Конспект урока по музыке «Фольклор - народная мудрость. Внеклассное мероприятие: «Родной язык душа народа» Цель: формировать у учащихся чувства патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку Соотнести стрелками названия басен

  1. Дать учащимся понятие о фольклоре, познакомить с жанрами, видами фольклора.
  2. Обобщить сведения о жанрах, с которыми дети знакомились на практическом уровне, на протяжении всей своей предыдущей жизни. Расширение представлений о народном творчестве.

Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький

Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.

Ход урока.

I . Слово учителя:

Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык .

Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.

Это устное народное творчество.

В научной литературе его называют фольклор (на доску).

Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.

Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.

Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа.

Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде , о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.

II . Оформление опорного конспекта

Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.

III . Малые жанры фольклора:

  1. Детский фольклор - богат самыми различными видами: потешки, прибаутки, присказки, считалки, дразнилки – все они встречаются в вашей речи, и вы воспринимаете их как естественное и не думаете, что это фольклор .
  2. Сказки
  3. – сказка показывает, что добро прекрасно, а зло отвратительно.

Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

Шел он долго ли, коротко ли,

Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Ни в сказке сказать, ни пером описать

Есть устойчивые выражения (добра молодца…)

г) Повествование отличается своеобразным ритмом :

  • герой должен пройти три испытания,
  • попадает в три царства, троекратное повторение
  • дается три задания,
  • произносятся три раза одни и те же слова:

“Ложись спать, утро вечера мудренее”.

3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения

а) Веками создавал народ мудрые изречения.

В них передавались главные мысли о жизни

  • как дорога человеку родная земля;
  • о дружбе и взаимопомощи;
  • о труде;
  • о чести;
  • о смелости. – И вообще обо всем, с чем в жизни встречается человек .

б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом

в) У пословицы есть родная сестра – поговорка .

Они похожи друг на друга, но …

Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.

Поговорка – часть предложения.

(Завел сказку про белого бычка)

4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.

Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.

(Помните : загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).

Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.

Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч .

5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булатной на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

По-другому небылицы называют перевертышами .

6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.

Попробуйте:

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.

Наш Полкан попал в капкан.

Сыворотка из-под простокваши.

7. Считалки – непременные участники детских игр.

Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.

Главное – четкость ритма.

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Честных и добрых людей!

Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!

8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

- дразнилка

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки

- потешка (так потешают маленьких)

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.

- прибаутка (всегда с усмешкой)

Божия коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба

- приговорка

д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:

Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы.
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!

Это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь

Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Под оконышко!

Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю промочите!

- частушки

Гром, гром,
Не бей в наш дом.
А бей в колоду -
В холодную воду!

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу – Ягу
Лей по целому ведру!

Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.

- колядки

д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.

II . Закрепление изученного.

1. Играем со словами!

Отгадайте:

На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет (Эхо)

Красна девица, каменное сердце

Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)

Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел,
Домой в ладошке принес (заноза)

Гори, солнце, ярче!

Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:

Коровка – боговка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так давай!

Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко – то лети!
Если будет дождь – то сиди!

Улитку просят:

Улита, улита,
Выпусти рога!
Дам тебе я хлеба
И кусок пирога!

Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!

Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.

2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации

а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?

  1. По секрету всему свету.
  2. С болтунами держи язык за зубами.
  3. Не все мели, что знаешь.
  4. Видно, у нее язык без костей.
  5. Мельница мелит – мука будет, язык мелит – беда будет.

II часть.

Творчество родителей.

Посиделки “У самовара”

ГАМЗАТ ЦАДАСА – ПОЭТ ИЗ НАРОДА

Цели: побудить интерес учащихся к изучению творчества поэта, помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику произведений Гамзата Цадасы и привить интерес к чтению национальной литературы.

Мой отец, Вижу я тебя издалека.

Добрый взгляд и мягкая рука.

Вижу, как на крыше утром ранним

Ты сидишь, к себе прижав меня;

Под твоею шубою бараньей

Я пригрелся, словно у огня.

Вижу я: сидишь ты хмурый в доме,

Вспомнив вновь историю одну,

Как в ауле горец незнакомый

Больно оскорбил свою жену.

Вижу, как седой и смуглокожий,

Сгорблен чуть, но всё ещё красив,

Ты, за пояс руки заложив,

Балагуришь вместе с молодёжью.

