Система юридических лиц в гражданском праве. Юридические лица в гражданском праве Юридическое лицо не имеет право

Понятие юридического лица

На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.

Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.

В соответствии со статьей 48 Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

  • наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;
  • наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);
  • самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;
  • право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;
  • наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Классификации юридических лиц

В соответствии с Гражданским кодексом РФ разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:

  • цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);
  • организационно-правовой форме, т. е. по разрешенным видам организаций;
  • характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.

Цель деятельности

По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса : коммерческие и некоммерческие организации.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Характер отношений

По характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями возможны два типа организаций .

Первый тип организаций состоит в том, что учредители сохраняют право собственности на свои вклады, вносимые в организуемое ими юридическое лицо, а последнее не имеет прав собственности на эти вклады.

Второй тип организаций состоит в том, что учредители теряют право собственности на свои вклады в юридическом лице и это право переходит к юридическому лицу. Данный тип организации может иметь две подгруппы:

  • первая подгруппа — организации, в которых учредитель взамен своего взноса получает определенные обязательственные права в отношении юридического лица;
  • вторая подгруппа — организации, в которых учредитель не получает взамен своего взноса никаких прав по отношению к учреждаемому им юридическому лицу.

К первому типу юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые их собственником.

Ко второму типу — все остальные юридические лица.

К первой подгруппе второго типа юридических лиц относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы.

Ко второй подгруппе второго типа юридических лиц относятся общественные организации (объединения), религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, объединяющие юридических лиц, другие некоммерческие организации.

Правовой режим имущества

В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

  • субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
  • субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);
  • субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

В мировой практике в законодательстве других стран имеют место и другие виды юридических лиц, что отражает, с одной стороны, длительную историю развития рыночного хозяйства, а с другой — национальные особенности каждой страны. С этой точки зрения, в перспективе, возможно появление в России и других видов юридических лиц, если в этом появится необходимость у участников российского рынка.

Общая классификация юридических лиц по российскому законодательству приведена на рис. 2.

Классификация юридических лиц

Существует несколько классификаций юридических лиц.

Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического.ища.

Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).

Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).

Рис. Юридические лица в России

Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.

Вторым критерием для классификации является организационно-правовая форма , под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.

Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими федеральными законами.

Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.

Важным критерием для классификации является характер прав участников в отношении юридического лица . По данному критерию могут быть выделены три группы юридических лиц.

К первой группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права — учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права , — хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица.

К третьей группе относятся некоммерческие организации, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

Существуют и иные классификации юридических лиц.

Все иные классификации, а также статус отдельных организационно-правовых форм в рамках данной работы рассматриваться не будут.

Новая система юридических лиц была введена частью первой ГК РФ. Она представляет собой, по существу, первую установленную в кодифицированном акте систему частных юридических лиц в России.

Гражданский кодекс РФ устанавливает разделение юридических лиц на виды по различным классификационным критериям.

В п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ предусмотрена классификация юридических лиц в зависимости от того, какие права имеют учредители (участники) в отношении таких юридических лиц или их имущества. В соответствии с этим выделяются:

  • - юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
  • - юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения;
  • - юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Подобная классификация не лишена недостатков. Как известно, вещные и обязательственные права являются разновидностями имущественных прав. Следовательно, деление юридических лиц на группы в п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ производится в зависимости от наличия или отсутствия имущественных прав между учредителями (участниками) и такими лицами. При этом не учитывается, что учредители (участники) могут иметь по отношению к юридическим лицам не только имущественные в классическом виде (вещные или обязательственные), но и корпоративные права, в отношении возможности отнесения которых к имущественным не один год ведутся научные дискуссии.

Применительно к юридическим лицам, основанным на членстве, обладание членами такого юридического лица корпоративными правами является важнейшей отличительной чертой данного юридического лица, намного более важной, чем обладание или необладание обязательственными правами 1 .

Вторым установленным в ГК РФ критерием для классификации юридических лиц является наличие или отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и как следствие возможность или невозможность распределения полученной прибыли между участниками такого юридического лица.

По этому признаку в соответствии со ст. 50 ГК РФ выделяются:

  • - коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • - некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом).

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие воспринято в настоящее время в большинстве государств на территории бывшего СССР. Вместе с тем есть и исключения.

В качестве недостатка деления юридических лиц в зависимости от того, ставят ли они своей целью извлечение прибыли, приводится аргумент об условности такого критерия, поскольку и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль. Это, по мнению ученых, нивелирует практическую значимость такого деления. Именно из данного обстоятельства, как отмечает Н. С. Кузнецова, исходили разработчики ГК Украины при разработке критериев для классификации юридических лиц , в результате чего в украинском законодательстве было решено отказаться от данной классификации.

Оценивая приведенные доводы, можно отметить, что в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие определенная доля условности имеется 1 . Как уже отмечалось, и те и другие вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем такое деление, известное еще дореволюционной цивилистике, имеет важное значение. Выражается оно не столько в разных социальных функциях, которые выполняют эти юридические лица (как отмечали еще дореволюционные ученые, некоммерческое юридическое лицо преследует «идеальные цели» ), сколько в различии правовых режимов.

