Презентация на тему земля матушка наша кормилица. Презентация на тему "земля - кормилица"

  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды


    «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»



    ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

    ИЗВЕСТНЯК

    ПЕСОК

    ГЛИНА

    ТОРФ

    УГОЛЬ

    НЕФТЬ

    ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


    • Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
    • Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
    • Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
    • Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

    5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

    6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

    7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

    8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.


    • Торф
    • Железная руда
    • Каменный уголь
    • Гранит
    • Известняк
    • Нефть
    • Песок
    • Глина

    Соедини стрелками полезное ископаемое и его свойства:

    ЖИДКОЕ

    ГОРЮЧЕЕ

    ГАЗООБРАЗНОЕ

    МАСЛЯНИСТОЕ

    С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ

    ЛЕГЧЕ ВОДЫ

    ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

    ПЛАСТИЧНОЕ

    ПЛАВКОЕ

    НЕФТЬ

    ГАЗ

    ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

    ГЛИНА



    а) АРХЕОЛОГИ

    б) ГЕОЛОГИ

    в) СТРОИТЕЛИ


    2. К полезным ископаемым относятся …

    а) КИРПИЧ, БЕТОН, БЕНЗИН

    б) СТАКАН, ВАЗЫ, НОЖНИЦЫ

    в) НЕФТЬ, ГАЗ, ГЛИНА


    3. В строительстве используются …

    а) ТОРФ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, САМОЦВЕТЫ

    б) ПЕСОК, ГЛИНА, ГРАНИТ

    в) МРАМОР, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, МАЛАХИТ


    4. Металлы получают из …

    а) КАМЕННОГО УГЛЯ, ЯНТАРЯ, МЕЛА

    б) ЖЕМЧУГА, ИЗВЕСТНЯКА, ТОРФА

    в) ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, МЕДНОЙ РУДЫ


    5. При помощи буровых установок добывают …

    а) НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

    б) КАЛИЙНУЮ СОЛЬ, АЛМАЗЫ

    в) МРАМОР, ГРАНИТ


    6. В шахтах добывают …

    а) ИЗВЕСТНЯК, РАКУШЕЧНИК, ГРАНИТ

    б) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНУЮ РУДУ

    в) ПОВАРЕННУЮ СОЛЬ, ЖЕМЧУГ, ГРАФИТ


    7. В карьерах добывают …

    а) ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ГЛИНУ

    б) ЗОЛОТО, МАЛАХИТ, МРАМОР

    в) НЕФТЬ, ТОРФ, БУРЫЙ УГОЛЬ


    8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

    а) АЛМАЗ, ИЗВЕСТНЯК, ГРАФИТ

    б) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕЛ

    в) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ


    Что такое почва?

    Почва - это особенное природное тело.

    Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.

    Важнейшим свойством почвы является

    плодородие . Оно обусловлено наличием в почвах перегноя.


    Почему землю называют «кормилицей»?

    • Как называется верхний слой земли?
    • Из чего состоит почва?
    • Какого цвета почва в нашей местности? Почему?

    Состав почвы

    ПЕСОК

    СОЛИ

    ПОЧВА

    ГЛИНА

    ПЕРЕГНОЙ

    ВОЗДУХ

    ВОДА


    Круговорот веществ и почва

    Животные

    Растения

    Мертвые остатки растений и животных

    Перегной

    Соли

    Микробы


    На Крайнем Севере почва почти весь год

    находится в мерзлом состоянии. На короткое

    время верхний слой оттаивает всего на

    несколько десятков сантиметров. При этом

    в почве создается переувлажнение. Здесь

    Образуются тундровые почвы.


    Более половины площади страны занимают подзолистые почвы . Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Вода как бы промывает почву. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом, поэтому мало плодородны.


    Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно

    сбрасывающих свою листву почвы

    серые лесные .


    Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон.

    Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.

    Здесь формируются самые богатые перегноем почвы - чернозёмы .

    Они обладают зернистой структурой.

    Это - лучшие почвы нашей страны.


    Луговая

    Болотные почвы содержат толстый слой торфа.

    В луговых хорошо заметен слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

    Болотная



    Подумай!

    Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

    • в лесу за 500000 лет
    • на лугу за 3225 лет
    • там, где нет растений –всего за 15 лет

    - О чем говорят эти расчеты ученых?


    Работа в парах

    • Почему земля – «кормилица»?
    • Возможна ли жизнь без почвы?
    • Отчего исчезает почва?
    • Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг совсем исчезнет почва?
    • Что надо сделать, чтобы сохранить почву?

    Проверим себя:

    При строительстве:

    На полях:

    1. При строительстве дорог, заводов,

    жилых домов надо сначала снять слой почвы.

    2. После использовать

    ее при озеленении территории.

    • Надо сажать лесные полосы.
    • Правильно распахивать почву на склонах.
    • Зимой проводить снегозадержание.
    • Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
    • Умеренно орошать .

    • ПОСАДКА ЛЕСНЫХ ПОЛОС
    • ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
    • ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА ПОЧВЫ
    • УМЕРЕННОЕ УДОБРЕНИЕ
    • УМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

    ЯДОХИМИКАТОВ


    Это интересно!

    1см почвы за 250 – 300 лет

    20см за 5 – 6 тысяч лет


    стр. 160 – 163

    пересказ,

    Типы почв:

    тундровые

    подзолистые

    черноземные

    пустынные

    болотные

    В земле есть вода. Это тоже можно проверить опытным путем.

    Итак, исторически доказано: что земля кормит человека. А задача человека сохранить все ее компоненты и сберечь землю-кормилицу не только для себя, но и для будущих поколений. А для этого необходимы новые знания о возможностях этой части нашей планеты.

    Земля-кормилица – такой она была всегда

    В незапамятные для человека времена, на ней также (как сейчас) появлялись растения: трава, деревья и т.д. Человек быстро научился пользоваться ее дарами.

    Нет у земли-кормилицы географических границ, для всех людей на Земле она одинаково благодатна. Но есть одно обязательное условие: человек обязательно должен за ней ухаживать.

    Пример тому старая китайская сказка:

    Жил-был крестьянин. И звали его Ван Сию-цин. Все было у него хорошо. Всегда был богатым урожай, которого хватало не только для того, чтобы прокормить свою семью, но даже для продажи другим людям.

    Пришло время крестьянину умирать, созвал он своих сыновей и говорит им: не могу я оставить вам в наследство ни дворцов, ни дорогих скакунов. А оставляю я вам несметное богатство: целое поле золота. Вам нужно только тщательно перепахать и перекопать его. Сказал так и умер.

    После смерти отца сыновья на три раза тщательно-претщательно перекопали все поле, да так ничего и не нашли. Тогда решили засеять это поле пшеницей.

    Благодарная земля-кормилица отдала в конце сезона целое поле золотых колосков.

    Поняли тогда сыновья, какое золото завещал им отец.

    Только копать и сеять недостаточно для получения хорошего результата. В наше время ученые-агрономы используют знания о составе и слоях почвы.

    Для земледелия человек использует верхний плодородный слой земли-кормилицы, который называется почва.

    Типы почв:

    тундровые

    подзолистые

    черноземные

    пустынные

    болотные

    В состав почвы входят: песок, глина, вода, перегной, гранит, соли. Доказывать, что она содержит песок, гранит и глину, нет необходимости – это очевидный факт.

    Земля во многих произведениях и рассказах ученых называется живым организмом. И это, действительно, так.

    Можно провести простой опыт: опустив комочек земли в стакан с водой, каждый из нас без специальных приспособлений увидит, как идут пузыри. Значит, земля дышит? Это подтверждает тот факт, что в земле есть воздух.

    В земле есть вода.

    Это тоже можно проверить опытным путем.

    Для этого комочек земли нужно положить в бумажную салфетку и сжать ее в руке. Обязательно останется влажное пятно.

    Как определить наличие перегноя?

    Необходимо нагреть комочек земли и из нее обязательно пойдет дымок. Это говорит о наличии остатков сухих листьев и травы.

    Необходимо нагреть несколько капель воды из стакана, в котором был комочек земли на стекле. После испарения капель, на стекле остается белый налет – свидетельство содержания солей.