Вижу я тебя на склоне лет,

Вижу с молодым, горящим взором,

Вижу я тебя смотрящим вслед

Солнцу, уходящему за горы.

Вижу удручённым, огорчённым,

Вижу радостным и увлечённым,

Вижу на каспийском берегу

И в родных горах, где даль туманна.

Вижу всюду, вижу непрестанно...

Но тебя в могиле, бездыханным,

Я себе представить не могу.

Что, Расул? Ты, вижу, шибко загрустил.

Да, Мудрец, вы правы, тяжело мне без отца любимого, родного.

Ну, чего же ты? Ты ж не без него.

Не хватает мне его тепла.

И тепло он не забрал с собою.

Не хватает мне его советов.

Да советов валом он оставил. Не грусти, мы с гордостью помянем имя твоего отца, Расул.

(учитель со свечкой в руке) Пусть услышит каждый и, навек запомнив, передаст богатство аксакала детям, внукам, правнукам своим. Ведь оно тепло несёт с собою, учит мудрости, любви и пониманью. И свеча, зажженная Цадой, навсегда пусть светит Дагестану.

Дорогой, Расул, понимаю грусть твою, родной наш.

Но о твоём отце великом говорят и тут, и там.

Он присутствует в родных горах, где даль туманна, и на Каспие Седом.

Знай, Расул, твой отец всегда перед тобою.

И что бы ни было с тобою каждый раз,

Ты, как и прежде, сын великого Гамзата.

К тебе и к нам в безлюдный и безмолвный час

Придет стихами тешить до рассвета.

Ты прав, Мудрец! Он здесь отец мой!

Он учит нас смотреть на жизнь ясными глазами.

Клянусь, отец мой, сыном быть твоим,

Что значит быть хорошим человеком.

Клянусь я быть с народом в час любой,

Чтоб нас одна судьба соединила…

И да не высохнут, отец, чернила,

В чернилицу налитые тобою. 1

(учитель) Как вы уже поняли, этот литературный вечер мы посвящаем юбилею великого народного поэта Дагестана, Гамзату Цадасе. В этом году страна отмечает его 140летие.

Великий поэт Дагестана Цадаса родился 21 августа 1877года в с. Цада Хунзахского района в семье крестьянина – бедняка. Его фамилия «Цадаса» является псевдонимом и происходит от названия аула «Цада». Родители будущего поэта из рода неимущих узденЕй. Однако сам Гамзат на этот счёт совершенно другого мнения: какой же он бедняк, если в наследство от отца достался ему кинжал, у которого была разбита лишь рукоять, и ружьё, у которого не хватало только приклада?

О Гамзате Цадасе можно узнать, прочитав его произведения. «Моя жизнь – в моих книгах», - говорил Гамзат Цадаса.

1. Видеоролик. «Я рожден от Магомы».

Многие вспоминают, что Гамзат был весьма прилежным мальчиком, уважавшим и почитавшим своих родителей; прямо-таки опасались, как бы его не сглазили…

Как вы уже поняли, когда Гамзату было лет семь-восемь, он лишился отца и попал в руки своего двоюродного дяди. Тот, как только мальчику исполнилось десять лет, отдал его дибиру, мусульманскому священнику. Немало лет провёл Гамзат в этом ауле. Дибиров сменилось много, одни приходили, другие уходили, а Гамзат так и оставался в учениках.

Двадцать лет скитался Гамзат из аула в аул, "охотясь за наукой", и накопил обширные знания по богословию, логике, этике, мусульманскому праву, по некоторым дисциплинам естествознания. Поэт преуспел в области грамматики, лексики, стилистики арабского языка, освоил законы восточного стихосложения, получил доступ к богатейшим литературным, историческим и философским сочинениям мусульманского Востока.

Что же касается учения, то и здесь оказывали ему содействие: особенно не утруждали науками. Пусть, мол, лучше работает…Стихи сочинять Гамзат начал в четырнадцать лет в том же ауле. Первое стихотворение он посвятил собаке соседа – «Собака Алибека». Его стихи, шутки были направлены против различных норм адата, мулл, богачей, торгашей.

Ему не нравились устарелые в горах законы. Он считал их унизительными для народа. И всю свою жизнь боролся против этих адатов.

2. Сценка «Мать, дочь и барышник».

В течение трёх лет был мусульманским священником и судьёй в родном ауле Цада. Позднее отказался от этого звания. Некоторое время работал на железной дороге и на лесосплаве, далее занимался сельским хозяйством. В 1917-1919 годах Гамзат Цадаса был членом Хунзахского шариатского суда. В 1921-1922 годах работал редактором газеты «Красные горы», где печатал свои первые стихи.

Большое предпочтение в его поэзии отдаётся дружбе, товариществу, добрососедству, а ещё главнее для него – учение.

3. Стихотворение «С кем дружить».

4. Стихотворение «О дружбе с оглядкой».

Нравственные начала гамзатовской поэзии, и особенно ярко они проявились в творчестве военных лет. Как говорится, сухим держал Цадаса свой поэтический порох. А когда настал час, поэт приравнял перо к штыку. И сражался поэт не только стихом. Ездил по воинским частям, побывал на передовой, выступал на антифашистских митингах...

Цадаса отправил на фронт двух своих сыновей, и они пали смертью храбрых - один в Севастополе, другой - под Сталинградом. Поэт вел обширную переписку с фронтовиками. Он стал инициатором создания периодического печатного органа для общения фронта с тылом. "Дагестан – своим фронтовикам" – так называлась газета, ставшая в те незабываемые годы явлением неповторимым, уникальным.

5. Сценка «Жизнь и Родина».

Гамзат Цадаса - автор драм и комедий «Сапожник», «Встреча в бою», «Женитьба Кадалава». Значительное место в творчестве поэта занимают стихотворные сказки «Слон и муравей», «Сказка о зайце и льве», басни «Мечтатель пастух», «Язык мой - враг мой» и др. В

последние годы жизни он написал пьесы «Сундук бедствий», «Встреча в бою». Творчество поэта связано с аварским фольклором. Цадаса переводил на аварский язык произведения А. С. Пушкина.

Гамзат Цадаса - один из крупнейших деятелей национальной художественной культуры. Огромно его творческое наследие, бесценен вклад в сокровищницу родной литературы. Цадаса вошел в жизнь и сознание своего народа как носитель его богатого духовно-нравственного опыта и лучших эстетических традиций.

Семьдесят четыре года прожил Цадаса и шестьдесят из них отдал делу становления и развития родной аварской поэзии и всей дагестанской литературы, В общественное сознание поэт вошел как непревзойденный мастер сатиры и юмора, талантливый баснописец и драматург, создатель эпических поэм и лирических стихов, незаурядный переводчик и исследователь национальной словесности.

В поэзии Цадасы создавался своего рода совокупный сатирический образ новоявленного советского мещанина и приспособленца, подхалима и карьериста. Смех Цадасы всегда был очистительным и по сей день остается таким. Не случайно Цадаса называл себя лекарем. В самые переломные периоды жизни родного края национальный поэт сумел чутко прислушаться к биению пульса своего народа. Он становится не просто сторонним сочувствующим, а поэтическим глашатаем обновления в горах.

Незаурядной была личность Гамзата Цадасы, незаурядным был его талант. Они и принесли поэту всенародное признание. В 1934г. Цадасе, "как старейшему поэту», присваивается почетное звание народного поэта Дагестана. В 1939 г. он удостаивается ордена Трудового Красного знамени, в 1944 и 1947 гг. - орденов Ленина. В 1950 народному поэту присуждается Сталинская премия.

Он был народным поэтом в самом глубоком, широком и истинном смысле этого понятия. "Я поэт, рожденный народом, и оружие у меня, отточенное народом. И библиотекой у меня был народ, и аудиторией у меня был народ. У народа брал, народу отдавал", - говорил поэт в 1950 г., выступая перед избирателями.

С народом он встречался практически каждый день на годекане. Очень часто близкие, знакомые приходили к Гамзату Цадасе за советом и

поддержкой.

На годекан аксакалы старались брать и внуков, потому что, по словам Гамзата Цадасы, настоящего мужчину можно воспитать рядом, обучая, помогая, объясняя.

6. «На годекане»

В каждом дагестанском селе есть место, где ежедневно собираются мужчины, и называется это место «годекан». С одной стороны кажется, что люди приходят туда от нечего делать. Но с другой стороны это не так. Годекан считается своеобразной школой, и каждый мужчина дагестанского села считал своим долгом его посетить. На годекане обсуждались и обсуждаются все сельские новости, проблемы и дела. Любой человек, впервые попавший в какое - нибудь знакомое или незнакомое село, обязательно шел туда.