Особенности правового режима некоммерческих организаций в настоящее время заключаются в том, что перечень организационноправовых форм этих юридических лиц определяется в законодательстве (п. 3 ст. 50 ГК РФ), в то время как перечень организационноправовых форм коммерческих организаций - только в Гражданском кодексе (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Далее, особенностью правового режима коммерческих организаций является детальное регулирование их правового положения в законе. В отличие от Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федерального закона «Об акционерных обществах», достаточно подробно регулирующих, к примеру, структуру органов управления этими хозяйственными обществами, построенными на принципе членства, порядок принятия ими решений, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает лишь самые общие начала правового регулирования данных вопросов применительно к некоммерческим организациям. При этом мнение о возможности применения к некоммерческим организациям положений законодательства о коммерческих организациях в силу аналогии закона является неоднозначным.

В зависимости от отнесения организаций к коммерческим или некоммерческим различается и порядок их государственной регистрации.

Во-первых, если государственную регистрацию коммерческих организаций осуществляет Федеральная налоговая служба, то в отношении некоммерческих организаций решение о государственной регистрации принимается органами юстиции, а внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц производится Федеральной налоговой службой.

Во-вторых, в отношении некоммерческих организаций установлены особые основания для отказа в государственной регистрации (несоответствие представленных на регистрацию документов Конституции РФ или иному законодательству).

Третьим установленным в законе критерием классификации юридических лиц является организационно-правовая форма.

В п. 2 ст. 50 ГК РФ определено, что коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), хозяйственные общества - на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества, а последние делятся на открытые и закрытые.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Таким образом, как отмечают исследователи, в Российской Федерации можно насчитать 10 организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц и 17 организационно-правовых форм некоммерческих организаций 1 .

Аналогичный подход к построению системы юридических лиц отмечается в настоящее время в других государствах на постсоветском пространстве, которые при разработке законодательства о юридических лицах учли подход, предложенный в части первой Модельного гражданского кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств .

Включение тех или иных образований в названную классификацию не раз подвергалось критике в литературе.

В частности, высказываются сомнения в необходимости наделения полных товариществ правами юридического лица. В качестве доводов указывается на отсутствие особой организации полного товарищества, отличной от полного товарища, практической невозможности отделить случаи участия в гражданском обороте полного товарищества и полного товарища 1 , наконец, о дублировании корпоративного (полное товарищество и товарищество на вере) и договорного (простое товарищество) образований, в то время как в развитых зарубежных правопорядках существует, как правило, либо тот, либо другой вид.

Когда за «фасадом» юридического лица скрывается его единственный участник, разграничить случаи участия в обороте юридического лица или его участника позволяет сама конструкция юридического лица, в случае же с полным товариществом, согласно этому мнению, такое разграничение не всегда столь очевидно.

Но, как представляется, в законодательстве имеются достаточные механизмы, в частности, ограничения права товарищей совершать сделки, входящие в предмет деятельности полного товарищества или однородные с ним, а также нормы законодательства о том, что каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, построены как диспозитивные, чтобы избежать такого смешения.

Заслуживает внимания противоположная позиция, признающая товарищество наименее подходящей формой для всякого рода мошеннических операций с учетом весомо больших гарантий кредиторов в силу предусмотренной законодательством ответственности полных товарищей по долгам товарищества всем своим имуществом. В развитие этого подчеркивается необходимость в поддержке законодателем таких товариществ, в предоставлении им разного рода преференций, в частности в области кредитования и налогообложения .

Довольно давно высказывается предположение об отсутствии целесообразности одновременного существования двух близких организационно-правовых форм: общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества . В законодательстве многих государств, в том числе на территории бывшего СССР, деление акционерных обществ на закрытые и открытые не проводится.

Для того чтобы предложить какое-либо законодательное решение: упразднение обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ либо принятие концепции единого акционерного общества, необходимо отметить недостатки существующей модели. К сожалению, никаких существенных доводов, кроме родственности этих конструкций, учеными не приводится 1 . А вместе с тем реформирование законодательства о юридических лицах потребует временных и экономических затрат, связанных с необходимостью приведения организационно-правовых форм в соответствие с действующим законодательством. И возложение дополнительного экономического бремени на участников гражданского оборота или на бюджет государства (в случае принудительной ликвидации юридических лиц, чья организационно-правовая форма не была приведена в соответствие с законодательством) только из-за этого представляется необоснованным.

Примечательно, что законодательство некоторых государств - участников СНГ вовсе отказалось от конструкции публично-правовых унитарных предприятий. Таких конструкций нет, в частности, в Армении и Грузии. В Российской Федерации также высказываются соответствующие предложения .

Заменить такую форму возможно путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, передав 100% акций этого общества государству, что и реализуется в государствах, отказавшихся от этой конструкции. Вместе с тем необходимо учитывать и верно отмеченную возможность возникновения негативных последствий этого, в связи с чем А. Л. Маковским высказывалось предложение об установлении для особо важных предприятий, относящихся, к примеру, к военно-промышленному комплексу, особого статуса .

В Белоруссии отмечается противоположная тенденция - ч. 3 п. 1 ст. 113 ГК Республики Беларусь допускает возможность создания частных унитарных предприятий - юридических лиц, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними имущество, которое является неделимым, а имеющих это имущество на праве хозяйственного ведения 1 .

