Национальные и межнациональные отношения презентация. Презентация "нации и межнациональные отношения"

В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.


В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно- бытовые условия обитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос.


Национальный вопрос это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.


Национальный вопрос всегда имеет конкретно- историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и оконча-гельного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях.


Национальный вопрос в бывшем СССР был решен в нескольких аспектах: уничтожен национальный гнет и в определенной мере национальное неравенство (экономическое и культурное), созданы условия для экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с тем были допущены и серьезные ошибки и нарушения в ходе проведения национальной политики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместного проживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальных и этнических групп. Национальные образования существенно различались по этносоциальным, этнокультурным, этно- демографическим характеристикам. Эти различия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождало противоречия.


Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разных уровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усиления тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов. Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами.


Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.

ЭТНОС ЭТО БОЛЬШАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЕННАЯ: ЯЗЫКОМ КУЛЬТУРОЙ ИСТОРИЕЙ ЕДИНСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ СВЯЗЬЮ КРОВНЫМ РОДСТВОМ ОБЩИМ САМОСОЗНАНИЕМ

НАЦИЯ Нация – это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта. Исторически высшая форма этносоциальной общности людей

Межнациональные отношения 1. отношения между разными национальностями внутри одного государства; 2. отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений Мирное сотрудничество Этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества: Этническое смешивание (латиноамериканские народы) Этническое поглощение (ассимиляция) США Создание многонационального государства Российская Федерация

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране?

Российская Федерация: население — 143 млн. чел. национальностей – свыше 160 Перепись 2010г.

Основные тенденции развития наций Межнациональная дифференциация – процесс разъединения Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов 1. Самоизоляция в целом 2. Протекционизм в экономике 3. Национализм в различных формах в политике и культуре 4. Религиозный фанатизм 1. Экономические и политические союзы 2. Международные и культурные центры 3. Взаимопроникновение религий, культур, ценностей 4. Транснациональные корпорации (ТНК) Межнациональный конфликт ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Глобализация это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему Назовите плюсы и минусы глобализации

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием народов и наций другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн

Типы межнациональных конфликтов: 1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). 2. Этнотерриториальный (определение границ нации). 3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности). 4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов - Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. - Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. - Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. - Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы. - Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов. - Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.). - Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения. - Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Национальная политика Конституция РФ (ст. 19, 26, 29) «Концепция национальной политики Российской Федерации» Принципы: Равенство прав и свобод Запрет на ограничение прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности Равноправие субъектов РФ Право гражданина указывать свою национальную принадлежность Мирное разрешение противоречий и конфликтов Запрет на деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной розни, ненависти Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами им др.

Понятия НАЦИОНАЛИЗМ –идеология и политика, в основе которых — идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества. ШОВИНИЗМ – идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду. РАСИЗМ – идеология и политика, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. ГЕНОЦИД – политика истребления целых групп населения по национальному признаку.

«Роль женщины в современном мире» - Ислам. Социальная дискриминация женщин. Роль женщины в современном мире. След в истории. Потолок. Женский день. Положение. Положение женщины в обществе. Сосредоточенность на отношениях между людьми. Женщины. Взгляд на женщину.

«Социология как наука» - Объект и предмет. Теории среднего уровня социальные институты. Социальное. Новую науку строил по образцу естественных наук. Теории среднего уровня. Природное. ХХ века Теории среднего уровня. Изучают отдельные социальные институты, общности, специализированные социальные процессы. Личное. Основные категории.

«Общество и общественные отношения» - Общество и природа. Общественные отношения Сферы общественной жизни Общество – динамическая система Общество и природа. Общество – динамическая система. Функции общества. Что такое общество? Общество и общественные отношения. Сферы общественной жизни. Общество.

«Взаимодействие в обществе» - Общество и общественные отношения. Что такое общество? Взаимодействие человека и общества. Подумайте, как человек может относиться к природе? Общество. Подсистемы. Система общественных наук. Общество и природа. Общество как система.

Термин «социальный институт». Установки и образцы поведения. Социальный институт. Престиж. Неосновные социальные институты. Потребность. Уровень активности личности. Фундаментальные потребности. Выберите правильный вариант ответа. Научный оборот. Структурные элементы основных институтов. Ценности. Институционализация папства.

«Дисциплина социология» - Респондент. Методология. Теоретический анализ. Теоретический раздел. Эмпирический уровень. Проработка проблемы. Примеры экспериментов. Наблюдение. Эксперимент. Исследователь. Определение социологии. Анкетирование. Соотношение теории и методологии. Честность выборов. Социологические явления. Возможности современного социологического познания.

