Причины кризиса развития в подростковом возрасте. Кризис в подростковом возрасте: особенности проявления

Текст статьи

Тимофеева Мария Александровна,студенткаФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск[email protected]

Особенности и проблематика подросткового кризиса

Аннотация.В данной научной статье рассмотрены проблематика и особенности подросткового кризиса. Проанализированы основные положения работ Л.С. Выготского, посвященные подростковому кризису. Обнаружено совпадение мнения Л.С. Выготского и практикующих педагогов. На основе полученных данныхбыл произведен анализ подросткового кризиса и даны некоторые рекомендации педагогам и родителям.Ключевые слова:подростковый кризис, подростки, проблематика, особенности, причины кризиса, перестройка.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее на стыке стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной психологическому облику ребенка. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в формировании личности ребенка.Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Л.С. Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, котороеразветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». В этой статье мы хотим рассмотреть проблемы подросткового кризиса и исследовать мнение педагогов по поводу его особенностей. Цель исследования: выяснить представления педагогов об особенностях протекания подросткового кризиса у учащихся.Объект исследования: подростковый кризис.Предмет исследования: особенности и причины проявления подросткового кризиса.Тема, которую мы затрагиваем в статье, актуальна, так как в настоящий момент каждый учитель (и родитель) сталкивается с подростковым кризисом и ему приходится преодолевать этот путь взросления вместе с подростком, помогая ему во время этого подъема обрести равновесие.

Гипотеза исследования: педагоги, работающие с подростками, знакомы с трудами Л.С. Выготского, посвященными понятию «подростковый кризис», и имеют полное представление о причинах и особенностях этого кризиса.Данная тема отнюдь не нова. Л.С. Выготский поставил вопрос о важности изучения критических возрастов, обосновал необходимость выделения основного новообразования в психике, социальной ситуации развития, полагая, что перестройка системы отношений между ребенком и средой составляет главное содержание кризиса переходного возраста. Об этом он рассуждает в своей работе «Проблема возраста».По его мнению, подростковый кризис –это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (1415 лет), когда складываются ипредъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Подростковый кризис длится у каждого ребенка поразному, в зависимости от многих факторов: внимания к нему взрослых, влияние сверстников, окружающих, родителей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, кризис может затянуться на несколько лет и проходить довольно неприятно как для учителей и родителей, так и для самого подростка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях совзрослыми. Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса –это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка.

Подростковый возраст.

В подростковом возрасте происходит половое созревание ребенка. У девочек этот процесс начинается в 11-12 лет и заканчивается к 13-14, изредка к 15. У мальчиков чуть позже, с 12-13 лет.

У девочек этот кризис проходит гораздо мягче. У мальчиков более серьезные аффективные вспышки и более длительные.

Кризис и созревание могут пройти в разное время.

Кризис подросткового возраста имеет несколько видов.

Кризис зависимости и кризис независимости.

Кризис зависимости – это не благоприятный вариант развития. Это возврат назад, к той позиции, к той системе отношений, которая гарантирует эмоциональное благополучие, чувство уверенности и защищенности. Основной девиз. «Я ребенок и хочу им остаться». Чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.

Кризис независимости – это рывок вперед, выход за пределы старых норм, установление новой системы отношений и ценностей. Становление Я — Концепции. Основной девиз. «Я уже не ребенок».

Кризис подросткового возраста – это глубокое качественное изменение всего процесса психического развития в период перехода от детства к взрослости. Важнейшим новообразованием является становление самосознания, которое характеризуется ощущением принадлежности к миру взрослых.

В этот период появляется духовность и зачатки пирамиды Маслоу.

В этом возрасте подросток определяет «что я хочу», отстаивает свою независимость.

Есть люди, у которых подростковый кризис отсутствует.

Кризис зависимости возникает, если у ребенка подавляется инициатива (родителями). Или не состоялся в своей жизни «Я неудачник». Кризис зависимости это попытка «спрятаться в матку». Вернуть в безопасность.

В подростковом периоде больше общаются и учатся общаться. Поэтому часто бывает что троечники более успешны в жизни.

Симптомы подросткового кризиса.

Ведущая деятельность.

Общение со сверстниками принимает характер первоочередной необходимости. (ночевать друг у друга, совместные поездки и т.д.)
В этом процессе они получают и отрабатывает:
1) Нормы социального взаимодействия;
2) Удовлетворение потребности в социальных контактах;
3) Получение необходимой им информации, которую они не могут получить от взрослых.

В эмоциональной сфере:

1) Перепады настроения;
2) Категоричность высказываний;
3) Желание быть признанным и оцененным;
4) Показная независимость и бравада;
5) Борьба с авторитетами и обожествление кумиров;
6) Грубость и бесцеремонность сочетаются с собственной ранимостью;
7) Колебания от крайнего оптимизма к мрачному пессимизму;
8) Эгоистичность наряду с преданностью и самопожертвованием;
9) Обостренная чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умения.

Подростковый кризис начинает и завершает один из самых трудных периодов в жизни человека, а именно время между детством и взрослой жизнью. Но давайте не будем бояться этого слова. Слово «кризис» греческое, означает решение, поворотный пункт, исход. Возрастные кризисы это не нарушение и не болезнь, а именно поворотный пункт в развитии человека. Они связаны с переходом от одного этапа жизни к другому. Они завершают один период и помогают адаптироваться к следующему.

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ .
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, .
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит . Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них — кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.

Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.

Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:

  • Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
  • Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы . Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
  • Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.

Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:

  • Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
  • Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.

Важно помнить, что чаще всего в поведении тинейджеров проявляются обе эти направленности. Наш подросший малыш будет с пеной у рта доказывать, что он прав, что ему хорошо и «не трогайте меня вообще». Но на самом деле в этот момент ему будет больше всего хотеться, чтобы вы подошли и обняли его, защитили, как в детстве.

Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения

Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:

  • перепадам давления;
  • тахикардии(учащенное серцебиение);
  • головокружениям;
  • обморокам;
  • повышенной возбудимости.

Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям . Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.

  • Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых . Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
  • Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
  • Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, . Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
  • Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
  • Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.

Признаки кризиса подросткового возраста

Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:

  • Психологические.
  • Социальные.
  • Биологические.

Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:

  • Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
  • Потеря интереса к старым увлечениям;
  • Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
  • Ощущение бессмысленности своей жизни;
  • Ощущение себя неудачником;
  • Страх перед будущим;
  • Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.

Социальные признаки кризиса переходного возраста:

  • Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
  • Авторитет взрослого игнорируется;
  • Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
  • Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
  • в зависимости от общения со сверстниками;
  • Неуверенность в себе и в окружающем мире.

К биологическим признакам пубертата относятся:

  • Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
  • Быстрый рост и изменения тела.
  • Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
  • Мутация голосовых связок у мальчиков.
  • Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
  • Кожные высыпания.

Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на , нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, . Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти. Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами. Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

  • Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много . Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
  • Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
  • Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
  • Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
  • Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов. Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
  • Быть внимательным к поведению и настроению ребенка. Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
  • Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.

Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.

Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему. Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.

Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:

  • особенности физического и умственного развития;
  • умение общаться в группе себе равных;
  • отношение с родителями.

Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.

Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.

– этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр . Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет . К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное . Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

  1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
  2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
  3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
  4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.