Такая конструкция весьма близка конструкциям компаний одного лица (one man company, Einmanngesellschaft) с той лишь разницей, что в данном случае компания одного лица не является собственником имущества, а следовательно, ее нельзя назвать полноценным участником гражданского оборота.

Участие в обороте компаний одного лица, поскольку в этом случае лицо, выступающее за «фасадом» юридического лица, фактически ограничивает пределы своей имущественной ответственности, требует определенных гарантий для контрагентов такого лица. Одной из таких гарантий может быть закрепление в законодательстве требования об опубликовании сведений о том, что общество является созданным одним лицом, либо сведений о приобретении одним лицом всех акций (или долей) общества. Эти гарантии обеспечивают в первую очередь интересы акционеров (участников) и в целом внешних инвесторов общества. Такие гарантии применительно к акционерным обществам закреплены в п. 4 ст. 153 ГК Украины.

  • В связи с чем нельзя не обратить внимание на то, что введение в ГК РФ новой организационно-правовой формы юридических лиц - хозяйственного партнерства (Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах»; Федеральный закон от 6 декабря2011 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О хозяйственных партнерствах”» - не повлекло внесение соответствующих изменений в ст. 48ГК РФ, формально указанная организационно-правовая форма в данную классификацию не входит.
  • См.: Цившьне право Украши: пщручник. Книга 1 / за ред. О. В. Дзери, Н. С. Кузнецове/. Кшв, 2001. С. 120 (автор главы - Н. С. Кузнецова).
  • Критические замечания по поводу обоснованности деления юридических лиц накоммерческие и некоммерческие высказаны и в российской правовой доктрине. См., вчастности: Толстой Ю. К. К разработке понятия юридического лица на современномэтапе // Проблемы современного гражданского права: сб. ст. / отв. ред. В. Н. Литовкин,В. А. Рахмилович. М., 2000. С. 81-112.
  • В. И. Синайский, в частности, выделял идеальные (преследующие идеальнуюцель) и хозяйственные (деятельность которых носит характер спекуляции) юридические лица. См.: Синайский В. И. Указ. соч. С. 115.
  • См.: Козлова Н. В. Компании с ограниченной ответственностью по законодательству Норвегии. С. 259-265. По другим оценкам - 7 и 17 соответственно. См.: Белов В. Л. Гражданское право. Общая часть. Т. 2. М., 2011. С. 137-139. Сам факт наличия разных подсчетов, как представляется, подтверждает противоречивость построения существующей системы юридических лиц.
  • Принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СодружестваНезависимых Государств 29 октября 1994 г., опубликован в № 6 «Информационногобюллетеня Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ» за 1995 г.
  • См.: Функ Я. И. Полное товарищество по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь. М.; Минск, 2002. С. 5, 10-11.
  • См.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. С. 267.
  • См.: Суханов Е. А. О российском акционерном законодательстве // Законодательство. 1998. № 12. С. 29.
  • Как отмечает Н. В. Козлова, единственным принципиальным отличием междузакрытым акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью сучетом того, что акции закрытого акционерного общества, как правило, существуют вбездокументарной форме и распределяются между заранее определенным кругомлиц - учредителей, являются особенности выплаты стоимости доли участнику при еговыходе из общества (см.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очеркистории и теории. С. 268).
  • См.: Суханов Е. А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 50-52.
  • См.: Маковский A. JI. Новые гражданские кодексы государств - участников СНГ:стабильность и переходный характер регулирования // Пути к новому праву. Материалы международных конференций в Санкт-Петербурге и Бремене / под общ. ред.М. М. Богуславского и Р. Книпера. Берлин, 1998. С. 133.

Само понятие закреплено гражданским кодексом, где в статье 48 указано, что лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Термин юридического лица

Юридическое лицо это зарегистрированное в установленной законом порядке форма организации, обладающей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающей по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юрлицо обладает идентификационными признаками, это ОГРН, ИНН и КПП, а также форма собственности (ООО, АО, ПАО) и наименование.

Это могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). К юрлицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Признаки юридического лица

  1. Юридические лица зарегистрированные на территории Российской Федерации обладает следующим признаками:
    • наличие организационного единства.
  2. К примеру наличие учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций;
    • обладание обособленным имуществом.
  3. Наличие самостоятельного баланса или сметы;
    • способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
  4. Учредители общества несут ответственность в размере уставного капитала;
    • обладает правом вступать в хозяйственные отношения от своего имени.
  5. Общество выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование. Наименование коммерческой организации представляет собой фирму (фирменное наименование), являющееся объектом исключительных прав.
    • создание идет только через процедуру регистрации.

Регистрация

Ликвидация и реорганизация

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

  • Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
  • Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Подробнее ликвидация ооо в Москве.

Виды организаций

Общества в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации ().

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками. Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

По видам прав учредителей, участников юридические лица делятся на :

  1. юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, и юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права (п. 3 ст. 48 ГК);
  2. коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК);
  3. корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК);
  4. юридические лица различных организационно-правовых форм.

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, проводится по двум признакам:

  1. в зависимости от наличия цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;
  2. в зависимости от возможности распределять полученную прибыль между участниками.

