Описание исход. II

Сотрудница Чикагского университета попыталась в своем исследовании объяснить с научной точки зрения события, которые излагаются в одной из книг Ветхого Завета. Правда, это всего лишь гипотеза. Вот что ее побудило к этому. После того как были расшифрованы египетские иероглифы, огромное количество древних манускриптов были переведены на современный язык, что способствовало более глубокому пониманию развития истории земли фараонов. Однако ученым так и не удалось обнаружить в них ни одного упоминания об одном из главных событий в истории еврейского народа, описанном в книге «Исход».

Совсем недавно профессор Барбаре Сиверстен из Университета в Чикаго опубликовала книгу «Разделяя море». В ней она предполагает, что знаменитое расхождение вод Красного моря могло быть вызвано извержением вулкана, происходившим 3600 лет назад. Автор книги утверждает, что сверхъестественные события, которые происходили с евреями во время исхода из Египта, могут быть объяснены вулканическими извержениями.

Последствия извержения достигли Египта, вызвав резкие климатические колебания. Извержение «подняло облако золы», пишет Сиверстен, «сымитировав эффект полной тьмы и грома».

Сиверстен отмечает, что испытала глубокое разочарование при прочтении описания исхода евреев, так как «даже ребенку понятно, что речь идет об извержении вулканов».

Первую египетскую казнь – кровь – она поясняет активным ростом сорняков на благодатной почве вулканического пепла. Казнь с нашествием жаб Сиверстен поясняет теми же причинами.

Единственная казнь, согласно профессору, не связанная с извержением вулкана – это последняя и самая страшная египетская кара – смерть первенцев. По версии ученой, сие страшное событие явилось результатом… массового пищевого отравления, которое не отразилось на евреях, так как они соблюдали другую диету.

Что касается расхождения вод Красного моря, Сиверстен утверждает, что данное событие связано с другим, более ранним, временным промежутком – 1450 г. до нашей эры - однако также случившимся из-за вулканических извержений.

Сиверстен утверждает, что в то время в Эгейском море произошло сильнейшее цунами, докатившееся до Красного. Оно же и утопило египетскую армию.

Спустя тысячелетия еврейская традиция объединила эти два несвязанные события в одно, присвоим им атрибуты божественного вмешательства.

«Я согласна, что нельзя знать точно, что произошло на самом деле. Но моя гипотеза объясняет события гораздо лучше, чем все другие»,- настаивает профессор.

Древний Египет Згурская Мария Павловна

Исход из Египта. Если был, то когда?

В контексте хронологической неразберихи и путаницы «кто есть кто» определение возможного времени исхода евреев из Египта приобретает не последнее значение. Если приход семейства Иакова остался незамеченным в силу малочисленности пришедших, то уж перемещение целого народа (еще и не совсем мирное) должно бы как-то обозначиться. Как же датируется Исход в научной литературе? Вообще-то академическая наука в принципе не датирует Исход, ей неизвестны достоверные археологические свидетельства пребывания древних евреев в Египте и их ухода оттуда. Египетские источники хранят по этому поводу полное молчание. Исход зафиксирован только в Торе, где он отнесен к временам «фараона, который не знал Иосифа». Поскольку Иосифа не знает ни одна хроника египетских фараонов, этим фараоном мог быть кто угодно из тридцати фараонских династий.

Это серьезная проблема, поскольку на карту поставлена достоверность Библии как источника сведений (о египтянах, гиксосах, евреях – не так уж важно). В сущности, с этого пункта начинается отсчет еврейской истории (как реального, а не мифического народа). Без его датировки повисает в воздухе вся ее хронология.

Большинство историков, признавая, что у них нет точных доказательств реальности Исхода, все же согласны, что Исход – событие подлинное. Но в отношении датировки царит разнобой в несколько столетий. Обычно это временной период, укладывающийся от времени правления царицы Хатшепсут (около 1500 г. до н. э.) до Рамсеса II (1317–1251 гг. до н. э., по другим данным, 1292–1234 гг. до н. э.) и его преемника Мернепта. Манефон и александриец философ-стоик Херемон, живший в I веке н. э., в своих сочинениях показывают Моисея и Иосифа, возглавивших изгнанных из Египта евреев в правление Аменофиса (вероятно, имеется в виду фараон Аменмес) и его сына Рамсеса, а писатель I века до н. э. Ласимах упоминает имя фараона Бокхориса (он же Манефта, Марнептах, Меренптах), правившего в начале XIV века до н. э.

Иосиф Флавий не соглашается с ними, заявляя следующее: «Мне остается сделать ему (Манефону) несколько возражений касательно Моисея, которого египтяне считают человеком необыкновенным и божественным; желая же считать его своим, они выдают его за одного из жрецов, удаленных из города Гелиополиса вследствие проказы. Между тем из памятников явствует, что тот (Моисей) родился за 518 лет раньше и вывел наших предков в страну, нами теперь занимаемую. Что он не страдал никаким подобным телесным недугом, это вытекает из его же собственных постановлений: он запрещает прокаженным оставаться в городе или жить в деревне, но велит удаляться, разорвав верхнее платье, в пустыню, и считает каждого прикоснувшегося к ним или бывшего с ними под одною кровлею нечистым» (Лев, 13:14).

Хотя среди исследователей существуют серьезные разногласия по поводу определения времени возможного Исхода, но все же большинство склоняется к тому, что это событие произошло во второй половине XIII века до н. э. Моисей, возможно, только родился при Рамсесе II. Дело в том, что все сведения о евреях в Египте, которыми мы располагаем, содержатся в немногих, приведенных выше случайных записях, высеченных на монументах. В них упоминаются хабиру, возможно, они тождественны евреям. А такие записи можно отнести к этому времени.

Рамсес II стремился восстановить египетскую державу путем покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землей Гошен. Вдобавок Рамсес считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. Отца его звали Сети, и этимологически его имя связано с именем почитаемого в этой части бога Сета (Сутеха, которого и гиксосы желали сделать главным божеством). И он решил перебраться в Дельту и построить там, на месте разоренного Авариса, новую столицу – город Раамзес (впоследствии известный как Танис). Готовясь к захватническому походу, фараон построил, кроме того, еще один город – Пифом, или Питом (оба этих названия упоминаются в тексте Библии как произведенные рабским трудом евреев), состоявший, по сути дела, из складов провианта и военной амуниции.

С появлением Рамсеса кончилась идиллическая обособленность земли Гошен. Для осуществления строительных планов, задуманных с большим размахом, Рамсесу нужны были рабочие. Приказ об убийстве новорожденных, о котором говорится в Библии, возможно, свидетельствует, что с течением времени преследования евреев приобрели кровавые, жестокие формы. Предполагается, что поводом к нему послужила плодовитость израильтян и перенаселение Дельты после того, как там разместилась центральная администрация с бесчисленным множеством чиновников, придворных и военных. Из Библии вытекает также, что многие евреи не могли в то время прокормиться разведением скота и были вынуждены переселиться в города, где они занялись мелкой торговлей и ремеслом. Процесс этот приобретает наглядность на примере Моисея, который появился на свет в тот период, когда приказ об убийстве новорожденных был в силе.

При всем при этом Рамсес II был выдающимся фараоном, а Египет при его правлении достиг вершины своего великодержавного могущества. Поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось освободиться при жизни этого фараона. В словах «Спустя долгое время умер царь египетский» (Исход, 2:23) вполне возможно скрыт намек на то, что Моисей вернулся в Египет после вступления на трон фараона Мернепта, преемника Рамсеса П.

В тексте Библии мы находим два загадочных пассажа, которые дают много материала для размышлений по интересующей нас проблеме. В книге Исход (3:21) Бог говорит: «И дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете египтян». А далее (12:36) в той же книге мы читаем: «Господь же дал милость народу своему в глазах египтян; и они давали ему, и обобрал он египтян».

Некоторые ученые делают отсюда вывод, что израильтяне восстали, экспроприировали ценности в египетских домах и ушли за границу. В пользу такого предположения говорит тот факт, что во время скитаний по пустыне они вели победоносные бои. Следовательно, они должны были выйти из Египта вооруженными и обеспеченными припасами.

Египту в царствование Мернепта приходилось защищать западную границу от набегов ливийцев, а с востока на него напали индоевропейские народы, которые покинули насиженные места на Балканах, вторглись в Малую Азию, сокрушили государство хеттов и заняли побережье Средиземного моря. Правда, Мернепта победоносно вышел из схваток с агрессорами, но Египет был настолько обессилен, что в течение долгого периода ему не удавалось восстановить свою мощь. По всей вероятности, израильтяне воспользовались его временной слабостью, чтобы высвободиться из рабства.

