Охрана различных видов окружающей среды. Экология окружающей среды

1.2 Государственная политика защиты окружающей среды
1.3 Природоохранное законодательство

Заключение

Список литературы

Приложение

Глоссарий

Введение

Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.
Актуальность. Одной из основных проблем социально- экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в Казахстане.
Объектом исследования является правовой режим окружающей среды.
Предметом исследования выступают природоресурсные и экологические правоотношения.
Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Республики Казахстан, регулирующего правовой режим окружающей природной среды.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть категории и виды загрязнения окружающей среды.
2. Охарактеризовать законодательную базу международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных объектов и их рациональное использование.

    Охрана окружающей среды
1.1 Причины и последствия загрязнения окружающей среды

В ХХ веке давление на природу со стороны человеческого общества резко возросло. Так, за последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества. В связи с этим возникла угроза истощения и даже исчерпания некоторых видов ресурсов. Это, прежде всего, относится к минерально-сырьевым, водным и другим видам ресурсов.
Одновременно возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения окружающей среды. По данным ученых, на сегодняшний день на каждого жителя планеты приходится (условно) 200 кг. отходов. В наши дни антропогенные ландшафты уже занимают 60 % земной суши.
Общество не просто использует природные богатства, а преобразует природную среду. Взаимодействие человека и природы становится особой сферой деятельности, которая называется «природопользование».
Природопользование - это совокупность мер, предпринимаемых обществом по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды.
Оно может быть:

      рациональным, при котором взаимодействие общества и природы развивается гармонично, создана система мер, направленных на снижение и предупреждение отрицательных последствий вмешательства человека в природу.
      нерациональным - отношение человека к природе является потребительским, нарушается баланс во взаимоотношениях общества и природы, не учитываются требования по охране окружающей среды, что приводит к её деградации.
Примерами рационального природопользования могут быть - создание заповедников, заказников, особо охраняемых территорий, строительство очистных сооружений, применение технологий замкнутого водоснабжения, комплексная переработка сырья, разработка и применение новых экологически безопасных видов сырья, переработка отходов.
К сожалению примеров нерационального природопользования гораздо больше - вырубка лесов, выброс отходов в реки и озера, загрязнение атмосферы и гидросферы, истребление животных и многое другое.
Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение её свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на природные комплексы планеты и угрозе здоровью человека.
И хотя загрязнение окружающей среды может произойти в результате стихийных природных явлений, большая часть их происходит в результате хозяйственной деятельности человека.
Основными видами загрязнения являются:
      Химическое (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений);
      Радиоактивное (заражение окружающей среды радиоактивными элементами);
      Тепловое (выброс тепла);
      Шумовое (повышенный уровень шума);
      Биологическое (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).
Загрязнение почвенного покрова может происходить в результате безграмотного ведения сельского хозяйства, нарушения земель, в процессе строительства и горных выработок, попадания в неё ядохимикатов и соединений тяжелых металлов. В результате возникают мало продуктивные и не продуктивные земли, так называемые «бедленд» (дурные земли).
Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки и моря сточных вод. Их общий объем достигает 1 тыс. км. в куб. в год. Наиболее загрязнены такие реки как: Рейн, Сена, Дунай, Тибр, Миссисипи, Волга, Днепр, Нил, Ганг.
Растет загрязнение Мирового океана, в который попадает до 100 млн. т. отходов, особенно страдает океан от нефтяного загрязнения. По некоторым подсчетам ежегодно в океан попадает от 4 до 16 млн. т. нефти.
Наиболее загрязнены Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Японское и Карибское моря.
Атмосфера загрязняется, прежде всего, в результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы - окислы углерода, серы, азота. С выбросами сернистого газа в атмосферу связанно образование кислотных дождей, которые наносят большой вред растительному и животному миру, разрушают сооружения, отрицательно сказываются на здоровье людей.
В настоящее время загрязнение окружающей среды достигла такого размера, что необходимо принимать срочные меры.
Необходимо строительство очистных сооружений, применение малосернистого топлива, переработка мусора, рекультивация земель, применение «чистых» технологий и оборотных систем водоснабжения.

