Толкования на Мф. Русский синодальный перевод Оставь имение свое и следуй за мной

Эпизод с богатым юношей (Мф.19,16-30; Мк.10,17-31; Лк.18,18-30) является ключевым для понимания евангельского отношения к богатству. Благодаря поразительной психологичности происшедшего, яркости высказываний Спасителя, глубине внутреннего смысла эпизод с богатым юношей оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто хоть однажды его прочитал. В версии Матфея эпизод выглядит так:

«И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий ! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие ? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно » (Мф.19,16-26).

Именно на этом эпизоде очень наглядно выявляется разница между имущественными концепциями Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста. Толкование Климента приведено в его сочинении «Кто из богатых спасется?». Там Климент утверждает, что слова Христа богатому юноше «все, что имеешь, продай и раздай нищим » понимать буквально нельзя: Христос имел в виду не внешний отказ от имения, а внутреннее отвержение той власти, которую имеет богатство над людьми. Климент пишет: «Продай имение твое . Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути это терния жизни, заглушающие собой семена Слова». По Клименту , Господь требует не отказа от собственности, а отвержение страсти любостяжания. Этим противопоставлениемвнешнего внутреннему у Климента и объясняется вся коллизия: юноша «отошел с печалью » не из-за плененности богатством, а потому, что не владел александрийской экзегезой: «Так как богатый и преданный исполнению закона юноша собственного смысла слов Господа не понял, а равным образом и того, как один и тот же человек в одно и то же время может быть и бедным и богатым, располагать внешними благами и неиметь их, может пользоваться миром и не пользоваться, то отошел он от Господа печальным и разбитым».

Златоуст толкует эпизод иначе.Согласно повествованию Матфея юноша утверждает, что исполнил все заповеди закона, включая «люби ближнего твоего, как самого себя ». Комментируя именно это место Златоуст удивительно метко замечает: "юноша сам себя обличил в пустом самодовольстве: ведь если он жил в таком изобилии, а других, находившихся в бедности, презирал, то как же он мог сказать, что возлюбил ближнего?" /VII:262/. Этим, собственно, все сказано. Суть эпизода, по Златоусту, в том, что юноша не исполнил заповеди любви к ближнему. И Господь его тут же в этом обличает. «Если хочешь быть совершенным » - первый удар любящей руки: Христос отрицает, что юноша уже достиг совершенства; а юноша в самом деле так думал – ведь он исполнил все заповеди и самодовольно вопрошал «чего еще недостает мне?» . «Пойди, продай имение твое и раздай нищим » - второй удар-указание: юноша ясно понял, какую заповедь не исполнил, поскольку тут же почувствовал, что любит не ближних , а свое богатство, причем настолько, что не может с ним расстаться, и он «отошел с печалью ». Оказывается совет раздать все имение является частным случаем заповеди любви к ближнему ! Кто, обладая богатством, его не раздал, тот ближнего не любит. А можно ли «иметь жизнь вечную» не стяжав любви? Апостолы поняли эту мысль Спасителя и ужаснулись: «так кто же может спастись? » . Христос отвечает, что отдать все (и значит – спастись) можно только при наличии крепкой веры в Бога.

Евангельская логика в златоустовом толковании проступает совершенно ясно: кто не любит ближнего как самого себя, тому вход в Царство Небесное закрыт; но «раздай все нищим » - лишь конкретное выражение этой общей заповеди любви применительно к имущественным отношениям. Отсюда понятно, что не выполнивших эту конкретную заповедь, в Царстве Божием не ждут.

В простых, детски Богу преданных сердцах, почивает Бог; а где нет этой детской простоты, там и сердце закрыто для Божией благодати, хотя бы человек и думал о себе, что он своими добрыми делами близок к Царству Небесному. Смиренный сердцем ни во что ставит свои добродетели: «Чем хвалиться, на что любоваться, если я исполнил только повеленное? А может быть я и того не исполнил, как подобает, может быть, все труды мои были напрасны... Нет, Божии заповеди, по слову Псалмопевца, «широки зело» : не мне судить, исполнил ли я их». Так думает смиренный и считает себя рабом непотребным. Но не так рассуждает тот, кто, так сказать, ведет счет своим добрым делам, кто считает свои добрые дела совершенным исполнением заповедей Божиих; ему кажется, что ему немного недостает, чтобы быть совершенным. По-видимому, он искренно ищет Царства Небесного, но на деле оказывается, что он обманывает себя; он исполняет заповеди только наружно, а духа их не познал, не воспринял в свое сердце... Таков был и упоминаемый в Евангелии знатный юноша: И ВОТ , НЕКТО , ПОДОЙДЯ к Иисусу Христу, или, как говорит евангелист Марк (), поспешно подбежав, как бы боясь упустить удобный случай, с великим почтением пал пред Ним на колени и СКАЗАЛ ЕМУ: УЧИТЕЛЬ БЛАГИЙ! ЧТО СДЕЛАТЬ МНЕ ДОБРОГО , какие мне следует стяжать особые подвиги, особые добродетели, ЧТОБЫ ИМЕТЬ (наследовать) ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ? «Приятный и самый приличный вопрос предложен нашему Спасителю: предложен вопрос Самой Жизни о жизни, Спасителю о спасении, Учителю о главном из преподаваемых Им догматов, предложен вопрос о том, для чего и нисшел Он на землю, чему учит, что дарует, чтобы всем видно было, что главный предмет Евангелия – дарование жизни вечной. Если бы закон Моисеев обеспечивал жизнь вечную, то без нужды бы приходил Сам Спаситель и страдал за нас. Без нужды бы и этот юноша, исполнивший заповеди Закона, прибегал еще к Другому за безсмертием» (свт. Климент Александрийский). «Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я, – говорит святитель Златоуст, – скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, ибо в том же самом и Христос обличил его. Укорять же юношу этого в лукавстве я не намерен, потому что небезопасно быть судией того, чего мы не знаем, и особенно – судией обличителем.

Да и апостол Марк отклонил это подозрение, когда сказал о нем: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (). Если бы юноша подошел с намерением искусить Господа, то это показал бы нам евангелист, как он это делает в других случаях, например, в истории о законнике. Да если бы и сам юноша утаил свое намерение, то Христос не попустил бы ему утаиться: Он или явно, или намеками обличил бы его, дабы мы не заключили, что юноша, обманув Его, утаился и таким образом поругался над Ним. Сверх того, если бы он искушал, то не отошел бы с печалью о том, что выслушал от Иисуса. Никто из фарисеев никогда не испытывал такого состояния; напротив, все они, будучи опровергаемы Иисусом, еще более прежнего ожесточались против Него. Не так поступил юноша: он отошел с печалью. А это ясно показывает, что он подходил к Иисусу не с коварным намерением, хотя и не с совершенно чистым: потому что, желая наследовать жизнь вечную, он удерживается от этого страстью гораздо более сильной. Подлинно, немалое усердие показал юноша, когда сделал Иисусу Христу известный вопрос. Тогда как одни приближались к Нему с намерением искусить Его, а другие по причине своих или чужих болезней, этот подходит к Нему и беседует о жизни вечной. Тучна была земля и способна к плодородию, но множество терния заглушало посеянное. Ибо смотри, как он до того готов был к выполнению того, чтобы ни повелел . Что мне делать, говорит он, чтобы наследовать жизнь вечную? Вот готовность его исполнить повеление Учителя!» Но этот ревнитель спасения не знал самого себя, не подозревал, какую страшную власть над его бедным сердцем имела страсть любостяжания, способная истребить все другие добродетели: поэтому и апостол Павел называет ее корнем "всех зол" (). Юноша почитал Иисуса Христа за одного из простых учителей Иудейских; Господь и беседует с ним, как Человек. ОН ЖЕ СКАЗАЛ ЕМУ: ЧТО ТЫ НАЗЫВАЕШЬ МЕНЯ БЛАГИМ? Если не почитаешь Меня за Сына Божия, то зачем льстишь Мне этим наименованием? Оно прилично единому Богу, ибо НИКТО НЕ БЛАГ , КАК ТОЛЬКО ОДИН БОГ . «Никто из людей не благ сам по себе, потому что они переменчивы, обращаются часто от добра к злу, да и самая доброта их в сравнении с благостью Божией есть худоба», – говорит блаженный Феофилакт. «Господь часто говорит приспособительно к мнению народа, – замечает святитель Златоуст, – например, «мы знаем, чему кланяемся» (), и в другом месте: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» (). Когда Он сказал: «никто не благ» , то этим не исключил Себя из числа благих, – да не будет сего! – потому что Он не сказал: Я не благ, но – никто не благ, т.е. никто из людей.