К коммерческим организациям согласно ГК относятся :

  • хозяйственные общества и товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные кооперативы,
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Классификация видов может происходить:

  • По форме собственности.
  • По целям деятельности.
  • По составу учредителей.
  • По характеру прав участников.
  • По объёму вещных прав.
  • По другим критериям.

Действующие юридические лица обладают собственным сайтом в сети интернет.

Права юридического лица

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (организация) может приобретать и осуществлять гражданские права. Различают разные права (это зависит от организационно-правовой формы, в которой оно создано). Однако права должны полностью отвечать целям деятельности организации, прописанным в ее уставе или прочем учредительном документе.

Действующим законодательством определены случаи, когда юридическое лицо может осуществлять определенные виды деятельности лишь после получения лицензии от государства. Правоспособность юридического лица начинается с момента его регистрации в ЕГРЮЛ. Прекращение правоспособности связано с ликвидацией организации и происходит путем фиксации соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Правоспособность и дееспособность

Лицо обладает правоспособностью и дееспособностью с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Правоспособность может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

0

«Система юридических лиц в Российской Федерации»

Введение
1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий
2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности
2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ
2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с предыдущими Гражданскими кодексами. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Юридические лица наиболее оптимально подходят к сложившимся экономическим условиям в сфере производственного присвоения, чем физические. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его
усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.
В Российской Федерации происходит процесс становления рыночных отношений в их развитом виде, включающий страну в русло экономического развития свойственного современной мировой цивилизации.
В России участниками коммерческой деятельности являются, как правило, экономически обособленные юридические лица. На Западе вместо юридического лица говорят о фирме. В российском законодательстве речь всегда идет о юридическом лице.
Рыночная и командная экономическая система отличаются порядком образования, прекращением деятельности, функционированием, пределом полномочий юридического лица.
Проведя аналогию между деятельностью юридических лиц в РСФСР и РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время процедура образования, реорганизации, прекращения деятельности значительно упростилась.
Целью контрольной работы является выявление особенностей функционирования юридических лиц с переходом к рыночным отношениям, рассмотрение проблем, связанных с несовершенством законодательства о юридических лицах, объяснение сущности юридического лица, вопроса о необходимости оптиматизации его организационной структуры для обеспечения более устойчивого функционирования на рынке.
Проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории. Юридические лица как участники гражданского оборота представлены в литературе достаточно, но как система они не рассматриваются.
Теория всегда связана с практикой, и именно потребность практики определяет актуальность теоретических исследований. В последнее время в литературе все чаще появляются суждения о необходимости свертывания исследований по вопросу о сущности юридического лица. По мнению некоторых ученых, они не имеют практического значения и способствуют лишь появлению еще одной новой теории.

1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий.