1.2 Государственная политика защиты окружающей среды

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Вместе с тем мысль о господстве над природой Энгельсом разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.
Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.
Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсаций тем, кто пострадал от этого.
В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций.
Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал.
Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.
Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

1.3 Природоохранное законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В систему правовой охраны природы Казахстана входят четыре группы юридических мероприятий.
Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.
Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
Юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в Казахстане образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты.

Заключение

Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды.
Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как:

    насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества;
    способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса;
    что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды.
Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.
Охрана окружающей природной среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международ-ных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих, экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.
На нынешнем, современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие -- экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экoлогических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.
Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природополь-зование создает предпосылки для выхода из нeгo.
Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно- технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами.

Список литературы

    Алисов Н. В., Хореев В. С. Экономическая и социальная география (общий курс): Учебник.-М., 2000.-704с.
    Гиляров А.М. Популяционная экология. М., 2005.
    «Компания». Использование экологической информации в стратегии природопользования и взаимодействия товаропроизводителей на рынке, стр. 33-37. Алиев К.Н., Доходян З.Р. Июнь 1999.
    Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие – М., 2002.-160с.
    Экономическая география: Уч.-справочное пособие – 5-е изд.-М., 2001.-672с.
    «Экономика». Экологические проблемы как элемент производственной политики, стр. 20-22. Фадеев А.А. Сентябрь 1999.
    «Эксперт». Использование экологических проблем для достижения экономических целей в международном сотрудничестве, стр. 17-24. Ареева А.Н., Носов Л.С. Май 1999.
    http://les5125.narod2.ru/ printsipi_ohrani_ okruzhayuschei_sredi/
    http://www.twirpx.com/files/ ecology/refs/
    http://www.bankreferatov.kz/ ru/ecologiya/54-oskemen.html
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодежи и туризма

Кафедра "Туризм"

Р еферат

по дисциплине: "Охрана окружающей среды"

на тему: " Охрана окружающей среды "

Выполнила: Ивахненко Я.Е.

Преподаватель: Церябина В.В.

Москва 2014

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды

2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды

Литература

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды

Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны.

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали, прежде всего, биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли, и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

Характеристика источников загрязнения водных объектов

Несмотря на неуклонный рост потребления воды из-за быстрого увеличения численности народонаселения, главной проблемой стала не нехватка питьевой воды в большинстве стран мира, а прогрессирующее загрязнение рек, озер и подземных вод. Значительный рост промышленности привел к резкому увеличению объемов технических отходов, сбрасываемых в виде неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в водоемы.

Основными источниками загрязнения водоемов являются:

1. атмосферные осадки, содержащие загрязняющие вещества промышленного происхождения, которые вымываются из атмосферы;

2. городские сточные воды (бытовые, канализационные стоки, содержащие вредные для здоровья синтетические моющие средства и др.);

3. промышленные сточные воды;

4. сельскохозяйственные сточные воды (отходы животноводческих комплексов, смыв с полей удобрений и пестицидов дождями и весенними талыми водами и др.).

Наиболее значимую долю загрязнения водоемов составляют промышленные сточные воды, половина объема которых (по данным отечественных природоохранных служб) сбрасывается в водоемы без очистки, а большая часть второй половины - в недостаточно очищенном виде. Поэтому почти все реки загрязнены нефтепродуктами, тяжелыми металлами, органическими и минеральными соединениями. Сельскохозяйственные сточные воды несут в реки и озера огромное количество удобрений и пестицидов. Сброс сточных вод в водоемы сопровождается накоплением загрязняющих веществ в донных осадках в больших концентрациях, что может приводить к резкому повышению уровня загрязнения в паводковых водах и к вторичному загрязнению, связанному с образованием новых (часто более вредных, чем исходные) химических соединений. биосфера природный животный

Природные ресурсы и их классификация

Природные ресурсы (естественные ресурсы) - элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства. Классификация:

1. Природная (генетическая) классификация - классификация природных ресурсов по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в т.ч. почвенные), растительные, (в т.ч. лесные), животного мира, климатические, ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие биологические ресурсы.

2. Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия.

Выделяют по данному признаку ресурсы:

Неисчерпаемые - использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);

Почерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);

Почерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).

2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" охране подлежат следующие объекты:

1. Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2. Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

В РФ более 100 заповедников, из них 18 биосферных и 70 расположенных в субъекте федерации. Наиболее крупные - Алтайский, Баргузинский, Кавказский, Юганский. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного пользования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественно природной среды типичные или редкие ландшафты, места сохранения генофонда растительного и животного мира.

Государственные природные заказники - это территория или акватория имеющие особое значение для сохранения восстановления природных ресурсов и комплексов, а также поддержание экологического баланса. Государственные природные заказники могут носить статус федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

1. Комплексные (ландшафтные) - предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов или природных ландшафтов

2. Биологические (ботанические и зоологические) созданы для охраны редких исчезающих видов животных и растений.

3. Палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов

4. Гидрологические предназначены для сохранения и восстановления ценных объектов и экологических систем

5. Геологические, для сохранения ценных объектов и комплексов не живой природы

Памятники природы - это уникальные невосполнимые ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении, природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;

Недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

Право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.

Инженерная охрана окружающей природной среды

Природоохранная деятельность предприятий

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое - очистка вредных выбросов. Этот путь "в чистом виде" малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.

И, например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление - устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.

Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений

Многие современные технологические процессы связаны с дроблением и измельчением веществ, транспортированием сыпучих материалов. При этом часть материала переходит в пыль, которая вредна для здоровья и наносит значительный материальный ущерб народному хозяйству вследствие потери ценных продуктов.

Для очистки применяют различные конструкции аппаратов. По способу улавливания пыли их подразделяют на аппараты механической (сухой и мокрой) и электрической очистки газов. В сухих аппаратах (циклонах, фильтрах) используют гравитационное осаждение под действием силы тяжести, осаждение под действием центробежной силы, инерционное осаждение, фильтрование. В мокрых аппаратах (скрубберах) это достигается промывкой запыленного газа жидкостью. В электрофильтрах осаждение на электроды происходит в результате сообщения частицам пыли электрического заряда.

Для очистки газов от вредных газообразных примесей используют две группы методов - некаталитические и каталитические. Методы первой группы основаны на выведении примесей из газообразной смеси с помощью жидких (абсорберов) и твердых (адсорберов) поглотителей. Методы второй группы заключаются в том, что вредные примеси вступают в химическую реакцию и превращаются в безвредные вещества на поверхности катализаторов.

Сточными водами называются воды, использованные промышленными и коммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различных примесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят на бытовые, атмосферные и промышленные. Все они содержат в той или иной пропорции минеральные и органические вещества.

Сточные воды от примеси очищают механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и термическими методами, которые, в свою очередь, подразделяются на рекуперационные и деструктивные. Рекуперационные методы предусматривают извлечение из сточных вод и дальнейшую переработку ценных веществ. При деструктивных методах вещества, загрязняющие воду, подвергают разрушению путем окисления или восстановления. Продукты разрушения удаляют из воды в виде газов или осадков.

Механическую очистку применяют при удалении твердых нерастворимых примесей, используя методы отстаивания и фильтрования с помощью решеток, песколовок, отстойников. Химические методы очистки применяют для удаления растворимых примесей с помощью различных реагентов, вступающих в химические реакции с вредными примесями, в результате чего образуются малотоксичные вещества. К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристаллизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде.

Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленными методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки.

Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора, удаления и ликвидации или утилизации твердых производственных отходов" и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органических удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой довольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов.

3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды

Система стандартов и нормативов

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 означает "Охрана природы. Гидросфера", а группа 17.2 - "Охрана природы. Атмосфера" и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК.

Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жизни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для которых является весьма "грязным". Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно - ПДВ, ПДС или только в ВСВ,-- зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

Закон на страже природы

Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство - это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон "Об охране окружающей природной среды", принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов.

Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций - приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

Литература

1. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль и значение охраны окружающей среды, ее земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира. Основные направления природоохранительной деятельности в условиях системы аграрного производства. Направления правовой охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2012

    Охрана окружающей среды и общественное движение за мир. Основные среды жизни живых организмов и их характеристика. Биосферные функции стратосферного озона. Значение леса в природе и жизни человека. Водоохранные зоны и их роль в охране окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2009

    Характеристика нормирования в области охраны окружающей среды и ее нормативы: качество окружающей среды и допустимое воздействие на окружающую среду. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды, стандартизация и сертификация.

    реферат , добавлен 25.05.2009

    Аспекты международно-правовой охраны атмосферы Земли, околоземного и космического пространства, Мирового океана, животного и растительного мира, окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами; ее объекты, нормы, конвенции и страны-участницы.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2009

    Правовая основа охраны окружающей среды. Состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду. Контроль в области охраны окружающей среды. Внедрение экологически безопасных современных технологических процессов и оборудования.

    реферат , добавлен 09.10.2012

    Понятие биосферы, ее главные компоненты. Совокупные водные ресурсы России. Задачи и направления развития управления природопользованием. Классификация отходов и комплексные системы их переработки. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2011

    Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды. Участие России в международном сотрудничестве. Общественные организации в области охраны окружающей среды. Green peace. Всемирный фонд охраны дикой природы.

    реферат , добавлен 14.03.2004

    Исследование окружающей среды в Оренбургской области на сегодняшний день. Анализ и особенности государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Обзор методов, используемых муниципальной властью Оренбурга для улучшения окружающей среды.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Проблема охраны окружающей среды, ее рост в связи с воздействием человека на природу. Факторы, которыми обусловлено химическое загрязнение окружающей среды. Мероприятия по охране атмосферы, водных и земельных ресурсов. Процесс очистки сточных вод.

    презентация , добавлен 14.01.2014

    Понятие и элементы экономического механизма охраны окружающей среды, плата за природопользование. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды. Использование административных методов управления для охраны окружающей среды.

  1. Виды загрязнения окружающей среды и направления ее охраны....................3
  2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды.........................4
  3. Природоохранная деятельность предприятий....................................................8
  4. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды.........10

Литература.......................................................................................................................16

1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было глав­ным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных жи­вотных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об уста­новке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и при­рода с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненару­шенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги дегра­дации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естествен­ному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» охране подлежат следующие объекты:

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

Охранение биологического разнообразия;

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

3. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организа­ции научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходя­щих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инже­нерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое - очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.

И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позво­ляет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление - устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сы­рье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.

Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружа­ющей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.

4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет за­кон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законо­дательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавли­вающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граж­дан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе­чение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В за­коне зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду оби­тания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платно­сти использования природных ресурсов. Размер платы зависит от то­го, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроиз­водство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.). Закон устанавливает принципы нормирования качества окружаю­щей природной среды, порядок проведения государственной эколо­гической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуата­ции предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычай­ным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмещения при­чиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды вклю­чают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечи­вающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета эколо­гических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие прин­ципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефеде­ральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанав­ливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружа­ющей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предпри­ятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и действует на территории всей страны.

В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические норма­тивы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормати­вы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не при­водило к превышению ПДК.

Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных сил района, при­ходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.

Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жиз­ни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для кото­рых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены вре­менные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласован­ные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загряз­нение окружающей среды в течение строго определенного сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно - ПДВ, ПДС или только в ВСВ,- зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды в РФ осуществляется орга­нами законодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и специально уполномоченными органами, главным из ко­торых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной полити­ки в стране, нормативно-правовое регулирование соответствующих работ. МПР России обеспечивает также рациональное природополь­зование (добыча полезных ископаемых, использование вод, объектов животного мира), безопасность водохранилищ и гидротехнических сооружений, охрану поверхностных и подземных вод, а также воды в системах хозяйственного водопользования, охрану и защиту лесного фонда и выполняет ряд других функций. Ведомство имеет территори­альные органы.

Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представитель­ной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполни­тельной власти (правительства, мэрии и т. п.).

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, Ростехнадзор России, а также Феде­ральную службу в сфере природопользования и Роспотребнадзор России, одна из функций которого - проведение санитарно-эпиде-миологического надзора, и некоторые другие, осуществляющие гос­контроль в достаточно узком направлении (защита от заболеваний скота и сельскохозяйственных растений, охрана и рациональное ис­пользование рыбных ресурсов и т. д.). Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы ох­раны природы министерств и ведомств,

Общественный экологический контроль проводится профсоюзны­ми организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общественные организации и объединения.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

Глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

Национальный, проводимый на территории одного государства;

Региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких госу­дарств;

Локальный, проводимый на сравнительно небольшой террито­рии (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, растительного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействова­но МПР РФ.

Организация работ по охране окружающей среды на предприяти­ях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отве­чающая за эксплуатацию вентиляционных систем. Возможно созда­ние специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их про­ведение, контролирует выполнение законодательства по охране ок­ружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источ­ников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, создаваемых предприятием. На это же подразделение возлагается заполнение эко­логического паспорта.

Важнейшим направлением работ служб, связанных с обеспечени­ем экологической безопасности прилегающих к предприятию сели­тебных зон, является производственный контроль. Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п.

С 1999 г. в РФ действует в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 «Система управления качеством окружающей среды». ГОСТ РИСО 14001-98 устанавлива­ет требования к системам окружающей среды в целях оказания помо­щи организации (предприятию) в определении ее политики в указан­ной области и планируемых характеристик окружающей среды, кото­рые могут быть достигнуты при реализации этой политики с учетом их фактических значений и требований законов и других нормативно-правовых актов,

Наиболее эффективным способом определения эффективности такого рода систем управления является их аудитсистематический и документально оформленный процесс проверки объективно полу­чаемых и оцениваемых данных для определения соответствия систе­мы управления окружающей средой организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией. В случае необ­ходимости руководство организации корректирует свою экологиче­скую политику, соответствующие задачи и планы работ.

К проведению экологического аудита, как правило, привлекают­ся специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. – М.: Аспект Пресс, 1998
  2. Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С.В. - М.: Высшая школа, 2006

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Она теснейшим образом связана со всей хозяйственной деятельностью людей, оказывающей глубокое, нередко губительное воздействие на биосферу, ее геохимические, экологические и другие функции поступательного развития, сохранение равновесного природного состояния и т.д. Зачастую происходит формирование окружающей среды, не благоприятствующей нормальной жизни человека, растений и животных.

Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потока энергии со снижением продуктивности или нарушением данной экосистемы.

Показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды:

1) Влияние на воздушные ресурсы.

2) Влияние на водные ресурсы.

3) Влияние на земельные ресурсы.

4) Влияние на материальные ресурсы и отходы производства.

5) Экологичность выпускаемой продукции.

Загрязнение воздуха.

Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX веке поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них особенно выделяется сернистый ангидрид – ядовитый газ, легко растворимый в воде. Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание, опадание листьев хвои. Часть SO2 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) – органическое вещество, содержащее компоненты, необходимые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых почвах уменьшается и число обитающих в ней видов животных, замедлена скорость разложения. Все это создает неблагоприятные условия для роста растений. Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн CO2 . Половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание CO2 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10 %. CO2 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый «парниковый эффект». Изменение содержания CO2 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления атмосферу многих ядовитых соединений – оксид азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различных углеводородов – ацетилена, этилена, метана, пропана, и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15 %, ультрафиолетовое излучение – на 30 % (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха.