На годекане иногда появлялись и мальчишки, которые со временем усваивали нормы поведения в обществе. Те, кто постарше, могли дать им любое поручение, и выполнять его должны были немедля и без обсуждения. Нередко у годекана устраивали игры для детей, учили их борьбе и бросанию камней. Приходя на годекан, молодое поколение училось уважать старших и слушаться традициям предков.

7. Викторина (учитель )

А сейчас вы прослушаете басни Гамзата Цадасы. И над этими баснями вам надо будет поработать в группах.

    Обратите внимание на четверостишия. Прочитайте их внимательно. Какую из них можно соотнести к этой басне?

Себя не уважает тот,

Кто в понедельник, вторник, среду

Без приглашенья, словно кот,

К чужому явится обеду.

    Я думаю, смысл этой басни вам уже понятен. Поэтому предлагаю вам прослушать другую басню. Самая внимательная и активная команда в маленькой викторине станет победителем.

    (ЗАДАНИЯ ГРУППАМ)

«Мечтатель – пастух».

Славился в старом Хунзахе пастух:

Беден, как мышь, но мечтами богат.

Спал бобылём на соломе старик,

Глупой надежде, как юноша, рад.

В сакле пустой лишь болтался кувшин,

Низко подвешенный им к потолку,-

Маслом платили за труд, и кувшин

Маслохранилищем был пастуху.

Перед кувшином мечтатель вставал,

Есть он хотел, а еду знал одну:

В масло лишь палец обмакивал он,

С чёрствой лепёшкой глотая слюну.

В сакле задымленной тесно мечте –

Грёзил пастух возле горных вершин,

Шел по горам за богатством бедняк,

Прибыль считал и смотрел на кувшин:

«С маслом кувшин я отдам за овцу,

Трижды в годину она даст мне ягнят,

Каждая матка двоих принесёт,

Целое стадо ягнят наплодят…»

Палкой кувшин горемыка задел,

Глиняная зашуршала труха,

Масло, что каплю за каплей копил,

Лужей у ног разлилось пастуха.

Праздные мигом пропали мечты,

В сакле, как прежде, живёт он один.

Палку сломал он и выбросил вон,

Ту, что разбила мечту и кувшин.

    Найти эпитеты.

    Найти метафоры.

    Найти сравнения.

    Что такое мораль басни? Найдите на доске четверостишие, которое можно назвать моралью этой басни

    Вспомните пословицы, которые очень схожи с содержанием басни.

Ленивый сидя спит, лежа работает

Где работают - там густо, а в ленивом доме - пусто

Леность наводит на бедность.

    Соотнести стрелками названия басен

А пока наши ребята работают, мы с вами скучать не будем. Нам тоже есть, чем заняться.

Если вы были внимательны, то сможете ответить на мои вопросы.

    Какую дату мы сегодня отмечаем? (140-летие Гамзата Цадасы)

    Где родился Г.Цадаса? (в с. Цада Хунзахского района)

    Почему он воспитывался у дяди? (рано лишился родителей)

    Сколько лет было ему, когда он потерял родителей? (7-8)

    Почему дядя отдал его дибиру? (чтоб его обучили грамоте)

    В каком возрасте он начал сочинять стихи? (14)

    О чем были его стихи? (против норм адата, мулл, богачей, торгашей)

    Какой вклад он внес в Дагестан и даг. литературу в годы В.О.в?

Он отправил на войну двух сыновей.

Писал патриотические стихи

Ездил по воинским частям

Выступал на антифашистских митингах.

9. Назовите основные мотивы лирики Г.Цадасы

( Дружба, товарищество, любовь к учению, к труду, уважение к старшим, любовь к Родине, к родителям, добрососедство, гостеприимство).

10. Что он порицал в своих произведениях?

Подхалимство, ложь, сплетников, завистников, жадность.

11. Как вы уже поняли, помимо сказок, стихов, он писал сатирические басни. Каких баснописцев русской литературы вы знаете? (Иван Андреевич Крылов, Александр Петрович Сумароков, Иван Иванович Дмитриев)

- 11 июня 1951 г. после тяжелой и продолжительной болезни Гамзата Цадасы не стало. С той поры истекло более 66 лет. Но жива память о нем. Имя Цадасы носят Институт языка, литературы и искусства Российской Академии Наук, Аварский государственный музыкально-драматический театр, художественный комбинат, колхозы, школы, улицы. Бескрайние просторы мирового океана многие десятилетия бороздит теплоход, на борту которого начертано "Гамзат Цадаса".

В маленьком аварском ауле Цада, расположенном у подножия скалистых обрывов, в скромной горской сакле, сложенной из простого местного камня, там, где родился и провел многие десятилетия жизни Гамзат Цадаса, функционирует Государственный литературно-мемориальный музей дагестанского поэта. А у главной площади столицы Республики Дагестан на вечном гранитном основании высится бронзовый бюст поэта.

Гамзат Цадаса с нами всегда, он нам нужен и сегодня, и завтра. Он современник каждому новому поколению. И сегодняшний читатель находит в его наследии опору в борьбе за правду, справедливость, достойную жизнь.

Двери этого дома в Махачкале были всегда открыты для гостей. B нём была комната, которая по-горски именовалась кунакской. Она никогда не пустовала. Здесь обычно останавливались земляки хозяина дома – цадинцы, гордившиеся тем, что Гамзат, сделав своим псевдонимом имя родного аула Цада, прославил его на всю страну. Пользовались гостеприимством Гамзата и уроженцы других аулов. Часто наезжали русские писатели – Николай Тихонов, Владимир Луговской, Пётр Павленко, Семён Липкин.

О столе и удобствах для гостей заботилась жена поэта – Хандулай. Женщина необыкновенной доброты, трудолюбия, выдержки и такта, Хандулай хорошо понимала своего мужа и была достойна его. После гибели двух старших сыновей, павших на войне, она ходила в трауре, но рук не опускала. Гамзат c любовью писал о ней, что если бы не она, то вряд ли бы он достиг того, что сделал.

Когда на заре он садился за работу и до слуха домочадцев доносилось его бормотание, похожее на молитву, Хандулай снимала башмаки, чтоб не нарушать тишины в доме.

Как-то, вернувшись из Москвы, Расул, видя, как много забот ложится на плечи матери из-за того, что двери дома всегда открыты, осторожно посетовал на это в присутствии отца. Тогда Гамзат спросил его:

«Что ты хранишь в шкафу, мой сын?»

«Книги, отец».

«У каждого своя библиотека, Расул. Люди – это мои книги…

Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки,

Не все напевы время уничтожит,

И ручейки умножат мощь реки,

И нашу славу песня приумножит (кредо Расула)

8. Песня «Дагестан»

На этом литературный вечер, посвященный 140летию Гамзата Цадасы, подошел к концу. Спасибо за внимание.

Открытый урок по дагестанской литературе

Провела учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Дербент

Мамедова А.М.

Фольклор - народная мудрость

Рочев Алексей Сергеевич, учитель музыки

Цели:

Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

Задачи:

учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

4. У:

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).

7. У:

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".

Задания:

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

8. У:

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.

У:

Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? -

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

Д: До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.

Внеклассное мероприятие: «Родной язык – душа народа»

Цель: формировать у учащихся чувства патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.

Слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и ученики

Сегодня мы собрались здесь, с вами, чтобы поговорить о родном крае, о родном аварском языке, о некоторых традициях и наиболее ярких представителях этого небольшого народа. Аварское слово “миллат” имеет два значения: нация и забота. «Кто не заботится о нации, тот не может заботиться и обо всем мире», - говорил знаменитый аварский поэт Цадаса Гамзат. Часто, всё оказывается наоборот. Молодые нынче слишком торопятся, скажем так, сдавать в архив свою родную речь. Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел в этот мир для того, чтобы стать представителем своего народа. Человек, не знающий своих корней, подобен стене без фундамента - никогда не знаешь, когда обрушится. Знать свои корни - это значит знать историю своего народа, его культуру, быт, обычаи, и, самое главное, язык. И, что не маловажно, с достоинством представлять свой народ на любых уровнях.

Прежде, чем начать наше сегодняшнее мероприятие, позвольте мне процитировать несколько строк из выступления В.В.Путина на форуме народов Юга России, который прошёл в Кисловодске 23 января этого года: «Испокон веков в южных регионах нашей страны живут смелые, мужественные, сильные духом народы, которые несмотря на различия языков, вероисповедания, обычаев веками жили в дружбе и согласии. У нас одна общая, большая Родина-Россия, и одна многовековая, очень противоречивая, правда, но великая общая история. Но, будучи, прежде всего, гражданином великой России, каждый человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и о своей этнической принадлежности. Единство в многообразии - вот залог силы и успеха, мощи нашего государства, его авторитета на международной арене».

Гимн Дагестана на аварском языке. (Видеоролик)

Вед.1. Здравствуйте, уважаемые гости, учителя.

Вед.2. Здравствуйте, дорогие ученики.

Вед.1 .С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Вед.2.Языков в мире более двух тысяч. У разных народов он разный, но везде язык, в первую очередь, средство общения, без которого не может существовать, ни одно человеческое сообщество.

Вед. 1: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения.

Вед. 2: Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

Вед.1. Язык дан каждому народу на вечные времена, и его невозможно ни заменить, ни отменить. Сегодня мы хотим попытаться выразить любовь и уважение к родному краю, к родному языку, к родной культуре.

Вед.2Бывает одна нация и две республики, как у наших соседей осетин. Бывает одна республика и сорок наций.

Вед.1. «Целая гора языков и народов», - сказал о Дагестане какой-то путник.

Вед.2. Откуда же в таком маленьком Дагестане столько языков?

Вед.1. В Дагестане бытует сказка о всаднике, который вёз народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок случайно зацепился за острую скалу. Вниз по каменистым уступам посыпались языки.

Вед.2.Есть у горцев ещё одна красивая легенда.

Один горец влюбился в красивую девушку. Решил написать ей три заветных слова: “Я тебя люблю”, - но не в письме, а там, где девушка ходит и где она могла бы увидеть его признание: на скале, на тропинке к роднику, на стене ее дома, на своем пандуре. И в этом не было бы беды. Но взбрело влюбленному в голову написать эти три слова на всех языках, которые только есть в Дагестане. С этой целью он вышел в путь. Он думал, что путешествие его будет недолгим, но оказалось, что в каждом ауле эти слова говорят по-своему.

Дие мун йокьула (аварский).

Заз вун к1анда (лезгинский).

Ттун ина ччай бура (лакский).

Ттун ина ччай бура (лакский).

Мен сени сюемен (кумыкский).

Узуз уву ккундузуз (табасаранский).

Ме туьре хосденуьм (татский).

А там еще ботлихцы, чохцы, цумадинцы, цунтинцы...

Говорят, до сих пор все бродит по горам этот влюбленный, давно вышла замуж его возлюбленная, давно состарилась, а наш рыцарь все пишет свои слова.

Вед.1.Для вас песню «Слёзы души» поёт Курамагомедова Мадина

Учитель : Однажды у известного дагестанского поэта и писателя Абуталиба Гафурова на пресс-конференции спросили: «У вас столько языков, столько народностей, настоящее вавилонское столпотворение. Как же вы понимаете друг друга?»

Абуталиб ответил: «Те языки, на которых мы говорим, - разные, те языки, которые во рту, - одинаковые. (Положив руку на сердце). Оно хорошо понимает. (Дергая себя за уши). А они - плохо».

Многие дагестанцы знают по несколько языков. Суровый Шамиль говорил о своём знании языков: «Кроме арабского, я знаю три языка: аварский, кумыкский и чеченский. С аварским я иду в бой, на кумыкском изъясняюсь с женщинами, на чеченском шучу».

Вед.1. Никто ещё не умел говорить о любви к своему народу и своему языку так, как Расул Гамзатов.

Вед.2. Он говорил: «Для меня языки народов - как звезды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого человека будет своя звезда.

Я люблю свою звезду - мой родной аварский язык. Я верю тем геологам, которые говорят, что и в маленькой горе может оказаться много золота.

Вед.1.Сейчас для вас прозвучат стихи Расула Гамзатова «Родной язык» на аварском и на русском языке.

Вед.2.Прочитают их Максудов Газимагомед и Магомедова Фатима

Уч . Аварцы (самоназвание - магIарулал) - самая крупная по численности народность Дагестана. На 1.01.2001 г. она насчитывала, включая родственные малые народы, 650 тыс. человек. В основном аварцы проживают в Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах. Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Имеет много диалектов и говоров. В основу литературного языка лег так называемый “гьоболмацI”-язык гостя, выработанный веками при общении на базарах, с гостями; в специальной литературе он назван “болмацI”-язык войска. Письменность на аварском языке была создана на основе арабской графики (аджам) в XV-XVI вв. С 1938 г. действует письменность на основе кириллицы.