    Итак, исторически доказано: что земля кормит человека.

    Класс: 4

    Презентация к уроку















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.

    Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.

    Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

    Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

    Мы хороший дружный класс,

    Всё получится у нас!

    Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

    II. Проверка домашнего задания.

    Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила работы в группах. (Повторяют правила).

    Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

    (На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение - 3 мин.).

    Очень прочен и упруг
    Строителям надёжный друг
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).

    Он очень нужен детворе
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже (песок).

    По трубе течёт
    Пироги печёт (газ).

    Без неё не побежит
    Ни автобус, ни такси,
    Не поднимется ракета
    Отгадайте же, что это? (нефть).

    Не зря она варилась
    В доменной печи
    На славу получились
    Ножницы, ключи... (железная руда).

    Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобиться сразу (глина).

    Покрывают им дороги
    Улицы в селениях (известняк).

    Он несёт в дома тепло,
    Помогают плавить стали,
    Делать краски и эмали
    Он чёрный, блестящий,
    Помощник настоящий (угол).

    Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением (торф).

    А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).

    Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).

    Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).

    А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие - могут согласиться или что-то добавить).

    Что объединяет эти полезные ископаемые?

    Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?

    Физминутка

    Как весною, в ранний час (наклоны)
    Семена взошли у нас (повороты).
    Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
    Повернулись, улыбнулись!
    Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
    Вышли только из земли (шагаем).

    III. Формулирование темы и целей урока.

    В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).

    “.......................- кормилица”
    Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
    А я всё терплю и добром плачу (земля).

    Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.

    Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).

    IV. Открытие “новых знаний”.

    Почва и её состав.

    А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)

    Попробуйте сейчас найти значение слова “почва” в словаре. (Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).

    Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).

    Знакомство с образцами почв.

    Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

    В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).

    В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).

    Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва - тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.

    Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

    Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”

    Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).

    Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

    Продолжите поговорку: Что посеешь, то и... пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?

    Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

    Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

    Охрана почвы (Слайд 10).

    Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).

    Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

    Составление памятки по охране почв (работа в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).

    V. Рефлексия.

    Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

    Сегодня на уроке было интересно...

    Для меня было открытием...

    Свой опыт я могу применить...

    Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

    Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...? (Слайд 12).

    Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.

    VI. Домашнее задание. (Слайд 13).

    Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.

    Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).

    Мы живём на земле. «От земли человек взят, землей и кормится » — эта истина известна давно.

    «Кормилицей» землю мы называем потому, что она сторицей возвращает нам засеянное в добрый час. «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей! » — мудрость эта доказана веками.

    «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает! ». За все те щедроты, которые ниспосылает земля человеку, род людской испытывает к ней сыновние чувства.

    «Ничего нет для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли — живущий-кормящийся ее щедротами, русский народ-пахарь, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности ».

    «А людям всем нужна еда,
    Не получить её, конечно,
    Без кропотливого труда.
    Трудиться надо на земле,
    Она — кормилица тебе!»
    (Автор стиха: Ирис Ревю )

    Не может человек жить без пищи. Просто пропадёт. А кормит человека земля. Но семя, кинутое в землю, без хорошего присмотра, без вложенного труда, и доброго слова не даст хорошего урожая. На земле-то работает Человек. Простой люд пашет, сеет, боронует. Из поколения в поколение передаются навыки, опыт. Каждый сторожил знает немало премудростей по возделыванию земли. «Земля – кормилица, а и то сама пить-есть просит ». Немало сложено в народе пословиц-поговорок, стишков-закличек про родную землю – кормилицу людей.

    «Больше землю удобряй – выше будет урожай».

    «Что посеешь, то и пожнешь».

    «Хорошо трудится – хлеб уродится».

    «Землю вскачь не пашут».

    «Гой, земля сырая,
    Землица дорогая,
    Матерь нам родная!
    Всех нас породила,
    Воспоила, воскормила
    И угодьем наделила;
    Ради нас, своих детей,
    Водой чистой напоила
    И злак всякий народила »…

    Вот и вывод напрашивается: «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь».