кормилица египтян.

      Воробьи умные и осторожные птицы отлично знают своего злейшего врага и близко к нему не подлетают.

Упражнение 7 . Укажите, в каких предложениях знаки препинания расставлены неверно. Исправьте пунктуационные ошибки.

    Вот оно объяснение.

    У меня, брат, есть на примете придворный официант: так собака накормит, что просто не встанешь.

    С каждым часом ближе, ближе славный порт Владивосток.

    Хозяин мастерской был немец по фамилии Фёстер.

    И ворон птица умная присел на дереве у самого костра.

    Своего отца, капитана пограничных войск, Ростислав не видел с начала войны.

    Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны.

    Сергей Иванович, глава семьи, высокий, сутулый, бреющийся наголо мужчина, был хороший столяр.

    Прозаик по своей сути, человек медлительный, немногословный и простой Леонтьев считал поэзию волшебством.

    Люди подавленные, мокрые, злыеони проходили мимо Левинсона.

    Фанатик своего дела Кузьмичов всегда думал о своих делах.

    Соловей, птица кустов и лесов, пел и щелкал над морем.

    Иволга, золотая с черными подкрылками птица, прилетает к нам в березовые и липовые леса очень поздно.

    Речушка, небольшой родниковый ручеек, шевелит травой-осокой у его разутых ног.

    Сестра Лена студентка Академии музыки по классу скрипки писала о своих успехах.

    Взыскательный художник Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

    Правил всем сын одного мужика, малый лет восемнадцати, тупой, хозяйственный.

    Писатель пользуется общепринятыми словами, но мастер своего дела он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, звучало неожиданно, веско и ново.

    Как хороша, как изумительно прекрасна она, наша земля!

    Я подружился с одним мальчишкой по прозвищу Лунатик.

Упражнение 8

      Свернув с дороги заехали в приткнувшийся к рощице хутор.

      Все двигаются не торопясь и молча.

      С мокрою от снега головою и запыхавшись я прибежал в лакейскую.

      Туман уже совершенно поднялся и принимая формы облаков постепенно исчезал в темно-голубой синеве неба.

      Как-то вечером набрав белых грибов мы по дороге домой вышли на опушку леса.

      Ввиду приближения зимнего времени довольствие лошадей сделалось весьма затруднительным.

      Насытившись и сказав хозяйке добрые слова Данилов стал задремывать.

      Софья Савельевна ничего не смысля в математике часами слушала не понимая разговоры отца с дочерью ловя выражение их лиц улыбаясь, когда они смеялись.

      По причине неудачной охоты наши лошади не были измучены.

      Он узнал ее, а узнав вздрогнул, остановился.

      К вечеру несмотря на старания Машуры меня охватила тоска.

      Наш человек попадая в экстремальные условия выживет скорее, чем любой другой человек.

      Японцы потеряв пятнадцать тысяч человек и добившись лишь незначительных успехов усиленно занялись траншейными работами проводя все новые и новые параллели в непосредственной близости от русских.

      Тут он начал рассказывать разные страсти слушая которые я заснул.

      Но какой смысл имеет тогда признание, что даже пожелав зла Воланд «вечно совершает благо»?

      Ерошка увидев Герасима заскочил за угол и пропустив его мимо опять отправился вслед за ним.

      Машина шла не задерживаясь.

      Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее.

      Туманы торжественно поднялись огромным хороводом, разорвались на западе и колеблясь понеслись кверху.

      Двое людей мечтали поворачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя.

Упражнение 9 . Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно. Исправьте пунктуационные ошибки.

    Вечером ложась в постель и утром вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору.

    Она стояла, слегка запрокинув голову и щурясь от яркого света.

    Тимохин испуганно и недоумевая смотрел на своего командира.

    Говорила она задыхаясь.

    Дерсу сидел, опустив голову на грудь и недоумевая.

    Ветер гудит между стволами вековых сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зеленых ветвей.

7. Человек сидел не шелохнувшись и под утро задремал.

8. Старый дуб, раскинувшись шатром сочной зелени, млел чуть колыхаясь, в лучах вечернего солнца.

9. Дождь шел не только не ослабевая, но все более усиливаясь.

10. Мальчик долго лежал не засыпая.

11. Стук копыт, скрип колес, дико разрастаясь, заглушал человеческие голоса.

12. Снова погнулось дерево, снова послышался треск в его стволе, и ломая сучья и опустив ветви, оно рухнуло макушкой на сырую землю.

13. Туман волнами стал переливаться в лощинах, роса блестя заиграла на зелени, прозрачные тучки спеша разбегались по синевшему своду.

14. В высокой скворечнице щебетали скворцы, с спокойным любопытством поглядывая вниз из своего воздушного домика.

15. Ломая лед, река выходила из берегов, крутила льдины, выдранные с корнем кусты, шла высоко через плотину и падала в омуты.

16. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешая свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях.

17. Мои спутники приутихли и молча сидели на нарах.

18. Отдышавшись немного, олень поднялся на ноги, и шатаясь, пошел в сторону, но не доходя до леса, увидел ручей, и не обращая на нас более внимания, стал жадно пить воду.

19. Стелется бескрайняя равнина и, простираясь до самого горизонта, лежит свободно, просторно, открыта настежь всем ветрам.

20. Тяжко встают свинцовые воды, и клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль.

21. Наши новаторы доказывают вопреки всяким авторитетам: воды бояться не надо.

22. С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды.

Упражнение 10 . Расставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1. По случаю заносов целых два часа я сидел, ждал на вокзале, наконец дождался.

2. Тузик подошел к нам и положив лапы мне на колени деловито облизал наши лица.

3. Ввиду предстоящего дела денег мне нужно было около двадцати тысяч рублей, которые я решил взять в общественном банке под залог имения.

4. В этом случае сын мог уехать в институт и не дожидаясь конца каникул.

5. Мать обнимала меня и глядя на мои широкие плечи радовалась моему здоровью.

6. Вопреки зиме над морем простирался неправдоподобно яркий, лазурный штиль.

7. Благодаря этому порядку вещей Иудушка Головлев мог на всей своей воле предаваться и празднословию и праздномыслию не опасаясь, чтобы уколы действительной жизни когда-нибудь вывели его на свежую воду.

8. Согласно расписанию поезд прибывает на второй путь.

9. Большой пестрый дятел подыскав дуплистый сучок исполнит носом звучную трель.

10. С появлением проталин в лесу пестрый дрозд сидя на верхушке ели выговорит свои звонкие фразы.

11. Туман уже совершенно поднялся и принимая формы облаков постепенно исчезал в темно-голубой синеве неба.

12. Воздух стал мягок, и несмотря на двадцатиградусный мороз мне показалось тепло.

13. Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню улица сельца Марьинского снова оживилась.

14. Старый Януш за неимением квартиры поселился в одном из подвалов замка.

15. Петухи невзирая на дождь кричали врастяжку и по очереди.

16. Будешь работать спустя рукава, никогда ничему не научишься.

17. И все-таки несмотря на такое веселье на улицах было скучно.

18. За неимением дроби и пуль можно сделать грузило из всякого кусочка свинца.

19. Ее круглое лицо загорело несмотря на широкие поля шляпы.

20. Впрочем ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции.

Упражнение 11 . Расставьте недостающие знаки препинания.

    В саду помимо меня почти никто не бывал.

    Весь май за исключением нескольких ясных и солнечных дней шли беспрерывные дожди.

    В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.

    В темной дали ничего не видно кроме сверкающих огней.

    Кроме тихого шороха волн о песок в степи не было никаких звуков.

    Но сверх его ожидания и к большому удовольствию мать моя скоро уступила общим просьбам и убеждениям.

    За исключением небольшой восточной части новый хребет сплошь покрыт ледниками.

    Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных.

    Кроме нас троих в кузове тряслись две девушки, парень и мужчина с двумя корзинами.

    Рощи за небольшим исключением редки.

    Спустившись назавтра к утреннему чаю я застал всех, кроме мамы в сборе.

    Вместо печи стоит бочка из-под бензина и занимает почти половину охотничьего помещения.

    У всех за исключением комиссара дела шли хорошо, и только разговоров было что о выписке.

    Когда вместо этого лица она стала видеть другое, она резко захлопнула сумочку и тоже ушла.

    Барометр падает, но вместо благодетельного теплого дождя приходит холодный ветер.

Упражнение 12 . Расставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.

    Всходило солнце и вслед за ним обсыхала роса.

    В июле на юге вечера наступают рано и воздух темнеет быстро.

    Во все продолжение концерта Пунин не шевелился и только пальцем слегка дирижировал да глаза ежил.

    А город пылал и красные отсветы прыгали по стенам цехов и где-то совсем недалеко трещали автоматы и взлетали ракеты и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

    За заводами кончался город и начиналось поле.

    Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины.

    А здесь, за малиновыми утесами, было тихо и еще брезжил свет зари.

    Здесь кружились над поляной желтые и синие бабочки блистали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.

    Вот дождь пошел и гром готов уж грянуть.

    Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман.

    Всю ночь стучали топоры полыхали костры и трещали смоляные факелы.

    А сейчас небо опять нахмурилось и ветер бешено засвистел.

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

    Гонятся над лугом друг за дружкой веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки.