Огромное значение приобретают работы по очистке воздуха и его охране. Эффективный путь снижения вредных выбросов в атмосферу - внедрение безотходных и малоотходных производственных технологических процессов, повышение эффективности действующих установок очистки воздуха, внедрение замкнутых воздушных циклов с частичной рециркуляцией воздуха. Промышленные агрегаты, особенно вновь вводимые, должны быть оборудованы пыле- и газоулавливающими средствами. В целом защита атмосферного воздуха от загрязнений должна проводиться не только в региональном или местном масштабе, но и в первую очередь в глобальном, поскольку воздух не знает никаких границ и находится в вечном движении.

Водные ресурсы: рациональное использование и охрана.

Основным источником загрязнения являются промышленные и коммунальные канализационные стоки, смыв с полей части почвы, содержащей различные агрохимикаты, дренажные воды систем орошения, стоки животноводческих ферм, попадающие в воду с осадками и ливневыми стоками аэрогенных загрязнений. Среди загрязнителей наибольшую опасность представляют фенолы, нефть и нефтепродукты, соли тяжелых металлов, радионуклиды, пестициды и др. органические яды, органика, насыщенная бактериями, минеральные удобрения и т.д. Общая масса основных антропогенных загрязнителей гидросферы достигла 15 млд. тонн в год. Большая часть этих загрязнителей приходится на реки, где средняя их концентрация достигла 400 мг/л. Сброс канализационных стоков, особенно неочищенных или недостаточно очищенных оказывает отрицательное влияние на круговорот органического вещества в водоеме, грозит опасностью инфекционных заболеваний, в первую очередь человека.

Меры по охране воды:

Создание безотходных технологических процессов;

Не допускать смыва почвы, поступления агрохимикатов в реки и озера;

Применение высокой агротехники, правильное проведение пахоты и в целом обработки почвы;

Организация водопоя домашних животных, утилизация навоза;

Борьба с потерями нефтепродуктов при перевозке;

Контроль за ПДК;

Научное обоснование и долгосрочное прогнозирование водного хозяйства города, области, региона, и связанные с этим изменения в природной среде, оптимальное планирование и последовательное осуществление разумного водохозяйственного строительства, систематизация подхода к решению вопроса мониторинга, прогнозированию.

Земельные ресурсы: рациональное использование и охрана.

Процессы и явления, снижающие почвенное плодородие, разрушающие земельные ресурсы страны, уменьшающие площадь с/х земель, с некоторой условностью можно разделить на 4 группы:

1) природные процессы, неблагоприятное воздействие которых на почвенный покров предотвратить нельзя (землятресение, извержение вулканов, карсты, смывание почв на склонах и т.д.).

2) природные процессы, которые человек иногда может в какой-то мере предотвратить или уменьшить их неблагоприятное воздействие на почву;

3) природные процессы, интенсивное проявление которых во многом обусловлены неразумной хозяйственной деятельностью человека (интенсивный смыв и размыв почвы поверхностным стоком временных водных потоков, заболачивание почв, выдувание);

4) явления, целиком связанные с хозяйственной деятельностью человека (загрязнение почв токсическими выбросами, при работе промышленных предприятий и транспорта). Разрушение в результате чрезмерной обработки почв, от неправильного применения удобрений и пестицидов, при разработке месторождений полезных ископаемых, радиоактивное загрязнение почвы, необоснованного отчуждения ценных с/х земель для использования в других отраслях народного хозяйства.

Кислые атмосферные выпады на сушу. Одна из острейших глобальных проблем современности и обозримого будущего - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и угольной кислот, которые выпадают в виде "кислых дождей" на сушу, взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Главными источниками в атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в сельском хозяйстве, в быту. Хозяйственная деятельность человека почти вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы, азота, сероводорода и оксида углерода. Естественно, что это сказалось на повышении кислотности атмосферных осадков, наземных и грунтовых вод. Для решения этой проблемы необходимо увеличить объём систематических представительных измерений соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.