Впрочем, этими словами Он не лишает благости и людей, но только отличает эту последнюю от благости Божией, а потому и присовокупил: «только один Бог» . И притом не сказал: только Отец Мой, для того, чтобы мы знали, что Он не открылся юноше. Точно в таком же смысле Он раньше назвал людей злыми, когда сказал: «если вы, будучи злы» ()». Отстранив таким образом излишнюю и неподобающую лесть в вопросе юноши, Господь дает и прямой ответ на его вопрос: ЕСЛИ ЖЕ ХОЧЕШЬ ВОЙТИ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ , если действительно хочешь наследовать вечную жизнь на Небе, то СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ Закона Божия, которые для того и даны человеку, чтобы руководить его к вечной жизни. Итак, по учению нашего Спасителя, для спасения нужно, во-первых, искреннее желание спасения: «если хочешь» ; потому что насильно и никого не спасает; во-вторых, соблюдение заповедей, потому что одно желание спасения, без послушания заповедям Божиим, не привлечет к человеку спасающей Божией благодати. «Не сказал Господь: исполни заповеди, – замечает святитель Филарет, – поскольку ведал, что для этого недостало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (). Но сказал: «соблюди заповеди» , т.е. не теряй их из вида, не оставляй без внимания, имей всегда пред очами, сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь. Не сказал также: соблюди заповеди и внидешь в жизнь вечную; потому что знал, что человек не достигнет жизни вечной одним соблюдением заповедей, которых не может исполнить в совершенстве. Но сказал: «если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ; т.е. желающему достигнуть вечной жизни нужно начать и продолжать это дело соблюдением заповедей, хотя, впрочем, не этим одним совершится это дело. В чем же должен быть плод соблюдения заповедей? В том, что поскольку соблюдаешь их и, по возможности, действительно исполняешь, постольку очищаешь себя от всякой скверны плоти и духа, и приготовляешь себя к принятию Божией благодати; а поскольку на пути заповедей изнемогаешь, претыкаешься, падаешь, постольку испытываешь свою немощь, смиряешь свой помысл, ощущаешь потребность искупления от грехов и вышней благодатной помощи к доброделанию; глубоко и внутренне познаешь достоинство и силу заслуг и благодеяний Иисуса Христа, Его страдания и смерти, Его воскресения, прилепляешься к Нему верой, надеждой, любовью, благодарностью, желанием последовать Его учению и примеру. К этому точно хочет вести посредством заповедей Господь наш, когда после начального наставления: «соблюди заповеди» , предлагает другое совершительное: «следуй за Мною» .

Юноша не ожидал столь простого ответа, какой услышал. Он думал, что кроме известных ему заповедей Закона, есть другие, более совершенные, и потому на слова Господа ГОВОРИТ ЕМУ: КАКИЕ? Но Господь опять указывает ему на заповеди Закона, сначала более удобные к исполнению, потом на более трудные, более широкие. ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ: ты знаешь заповеди, например: НЕ УБИВАЙ ; НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ; НЕ КРАДИ; НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ; одним словом, – уклоняйся от всякого зла и твори благо. ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ; И: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО ,КАК САМОГО СЕБЯ , – это самая главная заповедь. С исполнения этих заповедей начинается путь к вечной жизни. Со вниманием слушал юноша слова Господа. «На этого Израильтянина, – говорит святитель Филарет, – не стыдно указать и нам, христианам. Всех ли нас больше всего и чаще всего занимает этот важный вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Не каждый из нас, даже при самом поверхностном взгляде на свою жизнь, мог бы сказать и то, что он сказал: ЮНОША ГОВОРИТ ЕМУ: ВСЕ ЭТО СОХРАНИЛ Я ОТ ЮНОСТИ МОЕЙ . В то время, когда человек ищет себе наставления для вечной жизни, трудно подозревать его в намеренном лицемерном самохвальстве перед своим наставником, потому что в таком случае он обманывал бы только самого себя; поэтому должно думать, что и евангельский юноша не против совести объявил себя сохранившим заповеди от юности своей, хотя, впрочем, нужно отметить, что зеркало совести его, не очищенное и не просветленное благодатью Христовой, недостаточно чисто и верно представляло ему духовный вид и достоинство его деяний». Он не испытал глубины своего сердца и сам, не зная того, сказал неправду: «если бы подлинно сохранил заповедь: «люби ближнего твоего, как самого себя» , то ближнему своему желал бы довольства и обилия столько же, сколько самому себе, и тогда нетрудно было бы ему разделить свои стяжания с нищими. Но он не мог принудить себя к этому» (Филарет, митрополит Московский). Впрочем, «немаловажно уже и то, что он почитал себя недокончившим дело своего спасения и думал, что высказанного им Иисусу Христу недостаточно для получения желаемого» (свт. Иоанн Златоуст). Не так, конечно, думали фарисеи его времени, эти народные учителя, гордившиеся собственной праведностью и думавшие, что они все уже сделали и не остается у них уже ничего недоконченного. Юноша вопрошает Господа: ЧЕГО ЕЩЕ НЕДОСТАЕТ МНЕ? «Какой опять благоразумный вопрос! Как обыкновенный ученик буквы Закона, он почитает себя исполнившим заповеди (слова Филарета, митрополита Московского), однако, по одному этому еще не почитает себя заслужившим жизнь вечную.

Не думает, чтобы удаление от грубых грехов и преступлений можно было поставить в столь высокую цену пред Богом, но предполагает, что для приближения к Богу, для достижения Царствия Его, нужен какой-либо подвиг более возвышенный, более достойный величия Божия. Не видите ли, что тут есть некоторое смирение и некоторое предчувствие духовного закона? Эти добрые расположения душевные привели этого Израильтятина ко Христу, поставили его в дверях благодати, открыли перед ним путь не только спасения от вечной смерти, но и путь совершенства, ведущий к вечной жизни и к высшим степеням блаженства, ибо Господь точно нашел его способным к тому, чтобы преподать ему учение совершенства». Но Сердцеведец видел его скрытую болезнь души, и с какой мудрой осторожностью, с какой отеческой любовью касается Он этой, самой больной, струны его сердца! «Кроткий Божественный Учитель не благоизволил противопоставить слову самовосхваления слово обличения, а указал путь совершенства и предоставил хвалящемуся самому обличить свое несовершенство делом». «Чтобы привлечь юношу к Себе, Он обещает ему великую награду, – говорит святитель Златоуст, – предоставляет все его собственной воле, оставляя в тени трудную сторону Своего повеления. Прежде чем говорить о подвигах, Господь уже предлагает юноше награду»: ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: то, что ты исполнил, ты исполнил по-иудейски, «одного тебе недостает» (): ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СОВЕРШЕННЫМ , если действительно ищешь совершенства новозаветного, которое само по себе уже есть высшая награда и счастье, то ПОЙДИ , ПРОДАЙ ИМЕНИЕ ТВОЕ И РАЗДАЙ НИЩИМ , раздай все без остатка, – соверши этот подвиг, и тогда получишь такую награду, которая вполне удовлетворит твое сердце: ты любишь сокровище, И БУДЕШЬ ИМЕТЬ это СОКРОВИЩЕ , только не земное, а НА НЕБЕСАХ . Я не только не отнимаю у тебя твоего богатства, но это тленное, скорогибнущее предлагаю тебе обменять на нетленное, вечное, небесное, которое у тебя ничто похитить не может, и которое ты можешь получить, если земное, тленное, отдашь нищим. Я не требую от всех такого подвига, ибо не все могут дать обет нищеты и нестяжания; но ты ищешь совершенства, значит – можешь понести, и потому – должен совершить этот подвиг. Зато ты не только внидешь в жизнь, но и действительно совершен будешь, получишь более, чем вечную жизнь, ибо «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (). И чтобы тебе легче было забыть о потере своего земного богатства, ПРИХОДИ ко Мне И СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ , взяв свой крест. Я укреплю тебя, поддержу, ты будешь во всем смотреть на Мой пример и будешь Моим верным учеником.

"Словами «если хочешь» Спаситель указал и на свободное произволение собеседовавшей с Ним души, – говорит святитель Климент Александрийский . – Человеку, как существу свободному, свойственно избирать, а Богу, как Господу, давать; но Он дает только тем, кто желает, ждет и просит, чтобы таким образом спасение было и собственным нашим делом... Потому, если хочешь, а не обманываешь себя, стяжи то, чего тебе недостает – такое добро, которого Закон не может дать, которое есть удел живущих верой». «Что же юноша? Можно ли, кажется, не пожелать сделаться совершенным? Можно ли не пожелать следовать за Христом, – говорит Филарет, митрополит Московский, – и особенно, когда Он Сам приглашает к этому? Но нет, юноша не хочет идти за Христом; жаль ему, что не имеет духа решиться на это, однако, не решается, отступает вспять: УСЛЫШАВ СЛОВО СИЕ , ЮНОША ОТОШЕЛ С ПЕЧАЛЬЮ . Отчего это так? Оттого, что он не хочет расстаться с богатством: ПОТОМУ ЧТО У НЕГО БЫЛО БОЛЬШОЕ ИМЕНИЕ . И вот, он делом обличил себя в том, что только на словах представлял себя исполнителем заповеди, повелевающей любить ближнего, как самого себя. В его душе вдруг совершился печальный переворот; вдруг ему представилось, что вот он должен лишиться сразу и имущества, и почета, и власти, и – куда девалось прежнее доверие к Учителю благому? Где желание жизни вечной? Где ревность об окончании подвигов, потребных для вечной жизни? Все скрылось, все исчезло! Тщетно воистину благий Учитель, словом истины нанеся страсти богатолюбца врачебную и спасительную рану, поспешает утолить боль ее словом утешения: «и будешь иметь сокровище на небесах» , т.е. Я не отнимаю у тебя имения, а только переношу его в самое безопасное место, на небеса; не разоряю тебя, но предохраняю от разорения, переменяю сокровище крадомое на некрадомое – пристрастная к земному душа не приемлет утешения небесного: «юноша отошел с печалью» . С печалью отходит от Того, Который есть Утеха Израилева и радость неба и земли. Тщетно провидевший это Господь привлекает его непосредственно к Себе: «и приходи и следуй за Мною» , т.е. Я предлагаю тебе тот самый жребий, который Я избрал для Самого Себя; может ли быть это худой жребий? Если ты не знаешь, как быть довольным без имения, ты удобно этому научишься из примера, слова и опыта, следуя за Мною. Сила слова и любви Христовой приметно проникла в сердце юноши; ему тяжко было расстаться с таким Учителем; однако же, он не имел довольно решительности победить свою страсть: «юноша отошел с печалью» . Отошел он от Христа, может быть, для того, чтобы уже никогда не возвратиться к Нему: ибо если находясь у самого Источника благодати, он не вкусил ее, то кто знает, взыщет ли его в удалении благодать, им оскорбленная и пренебреженная?..»