Всего в теме 21 презентация

Нации и межнациональные отношения.

  • План :
  • Этнические общности.
  • Национальное самосознание.
  • Национализм. Межнациональные конфликты.
  • Пути преодоления межнациональных конфликтов.
  • Концепция национальной политики в РФ.
1. Этнические общности.
  • Форма общностей
  • Основная характеристика
  • Основной период существования
  • Группа кровных родственников (по линии отца или матери)
  • Эпоха первобытных обществ.
  • Племя
  • Совокупность рода, объединённого кровными узами, территориальной, хозяйственной, языковой общностью.
  • Народность
  • Совокупность племён, объединённых общей территорией, хозяйственными, языковыми и культурными связями.
  • Период рабовладения и феодализма.
  • Нация
  • Сообщество людей, объединённых единой территорией, экономикой, языком, культурой, самосознанием и организованных в государство.
  • Начиная с капитализма.
2. Национальное самосознание
  • Национальное самосознание – осознание людьми одной нации, общих идеалов, культурных норм, традиций.
  • Национальные интересы –
  • 1. Необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в человеческой истории.
  • 2. Психологически не отгораживаться от других наций и народов. Обогащать свою культуру.
3. Национализм. Межнациональные конфликты.
  • Колониализм
  • Система господства более сильных государств над другими странами и народами (захват их территорий, своё корыстное использование их ресурсов, подавление самостоятельности)
  • Расизм
  • Разделение человеческих рас и наций на «полноценные» и «неполноценные» и политика притеснений, дискриминации «низших» рас «высшими».
  • Апартеид
  • До 1990-х годов политика изоляции и дискриминации «цветного» населения ЮАР (80% всех жителей) со стороны представителей белой расы (20%).
  • Антисемитизм
  • Политика враждебного отношения, ущемления в правах, преследования и даже истребления по отношению к евреям.
  • Геноцид
  • Истребление целых групп населения по национальному признаку.
4. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
  • Толерантность – терпимость к иным взглядам, обычаям, нравам, традициям, идейным убеждениям.
  • Гуманистический подход в решении национальных вопросов –
  • Идея мира, согласия, уважения национального достоинства.
  • Последовательное развитие демократии, правовых начал в обществе.
  • Равенство прав человека и гражданина независимо от его расы, национальности.
  • Запрещение ограничения граждан по признакам расовой, социальной, религиозной принадлежности.
  • Сохранение исторически сложившейся целостности РФ.
  • Гарантия прав коренных малочисленных народов.
5. Концепция национальной политики в РФ.
  • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальность без всякого принуждения.
  • Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ.
  • Своевременное разрешение противоречий и конфликтов.
  • Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, на разжигание межнациональной розни.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нации и межнациональные отношения

Зачем нам изучать эту тему? Кто является источником власти в России? Сколько народностей проживают на территории России? Что такое «этнос»? О каких межэтнических конфликтах вы слышали? Что такое толерантность?

Задачи изучения темы Знать, что такое этнос и этнические общности. Понимать смысл основных понятий темы (нация, национализм, нацизм, шовинизм, расизм, ксенофобия, сепаратизм, менталитет, самосознание) 3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.

Соотнесите тип общества и этническую общность Этническая общность Тип общества (стадиальный подход) Тип общества (формационный подход) Род А) индустриальное Г) капитализм 2. Племя Б) доиндустриальное Д) феодализм 3. Народность В) постиндустриальное Е) первобытнообщинный 4. Нация

Сравните два понятия «нация» историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании. исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании (чувство принадлежности к своему народу, к его исторической судьбе).

Нация Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам Национальность – принадлежность человека к той или иной нации

Национальные ценности - то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны.

Национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности. Иначе говоря, национальный менталитет - своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.

Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

Тенденции этнических процессов современности интеграции - сотрудничества, объединения раз ных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов;. дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности

Этнический конфликт это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции между разными этническими группами.

Основные причины конфликтов Территориальные - борьба за изменение гра ниц, Экономические - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра. Социальные - требования гражданского равно- правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти. Культурно-языковые - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности.

Примеры конфликтов Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день. Югославия и Албания Англия и Ирландия

Пути предотвращения конфликтных ситуаций Первый - применение правовых механизмов, Второй - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников Третий - информационный. Он предполагает, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализа ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами; развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности; нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.

Термины (запишите в тетрадь) Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Дискриминация – ущемление прав Сепаратизм - это требования суверенитета и независимости для этнической группы

Толерантность - уважение, доверие, готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми любой национальной принадлежности, стремление понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.

Домашнее задание Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения? Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; Приведите примеры межнациональных конфликтов