Есть и другие основания, позволяющие датировать Исход второй половиной XIII века до н. э. Археологам удалось откопать руины ханаанских городов, захваченных, согласно Библии, израильтянами под предводительством Иисуса Навина, преемника Моисея. В тех слоях раскопок, которые относятся ко второй половине XIII века до н. э., найдены следы пожаров и умышленных опустошений – явное доказательство стремительного завоевания. Моисей же просил царя Эдома разрешить израильтянам свободный переход через его территорию, в чем ему было отказано. Однако Моисей не отважился применить насилие, поскольку Эдом был мощным военным государством, и решил обогнуть его границы. Благодаря археологическим открытиям мы знаем, что в XIV веке до н. э. Эдома еще не существовало и в качестве хорошо организованного и могучего государства он вступил на арену истории только в XIII веке до н. э. Значит, израильтяне могли появиться на его границе именно в этом, XIII столетии, не раньше.

Есть, однако, серьезный пробел в этом исчислении. Сомнения возникли в связи с раскопкой Иерихона, крепости, якобы захваченной Иисусом Навином. Британская экспедиция подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разбитые части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н. э. Дату установили на основе найденных скарабеев и характерных рисунков на керамических черепках. Ученые пришли в немалое замешательство: с одной стороны, раскопки в древнем эдомском государстве и исторические данные о Египте говорят за то, что Исход произошел в XIII веке до н. э., а с другой – появились новые данные о том, что Иерихон пал на целый век раньше. Может быть, израильтяне не завоевали эту могучую крепость? Правда, скарабеи были ценными семейными драгоценностями, они переходили по наследству от отца к сыновьям и вряд ли могут служить основой для точной датировки.

Однако многие ученые считают, что период порабощения и угнетения евреев в Египте, завершившийся Исходом, относится к более раннему периоду, а именно к столетию, предшествовавшему правлению Рамсеса II. Эта школа связывает религиозную революцию Эхнатона с тем влиянием, которое должно было оказать на сознание и мировоззрение египтян общение с евреями, верными идее монотеизма. По мнению сторонников данной версии, как раз в тот период, когда была восстановлена изначальная религия египтян, евреи подверглись жестоким гонениям. Таким образом, преследования евреев следует рассматривать как часть общей политики, направленной на искоренение ереси Эхнатона.

Другие египтологи относят период угнетения и порабощения к еще более раннему времени, а именно к столетию, предшествовавшему правлению Эхнатона, которое было ознаменовано правлением Тутмоса III (1503–1449 гг. до н. э.). Эта группа ученых считает, что именно Тутмос III и был тем самым фараоном, во время правления которого евреи, проживавшие на территории Египта, подверглись жесточайшим преследованиям. Они связывают Исход из Египта с передвижением хабиру в эпоху строительства комплекса Тель-Амарна. По их мнению, обнаруженные на Синайском полуострове надписи, высеченные на камне, являются подтверждением этой теории.

Если опираться на текст Библии, то предпочтительнее версия, связывающая Исход с правлением Тутмоса III, уничтожившего практически все напоминания о времени регентства своей матери, царицы Хатшепсут, возможным приемным сыном которой и считали Моисея. Дело в том, что в Книге Царств сказано: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской. В четвертый год царствования Соломонова над Израилем… начал он строить храм Господу». Датой воцарения Соломона обычно считают 972 год до н. э. (по другим источникам – 1015 г. до н. э.). Следует обратить внимание и на книгу «Деяния Апостолов» (13:18, 20:21): «И около сорока лет времени питал их в пустыне… После сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула [предшественника отца Соломона – царя Давида], сына Кисова, мужа из колена Вениамина: так прошло лет сорок».

Существует серьезная причина, заставляющая некоторых ученых отказаться от общепринятого положения, что именно Рамсес II был фараоном-поработителем, а именно тот факт, что имя Исраэль встречается в так называемой «надписи Мернепта». Эта надпись, обнаруженная в 1896 году, представляет собой песнь в честь победы фараона Мернепта, в которой подробно описываются его завоевания в Ханаане. Перечисляя другие свои завоевания, он похваляется тем, что «Кнаан (Ханаан) покорен вместе со всем злом, Ашкелон уведен в плен, Гезер взят приступом, Йеноам уничтожен, Исирааль опустошен, а его потомство более не существует».

Ученые, придерживающиеся версии о том, что фараон-поработитель – это Тутмос III, считают, что фраза «Исирааль опустошен» говорит о том, что в этот период евреи уже жили в Ханаане и владели значительной частью территории этой страны. На этом основании они предполагают, что Исход состоялся задолго до начала правления Мернепта. Но столь серьезные выводы не могут быть основаны на одной надписи, которая к тому же допускает различные варианты трактовки. Слова «Исирааль опустошен» совершенно не обязательно должны означать «Израиль опустошен» и рассматриваться как обобщающее заключение, завершающее перечень побед в Ашкелоне, Гезере и Йеноаме, из которого должно вытекать, что все эти места до египетского вторжения находились под контролем евреев. Слово «Исирааль» не совпадает по своей фонетической структуре со словом «Исраэль» и может в равной степени относиться как к народу Израиля, так и к долине Изреэль, и, следовательно, фраза «Исирааль опустошен» может быть рассказом о завоевании фараоном Мернепта этой долины. Некоторые исследователи связывают эту фразу с захватом Ашкелона и Гезера и рассматривают ее как заявление Мернепта о завоевании территорий, считавшихся частью области Изреэль. Таким образом, не существует никаких серьезных оснований пересматривать общепринятое мнение о том, что фараоном периода порабощения был Рамсес II, а его сын Мернепта – тем правителем, который стал свидетелем Исхода евреев из Египта.

Некоторые исследователи на основании якобы исторических данных утверждают, что евреи вообще никогда не были в Египте, и, следовательно, не могло быть никакого периода порабощения и угнетения еврейского народа и последовавшего за ним Исхода. Но представляется сомнительным, чтобы какой-либо народ выдумал историю о порабощении, угнетении и унижении своих предков в чужой стране. За все время существования человечества неизвестен ни один народ, который сам себе приписал бы унизительное прошлое.

После правления Мернепта Египет переживал сменявшие друг друга периоды упадка и перестал быть в глазах других народов центром цивилизованного мира. Это делает еще менее вероятным предположение о том, что в более поздний период могла возникнуть легенда о пребывании в египетском рабстве целого народа. Профессор из Оксфорда Питер Питт на основе проведенных им исследований приходит к выводу: «Ни один историк не может сомневаться в том, что народ Израиля находился в Египте в тяжелых условиях. Легенда о трудностях, пережитых еврейским народом на раннем этапе его формирования, отражает столь унизительное и беспомощное состояние людей, что никогда не могла бы возникнуть, не будь она отражением реальных событий».

Как видим, всевозможных теорий относительно происхождения гиксосов, их связях и возможной идентификации с еврейским и другими народами, хватит не на одну книгу. Но, как это часто бывает, количество еще не означает качество – гиксосы по-прежнему остаются загадкой, загадкой не только египетской, но и мировой истории…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. 2. Моисей и исход из Египта История Моисея и исхода израильтян из Египта – Миц-Рима – это, вероятно, описание исхода некоторых группировок из Византии после Троянской войны XIII века н.э. «Война» Моисея с фараоном, то есть с ТРН, – это воспоминание о Троянской войне XIII

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Когда и кто начал реконструировать историю «Древнего» Египта «Главная ошибка официальной науки заключается не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелляционной манере, в которой о ней говорится, тогда как сама эта хронология основывается на весьма скромных, а

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

17. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках «Древнего» Египта? Мы уже говорили, что на многих египетских памятниках некоторые имена фараонов, названия некоторых стран и городов кем-то сбиты, а в некоторых случаях даже заменены на другие. Вину

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.11.3. ПЛАВАНИЕ НЕВИЯ (НОЯ) КАК ИСХОД ОДНОГО ИЗ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ И ИСХОД ИЗРАИЛЬТЯН ПРИ КРЕСТОНОСЦЕ КОЛОНЕ Как мы уже видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось на самом деле плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

9.8. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках Египта? Итак, нам сообщают, что на египетских памятниках некоторые имена фараонов, названия некоторых стран и городов кем-то сбиты. А иногда даже заменены на другие. Вину за это египтологи, как мы

Из книги Утраченный Завет автора Рол Дэвид

Глава девятая МОИСЕЙ, ЦАРЕВИЧ ЕГИПТА (Исход., 1:1 - Исход., 4:18] Годы рабства - Убийство невинных - Царевич Египта - Война с Кушем - Бегство в Синай - Жизнь с мадианитянами - Откровение и тайное имя Бога.ИсторияВскоре после смерти Иосифа в 1617 г. до н. э. политическая

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

23. Исход из Египта Израильтяне поспешно собрались в путь. В одно весеннее утро, в 15-й день месяца Нисана, из Египта вышли все израильтяне, в количестве шестисот тысяч человек. К ним присоединилась и толпа «разноплеменных людей». Моисей шел во главе освобожденных.

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

11. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках «древнего» Египта? Итак, нам сообщают, что на многих египетских памятниках некоторые имена фараонов, названия некоторых стран и городов кем-то сбиты, а в некоторых случаях ДАЖЕ ЗАМЕНЕНЫ НА ДРУГИЕ.

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Исход из Египта Моисея с израильтянами и переселение (Хиджра) Магомета вместе с его последователями из Мекки Библейская книга Исход говорит, что израильтяне подвергались в Египте угнетению. В ответ на их жалобы Бог сказал Моисею, что Он выведет израильский народ из

автора Липовский Игорь Павлович

Глава V Исход «дома Иакова» из Египта

Из книги Библейский Израиль. История двух народов автора Липовский Игорь Павлович

Когда произошел библейский исход? Среди историков-библеистов преобладает мнение, что исход древних евреев из Египта произошел в период правления Рамсеса II, где-то в середине или во второй половине XIII в. до н. э. Основной причиной, заставляющей искать дату исхода именно в

автора

7. Начало деятельности Авраама. Борьба с фараоном, исход из Египта Эти события описаны в кн. Бытие 12; 13:1.1а. БИБЛИЯ. Имя Аврам-Абрам допускает осмысленный перевод: ОТЕЦ РИМА или ОТЕЦ РИМ , т. 5. Отметим возможную близость имен Аврелиан и Аврам (переход М-Л и М-Н). А ведь

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

9. Иосиф, Моисей, борьба с фараоном, исход из Египта, гибель войск фараона Эти события описаны в кн. Бытие 39–50 и кн. Исход 1-14.1а. БИБЛИЯ. Иосиф считается великим библейским патриархом, ставшим «царем» в МС-Риме = Египте (Бытие 41:41–44). 1b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Одоакр -

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Плавание Невия-Ноя как исход одного из колен Израилевых - это исход израильтян из Испании при крестоносце Колоне Как мы видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю Египетскую

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Глава 19. Если не в начале июля и не в Розуэлле, то когда и где? Договоримся, что отныне нас больше интересует не вопрос о том, кто снимал фильм, а загадка, окутывающая место и дату катастрофы. Раздражающим всех элементом является привязка фильма к Розуэллу. Но из того, что

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1.9. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках Древнего Египта Знаменитый египтолог Генри Бругш писал: «С восшествием на престол царей 18-й династии, начинается УНИЧТОЖЕНИЕ памятников, принадлежащих Гиксосам, ВЫБИВАНИЕ ИХ ИМЕН И ТИТУЛОВ ДО



Исход

Исхо́д

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? исхо́да , чему? исхо́ду , (вижу) что? исхо́д , чем? исхо́дом , о чём? об исхо́де ; мн. что? исхо́ды , (нет) чего? исхо́дов , чему? исхо́дам , (вижу) что? исхо́ды , чем? исхо́дами , о чём? об исхо́дах

1. Исходом какой-либо ситуации, положения, дела является его завершение, его результат.

Исхода поединка не знал никто. | Исход войны был давно предрешён. | Все надеялись на хороший исход.

2. Когда событие происходит на исходе дня, ночи, суток и т. д., оно происходит в их конце.

Он вернулся на исходе той же ночи. | Случилось это на исходе зимы.

3. Когда у вас на исходе продукты, деньги, силы и т. д., они кончаются.

Моё время на исходе. | Лето на исходе. | Я почувствовал, что терпение моё на исходе.

4. Летальным (смертельным ) исходом называют наступление смерти.

Процент летальных исходов при подобных операциях очень невысок.

5. Исход - это вторая книга Ветхого Завета, которая рассказывает о том, как евреи покинули Египет под предводительством Моисея.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "исход" в других словарях:

    См. конец, освобождение роковой исход... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исход результат, итог, последствие, конец; освобождение; окончание, скончание, выход, исток, финал … Словарь синонимов

    ИСХОД, исхода, муж. (книжн.). 1. Движение, выход откуда нибудь (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. ❖ В исходе (книжн.) к концу чего нибудь. В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) приближаться… … Толковый словарь Ушакова

    ИСХОД, а, муж. 1. Выход откуда н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на исходе) дня (вечером). Летальный и. (смерть; спец.). Ладейный и. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический… … Толковый словарь Ожегова

    Исход - (Exodus), уход израильтян во главе с Моисеем из егип. плена ок. 1300 г. до н.э., описанный в Кн. Ветхого завета «Исход». Согласно Библии, израильтян преследовала армия фараона, но они спаслись, пройдя сквозь расступившиеся воды Красного моря… … Всемирная история

    - (Книга исхода) вторая книга Пятикнижия … Большой Энциклопедический словарь

    Исход - см. Вероятность. Случайное событие … Экономико-математический словарь

    исход - — Тематики электросвязь, основные понятия EN outcome … Справочник технического переводчика

    Это статья об исходе евреев из Египта. О книге Пятикнижия см.: Книга Исход. У этого термина существуют и другие значения, см. Исход (значения). Исход (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в… … Википедия

    Исход - а, м. 1) (из чего, устар.) Выход откуда л. Исход французов из Москвы. Исход евреев из Египта. Синонимы: бе/гство 2) устар. Способ разрешить какое л. затруднение, выход из создавшегося положения. [Захарьин:] Пойдем к царю другого нет исхода (А. К … Популярный словарь русского языка

    А; м. 1. к Исходить (2.И.; 1 зн.). 2. Способ разрешить какое л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и. 3. Окончание, завершение, конец; результат чего л. И. дела … Энциклопедический словарь

Введение.

На древнееврейском языке название этой книги звучит как "Елле-Шемот" ("Вот имена"), будучи идентичным первым двум ее словам. Встречается это название и в сокращенном виде "Шемот" ("Имена"). Русское название "Исход" соответствует Септуагинте. Исход из Египта описывается в книге в 13:17 - 15:21.

Автор.

Исход был написан Моисеем в какой-то период времени пребывания его у горы Синай, либо вскоре после этого. В пользу этого факта недвусмысленно свидетельствует сама Библия. Так, из Библии видно, что Моисей способен был исполнить подобное дело ("И научен был Моисей всей мудрости Египетской", Деян. 7:22). Книга Исход не оставляет сомнений в авторстве Моисея. Бог приказал Моисею записать, как происходило военное столкновение Израиля под командованием Иисуса Навина с амаликитянами ("Напиши сие для памяти в книгу"; Исх. 17:14).

Кроме того, Моисей записал все, что говорил ему Господь на Синае (И написал Моисей все слова Господни; Исх. 24:4). Эти его записи получили название "Книги Завета" (24:7). На горе Синай Господь сказал Моисею: "Напиши себе слова сии" (34:27), и Моисей "написал на скрижалях слова завета, десятисловие" (34:28).

Об авторстве Моисея свидетельствует и то, что мы читаем в других частях Пятикнижия. Во Второзаконии 31:9 говорится, что "написал Моисей закон сей и отдал его священникам". Столь же убедительно звучат и слова из Второзакония 31:24 "Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца".

В других книгах Ветхого Завета также находим подтверждения тому, что автором Исхода был Моисей. Так, Давид завещал Соломону слушаться Божиих определений и постановлений, "как написано в законе Моисеевом" (3-Цар. 2:3). Ездра читал из "книги закона Моисеева" (Неем. 8:1). Кроме того, Пятикнижие называли "книгой Моисеевой" (Неем. 13:1).

Время написания.

В 1-Цар. 6:1 промежуток времени между исходом евреев и началом строительства храма Соломоном (он начал строить его в четвертый год своего царствования) определяется в 480 лет. Поскольку четвертый год царствования Соломона приходится на 966 год до Р. Х., то исход должен был произойти в 1446 году. Кроме того, ко времени Иеффая (приблизительно 1100 г. до Р. Х.) Израиль уже находился в земле обетованной 300 лет (Суд. 11:26). Если к 300 годам прибавить 40 лет пребывания в пустыне и какое-то время, потребовавшееся для завоевания Есевона, то получится, что исход имел место в середине 15 столетия до Р. Х.

Данные археологических раскопок в Египте, относящиеся к этому периоду, соответствуют тому, что записано в книге Исход. К примеру, Тутмос IV стал наследником своего отца Аменхотепу II, хотя и не был его старшим сыном ("первенец" Аменхотепа II был убит Господом в ночь первой Пасхи, Исх. 12:29). Известно, что в начале своего правления Аменхотеп II (1450-1425 гг. до Р. Х.) подавлял восстания недовольных в своем царстве; что семитов заставляли изготовлять кирпичи (сравните 5:7-18); что несколько египетских фараонов из 18-ой династии (примерно 1567-1379 гг.) много и активно строили на севере страны. Поскольку фараоны из 18-ой династии очень часто вели войны в Палестине, становится понятным, для чего размещали они военные гарнизоны и строили "города для запасов" (1:11) в районе Дельты: им это было надо для облегчения передвижения между сиро-палестинскими населенными пунктами и Египтом.

Кроме того, события, происходившие в Палестине около 1400 года до Р. Х., соответствуют завоеваниям, которые возглавил Иисус Навин. Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин и Асор были разрушены примерно в 1400 году. Один из ученых приходит к такому выводу: "Все обнаруживаемые на территории Палестины остатки материальной культуры говорят о том же, что и данные, известные из литературы: упомянутые завоевания происходили именно в то время, о котором определенно свидетельствуют библейские историки" (Брюс К. Вольтке).

Для перехода из Египта в Синайскую пустыню израильтянам понадобилось ровно три месяца (Исх. 19:1-2). Логично думать, что Моисей составил свою книгу в то время, как они расположились там лагерем или вскоре после того (1446 г. до Р. Х.). Логично и то, что описанное в ней, начинается в какой-то промежуток времени до рождения Моисея в 1526 году (глава 2) и продолжается до событий, происходивших в окрестностях горы Синай.

Цель написания.

Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Правление это осуществлялось посредством новой "конституции" Моисеева завета (19:3-19). Юнгер замечает:

"Книга Исхода направлена на то, чтобы сосредоточить внимание на великом акте избавления потомков Иакова и учреждения из них теократического государства, располагавшегося у горы Синай. Бог, Который до той поры был связан с Израилем лишь посредством Своего завета с Авраамом, который Он подтвердил Исааку и Иакову, теперь привлекает Израиль к Себе как народ посредством избавления его из рабства. Поступая с ним как с избранным народом, через который предстоит явиться Искупителю, Иегова, кроме того, связывает его с Собой узами Моисеева завета и поселяется среди него под покровом облака славы"

Таким образом, исход является связующим звеном между источником происхождения народа, который есть обетование, данное Богом Аврааму (Быт. 12:2), и началом теократической государственности этого народа под управлением Моисея. Народ, который получил обетование, был чудесным образом освобожден из рабства и "помещен" под сень Моисеева завета, чтобы он мог стать "народом святым" (Исх. 19:6) и проложить путь для благословения язычников (Быт. 12:3; сравните "поставлю Тебя… во свет для язычников", Ис. 42:6). Итак, два момента выделены в книге Исхода: искупление и посвящение.

Историческая обстановка.

1. История Египта до исхода евреев. Древний Египет простирался на расстояние примерно 900 км. от Ассуана (древняя Сиена), первого порога на реке Нил, к северу, в направлении Средиземного моря. Его территория включала в себя узкую долину Нила (от Ассуана до Мемфиса) и Дельту, обширный треугольник, простиравшийся от Мемфиса до моря.

К югу от Асссуана лежала древняя земля Куш. Название "Египет" греческого и латинского происхождения, но корнями своими оно уходит к древнему слову Хакуптаа, первоначальному названию Мемфиса, столичного города, расположенного сразу на север от Каира. В те времена, когда Мемфис был столицей, иностранцы называли его именем называли всю страну. А местное население называло ее иначе "Тамери", что значит "возлюбленная земля", или "Кемет" - "черная страна", отдавая дань плодородной почве по берегам Нила.

История древнего Египта делится учеными на три периода: додинастический (примерно 3500-3100 гг. до Р. Х.), период первых династий (примерно 3100-2686 гг. до Р. Х.) и династический (2686-332 гг. до Р. Х.).

В додинастический период сельское население, жившее по берегам Нила, становилось все более оседлым. Возникавшие цивилизации Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта были объединены Нармером, первым фараоном верхнего Египта. Объединение это положило начало периоду первых династий. Их входило в него две.

Династический период продолжался от 2686 года до завоевания Египта Александром Македонским в 332 году. 29 династий правило страной на протяжении этого периода.

Время 3-6 династий (около 2686-2181 гг. до Р. Х.) характеризовалось быстрым прогрессом в области культуры и техники. В эти столетия, получившие название периода Древнего царства, сооружались великие пирамиды, и фараоны, абсолютные монархи, правили из Мемфиса железной рукой.

Первый переходный период (династии 7-11; 2181-1991 гг.) соответствовал времени упадка. Затем наступил период Среднего царства (династия 12; примерно 1991-1786 гг.), когда страна расширила свои границы и перенесла столицу в город Фивы. Централизованное правление было вновь восстановлено при Аменемфете I, основателе процветавшей 12 династии. Это был "золотой век" Египта, когда опять достигли расцвета искусство и ремесла, повысилось благосостояние населения. И в эту-то счастливую эру появился в Египте Иосиф, ставший премьер-министром фараона, а вслед за ним пришли туда Иаков и его сыновья (1876 год до Р. Х.; Быт. 46:6).

Второй переходный период (около 1786-1567 гг.) соответствовал правлению 13-17 династий. В период 13 и 14 династий Египет вновь стал клониться к упадку. А при 15 и 16 династиях страну покорили гиксосы, народ семитско-азиатского происхождения. Благодаря своей военной технике, превосходившей египетскую, (гиксосы имели на вооружении железные колесницы и азиатские луки) они владели египетской землей на протяжении полутора столетий и правили ею из Авериса, расположенного в дельте Нила. Но постепенно гиксосов стали оттеснять, и началось это около 1600 года, когда восстал Секенеир II, принц Фивский. Что происходило с потомками Иакова при гиксосах, не совсем ясно.

При Яхмосе I, правившем в Фивах, начался период Нового царства (около 1567-1220 гг.; 18-19 династии), которому суждено было стать одним из самых блестящих периодов в истории Египта. Египет сделался великой державой, чье влияние простиралось за пределы реки Евфрат. В годы 18-ой династии и происходили события, описанные в книге Исхода. Это было время, когда новой волной египетского национализма стало размывать существовавшее прежде терпимое отношение к иноплеменникам, характерное для гиксосов.

В целях обороны египтяне начали создавать империю и продвинули свои границы вглубь Палестины. Не желая, видимо, вовсе искоренять у себя семитское население, уже осевшее в Египте, фараоны превратили семитов в своих рабов и стали пользоваться их трудом при возведении оборонных объектов и царских дворцов.

2. История Египта незадолго до исхода евреев. Аменхотеп I правил в условиях вновь централизованной власти с 1546 по 1526 гг. (фактически централизация эта началась при его отце Яхмосе I). Наследником Аменхотепа стал его сын Тутмос I, правивший приблизительно с 1526 по 1512 годы. Моисей родился в его царствование (примерно в 1526 г) или в конце царствования Аменхотепа I. Знаменитая дочь Тутмоса I, Хатшепсут, возможно, и была той принцессой, которая нашла Моисея в зарослях нильских камышей. Когда умер сын Тутмоса I, Тутмос II (1512-1504), власть перешла к Тутмосу III. Так как он был слишком молод, то фактической правительницей при нем стала (в 1503 году) Хатшепсут. "Соправительницей" Тутмоса III она оставалась до 1482 года.

Во время блестящего царствования Хатшепсут Египет процветал. На это-то время и пришлись молодые годы Моисея, проведенные им при царском дворе. Но после смерти Хатшепсут в 1482 году Тутмос III правил единолично до 1450 года. Фараон, не любивший Хатшепсут, не только упразднил ее двор, но и попытался стереть ее имя с большинства памятников в Египте. Вероятно, в то время и бежал Моисей от недружелюбного теперь к нему царского окружения в Мидию. А Тутмос III сделался могучим строителем своей державы, в чьи пределы была включена и Сирия.

Наследником Тутмоса III стал Аменхотеп II (1450-1425), который и был "фараоном исхода" (1446 г.). Создается впечатление, что, в отличие от своего завоевателя-отца, Аменхотеп II даже уступил некоторые египетские земли, поскольку не в состоянии был проводить значительные военные кампании. И, может быть, его слабая боеспособность объяснялась тем, что все свои колесницы, или большую часть их, он оставил в водах Красного моря.

