Презентация " ярослав мудрый". Исторический портрет Ярослава Мудрого

В 1054 году, в день Торжества Православия (один из православных праздников, отмечаемый в первую неделю Великого Поста) скончался Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Точная дата рождения не известна, различные летописи указывают либо 978 год, либо 988, либо 998 год. Такие расхождения могут быть вызваны как трудностями прочтения средневековой русской счетной системы, так и желанием летописцев показать Ярослава старше остальных братьев. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года, антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя, который лёг в основу всех последующих изображений князя

В связи с юбилейной датой, "Ридус" публикует 10 фактов о Ярославе Мудром:

1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Канонизированы так же были отец Ярослава Мудрого - князь Владимир Святославович (да да, тот самый "Красное солнышко"), братья Ярослава Мудрого - святые Борис и Глеб, сын Ярослава Мудрого - Владимир Ярославович, внуки Ярослава - Владимир Мономах и Гуго Великий, свояк Ярослава - Олаф Святой.

2. Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки. У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия - женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа - Ингигерда (в Православии Ирина).

3. Ярослав Мудрый был известен, как основатель городов. Им были основаны Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), Юрьев Русский (ныне Біла Церква на Украине), Новгород-Северский (сейчас в Черниговской области), Ярославль в Прикарпатье (сейчас Ярослав), и, конечно же, Ярославль, построенный на реке Волге.

4. Ярослав был героем многих литературных произведений того времени, например "Сказания о Борисе и Глебе", "Слове о законе и благодати", упоминается он и во многих скандинавских сагах под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда».

5. Именем Ярослава Мудрого названы Новгородский государственный и Харьковский юридический университеты, а так же государственная награда Украины - Орден князя Ярослава Мудрого

6. При Ярославе появляются первые русские монастыри, при нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы, и уступал разве что Константинополю.

7. При Ярославе разворачивается активная работа по переводу иностранных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Годы тратятся на переписку книг. Создается уникальная библиотека Ярослава Мудрого, пропавшая бесследно, как и более поздняя библиотека Ивана Грозного.

8. Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга и до севера.

9. Ярослав первым занялся разделением светских и религиозных норм, таким образом отделяя церковь от государства, делая её более самостоятельной с одной стороны, и определяя и структурируя её полномочия и сферу ответственности, с другой. В связи с этим был издан "Церковный устав" Ярослава Мудрого, в котором четко разграничивались полномочия светских и религиозных властей, различные проступки против Православной веры, и меры ответственности за них.

10. Возможно главным достижением Ярослава Мудрого является кодификация русского законодательства. Созданная Ярославом Мудрым "Русская Правда", является древнейшим дошедшим до нас сборником нормативно-правовых актов Древней Руси. "Русская Правда" содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, и является одним из важнейших источников по истории правовых, экономических и социальных отношений на Руси.

Ярослав Мудрый провел огромную работу по созданию и укреплению позиций русского государства, как во внешней, так и во внутренней сфере. Он дал людям законы, по которым те жили, при нем Русь была одним из самых сильных и процветающих Европейских государств. Он был одним из тех, кто заложил фундамент государства, которое существовало почти тысячу лет. Он уже тогда понимал, что основой для существования любого государства являются единство и законность.

Недавно Архиерейский собор Русской православной Церкви совершил . Чем известен этот русский князь? В чем была его мудрость и за что он канонизирован?