«Христос Спаситель, – говорит далее святитель Филарет, – указал нестяжание, как пособие к совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. «Будь непорочен» (), – сказал Аврааму, и он был совершен, несмотря на то, что он «был очень богат» (), но к богатству непристрастен, и, следовательно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме». Не требовал Он добровольной нищеты и от Иосифа Аримафейского, «который также учился у Иисуса» (), и, без сомнения, был верен Его учению, когда решился послужить Его погребению, несмотря на опасность от врагов Его, и который, впрочем, в это время еще оставался человеком богатым. Итак, «кто чувствует внутреннее призвание к добровольной нищете, – говорит Филарет, митрополит Московский, – тот да держится нищеты этой как можно вернее, как можно искреннее, как можно совершеннее. Иуда думал, что не слишком непозволительно желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим; и не заметил, как совсем забыл правило апостольского нестяжания, и под покровом нищелюбия воспитал своекорыстие и злокорыстие: "был вор" (). Не успокаивай себя и тем, что ты не какое-нибудь большое накопил сокровище: не пуды золота надобны, чтобы погрузить свою ладью в бездну адскую; тридцать сребренников были для сего слишком тяжелы в руках человека, изменившего нестяжанию. Кто же не связан правилом совершенного нестяжания, тот, пользуясь богатством, законно приобретенным, не забывай правила, еще Псалмопевцем провозглашенного всем богатым: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (). Напоминай себе часто, что скоро ли, долго ли, или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить. Если же, несмотря на твое желание взрастить в себе это христианское равнодушие к земным вещам, скупость стесняет твое сердце и скорчивает твою руку, когда тебе надлежало бы простереть ее для благотворения, то вновь, особенным образом, указываю тебе на Евангельского богатолюбца. Это – его болезнь; и тебе теперь показано, как она опасна. Итак, подумай о врачевствах, которые подал против нее Врач душ и телес: «продай имение твое и раздай нищим... и приходи и следуй за Мною» . Если ты не умеешь с сохранением имения сохранить свою душу, то подлинно – не лучше ли уж погубить богатство, нежели чтоб оно тебя погубило? Если не можешь сразу, то, по крайней мере, понемногу выпутывай душу свою из сети пристрастий. Заставь себя благотворить бедному, хотя бы сердце твое не преклонялось к нему состраданием. узрит эти, хотя и несовершенные, однако благонамеренные жертвы, и ниспошлет тебе мудрость и силу для того, чтобы приносить их в большей чистоте и совершенстве.

Наиболее же внимательно и неуклонно взирай вслед Христу: вразумляй себя учением Его, возбуждай себя примером Его, молитвой привлекай силу Его»... Молча ушел богатый юноша от Господа, с поникшей головой; жаль было и милосердному Господу эту бедную душу, обуреваемую любостяжанием; и вот Он, «посмотрев вокруг» Себя, как бы приглашая окружающих к особенному вниманию, со всей силой Своего Божественного слова указывает на страшную опасность любостяжания: ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ УЧЕНИКАМ СВОИМ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ ,ЧТО ТРУДНО БОГАТОМУ ВОЙТИ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ . Пристрастие к деньгам, к богатству, вообще к чему бы то ни было земному, обращается в болезнь души, которая делает человека безчувственным, жестоким, самонадеянным; она ослепляет его и делает неспособным к духовной жизни. «Знаю многих, – говорит святитель Василий Великий , – которые постятся, молятся, вздыхают, являют всякого рода неубыточное благочестие, но не дают ни единого обола (гроша) теснимым нуждой! Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие. Приговор так ясен и Изрекший его не лжив... Но говорят: «как же будем жить, если все станут продавать, все отказываться от имения?» Не спрашивай у меня разумения Владычных заповедей; Законодатель знает, как и невозможное согласить с Законом. Испытывается же сердце твое, как бы на весах, куда оно наклоняется: к истинной ли жизни, или к здешним наслаждениям. Рассуждающие здраво должны держаться той мысли, что богатство можем употреблять, как приставники, а не как имеющие право им наслаждаться». Господь не говорит, что вовсе невозможно богатым войти в Царство Небесное, а что только трудно, «ибо богатство прилипает крепче смолы и с трудом расстается с ним тот, кем оно овладело» (блаж. Феофилакт). Евангелист Марк пишет, что ученики Господа ужаснулись от слов Его, но Он, продолжая речь, опять говорит им: дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! И ЕЩЕ ГОВОРЮ ВАМ: УДОБНЕЕ ВЕРБЛЮДУ ПРОЙТИ СКВОЗЬ ИГОЛЬНЫЕ УШИ , как говорит народная пословица, НЕЖЕЛИ БОГАТОМУ ВОЙТИ В ЦАРСТВО БОЖИЕ . Скорее верблюд, это большое, неуклюжее животное, пройдет в низкую и узкую калитку, в которую едва проходит человек; скорее толстый корабельный канат, которым держится корабль на якоре, пройдет в игольные уши, чем человек, пристрастившийся к богатству до забвения Бога, войдет в Царствие Божие. Так узки врата и тесен путь в вечную жизнь, и так широко, обременительно для души и непоместительно богатство.

Трудно было апостолам усвоить всю силу этих слов Спасителя о богатстве. Они, как природные Иудеи, привыкли смотреть на богатство, как на благословение Божие. Поэтому, УСЛЫШАВ ЭТО , УЧЕНИКИ ЕГО ВЕСЬМА ИЗУМИЛИСЬ И СКАЗАЛИ: если так трудно спастись богатым, которые имеют столько возможностей и способов делать добро, ТАК КТО ЖЕ МОЖЕТ СПАСТИСЬ? Многие ли вообще спасутся? «Будучи совершенно спокойными относительно отречения от имущества, они чувствовали, что еще не вполне отрешились от страстей», – говорит святитель Климент Александрийский . «Почему смущаются ученики, будучи бедны?» Златоуст отвечает: «Конечно, имея слишком сильную любовь ко всему человечеству и уже принимая на себя должность учителей его, они страшились за спасение всех людей. Эта-то мысль больше всего и смущала их». А ИИСУС , ВОЗЗРЕВ на них, тихим и кротким взором успокоил волнующиеся их мысли и, указывая на силу Божию, СКАЗАЛ ИМ: ЧЕЛОВЕКАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО , БОГУ ЖЕ ВСЕ ВОЗМОЖНО . Человек не может своими силами победить в себе страсти, но Бог может сообщить ему Свою милующую благодать, которая отвратит его сердце от пристрастия к миру и богатству. Кем овладело богатство, кто служит ему, как раб, тому спасение невозможно; а кто сам – полновластный господин своего богатства, кто не служит ему, а употребляет его во славу Божию, как приставник Божий, тот спасется, хотя и не без подвига, по немощи человеческой и по множеству соблазнов. «Иисус Христос, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить». Каким же образом невозможное сделается возможным? «Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения; ибо слова Иисуса Христа не приписывают дело спасения одному Богу, но вместе с тем и выражают трудность этого подвига и для нас». «От Бога и богатый, и убогий, – говорит Никифор, архиепископ Астраханский, – «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь» (). Одного сотворил богатым, чтобы посредством благости и милосердия он избежал осуждения; другого – убогим, чтобы через терпение, постоянство и мужество наследовать вечное Царство. «И был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом» (); кому же неизвестны его добродетели? Он был так страннолюбив, что и Ангелов угостил; так правдолюбив, что не взял от всех вещей царя Содомского ни одной нитки; так послушлив Богу, что и нож взял, и руку простер для заклания возлюбленного сына; так верен Богу, что вера его «вменилась ему в праведность» ().