На так называемой "Стелле сна", относящейся ко времени Тутмоса IV, записано, что бог Харем-ахт возвестил ему, молодому царевичу, во сне, что настанет день, когда он сделается царем. Если бы Тутмос IV был старшим сыном фараона, то не нуждался бы в подтверждении своего права на престолонаследие. Логично, таким образом, допустить, что он был одним из младших сыновей Аменхотепа II. И это соответствует записанному в Исх. 12:29, что старший сын фараона умер в ночь первой Пасхи Израиля.

Итак, Тутмос III был фараоном, при котором евреев жестоко угнетали, а Аменхотеп II - фараоном, при котором они вышли из Египта.

История Египта по прошествии периода Нового царства и вплоть до завоевания страны греками распадается на периоды Позднего Нового царства (20 династия; около 1200-1085 гг.), Третий переходный (1085-663 гг.; династии 21-25) и Поздний период (663-332; династии 26-31).

3. Место исхода. По поводу того, каким путем следовал Израиль, выходя из Египта, ведется много дискуссий. Дело усложняется неточным переводом еврейского "йам суп" как Красного моря (Чермного моря), вместо "моря папирусов" или Камышового моря. Место это находится где-то между Суэцким заливом и Средиземным морем, на линии современного Суэцкого канала, где множество болотистых лагун и озер.

Имеется две точки зрения по поводу возможного места исхода. Сторонники "северной точки зрения" относят его к лагуне близ Средиземного моря, а сторонники "южной" (или центральной) точки зрения - к югу от Сокхофа, "помещая" его возле озера Балах или озера Тимсах.

Бог уводил Израиль в сторону от хорошо известного и укрепленного торгового пути, простиравшегося на север, прочь от "дороги земли Филистимской" (13:17); Он вел их в пустыню, чтоб не столкнуться им с египетскими воинами.

Сторонники "северной точки зрения" полагают, что гора Синай находилась в окрестностях Кадес-Варни. Имеющиеся данные свидетельствуют, однако, в пользу того, что речь идет о горе Синай в южной части полуострова.

Ведь израильтяне вышли из Рамзеса и отправились к Сокхофу, пройдя около 50 километров на юго-восток (Исх. 12:37; Чис. 33:5). Близ Сокхофа они были чудесным образом избавлены от армии Аменхотепа II, преследовавшей их на колесницах. В пользу "южной точки зрения" говорит и тот факт, что пустыня Сур (Исх. 15:22), где Израиль оказался, перейдя через Красное море, расположена прямо на восток от Сокхофа. И еще: на воду в озерах Балах и Тимсах сильные восточные ветры могли подействовать именно так, как это описано в 14:21.

План книги:

I. Избавление Божьего народа из Египта (главы 1-18)

А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1)

1. Обстановка, в которой протекали события; Израиль и Египет (1:1-7)

2. Притеснения: Израиль под властью фараонов (1:8-22)

Б. Освободитель Израиля (главы 2-4)

1. Рождение Моисея в Египте; он - под защитой дочери фараона (2:1-16)

2. Бегство Моисея в землю Мадиамскую (2:11 - 4:17)

В. Возвращение Моисея в Египет (4:18-31) В. Борьба Моисея с египетским фараоном (5:1 - 12:36)

1. Столкновения Моисея с фараоном (5:1 - 7:13)

2. Десять судов Божиих над Египтом (7:14 - 12:36)

Г. Избавление Израиля из Египта (12:37 - 18:27)

1. Быстрый переход по территории Египта в сторону моря (12:37 - 13:22)

2. Переход через Чермное море (глава 14)

3. Песнь Моисея и Мариамь об избавлении (15:1-21)

4. Переход к горе Синая (15:22 - 18:27)

II. Откровение Божиему народу на Синае (главы 19-40)

А. Завет Бога с Его пародом (главы 19-31)

1. Обстановка, в которой был дан закон (глава 19)

2. Десятисловие (20:1-21)

3. Книга завета (20:22 - 24:11)

4. Ритуальные правила и установления (24:12 - 31:18)

Б. Падение и восстановление Божьего народа (главы 32-34)

1. Израиль нарушает завет (32:1 - 33:6)

2. Возобновление завета Богом (33:7 - 34:35)

В. Сооружение скинии (главы 35-40)

1. Подготовка к возведению скинии (35:1 - 36:7)

2. Возведение скинии (36:8 - 39:31)

3. Завершение строительства скинии (39:32-43)

4. Оборудование скинии изнутри и снаружи (40:1-33)

5. Пребывание Бога со Своим народом (40:34-38)

Исход (1-6)

План Книги Исход можно представить одним из следующих способов:

I. Угнетение (1:1-12:36)

II. Освобождение (12:37-15:21)

III. Странствование (15:22-19:25)

IV. Божье откровение (20:1-24:18)

V. Поклонение Богу (25:1-40:38)

I. В Египте (1:1-15:21)

II. К горе Синай (15:22-19:2)

III. У горы Синай (19:3-40:38)

I. Спасение Богом: избавление от страданий (1-14)

A. Страдания (гл. 1-11)

B. Освобождение (гл. 12-14)

II. Ответная хвала человека (15:1-21)

III. Божье действие: спасение (15:22-18:27)

A. От жажды (15:22-27; 17:1-7)

Б. От голода (гл. 16)

B. От отчаяния (17:8-16; 18:1-27)

IV. Ответное послушание человека (гл. 19-31)

V. Нарушение и обновление завета (32-40)

Независимо от того, каким языком мы воспользуемся, излагая вкратце Книгу Исход, основное деление структуры книги в известной степени ясно. В отличие от Книги Бытие (раздел о патриархах, который посвящен нескольким персонажам), Исход ярко освещает только одного — Моисея. Также в отличие от Книги Бытие (вновь главы 12-50), которая охватывает значительный период времени — по крайней мере, четыре поколения, — Исход (19-40) охватывает всего лишь около года. Израильтяне пришли к горе Синай через три месяца после того, как они покинули Египет (19:1). Девятнадцать месяцев спустя (Чис.10:11) израильтяне покидают Синай и отправляются в Ханаан. Таким образом, Книга Исход хронологически следует схеме в таблице 4.

Так же как это истинно в отношении повествования Книги Бытие об Аврааме, повествование Книги Исход умышленно является избирательным. Вторая глава рассказывает о первых двух третях жизни Моисея. И даже здесь указаны лишь немногие подробности: он родился, его положили в корзину и опустили в реку, его воспитала дочь фараона. Сорок лет спустя (Деян.7:23) он убивает египтянина и вынужден жить в изгнании в земле Мадиамской. Еще через сорок лет, будучи восьмидесятилетним (Деян.7:30), Моисей начинает свое служение после случая с горящим терновым кустом. Джордж Менденхолл, используя тот случай, когда Моисей убил египтянина, для более глубокого проникновения в вопрос о применении силы, пишет: “На великую важность этого повествования для происхождения религиозной идеологии древнего Израиля указывает тот факт, что это единственная сохранившаяся история о Моисее в период между младенчеством и пережитым им у горящего куста”.

Таблица 4

Моисей как младенец и как беглец (1, 2)

Мы не можем не заметить разницы между концовкой Книги Бытие и первыми несколькими стихами в Книге Исход в отношении Божьей деятельности. В то время как его жизнь была в опасности, Иосиф свидетельствовал о Божьей защите в своей жизни. Это повествование в такой же степени о Боге, как и об Иосифе.

Далее следуют первые семь стихов Книги Исход — период, охватывающий не менее четырехсот лет. Во время этого пробела действия Бога не упоминаются (не считая того, что подразумевается в словах о сохранении Израиля и росте его населения в Египте, 1:7). Не появляется никакой великой личности, на которую было бы направлено внимание Писания. Это четыре столетия, мимо которых Писание проходит в молчании. Эту пропасть можно сравнить с периодом времени между Ноем и Авраамом. Есть время, когда Бог близко (Ис.55:6), и время, когда Его присутствие завуалировано.

Сохранение Богом

Тем не менее мы не должны проходить мимо первых семи стихов Книги Исход слишком быстро. Интересно, что Исход (1:1) начинается не там, где закончилось Бытие (50:26). Вместо этого лента повествования перемотана, и читатель Книги Исход (1:1) возвращается назад к Книге Бытие (46:8): “Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет Обе генеалогии представляют сынов Иакова как “сынов Израиля”, а не как сынов Иакова. Линия завета отражена через новое имя завета, которое Иаков получил в Пенуэле. Те, кто умножается в Египте, являются скорее израильтянами, чем иаковлянами.