В молодости участвовал в междоусобных войнах

Смолоду Ярослав отличался тем же неукротимым нравом, что и юный Владимир, его отец. Да и в усобицах ему пришлось участвовать не менее родителя своего.Летопись сообщает дату его рождения - 978 или 979 год. К Ярославу отец относился наилучшим образом - недаром он сначала получил из рук отца ростовский княжеский стол, а потом, перепрыгнув через головы старших братьев, оказался в Новгороде - втором «по чести» после Киева городе Руси. Ярослав очень рано почувствовал вкус самостоятельного правления. Летом 1015 года Владимир скончался. Незадолго до того Ярослав поднял против него мятеж - отказался платить дань с Новгорода. Ему грозила карательная экспедиция из Киева. Он даже набрал варягов для ее отражения. Но смерть сразила отца посреди хлопот о ее снаряжении. На Киеве вокняжился Святополк - старший по рождению. Братья - во всяком случае, некоторые из них, - согласились покориться Святополку. Но страх и неуверенность толкнули его на чудовищные поступки, благодаря которым он получил злое прозвище «Окаянный», то есть окаинившийся, уподобившийся братоубийце-Каину. По приказу Святополка были убиты его братья, святые Борис и Глеб. Еще один сын Владимира, Святослав, бежал к венграм, желая укрыться от гибели. Но его и там настигли подосланные старшим братом убийцы. Ярослав, человек отважный и гневливый, и мысли не допускал о бегстве. Два войска, Ярослава и Святополка, встретились у Любеча, осенью 1016 года. Новгородцы переправились через реку, оттолкнув лодки: так показали они, что ищут либо победы, либо смерти. Святополк бежал, не дождавшись конца битвы. Вслед за ним, дрогнув, начали разбегаться киевляне. Ушли, так и не начав боя, союзные им печенеги. Великий князь киевский укрылся от гнева своего брата у поляков, при дворе тестя. Ярослав же первый раз вошел в Киев как правитель. Два года спустя польский король Болеслав со Святополком привели польскую армию на Русь. Войско Ярослава не выдержало их напора. Едва сохранив при себе четырех ратников, Ярослав бежал в Новгород. Но Святополк скоро лишился главной своей опоры - иноземного войска. Ратники Болеслава, вставшие «на прокорм» по городам, скоро надоели местным жителям. Кормить чужую армию - кому в радость? Опасаясь потерять всякую самостоятельность, Святополк велел убивать рассеявшихся поляков. Тогда Болеслав отвернулся от него. Забрав остатки войска, он ограбил киевское боярство, выгнал киевлян пленниками, отобрал у зятя большую область. Между тем, новгородцы выставили новое войско. Под стягами Ярослава они опять попытали счастья на Киевщине. Святополк, выдавленный новгородской ратью из «стольного града», пошел за помощью к печенегам. Приведя их на Русь, он встретился с северным ополчением и вновь проиграл. Теперь ему пришлось навсегда покинуть Русь. Умер Святополк на чужбине. В 1019 году, Ярослав окончательно утвердился на киевском престоле.

Оборонял Русь от степняков, строил города и крепости

Захваченных силой меча поляков Ярослав «посадил» на земли неподалеку от Киева - по реке Рось. Очевидно, полона хватало, чтобы на южном рубеже Руси, небезопасном от печенежских набегов, могли появиться новые опорные пункты. Добавив поляков к местным жителям, дав бойцов из своей дружины, Ярослав принялся ставить новые города в Поросье (1032). Совершенно так же отец его когда-то укреплял городами оборону Юга. Ярослав на своей шкуре почувствовал, сколь прав был отец в своей градостроительной деятельности. Другой раз печенеги дошли до Киева. Ярослав спешно вернулся из-под Новгорода, храбро вышел в поле против осаждающих и дал бой. Новгородцы бились совместно с давними своими соперниками киевлянами. Между ними встал отряд варягов. Объединенная Русь встретила бешеный напор кочевников, и «бысть сеча жестокая». Лишь на закате конные лавы пришельцев, утомленные и обескровленные, в ужасе перед северной твердостью рассыпались, побежали. Более никто не хотел допускать их к самому сердцу страны. Ярослав начал возобновлять оборонительную систему отца и наращивать ее. В 1037 году, вскоре после разгрома печенегов, он принялся строить вокруг Киева новые укрепления: город разросся, прежние стены не вмещали всех его улиц.

Имел «книжный ум»

Больше всего великий князь запомнилась современникам как устроитель дел Церкви и великий «книжник». Отец его тоже многое сделал для Церкви, но тягой к «винограду словесному» Владимир Святой отмечен не был. А вот его отпрыск бесконечно удивлял родню, киевскую знать и наемных варяжских князей необыкновенной любовью к пергаменным книгам. Вот слова летописи, наполненные пламенной благодарностью книжника рясофорного книжнику державному: «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное… Ярослав… как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Ярослав Владимирович позаботился о том, чтобы Русь обрела пока еще тонкий, но постепенно растущий слой образованных людей. При Ярославе, скорее всего, началось русское летописание - то ли при Десятинной церкви, то ли при соборе Святой Софии.

Строил храмы, покровительствовал Церкви

В 1037 году Ярослав Владимирович заложил в Киеве собор Святой Софии и Благовещенскую надвратную церковь. В 1043-м его сын Владимир начал строительство собора Святой Софии в Новгороде - очевидно, по согласованию с отцом. Ярослав Владимирович основал монастыри Святого Георгия и Святой Ирины. Когда на Суздальской земле волхвы (языческие жрецы) подняли мятеж, он лично отправился туда с войском, пленил волхвов, частью изгнал, частью же казнил. В ту пору над Ярославом еще нависала серьезная угроза междоусобной войны с братом Мстиславом; несмотря на это, бунтом волхвов князь занялся без малейшего промедления. Церкви он дал новый устав, расширявший ее прерогативы по сравнению с тем, что установил его отец.

Дал Руси законодательство

Подчиняя Русь христианскому идеалу, Ярослав видел перед собой общество, опьяненное этическими нормами дохристианской эпохи. Если оставить в людях ту языческую темень, в которой они жили веками, ту грубость нравов, то немилосердие, ту мстительность, которые окрашивали жизнь древнерусского общества в кровавые тона, христианство завянет, как цветок на каменистой почве. Сам Ярослав Владимирович и братья его были сделаны из того же теста. Отец едва-едва начал прививать им трудные нравственные образцы Христовой веры. Потомство его всё еще с радостью отдавалось буйству мечей, пляскам властолюбия, не видя в том ничего худого. И лишь со временем, уже в изрядном возрасте, оно начинало меняться: души, пусть и с промедлением, скрипя, застревая, поворачивались к Христу. А как же те, из кого слагалась нижняя часть в пирамиде русского общества? Требовалось дать им закон, твердый писаный закон, выволакивающий из эпохи хаотического насилия. При Ярославе и по его воле родился первый русский свод законов - «Русская Правда». Прежде закон если и существовал, то лишь в форме обычая, передаваемого из уст в уста. Теперь великий князь, желая быть добрым христианином, утвердил единые нормы для всех, предав их пергамену. «Русская Правда» ограничивала право кровной мести. Потомки Ярослава отменят ее совсем, но для начала требовалось хотя бы поколебать ее статус общепринятой нормы. Древнейший вариант «Русской Правды» включал в себя менее двадцати статей. Но позднее этот скромный источник породит полноводную реку средневекового русского законодательства.

На заставке – памятник Ярославу Мудрому. Источник фото

Князь Ярослав Владимирович Мудрый (рожд. ок. 978 г. – смерть 20 февраля 1054 г.) – один из наиболее известных древнерусских князей. Князь Ростовский (987 г. -1010 г.) тогда им был основан город Ярославль; князь Новгородский (1010 г. -1034 г.); великий князь Киевский (1016-1018 гг., 1019-1054 гг.)

Происхождение. Ранние годы

Сын крестителя Руси, великого русского князя Владимира Святославича Святого (род Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды (Анастасии) Рогволодовны. В крещении получил имя Георгий, Юрий. Ранние годы жизни Ярослава Мудрого связаны с борьбой за киевский престол. С достижением Ярославом зрелого возраста отец Владимир наделил сына Ростовской землей и после смерти Вышеслава Ярослав становится новгородским князем. 1014 год – Ярослав перестает подчиняться отцу и платить установленную дань Киеву.

Борьба за киевский престол

1015-1019 гг. – Ярославом велась ожесточенная борьба с двоюродным братом Святополком Окаянным за верховную власть. В первый раз он смог занять Киев в 1016 году, однако окончательно получилось утвердиться в нем лишь в 1019 году. 1021 год – Ярослав одержал победу над своим племянником – полоцким князем Брячиславом Изяславичем, захватившим Новгород.