Кому неизвестно, что и самое место вечной радости покоя святых Господь наименовал лоном Авраамовым». Внимая словам Спасителя, каждый из учеников Его невольно прилагал их к себе; каждому казалось, что, по-видимому, он всем пожертвовал для Господа, но в то же время каждый ощущал, что такой чистоты безпристрастия, какой требует Господь, в нем еще нет. Чего же ему ожидать? Не будет ли с ним то же, что и с юношей? Апостол Петр, «уста апостолов», один за всех высказал эти мысли Господу: ТОГДА ПЕТР, ОТВЕЧАЯ , СКАЗАЛ ЕМУ: ВОТ , МЫ ничего не продавали, а просто ОСТАВИЛИ ВСЕ , бросили все, что имели, И ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА ТОБОЮ; ЧТО ЖЕ БУДЕТ НАМ? «Что это значит, блаженный Петр, «оставили все» ? – вопрошает святитель Златоуст, – уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом все? Так, – ответствует он. Но не честолюбие заставляет меня говорить это. Я хочу вопросом этим обратить людей бедных ко Господу. Поскольку Господь повелел продать имение, то чтобы бедный не спросил, – что же, если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным? Для этого и предлагаю вопрос свой, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Апостол предложил вопрос этот от лица всей вселенной. Свою участь он знал ясно: получив еще на земле ключи Царства Небесного, он тем более мог быть уверен в наследии его благ. Но смотри, с какой точностью отвечает он на требования Христовы. Христос требовал от богатого этих двух вещей: отдать имение нищим и последовать за Ним. Потому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом». «И Петр оставил многое, – замечает блаженный Феофилакт. – Мы, люди, обыкновенно и за немногое держимся крепко, а Петр, кроме того, оставил все мирские удовольствия и пристрастия, самую любовь к родителям, отказался от сродников, от знакомых и даже от своей воли. А ничто так не приятно для человека, как своя воля». Зная простодушие Своих апостолов, Господь не стал упрекать Петра в самохвальстве и в излишнем дерзновении; напротив, Он обратился ко всем ученикам Своим с несказанно утешительными словами обетования: ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ , ЧТО ВЫ , ПОСЛЕДОВАВШИЕ ЗА МНОЮ , все оставившие ради Меня и последовавшие за Мною в Моем уничижении, В ПАКИБЫТИИ , после воскресения мертвых, при будущем обновлении всего мира, КОГДА приидет на суд со Святыми Ангелами Своими и СЯДЕТ , ныне смиренный, СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НА ПРЕСТОЛЕ Божественной СЛАВЫ СВОЕЙ , СЯДЕТЕ И ВЫ НА ДВЕНАДЦАТИ ПРЕСТОЛАХ СУДИТЬ ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ .

Столь высокая честь ожидает апостолов в день всемирного суда Христова! Это не означает буквально, что апостолы будут восседать, как судии; «в каком смысле сказал Господь о царице южной, что она осудит род тот, и о Ниневитянах, что они осудят их, в том же смысле говорит и об апостолах. Поэтому не сказал: «судить язычников», но «колена Израилевы» . Иудеи были воспитаны в тех же самых законах и вели такой же образ жизни, как и апостолы. Поэтому Господь, указав им на апостолов, имевших с ними один закон и, однако же, уверовавших, всех их осудит, как уже и сказал: «Посему они будут вам судьями» (). Что же, скажешь, великого в Его обещаниях, если апостолы будут иметь то же, что имеют Ниневитяне и царица южная? Но о них Господь сказал просто: «осудят род сей» ; а об апостолах говорит, что они вместе с Ним будут царствовать во славе. «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» , – говорит апостол Павел (). Престолы эти не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь». «Неужели сядет и Иуда, который был там вместе с другими, когда Господь сказал эти слова? Нет, ибо это сказано о тех, которые решительно последовали Христу до конца, а Иуда не до конца последовал Ему. часто обещает блага достойным, но когда они становятся недостойными, то отнимает у них эти блага». «Итак, – говорит блаженный Феофилакт, – ученикам Господь обещал дать награду в будущей жизни, потому что они земных благ уже не искали, а другим обещает и настоящие блага: И ВСЯКИЙ , КТО ОСТАВИТ ДОМЫ , ИЛИ БРАТЬЕВ , ИЛИ СЕСТЕР , ИЛИ ОТЦА , ИЛИ МАТЬ , ИЛИ ЖЕНУ , ИЛИ ДЕТЕЙ , ИЛИ ЗЕМЛИ , и все, что бы ни имел, РАДИ ИМЕНИ МОЕГО , ради Меня и Евангелия, ради Царствия Божия еще здесь, на земле, ПОЛУЧИТ ВО СТО КРАТ , при самых гонениях на него, И в будущей жизни НАСЛЕДУЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ . Распространяя Свое обетование на всех, Господь упоминает и о здешних благах, чтобы привлечь всех к Себе». «Но если все прочие, то тем более апостолы должны получить возмездие и там, и в сем веке. И это сбылось. Ибо, оставив уду и сети, они имели во власти своей имущества всех людей, мало того: многие готовы были даже умереть за них, как свидетельствует об этом апостол Павел, говоря: «если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ()». «Начало суда апостольского над Иудеями открылось еще здесь, на земле, как говорит преподобный Макарий Египетский ; так, Петр начал уже судить их, когда говорил: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами... преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (). Дух Святой восседает и ныне на престолах разумов их» .

Святитель Филарет замечает, что «кроме этих двенадцати судей, и еще многие судии должны будут явиться». И действительно, апостол ясно говорит, что не одни апостолы, но вообще святые «будут судить племена» (). А пророк еще яснее выражается, что "честь сия" – быть судиями, будет всем святым Его (). То же видит в Откровении и таинник Христов Иоанн Богослов. «Словами: «всякий, кто оставит жену» , Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но как, говоря о душе, что «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (), говорил это не для того, чтобы мы, слыша эти слова, убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Кажется также, что Он говорит здесь и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию». Итак, когда они от вас этого требуют, – говорит Господь, – оставьте и жену, и отца, о чем и апостол Павел говорит: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (). «Смотри, – говорит древний толковник Евфимий Зигабен , – все дома верных были для них открыты; братьями и сестрами стали им все святые, отцами – все отечески полюбившие их, матерями – все жены, таким же образом расположенные к ним, детьми – все ученики. Кроме того, и все, что имели верующие, имели они в своей власти. И что особенно дивно: все это имели они среди гонений от врагов веры». «Сам Господь для сердца верующего и ходящего в воле Божией был и есть – и брат, и сестра, и мать. Он один заменяет все родство на столько в высшей степени, на сколько есть Сам превыше всех»... (блаж. Феофилакт). Он наполняет их сердца миром, радостью духа, утешением неизглаголанным и другими дарами благодати. «Возвысив таким образом апостолов и утвердив их в надежде награды, назначенной Им Самим и всей вселенной» (свт. Иоанн Златоуст), чтобы они не возгордились своим первенством в Царстве Его, Господь присовокупил: МНОГИЕ ЖЕ БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ , И ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ; там, в будущей жизни, все окажутся такими, каковы есть на самом деле, многие, которые в настоящей жизни кажутся достойными первых наград, там окажутся последними, а те, которые в своем смирении считались последними здесь, будут первыми в Царстве Небесном» (свт. Иоанн Златоуст). Иуда был сыном Царствия и вместе с другими слышал: «сядете на двенадцати престолах» , однако, сделался сыном геенны. А Ефиоплянин, будучи варваром, удостоился венцов вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. Об этом и Предтеча Христов говорил: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ().

Итак, если стоим, не будем надеяться на себя, но будем говорить самим себе: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (), а если лежим, то не будем отчаиваться, но будем говорить себе: «разве упавший не может встать?»

Инструкция

Если вы хотите заработать крупную сумму денег, то можете попробовать это сделать с помощью современных технологий и благодаря вечной жажде наших граждан купить . К вашим услугам несколько вариантов современного ведения бизнеса на основе принципа «купи- ». Здесь вы должны запомнить главное правило – ищите такие места, где вещи и продукты продаются дешево, чтобы потом продать их по более высокой цене.

Если первые переговоры прошли успешно, вы обо всем договорились и начали , то это не время расслабляться. Теперь основная задача - контроль за конечными продажами в регионе. Через несколько месяцев продажи вашей продукции станут стабильными, и тогда нужно будет задуматься о дальнейшем их развитии.

Видео по теме

В настоящее время КНР является страной, которая развивается стремительными темпами. И недалек тот час, когда Китай захватит все экономическое пространство мира. Так почему же не присоединиться к этой развивающейся стране и не начать самостоятельный бизнес в Китае ?

Вам понадобится

  • - загранпаспорт,
  • - виза,
  • - бизнес-идея,
  • - знакомые в Китае.

Инструкция

Китай – страна, в которой имеются огромные возможности для начала собственного а. Ведь она является крупнейшим в мире поставщиком сырья и готовой продукции во все страны мира. Именно поэтому в настоящее время становится выгодным собственного бизнес а в Китае . Однако как это сделать? Попробуем разобраться.1. Бизнес-идея. Это самый первый шаг, который вам необходимо предпринять, начиная свой бизнес в Китае . Чем бы вы хотели ? Рентабельным ли будет ваше предприятие? Несомненно, одной из самых развитых и постоянно растущих отраслей в КНР является . Именно поэтому на этот вид предпринимательской деятельности следует делать упор. Торговать можно всем чем угодно, главное, чтобы вы нашли то, что вам по душе.

2. Поиск бизнес -партнеров в Китае . Это очень важный шаг при открытии бизнес а за . Без знакомых и связей в стране вам будет очень сложно наладить свое дело. Но где искать партнера или помощника? Сегодня есть два пути: сарафанное радио или знакомые знакомых, которые подскажут вам, куда обратиться, товар и как арендовать или купить помещение под офис. Второй путь – сеть интернет. Это самый лучший и в тоже время самый опасный способ поиска партнера, так как велика вероятность обмана. Китайского партнера или помощника лучше всего искать в китайском интернете (www. …cn). В рунете также очень много предложений по сотрудничеству. Здесь важным условием станет наличие сайта на китайском у компании-партнера, так как мошенничество в сети интернет в КНР регулируется законом и вероятность обмана снижается вдвое.