Почвозащитные мероприятия:

1) защита почв от эрозии путем высева однолетних и многолетних трав;

2) -приемы почвозащитной обработки трав (глубокая вспашка, рыхление, кротование);

Приемы, снижающие скорость стекания воды (лункование, обвалование, бороздование);

Приемы, снижающие силу ветра в приземном слое (плоскорезная обработка, посев по стерне);

3) снегозадержание, регулирование снеготаяния;

4) агротехнические приемы, повышающие плодородие почвы (внесение удобрений);

5) агрофизические приемы, повышающие противоэрозионную устойчивость почв (внесение различных препаратов)

6) лесомелиоративные почвозащитные мероприятия (посадка лесных полос и массивов).

При абстрактном подходе все проблемы окружающей среды можно свести к человеку, сказать, что любое отрицательное воздействие на окружающую среду исходит от человека - как субъекта хозяйственной деятельности, производителя, потребителя, носителя технического прогресса, да и просто жителя планеты. В этой связи необходимо проанализировать некоторые аспекты деятельности человека, которые оказывают особо вредное воздействие на среду. Среди них производство, транспорт, потребление, использование современной техники, урбанизация и т.д., как основные источники загрязнения и ухудшения окружающей среды. Такой подход дает возможность выделить те сферы деятельности человека, которые наносят вред или создают угрозу среде, наметить пути их исправления или предотвращения.

Меры улучшения качества окружающей среды

1) Технологические:

разработка новых технологий;

очистные сооружения;

электрификация производства, быта, транспорта.

2) Правовые:

создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды

3) Архитектурно-планировочные

зонирование территории населенного пункта;

озеленение населенных мест;

организация санитарно-защитных зон;

рациональная планировка предприятий и жилых кварталов.

4)Инженерно-организационные

Подходы и технологии в стратегии минимизации отходов содержат в себе следующие позиции:

1) Система учета материалов (менеджмент) и совершенствования существующих операций.

Учет и отслеживание потоков материалов;

Закупка малотоксичных и нетоксичных материалов;

Совершенствование способов хранения сырья и материалов;

Строгое соблюдение графиков текущего обслуживания и предварительного ремонта оборудования;

Внедрение программ по обучению персонала и налаживание обратной связи.

2)Совершенствование оборудования.

Внедрение безотходного оборудования или производящего минимальное количество отходов;

Перепрофилирование существующих производственных мощностей на выпуск продукции с меньшим количеством образующихся отходов;

Повышение эффективности существующего оборудования;

Модификация оборудования с целью повышения существующих или созданных новых возможностей для восстановления или рециркуляции сырья;

Устранение источников потерь и утечек сырья.

3)Модификация производственных процессов.

Оптимизация использования сырья;

Замена токсичных материалов на нетоксичные;

Переориентация конечных продуктов на минимальное содержание токсичных веществ или полное их отсутствие;

Изменение условий протекания процессов в направлении сокращения образования отходов.

4)Рециркуляция и вторичное использование сырья.

Внедрение оборотных систем для прямой рециркуляции;

Рециркуляция на производственном оборудовании для вторичного использования сырья и материалов;

Рециркуляция вне пределов цеха для последующего использования;

Разделение отходов по типам с учетом возможностей их регенерации;

Отделение токсичных отходов от нетоксичных;

Участие в обмене отходами (использовать отходы другой компании в качестве альтернативного сырья).

Экологическая политика может способствовать оптимизации управления ресурсами, созданию общественного доверия и развитию рыночных возможностей. Многие новые чистые и низкоотходные технологии не только снижают загрязнения, но и экономят расход сырых материалов и энергии до такой степени, что снижение издержек сможет более, чем возместить исходные, более высокие, инвестиционные затраты и таким образом снизить себестоимость единицы продукции. Широкие возможности скрыты в использовании генетической инженерии и биотехнологии для сельского хозяйства, пищевой промышленности, химии и фармацевтики, очистки окружающей среды и получения новых материалов и энергетических источников.

В решении вопроса об охране окружающей среды необходимо международное сотрудничество. Оно является потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) осуществляется работа по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, безопасных химических веществ. Взаимодействие с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) включало проведения экспертизы уровня безопасности АЭС, обращение с радиоактивными отходами.