Вед.1. Мало кто знает, что у аварцев есть свой гимн. Старшее поколение, наши отцы и деды, знают его наизусть. Давайте же послушаем, как исполнят его наши ребята.

Вед.2.Исполнят его Даудов Рамазан, Каримудинов Магомедхан и Андалов Тажудин.

«Гимн аварцев»

Да отнимет аллах у твоих детей язык, на котором говорит их мать, - посылала женщина проклятье другой женщине».

Вед.1. В своей книге «Мой Дагестан» Расул рассказывает о таком случае:

Учитель «Однажды в Париже я встретил художника-дагестанца. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор, дагестанец трудно приживался на своей новой родине. Он колесил по земле, останавливался в блестящих столицах чужедальних стран, но, куда бы он ни поехал, везде с ним была его тоска. Мне захотелось посмотреть на эту тоску, воплощенную в краски, я попросил, чтобы художник показал мне свои картины.

На одной из картин была изображена итальянка (та самая итальянка) в старинном аварском наряде. На другой картине я увидел птицу, сидящую на кусте колючего терновника. А куст растет среди голых камней. Птица поет, а из окна сакли на нее глядит печальная горянка. Видя, что я заинтересовался картиной, художник пояснил:

Это по мотивам древней аварской легенды.

Какой легенды?

Птицу поймали и посадили в клетку. Оказавшись в плену, птица день и ночь твердила: родина, родина, родина, родина, родина... Точь-в-точь, как все эти годы твержу я... Хозяин птицы подумал: «Что же у нее за родина, где она? Наверное, это какая-нибудь прекрасная цветущая страна, где райские деревья и райские птицы. Дай-ка выпущу я птицу на волю и погляжу, куда она полетит. Она мне покажет дорогу в ту необыкновенную страну». Он открыл клетку, и птица выпорхнула. Она отлетела на десять шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях этого куста было ее гнездо... На свою родину я тоже смотрю из окна своей клетки, - закончил художник.

Почему же вы не хотите возвратиться?

Поздно. В свое время увез я с родной земли свое молодое жаркое сердце, могу ли я возвратить ей одни старые кости.

Позже, приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника. К моему удивлению, оказалась еще жива его мать. С грустью слушали родные, собравшись в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину, променявшем ее на чужие земли. Но как будто они прощали его. Они были рады, что он все-таки жив. Вдруг мать спросила:

Вы разговаривали по-аварски?

Нет. Мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.

Мать закрыла лицо черной фатой, как закрывают, когда услышат, что сын умер. По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли, в Париже, тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана. После долгого молчания мать сказала:

Ты ошибся, Расул, мой сын давно умер. Это был не мой сын.

Мой сын не мог забыть языка, которому его научила я, аварская мать.

Вед.1.Стихотворение «Научи меня, мама, родному языку» вам прочтет ученик 4 класса Омаров Магомедрасул.

Вед.2.На аварском языке сложено множество прекрасных стихов и песен. На этом языке творили такие великие поэты, как Махмуд из Кахабросо, Элдарилав из Ругуджа, Гамзат из Цада, Фазу Алиева.

Вед.1. Стихотворение Махмуда из Кахабросо читает Ризванова Айша

Вед.2.Фазу Алиева

Вед.1. Особое место в аварской литературе занимает творчество Расула Гамзатова. Его имя знают далеко за пределами нашей Родины. А его песня «Журавли» в дни празднования Победы в ВОВ звучит в самых отдаленных уголках страны.

Вед.2. Песня «Журавли», поёт Чаплыгина Ксюша.

Вед.1.А сейчас для вас прозвучит песня «Журавли» на аварском языке в исполнении Курамагомедовой Мадины.

Вед.1.Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру. Каждый из этих народов имеют свой язык, свой уникальный фольклор, свои обычаи и традиции, обряды и костюмы, песни и танцы.

Вед.2. Но, в то же время, присмотревшись, можно найти между культурами этих народов очень много схожего, что ещё больше объединяет их.