3. Оформление документации. Для того, чтобы оформить деятельность в КНР, вам понадобится, во-первых, загранпаспорт и многоразовая виза на год или более. Оформить предприятие можно на вашего знакомого китайца. Так вы избежите проблем с китайскими законами и волокитой с документами. Если вы все же решили оформить бизнес на себя, то здесь вам нужно обратиться в консульство России в Китае . Там вам помогут с документами.

4. Выучите китайский язык, так как даже если ваш бизнес и ваши помощники будут владеть русским языком, знания китайского помогут вам избежать неприятных ситуаций все с тем же обманом. В Китае переводчики и помощники в развитии бизнес а довольно часто на переговорах договариваются с поставщиками об одной сумме, а клиенту (т.е. Вам) говорят завышенную. Здесь стоит быть очень внимательным.

5. Поиск потенциальных клиентов. Если вы все же решили торговать чем-то из Китая, то вам стоит позаботиться о ваших клиентах. Сегодня поиск клиентов также происходит через сеть интернет, либо через менеджеров по работе с клиентами. Лучше всего нанять менеджера в России. Так вы будете экономить на связи.

Бывает так, что вам необходимо перепродать товар и сделать это в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями. Что же делать в этом случае, особенно если вы не специализируетесь на оптовых поставках товар а?

Инструкция

Проверьте целостность всех бирок и этикеток на товар е, а также целостность упаковки. Проверьте, есть ли у товар а все необходимые сертификаты, подтверждающие его качество и безопасность.

Ни в коем случае не афишируйте тот факт, что вы занимаетесь перепродажей товар а (особенно если вы его закупаете на ближайшем ). Вместе с тем всегда следите за тем, чтобы в соседних магазинах или торговых точках не было такого же товар а, как и у вас и по более низким ценам или в расширенном ассортименте.

Выставляйте тот товар , который необходимо продать в первую очередь в центре главной витрины или расположите его в максимальной доступности о потенциального покупателя на центральной стойке.

Если вы работаете не в магазине с фиксированными ценами или являетесь его владельцем, то при малейшей заинтересованности покупателя в товар е, который необходимо срочно перепродать, снизьте цену или пообещайте приличную скидку или какой-либо недорогой сопутствующий товар . Но не снижайте цену более, чем на 25%, иначе покупатель заподозрит неладное.

В том случае, если вы решили перепродать товар , минуя магазин (или если вы не имеете отношения к ), обратитесь сначала к вашим друзьям, родственникам или коллегам с предложением купить у вас хороший товар по выгодной цене. Если же вашим близким такой товар не нужен, подайте в одну из газет, пользующихся наибольшим спросом, объявление с кратким, но емким его описанием. Избегайте при составлении объявления эмоционально окрашенных слов.

Договоритесь с владельцами торговых точек на рынке о товар а, предварительно узнав средние цены на него у других торговцев. Обратите внимание на то, что нередко перепродажей товар а в розницу могут заниматься, в лучшем случае, начинающие предприниматели, в худшем - случайные люди, которые не всегда находятся в ладу с или наркотиками. Поэтому прежде чем предложить товар тому или иному торговцу, обратите внимание на ассортимент товар а, расположение торговой точки, пообщайтесь с соседями продавца.

Когда спрос превышает предложение, продавцы-одиночки и небольшие фирмы становятся уязвимыми и рискуют вылететь с рынка из-за недостатка оборотных средств. Чтобы не допустить необходимости расплачиваться с поставщиками за еще не проданный товар, надо придумать особую схему продаж.

Инструкция

Создайте сеть клиентов. Это может быть клиентская база с контактными данными. Вы должны иметь возможность быстро связаться со всеми потенциальными покупателями. Они должны знать вас и благосклонно относиться к предложениям. Для связи могут использоваться торговые агенты, менеджеры, работающие на или электронные почтовые рассылки. Для сбора базы используйте бесплатные мероприятия, на которых клиенты заполняют анкету, чтобы получить важную информацию. Предупреждайте, что будете периодически контачить, но делайте это только по теме, которой заинтересовался человек.

Возьмите товар на реализацию. Договоритесь с поставщиком, что вернете непроданный товар. Вы не можете гарантировать, что все люди, попавшие в список предзаказа, оплатят покупку. Поэтому необходима договоренность с поставщиком. На переговорах сообщите, что работаете с постоянными клиентами, и товар не залежится где-то на складе: все решится в течение ближайших дней.

Сделайте клиентам конкретное предложение. Сообщите, что количество товара ограничено и сроки оплаты возможны только в указанный промежуток времени. Можете добавить к покупке приятную мелочевку, чтобы поощрить клиентов к немедленному решению. Подумайте о величине прибыли и сделайте покупателям доставку, особую упаковку или подарок.

Верните поставщику непроданные экземпляры. Делайте все быстро. Не задерживайте товар на складе.

Полезный совет

Все больше людей отдают предпочтение здоровому питанию. Свежая рыба - один из наиболее ценных продуктов в правильном рационе. Однако найти качественную продукцию сегодня не всегда возможно. Грамотно организованная торговля рыбой будет востребована и приносить стабильный доход.

Вам понадобится

  • - стартовый капитал;
  • - оборудование;
  • - помещение

Инструкция

Проведите маркетинговое исследование, направленное на выявление вашей целевой клиентуры. Если поблизости находятся студенческие общежития и дома с молодыми семьями, целесообразно открывать отдел с копченой, сушеной рыбой и закусками к пиву. А в районе фешенебельных домов и элитных новостроек наверняка будет востребован магазин с охлажденными морепродуктами и живой рыбой ценных пород.

Приобретите специальное оборудование: для вашего бизнеса данная расходов будет самой существенной. Чтобы торговать свежей охлажденной рыбой вам понадобятся прилавки с металлическим покрытием, на которые вы будете выкладывать колотый лед. Для продажи живой рыбы и элитных морепродуктов необходима аквариумная установка, в которой поддерживается специальная микросреда. О таком оборудовании следует вести речь, если у вас четко отлажена система логистики с поставщиками, которые вовремя смогут снабжать вас свежими товарами. Для замороженной рыбы необходимы холодильные установки, в которых будет поддерживаться определенная температура и обеспечиваться достаточный для покупателей.

Правильная выкладка способна увеличить продажи рыбы на 30%. Дорогие сорта рыбы необходимо сразу разделать на стейки и филе. Охлажденные морепродукты лучше очистить от неприятных для покупательского взора . Вокруг можете разложить декоративные листья и дольки лимона: так продукция будет выглядеть более . Замороженные товары постарайтесь разместить так, чтобы четко просматривался сорт и состояние рыбы. Из брюшек, плавников и других обрезков сделайте наборы для ухи, расложив их в красивые контейнеры.

Для торговли копченой и соленой рыбой необходимы закрытые прилавки с системой охлаждения и подсветкой. Как правило, такие продукты выглядят достаточно аппетитно, однако специфический запах может раздражать некоторых покупателей. Позаботьтесь о наличии плотной упаковки, в которую вы будете заворачивать выбранный товар.

Обратите внимание

Согласно требованиям Роспотребнадзора, масса ледяной глазури на мороженой рыбе должна составлять не более 5% от веса нетто. Контролируйте данный показатель.

Полезный совет

Покупатели далеко не всегда представляют, как готовить тот или иной сорт рыбы. Сделайте бесплатные буклеты с кулинарными рецептами и разложите их рядом с прилавками.

Многие сегодня планируют открытие малого торгового бизнеса . Создание собственного магазина для продажи интересных вещей выглядит как действительно идеальный план. Как же с успехом можно открыть данное предприятие?

Резюме.

Мф. 19:21 «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Господу понравился юноша, который жил по заповедям закона Моисеева. Но этот закон, по слову Апостола, никогда не мог сделать совершенными приходящих (Евр. 10:1). Ветхозаветный закон, хотя и открывал возможность праведной жизни, но не исцелял его от страстей. Ибо есть два уровня духовной жизни. Один – достижение спасения, другой – духовного совершенства, то есть чистоты сердца и уже на земле переживания благ Царства Божия, скрытого внутри человека (Лк. 17:21).

Автор жития преподобного Сергия иером. Никон, повествуя о духовном восхождении Преподобного, замечает: «Святые отцы строго различают в духовной жизни две степени, два состояния: крест деятельный и крест созерцательный. Первое состояние есть страдный, многоскорбный, узкий путь креста, время подвига, усилий и борьбы с самим собою - с ветхим человеком, и с врагами спасения - миром и дьяволом. Второе состояние есть упокоение сердца в Боге, глубокий мир души, Христовою благодатью победившей страсти и обретшей еще здесь, на земле, залог блаженства небесного » .

Первый уровень заключается в исполнении заповедей, покаянии, в борьбе с похотью плоти, похоти очей и гордостью житейской (1 Ин. 2:16). Ибо «страсти , - как говорит св. Исаак Сирин , - служат преградою сокровенным добродетелям души » . Правильное прохождение этого пути приводит христианина к познанию повреждённости человеческой природы, своей греховности и неспособности искоренить страсти без помощи Божией. Прп. Петр Дамаскин при этом указывает, что первым признаком начинающегося здравия души, является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской , а не получение блаженных состояний. Как писал прп. Симеон Новый Богослов : «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи » . (См. выше Мф. 5:3). На этом пути верующим приобретается главное в духовной жизни - смирение.