Важную роль в решении экологических проблем играют международные неправительственные организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны природы (ВФОП), Международный совет научных союзов (МСНС), Международная молодежная федерация (ММФ) и многие другие.

Время стихийного, безоглядного использования природных ресурсов уже прошло. Природопользование должно осуществляться только на научной основе, с учетом всех тех сложных процессов, которые происходят в окружающей среде, как без участия, так и при участии человека.

Охрана природы — это рациональ-ное, разумное использование природных богатств, что способствует сохранению первозданного многообразия природы и улучшению условий жизни населения. Для охраны природы Земли мировое сообщество принимает конкретные меры.

Эффективными мерами охраны исчезающих видов и естественных биоценозов являются увеличение числа заповедников, расширение их территорий, создание питомников для искусственного выращивания исчезающих видов и реинтродукция (то есть возврат) их в природу.

Мощное воздействие человека на экологические системы может привести к печальным результатам, способным спровоци-ровать целую цепь экологических изменений.

Влияние антропогенных факторов на организмы

Большая часть органических веществ не разлагается сразу, а сохраняется в виде древесных, почвенных и водных осадочных отложений. Сохраняясь в течение многих тысяче-летий, эти органические вещества превращаются в ископаемое топливо (уголь, торф и нефть).

Ежегодно на Земле фотосинтезирующие организмы синтезируют около 100 млрд т органических веществ. На протяжении геологического периода (1 млрд лет) преобладание процесса синтеза органических веществ над процессом их разложения привело к уменьшению содержания CO 2 и увеличению O 2 в атмосфере.

Между тем начиная со второй половины XX в. усиленное развитие промышленности и сельского хозяйства стало обусловливать неуклонное повышение содержания CO 2 в атмосфере. Это явление может вызвать изменение климата планеты .

Охрана природных ресурсов

В деле охраны природы большое значение имеет переход на использование промышленных и сель-скохозяйственных технологий, позволяющих экономно расходовать природные ресурсы. Для этого необходимо:

  • наиболее полное использование ископаемых природных ресурсов;
  • вторичное использование отходов производства, применение безотходных тех-нологий;
  • получение энергии от экологически чистых источников путём использования энергии Солнца , ветра , кинетической энергии океана , энергии подземных .

Особенно эффек-тивно внедрение безотходных технологий, работающих в режиме закрытых циклов, когда отходы не выбрасываются в атмосферу или в водные бассейны, а используются повторно.

Сохранение биоразнообразия

Охрана существующих видов живых организмов также имеет большое значение в биологическом, экологическом и культурном плане. Каждый ныне живущий вид является продуктом многовековой эволюции и обладает своим генофондом. Ни один из существующих видов нельзя считать абсолютно полезным или вредным. Те виды, которые считались вредными, со временем могут оказаться полез-ными. Именно поэтому охрана генофонда существующих видов имеет особое значение. Наша задача — сохранить все дошедшие до нас после длительного эволюционного процесса живые организмы.

Растительные и животные виды, численность которых уже сократилась или находится под угрозой исчезновения, занесены в «Красную книгу » и охраняются законом. С целью охраны природы создаются заповедники, микрозаповедники, природные памятники, плантации лекарственных растений, резервации, национальные парки и проводятся другие природоохранные мероприятия. Материал с сайта

«Человек и биосфера»

В целях охраны природы в 1971 г. принята международная программа «Человек и биосфера» (по-англ. «Man and Biosfera» — сокращённо MAB). Согласно этой программе, изучаются состояние окружающей среды и воздействие человека на биосферу . Основными задачами программы «Человек и биосфера» являются прогнозирование последствий современной хозяйственной дея-тельности человека, разработка способов разумного использования богатств биосферы и мер по её охране.

В странах, участвующих в программе MAB, создаются крупные биосферные заповедники, где изучаются изменения, наступающие в экосистемах без влияния человека (рис. 80).