Юридические лица – один из древнейших институтов гражданского права. Его появлению мы обязаны римлянам. Не следует, однако, преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, ни значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наибольшей международной торговли юридические лица значительной роли не играли. Хозяйство, имевшее в основном натуральный характер, еще не вызывало необходимости в прочных и длительных объединениях отдельных хозяев. Не было в римском праве и термина «юридическое лицо». Тем не менее нельзя не признать, что основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо.
Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения их, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами.
Союзы с религиозными целями имели право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций появляется в период республики: корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации, объединения предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными изменениями.
Понятно, что все эти объединения обладали имущественными средствами, им приходилось вступать в договорные отношения с третьими лицами и что действовали они и в своей внутренней жизни и в отношениях с третьими лицами по некоторым определенным правилам.
Центрами субъективных прав, не имеющих свойств человека, в Риме являлись следующие союзы: государство, союзы публичного права, частные союзы, учреждения с благотворительной целью.
Что касается юридической теории, то римские юристы не довели до конца разработку учения о юридическом лице, они не выяснили внутренней сущности этого явления. Вместо того, чтобы признать юридическое лицо вполне реальным субъектом права, который имеет свою волю и поэтому может действовать через свои органы, римские юристы говорили, что это есть вымышленное юридическое лицо, что на самом деле здесь нет никакого субъекта прав, а только делается предположение, будто такой субъект существует. Соответственно этому юристы учили, что юридическое лицо само воли не имеет и действовать не может. В тех случаях когда мы говорим, что юридическое лицо совершает действия через свои органы, римские юристы говорили, что действие совершено вместо юридического лица его представителями. Юридическое лицо считалось у римлян лишенным воли и поэтому недееспособным.
Девятнадцатый век – век крупных теоретических разработок, теории которых актуальны и сейчас.
В современной теории гражданского права вопрос о существе юридических лиц – один из самых спорных. В цивилистической литературе существует различное множество мнений по этому поводу.
Большинство юристов придерживаются теории фиктивного лица (Савиньи, Виншейд, Пухт). Они утверждают, что человек, и не только человек, является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой воображаемое лицо, которое удовлетворяет потребности юридической техники применять понятие субъективного права также и там, где речь идет не о правах физического лица. Юридическое лицо недееспособно. Дееспособны лишь органы,
состоящие из людей. Не случайно в параграфе 26 Германского гражданского уложения правление юридического лица, именуемого «союз», квалифицируется как его законный представитель.
Такая концепция определяла и порядок возникновения и природу правоспособности юридического лица. Так как юридическое лицо являлось фикцией, то только государство могло определять его сферу деятельности. Разрешительный порядок возникновения и специальная правоспособность юридического лица были направлены прежде всего на обеспечение контроля государства за объединениями лиц, не преследующими извлечения прибыли.
Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. Председатель Верховного суда США Д.Маршалл в своем решении дал следующее определение корпорации: «Корпорация – это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят практика и законодательство Англии и США. Доктрина Англии и США особое внимание уделяла проводимому теорией фикции противопоставлению юридического лица и физического лица правам и обязанностям его членов. Признание существования юридического лица, независимо от членов, его составляющих, стало основополагающим принципом права корпораций в Англии и США.
Против этой теории существовало много возражений. Германисты (сначала Безелер, а потом Гирке) основывались на изучении исторических основ германского национального права, утверждали, что юридическое лицо – вовсе не фикция, а действительный, реально действующий субъект, хотя и не физическое лицо (теория реальности или органическая теория). И юридическое лицо – такой же субъект права, как и физическое лицо, а не только уподобляемое. Некоторые последователи этой теории (Лассон) заходят так далеко, что признают за юридическими лицами совершенно такое же реальное существование, как и за физическими. Но в этом возражении смешиваются два понятия: представление о предмете
смешивается с самим предметом. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие, реальные потребности людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные, а искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты. Например, если мы утверждаем клуб шахматистов и заносим его в реестр обществ, то не возникает новое живое существо.
В нашем государстве в XX годы получает значительное распространение «теория персонифицированного (целевого) имущества» (Ландкоф, Вольфсон, Суханов). Его сторонники считают главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Так как эта теория была воспринята законодательством и советское гражданское право стало признавать юридическим лицом предприятия (объединения). Между тем предприятия представляют собой сугубо производственно-технический механизм, предназначенный для чисто производственной, а не для коммерческой деятельности. Этим, в частности определяется и их внутренняя структура, главную роль в которой обычно играла планово-экономическая, а не снабженческо-бытовая служба. С позиции же рыночной организации экономики такие предприятия – не более чем имущественные комплексы, то есть совокупности зданий, сооружений, оборудования, определенных имущественных прав и обязанностей – объекты, а не субъекты права. Субъектами имущественных отношений здесь признаются нормальные коммерческие структуры, прежде всего различные хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого предприятия. Признание юридическим лицом непосредственно предприятия, без облачения его в форму какого-либо торгового товарищества, не свойственно правовым системам развитых стран. Там субъектом права, как правило, считается предприниматель (индивидуальное лицо, торговое товарищество)
но не предприятие как таковое. Последнее является лишь объектом, но не субъектом права.
Эта теория уникальна тем, что пережила не один гражданский кодекс в нашем государстве. Ее идеи положены и в новый гражданский кодекс.
Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.
Таким образом, проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории.

2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности

2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ

Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с гражданскими кодексами 1964 и 1922 гг. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Правовые основы деятельности юридических лиц в Российской Федерации регулируются ГК РФ, общие положения которого детализируются в федеральных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, а также других законах (например, «О государственной регистрации юридических лиц»), об особенностях деятельности юридических лиц в той или иной сфере).
Систему юридических лиц образуют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ГК РФ коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В
отличие от них у некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности и они не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствующую данным целям.
Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (простое товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (акционерные общества делятся на закрытое и открытое, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, содержащийся в ГК РФ, является закрытым.
Для создания некоммерческих организаций ГК РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Этот перечень, в отличие от коммерческих организаций, является открытым и может быть дополнен федеральным законом. В настоящий момент в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусмотрены такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация. Существует также ряд некоммерческих организаций, не упомянутых в указанном Законе, регулированию деятельности которых посвящены отдельные законы; это – товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы. Могут быть также приняты также другие законы, устанавливающие организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Это положение является достаточно
спорным в действующем законодательстве. Часто случается, что вновь принятый закон о новой организационно-правовой форме противоречит основополагающему Закону в сфере регулирования некоммерческих организаций – «О некоммерческих организациях» - или вводит организационно-правовую форму, имеющую новое название, но по сути являющуюся повторением формы, предусмотренной упомянутым Законом. Следовало бы установить четкую иерархию законодательных нормативных актов в этой области и, возможно, определить, что перечень некоммерческих организаций, установленный в Законе РФ «О некоммерческих организациях», является закрытым.
Некоммерческие организации.
В вопросе относительно деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в действующем законодательстве существуют серьезные противоречия. Многие формы некоммерческих организаций на практике невозможно отличить от коммерческих. Такой спорной формой юридического лица, предусмотренной в ФЗ «О потребительской кооперации в РФ», является потребительский кооператив (потребительское общество). По сути данная форма вряд ли отличима от коммерческой организации. Например, установлено, что основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
В определении потребительского общества указано, что это добровольное объединение граждан и(или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и ивой деятельности. Торговая деятельность – это не что иное, как извлечение прибыли, следовательно, такую организацию следовало бы отнести к коммерческим либо вообще устранить такую спорную организационно-правовую форму. В ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» указано, что сельскохозяйственный кооператив может быть либо производственным, либо потребительским. Каким критерием должны руководствоваться учредители, выбирая ту или иную форму, неясно.
Указанные выше организации можно отнести ко многим другим некоммерческих организаций. Например, в течение долгого времени в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» фондовые биржи могли функционировать только в форме некоммерческого партнерства. В настоящий момент, после внесения соответствующих изменений, фондовые биржи могут создаваться в форме либо некоммерческого партнерства, либо акционерного общества. Вместе с тем деятельность фондовой биржи все-таки направлена на извлечение прибыли, и возможность ее существования в форме некоммерческой организации вызывает некоторые сомнения. Таким образом, в действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)