    После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

    Из угрюмого враждебного неба льет дождь или мокрый падает снег.

    Меня пробирала дрожь и начинало клонить ко сну.

    С раннего утра шел крупный дождь дул западный ветер и на море развело сильную волну.

    В начале мая зацветает черемуха и весь сад наряжается в белое кружево.

Упражнение 13 . Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно. Исправьте пунктуационные ошибки.

    В феврале прибавляется день и выше поднимается солнце.

    За дверью послышались шаги и щелкнула задвижка.

    По вечерам в конце нашей улицы садилось запыленное солнце и зной стоял на дорогах, как теплая вода.

    Ночью печально и широко пело море, и было холодно.

    В лесу снег большими глыбами лежит на деревьях, и ветки гнутся от его тяжести.

    Со всех сторон плескалась вода и гудело равнодушное море.

    Вот-вот разразится гроза, и на обнаженные поля польется освежающий дождь.

    На следующий день пошел снег и замела пурга.

    Пятнадцать лет такой работы и машина человеческого организма вся разбита.

    И облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвется пополам.

    На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбою.

    Еще одна минута объяснения – и давнишняя вражда готова была погаснуть.

    Лишь изредка в близкой роще с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва колеблемый набежавшей волной.

    На ясной поляне зрела земляника и пестрели цветы.

    Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

    Летом в ветреные дни леса шумят великим океанским гулом, и вершины гигантских сосен гнутся вслед облакам.

    Ветер крутит порошу да мертвая мгла низко-низко стелется над снеговой пустыней.

    Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

    С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело и на только что распустившейся листве, и на девственной траве, и на всходах хлебов, и на ряби быстрой реки, видневшейся недалеко от дороги.

    Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук.

    Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор.

    Наутро опять засияло солнце и ущелье наполнилось ни на минутку не затихающим скрипом повозок.

    Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, казалось, один освежал эту обширную деревню, и один был вполне живописен в своем картинном запустении.

    В ту минуту из-за куста блеснула красная молния и послышался удар.

Упражнение 14 . В приведенных предложениях расставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.

      Как будто оттого что траве не видно своей старости, в ней поднимается веселая молодая трескотня.

      Пастухов сошелся с Цветухиным не потому что тяготел к актерам.

      Вышел я из ельника так тихо что птички не очень меня испугались, а только перелетели с одной березы на другую.

      Я зачитался до того что всю свечу сжег.

      В самолете потемнело оттого что вокруг стали громоздиться не белые, а сине-черные, мрачные тучи.

      Но деревня куда послан был взводный на самом деле лежала много дальше.

      Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он, как правило, равнодушен к своей стране.

      Он был мрачен не только потому что сам вынужден был остаться, а и потому что из-за него оставались мать и сестра.

      По мере того как мы продвигались в глубь леса идти становилось все труднее.

      И если иностранные слова содержат слова «указ» и «совет» то они должны обязательно включить лучшее русское слово – «подвиг».

      Обычный путь, который проходили при своем создании летописные своды – это путь соединения в одном произведении записей, делавшихся в различных городах и монастырях русской земли.

      Там где преобладают элементы повествовательно-динамические, привлекаются чаще всего глаголы.

      Для всего что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.

      Там где мы брали кровью, с бою противотанковые рвы, цветы, обрызганы росою, встают, качаясь, из травы.

      Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь, в особенности оттого что Денисов восторгался ее пением.

      Обо всем он говорил по-своему и так что запоминалось на всю жизнь.

      В силу того что начались дожди уборку хлеба приостановили.

      Вследствие того что наступили холода, живые растения мы внесли в дом.

      Он встал рано и чтобы не разбудить никого в доме ушел гулять в сад.

      Иван не позвонил другу лишь потому что был очень занят.

      Егорушка, думая что сию минуту польет дождь, стал на колени и укрылся рогожей.

      В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение.

      Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, вероятно, оттого что я уже не вижу их.

Начало всех начал

Что значило для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, как течение речной воды. Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время?

Умение образно и тактично говорить было мерой для социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти. Слово – сказанное ли, спетое, а то и вообще лишь чувствуемое - всегда стремилось к своему образному совершенству...

Красивая речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить вовсе не равносильно умению говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже подсмеивались. Намеренное молчание считалось признаком хитрости и недоброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями.

1. Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце.

2. Из текста выпишите примеры слитного или раздельного написания НЕ со словами. Объясните свой выбор.

3. Выпишите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир! И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира…

(И. Соколов-Микитов. «На тёплой земле»)

Дополнительные задания

1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений): поэтический, ослепительный, обширный, родимый.

2. Составьте синонимический ряд со словами скитание, дорога, путник, поход.