Второй уровень – духовное совершенство. Оно невозможно без прохождения первого. Св. Исаак Сирин так говорит об этом: «Премудрый Господь благоволил, чтобы в поте снедали мы хлеб сей; и соделал сие не по злобе, но чтобы не было у нас несварения, и мы не умерли. Ибо каждая добродетель есть матерь другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщещь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь » . Таков закон последовательности в духовной жизни.

Незнание этого духовного закона и горделивая противоестественная попытка без исцеления от страстей достичь сразу высшего состояния - Божественной любви, приводит к самообману и впадению в бесовскую, по выражению святых отцов, прелесть. Св. Исаак напоминает таким мечтателям: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви ... если она не препобедила страстей» .

Яркий пример такого самообольщения – католические «святые»: Анжелы, Екатерины Сиенские, Игнатии Лойолы, Терезы Великие и Малые, Франциски Ассизские и др. Но подобные аскеты есть уже и среди православных, утративших путь Отцов и учащих: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними. Самый краткий и верный путь – это путь любви. Им следуйте и вы» .

Иеромонах Никон . Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 191.

Накоплению, превращению в «имение», «собственность» поддаются физические объекты, а из чувств – обиды, ненависть, да весь негатив. Любовь не засолишь впрок. Ненависть же – запросто. Содрал скальп с врага и созерцаешь, созерцаешь тихими вечерами… Не можешь убить жену (боишься!) – убил оленя, рога над камином – и успокаиваешься, успокаиваешься… Вот они, мол, где рога у меня! Соперник поднялся выше по служебной лестнице? А вот мы джакузи заведём, он пусть от зависти сохнет, а мы будем отмокать, отмокать…

Конечно, в идеале над камином должна висеть отрезанная голова соперника, и душу лучше успокаивает не бульканье воды в джакузи, а хриплые стоны собрата по человеческому роду, которому взяли пальчики в тисочке и закручиваешь, закручиваешь… Но – благоразумие! Пока ещё Уголовный кодекс не запрещает приобретать имение, благоразумнее – имение. Тем более, что соперник, если только он не твоё дитё, может тисочки перехватить, и что тогда будет?! Да и дети имеют гнусную манеру вырастать и превращаться во взрослых и сильных как раз тогда, когда начинает шалить сердце наше бессердечное.

А тут Иисус с поучениями…

"Раздай имение"... Легко сказать! "Не иметь, а быть", - красиво, но ведь в жизни "быть" и "иметь" переплетены. Невозможно "иметь" без "быть", но и "быть" без "иметь" не слишком весело. Человек не рождён для противопоставления "иметь" и "быть". Не случайно глагол "иметь" во многих языках входил в конструкции, обозначающие свойства жизни, бытия. Собственно, Иисуса спросили, "что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" - и Иисус не отбрёхивается про то, что "иметь" - неправильное мироощущение, а подхватывает: "иметь сокровище на небесах". (Какой-нибудь пошляк от христианства сказал бы: "Не иметь сокровище на небесах, а быть сокровищем на небесах!", как говорят "не знать о Боге, а знать Бога" - и краснеют от наслаждения своим остроумием). Когда раздавать, когда не раздавать? Традиционный ответ христианской этики носит, скорее, дохристианский, стоический характер: нужно ориентироваться на своё внутреннее состояние. Вот этому конкретному юноше Иисус дал такой совет, ибо увидел, что этот юноша - должен раздать. Но это ведь додумывание - в Евангелии такого не сказано. Просто сказано, что юноша был богат, а что он был жадный, не сказано отнюдь. Иисус читает в сердцах, но не копается в сердцах. Он добрее многих христиан и в этом отношении. Не всегда нужно глядеть внутрь человека, чтобы решать вопрос "иметь или не иметь" - только так может звучать "быть или не быть", ибо "не быть" человеку не дано, даже после смерти, а "не иметь" человеку дано. Иногда нужно поглядеть вокруг. В богатом мире нормально быть богатым, в бедном - нет. В мирном обществе, в относительно здоровом, правовом обществе нормально иметь, а в обществе каннибальском, милитаристском, бандитском - ненормально. И дело не том, как твоё богатство аукнется для окружающим, а в том, чем оно обернётся для тебя. Машина нуждается в дороге. Если живёшь в мире без дорог, придётся покупать танк. В России так и делают богачи - ездят в машинах-внедорожниках, которые похожи на комбинацию автобуса с бронетранспортёром. Но тогда ты не богач, тогда ты танкист.

Речь идет не столько о богатстве, сколько о вещах. Вещи часто оттягивают на себя человека. Редкий литератор умеет одинаково глубоко чувствовать и вещи, и душу (умел Гоголь). Внимание к вещам и умение найти в вещах интересный поворот темы, - признак обращенности во вутрь сознания, интровертности. И «антикварность», «археологичность» сознания не делают, конечно, человека бесчеловечным, но ослабляют нашу способность видеть выше вещей, чувствовать нерв человека. Трудно служить двум господам – антиквару и Богу. Приходится выбирать, приходится ограничивать. И поэтому духовный рост, как и физиологическое взросление, всегда есть рост от вещей к человеку, точнее – от вещей к Небу.

31.1.2003

"Раздай имение" - это ведь обычно понимается как освобождение от имения, от житейского печения и варения. Да это не человек освобождается, а имение! Не богатство портит человека, а человек портит то, чем владеет. "На волю, всех на волю!"

24.1.2002

У Мф. нет одного словечка, которое есть у Мк. 10, 21: "пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим". Все! Николай Кузанский создал учение о единстве противоположной, иллюстрируя его образом круга с бесконечно большим радиусом. У такого круга окружность превращается в прямую, а центр оказывается частью окружности. Уверен, что епископ вовсе не сидел, напряженно думая, пока не додумался до невообразимого: круг в виде прямой линии. Он сперва поглядел на прямую и увидел в прямой круг, только очень расплющенный, а потом уже подвел под это философию. Сент-Экзюпери в "Маленьком принце" рассказывает, как он увидел в контуре шляпы -- удава, проглотившего кролика. И многие евангельские призывы - это круг в виде линии (единственное средство освободить и удавов, и кроликов!). Самый загадочный призыв -- "раздай все" -- в этом смысле есть просто просьба заплатить за проезд. Бесплатно прочно не бывает. Потом из этого вырастет капитализм, который платит там, где дворянин принимает почесть, а Даниил Заточник выпрашивает пособие.

18.7.2001

Кузнецова (2000, с. 181) отмечает, в апокрифическом евангелии от евреев Иисус отвечает иначе: "Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? ... много братьев твоих... умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним".

Вот и вся разница между следованием за Христом и следованием за голосом собственной совести. Небольшая разница. Она не всегда обнаруживается, как правило, можно идти за совестью - и попадешь ко Христу. И все-таки: тяга к совершенству вовсе не есть заморочка гностиков или изысканных интеллектуалов. И пьяный бомж хочет быть совершенным, только совершенство он понимает по-своему. Конечно, встает вопрос: а где он, Христос-то ваш? В социалисты пойти - мимо, в консерваторы пойти - мимо, а он-то где? То-то и оно, что Христос там, где Христос. Если бы можно было определить Христа в какой-то системе координат, где о Христе не говорилось бы, то веры не было бы нужно, Дух Божий мог бы дышать спокойно где-нибудь в вышине. Казалось бы, сам Иисус сказал, что тот, кто накормил голодного, накормил Его. Так что, Христос там, где кормят голодных? Если бы это было так, то были бы оправданы все те, кто создавал и создает системы, поощряющие постоянное существование голодных, заключенных, сирот. Христос не стоит столбом, Он переходит с места на места, как в поисках прозревающих, так и в стремлении спастись от фанатеющих.

23.5.2001

Московская дума обсуждает запрет на громкую автомобильную сигнализацию. Некая автолюбительница против, бранит человека, предлагающего ставить сигнализацию тихую: "Если сам он в состоянии поставить на свою машину дорогую, "молчаливую" сигнализацию, то остальные этого сделать не могут просто по финансовым соображениям" (Комсомольская правда, 22.3.2001). У меня автомобиля нет именно потому, что покупать дешевый означает не только себя отдавать в кабалу ремонтникам, но и других порабощать себе. И ведь так во всем: экономят на окружающих, лишь бы себе было хорошо. Суета даже не ради богатства, а ради карикатуры на богатство, карикатуры, от которой больше рабства, чем свободы (настоящее-то богатство освобождает, что уж греха таить, пусть и не от всего). Вера в дешевку - дешевая вера. Когда Иисус предлагает раздать имение - это ведь Он предлагает раздать дешевку (а что для Богочеловека не дешевка?), чтобы получить взамен качественный продукт. Правда, не видимым образом. А что, нет счастья, коли подаренное лично мне Царство Божие другим глаза не колет? Все время нищета -- не духовная нищета, а нищета пошлости, скудости, трусости и лени - идет рука об руку с завистью. И от такой нищеты иначе как раздаванием не избавиться.