1023-1026 гг. – воевал с братом Мстиславом Владимировичем Храбрым. Проиграв в битве под Лиственом в 1025 году, Ярославу пришлось отказаться от Днепровского левобережья в пользу Мстислава. 1036 год – после того как Мстислава умер он снова подчинил себе отошедшие земли.

Внешняя политика

Как и его отец, Ярослав активно проводил внешнюю политику: он с успехом воевал с Польшей и смог вернуть утерянные Русью в 1018 году Червенские города; провел победоносный поход на чудь и выстроил в Чудской земле город-крепость Юрьев (сейчас Тарту). 1036 год – разгромил под Киевом печенегов, положив конец их набегам на Русь; он совершил успешные походы на ясов, ятвягов, литовцев, мозовшан, ямь. 1043 год – но поход на Византию который был им организован, и которым командовал его сын Владимир, был неудачным. Ярослав создал оборонительную линию по р. Роси.

Жена. Дети

Ярослав был женат на Ингигерде (дочь шведского короля Олафа). Своих дочерей Анастасию, Елизавету и Анну выдал замуж (соответственно) за венгерского, норвежского и французского королей, а сыновья Изяслав и Всеволод взяли в жены польскую и византийскую принцесс.

Итоги правления Ярослава Мудрого

Ярослав занимался совершенствованием Русской Правды и церковного устава. За время его правления территория Киева сильно увеличилась. В Киеве были возведены: грандиозный Софийский собор, украшенный удивительными фресками и мозаиками, каменные Золотые ворота, монастыри Св. Георгия и Св. Ирины. Под Киевом был построен прославившийся со временем Печерский монастырь.

Летописец Нестор отмечает, что в правление Ярослава Мудрого христианская вера начала “плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться”. Он сравнил князя с сеятелем, который “засеял книжными словами сердца верующих людей”. При дворе Ярослава было собрано много “книгописцев”, которые переводили книги с греческого на славянский язык. При соборе Св. Софии появилась обширная библиотека.

1051 год – по княжескому велению собор русских епископов избрал монаха Илариона митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым была подчеркнута независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. За все эти деяния Ярослав был прозван Мудрым.

Смерть

Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Всеволод Ярославич, находящийся при отце, привез его тело в Киев. Был похоронили в мраморной гробнице в киевском Софийском соборе. В надписи на стене этого храма он упоминается как “цесарь” (царь). Митрополит Иларион называл Ярослава “русским каганом”.

Вскрытие саркофага Ярослава Мудрого

Саркофаг Ярослава Мудрого в XX столетии вскрывали три раза: в 1936 г., в 1939 г. и в 1964 г. 2009 год – саркофаг князя в Софийском соборе вновь был вскрыт, а останки были отправлены на экспертизу. 2011 год, март – были опубликованы результаты генетической экспертизы, заключение таково: в гробнице находятся не мужские, а лишь женские останки, при этом состоящие из двух скелетов, которые датируются абсолютно разными временами: один скелет времен Киевской Русью, а второй на 1000 лет старше, то есть времени скифских поселений. Женские останки киевского периода, по заявлению ученых-антропологов, принадлежат женщине, которая при жизни много занималась тяжелым физическим трудом – явно не княжеского рода.

Великий Киевский князь Ярослав Мудрый прославился многими своими достижениями. Известно, что народ любил его за доброе, справедливое отношение к людям. Он не стремился завоевать новые земли, но сумел повысить уровень образования в своих владениях и улучшить благосостояние народа. За годы правления князя было написано книг больше, чем за все время существования Киевской Руси. И чтобы все это рукописное достояние могло перейти наследникам, нужно было найти надежное место для хранения. Этим местом стала библиотека Ярослава Мудрого.

По историческим следам

Первое и единственное упоминание о книгохранилище приведено в "Повести временных лет", оно датируется 1037 годом. Там пишется: "Ярослав же любил книги, и много написанного положил в церкви святой Софии, которую создал сам".