Этот четырехсотлетний период является временем, в который Божьи обетования патриархам движутся навстречу исполнению, особенно обетование о многочисленном потомстве. В Египте сыны Израилевы “расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно” (Исх.1:7). Сейчас в Египте появился не только новый царь, который не знал Иосифа, но также и множество израильтян, которые не знали Иосифа, по крайней мере, как современника.

Подобно тому, как коренное население любой страны в наше время подозрительно относится к растущим меньшинствам в их городах, египтяне начали беспокоиться о присутствии постоянно увеличивающегося израильского народа. С этой целью неназванный фараон повелел осуществить один план, чтобы исправить ситуацию. Чтобы предотвратить как их бегство, так и возможность того, чтобы израильтяне стали пятой колонной во время осады, фараон заставляет их выполнять изнурительный ручной труд (1:8-14). Его намерением было сломить дух израильтян, привить им рабский менталитет и уменьшить, насколько это возможно, любую вероятность мятежа.

Но египтяне только обнаружили (так же как, например, русские убедились в отношении христиан или еврейских верующих в Советском Союзе), что физическое наказание выявляет у религиозных меньшинств только самое лучшее. Оно приводит к жизнеспособности, а не к капитуляции.

Впоследствии фараон, питавший отвращение к евреям, распорядился приступить к осуществлению второго (1:16) и третьего планов (1:22). Вторая стратагема состояла в том, чтобы убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Комментируя этот странный ультиматум, Моше Гринберг замечает, что, если бы этот план был успешен, “Израиль постепенно сократился бы лишь до представительниц женского пола. Мятеж стал бы невозможен, народ растворился бы, оставив Египту свою женскую силу и детородную способность”. На этот раз злобную попытку геноцида расстроили повивальные бабки. Страх Божий является сдерживающим средством, достаточным для того, чтобы наложить ограничения на бесспорную покорность повелениям вышестоящего лица.

На протяжении первой главы противопоставляется, по смыслу, борьба между царем, пытающимся уничтожить Божий народ через различные погромы, и другим Царем, Который хочет сохранить Свой народ.

Если первая глава посвящена рассказу о спасении Богом Своего народа в целом, то вторая посвящена повествованию о том, как Бог спасает одного человека из Своего народа —

Моисея. И целый народ (гл. 1), и один человек (гл. 2) находятся в Его руках.

Важные события в жизни Моисея

В жизни Моисея должны произойти три события долгосрочного значения:

1. Его рождение и наречение (2:1-10).

2. Его попытка действовать в роли наблюдателя за осуществлением закона, затем в роли примирителя, и это последнее вызвало резкий отпор со стороны одного израильтянина (2:11-15).

3. Его бегство к мадианитянам и, в итоге, заключение брака (2:15-22).

Каждое из этих событий является предвестником карьеры Моисея, хотя она и не начнется еще в течение последующих восьмидесяти лет. Во многом так же как когда-то Иосиф оказался на службе у фараона, Моисей был усыновлен дочерью фараона. Кульминацией, венчающей спасение Моисея от утопления, является полученное им имя “Моисей”. Помимо связи имени “Моисей” с похожими вербальными элементами в именах фараонов (Ахлюс, Тутмос, Рамсес, которые носили египетские цари восемнадцатой и девятнадцатой династии, т.е. с XVI по XX век до н. э.), мы заинтересованы в значении, придаваемом имени “Моисей” Писанием. Библия (Исх.2:10) связывает имя “Моисей” с древнееврейским глаголом маша — “вытаскивать”. “Моисей” является активным причастием (на иврите моше ) от этого глагола; следовательно, буквально моше означает “тот, кто вытаскивает”, или “вынимающий”.

Как и в случае с именем Иакова, имя Моисея означает не только его суть, но и его предназначение. Его имя выражает его миссию. Он должен “вытащить” свой народ из Египта и ввести его в Ханаан. Итак, это еще один пример исключительного значения, которое евреи придавали имени.

И хотя он действовал из добрых побуждений (как и Авраам поступил с Саррой, также в Египте), Моисей берет закон в свои собственные руки, убив египтянина, который жестоко обращался с его одноплеменником (2:11, 12). Человек Божий следует своим естественным инстинктам. Нам интересно увидеть в этом случае Моисея в роли защитника угнетенных. Здесь Моисей вмешивается в спор одного египтянина и одного еврея. Позже умножатся как противники, так и сторонники.

То, что на следующий день Моисея остерегался его собственный народ (2:14), “служит предзнаменованием грубости и упорной неблагодарности, которую Моисей испытает от этого народа десятилетия спустя”. Также это предполагает отвержение Его собственным народом Того, Кто больше Моисея (Деян.7:35, 52).

В земле Мадиамской (в Аравии) Моисею вновь милостиво дарована роль арбитра. Заметив пастухов, завладевших доступом к колодцу с водой и не позволявшим семерым женщинам начерпать свою долю воды, Моисей приходит на помощь этим женщинам (2:17). И вновь Моисей встал на защиту и стал спасителем горстки людей, которые сами были не способны отплатить обидчикам.

Таким образом Бог готовит Свой сосуд в соответствии с его призванием. К Аврааму Бог обратился с прямым словом. Иакову слово от Бога было объявлено через мать. Иосиф узнал кое-что о своем будущем через дважды повторившийся сон. Моисей помещен на арену событий. Он находится в нужном месте, в нужное время и занимается нужным делом.

Моисей встречает Бога (3-5)

Одним из этих событий является случай с горящим терновым кустом, который предшествует поручению Моисея (3:1-6).

Параллели в жизни Моисея и Иакова

Многое из того, что происходит с Моисеем, соответствует жизни Иакова.

Оба являются младшими братьями, которые заменяют по значимости откровений старших братьев: Иаков — Исава, а Моисей — Аарона.

Необычные обстоятельства окружают рождение или непосредственно последовавшие за ним дни, или и то, и другое. Иаков входит в этот мир, ухватившись за пяту своего брата. Когда Моисею было три месяца от роду, его положили в корзину и бросили в воду.

И тот и другой умудряются обидеть братьев: один — в результате использования его в своих целях, а другой — через незаконный захват власти посредника.

В каждом случае это приводит к вынужденному изгнанию.

В какой-то момент этого изгнания Бог встречается с человеком: в случае Иакова — во сне, а с Моисеем- в горящем кусте.

На человеческом уровне первой реакцией был страх. “И убоялся” (Быт.28:17); “Моисей закрыл лице свое; потому что он боялся воззреть на Бога” (Исх.3:6).

У обоих страх вызван чувством вины. Оба действовали вне Божьей воли: Иаков обманул Исава, а Моисей убил египтянина.

Ни в одном из эпизодов Бог не обращает внимания на преступное поведение человека. Наоборот, Бог благословляет и призывает к действию (см. Быт.28:13-15 и Исх.3:7-10).

В обоих случаях инициатива встречи полностью принадлежала Богу. В тексте нет никакого указания на то, что кто-либо из них настойчиво искал Бога. Иаков был беглецом, убегающим из дома. Моисей праздно проводил свое время, и наблюдал за тем, как овцы щиплют траву. Меньше всего они думали о Боге. Рядом не было никакого другого человека.

В последующей истории место, где Бог являлся им, становится священным — Вефиль и Синай.

Брак Моисея, согласно Писанию, предшествовал явлению Бога (Исх.2:21); брак Иакова тоже состоялся после явления ему Бога (Быт.29:28). Первая сцена в двух состоявшихся в конечном итоге браках происходит у колодца (Быт.29:2-10; Исх.2:15-17). Браки осуществляются в то время, как муж находится на чужой земле: Иаков — в Месопотамии, а Моисей — в земле Мадиамской.

И в жизни Иакова, и в жизни Моисея за первой встречей с Господом последовала, в конце концов, вторая встреча. Для Иакова за Вефилем последовал Пенуэл. Моисею также потребовалось подтверждающее слово от Бога (Исх.6:1-7:7). Обратите внимание, что между этими переживаниями Божьего посещения и откровения был менее чем успешный и эффектный перерыв. Кем Лаван был для Иакова, тем фараон был для Моисея. Иаков был обманут, и ему удалось убежать от своего тестя только благодаря своей собственной хитрости. В случае с Моисеем фараон насмехается над Моисеем и Богом Моисея (Исх.5:2). Поскольку Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить их, ответом монарха было ужесточение труда, возложенного на евреев (5:4-18). В результате собственный народ Моисея обратился против него (5:19-21), приведя его почти в полное отчаяние (5:22, 23).