В воскресенье 15 декабря в храмах Русской Православной Церкви звучит рассказ о том, как ко Христу подошел юноша и спросил, как сейчас бы выразились, в чем смысл жизни. Поскольку юноша был воспитан на Библии, а не на философии, он сказал: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Действительно, прежде чем искать смысл жизни, надо найти жизнь, - а что-то внутри нас подсказывает, что жизнь только тогда действительно заслуживает своего названия, когда она вечная во всех возможных смыслах. Если жизнь - вечная, то в ней уже вполне достаточно смысла. Христос сперва посоветовал юноше быть просто порядочным человеком (соблюдать заповеди, говоря языком Библии). Юноша растерянно ответил, что он и так никаких заповедей не нарушает (так ответили бы Христу и девять из десяти жителей любой страны и любого века, - все считают себя "порядочными"). И вот тогда Иисус сказал очень странную вещь: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною" (Лк 18, 22). Вновь и вновь мы удивляемся: почему, с точки зрения Христа, деньги угрожают духовности? Да вот ведь юноша - "опечалился", значит, оказался скуповат и трусоват, больше надеялся на деньги, чем на волю Божию. А сколько людей в такой ситуации и не подумали бы печалиться, а просто, весело хмыкая, потрепали бы Господа по плечу, поглядели бы на Него с жалостью, как на недоумка, сунули бы сотню на восстановление храма Христа Спасителя, и пошли бы "жить как все". Деньги - действительно сатанинская выдумка: есть они - мы пыжимся, нет их - мы плачемся. И выход тут один: учиться не только зарабатывать, но и раздавать, учиться вере в то, что даже смерть от голода и холода не разлучит нас с Богом.

Господь советует раздать имение - чтобы в нас не узнавали граждан Царства Небесного, очень богатых и очень влиятельных. Христианин в мерседесе - такой же парадокс как дворник в линкольне. Но встречается христианин-в-мерседесе значительно чаще.

Двое слепых, исцелённых Иисусом, пошли за Ним. Идти за собой Иисус просит и богатого юношу. Выходит, богатство вроде слепоты? Да, богатый человек зорче бедного - богатый человек лучше знает многое о мире и о людях, даже если богатство неправедное. Богатый человек подобен тому, кто поднялся на высокую гору - дальше видно (как и человеку со властью, деньги - вид власти). Только вот проблема: самого себя альпинист видит не лучше, а хуже. Он ведь на вершине стоит, укутанный в тёплые одежды, он устал, он взбудоражен, он не совсем в себе. Подняться на гору - выйти из себя, и к горе золота или власти это тоже относится. Трагедия слепоты физической тоже ведь не в том, что человек не видит окружающих, а прежде всего в том, что он не видит собственного тела. Человек оказывается для самого себя в "мёртвой зоне". В этом кошмар книги императора Марка Аврелия, где он "говорил сам с собой". Он словно видит лишь себя как человек, императорское не видит - но это именно показатель не того, что он сумел расстаться с наносным, с богатством и властью, а показатель того, что он не увидел себя, каким он был - человек, посылающим на смерть других, глухого к другим, не видящего далее императорского жезла. Такие душещипательные разговоры мог бы и Гитлер написать, но он предпочитал рисовать сентиментальные акварельки. Разумеется, не обязательно быть владельцем империи или завода, чтобы страдать дальнозоркостью богатства. Кому и серебряное ситечко - богатство, так что весь мир будет в дырочках. Определить, ослеплён я богатством или нет, очень просто. Из слов Иисуса "раздай нищим" и "следуй за мной" - какие нас больше озадачивают? Если мы начинаем размышлять про "раздай нищим", то мы богачи и слепы к Иисусу, не видим Его. Не видим бедного Бога, не видим распятого, не видим воскресшего. Другого богатства нет и не будет - богатство видеть одного-единственного человека, которого физически уже давно не видно, которого спокойно мучают богословы и политики, иерархи и мистики. Самого распятия не видят, потому что слишком вглядываются в изображение распятия, в страдающее лицо. А "следовать за Иисусом" означает, как и во времена Моисея, видеть Бога со спины, видеть вдалеке, часто - далеко впереди, так что чувствуешь себя оставленным и брошенным, и не слышишь, что Он там говорит... Видеть через "цивилизацию", через "культуру", через сомнения и веру, видеть Иисуса, как прозревший слепец видел людей - словно дерево ходит... Но всё-таки видеть - то есть, двигаться по жизни, как двигается прозревший слепой - означает, что больше непонятного вокруг становится. И для прозревшего слепого, и для разорившегося богача, и для уверовавшего в Иисуса. Новое всегда непонятно, и страшно, и удивительное, и прекрасно, и чтобы не споткнуться о впервые увиденный корень, чтобы правильно обратиться к впервые увиденному (хотя давно знакомому) человеку и нужно всего-то - следовать за невидимым Христом.

Богач, видимо, получил своё богатство по наследству, коли не решился его раздать (так ведь и сказано, что он "юноша"). Кто сам сделал своё богатство, знает, что можно раздать деньги, но нельзя раздать талант делать деньги. Может, следующая попытка будет не столь удачной, может, наоборот, но главная собственность человека - он сам. Со своим "я" расстаться труднее, чем с любыми деньгами. А нужно - недаром Господь вновь и вновь повторяет: "погуби свою душу", "расстанься с семьей, домом" - возьми крест и иди за Мной.

Что в нашем "я" делает его годным только на раздачу? Именно то, что эгоизм побуждает нас не раздавать себя, а обирать других. Есть в нас и другое "я", которое обнаруживается только, когда мы раздадим свой эгоизм. Это "я" - образ Божий в нас. "Никто не благ, кроме Бога", - говорит Спаситель, но ведь в каждом образ Божий, в каждом и благость. Только глубоко-глубоко...

Надо освободиться от собственности, чтобы стать собственностью - собственностью Божьей. "Достояние", - так в церковнославянских текстах обозначают это состояние. "Раб Божий" о том же, ведь раб - всего лишь собственность. "Народ Божий" - о том. Быть Божьим народом означает умереть для любого другого народа, для любой другой национальности. Вообще перестать быть частью какого-либо народа.

Чтобы стать учёным, надо расстаться со всеми школьными представлениями о науке. Чтобы стать психологом, нужно расстаться с обывательскими представлениями о психологии. Полузнание мешает знанию больше, чем невежество.

То же в духовной жизни. Чтобы стать верующим, нужно расстаться с суевериями. Чтобы надеяться на Бога, нужно расстаться с надеждами на людей (и на деньги). Чтобы полюбить, нужно расстаться с полулюбовью, которая любит условно, любит своё. Иначе... Как на границе холодного и тёплого воздуха возникают бури, так возникают бури там, где любовь к Богу соседствует с любовью к себе. Где сталкивается наша воля и Божья, там возникает ненависть и к себе, и к Богу, и к людям. Мы каменеем и цепенеем, превращаемся в бесчувственные статуи, изображающие святых. Перестать быть статуей, ожить - для этого и нужно стать собственностью Божьей. Мы оживаем, когда понимаем, что другой человек - живой, а не марионетка, наша или Божия, не школьная доска, а - живой.

Проповедь 1400

"Совершенство", "вечная жизнь" - противоположность богатой жизни. Чем же плоха богатая жизнь? Богатство - отличная штука постольку, поскольку на него можно купить всё, что нужно, и опасная штука, поскольку на него нельзя купить того, что нужно. Можно купить покой, нельзя купить мир. Можно купить спасение, нельзя купить творчество.

Можно, можно купить спасение - не индульгенцию фиктивную, а добротное религиозное спасение со всеми необходимыми процедурами и сертификатами от религиозных институтов. Это не будет спасение какого-то второго сорта, с послаблениями для богатого клиента - напротив, богачу предложат первосортное спасение, которого не решатся предложить бедняку - будет искушение-с...

Впрочем, спасение мало кого интересует, потому что, если человек ещё не почувствовал, что гибнет, ему наплевать на спасение, а если почувствовал - у него обычно нет сил спасаться. Этим-то гибель и гибельна. Вот покой интересует всех.

Покой - не простое отсутствие беспокойств. Более того, беспокойства входят в рецептуру идеального покоя как соль в хлебную. Покой - насыщенное, активное состояние, не болото, а фонтан в жару. Покой - удовлетворение всех основных потребностей человека (не основные можно и подождать удовлетворять - чтобы не стало скучно). Замечательно в русском языке "покой" - это одновременно и синоним мира, и обозначение главной комнаты, дома. Мой дом - мой покой. Тут я защищён от непогоды, от врагов, от голода и жажды.

"Покой", однако, приобретает весьма неприятное значение, если к нему прибавляется "вечный". Конечно, во время панихиды не до того, но на спокойную голову кто не согласится с капитаном Стормфильдом: не может быть ничего хуже вечного покоя, вечного воспевания Творца, вечного наслаждения вечностью.

Не покой принёс Иисус на землю, а мир. Настоящий мир, полноценный мир, окончательный мир, при котором не нужно ни от кого защищаться - а покой есть состояние абсолютной защищённости. Между самым лучшем покоем и самым плохим миром такая же разница как между каменным мешком и пляжем. Вечная жизнь есть вечный мир - вечное развитие (всякое иное развитие - не развитие, а кудряшка на барашке), вечная новизна, вечная жажда - не от недостатка воды, а от избытка жизни.

