Очевидные и неочевидные преимущества физического труда. • Разумное сочетание умственного и физического труда; • занятия Сочетание умственного и физического труда

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.

Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.

Возможные причины неверного отношения

Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина - лень - стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.

Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона .

Платон учил, что человек обладает бессмертной душой - мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души - это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.

К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан - Библия - ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.

Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.

Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический - это удел плебеев.

И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура - единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.

Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.

Общая польза от физической активности

Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам .

Полезный практический результат

И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, - это ещё одно преимущество физического труда.

Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже .

Выход: полюбите физический труд

Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.

Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.

Все трудовые процессы условно делятся на 2 вида:

1) преимущественно физическая работа;

2) преимущественно умственная работа.

Такое деление очень относительно, ибо нет чисто физической и чисто умственной работы - можно говорить лишь о преобладании умственной или физической работы.

Выполняя физическую работу, человек в той или иной степени загружен умственной деятельностью. По данным физиологов А.С. Егорова и В.П. Заградского, при уборке, мытье полов и вытирании пыли человек загружен умственной деятельностью всего на 0,9%, при работе на станке - на 25%, при управлении автомашиной в малонаселенных местах - на 35%, а при печатании на пишущей машине - на 73%.

Физиология физического труда .

Под физической нагрузкой понимается величина и интенсивность мышечной работы человека, связанной с трудовой деятельностью, хозяйственно бытовой работой, с физической культурой, спортом и т.д.

Изучение физических нагрузок, обусловленных профессиональной деятельностью, их влияние на функциональное состояние и работоспособность человека необходимо для разработки рациональной организации режима труда и отдыха, для обеспечения количественной и качественной адекватности питания людей различных профессий для повышения работоспособности человека, эффективности и производительности труда.

Изучение физических нагрузок важно и необходимо в связи с тем, что от двигательной деятельности организма зависит развитие органов чувств (анализаторов) и нервно - психическое, эмоциональное напряжение. На протяжении длительной эволюции мышечное напряжение и эмоциональное обязательно сопутствовали друг другу. Например, сигнал опасности (встреча с хищником) вызывал отрицательные эмоции страха и необходимость двигательных реакций для спасения (убежать, спрятаться), встреча с мелкими зверями (источниками питания) вызывала положительные эмоции и необходимость догнать, поймать их.

Эмоции значительно усиливают мышечную активность. В состоянии аффекта (гнев, страх) человек может совершить такую мышечную работу, с которой он в обычных условиях ни за что бы не справился.

Физическая деятельность человека слагается из статической и динамической работы:

1.Статическая работа представляет собой деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также удержания какого - либо груза. Мышцы при этом сокращаются в изометрическом режиме, т.е. без изменения длины, поэтому механическая работа в строго физическом смысле отсутствует.

Статическая работа является главным компонентом поддержания рабочей формы человека и осуществляется за счет титанических и тонических сокращений определенных групп мышц. Поддержание какой - либо позы требует от мышц различного напряжения.

Самой простой позой является лежание; при лежании на спине напряжены лишь разгибатели. Наименьшее напряжение мышц бывает при лежании на боку с несколько согнутыми конечностями. При сидении наиболее напряжены разгибатели туловища шеи. Поза стояния требует напряжения многих мышц туловища, шеи, ног.

Величина статической работы определяется произведением силы, поддерживаемой мышцами на время, в течение которого осуществляется напряженное состояние. Обычно, чем сильнее напряжение, тем короче время, в течение которого его можно поддержать.

При статической работе повышается обмен веществ, увеличивается расход энергии, при этом энергия не превращается в механическую работу, а выделяется в виде тепла. Расход энергии пропорционален весу поддерживаемого груза и длительности его поддержания. Статическая работа более утомительна, чем динамическая, т.к. сопровождается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от проприорецепторов мышц в ЦНС.

2. Динамическая работа связана с перемещением тела или его частей в пространстве, т.е. с движениями. Деятельность мышц при этом происходит в ауксотоническом режиме, в котором сочетаются и сокращение, и напряжение их. При динамической работе энергия расходуется как на поддержание определенного сокращения в мышцах, так и на механический эффект работы и измеряется произведением массы груза на расстояние, на которое он перемещается. В условиях производственной деятельности человека вычислить работу в механических единицах невозможно, поэтому для оценки величины физических нагрузок пользуются определением энергетических трат. Расход энергии при этом пропорционален величине мышечной работы.

Таким образом, оценка тяжести труда основывается на исследовании величины расхода энергии, реакции сердечно - сосудистой системы и дыхания, терморегуляции и других физиологических показателей. При низких физических нагрузках частота пульса 76-100 ударов в минуту, при средних - 110-125, при высоких более 175 ударов/минуту. Но учащение пульса может быть связано и с нервно - психическим напряжением, которым сопровождается профессиональная деятельность человека. Поэтому более надежным критерием для оценки тяжести физической нагрузки является величина энергетических затрат, которая хорошо отражает динамическую нагрузку.

Этот принцип приобрел международное распространение. По различным физиологическим показателям и энергетическим тратам выделены 4 группы - категории тяжести физической работы: легкая, умеренная, тяжелая и очень тяжелая. Согласно санитарно - гигиеническим нормам предлагается считать легкими работы, требующие затраты энергии до 150 ккал/час, и к категории тяжелых относятся работы, энергозатраты которых более 250 ккал/час. Физиологическая норма физической нагрузки для человека составляет 180 ккал/час.

Двигательными навыками называются новые формы двигательных действий, выработанные по механизму условных рефлексов в результате систематических упражнений. Формирование двигательного навыка осуществляется в 3 стадии:

1 стадия - характеризуется генерализованной эфферентной реакцией, т.е. одновременно активируются все мышцы, поэтому движения неловкие, неточные, поза и мимика скованы, дыхание задерживается.

2 стадия - сопровождается улучшением координации, точности движений; в движениях наблюдается некоторая стереотипность.

3 стадия - характеризуется высокой степенью координации и автоматизации двигательного акта.

В образовании и осуществлении навыков большую роль играют мышление, мотивация, память, которые обеспечивают пусковую информацию и афферентный синтез. На всех стадиях формирования навыка большую роль играют сила, быстрота, ловкость и выносливость. При выполнении навыка от проприорецепторов, вестибулярного, слухового и тактильного анализаторов в ЦНС поступают афферентные импульсы, за счет которых на всех этапах выработки навыка осуществляется контроль соответствия программы и ее выполнения.

В осуществлении большинства бытовых, трудовых и спортивных двигательных навыков принимает участие большое количество мышц. Одни из них непосредственно реализуют само локальное произвольное движение, другие же поддерживают необходимую позу, фиксируют суставы и т.д. Физические упражнения вызывают глубокие перестройки во всех органах и системах организма человека, при этом наступают физиологические, биохимические и морфологические сдвиги.

За счет нейрогуморальной регуляции функциональные сдвиги в вегетативной нервной системе начинаются в дорабочий период, т.е. только при подготовке к работе или физическим упражнениям, продолжаются в процессе упражнения (пока выполняется мышечная нагрузка) и остаются после окончания работы. Вегетативные процессы активируются по механизму условных и безусловных рефлексов. Вместе с двигательным стереотипом формируется и вегетативный динамический стереотип, который обеспечивает соответствие между уровнем различных физиологических функций и уровнем двигательной активности.

В связи с физической работой выделяется понятие «физиологический резерв организма». Под физиологическим резервом понимается способность органа или функциональной системы во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Эта способность сложилась в процессе эволюции и зависит от физической тренированности.

Физиологический резерв хорошо виден на примере увеличения кровообращения скелетной мышцы при физической работе. В покое скелетная мускулатура потребляет 25-30% МОК, при тяжелой физической работе - 80-85%; МОК увеличивается с 5 до 30 литров; частота сердечных сокращений (у пловцов, например) возрастает от 170 до 205 уд./мин. Велики резервы дыхания: активность его во время физической работы возрастает в 10 раз, потребление кислорода увеличивается в 15-16 раз.

Однако в процессе выполнения своей профессиональной деятельности человек не работает на пределе своих физических возможностей, потому что такая работа продолжается недолго и ведет к утомлению организма. Объем физиологического резерва наиболее ярко выделяется в спорте, где правильно организованные тренировки расширяют физиологический резерв организма, делая его более выносливым и устойчивым к отрицательным воздействиям. Так, например, работами Аршавского показано, что работоспособность нервно - мышечного аппарата при нормальном кровообращении может сохраняться на протяжении долгого времени (4-5 часов), если ритм сокращений будет с такими интервалами, чтобы успевали полностью завершаться анаболические процессы. Таким образом, правильно организованный во времени двигательный акт может осуществляться без признаков утомления. Высокая работоспособность при физических нагрузках связана с использованием аэробных возможностей организма и с возможностью длительного поддержания устойчивого состояния функций дыхания, сердечно - сосудистой системы, т.е. транспортных систем на протяжении всего трудового процесса, способных осуществить регуляцию гомеостаза.

Систематические занятия спортом улучшают физиологический резерв организма, увеличивают массу скелетной мускулатуры, объем грудной клетки, ЖЕЛ, мышечную силу. Физический труд и спорт в его оптимальном варианте может выступать как источник увеличения резервных возможностей организма даже в пожилом возрасте, отодвигая границы старения, хотя физиологические резервы организма уменьшаются с возрастом. Максимум мышечной силы приходится на возраст от 20 до 30 лет, и, напротив, при чрезмерном, непосильном характере труда, н может быть причиной раннего изнашивания, старения, увядания организма.

В хорошо тренированном организме физиологический резерв не используется максимально, а изменения, наблюдаемые в организме во время физической работы и вне ее, характеризуется определенной экономизацией функций. Так, частота пульса у хорошо тренированных спортсменов равна 40-45 уд./мин. при высоком уровне УСС - 100 мл, - величина основного обмена на 20-40% ниже его должных значений. Это позволяет организму наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы в момент физического усилия.

В основе экономизации функций лежат следующие перестройки функциональных систем организма. Происходит умеренная гипертрофия сердца, отношение его массы к массе тела может увеличиваться на 40%. Это сопровождается развитием сети капилляров и анастомозов между ними, увеличением содержания гликогена и миоглобина в сердечной мышце. В процессе тренировки значительно удлиняется период диастолы, во время которого в миокарде идет ресинтез фосфорных соединений, богатых энергией. Кроме этого, происходит набухание митохондрий и увеличение их энергообразующей поверхности.

Систематические упражнения приводят к совершенствованию дыхательных мышц. Возбудимость дыхательного центра у тренированного человека несколько понижена, поэтому они способны производить более длительную задержку дыхания. Для спортсменов характерен и высокий уровень утилизации кислорода тканями (с 30% увеличивается до 70%), питательных веществ, а также удаления продуктов распада.

В повышении работоспособности организма большую роль играют железы внутренней секреции: гормоны коркового слоя надпочечников, поджелудочной железы (инсулина), которые обеспечивают высокий уровень углеводного обмена, что лежит в основе высокой работоспособности. Активируется обмен веществ также щитовидной железой, надпочечниками, гипофизом. Высокая тренированность организма достигается только при достаточной волевой и психологической подготовке.

Физиология умственного труда .

Для современной практической медицины огромное значение приобретает изучение проблемы умственной и эмоциональной деятельности человека. Мы уже говорили о том, что труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности, он почти всегда связан с эмоциональными переживаниями.

Филогенез ЦНС показывает, что ее структура и деятельность все время усложняются. Вместе с тем, если раньше мозг большинства людей управлял в основном физической деятельностью, то за последние сто лет, и особенно последние десятилетия чрезвычайно увеличился объем интеллектуальной деятельности человека во всех сферах производства. Условия трудовой жизни современного человека резко изменились. Современный человек оказался на той ступени социального развития, которая характеризуется большим объемом разнообразной информации. ЦНС испытывает большую нагрузку, чрезвычайно возрастают требования, предъявляемые к интеллектуальной деятельности человека.

Кроме профессиональных особенностей, другой важной стороной жизни, которая повышает нагрузку на ЦНС, является насыщение ее разнообразной информацией. Это, например, увеличение численности населения, особенно в городах, рост скоростей разного вида транспорта, телевидение, радио, телефон, огромная литература, искусство, и, наконец, учащение ритма жизни вообще и усложнение взаимоотношений между людьми. Все эти явления, характерные для нашего "нервного" века, создают дополнительную нагрузку для интеллектуальной и эмоциональной сфер.

В сфере эмоций и умственной деятельности человека наблюдается значительная интенсификация. Все это ведет к том, что современный работник не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически и семантически значимую информацию. Накапливается все больше не отреагированных и не реализованных эмоций и задач различного характера. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма.

Думать о том, что можно остановить НТР, научно-технический прогресс и связанное с ним возрастание нервных перегрузок - наивно и не реально. Остается лишь один путь - научить мозг, облегчить восприятие и переработку разнообразной информации, создать необходимый оптимум деятельности всего организма.

Следует обратить внимание на то, что под влиянием хронического воздействия комплекса эмоциональных раздражителей перенапряжение нервной системы у лиц умственного труда и у студентов может принимать застойный характер и тем самым приводить к возникновению неврозов.

Никогда еще за время своего существования человечество так остро не нуждалось в решении таких проблем века, как умственное переутомление, нервно- эмоциональное перенапряжение и невротические нарушения.

Эмоциональное напряжение и нервное напряжение - не одно и то же. Нервное напряжение не всегда сопровождается отрицательными эмоциями. В связи с этим очень важно, во-первых, точно выявить наличие эмоционального знака у человека в каждом случае, т.к. положительные эмоции в большинстве случаев не являются вредными и не бывают помехой для деятельности человека, и, во-вторых, знать, что только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение в возникновении нервного перенапряжения, переутомления и невротических состояний. Постоянное или повторное эмоционально-стрессовое воздействие нарушает согласованную работу гомеостатических констант организма и повышает возбудимость различных нервных образований. В этом же аспекте рассматривается возможность возникновения нервного перенапряжения информационного характера и информационных неврозов - у лиц, которые почти постоянно перерабатывают большой поток эмоционально окрашенной информации в условиях дефицита времени (студент перед экзаменом).

Особенности умственной и эмоциональной деятельности студентов и

преподавателей.

В условиях бурного роста научной информации подготовка специалистов с высшим образованием усложняется с каждым годом. К ним предъявляются все более высокие требования, как в отношении интеллектуальных способностей, так и физического развития.

От других категорий работников умственного труда студенты отличаются тем, что их умственная деятельность определяется процессом обучения, связана с накоплением знаний и развитием интеллектуальных способностей. Очень важно физиологически обосновать и рационализировать учебную нагрузку, чтобы предотвратить перенапряжение или нарушение мозговых механизмов адаптации, которые у студентов еще находятся в стадии развития и усовершенствования.

Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия деятельности с интенсивной учебной нагрузкой, высокой общественной активностью и новыми жизненными ситуациями. Одной из характерных особенностей студентов является тот факт, что сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка к поступлению в институт происходят в короткий период и очень интенсивно. Это играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов ВНД будущих студентов.

В этот же сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход от детской зависимости к самостоятельной деятельности, активности взрослого человека со всеми его правами и обязанностями. В этом отношении существенными трудностями, особенно для иногородних студентов, являются: отдаленность от своей семьи и чувство одиночества, включение в новый коллектив, новые бытовые условия и т.д.. Поступив в институт, молодые люди оказываются в новых учебных условиях по сравнению со средней школой (увеличение числа педагогов, непривычные методы преподавания, высокие педагогические требования, необходимость самостоятельно планировать время учебы и другие вопросы студенческой жизни, иная система экзаменов и т.д.) Следовательно, происходит нарушение школьного стереотипа и образование нового, более сложного вузовского стереотипа поведения.

Особо важное место в процессе обучения занимает информационная перегрузка студентов многочисленными учебными предметами, качество и научный уровень которых все время повышается. Кроме того, ситуации эмоционального стресса, возникающие особенно в период экзаменов, травмируют и сенсибилизируют очень лабильную и еще мало управляемую эмоциональную сферу студентов.

Загруженность и напряженность работы студентов определяется условиями учебного процесса. По академическим нормам загрузка студентов всех вузов, как правило, не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в процессе учебы продолжительность рабочей недели часто составляет 40-43 часа. При этом отмечается неравномерность распределения учебной нагрузки и нарушение режима работы. Подсчеты показывают, что рабочий день студентов 1-3 курсов составляет в среднем 10- 12 часов. Анкетирование студентов младших курсов многих вузов показало, что они спят в сутки не больше 7 часов и ежедневно тратят 3 часа на самостоятельную работу. Зачастую домашние задания выполняются ими по вечерам и воскресным дням. (Естественно, речь идет о добросовестных студентах).

Современные сложные задачи обучения, которые призвана решать высшая школа, предъявляет повышенные требования и к преподавателям. Преподаватели составляют весьма значительную часть работников умственного труда. Наряду с высокой научно- педагогической квалификацией и хорошим знанием предмета от педагога требуется высокая эрудиция и интеллигентность, хорошее воспитание, владение ораторским, артистическим искусством, опрятность, исключительная собранность и сосредоточенность, доброта и строгая дисциплина. Педагога-клинициста отличает еще и высокое профессиональное мастерство врачевания.

Наиболее сложный вид работы - чтение лекций, которое сопровождается нервно- психическим напряжением и требует устойчивого внимания, тонкого и точного взаимодействия анализаторных систем и всех высших психических функций: мышления, воли, памяти, восприятия, внимания, воображения и т.п. Лекционная работа, как правило, сочетается с обширной учебно-воспитательной работой, научно- исследовательской деятельностью и, что особенно важно, формированием умения владеть аудиторией.

Трудовая деятельность профессорско-преподавательского состава высшей школы можно рассматривать как высококвалифицированную умственную работу, которая сопровождается нервно-эмоциональным напряжением и частыми эмоциональными манифестациями.

Специфической особенностью деятельности студентов можно считать то, что они не умеют работать. Большие потенциальные возможности их организма используются нецеленаправленно и нерационально, без необходимых навыков. В связи с этим значительная учебная нагрузка для студентов, особенно 1 курса, является значимым фактором, что вызывает у них нервно-психическое напряжение и состояние фрустрации в период экзаменов.

Продолжительность рабочего дня преподавателей вузов, как известно, должна равняться 6 часам. Однако их рабочий день часто доходит до 8-10 часов. При этом лекционная и преподавательская работа занимает наибольшее время. Помимо лекционной работы, преподаватели проводят научные исследования, а клиницисты - врачебную работу. Специфическими особенностями высококвалифицированного преподавательского труда является постоянное общение со студентами, а также тщательная подготовка перед каждым лекционным выступлением. Кроме того, если у студента экзамен почти всегда вызывает эмоциональный стресс, то от преподавателя он требует большого нервно-психического напряжения интеллектуальных возможностей и проявления профессионального опыта.

Физиологические различия умственного и физического труда .

Умственный и физический труд связаны между собой и влияют друг на друга. Еще Моссо (1893) с помощью эргографа определил, что профессор, прочитавший лекцию студентам, утомляется настолько, что после лекции мышечная сила его руки уменьшается на 20%. После 3 часового экзамена у студента мышечная сила падает в 4 раза. В свою очередь, под влиянием физического утомления уменьшается продуктивность интеллектуальной деятельности. Вместе с тем имеется ряд существенных особенностей, которые отличают труд умственный от физического.

Прежде всего надо отметить, что преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом не означает ликвидации относительной их самостоятельности. Эта самостоятельность, по-видимому, определяется спецификой их физиологических механизмов. Кроме того, если даже мы говорим, что нет "чистого" умственного труда без физических элементов, и, наоборот, физического труда без элементов умственного, то это не должно означать, что нет разницы между умственным и физическим трудом.

Кандрор (1970) отмечает, что при любом виде труда возникает необходимость раздельно оценивать энергетическую и информационную стороны трудового процесса. По его мнению, первую целесообразно характеризовать про степени тяжести, а вторую - про степени напряженности. Именно энергетическая и информационная стороны трудовой деятельности отличают физический труд от умственного в первую очередь.

Исследователи физиологии труда хорошо знают, как обеспечивается эффективная и длительная физическая работа, но еще плохо знают, какими средствами и ресурсами обеспечивается умственная работа, не говоря уже о сложной структурно- функциональной организации мозга, которая и обеспечивает умственную деятельность.

Известно, что при физической работе происходит усиление и углубление дыхания, перераспределение и увеличение количества циркулирующей крови, усиление и учащение сердечных сокращений, повышение уровня сахара и форменных элементов в крови. Умственная деятельность, окрашенная эмоциями, вызывает почти такие же изменения. Однако если эти периферические сдвиги вегетативных реакций необходимы для энергетического обеспечения работающих мышц, точнее, для покрытия энергозатрат при физической работе, то эти же сдвиги, возникающие при осуществлении умственного эмоционально напряженного труда, далеко не обязательны, т.к. при умственной деятельности не происходит больших энергозатрат и соответственно утилизации, т.е. реализации избыточного обмена.

Следовательно, эти вегетативно-гуморальные изменения при умственной работе не имеют такого прямого назначения, как при работе физической. Любая умственная работа, какой бы сложный характер она не имела, для своего осуществления не нуждается в значительно повышении уровня сахара, количества лейкоцитов, стероидных гормонов и т.д. Гиперфункция вегетативных органов при эмоциональной работе происходит не за счет мышечного напряжения и повышения кислородного и энергетического запроса с периферии, а за счет активизации мозговых структур, особенно подкорковых, лимбико-ретикулярных и таламо-гипоталамических образований под влиянием умственно-эмоциональной работы.

Вегетативные и гуморальные сдвиги при умственной работе или предстартовых состояниях носят условно-рефлекторный характер, происходят с участием эмоционального аккомпанемента и не связаны с активизацией двигательного аппарата.

Нет сомнения в том, что умственная работа охватывает большее количество нервных элементов, чем физическая. Исходя из современных данных нейрофизиологии и нейропсихологии, надо полагать, что умственный труд есть результат наиболее сложных комбинаций нервных процессов и гистохимических изменений в миллионах нейронов корково-подкорковых образований. Умственный труд отличается от физического, видимо еще и тем, что системность работы мозга при умственной деятельности не только более сложна и высоко квалифицирована, но и более обширна и включает большее количество систем и подсистем, чем при физической работе. Больше нагрузка и на анализаторы.

Отличие физического труда от умственного проявляется и в отношении ряда других показателей. Изменение физиологических функций под влиянием физической работы носит более четкий характер, чем в случае умственной работы. Мышечное утомление также имеет более или менее ясную картину, чем отличается от умственного. Первое в отличие от второго можно количественно измерить. При наступлении мышечного утомления выполняемая работа почти полностью прекращается, чего не наблюдается при умственном утомлении.

Умственная деятельность может выполняться длительное время, она не прекращается после окончания конкретной работы. Если мышечную работу мы можем прекратить произвольно, то в отношении умственной работы, особенно эмоционально окрашенной, сделать это трудно. Физиологические изменения, возникшие при умственном труде, ликвидируются значительно медленнее, чем при физическом, что можно рассматривать как феномен последействия. Если по окончании умственной деятельности часто наблюдаются лишь следы возбуждения или торможения, то после физического труда обычно характерны поздние боли в мышцах. Чувство усталости также более сильно ощущается после физической работы. После нее быстрее наступает глубокий сон. Результат физического труда ощутим и виден, а результат интеллектуального труда подчас получается не сразу, и для его выражения необходимы какие-то дополнительные действия (речь, письмо, чертеж и т.п.).

Как вылечиться от разных болезней. Рыдающее дыхание. Дыхание Стрельниковой. Дыхание йогов Александр Александрович Иванов

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА

Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и понятно. Вовсе нет. Естественная медицина в который раз заставила меня рассматривать этот аспект оздоровления значительно шире.

Исходя из своего собственного опыта, Юрий Вилунас заметил, что во время ночных пробуждений, в особенности, когда они сопровождаются рыдающим дыханием и импульсным самомассажем, человек способен на очень активную, даже можно сказать, непреодолимую мозговую деятельность. Потребность заниматься интеллектуальной работой возникает изнутри, в голову приходят самые смелые решения и оригинальнейшие идеи. Опираясь на эти наблюдения, Вилунас делает вывод, что такое интеллектуальное напряжение является неотъемлемой частью восстановительного процесса, который происходит в организме в период ночного отдыха. Этот интеллектуальный «взрыв» способствует снабжению мозга необходимой для восстановления энергией, и как только восстановление закончено, интенсивная интеллектуальная деятельность прекращается.