Организационно-правовые формы предприятий(фирм):
1) Хозяйственные товарищества;
Как было указано выше, конкретные организационно-правовые формы юридических лиц регулируются отдельными законами. Между тем о
отношении товариществ (полных и на вере) такой закон ГК РФ не предусмотрен, а деятельность товариществ подробно урегулирована самим ГК РФ. Тем не менее в этой области существуют серьезные проблемы. Так, каждый полный товарищ в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, вводится двойная и ничем не обоснованная регистрация - участников и самого юридического лица. К этому добавляется еще и требование двойной отчетности и двойного налогообложения, что значительно осложняет образование товарищества. Между тем во многих странах не требуется регистрации не только товарищей, но и самого товарищества.
При рассмотрении проблемы функционирования товариществ следует также учитывать, что в Особенной части ГК РФ существует глава 55 «Договор простого товарищества». По сути, складывается система, при которой функционируют две формы товарищества: юридическое лицо и объединение, основанное только на договоре, не являющееся юридическим лицом. При этом участники и того и другого являются индивидуальными предпринимателями. Договор простого товарищества направлен на реализацию конкретного проекта, а создание юридического лица – товарищества – на постоянное осуществление своей деятельности. Тем не менее существование таких схожих институтов и схожесть наказаний могут вносить известную неразбериху в правоприменительную практику.

2) Хозяйственные общества;
Применительно к хозяйственным обществам можно выделить следующие проблемы как общие для них, так и характерные только для акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Общие проблемы. Прежде всего, следует рассмотреть проблему формирования уставного капитала хозяйственных обществ (особенно характерна указанная проблема для акционерных обществ). В настоящий момент ФЗ «Об акционерных обществах предусмотрен минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ – 100 МРОТ, для открытых – 1000 МРОТ; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает для них минимальный уставной капитал 100 МРОТ. Откуда взяты такие суммы, неясно. Если исходить из того, что уставный капитал должен определять минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, эта сумма представляется спорной. Непонятно и то, почему размер уставного капитала должен исчисляться в МРОТах. Вызывает серьезные сомнения оправданность подхода к формированию уставного капитала, при котором устанавливается его обязательный минимальный размер. В странах Европы, например, такого подхода к формированию уставного капитала не существует, а если и есть требования к минимальному уставному капиталу, то он не так жестко фиксирован и действительно отражает экономические потребности компании и ее кредиторов. В России также можно освободить общества от формирования уставного капитала в каком-то конкретном размере, а его кредиторам дать возможность самим решать, стоит ли им иметь дело с обществом, размер уставного капитала которого, например, 100 руб.
По существующему законодательству в уставной капитал общества вклады могут вноситься деньгами, имуществом, имущественными правами, исключительными правами, в том числе вкладом в имущество общества может быть так называемое «ноу-хау». Поскольку объективно оценить подобные права затруднительно, такие вклады часто служат для формирования фиктивного уставного капитала, никак не обеспечивающего права кредиторов. При этом не установлена ответственность учредителей за неправильное проведение оценки подобного рода прав и за не привлечение к данной работе оценщика в случаях, когда это установлено законом.
С уставным капиталом связана другая проблема – его уменьшение. Кредиторы общества в случае уменьшения его уставного капитала (даже самого незначительного) вправе потребовать досрочного исполнения обязательств общества перед ними и возмещения убытков. Ясно, что в случае, если все кредиторы воспользуются предоставленным им правом и потребуют досрочного исполнения обязательств, это может привести общество к банкротству. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие статьи Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» в частности установления судебного порядка предъявления требований об исполнении обществом своих обязательств перед кредиторами в случае уменьшения уставного капитала. Возможны и иные пути решения данной проблемы.
Проблемы формирования интегрированных структур. Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров.
В отношении дочерних и зависимых организаций можно также указать, что ГК РФ содержит только две статьи: 105 («Дочернее хозяйственное общество») и 106 («Зависимое хозяйственное общество»). Таким образом, встает вопрос о возможности организаций создавать интегрированные структуры не только в виде хозяйственных обществ, но и в какой-либо другой организационно-правовой форме.
Также следует отметить, что в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся статьи, посвященные дочерним и зависимым обществам, а в ФЗ «О производственных кооперативах» таких положений нет. Возникает вопрос о возможности и порядках образования подобных структур производственными кооперативами.
3) Общества с ограниченной ответственностью;
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
4) Общества с дополнительной ответственностью;
В настоящий момент согласно ГК РФ существует отдельная организационно-правовая форма юридического лица – общество с дополнительной ответственностью (п.5 § 2 гл.4 ГК РФ, где содержится всего одна статья – 95). Между тем установлено, что к обществу с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью (ООО), если иное не установлено в ст. 95. Зафиксированное указанной статьей отличие ОДО от ООО состоит в ответственности участников ОДО – они солидарно несут ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.
На практике при применении указанных положений ГК РФ возникает ряд вопросов.
Если к ОДО применяются положения законодательства об ООО, за исключением регулирования ответственности участников, то почему данное юридическое лицо выделяется в отдельную организационно-правовую форму, а не является разновидностью ООО (как в случае с акционерными обществами – они делятся на открытые и закрытые). В результате такого регулирования деятельности ОДО возникают неприятности в применении положений о преобразовании ОДО в ООО, и наоборот. Поскольку ОДО является самостоятельной организационно-правовой формой, его преобразование в ООО должно быть проведено как реорганизация, а не смена типа, как в случае с ЗАО и ОАО. При этом обществу нужно проходить все реорганизационные процедуры, что в данном случае нецелесообразно. Более того, в ст. 92 ГК РФ (реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью) указано, что ООО может быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив. О возможности преобразования ООО в ОДО не сказано. Этот пробел восполнен в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в ст. 56 которого указано, что ООО вправе преобразовываться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Однако в соответствии с тем, что нормы, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать ГК РФ, не ясно, каким нормативным актом следует руководствоваться при проведении преобразования ОДО в ООО, и наоборот.
Очевидно, следует провести работу по устранению законодательных противоречий в регулировании деятельности ОДО, возможно, изменить положение о том, что общество с дополнительной ответственностью является отдельной организационно-правовой, на положение о том, что оно является разновидностью общества с ограниченной ответственностью, а также определить четкий порядок преобразований ОДО, уточнить принципы ответственности его участников.
При рассмотрении указанной организационно-правовой формы следует обратить внимание на то, что ОДО – нечто среднее между товариществом и хозяйственным обществом. За исключением размеров ответственности (товарищи отвечают по долгам товарищества всем имуществом, а участники ОДО по его долгам – своим имуществом пропорционально собственным вкладам) она схожа с товариществом.
В связи с вышеизложенным, возможно, следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.