Михаил Ломоносов тоже занимался изучением этого вопроса. Он высказал мнение, что в Киеве также были свитки из Александрийской библиотеки. Ломоносов был уверен, что там хранились знания, принесенные из Индии и восточной Азии, которые европейцы до сих пор не знали.

Сколько было книг?

Достоверно неизвестно, как много рукописных текстов хранилось под сводами собора. Одни историки считают, что их было около 500, другие уверены, что намного больше - около 1000. Известно, что Ярослав Мудрый очень любил книги и был полиглотом, он мог читать на большинстве европейских языков. Все тексты сначала переводились с греческого, болгарского, латинского языков, а потом вручную переписывались и переплетались. При жизни князя было скопировано около 1000 экземпляров. А свою бесценную библиотеку он начал создавать за 17 лет до смерти.

Стоит отметить, что в начале 11 века, люди еще не знали, что такое бумага. Тексты писались на пергаментах. Они делались из кожи молодых телят и овец, которая истончалась и высушивалась на солнце. Пергамент был чрезвычайно дорогим материалом, поскольку на его изготовление уходило очень много времени, а животных убивали стадами, чтобы создать хотя бы одну книгу. Обложки таких манускриптов были настоящими произведениями искусства. Для них использовали сафьяновую кожу, которую украшали драгоценными металлами и камнями. Некоторые экземпляры имели бриллиантовые, изумрудные и жемчужные вставки.

Княжеское наследие

Первая библиотека Ярослава Мудрого просуществовала недолго. Сведения о ней теряются в начале 13 века, когда на Русь напали татаро-монголы и сожгли Киев. По версии большинства историков, именно в этот период книгохранилище погибло. В то же время это могло случиться и ранее, например, во время набегов половцев в 1169 и 1206 годах.

Есть шанс, что некоторые книги все-таки удалось спасти. Во многом благодаря дочерям князя. Младшая дочь Ярослава Мудрого была сосватана французскому королю Генриху I. Во время своего отъезда она забрала некоторую часть рукописного достояния. Одной из таких книг было легендарное Реймское Евангелие. Предполагается, что семь веков подряд все короли Франции, включая Людовика XIV, присягали во время коронации именно на этой рукописи из библиотеки Ярослава Мудрого.

У князя было еще две дочери, которые тоже стали королевами других правящих династий средневековой Европы. Анастасии стала женой короля Венгрии Андрей I, Елизавета - супругой короля Норвегии Гарольда III. Уезжая на новое место жительства, княжны забирали часть книг с собой в качестве приданого.

Все же большая часть рукописей осталась в Киеве. Библиотека точно существовала до 1054 года, а дальше ее следы теряются.

Где искать библиотеку Ярослава Мудрого?

Ярославль кажется некоторым одним из подходящих мест, где мог бы оставить свои сокровища великий князь. Ведь этот могучий город был им основал и имел крепкие нерушимые стены Кремля. Но на самом деле искать библиотеку стоит в Киеве.

На сегодняшний день существует несколько версий возможного существования тайного хранилища. Но ни одна из них официально не подтверждена.

Версия 1: Софийский собор

Логичнее всего искать библиотеку там, где была она основана. Но в 1240 году во время нашествия татаро-монгол Софийский собор был полностью разрушен. Его восстановлением занялся Иван Мазепа несколькими столетиями позже. Но никаких сведений о том, что под землей было найдено тайное хранилище, в истории не зарегистрировано.

В 1916 году под собором случился обвал грунта. Рабочие, проводившие раскопки, в одной из стен нашли древнюю записку, которая гласила: "Кто найдет этот ход, тот найдет великий клад Ярослава". Но дальнейшие раскопки вскоре прекратились. Как свидетельствуют документы, чтобы предотвратить несанкционированное кладоискательство.

В 2010 году группой исследователей тайных мест было обнаружено огромное помещение под землей (на глубине четырехэтажного дома). Исследования проводились при помощи прибора, который называется "биолокатор", эффективность его была не раз проверена на других объектах. Возможно, глубоко под землей в киевских катакомбах спрятан никому неведомый клад.

Версия 2: Межигорье

Детские библиотеки имени Ярослава Мудрого открывались во времена Советского Союза по всей огромной стране. А вот о находке еще одного книгохранилища партийные власти умалчивали. Речь идет о тайном кладе в Межигорье.

Все началось в 1934 году, когда в этом городе строилась загородная резиденция первого секретаря обкома партии г. Киева Постышева. Местом проведения работ была выбрана территория бывшего Межигорского монастыря. Во время копания котлована был найден подвал, полностью забитый древними книгами. Тогда партийное руководство приказало закопать подвал, а о находке помалкивать.

Так и было до 80-х годов прошлого века, когда тайну решил открыть кто-то из рабочих. Приблизительно в то же время загородную резиденцию начали перестраивать для другого государственного деятеля и снова наткнулись на злополучную пещеру. Но все попытки историков и археологов проникнуть туда были напрасными. Срочный государственный проект приказали закончить, а подвал закопать.

Для всего мира так и остался загадкой таинственный подвал, доверху набитый почерневшими от времени пергаментами.

Именные библиотеки нашего времени

Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого существует в городе Ярославле. Но это не единственное книгохранилище, названное в честь великого князя. В Харькове при юридическом университете имени Ярослава Мудрого также существует одноименное структурное подразделение.

На сегодняшний день научная библиотека Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого - это современный молодежный центр, в котором постоянно проводятся конференции и исследовательские проекты.

Центральная детская библиотека Ярослава Мудрого

Этот объект расположен в Дзержинском районе г. Ярославля, то есть в самом густонаселенном районе города. Адрес центральной детской библиотеки: ул. Труфанова, 17, коп. 2. Улица названа в честь великого командира времен Великой Отечественной войны - Николая Ивановича Труфанова.

Детская библиотека имени Ярослава Мудрого была основана в 1955 году. Тогда район назывался Сталинским и в нем активно велась застройка. Новые школы требовали строительства библиотеки. Тогда администрация Ярославля сделала подарок молодежи: открыла новое современное книгохранилище, насчитывавшее огромное количество книг.

Через двадцать лет библиотечная система города была централизована, а книгохранилище стало называться Центральной детской библиотекой. Она объединила под своим крылом еще 15 заведений, став таким образом единым координатором досуга детей.

Лишь в 2008 году Центральной детской библиотеке г. Ярославля было присвоено имя основателя города - Ярослава Мудрого. Сейчас ее коллектив проводит различные мероприятия, фестивали, творческие конкурсы, ярмарки, краеведческие чтения, культурные акции и т.д.

Современная жизнь библиотеки

Ежегодно Центральная детская библиотека Ярослава Мудрого организовывает дни, посвященные великому князю. Это время используется для того, чтобы изучить и сохранить в современном мире историко-культурное наследие. В эти дни ставятся исторические спектакли, устраиваются военные реконструкции средневековых битв, в том числе взятие крепостей, проводятся конференции и, конечно же, организовывается праздник для всего города.

Библиотека - это храм науки. Сюда приходит молодежь, чтобы почерпнуть новые знания, обогатиться опытом предков и стать такими же мудрыми, как один из самых великих правителей Киевской Руси.

Его правление стало «золотым веком» для Руси. Но за образом мудрого государя скрывается свирепый воин, предводитель варягов конунг Ярицлейв, который и сегодня не перестает удивлять потомков.

«На коне»

Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным. Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать бразды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.
Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».

Конунг Ярицлейв

Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем граде. «Ударной силой» нашего героя были норманнские наемники и варяжские конунги. В Новгороде Ярослав специально для них учредил «Поморонь двор», то есть «двор для приезжающих» - место постоянного пребывания скандинавских воинов. Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».
Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.

Историю пишут победители

Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся. В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте. К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.

Сбежавшая невеста

Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга». Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии. Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.

Библиотека Ярослава Мудрого

Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: ««Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам». Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.
Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.

Анна Ярославна – королева Франции

Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.
Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком. Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

«Был, да сплыл»

Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах. Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.
Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви. Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.