Такую особенность, говорит Вилунас, обязательно следует использовать во благо здоровья. Замечено, что когда человек, ощущая физическую усталость (например во время ходьбы), сразу переходит на умственную работу, восстановительные процессы в его организме идут гораздо эффективнее, и продуктивность непосредственно мозговой деятельности оказывается значительно выше. Итак, механизм работы мозга вполне можно сравнить с механизмами движения: интенсивная деятельность, продиктованная внутренней потребностью, сменяется своего рода «интеллектуальной усталостью». С физиологической точки зрения наступление такой усталости не означает, что у вас кризис или вы перетрудились. Просто ваш мозг получил все необходимые ему питательные вещества и «отключился». Попытки продолжать мыслительную деятельность дальше чреваты появлением различных неприятных ощущений, а сколько-нибудь примечательных результатов вы все равно не получите.

Таким образом, Вилунас опровергает утверждение, что работа мозга ведет к растрате энергетических веществ, а отдых – к их восстановлению. На самом деле, все наоборот: именно во время работы мозг накапливает различные вещества, а в процессе отдыха – растрачивает на поддержание собственного состояния и деятельность организма в целом. Значит, для того чтобы мозгу было хорошо, необходимо прислушиваться к сигналам, которые он нам подает. При первых признаках усталости от интеллектуальной деятельности необходимо ее прекратить и сменить активность на физическую (в том случае, если в этом есть потребность).

Когда мозг снова будет готов взяться за работу, вы легко почувствуете это. «Идеальная» работа мозга, как следствие происходящего восстановительного процесса, возможна только после определенных физических нагрузок.

Учитывая, что «природа не терпит пустоты», я делаю вывод, что человеку жизненно необходим как физический, так и умственный труд, причем в их определенном сочетании и чередовании. Поскольку эти процессы тесно взаимосвязаны и во многом зависят друг от друга, здоровой и правильной работы организма без какого-либо из них ожидать не приходится.

На практике такое чередование физической и умственной активности мы с вами можем наблюдать ежедневно. Действительно, после определенной физической работы наше самое естественное желание – сесть, расслабиться и спокойно почитать книгу. Вот вам и мозговая активность! Почитав какое-то время, нам хочется встать, потянуться, размяться, а то и пойти погулять – пришло время двигательной активности.

Как мы осуществляли этот принцип практически? До смешного просто – мы перестали себя насиловать. Теперь, когда я занимаюсь какой-то интеллектуальной работой (изучаю специальную литературу, пишу статьи или вот даже эту книгу), и у меня «выключаются» мысли, я не пытаюсь ничего «выжать» из себя, как это было раньше, а просто встаю и иду размяться. Могу сказать совершенно точно: результат такой работы гораздо лучше того, что я мог бы предложить при прежнем образе жизни.

Так естественное чередование физического и умственного труда мы легко осуществляем на уровне инстинктов в том случае, если позволяем себе прислушиваться к ним. Но особенно эффективным оно будет, если мы не забудем про все остальные механизмы саморегуляции. Слушайте свои потребности и следуйте за ними. Путь природы – единственный прямой путь к здоровью и долголетию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

Глава 9. Чередование напряжения и разрядки, работы и отдыха ведет к долголетию В своем труде «Бао Пу-цзы»43 Гэ Хун (284–364 гг.), ученый династии Западная Цзинь, сравнивает шэнь (дух) с сувереном, ци (энергию) с населением, а кровь – с министрами, а также доказывает схожесть

Глава 2. Чередование диет К сожалению, все вышеперечисленные антираковые диеты не очень эффективны. Однако, учитывая то, что зачастую противораковые вещества, поступающие с пищей,усиливают действие друг друга, наша задача состоит в том, чтобы собрать из различных

Орган труда Неизвестно, что сделало обезьяну человеком, однако абсолютно понятно, что кисть человека - это совершенный инструмент, которым он способен творить как самые прекрасные вещи, так и совершать страшные преступления. Как активно работающий орган, кисть

Орган труда Неизвестно, что сделало обезьяну человеком, однако абсолютно понятно, что кисть человека – это совершенный инструмент, которым он способен творить как самые прекрасные вещи, так и совершать страшные преступления. Как активно работающий орган, кисть

АНГЕЛ ТРУДА Кто исчерпал водыГорстию своею,И пядею измерил небеса,И вместил в меруПрах земли,И взвесил на весах горыИ на чашах весовых холмы?Восходит Солнце, встает, и братья сбираютсяИ выходят, чтобы трудиться в полях,С крепкими спинами и весельем сердечнымВыходят они

Условия труда Статистика показала, что гипертонической болезни подвержены в первую очередь те люди, профессиональная деятельность которых предполагает большое количество контактов с людьми: врачи, учителя и кондукторы. Часто встречается повышенное давление у лиц, в

СЕКРЕТ ТРУДА Духовное знание есть единственное, что может уничтожить наши несчастья навсегда. Всякое другое знание удовлетворяет наши нужды лишь временно. Только с приобретением духовного знания и совершенствования уничтожается навсегда способность нуждаться.

Шесть столпов умственного долголетия Но что это значит – вести активную интеллектуальную жизнь? Наша умственная деятельность покоится на следующих шести столпах.1. Сказать жизни «да»: не сдаваться, воспринимать препятствия как личный вызов и преодолевать их.2. Жажда

Чередование света и темноты для «раскачки» глазных мышц Очень хорошо, если в своих играх вы будете чередовать воздействие на глаза дневного света и эпизоды темноты. Для этого предложите вашему ребенку запомнить расположение людей и животных на детской площадке, затем

Старославянская глазная гимнастика против умственного утомления и головных болей В древние гимнастические системы славян входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. Особенно популярны были

Половая слабость из-за умственного переутомления Взять по 3 ст. л. цветков и листьев топинамбура, цветущих верхушек базилика и листьев розмарина и 1 ст. л. листьев шалфея, залить 1,4 л кипящей кремниевой воды, настоять 30 мин, процедить. Выпить за

Чередование эпизодов света и темноты Очень хорошо, если в своих играх вы будете чередовать воздействие на глаза дневного света и эпизоды темноты. Для этого предложите вашему ребенку запомнить расположение людей и животных на детской площадке, затем закройте ему

Половая слабость из-за умственного переутомления - По 3 ст. ложки цветущих верхушек базилика и листьев розмарина и 1 ст. ложку листьев шалфея залить 1,4 л кипятка, настоять 30 мин., процедить, добавить 4 ст. ложки яблочного уксуса. Выпить за

Чередование нагрузки и отдыха Непрерывная активация гормонов (гормонов надпочечников и стресса) без надлежащего отдыха может растратить впустую все доступные гормональные запасы и привести к надпочечному истощению и гормональному дефициту. Признаки такого дефицита

Пункт третий: чередование видов деятельности – путь к совершенству Мы уже говорили с вами о том, что человеку для полноценной плодотворной жизни периодически необходимо менять виды деятельности от умственной к физической и обратно, включая то правое, то левое полушарие

Существуют два вида работы – физическая и умственная; и спор о том, какая из них легче, совершенно неуместен. Утомление при умственной работе может быть нисколько не меньше, а иногда и больше, чем при физической. И, несомненно, оба этих вида деятельности важны и полезны.

Что влияет на уровень работоспособности человека

Работа - это осуществление клеткой, органом, системой органов или организмом свойственных им функций. Человек разумный выполняет, как правило, общественно полезную работу. Научно-технический прогресс изменил характер работы человека. На смену тяжелому физическому труду пришел труд умственный. И физическая, и умственная работа направлены на выполнение определенных задач, в выполнении каждого вида деятельности задействованы различные процессы. «Большинство современных рабочих выполняют задачи, требующие распознавания образов, быстрого получения и переработки информации, а также способности разрабатывать планы и принимать решения», - пишет известный физиолог труда Г. Ульмер (1997). И это накладывает серьезный отпечаток на здоровье человека.

Работоспособность - это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью. Работоспособность, подобно работе, подразделяется на умственную и физическую. Исходя из приведенного выше определения, умственная работоспособность человека - это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы. Физическая работоспособность человека - это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации опорно-двигательного аппарата. Естественно, физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.

Что же влияет на работоспособность и как повысить эффективность выполняемой работы? Основной фактор, что влияет на работоспособность человека, это, в первую очередь, состояние его здоровья. Также умственная и физическая работоспособность человека зависит от уровня тренированности, опыта, физического и психического состояния. Немаловажным показателем уровня трудоспособности человека является его склонность к данной работе (т. е. талант), мотивация к труду и связанные с работой эмоции, состояние окружающей среды, организация труда. В работоспособности человека вжную роль играет оптимальная организация рабочего места, которая позволяет поддержать необходимое положение тела и его сегментов для выполнения работы.

Ниже вы узнаете, какие бывают виды работы, и какие механизмы задействованы при их выполнении.

Виды работы: физическая и умственная работоспособность человека

Умственная работа связана с мышлением и с членораздельной речью, так как человек имеет дело не с конкретными предметами, явлениями или живыми организмами, а с определяющими их символами или понятиями. Умственная работа включает прием и переработку информации, ее сравнение с информацией, хранящейся в памяти, преобразование информации, определение проблем и путей их решения, формирование цели.

Умственная работоспособность связана с мыслительным и эмоциональным компонентами. Мыслительный компонент связан с интеллектуальными способностями человека, он требует обдумывания и концентрации внимания. Эмоциональный компонент включает самооценку человека как субъекта умственного труда, оценку значимости цели и средств. Эмоциональный компонент вызывает возникновение многочисленных положительных и отрицательных эмоций, что проявляется четкими реакциями вегетативной нервной системы и изменениями настроения человека. Эмоциональные нагрузки и психическая перегрузка стимулируют симпатическую часть вегетативной нервной системы, что проявляется увеличением частоты пульса и дыхания, минутного объема сердца и дыхания, усиленным потоотделением («реакция борьбы и бегства»).

Физическая работа связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата, основную роль в этом выполняют скелетные мышцы. Если благодаря сокращению мышцы меняется положение части тела, то преодолевается сила сопротивления, т. е. выполняется преодолевающая работа. Работа, при которой сила мышцы уступает действию силы тяжести и удерживаемого груза, называется уступающей. В этом случае мышца функционирует, однако она не укорачивается, а, наоборот, удлиняется, например, когда невозможно поднять или удержать на весу тело, имеющее очень большую массу. Несмотря на усилие мышц, приходится опустить это тело на какую-нибудь поверхность. Удерживающая работа выполняется, если благодаря сокращению мышц тело или груз удерживается в определенном положении без перемещения его в пространстве, например, человек держит груз, не двигаясь. При этом мышцы сокращаются изометрически, т. е. без изменения их длины. Сила сокращения мышц уравновешивает массу тела и груза. Когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве, они выполняют преодолевающую или уступающую работу, которая является динамической. Статической является удерживающая работа, при которой не происходит движений всего тела или его части. При статической работе мышцы сокращаются изометрически, при этом расстояние не преодолевается, но работа осуществляется.

Энергетические затраты организма и физиологическая потребность человека в энергии

Выполнение работы требует затрат энергии. Общая потребность человека в энергии - это сумма основного и рабочего обмена. Энергетические затраты организма человека при основном обмене - это количество энергии, затрачиваемое организмом в условиях полного покоя для поддержания жизни. У мужчин энергетические затраты организма в среднем составляют 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 ч (4,2 кДж). У женщин - 0,9 ккал (3,8 кДж). Рабочий обмен - это количество энергии, затраченной для выполнения какой-либо внешней работы. Общая суточная физиологическая потребность человека в энергии при умственном труде равна 2500-3200 ккал (10 475-13 410 кДж). При механизированном труде или легкой немеханизированной работе - 3200-3500 ккал (13 410-14 665 кДж). При частично механизированном труде или немеханизированном труде умеренной тяжести - 3500-4500 ккал (14 665-18 855 кДж), при тяжелом немеханизированном физическом труде - 4500-5000 ккал (18 855-20 950 кДж).