Моисей находит отговорки для Бога

Нисколько не ошарашенный встречей у горящего куста, Моисей имеет наготове ряд отговорок, которые, по его мнению, делают его непригодным для Божьего выбора. Вероятно, Бог совершил ошибку, принимая решение! Вот какие он приводил отговорки:

несоответствие, или умаление собственного достоинства: “Кто я, чтобы мне идти к фараону…?” (3:11); неосведомленность: “Вот, я прийду к сынам Израилевым … А они скажут мне: “как Ему имя?” Что сказать мне им?” (3:13);

недоверие: “А если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: “не явился тебе Господь”?” (4:1); неумение ясно выражать свои мысли: “О, Господи! человек я не речистый … я тяжело говорю и косноязычен” (4:10); непокорность: “Господи! пошли другого, кого можешь послать” (4:13).

Чайлдс соответственно комментирует: “Последовательность диалога скорее примитивная, чем рациональная”.

К счастью для Моисея, он общается с долготерпеливым Богом. Бог выдвигает контраргумент на каждую отговорку Моисея.

Несоответствие. Общим знаменателем в различных ответах Моисея является то, что он в каждом случае думает с точки зрения своих, а не Божьих ресурсов. Чтобы поправить его и ответить на его первое возражение, Бог говорит: “Я буду с тобою” (Исх.3:12). Это значит для Моисея основным вопросом должен быть не “кто я такой?”, а “чей я?” (ср. с фразой апостола Павла: “Ибо ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь” [Деян.27:23]). В качестве гарантии Бог дает “знамение” (3:12).

Но, к досаде Моисея, знамение подтвердится только после того, как Моисей будет рисковать своей жизнью (3:12). А он хочет знамение перед этим, а не потом; не просто слово от Господа, а реальное знамение от Него.

Неосведомленность. Моисей предвидит, что ему зададут вопрос, на который он не сможет ответить удовлетворительно. Вероятно, не случайно в Писании ни разу не упоминается подобный случай. Тем не менее, Бог не опускает вопрос Моисея как необоснованный.

Из Божьего ответа следует собственное имя Бога, Яхве, или, как его часто называют, тетраграмматон (т.е. оно состоит из четырех еврейских букв: и — х — в — х). Великое множество библейских исследователей обращалось к этому вопросу. Для начинающих мы можем взять “и — х — в — х” как третье лицо единственное число несовершенной формы глагола “х — в/и — х”, “быть”, то есть “он есть” или “он будет”. Перевод 14-го стиха ‘ехиех ‘ а шер ‘ехиех обычно звучит как “Я есмь Сущий”, хотя некоторые исследователи (Сайрес Гордон и К. Исбелл) предположили, что эта фраза стоит в третьем, а не в первом лице, и поэтому ее нужно читать “Он есть Сущий”.

Но в чем же значимость Божьего ответа? Является ли это уверткой, уничижением Моисея, который имел не больше прав спрашивать о святом имени, чем Иаков (Быт.32:29)? Суть Исхода (ст. 14) (“Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам”) в том, чтобы продемонстрировать, что ответ не является уверткой. Это достаточный и удовлетворительный для Моисея ответ, и он сможет дать его израильтянам, если такой вопрос когда-либо возникнет.

В еврейском синтаксисе, если глагол в придаточном предложении совпадает с глаголом в главном предложении, существуют два возможных перевода. Здесь как раз такой случай: “Я есмь Сущий” (3:14). Например, Исход (4:13) звучит так: “Пошли другого, кого можешь послать”, то есть “пошли кого-то другого, любого, только не меня”. В Первой Книге Царств (23:13) сказано: “Тогда поднялся Давид и люди его … и вышли … и ходили, где могли” (буквально), то есть “они ходили в тех местах, где только могли ходить”. В последних двух примерах говорящий в одном, и автор в другом преднамеренно являются неточными. Связывая эту фразу с (3:14), Мартин Нот, например, пишет: “Выражен тот вид неопределенности, который оставляет открытым большое количество возможностей” (“Я такой, каким хочу быть”).

Одна и та же фраза может передавать не только неопределенность, но также напряженность и реальность. Например, Исход (33:19): “Кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею”, предполагает не неопределенность, а реальность. Или Книга Пророка Иезекииля (12:25): “Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится” означает, что Господа нельзя заставить замолчать или сделать безгласным. Аналогией в Новом Завете могла бы быть фраза Пилата: “Что я написал, то написал” (Иоан.19:22). Слово неизменно и неизгладимо.

В этом смысле, следовательно, “Я есмь Сущий” означает “Я здесь (с тобой, там где ты), Я действительно здесь”. Нечто с таким оттенком предложено в переводе этой фразы в Септуагинте “Я Тот, Кто есть”. Возвращаясь опять к еврейскому синтаксису, подлежащее подчиненного предложения должно совпадать в роде и числе с подлежащим в главном предложении. Таким образом, Исход (20:2) буквально звучит так: “Я Господь, Бог твой, который Я вывел тебя из земли Египетской”. В нашем синтаксисе, конечно же, слово “который”, стоящее одно, было бы субъектом глагола, но в еврейском языке “который” является всего лишь соединительным словом, связывающим главное и подчиненное предложения. Таким образом, точным эквивалентом “Я есмь Сущий” является “Я есмь Тот, Кто есмь”. И поскольку Он есть, Он присутствует даже в сложной ситуации в Египте.

Недоверие. Все еще преследуемый мыслями о возможной неприязни, Моисей предполагает, что его собственный народ не будет ему доверять. Народ Божий больше похож на жало во плоти, чем враги Божьи.

Три знамения от Бога дарованы Моисею как эмпирическое доказательство его призвания Богом: жезл превращается в змея, а затем обратно в жезл; здоровая рука белеет от проказы, а затем восстановлена в прежнем состоянии; вода, взятая из реки Нил и вылитая на землю, становится кровью (4:2-9). Первые два знамения, по крайней мере у Моисея, привлекают немалое внимание. Джордж Найт говорит: “Бог должен был вытряхнуть из Моисея эгоистичные рациональные объяснения. Моисей должен был уяснить, что именно Бог призывает его совершить невероятно трудное предприятие”.

Неумение ясно выражать свои мысли. Совершить необычный поступок — это одно дело. Но что произойдет, если человек должен к тому же еще говорить и боится, что он будет косноязычен или перепутает свои слова? Уничтожит ли этот словесный промах всякий положительный эффект, который знамения могут вызвать у слушателей?

Интересно заметить, что Стефан обращает внимание (Деян.7:22) на Моисея, который “был научен всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах” (курс. авт.). Либо Стефан умышленно использует гиперболу, либо Моисей выставляет напоказ ложное смирение, то есть отрицает дар, который Бог в действительности дал ему. Но может ли так быть, что у Моисея на самом был дефект речи (см. статью Дж. Тайгей в библиографии), что и послужило причиной для беспокойства вначале?

Непокорность. Попытка Моисея уклониться от своего долга достигает высшей степени в его пятом возражении — “пошли другого”. Бог неохотно реагирует на просьбу Моисея, предложив назначить Аарона заместителем Моисея. Почему Аарон? “Он может говорить” (4:14). Насколько хорошо? По крайней мере, достаточно хорошо, чтобы добиться поддержки и денежных средств для отступнического изготовления золотого тельца (Исх.32)!

Довольный тем, что Бог по крайней мере предоставил ему помощника, Моисей возвращается к своему тестю, чтобы попрощаться с ним (немного отличается от ухода Иакова от Лавана!), а затем отправляется в Египет.

Далее мы читаем о том, что, вероятно, является самым странным событием в Книге Исход. Перед тем как Моисей достигает своего места назначения, его встречает Господь, Который хочет убить его. Отрывок изобилует противоречиями. Почему Господь хочет убить Моисея сразу после того, как Он дал ему поручение? Кто во фразе “Господь … хотел умертвить его” (4:24) этот “его” — Моисей или один из его двух сыновей, и если сын, то который из двух? Каким образом Сепфора, язычница мадианитянка, узнала, как нужно непременно поступить в этой кризисной ситуации? Чьи ноги, к которым она это бросила, имеются в виду во фразе “бросив к ногам его”? Ноги Моисея, его сына или даже божественного противника? (Американское исправленное издание Библии свободно вставляет в эту фразу имя Моисея.) Что означают слова Сепфоры “ты жених крови”?

Возможно, фраза “Господь … хотел умертвить его” является древним способом утверждения того, что Моисей стал очень больным. Подобная форма выражения аналогична фразе “Господь ожесточил его сердце”. И болезнь, и неповиновение относятся к одной первопричине — Богу. Однако пытаться смягчить эту трудную фразу, рассматривая ее как ссылку на физическую болезнь и ничего больше, — это все же крайне свободное обращение с языком.

Моисей подвергается нападению со стороны Господа, по-видимому за то, что пренебрег обрезанием одного из своих сыновей (Гирсама, старшего?). Сепфора реагирует спонтанно. Она обрезает своего сына каменным ножом и бросает крайнюю плоть своего сына к чьим-то ногам (эвфемизм полового органа?). Моисей спасен благодаря проворности своей жены.

Очевидно, что в этой истории подчеркивается важность обрезания как знака завета. Это обряд, который должен совершаться не только тогда, когда удобно. У поклоняющегося не спрашивают, считает ли он это уместным и необходимым. Обрезание является божественным повелением.

Служение семье предшествует служению обществу. Об этом происшествии Гордон говорит так: “Это должно быть предупреждением евреям каждого поколения: “Не забывайте обрезать ваших сыновей! Если Моисей не мог ускользнуть от этого, то как сможете вы?”.

Но это не просто наглядный пример для последующих поколений. Мы уже видели, что обрезание является знаком Божьего завета с Авраамом и его семенем (Быт.17). Будучи посредником завета, Моисей сам должен носить знак завета. Более того, обрезание Сепфорой своего сына причисляет как сына, так и Моисея к потомкам Авраама. Божий завет с Авраамом включает и Моисея, как одного из потомков Авраама. Любая попытка провести жесткие различия между заветом с патриархами и заветом, полученным у горы Синай, сглаживается из-за соответствия обязательств Моисея обязательствам завета с Авраамом.

Гринберг тематически связывает историю с пережитым Иаковом в Пенуэле. Божественный противник нападает на ничего не подозревающего человека под покровом темноты. Иаков предвкушает примирение с Исавом. Моисей возвращается в Египет, чтобы там воссоединиться со своими собратьями евреями и встретиться лицом к лицу с фараоном. Пролитие крови в этом случае, которое привело к освобождению Моисея, является предзнаменованием освобождения из Египта, которое также не обошлось без пролития крови.

Есть и другие темы, параллельные этому эпизоду, в книгах Бытие и Исход. Например, Господь освобождает, затем дает поручение, а после этого хочет убить Моисея. Подобным образом Господь освобождает, затем дает поручение и вскоре после этого хочет истребить Свой народ (Исх.32:10). И в том и в другом случае суд Божий вызван нарушением завета. Быстрая реакция Сепфоры спасает Моисея, а ходатайственная молитва Моисея спасает израильтян.

Подобно как находчивость Рахили спасла Иакова от Лавана, так и бдительность Сепфоры спасает Моисея от Бога. Найт поднимает некоторые интересные вопросы: “Понимала ли Сепфора … суть завета более ясно, чем ее муж? Верила ли она, что союз мужчины и женщины, ходящих перед Богом в рамках завета, отражал значение самого Божьего завета, и поэтому она поверила, что ее муж обесчестил и ее, и Бога? Уловила ли Сепфора интуитивно великую реальность откровения о том, что без пролития крови … не бывает прощения?”.

По крайней мере, в ближайшее время жизнь Моисея не станет хоть немножечко приятнее. Сначала спор с Богом (3:1- 4:17), затем он оказывается на грани смерти (4:18-26). Сначала Бог беседует с ним, затем вступает в святую борьбу. Кратковременная передышка (4:27-31) наступает, когда Моисея радушно принимают дома и он вместе со всем Божьим народом участвует в служении поклонения и хвалы.

Однако фараон не сдается. Он совершенно безучастен к мольбам Моисея (5:3). Слова фараона: “Я не знаю Господа” (5:2) означают: “Я не признаю Его власти”.

Ситуацию ухудшила невыносимо увеличенная рабочая норма евреев (5:4-18). У евреев это неминуемо вызвало лишь глубокое негодование на своего сомнительного освободителя (5:19-21). Какое различие в оказанном приеме! Сегодня лесть, завтра — неприятие. Другому Избавителю люди будут один день петь осанну, а на следующий день требовать: “распни его”.

Еще одно подтверждение призвания Моисея (6)

Так же как Иаков получил подтверждение событиям, происходившим в Пенуэле (ср. Быт.32:28 и Быт.35:10), так и Моисей сейчас должен получить подтверждение произошедшему у горящего куста. Конечно же, старые возражения умирают нелегко (ср. 6:12, 30). Когда Моисей впервые был призван, он пытался уклониться от этого призыва, подчеркивая свою собственную неспособность. Теперь он беспокоится, что гораздо труднее будет общаться с фараоном, чем со своим собственным народом, что и так не отличалось особым успехом. Каким же образом он сможет договориться с фараоном? (“Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? И если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?”, Иер.12:5.) Моисей по-прежнему слишком беспокоится о результатах.

В ответ Бог говорит Моисею семь ободряющих “Я сделаю”, которые окружены двумя “Я есть”. См. таблицу 5.

В этой главе поднимаются по крайней мере два критических вопроса. Один — в третьем стихе: “Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог Всемогущий”; а с именем Моим “Господь” не открылся им”. А что же тогда означают те отрывки, в которых Господь представляется одному из патриархов точно под этим же именем? Так, Бытие (15:7): “И сказал ему (т.е. Аврааму) “Я Господь…”. Или отрывки, в которых автор называет Господа, обращающегося к Аврааму, Господь: “И сказал Господь Аврааму…” (Быт.12:1)? Либо отрывки, которые указывают на некоторую фамильярность в отношениях с Господом? Так, Бытие (12:8): “И создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа”.

Но необоснованно будет предполагать, что все вышеупомянутое решительно противоречит Книге Исход (6:3). Быть может, таким образом Господь говорит Моисею, что патриархи никогда не понимали полного значения личного имени Господа. Конечно, они знали его, понимали его. По мнению Глисона Ачера, “Исход (6:3) учит, что Бог, Который в прежних поколениях открывался как Эль Шаддай (Бог Всемогущий) в великих делах и милосердии, хотел открыться поколению Моисея как соблюдающий завет Иегова посредством чудесного избавления всего израильского народа”.

Но разве Моисей, его современники и его последователи понимали значение этого имени? Или это открытие должно было прийти только тогда, когда Иисус смог сказать: “Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира” (Иоан.17:6)?

Вторая проблема окружает генеалогию, которая записана в Бытии (6:14-27). Мы, в частности, заинтересованы линией потомков, к которой принадлежали Моисей и Аарон. См. рис. 4.

Итак, Моисей и Аарон являются праправнуками Иакова. Выражаясь иначе, между приходом в Египет и исходом из Египта было четыре поколения. Длительность этого периода времени в Книге Исход (12:40, 41) указана как 430 лет, в Бытии (15:13) как 400 лет, а в Бытии (15:16) сказано о “четырех родах”. Достаточно ли четырех поколений, чтобы охватить четыре столетия?

Иаков (6:14)

Левий (6:16)

Амрам (6:18)

Моисей, Аарон (6:20)

Более того, Книга Исход ясно говорит (1:6), что смерть Иосифа предшествовала рождению Моисея. В Бытии (50:23) говорится, что Иосиф жил достаточно долго, чтобы увидеть своих собственных правнуков (Иосиф, Ефрем, Махир и неназванные дети). Эти дети четвертого поколения должны были быть в такой степени далеки Иакову, как были Моисей и Аарон, и, вероятно, даже моложе Моисея и Аарона.

Можно дать два ответа. Согласно одному мы должны предположить, что генеалогия Моисея и Аарона в Книге Исход (6:14-20) является выборочной, неполной или прерывающейся. Это довольно распространенное явление как в Библии, так и в другой литературе Средиземноморья. Кроме того, другие части Писания устанавливают как минимум десять поколений между Иосифом и Иисусом Навином. Например, в Первой Книге Паралипоменон (7:20-29) перечисляются (Иосиф), Ефрем, Рефай, Решеф, Фелах, Фахан, Лаедан, Аммиуд, Елишам, Нон и Иисус. Этот последний факт подтверждает избирательность в Книге Исход (6:14-27).

Интересно, что эта генеалогия упоминает детей Аарона (ст. 23) и одного из его внуков (ст. 25). Однако ничего не сказано о потомках Моисея. Иисус Навин, предки которого восходят корнями к Иосифу, стал преемником Моисея, родословная которого ведется от Левия. Здесь не вводится какая-то каста, в которой Бог избирает предводителей Своего народа на основе наследственности. Царей и священников — да. Но пророков — нет.