Вед.1. Традиционные занятия населения - скотоводство и земледелие. Среди ремесел выделяются суконное ткачество, изготовление безворсовых ковров и ковровых изделий (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное, медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль). Отрадно, что не все традиции утеряны и ныне.

Вед.2. Традиционные же аварские блюда-хинкал,чуду, курзе, кукурузные лепешки, мамалыга.

Вед.1. А сейчас для вас аварский зажигательный танец в исполнении учащихся нашей гимназии.

Вед.1. В наше время 43 % аварцев живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналы, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и техники.

Большой вклад в науку внесли выдающийся советский математик, первый доктор физико-математических наук на Северном Кавказе, профессор Халид Мухтаров, историк и юрист Х.-М.Хашаев, философ Х.М.Фаталиев, историк Г.Д.Даниялов, медик Х.О.Булач, языковеды Ш.К.Микаилов и М.-С.Саидов,М.Халилов, литературовед Г.Г.Гамзатов, физики И.К.Камилов, A.A.Абдуллаев, доктор технических наук Ш.Г.Алиев, философ Р.Г.Абдулатипов. Широкой популярностью пользуются произведения Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой. С большим уважением аварцы относятся к именам художников Халилбека Мусаева и Муэтдин Араби Джемала, пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе Али Алиева,пятикратного чемпиона мира по самбо Гусейна Хайбулаева, олимпийских чемпионов Загалава Абдулбекова,Хаджимурата Магомедова,Мурада Умаханова,Сагида Муртазалиева,Мавлета Батырова, Махача Муртазалиева, Гайдарбека Гайдарбекова Героя Советского Союза, подводника Магомеда Гаджиева, Героя России летчика-испытателя Магомеда Толбоева, певиц Айшат Араканской и Патимат Нуцаловой, Муи Гасановой, певцов Омара Арацил и Даку Асадулаева.

Вед.2. В качестве выдающихся аварцев достойны упоминания также следующие лица:

Одна из ярких фигур в истории аварского народа Имам Шамиль - уроженец села Гимры, Унцукульского района Аварии.

Наибы Шамиля: Хаджи-Мурат, Алибек Хунзахский, Ахбердилав Мухаммад

Максуд Алиханов-Аварский - генерал-лейтенант царской армии.

Газалиев Имангазали, личный охранник императора Александра II, полковник царской армии

Исрапил Манижал Мусаясул, полковник царской армии, затем генерал турецкой армии.

Фазил-Паша Дагестанлы - генерал царской армии, маршал турецкой армии.

Его сын генерал Иракской армии Газимухаммад Дагестани, с 1957 г. - заместитель начальника Генштаба Иракской армии; второй сын, Таймураз Дагестани был женат на сестре короля Иордании Хусейна Бен Талала.

Нажмудин Авари - генерал сирийской армии

Нурмухаммад Хазар- генерал-полковник турецкой армии, командующий Анкарским военным округом (Турция).

Шала-кади Лачинилау из Хариколо Аварский, учитель имама Шамиля по языку и юриспруденции, один из авторов аварской и чеченской письменности.

Магомед-Мирза Мавраев, первый книгопечатник и просветитель Дагестана.

учёные-арабисты

Мухаммед Мусалав-Кудутлинский,

Абубакар Аймакинский,

Ибрахим-Хаджи Гидатлинский,

Шейх Абдурахман-Хаджи ас-Сугури.

Абдурахманов Осман - великан и силач, борец, артист цирка и кино.

Вед.1.Для вас звучит песня «Мой аварец» . Поёт Джабраилова Амина.

Вед.2. А сейчас для нас прозвучат четверостишия-высказывания об аварском языке.

Вед.1. Хотелось закончить наше мероприятие словами поэта Расула Гамзатова

Вед.2. Я аварец, таковым родился и другим мне не быть.

Вед.1. Первые люди, которых я увидел, открыв глаза, были аварцы.

Вед.2. Первые слова, которые я услышал, были аварские.

Вед.1. Первая песня, которую мне пропела над колыбелью мать, была аварская песня.

Вед.2. Аварский язык сделался моим родным языком. Это самое драгоценное, что у меня есть, да и не только у меня, но у всего аварского народа. Так давайте же сохраним этот бесценный дар.

Учитель. А сейчас давайте послушаем старую песню народной артистки Дагестана и России Муи Гасановой.

Видеоролик с выступлением Расула Гамзатова.