Конечно, в идеале было бы совместить покой с миром, но это невозможно по определению. Нельзя совместить защищённость с любовью, необходимость со свободой, скафандр с сексом. Можно снять скафандр. Это и есть "раздай имение своё".

Нищие тут - элемент случайный. Если когда-нибудь исчезнет нищета, можно кроликам раздать или богачам. Во всяком случае, раздавать нищим надо осторожно - опыт революций показал, что с миру по нитке - голому рубашка, а с одетого рубашка на нитки - миру одни неприятности. Важно не кому, а что раздать. Раздать покой, защищённость, стабильность, - всё то, что является жизнью здесь, на земле. Скорлупу раздать. Упаковку распаковать. Иногда - тело умертвить. И всё это - не механически, а посоветовавшись с тем же Иисусом, потому что Иисус не попка-дурак и не говорит всем одно и то же.

Ученики - не богатые люди, они средний класс своего времени. Почему же из проповеди Иисуса против богатства ученики выводят, что никто не может спастись?

Потому что ученики знают историю и умеют вычислить окончание ряда "шесть-пять-четыре…". История Израиля начинается с запрета человеческих жертвоприношений. Сын или не сын - это не слишком важная по тогдашним временам подробность. Важно, что три тысячи лет назад человек мог быть собственностью человека и принесение этой собственности в дар Богу - через убийство, а как ещё; неживое ломаем, живое убиваем - было проявлением самопожертвования. Моя ведь собственность, от себя отрываю.

Бог не повелевает Аврааму отказаться от жертв - Бог показывает Аврааму (не объясняя!), что один человек не может быть собственностью другого человека. Раздай людей, которых считаешь частью себя, своей собственностью, своим продолжением. Раздай их им самим. Пусть Исаак будет не собственностью Авраама, а собственностью Исаака.

Через полторы тысячи лет Бог разрушает Храм. Руками язычников, но было бы странно разрушать Храм руками избранного народа. Храм и его жертвы (не человеческие, к счастью) - проявление богатства Израиля. Богатства материального и богатства духовного, от которого Израиль уделяет Богу положенную часть. Бог предупреждал - "раздай богатство". Оторви зад от духовных сокровищ и делись со всеми. Не подействовало, напротив, ещё крепче уселись? Бог вышибает Храм из-под сидельцев.

Призыв раздать богатство ни в малейшей степени не есть забота о нищих. Никогда и никого такая раздача не обогащала, опыт же большевизма учит: просто раздать - выйдет смертоубийство и обнищание хуже прежнего. Сокровища Храма не обогатили римлян. От крушения Израиля окружающие народы не стали ближе к Богу.

"Раздай богатство" есть забота о раздающем. Может (будем надеяться - точнее, будем стараться) быть общество без бедных, но и в этом обществе будет нужда в освобождении от богатства. Человек стал взрослым, самостоятельным, "сам сделал себя" - не через наследство, не через грабёж, а через воображение, ум, старание с терпением, в общем, средний класс - это первый класс! Во всяком случае, ничего лучше не предвидится. Хороший класс, но всё же всего лишь класс - то есть часть людей, обособленная, заботащаяся прежде всего о себе. Апостолы верно почуяли: Иисус говорит о богатстве любого человека, крепко стоящего на ногах. Он предлагает крылья, но прежде хочет ампутировать ноги. Почему? А что мы делаем этими своими крепкими ногами? Да пинаемся! Современный средний класс точно так же доходит до войны, как когда-то скотоводы и крестьяне. Ради своей безопасности, ради защиты своего благополучия мы применяем насилие и смерть. Только три тысячи лет назад воевали с соседней деревней, две тысячи лет с соседним городом, а теперь на другой континент посылаем войска для самозащиты. Тут и конец нашей добродетели, тут мы и разрушаем то, что построили.

Такая самозащита через агрессию всегда иррациональна. Она есть попытка защититься вовсе не от агрессии человека, а от смерти, от агрессии небытия. Мы с таким трудом делаем карьеру, строим дом, обретаем профессию, и на самом пике вдруг - болезнь, старость, дряхлость и так далее. Точнее, далее как раз - ни-че-го. Богатство наше остаётся, достижения наши остаются, а мы-то сами - тю-тю… Выдержим ли мы проверку слабостью, выдержим ли мы, когда смерть отберёт наши богатства?

Иисус часто сравнивали с Сократом: оба-де проповедники нравственного совершенства, оба призывали собирать сокровища духа. Да, но Сократ не призывал раздавать богатство, он полагал необходимым дополнить материальное духовным. Смерть Сократа - свидетельство бессилия духа. Если за духовное убивают, если духовное не побеждает смерть, то пошло оно лесом. Если Иисус только умер - аналогично. "Следуй за Мною" - следуй за Мною в воскресение. Если Иисус не воскресал, то и следовать за Ним не следует. В могилу всякий и без христианства попадёт. Поэтому вместе с рассказом о "раздай богатство" читают символ веры апостола Павла - о том, что мы веруем не в то, что Иисус Мессия, а в то, что Иисус воскрес и что Его воскресение не вещь-в-себе, а вещь-в-нас. Богатство - это всё, что мешает вере в воскресение. Вот почему всполошились - совершенно правильно - апостолы. Они ещё не знали о воскресении, но они уже видели Иисуса и понимали, что жизни с Христом мешают не нули после цифр в банковском счёте, а само существование у тебя банковского счёта. Твёрдо стоящий на ногах летать не может!

Позвольте, но как же тогда?! - повторим мы за апостолами. А вот никак, - ответит Иисус, как ответил апостолам. Никак нельзя служить Богу и банку, и не надо отбрёхиваться, что, мол, банк служит нам. Мы беспокоимся о благополучии банка, не наоборот, и это относится ко всему материальному - оно о нашем существовании даже не подозревает, а вот мы готовы бессмертную душу подложить под материальное благополучие, лишь бы не шаталось.

К счастью, наше христианство проверяется лишь в критические моменты. К несчастью, этих критических моментов больше, чем дней в году. Будь богатым, но в кризис - кризис для верующего в воскресение повод отдать, а не прикупить. Будь богатым, если получится соединить богатство с отсутствием гнева, гордыни, агрессивности. Будь богатым, не уходи в монахи или в хиппи, но пусть твоё богатство будет меньше твоей веры и твоего Бога. Если вера не велика - сбрось балласт, если велика - ну, тогда сбрасывать будет, скорее всего, нечего. Потому что идти за Христом означает делать богатым не себя, а мир, не тащить к себе всё блестящее, а защигать искры в серой обыденности тоски и уныния. Жить в Царстве Небесном означает раздавать окружающим богатства небесные, чтобы всё как у всех - тщательно, добросовестно, творчески - но чтобы всё ещё и светилось так, как светится пещера Воскресения. Следовать за Воскресшим означает идти туда, где человек не только протоплазма, нуждающаяся в защите, крыше, еде. Человек - это ходячая радость для нас, ходячее удовольствие и радость. Вера в Воскресение, следование за Воскресшим и есть освобождение из гроба ненависти, где всё просчитывается исходя из смертности, расставание с накоплениями цинизма, самоуверенности, высокомерия, в общем, - с возможным, слишком возможным, даже непременным - и раскрытие себя для того Невозможного, которое одно и составляет суть человека.

ГДЕ БОГ, ТАМ И НЕБО

Лк. 18, 22 «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».

(По проповеди в воскресенье 14.12.2015 №2165).

Иисус перечисляет заповеди и вдруг резко останавливается - нету десятой-то, про «не пожелай». На самом деле, она просто переформулирована позитивно - «раздай». Потому что нет ничего в этом мире «моего» - всё чужое! Ничего-то «своего» у нас нету, а главное - мы сами не свои. В этом трагедия греха. Душа - дыра, и эту дыру мы пытаемся засыпать вещами.

За православным богослужением как предисловие к этому рассказу читается призыв апостола Павла о том, что верующий сражается не с материальным, а с «духами злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Злоба, конечно, не делится на «небесную» и «поднебесную», как хотелось бы. Если злоба - то уже поднебесная, свергнутая с высоты. Не «земная» - злоба всегда беспочвенна. Ненависть не на земле живёт, а в пустоте озлобленного сердца. Поэтому и «раздай» - чтобы от пустоты свалки подняться к наполненности неба. От расталкивающей окружающей переполненности высокомерием и страхом, эгоизмом и жадностью - к невидимой свободе.

«Раздай имение» - далеко не отрицательное дело, не просто вернуть по описи всё взятое и гулять. Раздать имение - это означает получить сокровище небесное, а это груз. Лёгкий, но объёмный. Это даже вдвоём или втроём не отнести, это лишь всем человечеством.

Сокровище неба - Сам Бог, и в Нём любые земные сокровища-свершения как пылинки в луче солнечного света. Только этот Свет может заполнить нашу пустоту так, что можно будет не бояться упасть. Не от каждого Господь требует сделать пустоту абсолютной - да и от этого «начальствующего», кажется, требовал вовсе не того, что буквально прозвучало, а чтобы перестал быть начальником. Ведь без имущества - какой начальник? Власть и собственность едины в мире пустоты. А в мире Божием другое единство - Начальник жизни раздаёт и раздаёт, и нам нужно лишь приветствовать исходящие от него события, мысли, чувства и, главное, встречи с далёкими, чтобы дальние во тьме стали близкими в свете Божием.