Анатомический и физиологический поперечники характеризуют величину или функцию той или иной мышцы. Анатомический поперечник - это площадь перпендикулярного длинной оси поперечного сечения мышцы в определенном ее участке. Физиологический поперечник - это сумма площадей поперечных сечений всех мышечных волокон, образующих мышцу. Первый показатель характеризует величину мышцы, второй - ее силу. Абсолютная сила мышцы вычисляется путем деления массы максимального груза (кг), который может поднять мышца, на площадь ее физиологического поперечника (см2). Этот показатель у человека для разных мышц составляет от 6,24 до 16,8 кг/см2. Так, например, абсолютная сила икроножной мышцы - 5,9 кг/см2, трехглавой мышцы плеча - 16,8 кг/см2, двуглавой мышцы плеча- 11,4 кг/см2. Напряжение, развиваемое при сокращении одним мышечным волокном, колеблется в пределах 0,1-0,2 г.

Размах сокращения (амплитуда) зависит от длины мышечных волокон. В веретенообразных и лентовидных мышцах волокна длиннее, а анатомический и физиологический поперечники совпадают, поэтому сила этих мышц не очень большая, а амплитуда сокращения велика. В перистых мышцах физиологический поперечник значительно больше анатомического и, соответственно, их сила больше. В связи с тем, что мышечные волокна этих мышц короткие, амплитуда их сокращения невелика.

Показатель эффективности работы: коэффициент полезной деятельности человека (КПД) человека на работе

Одним из показателей эффективности работы человека является коэффициент полезного действия, который говорит о том, какая часть затраченной энергии превращается в энергию, осуществляющую полезную внешнюю работу:

Коэффициент полезного действия (КПД) человека равен энергии, затрачиваемой на внешнюю работу, поделенный на вырабатываемую энергию и умноженный на100 %.

У человека коэффициент полезной деятельности человека изолированной мышцы может достигнуть 35%. Коэффициент полезного действия организма в целом и КПД человека на работе при различных видах мышечной деятельности низок. Он варьирует в пределах от 3 до 25%. При частом повторении одной и той же работы развивается рабочий динамический стереотип - система рефлекторных реакций, которые формируются при постоянном повторении одних и тех же раздражителей. Рефлекторные реакции приобретают характер автоматических, поэтому работа становится более энергетически экономичной и менее утомительной, не требует постоянного внимания и сосредоточения.

Причины и факторы временного снижения умственной и физической работоспособности организма

Вызывает реакцию всех органов и систем. При сильных нагрузках происходит снижение работоспособности, так как человек утомляется. В активно сокращающейся мышце увеличивается кровоток более чем в 20 раз, активизируется обмен веществ. При умеренной физической нагрузке в мышце преобладает аэробный обмен веществ, во время тяжелой работы часть энергии освобождается анаэробно, т. е. без использования кислорода. В результате этого в мышцах образуется и накапливается молочная кислота. Это является одним из факторов снижения работоспособности: при накоплении значительных количеств молочной кислоты в мышечных волокнах развивается мышечное утомление. При физической работе возрастают частота сердечных сокращений, ударный объем сердца, артериальное давление, потребление организмом кислорода. При легкой и умеренной физической работе с постоянной нагрузкой в течение 5-10 мин частота сердечных сокращений увеличивается, после чего достигает постоянного уровня, или стационарного состояния, которое не приводит к утомлению человека в течение нескольких часов. Через 3-5 мин после завершения такой работы частота сердечных сокращений нормализуется. При тяжелой работе стационарное состояние не наступает, происходит снижение физической работоспособности, развивается утомление, частота сердечных сокращений увеличивается, а после прекращения тяжелой работы период восстановления нормальной частоты сердечных сокращений длится несколько часов.

У каждого человека есть свой индивидуальный предел утомления при физической и умственной работе, разница для каждого индивидуума порой весьма существенна. После этого предела наступает снижение работоспособности организма в целом, человек уже не может выполнять свою работу эффективно. Предел утомительной работы разделяется на два уровня работоспособности. Работа, которую человек может выполнять в течение 8 ч без развития признаков мышечного утомления, считается легкой, она ниже предела. Выше него находится область максимальной работоспособности, выполнение такой работы существенно ограничено во времени. Снижение умственной и физической работоспособности происходит по мере увеличения длительности работы. Тренировка повышает работоспособность человека.

Как же определить предел утомительной динамической работы? Одним из важных показателей является частота пульса, которая сохраняется постоянно во время работы, не увеличиваясь в связи с утомлением. У нетренированных людей в возрасте от 20 до 30 лет она не превышает 130 ударов в 1 мин, менее чем через 5 мин после прекращения работы частота пульса становится менее 100 ударов в 1 мин; в возрасте от 31 до 50 лет превышает 130-140 ударов в 1 мин, частота пульса становится меньше 100 ударов в 1 мин лишь через 10-15 мин после прекращения работы. У тренированных людей наблюдается более быстрая нормализация пульса.

То же самое касается и снижения умственной работоспособности человека – только постоянные «тренировки мозга» дадут возможность не утомляться слишком быстро.

Утомление и восстановление при физической и умственной работе

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы. Оно выражается во временном снижении работоспособности, которое провоцируется мышечным (физическим) и нервно-психическим утомлением. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, при которой человек не способен нормально реагировать на стимулы. Кроме того, усталость обусловлена недостаточным сном. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки.

Причиной снижения работоспособности при тяжелой физической работе является накопление в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце. Нервно-психическое (центральное) утомление вызвано длительной напряженной умственной работой, однообразной монотонной работой, шумом, плохими условиями труда, эмоциональными факторами, заболеваниями, неправильным или недостаточным питанием, гиповитаминозом.

Частое нервно-психическое утомление приводит к развитию хронического утомления. Это состояние, типично для многих людей в современных условиях. Оно ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктам, инсультам, неврозам, психозам, депрессиям, сексуальным нарушениям. Если же, несмотря на утомление, работа продолжается, возникает истощение. Напомним, что тяжелые физические и нервно-психические нагрузки вызывают стресс (вернее, дистресс).

Различают острое и хроническое истощение. Первое представляет собой резкое снижение работоспособности во время тяжелой работы, второе возникает вследствие длительной напряженной или слишком часто повторяемой тяжелой работы. Профессиональный спорт, спортивные соревнования и усиленные тренировки часто приводят к острому и хроническому истощению. Подчеркнем: речь идет о профессиональном спорте, а не о физической культуре, которая полезна и абсолютно необходима в любом возрасте.

Как отдохнуть и восстановиться после умственной и физической работы

Восстановление работоспособности - это процесс постепенного возвращения функций организма к исходному состоянию после прекращения работы. По мере восстановления степень утомления уменьшается, а работоспособность увеличивается. Если человек выполняет работу, лежащую выше пределов его утомления, необходимо периодически отдыхать. Как быстро восстановиться после работы, чтобы обезопасить свой организм от опасных последствий тяжелого напряжения? Следует подчеркнуть, что для эффективного отдыха лучше несколько кратковременных перерывов, чем один-два длинных. Даже в состоянии полного покоя скелетная мышца сохраняет свою эластичность и определенную степень напряжения. Это называется мышечным тонусом. Перед тем как восстановиться после физической работы, помните, что мышечный тонус не вызывает утомления. Тонус - это нормальное состояние частичного сокращения расслабленной мышцы, благодаря которому она способна сокращаться в ответ на определенный стимул.

Отдых - это состояние покоя или особый, специально организованный вид деятельности, которые снимают утомление и способствуют восстановлению работоспособности. И.М. Сеченов во второй половине XIX в. установил, что работа одних групп мышц конечностей способствует устранению утомления других мышечных групп, вызванного их работой. Это положение легло в основу определения двух типов отдыха: активного и пассивного. Как отдохнуть от умственной работы и тяжелого физического труда? Активный отдых - это отдых, во время которого человек выполняет другой вид работы, отличный от обычного выполняемого труда. Восстановление при физической и умственной работе путем активного отдыха происходит быстрее и эффективнее, чем при пассивном отдыхе, когда организм находится в условиях относительного покоя. Так, интенсивную умственную деятельность следует регулярно прерывать физической активностью. И наоборот: интенсивную физическую - умственной.

Настоятельно советуем работникам умственного труда после 1-1,5 ч не «отдыхать» с сигаретой в зубах, а подняться на 10-15 этажей по лестнице, сделать 15-20 приседаний, столько же прыжков, выполнить 10-20 упражнений с гантелями.

Работникам физического труда целесообразно-целесообразно погулять или, если это возможно, полегать несколько минут с приподнятыми ногами на свежем воздухе.

Теперь, когда вы знаете об утомлении при физической и умственной работе и восстановлении после неё, попробуйте организовать ваш труд таким образом, чтобы КПД вашей деятельности не снижалась в течение всего трудового дня.

Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и понятно. Вовсе нет. Естественная медицина в который раз заставила меня рассматривать этот аспект оздоровления значительно шире.

Исходя из своего собственного опыта, Юрий Вилунас заметил, что во время ночных пробуждений, в особенности, когда они сопровождаются рыдающим дыханием и импульсным самомассажем, человек способен на очень активную, даже можно сказать, непреодолимую мозговую деятельность. Потребность заниматься интеллектуальной работой возникает изнутри, в голову приходят самые смелые решения и оригинальнейшие идеи. Опираясь на эти наблюдения, Вилунас делает вывод, что такое интеллектуальное напряжение является неотъемлемой частью восстановительного процесса, который происходит в организме в период ночного отдыха. Этот интеллектуальный «взрыв» способствует снабжению мозга необходимой для восстановления энергией, и как только восстановление закончено, интенсивная интеллектуальная деятельность прекращается.

Такую особенность, говорит Вилунас, обязательно следует использовать во благо здоровья. Замечено, что когда человек, ощущая физическую усталость (например во время ходьбы), сразу переходит на умственную работу, восстановительные процессы в его организме идут гораздо эффективнее, и продуктивность непосредственно мозговой деятельности оказывается значительно выше. Итак, механизм работы мозга вполне можно сравнить с механизмами движения: интенсивная деятельность, продиктованная внутренней потребностью, сменяется своего рода «интеллектуальной усталостью». С физиологической точки зрения наступление такой усталости не означает, что у вас кризис или вы перетрудились. Просто ваш мозг получил все необходимые ему питательные вещества и «отключился». Попытки продолжать мыслительную деятельность дальше чреваты появлением различных неприятных ощущений, а сколько-нибудь примечательных результатов вы все равно не получите.

Таким образом, Вилунас опровергает утверждение, что работа мозга ведет к растрате энергетических веществ, а отдых - к их восстановлению. На самом деле, все наоборот: именно во время работы мозг накапливает различные вещества, а в процессе отдыха - растрачивает на поддержание собственного состояния и деятельность организма в целом. Значит, для того чтобы мозгу было хорошо, необходимо прислушиваться к сигналам, которые он нам подает. При первых признаках усталости от интеллектуальной деятельности необходимо ее прекратить и сменить активность на физическую (в том случае, если в этом есть потребность). Когда мозг снова будет готов взяться за работу, вы легко почувствуете это. «Идеальная» работа мозга, как следствие происходящего восстановительного процесса, возможна только после определенных физических нагрузок.

Учитывая, что «природа не терпит пустоты», делаем вывод, что человеку жизненно необходим как физический, так и умственный труд, причем в их определенном сочетании и чередовании. Поскольку эти процессы тесно взаимосвязаны и во многом зависят друг от друга, здоровой и правильной работы организма без какого-либо из них ожидать не приходится.

На практике такое чередование физической и умственной активности мы с вами можем наблюдать ежедневно. Действительно, после определенной физической работы наше самое естественное желание - сесть, расслабиться и спокойно почитать книгу. Вот вам и мозговая активность! Почитав какое-то время, нам хочется встать, потянуться, размяться, а то и пойти погулять - пришло время двигательной активности.

Как мы осуществляли этот принцип практически? До смешного просто. Когда вы занимаетесь какой-то интеллектуальной работой и у вас «выключаются» мысли, не пытайтесь ничего «выжать» из себя, а просто встаньте и идите размяться. Результат такой работы будет гораздо лучше.

Так естественное чередование физического и умственного труда мы легко осуществляем на уровне инстинктов в том случае, если позволяем себе прислушиваться к ним. Но особенно эффективным оно будет, если мы не забудем про все остальные механизмы саморегуляции. Слушайте свои потребности и следуйте за ними. Путь природы - единственный прямой путь к здоровью и долголетию.