Правоприменительная практика. Анализ использования для ведения бизнеса такой организационно-правовой формы, как ОДО, показывает, что она выбирается участниками крайне редко, в основном, в сфере оказания услуг. На Западе в таких сферах часто используется форма товарищества, но при отсутствии в законодательстве РФ развитых положений о товариществах учредители выбирают форму ОДО. Подавляющее же большинство компаний, действующих в сфере услуг, выбирают форму ООО или ЗАО.
По мотивировке выбора формы ОДО учредители руководствуются такими мотивами, как повышение обеспечения дополнительных гарантий для
кредиторов и, как следствие этого, - рост привлекательности компании как контрагента (от лат. contrahens - договаривающийся - сторона договора в гражданских правоотношениях) в сделке.
5) Акционерные общества работников (народные предприятия).
В настоящий момент в Российской Федерации существует такая своеобразная форма ведения бизнеса, как народные предприятия. В ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее Закон «Об особенностях…») указано, что народные предприятия являются закрытыми акционерными обществами, но в то же время установлены такие особенности их деятельности, которые позволяют говорить о них, как о самостоятельной организационно-правовой форме.
При рассмотрении данного Закона возникают серьезные сомнения в возможности его существования в связи с противоречием ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».
Статья 1 (п. 3, 4, 5) ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, деятельность каких акционерных обществ должна регулироваться отдельными федеральными законами.
Следует обратить внимание на следующий момент. В Законе «Об особенностях…» для народных предприятий предусмотрена только форма ЗАО и указано, что к народным предприятиям применяется ФЗ «Об акционерных обществах», в частности не противоречащий данному Закону. Между тем, Закон содержит такое количество противоречий с ФЗ «Об АО», что по сути вводит новую организационно-правовую форму юридического лица. Так, установлен минимальный размер уставного капитала 1000 МРОТ, между тем как в ФЗ «ОБ АО» для ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ. В Законе «Об особенностях…» определено, что число акционеров народного предприятия не может превышать 5000, а в ФЗ «Об акционерных обществах» зафиксировано, что число акционеров ЗАО не может быть более 50.
Закон «Об особенностях…» противоречит не только ФЗ «Об акционерных обществах», но и ГК РФ, так как в Кодексе указано, что правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ (в частности, величина уставного капитала, вопросы управления обществом) устанавливаются Законом РФ «Об акционерных обществах». В силу этого указанные положения не могут быть установлены другими федеральными законами.
В тексте Закона «Об особенностях …» содержатся указания на то, что народное предприятие является особой организационно-правовой формой (так, согласно ст.3 заключается договор о создании именно народного предприятия). Вместе с тем ГК РФ содержит закрытый перечень коммерческих организаций, который не может быть расширен федеральными законами.
Возникают серьезные сомнения в экономической стабильности данной формы ведения бизнеса. Например, спорным выглядит положение о том, что общество должно выкупать акции у увольняющихся работников, а также в случае, если количество акций у одного работника превышает 5% уровень. Статья 7 Закона «Об особенностях …» устанавливает, что выкупная стоимость акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров; при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 % от стоимости чистых активов
народного предприятия и, как правило, должна соответствовать их рыночной стоимости.
Не ясно, что делать в случае, если чистых активов общества недостаточно, и как в таком случае производить обязательную покупку акций у увольняющихся работников-акционеров. При этом установлено, что если число акций, принадлежавших работнику, превысило установленную норму, то они выкупаются у работника по номинальной стоимости (непонятно, почему не по рыночной, если она выше номинальной).
Народное предприятие как организационно-правовая форма практически полностью соответствует производственному кооперативу.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют должные правовые механизмы для воплощения института народного предприятия в жизнь. Законодательство в этой области требует дальнейшего совершенствования, и прежде всего на концептуальном уровне.
На сегодня в Российской Федерации функционирует около 50 народных предприятий. Образован даже союз народных предприятий. Поэтому целесообразно не отменять ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а привести его в соответствие с ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрев в последнем возможность установления особенностей деятельности акционерных обществ работников отдельным законодательством.

Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне
специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.

Заключение

В современном гражданском правопорядке России назрела необходимость в критическом анализе законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования. Поэтому наиболее полезным, эффективным для юриспруденции является изучение отечественной правовой политики в названной сфере. Это подразумевает выявление существующих тенденций развития корпоративного права, поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Закономерным итогом подобного подхода в исследуемой области следует признать анализ и развитие юридической техники права юридических лиц, то есть анализ приемов, методов и правовых конструкций, используемых в нормативно-правовых актах.
С переходом к рыночным отношениям появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, что связано с проблемами правового регулирования их деятельности. В действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров/
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух
учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
В связи с функционированием товариществ возникает вопрос о недостаточной регламентации оплаты уставного капитала (сроках, последствиях неисполнения обязанности по внесению вкладов полными товарищами и товарищами на вере).
Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.
Следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.
При совершенствовании законодательного регулирования деятельности товариществ, которое сделает их форму более привлекательной для бизнеса (это такие меры, как отмена обязательной регистрации товарищей в качестве индивидуальных предпринимателей, уточнение минимального уставного капитала и т.п.), необходимость существования этой формы вообще может отпасть.
Юридическое лицо – это организация производственного присвоения. Правовое признание происходит в лице государственных органов, поэтому появление экономического состояния в сфере производственного присвоения является объективным явлением, а вот конкретные юридические требования к признанию и регулированию этих экономических состояний производственного присвоения могут находиться под большим влиянием
национально- правовых и государственных особенностей взаимодействия экономики, государства и права.
В отечественном законодательстве дается такое определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Недостатком такого определения является то, что юридическое лицо выступает только как технико-юридический прием. Необходимо связать организационно-правовую форму с тем экономическим отношением, которое она опосредует. С учетом вышеизложенных рассуждений о сущности и правовой природе юридического лица, его можно определить как правовую организацию отношений незатратной доходности, возникающих в сфере производственного присвоения лица или их групп, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В контрольной работе рассмотрен только небольшой круг проблем, связанный с проблемой функционирования системы юридических лиц в Российской федерации и требующих скорейшего законодательного урегулирования.

Список используемой литературы:

1) Конституция Российской Федерации 1993г.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации.
3) Гражданский кодекс 1964 г.
4) Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»
5) Федеральный Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
6) А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. Часть первая. М.: Проспект,1999.-632с. С115.
7) Д.И. Степанов. Журнал российского права №10 -2002. С51.
8) И.Б Новицкий, И.Б. Претерский. Римское частное право. М: Юристъ 1996 544с. С115.
9) Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 536 с. С467.

Скачать курсовую: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо — это организация, характеризующаяся следующими признаками :

  • организационное единство;

Организационное единство – предполагает, что юридическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.

Организационное единство юридического лица закрепляется правовыми актами, учредительным документом (ст. 52 ГК РФ).

  • имеет обособленное имущество;

Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве:

— праве собственности,

— праве хозяйственного ведения,

— праве оперативного управления.

Имущество юридического лица отделяется от имущества его учредителя (учредителей) и иных лиц. Это необходимо для обеспечения имущественной самостоятельности и ответственности юридического лица (ст. 2 ГК РФ), защиты интересов его кредиторов.

Данное имущество обособлено от имущества учредителей юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.

  • отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему обособленным имуществом.

Гражданско-правовая ответственность юридического лица – заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключением могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.

  • — может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права;

— может от своего имени нести гражданские обязанности;

— может быть истцом и ответчиком в суде.

Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

  • подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Виды юридических лиц

По видам прав учредителей, участников юридические лица делятся на :

1) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, и юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права (п. 3 ст. 48 ГК);

2) коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК);

3) корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК);

4) юридические лица различных организационно-правовых форм.

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, проводится по двум признакам:

1) в зависимости от наличия цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;

2) в зависимости от возможности распределять полученную прибыль между участниками.

Коммерческими признаются организации , преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) (п. 2 ст. 50 ГК).

Некоммерческими являются организации , не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины малочисленных народов, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании, адвокатские палаты, адвокатские образования).

Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные.

Корпоративными являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК). Также признаком корпорации в законе названо формирование учредителями (участниками) высшего органа корпорации в виде общего собрания участников (п. 1 ст. 65.3 ГК).

12) публично-правовые компании;

13) адвокатские палаты;

14) адвокатские образования (являющихся юридическими лицами);

15) государственные корпорации;

16) нотариальные палаты.